Анализ образовательной среды школы

Обновлено: 03.07.2024

Какие бы мы не взяли основополагающие государственные документы последних лет, касающиеся школы, или книги, статьи, выступления, комментирующие любые документы, исследования, мнения, представления о современной школе, ключевой в идеологии новой школы называют идею развития. Очевиден вывод о том, что альтернативы развитию нет.

Все сходятся на трёх важных постулатах:

– образование (школа) является важнейшим фактором развития личности;
– образование (школа) должно превратиться в действенный перспективный фактор развития российского общества;
– систему образования и школу необходимо постоянно развивать. ( Речь, разумеется, идёт об управляемых процессах).

Школа не может развиваться никаким иным путём, кроме как создавая или осваивая новую практику образования, т.е. в результате организованного в ней и управляемого инновационного процесса. Современная школа вынуждена меняться, обновляться по мере обновления общества, изменения социального заказа. В первую очередь эти изменения касаются образовательной среды.

Образовательная среда средней школы (ОССШк) – это совокупность условий, процессов, явлений, технологий в средней школе непосредственно воздействующих на обучение и воспитание школьника, всестороннее развитие его личности и социализацию в целом. Школьная среда формируется как искусственно под воздействием субъектов управления, так и в результате спонтанной самоорганизации. Это двуединый процесс, в котором невозможно разделить его составляющие (Рис. 1).

  1. Материально - техническую, состоящую в первую очередь из школьного здания, оборудования, технических средств обучения, в том числе электронных. К этой подсистеме относится так же оборудование столовой, медицинского кабинета, спортивного и актового зала;
  2. Организационную подсистему, которая включает в первую очередь формальную организацию школы;
  3. Социально-психологическую подсистему. В нее входит структура неформальных взаимоотношений в школьных классах и преподавательском коллективе;
  4. Технологическую подсистему, состоящую из образовательных, воспитательных и диагностических технологий;
  5. Управленческую подсистему. В нее входят субъекты управления в рамках средней школы: директор учебного заведения, его заместители, руководители методических объединений;
  6. Эстетическую подсистему. Последняя включает в себя дизайн школьных помещений, их эргономические свойства.

Школьное здание, учебное оборудование, учебная и методическая литература, информационные образовательные технологии – все это материально-технический компонент. На его примере хорошо видна важность образовательной среды для формирования установки на учебную деятельность. В настоящее время подросток испытывает на себе воздействие целого ряда факторов. Компьютерные информационные технологии, в том числе Интернет и компьютерные видеоигры успели повлиять на социализацию одного поколения. Подобная ситуация была описана социологом и этнографом М. Мид: “Сегодня во всех частях света, где все люди, объединены системой Интернет, у молодых людей возникла общность опыта, того опыта, которого никогда не было и не будет у старших. Этот разрыв между поколениями совершенно нов”. Преодолеть этот разрыв возможно, создавая в начальной школе технологическую среду, соответствующую требованиям XXI века.

Важной является проблема учебников. Содержание текстов, изучающихся на уроках и дома в качестве домашнего задания, приобретает особое значение в связи с тем, что объем книг, прочитанных школьником вне программы, в настоящее время сокращается. В настоящее время в структуре свободного времени ученика нашей гимназии значительное место занимает просмотр телевизионных программ, превосходя (к 7 классу) даже время прогулок с друзьями. В этой ситуации содержание учебных текстов становится фактором формирования установки на учебную деятельность.

Особое место занимает ситуация, при которой подросток бывает невосприимчив к вербальному воздействию, так как язык не является для ребенка родным. Такая проблема у нас тоже есть. Однако, при наличии устойчивой мотивации, данный фактор не действует длительное время, поскольку отроческий возраст отличает высокая восприимчивость к языку.

Возникает резонный вопрос: “Как определить степень комфортности образовательной среды?” Естественно, существуют традиционные методы, например индивидуальная беседа с учащимся, и мы не собираемся от них отказываться. В гимназии давно и с успехом применяется такой метод как цветонастроение. Все хорошо знают, насколько он эффективен, особенно в начальной школе. У этого метода есть, наверное, только один недостаток: отсутствие дифференцированного подхода. Ученику плохо, ему “не по себе”… Но что, явилось причиной дискомфорта? Ответить на этот вопрос может индивидуальная беседа, на которую не всегда есть время. К тому же результат индивидуальной беседы не представишь наглядно, графически для выступления учителя на родительском собрании, административном совещании и т. д. Таким образом, при всей их эффективности традиционные методы не позволяют организовать полноценный мониторинг образовательной среды.

Образовательная среда в целом и отдельные ее компоненты стали объектом диагностики с привлечением такого достаточно традиционного для школы метода как анкетный опрос. Его использование позволяет обратиться к главному субъекту школьной жизни – нашему ученику, оттолкнуться при принятии управленческих решений от искреннего (залогом этому является методика опроса), непредвзятого мнения об окружающей его школьной среде. Опрос дает возможность собрать большое количество информации (принимают участие все присутствующие ученики), обработать ее и сравнить результаты, полученные в разных классах и в разное время. Анкетный опрос позволяет дифференцировать ответы учащихся и выяснить их отношение к компонентам образовательной среды. Для проведения опроса в Гимназии была создана Анкета подростка “Я, мои друзья и школа” ( V – XI класс) (Рис. 2, Приложение 1). Данные мониторинга заносятся в Паспорт класса и позволяют классному руководителю использовать этот показатель для анализа. Ограничением для использования анкеты является только возраст. Младшие школьники, ученики пятого класса сталкиваются с трудностями в процессе дифференциации своего отношения. Поэтому в начальных классах применяют другие методики: Анкета школьника ( I – IV класс) (Рис. 3, Приложение 2). Паспорт класса, разработанный аналитико – диагностическим центром нашей Гимназии – важная составная часть технологии по изучению образовательной среды.

Главным результатом работы администрации должно стать создание таких условий, которые помогают ребенку, ученику нашей гимназии, занять по отношению к учебе, к другим людям и к самому себе определенную ценностную позицию – автора, творца собственной жизни, субъекта позитивной образовательной активности. Правильно организованная окружающая среда способствует усилению желательного мотива учебной деятельности. Ее формирование является необходимым условием для развития и закрепления устойчивой социальной установки.

Таким образом, анализ результатов работы нашей Гимназии за последние несколько лет позволяет мне с большой степенью уверенности рекомендовать коллегам те методики изучения образовательной среды, которые позволяют добиваться успеха (Рис 4).

· Особенности социума микрорайона: Школа находится в центре микрорайона Верхние Печеры Нижегородского района. Рядом находятся детский садик, поликлиника для взрослых, аптеки, продовольственные магазины, и др. Рядом расположены две автобусные остановки транспорта, что удобно для учащихся, проживающих в других районах города. Здесь проживает большая часть учащихся школы. Новые дома в микрорайоне постоянно заселяются, развивается инфраструктура, аварийного жилья нет. Центральное местонахождение школы предопределило то, что в ней теперь каждый год проводятся различного уровня совещания и семинары, общегородские олимпиады, конкурсы и другие мероприятия.

· Количество и контингент учащихся обучающихся в школе:на 2015-2016 учебный год количество учащихся составляет 746 человек. 80% детей (597 человек) являются отличниками и хорошистами. Большинство семей имеют высокий и средний материальный, а также культурный уровни. Большинство детей живет в благополучных и полных семьях.

· Количество учителей в школе, в том числе имеющих категории и звания: В школе 63 педагогических работника, из них 50 человек – учителя начального и среднего звена, 37 педагогов имеют высшую и первую категорию, 46 человек с высшем образованием.

· Основные направления работы школы:организация учебного процесса, предшкольная подготовка, обучение в начальной школе, обучение в основной школе, организация предпрофильной подготовки в основной и старшей школе, информатизация образовательного процесса, научно-методическое обеспечение учебного процесса, работа психолого-педагогической службы, воспитательная работаобеспечение безопасности школьников, укрепление здоровья учащихся, помощь в развитии талантливым и одаренным детям; развитие системы платных образовательных услуг, развитие материально-технической базы школы.

· Какие традиции существуют в школе:Школа имеет богатые традиции, некоторые из них совсем ещё новые, другие — устоявшиеся и крепкие: 1 сентября - День знаний; День Здоровья; Посвящение в гимназисты; День учителя; День матери; День самоуправления; Встреча Нового года; Праздник "Прощание с букварем"; День защитника Отечества; Международный женский день - 8 марта; День Победы – 9 мая; Последний звонок; Выпускной бал; Вечер встречи выпускников и Коллективные творческие дела.

· Какие инновации использует школа в своей работе:Школа активно внедряет в свою работу инновационные технологии. Около 80% учителей используют такие образовательные технологии, как информационно-коммуникативные, интерактивное и проектное обучение, личностно-ориентированное, лекционно-семинарскую систему, деловые и ролевые игры, коммуникативно-развивающее обучение и др. Педагогическим коллективом встает вопрос об использовании современных технологий по обработке, хранению и анализу получаемой информации. В связи с этим в школе была разработана программа экспериментальной работы, главной целью которой являются разработка, апробирование и внедрение нового содержания и информационных технологий обучения в учебно-воспитательный процесс и управление школой.

· Имеется ли в школе специализированный кабинет географии:В школе имеется специализированный кабинет географии, оснащенный компьютером, проектором, экраном, МФУ, краеведческим уголком и множеством карт(бумажные и электронные варианты) и другими наглядными пособиями.

· Как школьная география отражена в образовательном пространстве школы:Соответствует государственному стандарту (без углубления).

· Какие специализированные профильные классы созданы в школе, организованы ли для них профильные курсы, факультативы по географии:В школе отсутствуют профильные классы, курсы. Проводится ли в школе краеведческая работа (работает краеведческий музей, оформлены краеведческие уголки, стенды и т.д.): Да, работа проводится. В настоящее время в школе оформлен краеведческий уголок.

· Какие краеведческие географические курсы, факультативы проводятся в школе:Факультатив по географии проводятся каждую неделю для учащихся 9-11 классов (для тех, кто выбрал географию для сдачи экзамена).

· Осуществляется ли кружковая работа по географии:Кружковая работа по географии не проводится.

Возможные пути реализации основных направлений работы школы в педагогической деятельности учителя географии:

· внедрение проектной деятельности учащихся на уроках географии. Уроки проводятся в системе развивающего обучения школьников. Комплексно используются современные педагогические технологии, приоритет отдаётся самостоятельной познавательной деятельности учащихся - проектной деятельности. Наблюдается повышенный интерес к занятиям с применением ИКТ в проектной деятельности. Внедряя в педагогическую практику технологию проектной деятельности, учителя географии обращают внимание на всестороннее развитие личности ученика и преследуют цели;

Ни для кого не является секретом, что большинство учащихся свое свободное от школы время проводят в сети Интернет. Виртуальная жизнь, которую проживают наши дети, становится их реальностью. И если несколько лет назад Интернет ассоциировался у них только с социальными сетями, то сегодня наши дети стали больше интересоваться возможностями получения образования в сети.

Пришло время цифровых технологий в школе. Мы должны давать знания не только по своему предмету, но и учить детей жить в меняющемся мире, думать о технических и социальных новациях. Одной из таких новаций считаю использование цифровых инструментов (образовательных платформ, сервисов и приложений) в образовательном процессе.

Целью развития цифровой образовательной среды школы, конечно же, является обеспечение высокого качества образования, о котором сказал президент РФ Владимир Путин. Она помогает индивидуализировать образовательный процесс, развить учебную самостоятельность и ответственность детей, предоставляет школьникам разнообразные инструменты для продуктивной деятельности. Возможность получить знания самостоятельно, ориентироваться в больших объемах информации - это то качество, которое требуют современные работодатели от своих подчиненных. И электронный образовательный контент сегодня дает учащимся возможность быть завтра востребованными на рынке труда.

Дистанционное обучение показало, что Интернет предоставляет такое огромное количество программных и коммуникационных возможностей, что иногда теряешься в этом океане современных сервисов. Выделю некоторые из них.

Все результаты пройденных тестов отображаются в моем личном кабинете. Все ответы собираются в единый банк, что позволяет наглядно увидеть уровень подготовки и пробелы в знаниях каждого ученика. Это значительно экономит мое время, затрачиваемое на проверку и оценку знаний обучающихся.

Какие бы мы не взяли основополагающие государственные документы последних лет, касающиеся школы, или книги, статьи, выступления, комментирующие любые документы, исследования, мнения, представления о современной школе, ключевой в идеологии новой школы называют идею развития. Очевиден вывод о том, что альтернативы развитию нет.

Все сходятся на трёх важных постулатах:

– образование (школа) является важнейшим фактором развития личности;
– образование (школа) должно превратиться в действенный перспективный фактор развития российского общества;
– систему образования и школу необходимо постоянно развивать. ( Речь, разумеется, идёт об управляемых процессах).

Школа не может развиваться никаким иным путём, кроме как создавая или осваивая новую практику образования, т.е. в результате организованного в ней и управляемого инновационного процесса. Современная школа вынуждена меняться, обновляться по мере обновления общества, изменения социального заказа. В первую очередь эти изменения касаются образовательной среды.

Образовательная среда средней школы (ОССШк) – это совокупность условий, процессов, явлений, технологий в средней школе непосредственно воздействующих на обучение и воспитание школьника, всестороннее развитие его личности и социализацию в целом. Школьная среда формируется как искусственно под воздействием субъектов управления, так и в результате спонтанной самоорганизации. Это двуединый процесс, в котором невозможно разделить его составляющие (Рис. 1).

  1. Материально - техническую, состоящую в первую очередь из школьного здания, оборудования, технических средств обучения, в том числе электронных. К этой подсистеме относится так же оборудование столовой, медицинского кабинета, спортивного и актового зала;
  2. Организационную подсистему, которая включает в первую очередь формальную организацию школы;
  3. Социально-психологическую подсистему. В нее входит структура неформальных взаимоотношений в школьных классах и преподавательском коллективе;
  4. Технологическую подсистему, состоящую из образовательных, воспитательных и диагностических технологий;
  5. Управленческую подсистему. В нее входят субъекты управления в рамках средней школы: директор учебного заведения, его заместители, руководители методических объединений;
  6. Эстетическую подсистему. Последняя включает в себя дизайн школьных помещений, их эргономические свойства.

Школьное здание, учебное оборудование, учебная и методическая литература, информационные образовательные технологии – все это материально-технический компонент. На его примере хорошо видна важность образовательной среды для формирования установки на учебную деятельность. В настоящее время подросток испытывает на себе воздействие целого ряда факторов. Компьютерные информационные технологии, в том числе Интернет и компьютерные видеоигры успели повлиять на социализацию одного поколения. Подобная ситуация была описана социологом и этнографом М. Мид: “Сегодня во всех частях света, где все люди, объединены системой Интернет, у молодых людей возникла общность опыта, того опыта, которого никогда не было и не будет у старших. Этот разрыв между поколениями совершенно нов”. Преодолеть этот разрыв возможно, создавая в начальной школе технологическую среду, соответствующую требованиям XXI века.

Важной является проблема учебников. Содержание текстов, изучающихся на уроках и дома в качестве домашнего задания, приобретает особое значение в связи с тем, что объем книг, прочитанных школьником вне программы, в настоящее время сокращается. В настоящее время в структуре свободного времени ученика нашей гимназии значительное место занимает просмотр телевизионных программ, превосходя (к 7 классу) даже время прогулок с друзьями. В этой ситуации содержание учебных текстов становится фактором формирования установки на учебную деятельность.

Особое место занимает ситуация, при которой подросток бывает невосприимчив к вербальному воздействию, так как язык не является для ребенка родным. Такая проблема у нас тоже есть. Однако, при наличии устойчивой мотивации, данный фактор не действует длительное время, поскольку отроческий возраст отличает высокая восприимчивость к языку.

Возникает резонный вопрос: “Как определить степень комфортности образовательной среды?” Естественно, существуют традиционные методы, например индивидуальная беседа с учащимся, и мы не собираемся от них отказываться. В гимназии давно и с успехом применяется такой метод как цветонастроение. Все хорошо знают, насколько он эффективен, особенно в начальной школе. У этого метода есть, наверное, только один недостаток: отсутствие дифференцированного подхода. Ученику плохо, ему “не по себе”… Но что, явилось причиной дискомфорта? Ответить на этот вопрос может индивидуальная беседа, на которую не всегда есть время. К тому же результат индивидуальной беседы не представишь наглядно, графически для выступления учителя на родительском собрании, административном совещании и т. д. Таким образом, при всей их эффективности традиционные методы не позволяют организовать полноценный мониторинг образовательной среды.

Образовательная среда в целом и отдельные ее компоненты стали объектом диагностики с привлечением такого достаточно традиционного для школы метода как анкетный опрос. Его использование позволяет обратиться к главному субъекту школьной жизни – нашему ученику, оттолкнуться при принятии управленческих решений от искреннего (залогом этому является методика опроса), непредвзятого мнения об окружающей его школьной среде. Опрос дает возможность собрать большое количество информации (принимают участие все присутствующие ученики), обработать ее и сравнить результаты, полученные в разных классах и в разное время. Анкетный опрос позволяет дифференцировать ответы учащихся и выяснить их отношение к компонентам образовательной среды. Для проведения опроса в Гимназии была создана Анкета подростка “Я, мои друзья и школа” ( V – XI класс) (Рис. 2, Приложение 1). Данные мониторинга заносятся в Паспорт класса и позволяют классному руководителю использовать этот показатель для анализа. Ограничением для использования анкеты является только возраст. Младшие школьники, ученики пятого класса сталкиваются с трудностями в процессе дифференциации своего отношения. Поэтому в начальных классах применяют другие методики: Анкета школьника ( I – IV класс) (Рис. 3, Приложение 2). Паспорт класса, разработанный аналитико – диагностическим центром нашей Гимназии – важная составная часть технологии по изучению образовательной среды.

Главным результатом работы администрации должно стать создание таких условий, которые помогают ребенку, ученику нашей гимназии, занять по отношению к учебе, к другим людям и к самому себе определенную ценностную позицию – автора, творца собственной жизни, субъекта позитивной образовательной активности. Правильно организованная окружающая среда способствует усилению желательного мотива учебной деятельности. Ее формирование является необходимым условием для развития и закрепления устойчивой социальной установки.

Таким образом, анализ результатов работы нашей Гимназии за последние несколько лет позволяет мне с большой степенью уверенности рекомендовать коллегам те методики изучения образовательной среды, которые позволяют добиваться успеха (Рис 4).

Читайте также: