Анализ образовательных программ в специальных коррекционных школах или дошкольных учреждений

Обновлено: 04.07.2024

Возрастная категория детей, на которых ориентирована программа.

Наличие дополнительных требований к контингенту участников программы.

Привлечение педагогов или родителей.

Анализ структуры программы.

Наличие или отсутствие в программе следующих компонентов:

· Общая характеристика программы.

· Методологические и теоретические основы.

· Цели и задачи, ожидаемые результаты.

· План и содержание занятий.

· Характеристика используемого оборудования.

· Организация, формы и методы работы.

· Основные этапы работы.

· Оценка эффективности программы.

Какие дополнительные компоненты присутствуют в программе?

Назначение программы.

Четкость и конкретность формулировок целей и задач программы.

Соответствие целей и задач программы заявленной проблематике.

Ранжирование целей и задач программы.

Наличие трех уровней целей и задач:

· коррекционного - исправление отклонений и нарушений развития, разрешение проблем развития;

· профилактического - предупреждение отклонений и трудностей в развитии;

· развивающего - оптимизация, стимулирование, обогащение содержания развития.

Наличие критериев достижения целей и задач программы.

Организация работы по программе.

Формы работы (индивидуальная, групповая или смешанная).

Общее время, необходимое для реализации всей коррекционной программы.

Частота необходимых встреч (ежедневно, 1 раз в неделю, 2 раза в неделю, 1 раз в две недели и т.д.).

Длительность каждого коррекционного занятия.

Описание используемого оборудования. Требования к специалистам.

Описание оборудования может включать его технические данные, размеры, комплектность, условия работы с ним.

План и содержание занятий.

План занятий может быть представлен в двух вариантах:

· последовательное описание процедуры занятий.

Наличие темы каждого занятия, цели и времени, отводимого на его проведение.

Описание содержания занятий: подробное изложение упражнений, игр и процедур, указание используемого оборудования, ожидаемые результаты и методы обратной связи, касающейся эффективности занятия.

Методы и критерии оценки эффективности программы.

Наличие диагностического блока.

Реализация в программе основных принципов коррекционно-развивающей работы.

1. Принцип системности коррекционных, профилактических и развивающих задач.

2. Принцип единства коррекции и диагностики.

3. Принцип приоритетности коррекции каузального типа.

4. Деятельностный принцип коррекции.

5. Принцип учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей клиента.

6. Принцип комплексности методов психологического воздействия.

7. Принцип активного привлечения ближайшего социального окружения к участию в коррекционной программе.

8. Принцип опоры на разные уровни организации психических процессов.

9. Принцип программированного обучения.

10. Принцип усложнения.

11. Учет объема и степени разнообразия материала.

12. Учет эмоциональной сложности материала.

Основные достоинства и недостатки программы. Выводы и рекомендации.

Оформление работы:

Обложка (титульный лист). На обложке пишется наименование учебного заведения, института, кафедры; тема; Ф.И.О. студента (полностью), номер группы; фамилия и инициалы преподавателя, его ученая степень и/или звание; место и год выполнения работы (см. приложение).

Список используемых источников.

Институт педагогики и психологи

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

По дисциплине

Студент 842-З гр.

Фамилия Имя Отчество

Преподаватель:

К.психол.н., доцент

Кирт Н.Л.

Петрозаводск, 2017

© 2014-2022 — Студопедия.Нет — Информационный студенческий ресурс. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав (0.004)

В настоящее время существует множество самых различных коррекционных программ для детей раннего возраста, ориентированных на ту или иную патологию. Рассмотрим здесь лишь некоторые, наиболее популярные из них и постараемся выделить их достоинства и недостатки.

Основные особенности Программы Маккуэри.

– Цель Программы – помочь детям с трудностями в развитии вести жизнь, максимально приближенную к нормальной.

– Программа помогает детям овладеть теми навыками и умениями, которые обычно формируются в процессе нормального развития. Это значит, что программа формирует те навыки, которые помогут детям развиваться дальше.

– Процесс обучения разбивается на маленькие ступеньки. Дети с отклонениями в развитии учатся точно так же, как и все остальные дети, только медленнее.

– Программа основана на продуманной системе оценок. Дети с трудностями в обучении учатся значительно лучше, если перед ними ставятся правильно выбранные задачи в правильно выбранное время. Поэтому, прежде чем приступить к обучению, авторы выделяют особое время для точного определения того, что ребёнок способен делать в данный момент, и чему он готов учиться дальше.

Занятия в центре Маккуэри строятся следующим образом. Дети в возрасте 6-8 недель начинают посещать Центр вместе со своими семьями. Их привозят один раз в неделю для занятий с педагогом и специалистом по лечебной физкультуре (ЛФК). Педагог и специалист по ЛФК рассказывают родителям об успехах малыша за последнюю неделю. Наблюдая за ребёнком, они определяют, готов ли он учиться чему-то новому, и если – да, что показывают родителям, как с ним нужно заниматься. Специалисты Центра дают родителям советы о том, как можно включить занятия с малышом в привычный ход жизни. Чтобы (если это возможно) не выделять для них специального времени.

С самого начала программа, которая составляется для каждого ребёнка индивидуально, предполагает одновременное формирование умений, относящихся к разным сферам развития – к тонкой моторике, к восприятию речи, к общей моторике, к умению выражать свои чувства и потребности, к способности играть и взаимодействовать с другими людьми, к самообслуживанию.

Таким образом, данная программа представляет собой комплексный подход к развитию ребёнка, т.е. набор последовательно усложняющихся упражнений (наличие вертикальных связей и отсутствие горизонтальных), а не системный.

Первоначально данная программа создавалась для детей с синдромом Дауна. Хотя эти методики и пособия применялись в работе с детьми, имеющими аномалии всех типов от средней до тяжёлой степени, многие упражнения оказываются не приспособлены для работы с детьми, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата.

Е.А. Стребелева в своей работе (Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста. - М. : Просвещение, 2004) говорит о системном подходе к коррекционно-педагогической работе с детьми третьего года жизни с органическим поражением ЦНС в условиях групп кратковременного пребывания.

Коррекционная работа в этих группах строится на основе единства требований к воспитательному процессу в семье и дошкольном образовательном учреждении. В группах кратковременного пребывания создаются специальные условия для обеспечения чувства защищённости, где педагоги создают атмосферу психологического комфорта, формируют навыки адаптивного поведения в новых социальных условиях, способствуют появлению возрастных психологических новообразований, коррекции и предупреждению вторичных отклонений в развитии малыша. К специальным условиям исследователи относят: адекватные способы общения взрослых с ребёнком; создание предметно-развивающей среды (дидактические пособия и материалы, игрушки); материально-техническое оснащение (специальное пространство, специальное оборудование – спортивный инвентарь, стол, стульчики, видео и аудиоаппаратура и др.); разработка индивидуальных программ воспитания, обучения и развития каждого воспитанника.

Содержание индивидуальной программы состоит из двух частей. Первая часть посвящена коррекционно-развивающему обучению ребёнка, вторая – работе специалистов (педагога-дефектолога, педагога-психолога, музыкального педагога, врача-невропатолога или детского психиатра) с родителями.

Е.А. Стребелева считает, что разработку программы для проведения коррекционно-педагогической работы с ребёнком необходимо начинать с психолого-педагогического обследования уровня сформированности основных линий развития:

- социальной (формы общения – вербальные, невербальные; способы усвоения общественного опыта – совместные действия, указательный жест, подражание, действия по образцу и словесной инструкции),

- физической (основные движения, развитие ручной и мелкой моторики),

- познавательной (сенсорное развитие, формы мышления, представления об окружающем, развитие речи, предметно-игровая деятельность, предпосылки к продуктивным видам деятельности).

Содержание данной программы включает в себя задачи, методы и приёмы работы с ребёнком, учитывающие актуальный уровень основных линий развития ребёнка и его потенциальные возможности, т.е. зону ближайшего развития. Индивидуальная программа планируется на небольшой период – на два или три месяца и разрабатывается по следующим направлениям:

– условия и правила проведения коррекционно-педагогической работы с ребёнком в семье;

– содержание работы (указываются задачи, методы и приёмы) с ребёнком по основным линиям его развития;

– виды деятельности в целях формирования положительных форм взаимодействия с другими детьми;

– формы работы с родителями: консультации, обучение матери путём наблюдения за работой педагога-дефектолога с ребёнком; лекции с указанием тем, места и времени их проведения; участие в коллективном обсуждении проблем воспитания детей в семье.

Таким образом, индивидуальная программа развития ребёнка включает в себя набор упражнений по развитию каждого направления в отдельности, что представляет комплексный подход к развитию ребёнка.

Кондуктивная педагогика А. Петё (Финк А. Кондуктивная педагогика А. Петё: Развитие детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. - М.: Академия, 2003 - 136 с.) является комплексной системой, нацеленной прежде всего на воспитание ребёнка. Она рассматривает нарушения опорно-двигательного аппарата не как болезнь или увечье, а как неопытность или незнание. Следовательно, задача состоит в том, чтобы устранять не просто двигательные нарушения как таковые, но обучать детей новой организации их жизни. Обучение не сводится к тренировке отдельных функций, которые остаются для детей чем-то чуждым и неинтересным. Оно проходит как освоение понятных им будничных дел и смысловых связей.

Комплексная функция не возникает в результате формирования частных функций – каждая из них легче развивается во взаимодействии друг с другом. Этот принцип кондуктивной педагогики позволяет кондуктологам воспринимать любого своего подопечного как целостный объект, который должен овладеть определённой совокупностью знаний и умений.

Многообразие установок позволяет опытному педагогу использовать природные способности самого ребёнка, которые становятся как бы исходным пунктом программы дальнейшего развития.

Однако, кондуктивнаяя педагогика имеет определённые критерии приёма пациентов. Терапия предназначена для детей в возрасте от трёх лет с церебральными нарушениями опорно-двигательной системы (спастический, атактический, дискинетический синдромы) и поперечным миелитом, а также для взрослых с множественным склерозом, синдромом Паркинсона и др. Таким образом, данная программа не предназначена для детей раннего возраста.

Важным условием приёма в качестве пациента является умение пить, пережёвывать и глотать твёрдую пищу.

Ребёнок должен иметь хорошую общую физическую форму, быть способным выдерживать физическую нагрузку и не страдать припадками.

Необходимы некоторая подвижность и коммуникабельность, а также желание учиться, иными словами, пациент должен понимать простые задания и предложения, кроме того, требуется активное и пассивное владение языком.

К отказу от приёма на занятия приводят такие сопутствующие диагнозы как слепота, глухота, тяжёлая умственная отсталость, аутизм, генетические отклонения, прогрессирующие болезни (мышечная дистрофия) и не поддающиеся лечению случаи эпилепсии.

И, наконец, представим ещё одну методику - Е.Ф. Архиповой (Архипова Е.Ф. Коррекционная работа с детьми с церебральным параличом: доречевой период. – М.: Просвещение, 1989). Она описывает систему комплексной коррекционно-воспитательной работы с детьми, страдающими церебральным параличом, в доречевой период.

Автор считает, что все дети в зависимости от уровня развития их голосовой активности могут быть отнесены к четырём группам, которые соответствуют четырём уровням доречевого развития: I уровень – отсутствие голосовой активности; II уровень – наличие недифференцированной голосовой активности; III уровень – гуление; IV уровень – лепет.

Архипова характеризует каждый уровень с точки зрения развития голосовой активности, сенсорного развития, ориентировочно-познавательной деятельности, двигательного развития, артикуляционного аппарата, голоса и дыхания.

Однако очень часто уровень развития познавательной деятельности или мелкой моторики не соответствует уровню развития голосовой активности и артикуляционного аппарата. Поэтому по разным показателям ребёнка можно отнести одновременно к двум или трём уровням. Отсюда особенности построения коррекционной работы с ребёнком исходя из индивидуального, а не из дифференцированного подхода.

В описываемой в пособии коррекционной работе большое место уделяется дыхательным упражнениям, логопедическому массажу лицевой мускулатуры и языка, а также артикуляционной гимнастике. Авторы подробно останавливаются на расслабляющем и укрепляющем массаже лицевой мускулатуры, шеи, губ, языка, точечном массаже при гиперкинезах языка, пассивной и активной артикуляционной гимнастике на разных уровнях доречевого развития. Бесспорно, эти направления очень важны в работе с детьми, имеющими дизартрический синдром в органах артикуляции. Однако, в пособии недостаточно внимания уделяется развитию всех остальных психических функций, и они описываются обособленно, вне связи с другими процессами.

В течение 2014 – 2015 уч. года освоение дошкольниками общеобразовательных разделов коррекционной программы под ред. Л.И. Плаксиной осуществлялось как в процессе непосредственно образовательной деятельности, так и в процессе режимных моментов, свободной деятельности на основе тематического планирования с использованием лексических тем. С учетом возрастных особенностей детей с нарушением зрения, смены видов деятельности, чередования сна и бодрствования был составлен режим дня на каждую группу. В течение дня основными формами организации детей были фронтальная, подгрупповая и индивидуальная. Также для детей организовывались конкурсы различного уровня и направленности (интеллектуальные, творческие и т.д.).

Результативность образовательной деятельности дошкольного учреждения определяется на основе освоения детьми образовательных стандартов (минимум образовательного содержания образования), итогов подготовки детей к школе.

Целью мониторинга усвоения детьми ООП во всех возрастных группах является необходимость определения индивидуального образовательного маршрута для каждого ребенка на текущий учебный год с учетом его индивидуальных особенностей и уровня усвоения программы:

• На начало учебного года определяются стартовые возможности каждого ребенка.

• В январе определяется необходимость корректировок индивидуального образовательного маршрута, который был определен на начало года, планируются индивидуальные занятия, определяются более эффективные методы и приемы повышения активности детей в усвоении программы.

• На конец года констатируется уровень развития ребенка, объем его знаний, умений, навыков.

Диагностическое обследование, проводимое воспитателями, позволяет проанализировать динамику развития и усвоения программного материала, определить уровень усвоения программы по всем разделам и во всех возрастных группах, а также оценить состояние образовательного процесса, как в каждой возрастной группе, так и в целом по учреждению.

В связи с постепенным вхождением в детский коллектив Учреждения, учетом возрастных особенностей (мониторинг проводился с детьми старше 3-х лет), соматической ослабленностью (не посещение Учреждения по причине болезни) в мониторинге на начало и конец учебного года приняло разное количество воспитанников с нарушением зрения.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Адаптированная основная общеобразовательная программа ( АООП) образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ― это общеобразовательная программа, адаптированная для этой категории обучающихся с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, и обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.

Адаптированная основная общеобразовательная программа ( АООП) образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

― это общеобразовательная программа,

адаптированная для этой категории обучающихся с учетом особенностей их

психофизического развития, индивидуальных возможностей, и обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.

Нормативно-правовая база АООП самостоятельно разрабатывается и утверждается организацией в соответствии с:

Нормативно-правовая база

АООП самостоятельно разрабатывается и утверждается организацией в соответствии с:

Дифференциация специального стандарта образования умственно отсталых детей

АООП предназначена для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

АООП предназначена для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). На основе АООП для каждого обучающегося индивидуально разрабатывается СИПР .

Основа АООП Дифференцированный подход Деятельностный подход

Основа АООП

Деятельностный подход

Адаптированная основная программа - представляет собой комплекс следующих характеристик образования: объем, содержание, планируемые результаты, организационно- педагогические условия ( учебный план, календарный учебный график, рабочие программы учебных предметов, иных компонентов, а также оценочные и методические материалы.)

Адаптированная основная программа -

представляет собой комплекс следующих характеристик образования:

  • объем,
  • содержание,
  • планируемые результаты,
  • организационно- педагогические условия

( учебный план, календарный учебный график, рабочие программы учебных предметов, иных компонентов, а также оценочные и методические материалы.)

АООП содержит три раздела:

АООП содержит три раздела:

целевой раздел

Планируемые результаты освоения обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) АООП

Система оценки достижения обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) планируемых результатов освоения АООП

Планируемые результаты освоения обучающимися с умеренной, тяжелой и глубоко умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития СИПР

Система оценки достижения обучающимися с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития планируемых результатов освоения СИПР

Цель и задачи АООП;

Цель и задачи СИПР;

Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с легкой умственной отсталостью

Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью

Предметные (минимальный уровень, достаточный уровень)

Итоги образования-нормализация жизни обучающегося

Динамика личностных и предметных результатов (0-5)

Развитие жизненных компетенций по итогам учебного года

Содержательный раздел Вариант 1 Вариант 2 Программа формирования базовых учебных действий Программы учебных предметов, курсов коррекционно-развивающей области Программа формирования базовых учебных действий. Программы учебных предметов, курсов коррекционно-развивающей области. Программа духовно- нравственного развития Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни Программа нравственного развития Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни Программа коррекционной работы Программа внеурочной деятельности Программа внеурочной деятельности Программа сотрудничества с семьей обучающихся

Содержательный раздел

Программа формирования базовых учебных действий

Программы учебных предметов, курсов коррекционно-развивающей области

Программа формирования базовых учебных действий.

Программы учебных предметов, курсов коррекционно-развивающей области.

Программа духовно- нравственного развития

Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни

Программа нравственного развития

Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни

Программа коррекционной работы

Программа внеурочной деятельности

Программа внеурочной деятельности

Программа сотрудничества с семьей обучающихся

Программа формирования базовых учебных действий Базовые учебные действия ― это элементарные и необходимые единицы учебной деятельности, формирование которых обеспечивает овладение содержанием образования обучающимися. Вариант 1 БУД обеспечивают становление учебной деятельности ребенка с умственной отсталостью в основных ее составляющих: познавательной, регулятивной, коммуникативной, личностной. Вариант 2 Программа формирования базовых учебных действий у обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью направлена на максимальное развитие жизненной компетенции.

Программа формирования базовых учебных действий

Базовые учебные действия ― это элементарные и необходимые единицы учебной деятельности, формирование которых обеспечивает овладение содержанием образования обучающимися.

БУД обеспечивают становление учебной деятельности ребенка с умственной отсталостью в основных ее составляющих: познавательной, регулятивной, коммуникативной, личностной.

Программа формирования базовых учебных действий у обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью направлена на максимальное развитие жизненной компетенции.

Программа духовно- нравственного развития

Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни

Программа внеурочной деятельности

Программа коррекционной работы

Программа нравственного развития

Программа нравственного развития

Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни

Программа внеурочной деятельности

Программа внеурочной деятельности

Программа сотрудничества с семьей обучающихся

Программа сотрудничества с семьей обучающихся

Формирование общественных идеалов и ценностей

Обеспечение личностного, социокультурного развития

Формирование основ экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни

Здоровый образ жизни, безопасное поведение в быту и окружающей среде

Развитие интересов, склонностей , способностей

Формирование полноценного восприятия окружающий действительности и обогащение опыта.

В ариант 2

Социальная адаптация учащихся, индивидуально ориентированная помощь .

Сопровождение семьи образовательной организацией и другими специалистами

Коррекционно-развивающая область Вариант 1 Содержание коррекционно-развивающей области представлено следующими обязательными коррекционными курсами: Коррекционный курс

Коррекционно-развивающая область

Содержание коррекционно-развивающей области представлено следующими обязательными коррекционными курсами:

Коррекционный курс "Ритмика".

Социально-бытовая пространственная ориентация;

Индивидуальные коррекционные занятия;

Нравственного, социального, общекультурного, спортивно-оздоровительного направления.

Содержание данных областей может быть дополнено организацией самостоятельно на основании рекомендаций ПМПК, ИПР.

Содержание коррекционно-развивающей области представлено следующими обязательными коррекционными курсами:

Коррекционный курс "Сенсорное развитие".

Коррекционный курс "Предметно-практические действия".

Коррекционный курс "Двигательное развитие". Коррекционный курс "Альтернативная коммуникация". Коррекционный курс "Коррекционно-развивающие занятия".

Организационный раздел Вариант 1 Вариант 2 Учебный план Система специальных условий реализации АООП образования обучающихся с легкой умственной отсталостью Учебный план Система специальных условий реализации СИПР образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития

Организационный раздел

Система специальных условий реализации АООП образования обучающихся с легкой умственной отсталостью

Система специальных условий реализации СИПР образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития

Читайте также: