Почему ряд важных предметов в школе изучается недостаточно

Обновлено: 06.07.2024

В официальном содержании по ФГОС - темы по правовой грамотности и финансовой есть. Есть два серьезных фактора, которые не дают им актуализироваться и стать необходимостью для самого ученика. 1. Все финансовые вопросы в семье обсуждаются родителями и старшими родственниками. Ребенок к финансам, как правило не допущен. Нельзя считать, что ребенок научится, как считать. Читать далее

всё образование и воспитание , направлено на одно -чтобы человек был вежливым и послушным . если отсутствует. Читать дальше

Почему не учат? Сейчас есть предмет "финансовая грамотность", в рамках которого ряд вопросов изучается на уровне, понятном школьнику. В рамках обществознания рассматриваются базовые аспекты нормативной системы социума и т.д.

В том виде, в каком их преподают сейчас, они безнадежно устарели и абсолютно неприменимы в жизни.

Это вечный спор: зачем нужны те или иные предметы. Старшеклассники, у которых нелады с физикой, химией или математикой, ноют, что им эти знания никогда в жизни не пригодятся. И, возможно, из таких вот детей, которые отказываются даже от базовых естественнонаучных знаний, вырастают потом сторонники теории плоской Земли.

Возможно, закон Ома, свойства урана, особенности размножения кенгуру, письмо Татьяны к Онегину забудутся сразу после выпускного вечера. Но без этих знаний как понять, кем ты хочешь стать? Не попробовав, невозможно выяснить, что на самом деле нравится, а к чему нет никакой тяги.

Но, по нашему мнению, в школе сейчас есть такие дисциплины, которые совершенно бесполезны. Мы составили антирейтинг таких предметов.

ОБЖ — основы безопасности жизнедеятельности

В советское время этот предмет имел еще более устрашающее название — НВП (начальная военная подготовка). Аббревиатуру заменили, но по сути все осталось по-прежнему. Во многих российских школах основам безопасности и жизнедеятельности учит бывший военный (причем чином не ниже полковника), он продолжает рассказывать школьникам, как правильно надевать противогаз, заставляет зубрить уставы Вооруженных Сил РФ, знаки отличия, порядок прохождения армейской службы и т.д.

«Некоторые ученики и их родители считают, что изучение ОБЖ не совсем обязательно и только отвлекает от основных предметов, необходимых для поступления в вуз. Но, как показывает практика, знание основ безопасного поведения и оказания первой помощи в какой-то момент может спасти как свою, так и чью-то жизнь, а это самое важное для человека.

Учебная программа ОБЖ достаточно многогранна и не ограничивается обучением надеванию противогаза или действиям во время ядерного взрыва. Я рассказываю детям, как вести себя при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, во время пожара, о правилах поведения на дороге и др.

Привычно полагать, что в школе детям дают только всё важное и необходимое. Однако старшеклассники, уделяющие практически всё свое свободное время подготовке к экзаменам, считают иначе. Предлагаем ознакомиться с их позицией.

Самый бесполезный

Основы безопасности жизнедеятельности преподаются крайне формально, а учителя не дают никаких практических навыков, уверены дети. Кроме того, лишними предметами, подлежащими исключению из школьной программы, назвали технологию, астрономию, основы религиозной культуры, краеведение, рисование и музыку. За отмену технологии выступило 57% школьников. Они находят этот предмет скучным, а также подчеркивают, что в современном мире деление программы на мужскую и женскую потеряло свою актуальность уже давно. 38% школьников хотели бы исключить из школьной программы астрономию. Этот выбор связан по их мнению с тем, что предмет достаточно сложный, однако многим выпускникам он совершенно не пригодится во взрослой жизни. Пятая часть школьников предпочла бы вычеркнуть из списка школьных дисциплин основы религиозной культуры. И этот выбор связан вовсе не с желанием освободить пару лишних часов для подготовки к экзаменам. Старшеклассники полагают, что вопросы религии весьма личные и не могут претендовать на место обязательного предмета школьной программы.

Причины недовольств


Учителя и родители часто обсуждают, чему же учить современных детей, какие знания и навыки им потребуются в будущем. Наш блогер Анастасия Голубовская поступила проще: просто спросила подростков, каких предметов им не хватает в школе. Получился список из 7 дисциплин.

Жизнь и нормы меняются. А отношение к подросткам — нет. К ним всё ещё относятся пренебрежительно и с опаской. Мол, подростки ничего не ценят и не понимают. Меня расстраивает, что к подросткам предъявляют требования как к взрослым, при этом забывая о привилегиях, которые есть у взрослых: свободе, уважительном отношении и праве на собственное мнение. К ним относятся как к детям, которые полностью зависят от родителей, но при этом требуют самостоятельных поступков (от домашних обязанностей до работы).

Я решила пообщаться с подростками и узнать, каких предметов, по их мнению, не хватает в школьной программе. Сначала они рассказывали о предмете, его названии и сути, а потом в группах выбирали тот, который хотели бы внести в школьную программу. Так, из 17-19 предложений осталось 7.

Да, сексуальное просвещение воспринимается в нашем обществе как развращение несовершеннолетних. Хотя на самом деле это просвещение в области:

Многие подростки не знают, к кому обратиться за советом и где искать информацию. С родителями они говорить не хотят, бояться, не могут по разным причинам. Часто — потому что был неудачный опыт общения с родителями на эту тему (высмеяли, не ответили, пристыдили). А ведь дети всё равно найдут ответы на свои вопросы. Только вот не от взрослых, а от ровесников или в интернете. И не факт, что эти ответы будут адекватны.

Детей интересует, как понимать другого и как говорить так, чтобы другой понял тебя, твои чувства и ту мысль, которую ты хочешь донести. Процесс коммуникации зависит от многих вещей. Например, от социального интеллекта (что, когда, где и кому уместно говорить), эмпатии (способности встать на место другого и понять, что он чувствует), кругозора и начитанности.

Самое главное — прежде чем учиться понимать другого, надо научиться понимать себя, свои потребности, чувства и эмоции. И без помощи взрослых это сделать трудно. Ещё труднее — когда взрослые сами не умеют это делать.

Подростки переживают, что люди не умеют разделять личное и рабочее. В школе они часто сталкиваются с предвзятым отношением: кто-то учителям нравится больше, кто-то — меньше. Они видят предвзятое отношение со стороны администрации, если у семьи по каким-либо причинам нет возможности сдавать деньги на мебель, ремонт школы и другие вещи (хотя не многие знают, что это нарушение закона).

Ещё они знают, что учитель может сорваться на них из-за своих личных проблем или плохого самочувствия, тяжелых условий труда, выгорания и других причин. Поэтому им интересно, как сделать так, чтобы личное не было во вред рабочим отношениям.

Подростков, так же как и нас, пугают быстро изменяющиеся условия. На кого идти учиться, чтобы можно было зарабатывать на жизнь? Как распределять бюджет на нужды? Как, в конце концов, платить по счетам ЖКХ через новые приложения, интернет, если совсем не понятно как это работает? Какие вообще нужно оформлять документы и для чего? Нужно ли брать ипотеку? Как экономить не в ущерб своему качеству жизни? Какие у меня есть льготы и как о них узнать? Подростки боятся вступать во взрослую самостоятельную жизнь так же сильно, как и хотят этого.

Навык самопрезентации сегодня важен для всех. Детям это тоже интересно: как показать себя, но при этом не перехвалить и не недооценить. Что сейчас важно для работодателей? Какие навыки и качества? Все мы понимаем, что сегодня мало быть просто хорошим специалистом. Многое зависит и от формы самопрезентации, и от её оформления. Что нужно сделать, чтобы зацепить взгляд работодателя, когда конкуренция слишком велика? Какими фразами? Как и что писать в сопроводительном письме, что будет уместно, а что нет?

Путешествия заграницу стали для многих из нас нормой (ну если не считать год пандемии). Люди путешествуют, уезжают работать и учиться в другие страны. Подростков интересует культура других стран: как себя вести? Что лучше не делать? Что запрещено? Чем культура этой страны отличается от нашей?

Мы можем найти достаточно много информации о законах и о жестовой культуре разных стран, но все же нам не хватает информации о других сферах жизни. На какие темы лучше не говорить, какие особенности общения есть в той или иной стране.

Подростки острее переживают такие ситуации, так как им кажется, что в момент обнародования этой информации родители отвернуться от них или даже выгонят из дома, сверстники будут издеваться, и никуда не спрятаться, не скрыться. Из-за таких сильных переживаний подростки могут убегать из дома и совершать другие небезопасные поступки.

В каких-то школах эти направления уже есть, а где-то до нововведений ещё далеко. Что мы, взрослые, можем сделать? В первую очередь, попытаться разобраться в этих вопросах сами. Мы можем изучать темы самостоятельно, обсуждать их с детьми или подростками в том виде, в котором это возможно. Поддерживать подростков и уважать их незнание. Не стыдить за тягу к знаниям. И, конечно, отвечать на вопросы, обсуждать, говорить, не избегать.

Читайте также: