Что такое объект кратко

Обновлено: 04.07.2024

(Objectum предмет). Слово объект противополагается субъекту и означает предмет, противостоящий ему или представляющийся его наблюдению. См. Субъект.

(Objectum предмет). Слово объект противополагается субъекту и означает предмет, противостоящий ему или представляющийся его наблюдению. См. Субъект.

от лат.-расположенное перед): все то, что предстает взгляду. В более узком смысле объект – это содержание нашей мысли, что противоположно мыслящему субъекту.

от лат. objectum — предмет) — вещь, предмет. То, что противостоит субъекту, т. е. сознанию, внутреннему миру как действительное, как часть внешнего мира.

(лат. objectum – предмет) – предмет направленности человеческой деятельности; то, на что направлена деятельность; то, что противостоит субъекту в его предметно-практической деятельности и в познании.

то, что противостоит субъекту в его предметнопрактической и познавательной деятельности. Объект не тождественен объективной реальности, а выступает как та ее часть, которая находится во взаимодействии с субъектом.
Литература: [127].

[от лат. objectum предмет] – выделенная по некоторым правилам часть мира, являющаяся предметом познания, практической деятельности. О. – то, что противостоит субъекту, на что направлена его предметно-практическая и познавательная деятельность.

(от лат. objectum — предмет) — явление, предмет, на который направлена чья-нибудь деятельность, чье-нибудь внимание; все то, что является местом какой-нибудь деятельности. В философии — то, что существует вне нас и независимо от нашего сознания, явление или предмет внешнего мира.


/D/ Objekt /Е/ Object/F / Objet /Esp/ Objeto.
Философская категория, обозначающая ту сторону субъект - объектного отношения, на которую направлена познавательная или практическая деятельность субъекта. Объект есть фрагмент бытия, ставший фактом сознания. Различают объект и предмет познания и деятельности. Предмет - тот аспект объекта, на который непосредственно направлены интерес и деятельность субъекта.


- в современной философии внешнее по отношению к субъекту, то, что противостоит ему и на что направлена его познавательная деятельность. Иногда говорят также об объекте воли и желаний. В самопознании субъект делает объектом самого себя и свой внутренний мир. В схоластике объект - то, что существует в разуме в виде представления или идеи, в виде общего понятия, т.е. здесь объект противопоставлен субъекту, понимаемому как индивидуальное бытие.

(от лат. – предмет, от – бросаю вперёд, противопоставляю) – то, что противостоит субъекту в его предметно-практической и познавательной деятельности. Объект не просто тождествен объективной реальности, а выступает как такая её часть, которая находится во взаимодействии с субъектом, причём само выделение объекта познания осуществляется при помощи форм практической и познавательной деятельности, выработанных обществом и отражающих свойства объективной реальности. Объект дан познающему субъекту уже в его ощущениях, однако здесь он ещё выступает как бы в скрытой, непроанализированной форме. Адекватное воспроизведение объекта в мышлении предполагает преобразование исходных данных познания, а идеальное воссоздание объекта выступает как результат применения субъектом определённых способов познавательной деятельности, логических операций.

1. В собственно философском смысле сущность вне субъективных ощущений, вещь в себе: ничто, субстанция, недобытие и т. п.
В псевдогносеологическом смысле мнимовнешняя часть субъекта, область внимания и сосредоточенности, то есть часть сферы сознания, находящаяся в том или ином напряжении, связанная со смыслами и представлениями.
В бытовом и научном смысле аберрация ума, аналогичная предыдущей (пункт 2), но оправданная здравыми соображениями и имеющая в ряде случаев практическое значение.
Идеальных объектов как таковых не бывает. Любая идеальная конструкция - это заобъект внутрисознательного "объекта" (пункты 2 и 3). Пусть человек производит операции с треугольником. Это или нарисованный треугольник, или треугольник в его реальном воображении, то есть все это не треугольники в геометрическом значении. Геометрический треугольник - идеальный флюид над треугольниками, что даны психологически.

(позднелат. objectum — предмет, от лат. objicio — бросаю вперед, противопоставляю) — часть внешн. мира, противостоящая субъекту в его предметно-практ. и познавательной деятельности. Выделение к.-л. предмета или явления в кач-ве О. явл. результатом целенаправленной деятельности человека. Поэтому О., в опред. смысле, создается, а человек, по мере познания и деятельности с О., становится субъектом. Существование О. и субъекта — взаимозависимый процесс, друг без друга они не существуют. В итоге О. субъективируется, становится элементом деятельности субъекта, к-рый, в свою очередь, объективируется, заключая в себе знания об О. и навыки обращения с ним. Необходимо также различать реальный О. и представление о нем, к-рое, являясь продуктом сознания, существует как идеальный О. Лит.: Лекторский В.А. Субъект, объект, познание. М., 1980; Любутин К.Н. Проблема субъекта и объекта в немецкой классической и марксистско-ленинской философии. М., 1981. В.И.Полищук

философская категория, обозначающая объективную реальность, внешний мир, существующий вне нашего сознания и независимо от него; предмет, явление, на который направлена какая-либо деятельность. В неживой реальности – единичная материальная структура, формально отграниченная в субстанциальном континууме реальности. В биологической реальности – единичный организм, популяция или любая их совокупность, выделяемые территориально, генетически или трофически. В технической реальности – любая выделенная техническая целостность, которая исследуется, проектируется, оценивается, создается (строится) и эксплуатируется как некоторая общность, выделяемая территориально, юридически, гносеологически. В более узком контексте рангового анализа объект – пространственно-технологический кластер, подсистема техноценоза, взаимосвязанная, отграниченная и обладающая целостностью с точки зрения общности управления, технологии, территории, потребления ресурсов (город в стране, предприятие в регионе, школа или больница в городе, подразделение в организации, цех на заводе, магазин в торговой сети, батальон или рота в группировке войск и т.д.).

соотносительно с понятием субъекта (подлежащее) означает вообще то, что дано в познании, или на что направлена познавательная деятельность. Противоположение между О. и субъектом есть чисто относительное и диалектическое, поскольку сам субъект становится О., когда обращает на себя познавательную деятельность (в самосознании), а с другой стороны то, что является для нас как внешний О., может иметь субъективное бытие для себя. Хотя слово О., кроме познания употребляется также и относительно других душевных деятельностей, но определенный О. дается воле, чувству и т. д. лишь посредством познания. В средневековой схоластической философии термин субъективный означал внутреннюю действительность существа, а объективный - лишь бытие в представлении или идее. В обыкновенном словоупотреблении, напротив, объективный значит имеющий основания в природе вещей, независимо от познающего субъекта. Для наивного реализма все, что дано в чувственном опыте, имеет такую независимую от субъекта реальность и признается в этом смысле объективным. Критический идеализм возвращается отчасти, хотя другим путем, к терминологии схоластической. Так как с точки зрения Канта все, что мы находим в познаваемом, заранее вложено туда познающим субъектом, в виде присущих ему априорных способов или форм познавательной деятельности, то все данные О. суть, по содержанию своему, лишь представления субъекта, хотя и обусловленные чем-то вне его (см. Кант). Особое значение имеет вопрос о независимом от субъекта и в этом смысле объективном характере идей, определяющих достоинство бытия, каковы добро, истина, красота.
Вл. С.

позднелат. objectum – предмет, от лат. objicio – бросаю вперед, противопоставляю) – то, что противостоит субъекту, на что направлена его предметно-практич. и познават. деятельность. Большинство филос. школ и направлений рассматривает О. лишь с т. зр. теории познания. При этом в понимании способов воспроизведения О. в знании основными являются два типа филос. концепций: 1) теории, утверждающие, что познаваемый О. непосредственно дан субъекту и что деятельность субъекта с "непосредств. данностью" всегда есть "отход" от О. и во всяком случае не определяется природой самого О. (созерцат. т. зр. в теории познания, характерная в целом для антич. философии, для философии 17–18 вв., для совр. реализма, позитивизма и феноменологии); 2) теории, исходящие из положения о том, что О. есть конструкция субъекта, "объективация" внутр. содержания субъекта (кантианство и неокантианство, прагматизм). Диалектич. материализм исходит из того, что познават. отношение субъекта к О. возникает как производное от предметно-практич. отношения (см. К. Маркс, в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 3, с. 1). В непосредственно "данном" субъекту ощущении лишь в скрытом, непроанализированном виде содержится знание об О. Это знание актуализируется только в деятельности, через нее. Поэтому проблема познания не может быть верно понята вне анализа различных форм деятельности субъекта с О. Объект не тождествен объективной реальности, материи: лишь те существующие независимо от человека вещи становятся О., к-рые включаются в человеч. деятельность, начинают осваиваться субъектом предметно-практически и познавательно. При этом объективная реальность выступает как О. для каждого познающего индивида не в "чистом виде", а в формах деятельности, языка и знаний (в частности, логич. категорий), выработанных историч. развитием общества и отражающих реальность. Движение познания от эмпирич. уровня к теоретическому сопровождается, как правило, изменением гносеологич. статуса О., появлением т.н. теоретич. О. (идеальный газ, идеально твердое тело, матем. маятник и т.п.), существенно отличных от эмпирич. О. Но эмпирич. и теоретич. О. не представляют собой две разные сферы действительности: такие предметы теоретич. познания, как идеальные газы, идеально твердые тела и др. идеализации, реально не существуют в качестве О., а представляют лишь необходимый для построения теоретич. языка способ выделения и фиксации тех сторон О., с к-рыми познание имеет дело и на эмпирич. уровне, но к-рые не схватываются во всей полноте своих св-в и отношений в эмпирич. знании. Гносеологич. статус таких О. раскрывается в категории предмета. Для совр. науч. познания характерна тенденция к широкому "производству" разного рода теоретич. О. К их числу относятся такие О., как система, структура, управление и др. Классы таких О. образуются весьма различными по своему реальному субстрату вещами, явлениями действительности. Поэтому одна из наиболее значит. трудностей в исследовании их состоит в достаточно четком очерчивании границ соответствующего класса О., т.е. в выделении тех реальных О., к-рые обоснованно могут быть включены в данный класс. Что же касается онтологич. статуса таких теоретич. О., как, напр., атомы, элементарные частицы, то он в принципе не отличается от статуса макротел, с к-рыми имеет дело эмпирич. познание: в том и др. случае знание о теоретич. О., не сводимое по содержанию к эмпирич. знанию, используется для объяснения поведения эмпирич. О. (напр., объяснение нек-рых особенностей поведения макротел с помощью молекулярно-кинетич. теории). Особое положение занимают т.н. абстрактные О., рассматриваемые в совр. формальной логике, в частности в теории типов (см. Типов теория). Согласно этой теории, конкретные О. представляют собой индивиды и как таковые принадлежат к нулевому типу; тип же абстрактных О. – выше нулевого (первый, второй и т.д.). В соответствии с этим абстрактные О. могут выступать как классы индивидов, классы классов индивидов и т.д. или как св-ва индивидов, св-ва св-в и т.д., как отношения индивидов, отношения отношений и т.д. Одним из видов абстрактных О. являются, в частности, числа. Абстрактные О. не тождественны теоретическим, т.к. теоретич. О. содержательно-фактуального знания, как правило, принадлежат к нулевому уровню, т.е. конкретны (с т. зр. логич. семантики конкретными О. являются, напр., атомы и электроны, но вместе с тем и идеально твердые тела). Эта логич. специфика абстрактных О. не отражается на их гносеологич. природе: анализ показывает, что эти О. формируются как специфич. средства, в к-рых и при помощи к-рых фиксируются те или иные способы предметно-практич. деятельности. Т.о., во всех случаях движение познания от эмпирии к теории есть не отход от "данных" О. к их замещению нек-рым содержанием, конструируемым субъектом, а способ реконструирования подлинного содержания, к-рое не может быть адекватно выявлено на эмпирич. уровне. О. знания как таковой не может менять свои характеристики в зависимости от т. зр. субъекта. В познават. практике это учитывается в форме вычленения в О. нек-рых инвариантов, т.е. не зависящих от изменения позиции субъекта связей и отношений, к-рые позволяют связать в единую объективно обусловленную систему знания различные аспекты О., дающие основания различным точкам зрения. Но построение таких инвариантов, синтезирующих те или иные частные подходы к О., обычно представляет сложнейшую проблему, т.к. каждое из частных знаний об О. вырабатывается в связи с определ. задачей и поэтому механич. увязка таких знаний обычно приводит к противоречиям в теории. Для осуществления такого синтеза необходимы спец. логич. и методологич. средства, при этом очень важным оказывается различение О. и предмета знания. Лит.: Ленин В. И., Материализм и эмпириокритицизм, Соч., 4 изд., т. 14, с. 116–17; его же, Философские тетради, там же, т. 38, с. 86–87, 160, 213; Бакрадзе К. С., Очерки по истории новейшей и совр. бурж. философии, Тб., 1960; Смирнов В. . О достоинствах и ошибках одной логико-филос. концепции, в сб.: Философия марксизма и неопозитивизм, М., 1963; его же, Уровни знания и этапы процесса познания, в кн.: Проблемы логики науч. познания, М., 1964; Щедровицкий Г. П., Проблемы методологии системного исследования, М., 1964; Лекторский В. . Проблема субъекта и О. в классич. и совр. бурж. философии. . 1965. В. Лекторский. Москва.

объ е кт, объекта, муж. (лат. objectum - Предмет) (книж.).

2. Предмет, то внешнее, на что направлена деятельность человека. Объект исследования. Наметить объекты строительства.

3. То же, что дополнение во 2 знач. (линг.).

Политическая наука: Словарь-справочник

(позднелат. objectum предмет, от лат. objicio бросаю вперёд, противопоставляю)

в политике - то, что противостоит субъекту политики в его деятельности, то, на что направлены усилия субъекта. К объектам политики относят политическую власть, интересы и ценности, население как электорат и др.

Современный экономический словарь. 1999

экономический (от лат. objectum)

предприятия, организации, средства и факторы производства, элементы социальной сферы, характеризуемые как объект, в котором сосредоточена или на который направлена экономическая деятельность, представляющие определенную сторону экономических интересов и отношений. Например, производственный, строительный, социальный объекты, объект собственности, финансирование объекта, создание объекта, ликвидация объекта, объект кредитования, объект страхования.

Словарь лингвистических терминов

(лат. objectum — предмет). Предмет, находящийся в каких-либо отношениях с действием. Грамматически выражается дополнением.

Этимологический Словарь Русского Языка

Латинское – objectum (объект).

Это слово было заимствовано из польского языка, куда пришло из латинского.

Начала Современного Естествознания. Тезаурус

(от лат. objectum — предмет) — вещь, предмет. То, что противостоит субъекту, т. е. сознанию, внутреннему миру как действительное, как часть внешнего мира.

Альтернативная культура. Энциклопедия

По большому счету, и концептуалистскому, и лэнд-артистскому О. сопутствует полоса отчуждения, — ведь субъект, то есть зритель, — случаен, необязателен. Ракурс рефлексии и наблюдения узурпируется художником или участниками акции. Результат отдает мистикой: творчество превращается в ритуал, где сам О. — нечто вроде религиозного идола, требующего камланий и жертв, но никак не понимания.

Читайте также: