Анализ общения детей в детском саду в течение дня

Обновлено: 16.05.2024

Краткая аннотация: Современный ребенок дошкольного возраста проводит в детском саду продолжительное время, основную часть этого времени с ним рядом находится воспитатель. Дети дошкольного возраста подражают взрослым, поэтому речь воспитателя должна быть правильной, четкой и красивой.

Общение воспитателя с детьми

Разговорная речь детей формируется во время разговора воспитателя с ними в повседневной жизни.

Разговор педагога с детьми имеет большое воспитательное значение для установления хороших взаимоотношений между ними, влияния на поведение ребёнка, на его умственное и речевое развитие.

Для развития детей большое значение имеет индивидуальное общение воспитателя с ребёнком. Чем меньше возраст детей, тем больше они нуждаются в индивидуальном общении со взрослым. Ребёнок , впервые пришедший в детский сад, сначала чувствует себя стеснённо, он ещё не привык к новым людям, к новой обстановке. Он ещё не запомнил, как зовут воспитательницу, не знает, как и когда можно подойти к ней и поговорить. В личном общении с воспитательницей ребёнок быстрее осваивается с новыми для него условиями жизни и находит своё место среди сверстников.

Ребёнок, давно посещающий детский сад, в личном общении с воспитателем ищет ответ на свои вопросы, удовлетворяет свою любознательность относительно того, что он видит вокруг себя – дома и на улице.

Чрезвычайно важно в течение дня найти время и место для разговора с каждым ребёнком отдельно или в маленькой группе. Надо поговорить с ребёнком так, чтобы у него осталось удовлетворение, даже радость от того, что его выслушали.

Если в разговоре воспитательница проявляет живой искренний интерес к ребёнку, к содержанию его речи, то он чувствует себя смелее, увереннее и доверчиво рассказывает обо всем, что его интересует. Разговор с ребёнком даёт воспитателю ближе узнать его внутренний мир, интересы, уровень развития речи.

Разговор воспитателя с ребёнком должен проходить в спокойной обстановке, а не на ходу. Внимание к одному ребёнку не должно отвлекать воспитателя от других детей. Разговаривая с одним или несколькими детьми, надо видеть остальных детей, знать, кто чем занят, кто где играет.

Речь воспитателя

В детском саду в течение дня есть такие периоды, когда индивидуальный разговор наиболее уместен, Это утренние часы сбора детей, вечернее время, когда дети постепенно начинают расходиться по домам, самостоятельные игры и занятия детей на прогулке.

Дети дошкольного возраста, подражая окружающим, перенимают не только все тонкости правильного произношения, словоупотребления, построения фраз, но также и те несовершенства речи, которые встречаются у взрослых. От культуры речи воспитателя зависит культура речи детей.

Речь воспитателя, который находится постоянно в поле зрения малышей, в общении с ними, является основным источником, из которого дети получают образец родного языка, культурной речи, поэтому она должна быть не только правильной, с ясным и отчётливым произнесением всех звуков родного языка, но и выдержана в определённом темпе, громкости, должна быть интонационно выразительной, правильно оформленной грамматически, связной, доступной для понимания, с правильным и точным использованием словесных обозначений.

Педагог должен самокритично относиться к собственной речи и при наличии недостатков в ней стремиться к их устранению.

Однако установить и выявить недостатки своей речи не всегда легко, так как в процессе общения внимание говорящего обращено прежде всего не на форму речи (как сказать), а на её содержание (что сказать). Кроме того, в результате длительного небрежного отношения к своей речи некоторые недочёты могут прочно закрепиться и в дальнейшем не замечаться.

Какие же требования должен предъявить педагог к своей речи, с тем чтобы предупредить появление аналогичных недостатков у своих воспитанников?

Требования к звуковой культуре речи воспитателя

Дети успешнее будут усваивать звуки родного языка у воспитателя с внятной, ясной и отчётливой речью, чётко произносящего фразы, слова и каждый звук в отдельности, т.е. у педагога с хорошей дикцией. Чаще всего речь воспитателя страдает небрежным, неряшливым произношением, когда звуки и слова произносятся при недостаточно открытом рте (как бы сквозь зубы), недоговариваются окончания слов, проглатываются отдельные звуки, невнятно произносятся согласные.

Педагог должен придерживаться литературных норм произношения, устранять в своей речи различные акценты, влияние местных говоров, правильно ставить ударения в словах.

К нелитературному произношению относится побуквенное произношение слов, когда слова произносятся так, как они написаны: что (вместо што), его (вместо ево), счастье (вместо щастье) и т.д. Отклонением от нормы литературного произношения является речь с национальным акцентом, с характерными особенностями местных говоров: яканьем (вясна вместо весна), цоканьем (цто вместо что и др.), с неправильным ударением в словах (магазин, километр).

В речи можно выразить тончайшие оттенки чувств, мыслей. Это достигается не только с помощью соответствующих слов, но и благодаря правильному использованию интонационных средств выразительности: силы голоса, темпа, логического ударения, пауз, ритма, тембра, мелодии. Стихи, сказки, рассказы, прочитанные или рассказанные воспитателем с использованием этих средств, помогают детям лучше понять содержание, почувствовать силу и красоту родного языка.

Монотонная речь утомляет маленьких слушателей, снижает интерес к содержанию текста. Слушая такую речь, дети быстро начинают отвлекаться, смотреть по сторонам, а затем и вовсе перестают слушать.

Речь воспитателя должна быть эмоционально насыщенной, богатой интонациями, достаточно громкой и неторопливой. Нужно, однако, помнить, что это правило не всеобъемлюще. При чтении художественных произведений ускорение или замедление речи должно быть оправдано передаваемым в данный момент содержанием, является средством художественной выразительности.

Голос – это профессиональный инструмент воспитателя, и им необходимо правильно пользоваться, беречь его от перегрузок.

Неверное использование голоса может проявляться, например, в чрезмерном повышении его громкости (при шуме в группе). Если всё-таки ситуация общения потребует значительного усиления громкости речи, это не означает, что нужно доводить её до крика. Следует, несколько увеличив громкость, более чётко произносить слова, замедлив при этом темп речи.

Если голос тихий и слабый, его необходимо развивать до более громкого и укреплять специальными упражнениями. Может быть устранена и неблагозвучность голоса (сиплость, хрипота, гнусавость).

Требования к связной речи и её лексико-грамматическому оформлению

Дети учатся у взрослых не только правильно произносить звуки и слова, но и чётко пересказывать содержание сказок, рассказов, передавать собственные наблюдения об окружающем, последовательно излагать свои мысли, делать выводы.

Умение связно, интересно, в доступной форме донести до детей то или иное передаваемое в речи содержание является необходимым качеством речи педагога.

Последовательно излагая мысли, воспитатель не должен загромождать свою речь непонятными словами, сложными оборотами, длинными фразами.

Речь лучше воспринимается детьми, если она состоит из коротких фраз (пусть это даже будут сложноподчинённые предложения), так как при употреблении длинных, да к тому же в грамматическом отношении сложно построенных фраз детям трудно установить связь между частями, осмыслить и понять содержание.

Рассказывая детям о проведённой экскурсии, о природе и т.д., необходимо выделять и давать им только главное, основное, т.е. то, что относится к главной теме, отбрасывая всё второстепенное и малозначащие. Многословие, наслоение лишних фраз делают речь воспитателя громоздкой, трудной для восприятия.

При слушании рассказа, насыщенного сложными оборотами, дошкольникам трудно проследить за мыслью педагога, запомнить содержание, и такой рассказ не принесёт им пользы.

Доступность, понятность речи воспитателя достигается прежде всего благодаря правильному и точному использованию слов. Словарный запас русского языка богат, он постоянно пополняется новыми словами; исчезают слова, вышедшие из употребления.

В общении с детьми воспитателю необходимо широко использовать лексическое богатство родного языка, учитывая возрастные особенности: подбирать и употреблять в своей речи такие слова, которые были бы доступны для понимания и легки для усвоения.

В разговоре с детьми следует употреблять слова литературного языка, не допуская грубых слов, избегая просторечий и диалектизмов, а также слов, вышедших из употребления. Чем богаче разнообразнее словарь воспитателя, чем ярче, насыщеннее его речь, тем больше слов могут усвоить дети.

В качестве недостатков словаря воспитателя можно назвать частое употребление слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами, засорённость лишними словами (ну, вот, так сказать, значит), в общении с более старшими детьми подлаживание под речь малышей.

К использованию новых слов необходимо подходить очень осторожно. С одной стороны, следует учитывать возраст детей и подбирать слова, доступные для их понимания, а с другой – постоянно вводить новые, расширять употребление уже имеющихся слов, объяснять их значение.

При рассказывании необходимо умело пользоваться синонимами, метафорами, эпитетами, которые делают речь выразительней, разнообразней, богаче по содержанию, шире использовать устное народное творчество (пословицы, поговорки), фразеологические обороты.

Кроме того, речь воспитателя должна быть спокойной, всегда уравновешенной, вежливой не только по отношению к детям, но и ко всем другим работникам детского сада.

Таким образом, работая с детьми, воспитатель должен обратить внимание на следующее:

1. Правильно произносить все звуки родного языка, устранять имеющиеся дефекты речи.

2. Иметь ясную, чёткую и отчётливую речь, т.е. хорошую дикцию.

3. Использовать в своей речи литературное произношение, т.е. придерживаться орфоэпических норм.

4. Стремиться правильно использовать интонационные средства выразительности с учётом содержания высказывания.

5. В общении с детьми пользоваться речью слегка замедленного темпа, умеренной громкостью голоса.

6. Связно и в доступной форме рассказывать и передавать содержание текстов, точно используя слова и грамматические конструкции (соответственно возрасту детей).

7. Не допускать в разговоре с детьми и персоналом повышенного тона, грубых выражений.

Работа над собственной речью

Устранение недостатков произнесения звуков

Своевременно не исправленные недостатки произношения могут остаться на всю жизнь. Они нередко встречаются и у взрослых. Недочёты речи закрепляются, и люди, привыкая к ним, порой не замечают их.

При систематической и упорной работе педагог может улучшить свою речь или устранить недостатки произношения.

Прежде всего, воспитателю следует обратить внимание на произношение звуков с, сь, з, зь, ц, ш, ж, ч, щ, л, ль, р, рь, так как именно они чаще всего произносятся неправильно.

Для уточнения артикуляции, для правильного произнесения звуков, а также для их постановки рекомендуется использовать специальную литературу (логопедическую или по технике речи).

Речевое дыхание

Правильное речевое дыхание является основой звучащей речи. Оно обеспечивает нормальное голосо- и звукообразование, сохраняет плавность и музыкальность речи, создаёт возможность в зависимости от содержания высказывания изменять силу и высоту голоса.

Речевое дыхание является произвольным и значительно отличается от дыхания в покое – физиологического дыхания вне речи.

Упражнения для развития правильного речевого дыхания

1. Выберите удобную позу (лёжа, сидя, стоя), положите одну руку на живот, другую – сбоку на нижнюю часть грудной клетки. Сделайте глубокий вдох через нос (живот при этом выпячивается вперёд и расширяется нижняя часть грудной клетки, что контролируется той и другой рукой). После вдоха сразу же произведите свободный, плавный выдох (живот и нижняя часть грудной клетки принимают прежнее положение).

2. Произведите короткий, спокойный вдох через нос, задержите на 2-3 секунды воздух в лёгких, затем произведите протяжный, плавный выдох через рот.

3. Сделайте короткий вдох при открытом рте и на плавном, протяжном выдохе произнесите один из гласных звуков (а, о, у, и, э, ы).

4. Произнесите плавно на одном выдохе несколько звуков:

Количество гласных, произносимых на одном выдохе, постепенно увеличивается.

Следите за плавностью перехода от одного звука к другому.

5. Произведите счёт на одном выдохе до 3-5, постепенно увеличивая счёт до 10-15. Следите за плавностью выдоха. Произведите обратный счёт.

6. Прочтите пословицы, поговорки, скороговорки на одном выдохе (сначала короткие, а потом длинные), добирайте вдох на смысловых паузах.

При выполнении упражнений соблюдайте установку, данную в первом упражнении.

7. Подберите стихотворения, рассказы и прочтите их с правильным воспроизведением вдоха на паузах.

Упражнения для развития правильного речевого дыхания проводятся в хорошо проветренном помещении, в свободной одежде, за 30 минут до еды или не раннее чем через полтора-два часа после. Упражнения можно использовать для работы с детьми в период проведения физкультминуток.

Работа над дикцией

Под дикцией понимается чёткое, ясное и отчётливое произношение всех звуков родного языка с правильной их артикуляцией, при чётком и ясном произнесении слов и фраз.

Чтобы выработать хорошую дикцию, необходимо прежде всего укрепить артикуляционный аппарат (устранить вялость губ, малоподвижность языка, скованность в движениях нижней челюсти), наладить правильное речевое дыхание. Для этого используют специальные упражнения, направленные на развитие подвижности мышц нижней челюсти, языка, губ.

Далее индивидуальная работа по запросу.

Интонационная выразительность

Для устной речи очень важным является правильное использование интонационных средств выразительности: логического ударения (выделение из фразы главных по смыслу слов или словосочетаний путём повышения или понижения голоса, изменения темпа), пауз (временной остановки голоса в речи), мелодии (движения голоса в речи по высоте и силе), темпа ( количества слов (слогов), произнесённых за определённую единицу времени), изменения громкости голоса, тембра.

Связная речь и её лексико-грамматическое оформление

Связность речи обеспечивается правильным подбором слов, правильным построением фраз, последовательность изложения материала.

Обогащение словаря, точное использование грамматических средств достигаются благодаря систематическому чтению художественной, научно-популярной, специальной и другой литературы. Однако это возможно в том случае, если читающий вдумчиво относится к слову, следит не только за содержанием, но и за его языковой, речевой формой: какие средства языка использует автор, чтобы точнее передать мысль, какие слова и грамматические формы и конструкции он употребляет, в какой последовательности излагает материал.

Серьёзное отношение к чтению, постоянная работа с книгой помогут глубже усвоить богатство и разнообразие родного языка.

Большую помощь в работе над словом, над правильным использованием грамматических средств оказывают различные словари (например, Толковый словарь русского языка под ред. Д.Н. Ушакова, Словарь русского языка, составитель С.И. Ожегов и др.), а также различные справочники, руководства, учебники.

Обогащению речи воспитателя способствует заучивание пословиц, поговорок, крылатых слов, фразеологических оборотов (несколько слов, образующих целостное выражение: попасть впросак, медвежья услуга и др.)

Таким образом, речь воспитателя легко воспринимается и понятна детям в том случае, если в ней точно подобраны слова, грамматически чётко построены фразы, если она интонационно правильно оформлена и если мысли в ней изложены просто, последовательно, интересно, в доступной форме, с учётом возраста детей.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

о прохождении практики

«Практика наблюдений и организации различных видов деятельности

Аттестационный лист по производственной практике

курс: ____________группа: _________________

Пройдена производственная практика по профессиональному модулю 02. Практика наблюдений и организации различных видов деятельности

3. Место проведения практики (наименование ДОО, юридический адрес):

4. Виды и объем работ, выполненные студентом во время практики:

Студент проходил практику в качестве ___________________________ воспитателя _____________________________

Под руководством студента находились дети

_ второй младшей группы

В течение практики студент занимался следующей оформительской работой:

Помогала в оформлении информации для родителей в приемной группе, самостоятельно изготовляла атрибуты для проведения театрализованных игр, изготовляла наглядный материал для проведения дидактических игр

(оформление уголка группы, актового зала, афиш, выставок и др.)

В ходе практики студент организовывал разные виды деятельности детей:

Проводила сюжетно-ролевые игры, организовывала режимные моменты в течении всего дня

Организовывал индивидуальную и коллективную деятельность по:

Проведению игр на прогулке, по развитию мелкой моторики рук, речевому развитию воспитанников

За время проведение производственной практики студент провел следующие мероприятия:

Самостоятельно провела занятие по ИЗО деятельности, музыкальное занятие, а также организовывала и проводила игровую деятельность по всем видам

Студентка , заслуживает оценки отлично.

ОТЧЕТ САМОАНАЛИЗ

о прохождении производственной практики

Практика наблюдений и организации различных видов деятельности

и общения детей

Место и сроки прохождения практики

Описание содержания собственной деятельности в ходе практики

Прогулки, игры на свежем воздухе проводились согласно режиму дня группы. Во время прогулки с дошкольниками проводила наблюдения, подвижные игры, велась индивидуальная работа по физическому развитию, трудовому воспитанию. Наблюдения за живой и неживой природой способствовали развитию у дошкольников суждений об объектах природы, воспитанию у детей любви к природе, развитию памяти, мышления, воображения. При осуществлении трудовой деятельности с дошкольниками применяла: художественное слово, вопросы, сюрпризные моменты, собственный опыт, что дало возможность развивать у дошкольников умение выделять явления природы, учить их находить причинно-следственные связи и отношения, вырабатывать чувство заботы к природе и любовь ко всему окружающему вокруг.

Подвижные игры на прогулке проводились согласно составленному мной плану, применялись игры умеренной и большой подвижности. В подвижных играх формировались наиболее комфортные ситуации для развития физических качеств: ловкости, устремленности, силы, стойкости, дети, завлеченные сюжетом игры, с большой заинтересованностью выполняли физические упражнения много раз, что содействовало формированию данных качеств. В тоже время решались и различные задачи по развитию речи, упражнению в счете, ориентировке в пространстве и т.д.

Индивидуальные задания с дошкольниками на прогулке выполнялись для увеличения двигательной активности малоподвижных детей, повторения и закрепления, полученных умений и навыков по физическому развитию, речевому развитию, элементарных математических представлений, экологическому воспитанию, ИЗО деятельности.

Одновременно во время прогулки планировалась и осуществлялась работа по трудовому воспитанию дошкольников. Я стремилась внести что-то новое в осуществление трудовой деятельности, тем самым привлекая 100% дошкольников к реализации трудовых заданий, постепенно и постоянно заинтересовывать дошкольников в общий с воспитателем и индивидуальную работу.

На протяжении всей смены, во время всех режимных моментов я осуществляла деятельность по воспитанию и улучшению культурно-гигиенических навыков как индивидуально, так и группой. Применяла поэтическое слово, напоминание, объяснения, собственный показ и поощрения.

В период прохождения практики также упор делался развитию у дошкольников трудовых стремлений и навыков. В течение всего дня: на прогулке, при подготовке к занятиям, при работе в уголке природы постоянно подключала воспитанников в трудовую работу как по одному, так и полной группой с помощью просьб и заданий. Ребята с заинтересованностью начинали трудиться вместе со мной и остальными сверстниками. По окончанию практики получилось реализовать намеченные цели и задачи, дошкольники с желанием осуществляли разные по видам задания, стремились помочь во всем мне, стремились реализовывать трудовые поручения добросовестно.

Рассматривая осуществленную деятельность, можно выделить что мне не удавалось при проведении занятий реализовать все поставленные цели и задачи, так как было большое количество воспитанников. С подгруппой дошкольников задачи и цели, предусматриваемые программой, реализовывались мной в 100% объеме, отведенное время было выработано, занятия проводила ответственно и продуктивно.

В деятельности по трудовому развитию, как целой группой, так и индивидуально, удалось реализовать все намеченные планы.

В процессе игровой деятельности так же смогла осуществить всю намеченную деятельность и реализовать задачи, которые были запланированы. Дошкольники без труда подсоединялись в сюжетно-ролевые игры, с увлечением воплощались роли, с увлечением исполняли действия, применяли атрибуты к играм и предметам – заместителями. Но, отдельные воспитанники совместно играть отказывались, предпочитали в одиночку, поэтому была намечена индивидуальная работа с данными воспитанниками для развития у них чувства взаимообщения, взаимопомощи друг к другу.

Во время прохождения практики я применяла методы:

Наглядные: наблюдение, показ, демонстрация, образ;

Словесные: разъяснение, рассказ, объяснение чтение;

Игровые: дидактические игры, разыгрывание ситуаций, подвижные игры.

При проведении занятий применяла сюрпризные моменты, ставила перед дошкольниками проблемы, демонстрация образца с обсуждением, разъяснение, помощь.

Среди трудностей, возникших в ходе прохождения практики, следует отметить необходимость установления контакта с большим количеством новых людей, адаптацию к режиму работы. Кроме этого, выступление на родительском собрании показало необходимость развития своих ораторских навыков.

В работе, по мнению воспитателя и заместителя заведующего по ВМР, зарекомендовала себя как трудолюбивый и добросовестный специалист. Полагаю, что получила высокую оценку, так как заранее и с полной отдачей планировала занятия, применяла в работе все методы и приемы обучения, а так же получилось заинтересовать дошкольников и организовывать их деятельность.

Работа в детском саду во время прохождения практики доставила мне удовольствие, дала шанс реализовать свои творческие, актерские и организаторские возможности.

Практика наблюдений и организации различных видов деятельности и общения детей

Нажмите, чтобы узнать подробности

Педагогическая практика является подготовкой будущего специалиста к основным видам профессиональной деятельности.

Изменения, происходящие в стране в связи с новыми рыночными отношениями, существенно повлияли на сферу образования. В условиях развития конкуренции на рынке образовательных услуг важными аспектами оптимизации колледжной подготовки являются:

  • практико-ориентированная направленность образования, которая обеспечивается интеграцией учебной, научно-поисковой и производственной деятельности;
  • выпуск интегрального типа специалистов, в которой цели, содержание и результаты обучения формируются в комплексном виде с учетом изменений в профессиональной деятельности, подразумевающие не только квалификацию, но и личностные качества и компетентности.

Пособие «Методические рекомендации для педагогической практики

(практика наблюдений различных видов деятельности и общения

для специальности

44.02.01 Дошкольное образование

Авторы - составители преподаватели

О. Ю Гуменюк, Н. А., Киреева, Н.В.Реснянская

Педагогическая практика является подготовкой будущего специалиста к основным видам профессиональной деятельности.

Изменения, происходящие в стране в связи с новыми рыночными отношениями, существенно повлияли на сферу образования. В условиях развития конкуренции на рынке образовательных услуг важными аспектами оптимизации колледжной подготовки являются:

практико-ориентированная направленность образования, которая обеспечивается интеграцией учебной, научно-поисковой и производственной деятельности;

выпуск интегрального типа специалистов, в которой цели, содержание и результаты обучения формируются в комплексном виде с учетом изменений в профессиональной деятельности, подразумевающие не только квалификацию, но и личностные качества и компетентности.

Важным условием формирования профессиональной подготовки студентов является производственная практика. Назначение практики студентов заключается в подготовке к основным видам профессиональной деятельности, реализации приобретенных профессиональных знаний, навыков, умений и профессиональной адаптации, т.е. вхождения в профессию, освоения социальной роли, профессионального самоопределения, формирования позиций, интеграции личностных и профессиональных качеств. Педагогическая практика - комплексный процесс, в котором студенты выполняют виды деятельности, определяемые их специализацией.

К.Д. Ушинский писал, что метод преподавания можно изучить из книги или со слов преподавателя, но приобрести навык в употреблении этого метода можно только длительной и долговременной практикой .

Ю.К. Бабанский в своей научной работе подчеркнул, что именно в процессе педагогической практики можно в полной мере осмыслить закономерности и принципы обу­чения и воспитания, овладеть профессиональными умениями и навыками, опытом практической деятельности .

В комплексе с учебными дисциплинами практическая деятельность студентов способствует определению направлений и перспектив профессионального роста в будущем, укреплению адекватной профессиональной самооценки, формированию личности будущего педагога, профессии. На практике педагогическая деятельность студентов совершенствуется на основе содержательного фактического материала, познание и результативное освоение которого возможно только на основе живых впечатлений и наблюдений.

В педагогической практике студентов важными составляющими являются:

способность студента к изменениям своей социально-профессиональной активности, понимаемая как важнейшее качество личности, которое выражает ее творческое отношение к различным сторонам жизни, в том числе и к самому себе. В педагогической практике определятся, какова направленность этой активности в профессиональной сфере;

разносторонняя ориентация будущего воспитателя на все сферы педагогической деятельности: предметную, учебную деятельность обучающихся и ее методическую оснащенность, собственно воспитательное взаимодействие и его организацию, овладение методикой исследовательской работы;

формирование в условиях естественного педагогического процесса рефлексивной культуры, когда для воспитателя предметом его размышлений становятся средства и методы собственной педагогической деятельности, процессы выработки и принятия практических решений. Анализ собственной деятельности помогает практиканту осознать трудности, возникающие у него в работе, и найти грамотные пути их преодоления.

Указанные составляющие педагогической практики будущего воспитателя определяются следующими целевыми установками:

развитие профессиональной компетентности воспитателя, личностно-гуманистической ориентации, системного видения педагогической реальности;

формирование предметной области, рефлексивной культуры;

овладение педагогическими технологиям и способностью к интеграции с педагогическим опытом.

В ходе педагогической практики у студентов вырабатываются основы анализа и оценки условий созданных в ДОО для полноценного развития детей, деятельности педагога базового дошкольного образовательной организации и собственной педагогической деятельности, Педагогическая рефлексия развивается не только в работе с педагогическим дневником, но и в каждом занятии, в каждом общении с детьми. Студентам во время практики необходимо быть готовыми к реальной педагогической деятельности, где им придется выполнять все функции воспитателя. Показатели уровня знаний, умений, личностного развития и творческой активности обучающихся, теснейшим образом связаны с качеством образовательного процесса и являются более значимыми для определения эффективности качества образовательного процесса. Вопросы для анализа различных видов деятельности помогут будущему педагогу приобрести навыки мониторинга образовательного процесса в детском саду

Данное методическое пособие предназначено для студентов педагогического колледжа специальности 44.02.01 Дошкольное образование, 04.02.04 Специальное дошкольное образование и содержит примерные схемы анализа предметно - развивающей среды, различных видов деятельности и общения детей дошкольного возраста и деятельности воспитателя.

В результате освоения программы практики у студентов должны быть сформированы общие компетенции:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.

ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами.

ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность воспитанников, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий.

ОК 10. Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья детей.

ОК 11. Строить профессиональную деятельность с соблюдением регулирующих ее правовых норм.

ОК 12. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

И овладеть следующими видами образовательной деятельности:

5.2.2. Организация различных видов деятельности и общения детей.

ПК 2.1. Планировать различные виды деятельности и общения детей в течение дня.

ПК 2.2. Организовывать различные игры с детьми раннего и дошкольного возраста.

ПК 2.3. Организовывать посильный труд и самообслуживание.

ПК 2.4. Организовывать общение детей.

ПК 2.5. Организовывать продуктивную деятельность дошкольников (рисование, лепка, аппликация, конструирование).

ПК 2.6. Организовывать и проводить праздники и развлечения для детей раннего и дошкольного возраста.

ПК 2.7. Анализировать процесс и результаты организации различных видов деятельности и общения детей.

5.2.3. Организация занятий по основным общеобразовательным программам дошкольного образования.

ПК 3.1. Определять цели и задачи, планировать занятия с детьми дошкольного возраста.

ПК 3.2. Проводить занятия с детьми дошкольного возраста.

ПК 3.3. Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты обучения дошкольников.

Особенности развития общения детей среднего дошкольного возраста в соответствии с требованиями ФГОС

Звезда активна
Звезда активна
Звезда активна
Звезда активна
Звезда активна

Особенности развития общения детей среднего
дошкольного возраста в соответствии
с требованиями ФГОС

  • порядок выбора ситуаций;
  • основной объект внимания в первые минуты опыта
  • характер активности по отношению к объекту внимания;
  • уровень комфортности во время эксперимента;
  • анализ речевых высказываний;
  • желательная для ребенка продолжительность дея­тельности.
  1. ситуация (совместная игра) — ситуативно-деловое общение;
  2. ситуация (рассматривание книг) — внеситуативно-позна­вательное общение;
  3. ситуация (беседа) — внеситуативно-личностное общение.

АНАЛИЗ ПРОЯВЛЕНИЙ У РЕБЕНКА НАРУШЕНИЙ В ОБЩЕНИИ
Для того, чтобы быстро и эффективно составить пред­ставление об особенностях нарушений общения у ребен­ка, можно использовать таблицу, включающую описание проявлений поведенческих расстройств и оценки их вы­раженности.
Выраженность нарушенного поведения оценивается следующим образом:
0 баллов — никогда не наблюдается у ребенка. Помощь взрослого для коррекции данного вида нарушения не требуется.
1 баллнаблюдается иногда или изредка. При этом ре­бенок овладевает собственным поведением практически без помощи от взрослого, с минимальным его участием.
2 балла — часто проявляется. Ребенок, как правило, нуждается в значительной помощи взрослого.
3балла — нарушение поведения проявляется почти всегда. Ребенку требуется весьма значительная корректирующая помощь.
4 балла нарушение поведения наблюдается непре­рывно, при этом помощь взрослого всегда очень значи­тельна, но почти не оказывает влияния на поведение ребенка.
Приведенную таблицу удобно использовать при рабо­те с группой.

Таблица проявлений поведенческих расстройств

Ф.И ребенка Степень выраженности Проявление нарушений в общении Общее количество баллов
Агрессивность Конфликтность Замкнутость Гиперактивность Тревожность Неуверенность

Обработка результатов заносим в таблицу

Баллы Проявления нарушений в общении
Агрессивность Конфликтность Замкнутость Гиперактивность Тревожность Неуверенность


Вывод: Проанализировать поведение ребенка могут как педагог или педагог-психолог, так и родители. Можно сравнить результаты заполнения, полученные как родителем, так и педагогом. Выявив наиболее выраженные нарушения в поведении ребенка, педагог может спланировать возможности их коррекции в игровой деятельности, а родителям подскажет меры и пути грамотного воздействия.

Читайте также: