Анализ новеллы ожерелье мопассана кратко

Обновлено: 05.07.2024

Главные герои

  • Матильда — красивая, утончённая молодая женщина, страстно мечтавшая о красивой жизни.

Другие персонажи

  • Луазель — супруг Матильды, мелкий чиновник, честный, скромный, глубоко порядочный человек.
  • Госпожа Форестье — богатая подруга Матильды, добрая, приятная женщина.

Краткое содержание

Матильда была на удивление очаровательной и изящной юной барышней, словно созданной для лёгкой, красивой жизни. Однако девушка была рождена в семье бедного чиновника и не имела ни малейшего шанса стать супругой богатого и знатного человека из высшего общества. В итоге она приняла предложение мелкого чиновника Луазеля.

Луазель нашёл выход из положения, посоветовав жене одолжить драгоценности у госпожи Форестье. Примеряя одно за другим украшения своей подруги, Матильда трепетала от счастья. Свой выбор она остановила на прекрасном бриллиантовом ожерелье.

Супруги Луазель покинули бал лишь в четыре часа утра. Матильда стеснялась своей скромной накидки и поспешила покинуть дам, которые кутали свои плечи в дорогие меха. С трудом отыскав убогий экипаж, уставшие супруги вернулись домой.

Однажды, во время воскресной прогулки по Елисейским полям, Матильда повстречала свою давнюю подругу, госпожу Форестье, которая по-прежнему оставалась молодой и очаровательной. Та с большим трудом узнала Матильду и пришла в ужас от столь разительной перемены.

Заключение

В своём произведении автор красочно продемонстрировал, как лицемерие, продажность, ханжество, погоня за блеском и роскошью способны развратить душу человека. Порой за исполнение мечты приходится платить слишком высокую цену, и главная героиня положила на алтарь своей страсти лучшие годы жизни.

Художественный образ г-жи Луазель психологически выверен и изменчив: нежная, хрупкая, тонко чувствующая красоту и богатство, жестоко страдающая вне того круга вещей и людей, к которым лежит её душа, девушка со временем превращается в сильную, закалённую работой и естественной жизнью женщину. Былая стыдливость (нежелание показаться на людях в платье с живыми цветами, страх признаться в пропаже драгоценности лучшей подруге) сменяется в Матильде на простую, рабочую честность человека, который сполна заплатил по своим счетам. Её супруг, г-н Луазель с самого начала повествования представляет собой цельный характер: он гордится своей работой, ему комфортно в своей среде (у него есть друзья, с которыми он мечтает летом охотиться; он с радостью ест суп с капустой, от которого воротит Матильду), он любит свою супругу и готов дать ей всё, что у него есть. Пропажу ожерелья г-н Луазель воспринимает с должным смирением и, как человек исключительной честности, решает проблему, отдав за минутное удовольствие любимой женщины своё наследство и привычную жизнь в квартире с прислугой.

Г-жа Форестье представляет собой ярко выраженный буржуазный характер: она богата, снисходительна и неизменно добра к своей подруге. Вот только всё её богатство на поверку оказывается внешним: её ожерелье сделано из фальшивых алмазов, а она сама настолько привыкла к этому обману, что даже не считает нужным рассказывать об этом Матильде.

Написанное в 1884 году “Ожерелье” явило собой прекрасный образец короткого рассказа с неожиданной концовкой, заставляющей читателя по новому осмыслить художественное повествование. В своей новелле Мопассан поднял сразу несколько жизненных проблем: конфликт желаний и возможностей, несоответствие духовной организации человека социальным условиям его существования, пагубное воздействие буржуазного общества на душу, человеческую слабость и страх перед более успешными в социальном плане людьми.

Композиция “Ожерелья” строится

по классическому для новеллы принципу. В экспозиции автор знакомит читателя с обстоятельствами жизни и характером главной героини – г-жи Матильды Луазель. Девушка рисуется им как существо слабое, красивое и тянущееся к лучшей жизни, в окружении изысканных вещей и людей.

Завязка новеллы является и естественным продолжением экспозиции, и самостоятельным сюжетным элементом: стремящаяся ко всему дорогому и великосветскому, Матильда, с горечью осознает, что ей не в чем пойти на вечер в министерство ее мужа. Конфликт произведения имеет двунаправленный характер: постоянно борющаяся сама с собой г-жа Луазель

вынуждена выступить еще и против неблагоприятных внешних обстоятельств – в начале отсутствия достойного наряда, затем – драгоценностей для его украшения. Деньги на платье Матильде дает муж, алмазное ожерелье – богатая подруга, г-жа Форестье. Счастливая героиня попадает на министерский бал, затмевает собой всех присутствующих и сполна наслаждается тем вниманием, о котором мечтала всю жизнь.

Кульминация новеллы приходится на момент возвращения героев домой, где Матильда и ее муж обнаруживают пропажу ожерелья. Дальнейшие события произведения развиваются по нисходящей линии. Герои в начале ищут оригинальную драгоценность, затем решают возместить ее, заказав точную копию у ювелира. Отдав ожерелье хозяйке, супруги Луазель на десять лет погружаются в нищенскую жизнь – за один миг счастья они платят годами тяжелой работы.

Случайная встреча Матильды с г-жей Форестье на Елисейских полях удивляет всех и, прежде всего, читателя неожиданным финалом: алмазное ожерелье оказывается фальшивым, Как и весь тот мир, к которому так стремилась главная героиня в начале своей жизни.

В смысловом отношении “Ожерелье” распадается (и графически разделяется самим автором) на Три части : в первой, самой большой, рисуется спокойная и обеспеченная жизнь г-жи Луазель как жены мелкого чиновника; во второй, средней по объему, дается сцена бала и последующие за ним злоключения главных героев; в третьей, самой маленькой, описываются тяжелые рабочие будни г-жи Луазель, вынужденной влачить жалкую жизнь простолюдинки.

Художественный Образ г-жи Луазель психологически выверен и изменчив: нежная, хрупкая, тонко чувствующая красоту и богатство, жестоко страдающая вне того круга вещей и людей, к которым лежит ее душа, девушка со временем превращается в сильную, закаленную работой и естественной жизнью женщину. Былая стыдливость (нежелание показаться на людях в платье с живыми цветами, страх признаться в пропаже драгоценности лучшей подруге) сменяется в Матильде на простую, рабочую честность человека, который сполна заплатил по своим счетам. Ее супруг, г-н Луазель с самого начала повествования представляет собой цельный характер: он гордится своей работой, ему комфортно в своей среде (у него есть друзья, с которыми он мечтает летом охотиться; он с радостью ест суп с капустой, от которого воротит Матильду), он любит свою супругу и готов дать ей все, что у него есть.

Пропажу ожерелья г-н Луазель воспринимает с должным смирением и, как человек исключительной честности, решает проблему, отдав за минутное удовольствие любимой женщины свое наследство и привычную жизнь в квартире с прислугой.

Г-жа Форестье представляет собой ярко выраженный буржуазный характер: она богата, снисходительна и неизменно добра к своей подруге. Вот только все ее богатство на поверку оказывается внешним: ее ожерелье сделано из фальшивых алмазов, а она сама настолько привыкла к этому обману, что даже не считает нужным рассказывать об этом Матильде.

Главными героями данного рассказа являются: госпожа Матильда Луазель, её муж, подруга Форестье.

Матильда, изначально будучи небогатой, вышла замуж за одного довольно-таки мелкого чиновника и очень страдала от собственной бедности, остро ощущая тягу к более роскошной и изысканной жизни.

Однажды её супруг принёс приглашение на ужин в министерство к семье Рампонно. Она согласилась, попросив у мужа денег на платье и также по его совету одолжила у богатой мадам Форестье бриллиантовое ожерелье на вечер. В итоге успех Матильды был обеспечен. С ней танцевали все приглашенные мужчины и она почувствовала абсолютное счастье, но в конце ужина потеряла украшение, оставив его в фиакре.

Господин Луазье тщетно всё вокруг обыскивал и даже подал объявление о пропаже ожерелья. Им пришлось влезть в крупные долги, начать жить ещё беднее, чтобы заплатить ювелирам за похожее украшение.

Матильда в итоге за эти годы постарела от лишней стирки, готовки и общей нищеты. Спустя 10 лет после пропажи ожерелья она встретила госпожу Форестье на Елисейских полях. Та была такой же молодой с ребёнком на руках. Главная героиня рассказала подруге о причине своего постаревшего вида и про потерянное ожерелье, на что богатая Форестье ответила ей, что оно было фальшивое стоимостью не более чем 500 франков.

Композиция этой новеллы строится по классическому для данного жанра принципу. В экспозиции автор знакомит читателя с обстоятельствами жизни и характером главной героини - госпожи Матильды Луазель. Девушка рисуется им как существо слабое, красивое и тянущееся к лучшей жизни, в окружении изысканных вещей и людей. Завязка новеллы является и естественным продолжением экспозиции, и самостоятельным сюжетным элементом: стремящаяся ко всему дорогому и великосветскому, главная героиня с горечью осознаёт, что ей не в чем пойти на вечер в министерство её мужа. Конфликт произведения имеет двунаправленный характер: постоянно борющаяся сама с собой госпожа Луазель вынуждена выступить ещё и против неблагоприятных внешних обстоятельств - в начале отсутствия достойного наряда, а затем - драгоценностей для его украшения.

Деньги на платье Матильде даёт муж, алмазное ожерелье - богатая подруга, госпожа Форестье. Счастливая героиня попадает на министерский бал, затмевает собой всех присутствующих и сполна наслаждается тем вниманием, о котором мечтала всю жизнь. Кульминация новеллы приходится на момент возвращения героев домой, где Матильда и её муж обнаруживают пропажу ожерелья. Дальнейшие события произведения развиваются по нисходящей линии.

Герои в начале ищут оригинальную драгоценность, затем решают возместить её, заказав точную копию у ювелира. Отдав ожерелье хозяйке, супруги Луазель на 10 лет погружаются в нищенскую жизнь - за один миг счастья они платят годами тяжёлой работы. Случайная встреча Матильды с подругой Форестье на Елисейских полях удивляет всех и, прежде всего, читателя неожиданным финалом: алмазное ожерелье оказывается фальшивым, как и весь тот мир, к которому так стремилась главная героиня в начале своей молодой жизни.

В смысловом отношении это произведение распадается (и графически разделяется самим автором) на 3 части: в первой, самой большой, изображается спокойная и обеспеченная жизнь госпожи Луазель как жены мелкого чиновника. Во второй, средней по объёму, даётся сцена бала и последующие за ним злоключения главных героев. В третьей, самой маленькой, показываются тяжёлые рабочие будни г-жи Матильды, вынужденной влачить жалкую жизнь простолюдинки.

Художественный образ Луазель психологически выверен и изменчив: нежная, хрупкая, тонко чувствующая красоту и богатство, жестоко страдающая вне того круга вещей и людей, к которым лежит её душа, девушка со временем превращается в сильную, закалённую работой и естественной жизнью женщину. Былая стыдливость (нежелание показаться на людях в платье с живыми цветами, страх признаться в пропаже драгоценности лучшей подруге) сменяется в Матильде на простую, рабочую честность человека, который сполна заплатил по своим счетам.

Её супруг, господин Луазель с самого начала повествования представляет собой цельный характер: он гордится своей работой, ему комфортно в своей среде (у него есть друзья, с которыми он мечтает летом охотиться. Он с радостью ест суп с капустой, от которого воротит Матильду). Герой очень сильно любит свою супругу и готов дать ей всё, что у него есть. Пропажу ожерелья Луазель воспринимает с должным смирением и, как человек исключительной честности, решает проблему, отдав за минутное удовольствие любимой женщины своё наследство и привычную жизнь в квартире с прислугой.

Героиня Форестье представляет собой ярко выраженный буржуазный характер: она богата, снисходительна и неизменно добра к своей подруге. Вот только всё её богатство на поверку оказывается внешним: её ожерелье сделано из фальшивых алмазов, а она сама настолько привыкла к этому обману, что даже не считает нужным рассказывать о данном факте Матильде.

В своё время эта новелла произвела большое впечатление на читателей. Во-первых, автору удалось затронуть острую социальную тему, а во-вторых, концовка произведения была неожиданной для читателей.

"Ожерелье" рассказывает нам о том, как легко в один миг можно лишиться всего. Мопассан показывает, насколько высока может быть плата за недолгое счастье. Жизнь героев новеллы рушится в одно мгновение, и ничего уже нельзя изменить.

Что касается композиции произведения, то она делится на три части. В первой мы видим спокойную и беспечную жизнь Матильды, супруги мелкого чиновника, которая не довольна своим положением. Вторая - бал, на котором героиня наконец-то чувствует себя счастливой. Третья - злоключения, постигшие семью Луазель после пропажи ожерелья.

В плане нравоучительном Мопассан наказывает свою главную героиню за её недовольство, капризы и стремления к большему и недоступному. Матильда думала, что живёт в нищете, вот автор и заставил её узнать, что такое настоящая бедность.

Читайте также: