Анализ олимпиады по информатике школьный этап

Обновлено: 07.07.2024

В соответствии с планом-графиком внутришкольного контроля проведен анализ результатов школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников.

- проанализировать организацию и результаты школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников;

- выявить одаренных обучающихся по отдельным предметам с целью участия в муниципальном этапе Всероссийской олимпиады школьников и индивидуальной работы с одаренными обучающимися.

Вид контроля: тематический, заседание МО, анализ результативности.

Время проведения: ноябрь 2020 года.

Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников проводился с 21 сентября по 13 октября 2020 года. В школьном этапе предметных олимпиад принимали участие учащиеся 4–10-х классов.

Для организации и проведения школьного этапа предметных олимпиад был проведен ряд мероприятий:

– составлен список членов жюри школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников;

– обеспечены сбор и хранение заявлений родителей (законных представителей) обучающихся, заявивших о своем участии в олимпиаде, о согласии на сбор, хранение, использование, распространение (передачу) и публикацию персональных данных своих несовершеннолетних детей;

– составлен список участников школьного этапа Всероссийской олимпиады согласно заявлениям, предоставленным учащимися и их родителями (законными представителями);

– приказами МКОУ СОШ № 15 закреплены аудитории для проведения олимпиад, определены время проведения олимпиад, а также дежурные в аудитории во время проведения олимпиад;

– проведен инструктаж с дежурными в аудитории по правилам проведения школьного этапа олимпиады;

– членами жюри организована и проведена проверка работ участников школьного этапа олимпиады в соответствии с критериями.

Олимпиадные задания были получены школой от муниципальных предметных комиссий. Проверка олимпиадных заданий, определение победителей и призеров школьного этапа Всероссийской олимпиады по общеобразовательным предметам осуществлялись жюри согласно приказу от 31.08.2020 № 43.

В школьном этапе Всероссийской олимпиады школьников приняли участие 50 учащихся 4–10-х классов – 79 процентов от общего количества учащихся 4–10-х классов в 11 предметных олимпиадах, а именно по английскому языку, биологии, географии, истории, литературе, математике, обществознанию, ОБЖ, русскому языку, физической культуре, информатике.

В текущем учебном году в школьном этапе Всероссийской предметной олимпиады приняли участие 4 учащихся 4-го класса в олимпиаде по математике и русскому языку.

Таблица № 1. Сравнительный анализ количества участников школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников за два года

(учащиеся, принявшие участие в данном этапе олимпиады по нескольким предметам, учитываются один раз)

Вывод: в 2019/20 учебном году наблюдается уменьшение количества участников на 5 человек (в сравнении с прошлым учебным годом).

Таблица № 2. Количество участников школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников в 2020/21 учебном году по предметам

Процент от общего количества учащихся в классах

Английский язык (5–10-е классы (58 учащихся))

Биология (5–10-е классы (58 учащихся))

География (5–10-е классы (58 учащихся))

История (5–10-е классы (58 учащихся))

Литература (5–10-е классы (58 учащихся))

Математика (4–10-е классы (63 учащихся))

Обществознание (6–10-е классы (45 учащихся))

ОБЖ (7–10-е классы (36 учащихся))

Русский язык (4–10-е классы (63 учащихся))

Физическая культура (5–10-е классы (58 учащихся))

Информатика (5–10-е классы (58 учащихся))

Вывод: наибольшее количество участников олимпиады наблюдается по следующим предметам – русский язык, математика, обществознание. Очень низкий показатель по таким предметам, как информатика, литература.

Таблица № 3. Сравнительный анализ количества участников школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по предметам за два года

14 октября 2015 в МБОУЯСШ № 4, 9 состоялся I этап (школьный) Всероссийской олимпиады школьников.

Основными целями и задачами школьного этапа олимпиады являются выявление и развитие у обучающихся творческих способностей и интереса к научно-исследовательской деятельности; создание необходимых условий для поддержки одаренных детей; пропаганда научных знаний; повышение эффективности участия обучающихся в последующих этапах Всероссийской олимпиады школьников.

Основными принципами, лежащими в основе порядка проведения школьной олимпиады, стали:

– равенство предоставляемых возможностей для учащихся;

- добровольная основа участия обучающихся;

– прозрачность и объективность процедуры проведения и подведения итогов школьной олимпиады;

ВложениеРазмер
protokolrmono3.docx 358.6 КБ

Предварительный просмотр:

заседания районного методического объединения учителей

информатики и ИКТ г.Ярцево и Ярцевского района.

Присутствовало 12 человек

Булатова Татьяна Николаевна (МБОУЯСШ №4) с анализом результатов школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников. Также были рассмотрены вопросы подготовки к муниципальному этапу Всероссийской олимпиады школьников. Отмечено, что для участия в муниципальном этапе недостаточно изучения базового курса информатики в школе, требуется усиленная самостоятельная подготовка школьника.

этапе Всероссийской олимпиады школьников.

Руководитель РМО учителей информатики и ИКТ Сергеева Д.Л.

Анализ проведения школьного этапа

Всероссийской предметной олимпиады школьников

2015-2016 учебный год

14 октября 2015 в МБОУЯСШ № 4, 9 состоялся I этап (школьный) Всероссийской олимпиады школьников.

Основными целями и задачами школьного этапа олимпиады являются выявление и развитие у обучающихся творческих способностей и интереса к научно-исследовательской деятельности; создание необходимых условий для поддержки одаренных детей; пропаганда научных знаний; повышение эффективности участия обучающихся в последующих этапах Всероссийской олимпиады школьников.

Основными принципами, лежащими в основе порядка проведения школьной олимпиады, стали:

– равенство предоставляемых возможностей для учащихся;

- добровольная основа участия обучающихся;

– прозрачность и объективность процедуры проведения и подведения итогов школьной олимпиады;

Нажмите, чтобы узнать подробности

В школьном этапе всероссийской олимпиады школьников по информатике приняло участие 19 учащихся, что составило 79,2%. Не приняли участие следующие учащиеся следующих классов: ______________________.

Аналитическая справка по итогам школьного этапа всероссийской олимпиады школьников 2016-2017 уч. г.

в МБОУ ООШ № 2 р.п. Хор по информатике

В школьном этапе всероссийской олимпиады школьников по информатике приняло участие 19 учащихся, что составило 79,2%. Не приняли участие следующие учащиеся следующих классов: ______________________.

Количество школьников по классам представлено в таблице 1.

Представительство участников олимпиады по классам

Из них победителей /призеров (чел.)

Среди участников школьной олимпиады 2016-2017 уч.г. было _____школьников, участников олимпиады 2015-2016 уч. г. из них ____победителей и призеров прошлого года.

Итоги олимпиады представлены в таблице 2.

Победители и призёры школьной олимпиады

Количество баллов/Процент выполнения

Процент выполнения олимпиадных заданий:

Более 50% олимпиадных заданий выполнил три человека (3,8% от общего количества участников)

от 30% – до 50% – 21 участник (26,6%)

от 20% – до 30% – 36 участников (45,6%)

от 15% и ниже – 19 участников (24,1%)

Максимальное процент выполнения – 64,29%

Минимальный процент выполнения – 0%

Средний процент – 23,55%

Средний балл выполнения заданий:

в 7-м классе – 8,9 (25,80% от максимально возможной суммы баллов);

в 9-м классе – 8,15 (23,29% от максимально возможной суммы баллов);

в 10-м классе – 7,08 (16,47% от максимально возможной суммы баллов);

в 11-м классе – 10,2 (23,72% от максимально возможной суммы баллов).

Максимальный балл за выполнение олимпиадных заданий:

в 7-м классе – 34,78 балла;

в 9-м классе – 51,43 балла;

в 10-м классе – 26,74 балла;

в 11-м классе – 64,29 балла.

В сравнении с прошлым годом процент выполнения олимпиадных заданий стал значительно ниже. Причинами этого являются следующие моменты: достаточно сложны некоторые задания олимпиады, большая нагрузка учителей.

Анализ результатов выполнения олимпиадных заданий позволяет сделать вывод о том, что школьники успешно справились синтаксическим разбором предложений, морфемным анализом слова, определение частей речи. Такие разделы школьных курсов предмета как морфология, синтаксис и фразеология не составляют затруднений у школьников.

Сложными оказались задания на проверку содержания вопросов с историей языка, лексикой, этимологией. Это связано с недостаточным количеством часов, отведенных на изучение данных разделов языка.

Так особые трудности вызвали следующие задания:

для учащихся 7-8 классов – №7 (87% невыполнения) - на определение рода существительных по суффиксам, №8 (84%) - на указание особенности значения единственного числа (обобщающее значение выражается формой единственного числа), №10 (55%) - на знание семантической системы языка;

для учащихся 9 класса – №7 (82% невыполнения) - на выявление семантического или стилистического различия между синонимами, №9 (77%) – на знание этимологии, истории языка;

Общий недостаток большинства работ – отсутствие обоснованного ответа на поставленный вопрос. Жюри отмечает, что общий уровень подготовленности участников муниципальной олимпиады оказался ниже прошлого года. Возможно, это связано с формальным отбором участников по итогам школьных олимпиад. Методической комиссии муниципальной олимпиады рекомендуется на следующий год включить больше заданий творческого характера.

По итогам анкетирования (устного опроса) участников олимпиады было установлено, что победители обучаются по учебникам авторов В.В. Бабайцевой и М. Разумовской; основная работа с одарёнными детьми и подготовка их к участию в школьном этапе всероссийской олимпиады школьников осуществлялась на базе образовательных учреждений. Учителя победителей олимпиады имеют высшую категорию и стаж работы БОЛЕЕ 20 лет.

Методические рекомендации по подготовке обучающихся к олимпиаде по русскому языку

В связи с многочисленными олимпиадными заданиями, требующими объяснить языковые явления современного русского языка с исторической точки зрения, необходимо при подготовке школьников к олимпиаде уделять внимание вопросам этимологии, историческому комментированию современных орфографических норм, диахроническому морфемному разбору.

Обратить внимание на словообразовательный и морфемный разборы с современной точки зрения.

Отработать навыки анализа синтаксических явлений повышенной сложности.

Из года в год одним из самых сложных заданий является задание на знание семантической системы русского языка. Рекомендуем вести целенаправленную работу над уточнением и объяснением лексического значения слова, особое внимание необходимо уделить устаревшим словам и словам иноязычного происхождения.

Учащимся не хватает знаний по современной лексикографии. Необходимо приучать учащихся пользоваться различными видами лингвистических словарей, обращать внимание на их авторов, отличительные признаки и построение словарной статьи.

В статье рассмотрен процесс подготовки школьников к предметным олимпиадам, выявлены проблемы, возникающие при подготовке к олимпиадам по информатике. Сделан вывод, что анализ задач олимпиад по информатике представляет собой самостоятельный учебный раздел, который по теоретическим и практическим вопросам выходит за рамки школьной программы и требует особого уровня подготовки и дополнительного времени. В качестве метода решения предложена методика подготовки школьников к олимпиадам по информатике на дополнительных внеклассных занятиях, которые проводятся в виде спецпрактикумов, элективных курсов, тематических и предметных кружков. Предложенная методика подготовки школьников к олимпиадам по информатике позволяет не только активизировать познавательные и творческие способности учащихся, но и способствует эффективному решению проблемы качественной подготовки участников олимпиады.


4. Павлова Е.С. УМК для подготовки одарённых школьников к участию в олимпиадах по информатике / Е.С. Павлова, Т.К. Смыковская // Современные достижения в науке и образовании: математика и информатика: матер. междунар. науч.-практ. конф., Архангельск, 1–5 февр. 2010 г. / Поморский гос. ун-т им. М.В. Ломоносова, математический факультет. – Архангельск, 2010. – C. 649–653.

5. Павлова Е.С. Методика использования систем задач как средства развития одаренности при подготовки школьников к олимпиадам по информатике: Дис. канд. пед. наук. – Волгоград, 2014. – 219 с.

Предметные олимпиады – это форма интеллектуальных соревнований школьников в определенной научной области, которая позволяет выявлять не только уровни образовательных достижений учащихся, но и проверяет умение школьников применять полученные знания в новых нестандартных ситуациях при решении заданий повышенной сложности. Предметные олимпиады проводятся c целью выявления и развития у учащихся творческих способностей, интереса к научной (научно-исследовательской) деятельности и для пропаганды научных знаний [1]. Олимпиады являются важнейшим фактором поиска и отбора одаренной молодежи для формирования будущей интеллектуальной элиты страны.

Для учащихся школ предметные олимпиады являются одним из наиболее эффективных способов раскрытия потенциала и степени владения материалом, они способствуют развитию умственных и творческих способностей, активизируют самоконтроль результатов обучения. Участие в таких олимпиадах предполагает развитие способностей у школьников в соответствии с направлением подготовки на углубленном высоком творческом уровне. Рассмотрим на примере олимпиад по информатике основные требования к знаниям и умениям участников и проблемы, с которыми сталкивается педагог при подготовке школьников к этому мероприятию.

Как показывают исследования [5], для успешного участия в олимпиадах по информатике учащийся должен знать:

1) технические характеристики компьютеров;

2) базовые параметры широко распространенных операционных систем;

3) методы формализации поставленных задач;

4) основные типы алгоритмов (алгоритмы работы с различными структурами данных, алгоритмы работы с графами, алгоритмы организации перебора и динамического программирования, алгоритмы целочисленной арифметики, алгоритмы моделирования, алгоритмы компьютерной геометрии и другие);

5) один или несколько языков программирования (список допустимых языков программирования определяют организаторы конкретных олимпиад).

Кроме того предполагается, что потенциальный участник олимпиады должен уметь:

1) работать с персональными компьютерами в современных операционных системах с интегрированными системами программирования;

2) эффективно обходить имеющиеся ограничения по характеристикам компьютеров, например по памяти и быстродействию, при решении задач;

3) переходить от словесного описания постановки задачи к ее формальному описанию с учетом заданных технических и содержательных ограничений;

4) использовать на практике основные типы алгоритмов;

5) применять на практике современные технологии программирования, а также методы отладки и тестирования программ.

Анализ олимпиад по информатике в контексте содержания показал, что они включают задачи модульной арифметики, комбинаторики, задачи по сортировке и перебору данных, динамическому программированию, моделированию, оптимизации, длинной арифметике, линейному и двоичному поиску, жадным алгоритмам, рекурсии, теории графов, комбинаторике и по работе с данными строкового и файлового типов. В качестве примера приведем список алгоритмов олимпиадных задач, которые предлагались участникам регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников по информатике в 2016/2017 учебном году [3] (таблица).

Cписок алгоритмов олимпиадных задач

Алгоритмы, обеспечивающие полное решение задачи

Алгоритмы, обеспечивающие частичное решение задачи

Модульная арифметика, использование формулы

Динамическое программирование, жадные алгоритмы

Линейный перебор вариантов

Алгоритмы на графах (обход в глубину)

Перебор, линейный поиск

Двоичный поиск, комбинаторика, алгоритмы на графах (паросочетания в графах)

Перебор вариантов, жадные алгоритмы, моделирование, алгоритмы поиска максимального паросочетания, алгоритмы поиска максимального потока

Линейный перебор вариантов, вывод формулы

Полный перебор вариантов, динамическое программирование

Линейный проход, структуры данных, комбинаторика

Полный перебор вариантов, моделирование

Структуры данных, сканирующая прямая

Работа с деревьями, алгоритмы на графах (обход в глубину), сортировка событий

Линейный перебор вариантов

Это привело к тому, что педагоги, заинтересованные в полноценной подготовке участников олимпиад по информатике, организуют дополнительные внеклассные занятия, которые проводятся в виде спецпрактикумов, элективных курсов, тематических и предметных кружков.

Общая подготовка учащихся к олимпиадам по информатике традиционно проходит по нескольким направлениям [5]:

1) отбор одаренных учащихся;

2) тестирование учащихся с целью определения уровня их подготовленности по предмету;

3) развитие навыков работы с компьютером;

4) овладение одним из базовых языков программирования;

5) изучение алгоритмов, необходимых для решения олимпиадных задач;

6) ознакомление с различными способами решения и распознавания применимости известных алгоритмов;

7) анализ программного кода реализации типовых алгоритмов;

8) анализ эффективности программ;

9) изучение методов тестирования программ;

10) формирование приемов написания и отладки программ на компьютере;

11) тренинг: программирование, отладка и тестирование задач;

12) психологическая подготовка участников олимпиад.

Для решения проблемы качественной подготовки участников олимпиады была разработана и внедрена на практике в рамках учреждения дополнительного образования на базе факультета довузовской подготовки Волгоградского государственного технического университете методика подготовки школьников к олимпиадам по информатике [4].

Для примера рассмотрим несколько задач из системы задач на изучение метода двоичного (бинарного) поиска.

У (условие) – задан упорядоченный массив.

Б (базис) – базовые навыки работы с одномерными массивами: просмотр всего массива или его части и вычисление индекса элемента по заданному условию.

Т (требование) – в простейшем случае в упорядоченном массиве требуется найти элемент с заданным значением.

С (способ) – для эффективного нахождения в отсортированном массиве элемента со значением x воспользуемся алгоритмом двоичного (бинарного) поиска, в котором на каждом шаге область поиска уменьшается вдвое. Для этого в заданном массиве (для примера массив упорядочен по возрастанию) выберем средний элемент.

По отношению к значению x средний элемент массива может быть: 1) равен x, в этом случае поиск завершается; 2) больше x – поиск необходимо продолжать в левой части массива; 3) меньше x – поиск необходимо продолжить в правой части массива.

В случаях 2–3 поиск продолжается. Для этого в выделенной части массива вновь выбирается средний элемент и проводятся аналогичные рассуждения. Процесс продолжается до тех пор, пока поиск не будет завершен. Это произойдет в одном из двух случаев: 1) элемент найден, т.е. средний элемент рассматриваемого участка будет равен x; 2) элемент не найден, т.е. длина области поиска уменьшилась до нуля и левая и правая границы области поиска сомкнулись.

Типовая задача 1 (Т1). Опишите массив записей, содержащих фамилию абонента и номер его телефона. Запрограммируйте двоичный поиск в телефонном справочнике.

Задача получена добавлением в условие базовой задачи: исходные данные представлены в виде одномерного массива, каждый элемент которого состоит из двух полей записи.

avd1.tif

Типовая задача 2 (Т2). Индексом называется таблица, содержащая отсортированные значения некоторых ключей и их местоположение в массиве записей. Индексом пользуются для ускорения поиска в массиве (сам массив может быть неотсортированным). Запрограммируйте процедуру составления индекса и бинарного поиска при помощи индекса.

Задача получена из предыдущей типовой задачи добавлением в требование и добавлением в условие – элементам массива требуется присвоить индексы и выполнить бинарный поиск по индексам, а не по элементам, в отличие от стандартной типовой задачи.

avd2.tif

Неопределенная задача 3 (Н3). Пусть некоторый текст T задан в виде последовательности символов, состоящий из слов, и есть два списка из нескольких слов в виде двух массивов A и B. Написать программу, преобразующую текст T в текст S путем замены каждого вхождения слова A[i] на соответствующее слово B[i].

Задача получена из базовой задачи добавлением в условие дополнительных массивов и добавлением в требование – требуется преобразовать исходный текст с использованием алгоритма поиска.

avd3.tif

Задача получена из типовой задачи 2 путем добавления в требование: необходимо вставить новый элемент в массив.

avd4.tif

Использование методики предполагает, что предметная часть обучения может быть организована в очной и дистанционной форме. Занятия с учащимися проходили в рамках малой группы. При проведении занятий учитывалось, что в группе есть учащиеся с разными уровнями подготовки (высоким, средним и низким). В качестве основных форм организации обучения были выбраны лекционно-практические и лабораторные занятия.

Обучение по каждой теме проходило в три этапа.

Этап 1 (лекционный). Типовое лекционное занятие в рамках дидактической единицы начиналось с изучения теоретических основ предметной области посредством рассмотрения базовых алгоритмов решения задач данного типа. Для всех рассматриваемых тем были подготовлены системы задач. При очном обучении алгоритм решения типовых задач изучался под руководством преподавателя, при дистанционном обучении учащиеся самостоятельно осваивали материалы, используя кейсы.

Этап 2 (практический). Для проверки усвоения рассмотренного материала в системы задач были внесены дополнительные типовые задачи, которые учащиеся в зависимости от уровня подготовки разбирали с помощью преподавателя, совместно с другими учащимися в рамках работы малой группы или самостоятельно. При разборе задач преподаватель с учащимися анализировал условия задач, определяя их достаточность или избыточность. После решения нескольких типовых задач из системы и консультаций с преподавателем считалось, что школьники получили базовые знания по данной теме и могут приступать к самостоятельному решению задач.

Разработанная методика [5] решает проблемы при подготовке к олимпиадам по информатике, опираясь на выполнение следующих дидактических условий:

1) наличие разработанных специализированных систем задач, охватывающих основные разделы олимпиадной информатики и построенных на основе задач из общероссийской базы заданий олимпиад по информатике;

2) использование систем задач, которые позволяют корректировать процесс обучения в зависимости от достигнутого уровня подготовки и индивидуальных особенностей учащихся;

3) конструирование и реализация индивидуальных образовательных траекторий в рамках учебных занятий (очных и/или дистанционных) по подготовке к олимпиадам по информатике;

4) постоянный мониторинг предметных знаний, умений в области программирования;

5) предоставление возможностей для проявления каждым школьником его способностей на максимально возможном уровне за счет работы в динамичных малых группах и, при необходимости, самостоятельной работы с дистанционной поддержкой со стороны преподавателя;

6) наличие у педагога опыта подготовки школьников к олимпиадам;

7) наличие программной и материально-технической базы для очного и дистанционного обучения школьников.

Таким образом, предложенная методика подготовки школьников к олимпиадам по информатике позволяет не только активизировать познавательные и творческие способности учащихся, но и способствует эффективному решению проблемы качественной подготовки участников олимпиады.




26 октября в 1-й группе регионов состоялся школьный этап Всероссийской олимпиады школьников по информатике. Текстовые разборы (задания, правильные ответы и решения) и видеоразборы тура опубликованы на странице предмета.


На видео эксперты объясняют решения и типичные ошибки участников олимпиады. Задания тура разбирает Александр Жуков, учитель информатики лицея классического элитарного образования (Ростов-на-Дону), автор заданий школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по информатике.

Предварительные результаты тура доступны в тестирующей системе логину и паролю участника. Окончательный результат вы сможете узнать в школе не ранее 2 ноября.

В туре по информатике в 1-й группе регионов участвовало 17 субъектов Северо-Западного, Северо-Кавказского и Южного федерального округов, 5 185 школ из 7 828 (66,23%) и более 77 тысяч человек. 14 737 участников решали задания за 5–6 классы, 29 297 — за 7–8 классы и 33 320 — за 9–11 классы.

Школьный этап олимпиады в онлайн-формате завершен. Следующим этапом Всероссийской олимпиады школьников станет муниципальный этап.

По всем вопросам обращайтесь к организатору олимпиады в школе и координатору в вашем регионе.

Читайте также: