Анализ общения детей в старшей группе доу

Обновлено: 08.07.2024

Краткая аннотация: Современный ребенок дошкольного возраста проводит в детском саду продолжительное время, основную часть этого времени с ним рядом находится воспитатель. Дети дошкольного возраста подражают взрослым, поэтому речь воспитателя должна быть правильной, четкой и красивой.

Общение воспитателя с детьми

Разговорная речь детей формируется во время разговора воспитателя с ними в повседневной жизни.

Разговор педагога с детьми имеет большое воспитательное значение для установления хороших взаимоотношений между ними, влияния на поведение ребёнка, на его умственное и речевое развитие.

Для развития детей большое значение имеет индивидуальное общение воспитателя с ребёнком. Чем меньше возраст детей, тем больше они нуждаются в индивидуальном общении со взрослым. Ребёнок , впервые пришедший в детский сад, сначала чувствует себя стеснённо, он ещё не привык к новым людям, к новой обстановке. Он ещё не запомнил, как зовут воспитательницу, не знает, как и когда можно подойти к ней и поговорить. В личном общении с воспитательницей ребёнок быстрее осваивается с новыми для него условиями жизни и находит своё место среди сверстников.

Ребёнок, давно посещающий детский сад, в личном общении с воспитателем ищет ответ на свои вопросы, удовлетворяет свою любознательность относительно того, что он видит вокруг себя – дома и на улице.

Чрезвычайно важно в течение дня найти время и место для разговора с каждым ребёнком отдельно или в маленькой группе. Надо поговорить с ребёнком так, чтобы у него осталось удовлетворение, даже радость от того, что его выслушали.

Если в разговоре воспитательница проявляет живой искренний интерес к ребёнку, к содержанию его речи, то он чувствует себя смелее, увереннее и доверчиво рассказывает обо всем, что его интересует. Разговор с ребёнком даёт воспитателю ближе узнать его внутренний мир, интересы, уровень развития речи.

Разговор воспитателя с ребёнком должен проходить в спокойной обстановке, а не на ходу. Внимание к одному ребёнку не должно отвлекать воспитателя от других детей. Разговаривая с одним или несколькими детьми, надо видеть остальных детей, знать, кто чем занят, кто где играет.

Речь воспитателя

В детском саду в течение дня есть такие периоды, когда индивидуальный разговор наиболее уместен, Это утренние часы сбора детей, вечернее время, когда дети постепенно начинают расходиться по домам, самостоятельные игры и занятия детей на прогулке.

Дети дошкольного возраста, подражая окружающим, перенимают не только все тонкости правильного произношения, словоупотребления, построения фраз, но также и те несовершенства речи, которые встречаются у взрослых. От культуры речи воспитателя зависит культура речи детей.

Речь воспитателя, который находится постоянно в поле зрения малышей, в общении с ними, является основным источником, из которого дети получают образец родного языка, культурной речи, поэтому она должна быть не только правильной, с ясным и отчётливым произнесением всех звуков родного языка, но и выдержана в определённом темпе, громкости, должна быть интонационно выразительной, правильно оформленной грамматически, связной, доступной для понимания, с правильным и точным использованием словесных обозначений.

Педагог должен самокритично относиться к собственной речи и при наличии недостатков в ней стремиться к их устранению.

Однако установить и выявить недостатки своей речи не всегда легко, так как в процессе общения внимание говорящего обращено прежде всего не на форму речи (как сказать), а на её содержание (что сказать). Кроме того, в результате длительного небрежного отношения к своей речи некоторые недочёты могут прочно закрепиться и в дальнейшем не замечаться.

Какие же требования должен предъявить педагог к своей речи, с тем чтобы предупредить появление аналогичных недостатков у своих воспитанников?

Требования к звуковой культуре речи воспитателя

Дети успешнее будут усваивать звуки родного языка у воспитателя с внятной, ясной и отчётливой речью, чётко произносящего фразы, слова и каждый звук в отдельности, т.е. у педагога с хорошей дикцией. Чаще всего речь воспитателя страдает небрежным, неряшливым произношением, когда звуки и слова произносятся при недостаточно открытом рте (как бы сквозь зубы), недоговариваются окончания слов, проглатываются отдельные звуки, невнятно произносятся согласные.

Педагог должен придерживаться литературных норм произношения, устранять в своей речи различные акценты, влияние местных говоров, правильно ставить ударения в словах.

К нелитературному произношению относится побуквенное произношение слов, когда слова произносятся так, как они написаны: что (вместо што), его (вместо ево), счастье (вместо щастье) и т.д. Отклонением от нормы литературного произношения является речь с национальным акцентом, с характерными особенностями местных говоров: яканьем (вясна вместо весна), цоканьем (цто вместо что и др.), с неправильным ударением в словах (магазин, километр).

В речи можно выразить тончайшие оттенки чувств, мыслей. Это достигается не только с помощью соответствующих слов, но и благодаря правильному использованию интонационных средств выразительности: силы голоса, темпа, логического ударения, пауз, ритма, тембра, мелодии. Стихи, сказки, рассказы, прочитанные или рассказанные воспитателем с использованием этих средств, помогают детям лучше понять содержание, почувствовать силу и красоту родного языка.

Монотонная речь утомляет маленьких слушателей, снижает интерес к содержанию текста. Слушая такую речь, дети быстро начинают отвлекаться, смотреть по сторонам, а затем и вовсе перестают слушать.

Речь воспитателя должна быть эмоционально насыщенной, богатой интонациями, достаточно громкой и неторопливой. Нужно, однако, помнить, что это правило не всеобъемлюще. При чтении художественных произведений ускорение или замедление речи должно быть оправдано передаваемым в данный момент содержанием, является средством художественной выразительности.

Голос – это профессиональный инструмент воспитателя, и им необходимо правильно пользоваться, беречь его от перегрузок.

Неверное использование голоса может проявляться, например, в чрезмерном повышении его громкости (при шуме в группе). Если всё-таки ситуация общения потребует значительного усиления громкости речи, это не означает, что нужно доводить её до крика. Следует, несколько увеличив громкость, более чётко произносить слова, замедлив при этом темп речи.

Если голос тихий и слабый, его необходимо развивать до более громкого и укреплять специальными упражнениями. Может быть устранена и неблагозвучность голоса (сиплость, хрипота, гнусавость).

Требования к связной речи и её лексико-грамматическому оформлению

Дети учатся у взрослых не только правильно произносить звуки и слова, но и чётко пересказывать содержание сказок, рассказов, передавать собственные наблюдения об окружающем, последовательно излагать свои мысли, делать выводы.

Умение связно, интересно, в доступной форме донести до детей то или иное передаваемое в речи содержание является необходимым качеством речи педагога.

Последовательно излагая мысли, воспитатель не должен загромождать свою речь непонятными словами, сложными оборотами, длинными фразами.

Речь лучше воспринимается детьми, если она состоит из коротких фраз (пусть это даже будут сложноподчинённые предложения), так как при употреблении длинных, да к тому же в грамматическом отношении сложно построенных фраз детям трудно установить связь между частями, осмыслить и понять содержание.

Рассказывая детям о проведённой экскурсии, о природе и т.д., необходимо выделять и давать им только главное, основное, т.е. то, что относится к главной теме, отбрасывая всё второстепенное и малозначащие. Многословие, наслоение лишних фраз делают речь воспитателя громоздкой, трудной для восприятия.

При слушании рассказа, насыщенного сложными оборотами, дошкольникам трудно проследить за мыслью педагога, запомнить содержание, и такой рассказ не принесёт им пользы.

Доступность, понятность речи воспитателя достигается прежде всего благодаря правильному и точному использованию слов. Словарный запас русского языка богат, он постоянно пополняется новыми словами; исчезают слова, вышедшие из употребления.

В общении с детьми воспитателю необходимо широко использовать лексическое богатство родного языка, учитывая возрастные особенности: подбирать и употреблять в своей речи такие слова, которые были бы доступны для понимания и легки для усвоения.

В разговоре с детьми следует употреблять слова литературного языка, не допуская грубых слов, избегая просторечий и диалектизмов, а также слов, вышедших из употребления. Чем богаче разнообразнее словарь воспитателя, чем ярче, насыщеннее его речь, тем больше слов могут усвоить дети.

В качестве недостатков словаря воспитателя можно назвать частое употребление слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами, засорённость лишними словами (ну, вот, так сказать, значит), в общении с более старшими детьми подлаживание под речь малышей.

К использованию новых слов необходимо подходить очень осторожно. С одной стороны, следует учитывать возраст детей и подбирать слова, доступные для их понимания, а с другой – постоянно вводить новые, расширять употребление уже имеющихся слов, объяснять их значение.

При рассказывании необходимо умело пользоваться синонимами, метафорами, эпитетами, которые делают речь выразительней, разнообразней, богаче по содержанию, шире использовать устное народное творчество (пословицы, поговорки), фразеологические обороты.

Кроме того, речь воспитателя должна быть спокойной, всегда уравновешенной, вежливой не только по отношению к детям, но и ко всем другим работникам детского сада.

Таким образом, работая с детьми, воспитатель должен обратить внимание на следующее:

1. Правильно произносить все звуки родного языка, устранять имеющиеся дефекты речи.

2. Иметь ясную, чёткую и отчётливую речь, т.е. хорошую дикцию.

3. Использовать в своей речи литературное произношение, т.е. придерживаться орфоэпических норм.

4. Стремиться правильно использовать интонационные средства выразительности с учётом содержания высказывания.

5. В общении с детьми пользоваться речью слегка замедленного темпа, умеренной громкостью голоса.

6. Связно и в доступной форме рассказывать и передавать содержание текстов, точно используя слова и грамматические конструкции (соответственно возрасту детей).

7. Не допускать в разговоре с детьми и персоналом повышенного тона, грубых выражений.

Работа над собственной речью

Устранение недостатков произнесения звуков

Своевременно не исправленные недостатки произношения могут остаться на всю жизнь. Они нередко встречаются и у взрослых. Недочёты речи закрепляются, и люди, привыкая к ним, порой не замечают их.

При систематической и упорной работе педагог может улучшить свою речь или устранить недостатки произношения.

Прежде всего, воспитателю следует обратить внимание на произношение звуков с, сь, з, зь, ц, ш, ж, ч, щ, л, ль, р, рь, так как именно они чаще всего произносятся неправильно.

Для уточнения артикуляции, для правильного произнесения звуков, а также для их постановки рекомендуется использовать специальную литературу (логопедическую или по технике речи).

Речевое дыхание

Правильное речевое дыхание является основой звучащей речи. Оно обеспечивает нормальное голосо- и звукообразование, сохраняет плавность и музыкальность речи, создаёт возможность в зависимости от содержания высказывания изменять силу и высоту голоса.

Речевое дыхание является произвольным и значительно отличается от дыхания в покое – физиологического дыхания вне речи.

Упражнения для развития правильного речевого дыхания

1. Выберите удобную позу (лёжа, сидя, стоя), положите одну руку на живот, другую – сбоку на нижнюю часть грудной клетки. Сделайте глубокий вдох через нос (живот при этом выпячивается вперёд и расширяется нижняя часть грудной клетки, что контролируется той и другой рукой). После вдоха сразу же произведите свободный, плавный выдох (живот и нижняя часть грудной клетки принимают прежнее положение).

2. Произведите короткий, спокойный вдох через нос, задержите на 2-3 секунды воздух в лёгких, затем произведите протяжный, плавный выдох через рот.

3. Сделайте короткий вдох при открытом рте и на плавном, протяжном выдохе произнесите один из гласных звуков (а, о, у, и, э, ы).

4. Произнесите плавно на одном выдохе несколько звуков:

Количество гласных, произносимых на одном выдохе, постепенно увеличивается.

Следите за плавностью перехода от одного звука к другому.

5. Произведите счёт на одном выдохе до 3-5, постепенно увеличивая счёт до 10-15. Следите за плавностью выдоха. Произведите обратный счёт.

6. Прочтите пословицы, поговорки, скороговорки на одном выдохе (сначала короткие, а потом длинные), добирайте вдох на смысловых паузах.

При выполнении упражнений соблюдайте установку, данную в первом упражнении.

7. Подберите стихотворения, рассказы и прочтите их с правильным воспроизведением вдоха на паузах.

Упражнения для развития правильного речевого дыхания проводятся в хорошо проветренном помещении, в свободной одежде, за 30 минут до еды или не раннее чем через полтора-два часа после. Упражнения можно использовать для работы с детьми в период проведения физкультминуток.

Работа над дикцией

Под дикцией понимается чёткое, ясное и отчётливое произношение всех звуков родного языка с правильной их артикуляцией, при чётком и ясном произнесении слов и фраз.

Чтобы выработать хорошую дикцию, необходимо прежде всего укрепить артикуляционный аппарат (устранить вялость губ, малоподвижность языка, скованность в движениях нижней челюсти), наладить правильное речевое дыхание. Для этого используют специальные упражнения, направленные на развитие подвижности мышц нижней челюсти, языка, губ.

Далее индивидуальная работа по запросу.

Интонационная выразительность

Для устной речи очень важным является правильное использование интонационных средств выразительности: логического ударения (выделение из фразы главных по смыслу слов или словосочетаний путём повышения или понижения голоса, изменения темпа), пауз (временной остановки голоса в речи), мелодии (движения голоса в речи по высоте и силе), темпа ( количества слов (слогов), произнесённых за определённую единицу времени), изменения громкости голоса, тембра.

Связная речь и её лексико-грамматическое оформление

Связность речи обеспечивается правильным подбором слов, правильным построением фраз, последовательность изложения материала.

Обогащение словаря, точное использование грамматических средств достигаются благодаря систематическому чтению художественной, научно-популярной, специальной и другой литературы. Однако это возможно в том случае, если читающий вдумчиво относится к слову, следит не только за содержанием, но и за его языковой, речевой формой: какие средства языка использует автор, чтобы точнее передать мысль, какие слова и грамматические формы и конструкции он употребляет, в какой последовательности излагает материал.

Серьёзное отношение к чтению, постоянная работа с книгой помогут глубже усвоить богатство и разнообразие родного языка.

Большую помощь в работе над словом, над правильным использованием грамматических средств оказывают различные словари (например, Толковый словарь русского языка под ред. Д.Н. Ушакова, Словарь русского языка, составитель С.И. Ожегов и др.), а также различные справочники, руководства, учебники.

Обогащению речи воспитателя способствует заучивание пословиц, поговорок, крылатых слов, фразеологических оборотов (несколько слов, образующих целостное выражение: попасть впросак, медвежья услуга и др.)

Таким образом, речь воспитателя легко воспринимается и понятна детям в том случае, если в ней точно подобраны слова, грамматически чётко построены фразы, если она интонационно правильно оформлена и если мысли в ней изложены просто, последовательно, интересно, в доступной форме, с учётом возраста детей.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Анализ сформированности коммуникативных умений старших дошкольников

Цель: выявить уровень сформированности коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста.

Для решения обозначенной цели нами использовались следующие методы:

- наблюдение за детьми в естественных условиях;

Первым методом явилось наблюдение. Наблюдение проводилось в естественных условиях; режимных моментах; на занятиях, прогулке, игровой деятельности, свободной деятельности. Для проведения исследования использовалась также методика, предложенная Чернецкой Л.В. по изучению коммуникативных умений [100, с. 76].

Состояние развития коммуникативных умений исследовалось в двух направлениях: выявление уровня сформированности коммуникативных умений в общении со взрослыми и сформированность коммуникативных умений в общении со сверстниками.

Оценка уровня сформированности коммуникативных умений старших дошкольников проводилась с учетом критериев:

I. Общение со взрослыми.

1. Как обращается к взрослому: называет ли воспитателя, помощника воспитателя по имени, отчеству, может ли вежливо, спокойно выразить свое желание, просьбу, как реагирует на отказ взрослого выполнить требуемое, употребляет ли вежливые слова, какие и в каких ситуациях.

2. Умеет ли разговаривать с взрослыми спокойно, глядя ему в лицо; слушать взрослого, не перебивая; дожидаться своей очереди.

3. Насколько внимателен ребенок к взрослому. Как реагирует на просьбу взрослого, как выполняет его поручения. Проявляет ли заботу, внимание, сочувствие по отношению к взрослому.

II . Общение со сверстниками.

1. Насколько приветлив со сверстниками: сформирована ли привычка здороваться и прощаться; называет ли при обращении вежливые слова.

2. Внимателен к сверстнику; замечает его настроение; старается помочь; умеет не отвлекать сверстника во время выполнения деятельности, не мешать; считается с его мнением или действует только в своих собственных интересах.

3. Как часто и по какой причине возникают конфликты со сверстниками, каким образом ребенок их различает. Как себя ведет в конфликтных ситуациях (уступает или кричит и дерется, обзывается), обращается за помощью к взрослому и т.д.

4. Какие взаимоотношения преобладают в общении со сверстниками: ровные доброжелательные по отношению ко всем детям равнодушные; скрыто негативные; открыто негативные; избирательные.

Таким образом, определив критерии коммуникативных умений, такие как внимание и интерес к другому ребенку, эмоциональная окраска восприятия воздействий партнера, стремление вызвать интерес другого, обратить на себя внимание, чувствительность ребенка к тому отношению, которое проявляет к нему партнер - мы выделили показатели коммуникативных навыков: содержание потребности, которая удовлетворяется детьми в ходе общения; мотивы, побуждающие ребенка к нему; средства, с помощью которых осуществляется коммуникация с другими людьми.

Полученные данные соотносились с интегрированной характеристикой уровней сформированности коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста со взрослыми и сверстниками.

Высокий уровень сформированности коммуникативных умений предполагает умение детей вежливо обращаться к взрослым и сверстникам, спокойно выражать свое желание, просьбу. Ребенок всегда разговаривает спокойно, не перебивая говорящего. Внимательно относится к взрослому: проявляет заботу, внимание, сочувствие. Дошкольник приветлив со сверстниками: здоровается и прощается, называет по имени. Внимателен, старается помочь другому, считается с мнением других детей. В конфликты вступает редко. В конфликтных ситуациях умеет уступать, не кричит. Ровные и доброжелательные отношения со сверстниками.

К среднему уровню относятся те дети, которые знают правила культуры общения, но не всегда ими пользуются. Дошкольник употребляет вежливые слова по напоминанию взрослого или другого ребенка. Умеет разговаривать с взрослыми спокойно, но иногда перебивает говорящего. Выполняет поручения взрослого самостоятельно, но не сознательно, по просьбе. Не всегда помнит о правилах культуры общения, когда взрослый заходит в группу. Приветлив со сверстниками, но привычка здороваться и прощаться, ежедневно не сформирована. Во время выполнения деятельности иногда отвлекается. В конфликты вступает периодически. В конфликтных ситуациях часто обращается за помощью взрослого. Взаимоотношения с детьми избирательные, ровные.

Низкий уровень сформированности коммуникативных умений дошкольников характеризуется отсутствием умения здороваться и прощаться со взрослыми, называть их по имени, отчеству. Ребенок вежливые слова практически не употребляет, перебивает говорящего. Не внимателен ко взрослому, не адекватно реагирует на просьбу помочь. Со сверстниками не приветлив, вежливые слова не употребляет, грубит. Во время выполнения совместной деятельности отвлекается, мешает другим. Провоцирует конфликты. В конфликтных ситуациях дерется, обидчив. Взаимоотношения со сверстниками часто негативные, избирательные [6, с. 23].

Для оценки обозначенных характеристик использовались следующие баллы.

2 балла – показатель положительный.

1 балл – показатель не устойчивый.

0 баллов – показатель отрицательный.

После проведенного исследования по определению уровня сформированности коммуникативных умений полученные результаты, которые отражены в первичных протоколах (приложение 1), в обобщенном виде представлены в таблице 3 и гистограмме 1.

Таблица 3. Уровень сформированности коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста

На основе полученных результатов можно сделать вывод, что в группе большая часть детей 60% (12 человек) имеет низкий уровень сформированности коммуникативных умений, 30% (6 детей) имеют средний уровень и только 10% (2 ребенка), имеют высокий уровень сформированности коммуникативных умений.

Дети, отнесенные к высокому уровню сформированности коммуникативных умений умеют вежливо обращаться к взрослым и сверстникам, спокойно выражать свое желание, просьбу. Они разговаривают спокойно, не перебивая говорящего. Такие дети проявляет заботу, внимание, сочувствие к взрослым. Со сверстниками дошкольники всегда здороваются и прощаются, называют друг друга по имени. В конфликты вступает редко и по веским основаниям. В конфликтны ситуациях умеют уступать, не кричат. Положительные отношения со сверстниками. Но отдельные дети с высоким уровнем развития коммуникативных навыков не были готовы прийти на помощь своим ровесникам во время совместной деятельности, занятий отвлекали их, иногда мешали.

Дети со средним уровнем сформированности коммуникативных умений продемонстрировали знание норм и правил поведения, но в большинстве случаев пользовались ими по напоминанию взрослых. Дошкольники иногда перебивали говорящего, вежливые слова произносили чаще по просьбе взрослого. Со взрослыми разговаривали спокойно. Дети демонстрировали отзывчивость к сверстникам, но привычка здороваться и прощаться ежедневно не сформирована. В конфликты вступали редко. В конфликтных ситуациях дети довольно часто обращались за помощью к взрослому. Взаимоотношения с детьми избирательные, не всегда стабильные.

У детей, которых мы отнесли к низкому уровню сформированности коммуникативных умений не сформирована привычка здороваться и прощаться со взрослыми, называть их по имени, отчеству. Во время разговора они часто перебивали говорящего, не применяли в общении вежливые слова, принятые нормы и правила поведения. Они критически реагировали на просьбы взрослых. Со сверстниками были не приветливы, в общении преобладали грубость, агрессия. В процессе совместной деятельности они часто отвлекались, не давали работать другим детям. Провоцировали конфликты в совместной трудовой деятельности (во время разделения орудий труда, или обязанностей, подведения итогов), проявляли обидчивость. Взаимоотношения со сверстниками часто негативные, избирательные.

II серия исследования – анализ документации педагогов старшей группы. Цель: определить используются ли педагогами возможности игры в процессе формирования коммуникативных умений старших дошкольников.

При анализе отмечены общие недостатки: задача формирования коммуникативных умений в игровой деятельности не ставилась. Не предусматривалась индивидуальная работа по формированию коммуникативных умений при организации игровой деятельности.

Анализ результатов изучения документации в старшей группе показал, что имеются следующие специфичные недостатки:

- не прослеживается система работы в перспективном планировании педагога по формированию коммуникативных умений при организации игровой деятельности;

- в календарном планировании не отображены формы работы с детьми по формированию коммуникативных умений при игровой деятельности;

- недостаточно информации по работе с родителями (беседы, консультации, советы и др. по формированию коммуникативных умений).

Таким образом, подводя итоги, мы выяснили, что работа по формированию коммуникативных умений непосредственно в игровой деятельности ведется недостаточно, а именно не учитывается уровень сформированности коммуникативных умений, используются не все возможные способы формирования коммуникативных умений в игровой деятельности, не прослеживается преемственность в целях, педагогический потенциал совместной игровой деятельности используется недостаточно для формирования коммуникативных умений дошкольников.

III серия исследования – анкетирование родителей. Цель: выяснить каким образом родители стремятся формировать коммуникативные умения у детей.

Опираясь на исследования ученых о роли и значении семьи в формировании контактности и социабельности детей (М.И. Лисина), зависимости личностных качеств от доброжелательности отношений между членами семьи, любви между родителями (В.К. Котырло, С.А. Ладывир, В.В. Конд- ратова), наличия или отсутствия единодушного подхода к воспитанию ребенка, наличия эмоционального контакта ребенка со взрослым (Т.А. Репина, Л.А. Арутюнова, Н.Е. Веракса), мы разработали анкету для родителей и показатели анализа результатов анкетирования.

Общительность как желаемое качество выделяется в 8% анкет. Черты, которые радуют в ребенке на сегодняшний день распределились несколько иначе. Характерен тот факт, что у ребенка дошкольного возраста родители отмечают общительность - 32%, откровенность - 24%, доброту - 20%, желание помочь, умение сострадать, любовь к близким и друзьям (все черты выделили родители) - 14 % случаев. Из анкет родителей видно, что общительность свойственна детям старшего дошкольного возраста, она замечается родителями и поощряется как жизненно необходимое качество.

Таким образом, можно констатировать, что родители, в основном, ориентируются на инициативу ребенка в общении и владение вербальными средствами.

Таким образом, содержание материала данного параграфа показывает значимость исследуемой проблемы. В процессе теоретических поисков с привлечением эмпирических данных установлено, что сформированность коммуникативных умений - это сложное образование, включающее в себя определенную совокупность умений. Результаты исследования показали необходимость дальнейшего совершенствования воспитательно-образовательной работы и направления ее на поиск эффективных условий формирования коммуникативных умений. Для решения данной задачи целесообразно использовать проект по формированию коммуникативных умений старших дошкольников.

Коммуникативные игры–это игры, направленные на развитие навыков общения, формирование позитивного и доброжелательного отношения к сверстникам, это желание и умение вступать в контакт с окружающими людьми (Н.В.Краснощекова).

Цель коммуникативных игр

§ Развивать навыки общения

§ Сформировать доброжелательные отношения между сверстниками

Задачи коммуникативных игр:

§ Создать положительный эмоциональный настрой.

§ Вовлечь дошкольников в игровое общение со сверстниками.

§ Способствовать сплочению детского коллектива.

§ Формировать положительное отношение к сверстнику.

Это наиболее простой и эффективный способ развития навыка общения у детей данной возрастной категории. Они являются одним из средств социального развития ребенка и у разных авторов имеют разные названия

Ø игры на общение(Н.В.Касаткина),

Ø коммуникативные игры (А.А.Максимова, Л.В.Чернецкая),

Ø интерактивные игры (В.Я.Зедгенидзе )

Задачи коммуникативных игр:

- способствовать развитию коммуникативных навыков (умений) и умений без насилия разрешать конфликты

- развивать позитивное отношение к другим людям (сверстнику)

-развивать лидерские качества (общительность, открытость, эмпатийность, и т.д.)

-развивать умение считаться с интересами других, проявлять терпение к недостаткам др.

-способствовать сплочению детского коллектива

-повысить самооценку детей, их уверенность в себе и т.д.

Правила и принципы организации коммуникативных игр

1.Круг. Глаза в глаза, все видят друг друга

2.Разминка. Постепенное вхождение в ситуацию общения (ритуал)

8.Подведение итогов (цель)

9. Ритуал окончания, выход из ситуации общения

Требования к проведению коммуникативных игр:

-добровольность участия детей, по желанию детей

-избегать нравоучений, инструкций, приведение положительных образцов

-создание атмосферы душевности, теплоты, чуткости, уважения, установка на позитивизм

-исключить разделение детей на хороших и плохих, полное равноправие

-поддерживать и помогать каждому ребенку, показывать, что другие дети не конкуренты и не противники ему

-эмоциональность, выразительность, артистизм воспитателя

-доброжелательность, установка на сюрприз, неожиданность, удивление и восхищение воспитателя, наглядность

-использовать время, когда дети в хорошем настроении, не перевозбуждены, не утомлены, лучше после дневного сна

-продолжительность не более 20-25 мин

- использовать небольшое количество игр за один раз

-подбор игр по системе, количество повторов и вариантов по своему усмотрению

-начинать со знакомой, потом познакомить с новой

-при первых признаках усталости, потери интереса игру следует заканчивать (ритуал)

-ввести ритуал начала и окончания игры

Ритуал начала игр (занятий), чтоб дети настроились на игру-общение, подчеркнуть отличие от других игр (занятий). Пример: приветливый жест, волшебный клубочек, доброе животное, улыбка, комплименты

Ритуал окончания игр, он показывает, что игра заканчивается, а общение продолжается и дети готовы к конструктивному общению в дальнейшем. (круг друзей, эстафета дружбы, солнечные лучики, куплет песни, хоровод, речевка)

Виды игр на общение (коммуникативных игр)

Классификация коммуникативных игр(по Е.О.Смирновой, В.М.Холмогоровой)

— 1.Общение без слов. Упражнять в непосредственном общении

— 2.Внимание к другому. Формировать способность видеть сверстника, обращать на него внимание и уподобляться




— 3.Согласованность действий. Учить согласовывать собственное поведение с поведением других

— 4.Общие переживания. Формировать чувство общности и желания поддерживать друг друга.

— 5.Взаимопомощь. Способствовать развитию взаимопомощи, сопереживанию, сорадования.

— 6.Добрые слова и пожелания. Научить видеть и подчеркивать положительные качества и достоинства других детей

— 7.Помощь в совместной дея-ти. Развивать взаимопомощь, способность принимать планы другого, радоваться его успеху.

Классификация коммуникативных игр (по В.Я.Зедгенидзе)

— 1. На сплоченность и сотрудничество

(Доброе животное, Дракон.)

— 2.Обучение эффективным способам общения (Попроси игрушку, Ты мне нравишься)

— 3.На социальное признание (Король)

— 4.Снятие конфликтности (Коврик мира)

Классификация коммуникативных игр (по А.А. Максимовой)

— 1. Информационные умения: вступать в общение, ориетироваться в других людях

— 2.Регулятивные умения. Согласовывать действия, доверять другим, помогать, подерживать, применять свои индив. умения, оценивать результат совместной дея-ти

3.Аффективные умения. Делиться чувствовами, интересами, потребностями, проявлять чуткость, отзывчивость, сопереживание, оценивать состояние другого

Наблюдение и анализ проведения коммуникативных игр с детьми

Вопросы к анализу:

1. Соответствие темы и содержания игры возрасту детей и цели (развитие коммуникативных умений)

2. Качество подготовки педагога: владение инструкцией, наглядный стимулирующий материал, место проведения

3. Соблюдение структуры игры: ритуал начала игры, указания к действиям, выполнение игровых коммуникативных действий, анализ выполнения игровых действий (рефлексия, осмысление), ритуал окончания

4.Выполнение требований к проведению игр (принципы)

5.Результативность игры, реакции детей, рекомендации

Литература

1.Алябьева Е.А. Коррекционно - развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста. - М.: ТЦ Сфера, 2004. –96с.

2.Данилина Т.А., Зедгенидзе В.Я., Степина Н.М. В мире детских эмоций. – М.: Айрис-пресс, 2004. – 160с.

3.Зедгенидзе В.Я. Предупреждение и разрешение конфликтов у дошкольников:

Пособие для практических работников ДОУ. –М.: Айрес-пресс, 2005.-112с.

5.Клюева, Касаткина Учим детей общению.Характер, коммуникабельность.-Ярославль: Академия развития, 1996.-240с.

6.Краснощекова Н.В. Диагностика и развитие личностной сферы детей старшего дошкольного возраста. Тесты. Игры. Упражнения / Н.В.Краснощекова. -Ростов н/Д.: Феникс, 2006.-299с.

7.Максимова А.А. Учим общаться детей 6-10лет. Методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2005.-78с.

8.Смирнова Е.О. Особенности общения с дошкольниками. – М.: Академия, 2000.–с84-145.

9.Смирнова Е.О., Холмогорова В.М. Межличностные отношения дошкольников: диагностика, проблемы, коррекция. – М.: ВЛАДОС, 2005. – 158 с.

10.Прима Е.В. и др. Развитие социальной уверенности у дошкольников. – М.: ВЛАДОС, 2003. – 224с.

11.Чернецкая Л.В. Развитие коммуникативных способностей у дошкольников: практическое пособие для педагогов и психологов дошкольных образовательных учреждений. -Ростов н/Д.: Феникс, 2005.-256с.

12.Широкова Г.А. Развитие эмоций и чувств у детей дошкольного возраста.-Ростов н/Д: Феникс, 2005.-304с.

13.Я –ТЫ – МЫ Программа социально-эмоционального развития дошкольников / Сост. О.Л. Князева. – М.: Мозайка-Синтнз, 2003.-168с

МДК.02.06. Н.Я. Матвеева ноябрь 2018

Особенности проведения коммуникативных игр с детьми дошкольного возраста

Коммуникативные игры–это игры, направленные на развитие навыков общения, формирование позитивного и доброжелательного отношения к сверстникам, это желание и умение вступать в контакт с окружающими людьми (Н.В.Краснощекова).

Цель коммуникативных игр

§ Развивать навыки общения

§ Сформировать доброжелательные отношения между сверстниками

Задачи коммуникативных игр:

§ Создать положительный эмоциональный настрой.

§ Вовлечь дошкольников в игровое общение со сверстниками.

§ Способствовать сплочению детского коллектива.

§ Формировать положительное отношение к сверстнику.

Это наиболее простой и эффективный способ развития навыка общения у детей данной возрастной категории. Они являются одним из средств социального развития ребенка и у разных авторов имеют разные названия

Ø игры на общение(Н.В.Касаткина),

Ø коммуникативные игры (А.А.Максимова, Л.В.Чернецкая),

Ø интерактивные игры (В.Я.Зедгенидзе )

Задачи коммуникативных игр:

- способствовать развитию коммуникативных навыков (умений) и умений без насилия разрешать конфликты

- развивать позитивное отношение к другим людям (сверстнику)

-развивать лидерские качества (общительность, открытость, эмпатийность, и т.д.)

-развивать умение считаться с интересами других, проявлять терпение к недостаткам др.

-способствовать сплочению детского коллектива

-повысить самооценку детей, их уверенность в себе и т.д.

Правила и принципы организации коммуникативных игр

1.Круг. Глаза в глаза, все видят друг друга

2.Разминка. Постепенное вхождение в ситуацию общения (ритуал)

8.Подведение итогов (цель)

9. Ритуал окончания, выход из ситуации общения

Требования к проведению коммуникативных игр:

-добровольность участия детей, по желанию детей

-избегать нравоучений, инструкций, приведение положительных образцов

-создание атмосферы душевности, теплоты, чуткости, уважения, установка на позитивизм

-исключить разделение детей на хороших и плохих, полное равноправие

-поддерживать и помогать каждому ребенку, показывать, что другие дети не конкуренты и не противники ему

-эмоциональность, выразительность, артистизм воспитателя

-доброжелательность, установка на сюрприз, неожиданность, удивление и восхищение воспитателя, наглядность

-использовать время, когда дети в хорошем настроении, не перевозбуждены, не утомлены, лучше после дневного сна

-продолжительность не более 20-25 мин

- использовать небольшое количество игр за один раз

-подбор игр по системе, количество повторов и вариантов по своему усмотрению

-начинать со знакомой, потом познакомить с новой

-при первых признаках усталости, потери интереса игру следует заканчивать (ритуал)

-ввести ритуал начала и окончания игры

Ритуал начала игр (занятий), чтоб дети настроились на игру-общение, подчеркнуть отличие от других игр (занятий). Пример: приветливый жест, волшебный клубочек, доброе животное, улыбка, комплименты

Ритуал окончания игр, он показывает, что игра заканчивается, а общение продолжается и дети готовы к конструктивному общению в дальнейшем. (круг друзей, эстафета дружбы, солнечные лучики, куплет песни, хоровод, речевка)

Виды игр на общение (коммуникативных игр)

Классификация коммуникативных игр(по Е.О.Смирновой, В.М.Холмогоровой)

— 1.Общение без слов. Упражнять в непосредственном общении

— 2.Внимание к другому. Формировать способность видеть сверстника, обращать на него внимание и уподобляться

— 3.Согласованность действий. Учить согласовывать собственное поведение с поведением других

— 4.Общие переживания. Формировать чувство общности и желания поддерживать друг друга.

— 5.Взаимопомощь. Способствовать развитию взаимопомощи, сопереживанию, сорадования.

— 6.Добрые слова и пожелания. Научить видеть и подчеркивать положительные качества и достоинства других детей

— 7.Помощь в совместной дея-ти. Развивать взаимопомощь, способность принимать планы другого, радоваться его успеху.

Классификация коммуникативных игр (по В.Я.Зедгенидзе)

— 1. На сплоченность и сотрудничество

(Доброе животное, Дракон.)

— 2.Обучение эффективным способам общения (Попроси игрушку, Ты мне нравишься)

— 3.На социальное признание (Король)

— 4.Снятие конфликтности (Коврик мира)

Классификация коммуникативных игр (по А.А. Максимовой)

— 1. Информационные умения: вступать в общение, ориетироваться в других людях

— 2.Регулятивные умения. Согласовывать действия, доверять другим, помогать, подерживать, применять свои индив. умения, оценивать результат совместной дея-ти

3.Аффективные умения. Делиться чувствовами, интересами, потребностями, проявлять чуткость, отзывчивость, сопереживание, оценивать состояние другого

Наблюдение и анализ проведения коммуникативных игр с детьми

Вопросы к анализу:

1. Соответствие темы и содержания игры возрасту детей и цели (развитие коммуникативных умений)

2. Качество подготовки педагога: владение инструкцией, наглядный стимулирующий материал, место проведения

3. Соблюдение структуры игры: ритуал начала игры, указания к действиям, выполнение игровых коммуникативных действий, анализ выполнения игровых действий (рефлексия, осмысление), ритуал окончания

4.Выполнение требований к проведению игр (принципы)

5.Результативность игры, реакции детей, рекомендации

Литература

1.Алябьева Е.А. Коррекционно - развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста. - М.: ТЦ Сфера, 2004. –96с.

2.Данилина Т.А., Зедгенидзе В.Я., Степина Н.М. В мире детских эмоций. – М.: Айрис-пресс, 2004. – 160с.

3.Зедгенидзе В.Я. Предупреждение и разрешение конфликтов у дошкольников:

Пособие для практических работников ДОУ. –М.: Айрес-пресс, 2005.-112с.

5.Клюева, Касаткина Учим детей общению.Характер, коммуникабельность.-Ярославль: Академия развития, 1996.-240с.

6.Краснощекова Н.В. Диагностика и развитие личностной сферы детей старшего дошкольного возраста. Тесты. Игры. Упражнения / Н.В.Краснощекова. -Ростов н/Д.: Феникс, 2006.-299с.

7.Максимова А.А. Учим общаться детей 6-10лет. Методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2005.-78с.

8.Смирнова Е.О. Особенности общения с дошкольниками. – М.: Академия, 2000.–с84-145.

9.Смирнова Е.О., Холмогорова В.М. Межличностные отношения дошкольников: диагностика, проблемы, коррекция. – М.: ВЛАДОС, 2005. – 158 с.

10.Прима Е.В. и др. Развитие социальной уверенности у дошкольников. – М.: ВЛАДОС, 2003. – 224с.

11.Чернецкая Л.В. Развитие коммуникативных способностей у дошкольников: практическое пособие для педагогов и психологов дошкольных образовательных учреждений. -Ростов н/Д.: Феникс, 2005.-256с.

12.Широкова Г.А. Развитие эмоций и чувств у детей дошкольного возраста.-Ростов н/Д: Феникс, 2005.-304с.

13.Я –ТЫ – МЫ Программа социально-эмоционального развития дошкольников / Сост. О.Л. Князева. – М.: Мозайка-Синтнз, 2003.-168с

дети-друзья

Теоретические аспекты социально-коммуникативного развития в старшей группе детского сада

Компетенция — совокупность знаний, умений и навыков ребёнка в определённой области, которыми он овладел в достаточной мере, чтобы применить на практике. Компетентность — способность применить комплекс усвоенного, пользоваться знаниями, навыками, когда это необходимо.

Особенно важным является формирование социальных, нравственных и коммуникативных (направленных на общение) компетенций в старшей и подготовительной группах дошкольного образовательного учреждения (ДОУ). Старший дошкольник стоит на пороге школьной жизни, где его ждут большие перемены. Ему предстоит знакомство со множеством новых людей: учителями, работниками школы, одноклассниками и детьми из других классов. От того, сможет ли он влиться в коллектив, проявить себя, от знания нравственных норм и правил, умения общаться и взаимодействовать с людьми зависит успешное обучение в школе и жизнь вне её стен.

Перед улыбающейся девочкой на столе стоят три буквы

От социальной и коммуникативной компетентности старшего дошкольника зависит его успешная школьная жизнь

Задачи

  • Усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, воспитание моральных и нравственных качеств ребёнка, формирование умения правильно оценивать свои поступки и поступки сверстников.
  • Развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками, развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, уважительного и доброжелательного отношения к окружающим.
  • Формирование готовности детей к совместной деятельности, развитие умения договариваться, самостоятельно разрешать конфликты со сверстниками.

Мама, папа и двое детей, все улыбаются

Принадлежность к семье, обществу делает ребёнка счастливым и уверенным в себе

Работа по формированию навыков самообслуживания и воспитанию любви к труду преследует такие задачи:

  • Развитие навыков самообслуживания, становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий.
  • Воспитание культурно-гигиенических навыков.
  • Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества, воспитание положительного отношения к труду, желания трудиться.
  • Воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам.
  • Формирование умения ответственно относиться к порученному заданию (умение и желание доводить дело до конца, стремление сделать его хорошо).
  • Формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека.
  • Формирование первичных представлений о безопасном поведении в быту, социуме, природе.
  • Воспитание осознанного отношения к выполнению правил безопасности.
  • Формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира ситуациям.
  • Формирование представлений о некоторых типичных опасных ситуациях и способах поведения в них.
  • Формирование элементарных представлений о правилах безопасности дорожного движения, воспитание осознанного отношения к необходимости выполнения этих правил.

В старшем дошкольном возрасте происходит не столько формирование, сколько закрепление и углубление знаний, совершенствование навыков и умений. На первый план здесь выходит работа педагога, который, учитывая особенности психического и физического развития детей, усложняет и обогащает содержание их деятельности, тем самым решая и конкретные для данного возраста задачи:

Мама кормит девочку с ложки

Случаи гиперопеки в семьях не так уж редки, и воспитателю необходимо в первую очередь вести разъяснительную работу с родителями

Встреча дошкольников с защитником Отечества

Организовывая встречу дошкольников с защитниками Отечества, воспитатель даёт детям возможность пообщаться с людьми, чей пример они будут с гордостью наследовать

Девочка разговаривает по телефону

Старшие дошкольники должны уметь вызвать по телефону экстренные службы, назвать свой адрес, имя и фамилию

Такие обширные задачи возможно осуществить, используя все виды деятельности ребёнка в ДОУ:

  • игровую;
  • познавательно-исследовательскую;
  • коммуникативную (общение);
  • двигательную;
  • самообслуживание и элементарный бытовой труд;
  • конструирование;
  • изобразительную;
  • музыкальную;
  • восприятие художественной литературы и фольклора.

Схема, изображающая интеграцию образовательных областей по ФГОС

Социально-коммуникативное развитие проникает во все остальные образовательные области. Нельзя сказать, что занимаясь каким-либо из перечисленных видов деятельности, дети не вступают во взаимодействие, не поддаются воспитательному воздействию. Воспитание нравственных качеств, этики, культуры поведения происходит постоянно, в процессе выполнения всех режимных моментов. Но наиболее ярко и отчётливо это происходит во время занятия, непосредственной образовательной деятельности (НОД). Планирование НОД невозможно без продумывания педагогом развивающих, образовательных и воспитательных задач. Если на занятии дошкольники научились считать, определять состав числа, делать звуковой анализ, узнали о жизни обитателей пустыни или арктических льдов, но при этом воспитатель не уделил внимание воспитанию чувства доброты, дружбы, взаимопомощи, любви к животным, бережного отношения к природным ресурсам и т. д., то можно сказать, что для детей такое занятие прошло впустую.

Методические приёмы

Поскольку воспитание нравственности и формирование моральных норм невозможно без пробуждения в ребёнке умения сочувствовать, сопереживать, большое значение имеют приёмы, влияющие на эмоциональную сферу детей. Известно, что дошкольники очень отзывчивы на яркое и эмоциональное чтение художественных произведений воспитателем. Программой рекомендованы произведения Л. Толстого, В. Бианки, Н. Носова, В. Драгунского, А. Гайдара, которые послужат темой для интересных и содержательных бесед о дружбе, честности, смелости, любви к родной земле.

Дошкольники листают книги, разложенные на столе

Художественная литература служит мощнейшим источником формирования нравственных норм и правил для детей

Во время занятий и в процессе других видов деятельности широко используются:

Можно оформить книгу правил группы с иллюстрациями к правилам поведения. Дети будут с удовольствием пересматривать и повторять их.

Три девочки общаются, сидя на лавочке

Способность детей общаться, находить общий язык с окружающими особенно важна для будущих школьников

Занятие по социально-коммуникативному развитию в старшей группе ДОУ

Таблица: пример перспективного планирования занятий по коммуникативному развитию детей старшей группы (фрагмент)

Временной план и структура занятий

Длительность занятий в старшей группе по СанПиН составляет 25 минут. Занятие имеет такие структурные компоненты:

Дети рассматривают плакат с изображениями фруктов, лежащий на столе

Организованная образовательная деятельность является наиболее удобной формой получения и закрепления знаний и умений в детском саду

Таблица: фрагменты конспектов НОД по социально-коммуникативному развитию (мотивационный этап)

Ой, посмотрите какой гость к нам зашёл! Снеговичок! На улице зима, снеговичок совсем замёрз, нужно ему помочь. Согласны? Встанем в круг, будем называть друг друга ласково и передавать друг другу тепло наших рук и наших сердец. Соберём его вместе и подарим нашему снеговичку и назовём его ласково. (Дети называют друг друга ласково, берутся постепенно за руки, подходят в центр к снеговичку и, соединив вместе все руки, называют его ласково. Снеговик светится).
Посмотрите, он засветился, значит, согрелся. Снеговичок очень грустный, потому что у всех есть друзья, а у него нет. Он просит нас помочь ему и собрать для него друга. Вы согласны ему помочь? Для этого нужно выполнить сложные задания. За правильные ответы я буду давать вам части снеговика. Ответив на все вопросы, вы соберёте снеговика целиком. Согласны? Тогда в путь. Но прежде скажем волшебные слова, которые помогут нам в пути. Возьмитесь за руки:

  • Придумано кем-то просто и мудро
    При встрече здороваться: Доброе утро!
    Доброе утро солнцу и птицам!
    Доброе утро улыбчивым лицам!
    И каждый становится добрым, доверчивым.
    Пусть доброе утро длится до вечера!

Есть у вас такие? Назовите их имена. Я полечу дальше и расскажу о них другим детям. (Нет таких). Вот и хорошо. Всем на свете драчунам стыд и срам! Стыд и срам!
А однажды я прилетел в детский сад ночью. Вижу: в одной группе сидят на полу игрушки и грустную песню хором поют:

  • Мы бедные игрушки, поломанные!
    Мы бедные игрушки, сломанные!
    Нелюбимые и забытые.
    Кто на полки нас посадит?
    Кто на место отнесёт?
    Кто нам платьице поправит,
    В косы ленты заплетёт?
    Ой! Ай! Ой! Ай!

Ребята, скажите, ваши игрушки такие песни поют? (Ответы детей). Молодцы! Берегите их, не ломайте. (Воспитатель беседует с детьми о том, как и где надо хранить игрушки, как за ними ухаживать).

Таблица: конспект НОД по социально-коммуникативному развитию с использованием ИКТ

  • Воспитывать доверительные взаимодействия между детьми учить работать в парах; проводить рефлексию своего настроения и работы на занятии.
  • Развивать театральные умения и входить в образ сказочной ситуации, конструктивные навыки работы с бумагой.
  • Познакомить с профессиями кукольник и кукловод.
  • Компьютер,
  • презентация,
  • музыка,
  • шаблоны конусов, лиц и деталей сказочных героев,
  • клей,
  • салфетки,
  • нарукавники.
  • Бабушка девочку очень любила,
    Шапочку красную ей подарила.
    Девочка имя забыла своё.
    А ну, подскажите имя её. (Красная Шапочка).

Карамелька: Это моя любимая сказка, а вы знаете эту сказку? (Да). А вот сейчас я посмотрю, как вы знаете. Кто не является героем этой сказки? (На экране появляются Красная Шапочка, Волк, Бабушка, Дедушка).
Дети: Дедушка
Карамелька: Верно (неправильные ответы исчезают). Скажите мне, друзья, что было у Красной шапочки в руках, когда она пошла в гости к бабушке: чемодан, корзинка, дамская сумочка, рюкзак?
Дети: Корзинка (неправильные ответы исчезают).
Карамелька: Верно, корзинка. А что было в руках у дровосека: ружье, топор, лук со стрелами, сабля? (Слайд).
Дети: Топор.
Карамелька: Так ли это, мы сейчас проверим (неправильные ответы исчезают). Верно, топор. Какие вы, дети, молодцы, всё знаете, с вами так интересно играть!
В.: А мы, Карамелька, тоже хотим показать тебе игру, посмотри.
Физкультминутка.

  • Маленькая девочка (пружинки вправо, влево)
    Весело бежит (бег на месте)
    По тропинке к домику (руки крышей над головой),
    Что в лесу стоит.
    Нужно этой девочке (хлопки в ладоши)
    К бабушке скорей,
    Отнести корзинку (руки изображают корзинку)
    С пирожками ей (ладошки изображают пирожки).

В.: Вот мы немножко с вами поиграли. Ребята, скажите, а вам бы хотелось заглянуть в театр ? В театре работают люди разных профессий. Сейчас, возможно, вы сами угадаете, о ком мы сегодня будем с вами говорить:

  • Куклу на руку надел,
    Замяукал, песню спел,
    Поменял перчатку —
    Шут сплясал вприсядку!
    Кто куклу за собой ведёт?
    Ведёт по сцене… (Кукловод).

В.: Это кукловод. (Слайд). Кукловод — артист кукольного театра, из-за ширмы управляющий куклами при помощи тростей, нитей, специальных перчаток. Актёр — кукловод передаёт образ героя эмоциями, чувствами, речью, при помощи движения куклы. А как вы думаете, кто делает куклы? (Ответы детей). Ребята, кукольник — это мастер, изготавливающий кукол. (Слайд). Как вы думаете, из чего кукольник делает куклы? (Из дерева, ткани, проволоки, пластмассы).
А вам бы хотелось на мгновение стать кукольником и сделать куклу для спектакля? (Ответы детей).
Прежде чем приступить к работе в мастерской, мы должны превратиться в кукольников. Надеть нарукавники. Нарукавники нам нужны для того, чтобы не испачкаться. Мастера-кукольники используют специальную одежду для того, чтобы не испачкаться краской, клеем, лаком, опилками т. е. тем материалом, которым они пользуются при изготовлении кукол. А мы с вами наденем нарукавники. Давайте встанем и пройдём к рабочему месту. Сегодня каждый из вас попробует смастерить куклу для театра.
Дети подходят к столам, где заранее подготовлены материалы к изготовлению игрушек из конусов.
В.: Дети, сегодня мы с вами будем изготавливать кукол при помощи конуса. Посмотрите, как надо сложить полукруг, край его смазываем клеем, получится конус. Осталось приделать нашей кукле голову и руки. Приступаем к работе. Кому нужна помощь, обращайтесь друг к другу. Договоритесь, кто с кем будет работать в паре. Обсудите, какую куклу вы хотите сделать. Какие детали подойдут для вашего героя. Можете сделать двух кукол.
Во время работы детей звучит музыка.
В.: Молодцы, я вижу, что вы все уже закончили своих кукол. Давайте мы посмотрим на них. Какие красивые куклы у нас всех получились! Вы работали очень аккуратно. Какая кукла вам понравилась больше всего? Я хотела бы отметить эту куклу. Посмотрите, как аккуратно сделан конус. Все детали на своём месте. Вам понравилось быть в роли мастеров — кукольников?
В.: Посмотрите, что я сейчас сделаю, сниму нарукавники. На руку надену куклу и сразу превращусь в кого? (В кукловода).

  • Превращается рука
    И в котёнка, и в щенка.
    Чтоб рука артисткой стала,
    Нужно очень-очень мало:
    Специальные перчатки,
    Ум, талант — и всё в порядке!

Но у нас сегодня не перчатки, а конусы. Попробуйте и вы превратиться в кукловодов. (Дети снимают нарукавники). Я приглашаю вас на сцену нашего кукольного театра. (Дети обыгрывают этюды со сделанными куклами).

Читайте также: