Анализ методической работы школы за 1 четверть

Обновлено: 28.06.2024

В течение 2020-2021 учебного года деятельность администрации школы была направлена на поиск эффективных методов стимулирования деятельности педагогических работников школы во всех направлениях деятельности образовательной организации, соответствующих стратегии его развития.

Методическая работа в 2020-2021 учебном году была направлена на выполнение следующей цели и решение задач:

Ц ель: повышение эффективности образовательного процесса через применение современных подходов к организации образовательной деятельности, непрерывное совершенствование профессионального уровня и педагогического мастерства учителя для реализации ФГОС второго поколения; удовлетворение образовательных запросов, обучающихся и их родителей.

1.Обеспечить новое качество образования, соответствующее ФГОС.

2.Повышать профессиональный уровень учителей, их методическое развитие и совершенствование.

3.Продолжать работу по внедрению в педагогическую практику современных методик и технологий, обеспечивающих деятельностный и компетентностный подход к успешному обучению.

4.Обеспечить условия для профессионального совершенствования педагогов и реализации их педагогического потенциала и мастерства

5.Создать условия для самореализации всех участников образовательного процесса через раскрытие их творческого потенциала и участие в инновационной деятельности.

6.Совершенствовать систему мониторинга и диагностики успешности образования, уровня профессиональной компетентности и методической подготовки педагогов .

7.Продолжить работу по внедрению методики проектной деятельности обучающихся.

Методическая работа осуществлялась по следующим направлениям:

  • обеспечение условий для непрерывного совершенствования профессионального мастерства учителя с целью достижения современного качества образования в условиях реализации ФГОС;
  • информационное обеспечение образовательного процесса,
  • обеспечение условий для изучения, обобщения и распространения передового опыта;
  • обеспечение внеклассной работы по учебным предметам;
  • совершенствование методов отслеживания качества образования;

работа над повышением профессионального имиджа учителя и школы.

Анализ методической работы по направлениям деятельности

1. Проведение педсоветов

Высшая форма коллективной методической работы - это педагогический совет, который является органом самоуправления коллектива педагогов, где педагоги сочетают в себе функции объекта и субъекта административного внутришкольного управления в соответствии с закрепленными за каждым из них должностными полномочиями и обязанностями. Тематика проведения педагогических советов была актуальной и востребованной, соотносилась с поставленной проблемой школы.

В текущем году были проведены тематические заседания педсовета, которые являются актуальным на сегодняшний день. К подготовке педсоветов, к выработке их решений привлекались учителя, привлекалась психолого - педагогическая служба, что способствовало повышению эффективности заседаний, созданию атмосферы заинтересованного обсуждения. Помимо аналитических материалов, включающих в себя результаты контроля по направлениям деятельности школы, вынесенным в тематику педсовета, основной акцент был сделан на раскрытие и осмысление понятия метапредметные результаты, на систематизацию знаний учителей о путях и способах формирования метапредметных результатов, на активизацию творческой и самообразовательной деятельности педагогов, на выявление и совершенствование системы работы с одаренными детьми, на анализ, изучение эффективных путей взаимодействия с родителями в условиях современной школы.

Решения педсоветов носили конкретный характер, соответствовали выводам и предложениям, содержащимся в выступлениях по обсуждаемым вопросам, определялись сроки исполнения решений.

Выводы: на заседаниях педсоветов рассматривались и решались проблемы повышения профессионального мастерства учителей в тесной связи с результатами учебно-воспитательного процесса, заслушивались выступления учителей с материалами из опыта работы. В школе сложилась система отбора проблем для изучения и подготовки педсоветов, учитывающая приоритетные направления деятельности педагогического коллектива и социального заказа.

Рекомендации : в 2021-2022 учебном году продолжить использование нестандартных форм проведения педсоветов.

2.Работа методического совета школы

Методический совет координирует профессиональную деятельность всего педагогического коллектива школы, школьных методических объединений и творческих групп учителей.

Методический совет школы возглавляет учитель начальных классов Мосенцева С.Н.. В него входят директор, заместители директора, руководители ШМО и опытные педагоги школы. За 2020-2021 учебный год в соответствии с планом работы проведено 5 заседаний МС, пятое заседание проведено дистанционно в связи с сложившейся эпидемической ситуации, на заседаниях рассматривались следующие вопросы:

Заседание первое - август.

1.Анализ работы Методического совета школы за 2020-2021 учебный год.

4. Утверждение руководителей методических объединений учителей.

5. Организация работы с одаренными детьми: организация школьных предметных олимпиад и проектной работы.

Заседание второе- октябрь.

2.Анализ результатов школьных олимпиад. Подготовка и участие в муниципальном этапе предметных олимпиад.

3. Система работы учителей-предметников с неуспевающими и слабоуспевающими учащимися.

Заседание третье - декабрь.

1.Анализ работы Методического совета школы за первое полугодие.

2.Методические аспекты обеспечения качества проведения итоговой аттестации в форме ОГЭ в 2022 году.

3.Участие педагогов в профессиональных конкурсах.

4.Анализ результатов муниципального тура олимпиад.

5.Анализ предметных недель.

Заседание четвертое - март.

1.Об организации подготовки учащихся к итоговой аттестации

2.Анализ предметных недель.

Заседание пятое - май. (дистанционно)

1.Составление плана аттестации и курсовой подготовки на следующий год.

2.Итоги деятельности методической работы за год.

Вывод: вся деятельность методического совета способствовала росту педагогического мастерства учителя, повышению качества образовательного процесса. С ледует отметить разнообразные формы проведения МС, важность рассматриваемых вопросов, включение в работу МС творчески работающих педагогов, а также молодых специалистов. План работы методического совета за 2020-2021 учебный год выполнен.

Рекомендации: продолжить осуществлять координацию действий методических объединений и творческих групп по различным инновационным направлениям через работу методического совета.

3. Работа школьных методических объединений

Главными звеньями в структуре методической службы школы являются школьные методические объединения (ШМО). В школе сформировано 4 ШМО, каждое из которых работает над своей методической темой, связанной с темой школы, руководители и состав которых утвержден приказом директора школы. В своей деятельности ШМО ориентируются на организацию методической помощи учителю.

Работа всех ШМО была нацелена на реализацию ФГОС, использование современных педагогических технологий. Серьёзное внимание уделяется подготовке к ГИА.

Все методические объединения работали удовлетворительно, каждым из них проведено 4 заседания, четвертое заседание проведено дистанционно в связи с сложившейся эпидемической ситуации, на заседаниях рассматривались как теоретические вопросы, так и практические, связанные с темой школы, с практикой обучения и воспитания школьников. Документация ШМО проверялась в соответствии с планом внутришкольного контроля. Нарушений не выявлено.

Традиционными видами работы ШМО являются предметные недели, интеллектуальные игры.

Выводы: методическая тема школа и вытекающие из нее темы ШМО соответствуют основным задачам, стоящим перед школой; тематика заседаний отражает основные проблемы, стоящие перед педагогами школы; заседания тщательно подготовлены и продуманы; выступления и выводы основывались на анализе, практических результатах, позволяющих сделать методические обобщения. На заседаниях ШМО рассматривались вопросы, связанные с изучением и применением новых технологий, большое внимание уделялось вопросам сохранения здоровья учащихся. Проводился анализ контрольных работ, намечались ориентиры по устранению выявленных пробелов в знаниях учащихся. В рамках работы ШМО проводились открытые уроки, внеклассные мероприятия по предметам. Успешно проводился стартовый и рубежный контроль по предметам. Однако, недостаточно активно и широко обобщался и распространялся опыт творчески работающих учителей. Недели учебных предметов проведены полностью в соответствии с планом. Материалы недель систематизированы в папки.

Рекомендации:

  1. Всем учителям совершенствовать свое педагогическое мастерство по овладению новыми образовательными технологиями.
  2. Руководителям ШМО активнее выявлять, обобщать и распространять опыт творчески работающих учителей.

4.Методическая работа по повышению профессионального мастерства педагогов

Существуют различные формы для повышения профессионального мастерства педагогов: семинары, методические недели, методические совещания, открытые уроки и внеурочные занятия, мастер-классы, обмен опытом работы, индивидуальные беседы по организации и проведению уроков и т.д.

Выводы: в течение 2020-2021 года школьные семинары на базе школы проведены в соответствии со сроками. Учителя приняли участие в семинарах, конференциях, круглых столах, профессиональных конкурсах разного уровня недостаточно активно. Ведется планомерная работа учителей в соответствии с планами самообразования.

Рекомендации: всем учителям совершенствовать самообразовательную деятельность через изучение теоретического и методического материала, посещение уроков коллег, а также активное участие в семинарах, конференциях, профессиональных конкурсах разного уровня.

5. Анализ инновационной деятельности ШМС

В работу МС усиленно внедряются инновационные технологии, в частности, информационные и мультимедийные. На сегодняшний день учителями разработано немало внеклассных мероприятий и уроков по предметам с использованием ИКТ.

Учителя делают поурочное планирование с использованием информационно-коммуникационных технологий, находят учебные материалы в Интернете, используют информационно-коммуникационные технологии для мониторинга развития учеников, для тестирования. При этом эффективно используют информационно-коммуникационные технологии для разработки и проведения уроков.

Дальнейшая деятельность учителей в рамках создания единого информационно-образовательного пространства обеспечит качественные изменения в организации и содержании образовательного процесса, а также в характере результатов обучения. Поэтому работу в данном направлении необходимо развивать и совершенствовать.

Использование инновационных технологий помогает учителям-предметникам найти индивидуальный подход к каждому ученику, дифференцированно оценивать знания ребят, поощрять и поддерживать их творчество, развивать их интеллект.

Учителя отрабатывают нетрадиционные формы проведения уроков: дискуссии, конференции, уроки-исследования, уроки с применением групповой работы, с мультимедийным сопровождением, использованием компьютерных технологий. Такие уроки увлекают ребят, побуждают их к самообразованию, к чтению текстов художественных произведений, создают для детей ситуацию, когда можно высказать свою точку зрения.

Вывод: с целью повышения качества усвоения учебного материала учителя предметники стремятся шире использовать потенциал учебно-познавательной деятельности учащихся на уроке:

  • используют дифференцированный подход в процессе изложения нового материала;
  • внедряют технологию опережающего обучения с использованием опорных схем;
  • совершенствуют имеющиеся в методическом арсенале учителя приемы, методы работы по формированию учебно-познавательной деятельности учащихся.

Анализируя методическую работу школы, хотелось бы дать следующие

рекомендации по работе в следующем учебном году:

  • продолжить планировать работу по изучению, освоению и внедрению в практику передового опыта;
  • планировать проектную и исследовательскую деятельность индивидуально или совместно с учащимися;
  • уделять особое внимание внеклассной работе по предмету;
  • осуществлять мониторинг, практикуя рейтинговые опросы педагогов и учащихся об уровне проведения различных мероприятий.

Показателями успешной работы учителей можно считать:

  • Сохранение положительной мотивации учащихся.
  • Результаты инновационной деятельности педагогов.
  • Использование различных видов проверочных работ на уроках как средство ликвидации пробелов учащихся.
  • Методические умения педагогов по применению инновационных технологий.
  • Среди учителей систематически проводится работа по повышению квалификации педагогов.
  • Активно ведется работа над темами самообразования.
  • Члены МС школы понимают значимость методической работы, принимают активное участие в жизни школы.
  • Все заседания МС проведены согласно плану работы. Выполнение решений заседаний контролируется, систематически проводится мониторинг качества знаний учащихся.
  • Работу учителей в 2020-2021 учебном году признать удовлетворительной.

Есть проблемы, над которыми предстоит работать членам МС в следующем году:

Затруднения в педагогической работе, выявленные в процессе настоящего анализа, могут быть решены благодаря тому, что педагоги творчески решают вопросы воспитания, развития, обучения детей. Решение этих проблем предполагается обеспечить за счет целенаправленной методической работы и внутришкольного контроля в соответствии с индивидуальными возможностями каждого педагога .

Важнейшим средством повышения педагогического мастерства педагогов, связующим в единое целое всю систему работы образовательного учреждения, является методическая работа. Роль методической работы значительно возрастает в современных условиях в связи с необходимостью рационально и оперативно использовать новые методики, приемы и формы обучения и воспитания.

В соответствии с планированием и учетом организации учебного процесса, особенностей состава педагогического коллектива и учащихся в этом учебном году была продолжена работа над основной методической темой:

Целью методической работы стало создание условий для успешной реализации намеченных направлений деятельности центра, а также личностный профессиональный рост педагогов как необходимое условие эффективности образовательного процесса.

Для достижения цели определены задачи:

1. Методическое сопровождение по самообразованию и повышению уровня квалификации педагогов в информационно – коммуникационном пространстве, являющимися необходимыми условиями для качественного проведения всех видов занятий и мероприятий.

2. Профессиональное становление начинающих педагогов;

3. Обобщение и распространение педагогического опыта педагогов Центра.

В целях реализации поставленных задач организована работа четырех методических объединений педагогов :

  1. МО сферы обслуживания – Шитикова Н.Г.;
  2. МО научно-технического направления – Ибатуллина Н.Р;
  3. МО социально-педагогического направления – Скрипцова И.Н.;
  4. МО художественно-эстетического направления – Баженова К.А.

На заседаниях методических объединения педагоги решали вопросы тематического планирования, планировали работу с одаренными детьми, принимали активное участие в освоении инновационных технологий с использованием ИКТ, обобщали свой опыт на семинарах разного уровня. Педагоги сформировали тексты контрольных работ по темам и четвертям, полугодиям, а так же разработки занятий, мероприятий, методы и приёмы работы.

В сентябре месяце был составлен и утвержден годовой план работы каждого МО на 2013-2014 учебный год.

Основные вопросы, обсуждаемые на заседаниях МО:

  • утверждение плана работы МО на 2013-2014 учебный год;
  • рассмотрение и утверждение календарно-тематического планирования;
  • утверждение плана проведения профдекады;
  • взаимопосещение занятий;
  • работа с одаренными детьми;
  • рассмотрение и утверждение контрольных работ;
  • изучение нормативной документации;
  • подведение итогов работы МО.

Для педагогов Центра предоставлялась методическая помощь в виде консультаций методиста по графику: вторник, пятница.

Повышение уровня квалификации педагогических работников является необходимым условием для повышения профессиональной компетентности. Цель программы повышения квалификации педагогических работников ФЦДО: создание максимально благоприятных условий для развития профессиональной квалификации и успешной самореализации педагогических работников центра, включение педагогов в творческий педагогический поиск новых форм и методов предоставления услуг дополнительного образования.

По итогам I полугодия 2013-2014 учебного года

Таким образом, программа повышения квалификации педагогических работников успешно выполняется, педагогические работники обладают информированностью и компетентностью, необходимыми для построения и функционирования системы дополнительного образования.

Понимая, что начинающие педагоги нуждаются в особом нравственно-психологическом и морально-этическом отношении, динамичном и качественном включении в профессиональную деятельность, третий год в нашем Центре действует Школа начинающего педагога . Цель ШНП: успешное становление начинающего педагога.

За каждым начинающим педагогом закреплён педагог-наставник:

Дунаевской Л.А. – Казакова С.А.

Хайрзамановой Т.В. – Сабирова З.Ф.

Баженовой К.А. – Титова Е.Г.

Абросимова О.С. – Исмагилова Л.П.

Россоленко С.А. – Ибатуллина Н.Р.

Кулинская И.В. – Лаврова Л.Н.

Педагоги Центра принимали активное участие в методических конкурсах, семинарах, мастер-классах, конференциях и совещаниях разного уровня:

Презентация на тему: " Анализ учебно - методической работы за 1 четверть 2010-2011 учебного года." — Транскрипт:

1 Анализ учебно - методической работы за 1 четверть учебного года

3 Союз единомышленников (совещание при директоре)

4 Результативность в обучении Физкультура –Кашигина Е.В. (99% и 100%);Физкультура –Кашигина Е.В. (99% и 100%); Музыка – Киселёва Ю.А. (99% и 100%);Музыка – Киселёва Ю.А. (99% и 100%); Природоведение – Киселёва Ю.А. (96% и 100%);Природоведение – Киселёва Ю.А. (96% и 100%); Технология – Карпова И.В. (96% и 100%);Технология – Карпова И.В. (96% и 100%); Информатика – Поспелов А.В. (94% и 100%);Информатика – Поспелов А.В. (94% и 100%); ИЗО – Карпова И.В.(93% и 100%);ИЗО – Карпова И.В.(93% и 100%); Начальные классы -Белоусова А.Н. (88% и 100%);Начальные классы -Белоусова А.Н. (88% и 100%); Литература – Лапаева Л.В. (79% и 100%);Литература – Лапаева Л.В. (79% и 100%); История – Васько Г.Г. (64% и 100%)История – Васько Г.Г. (64% и 100%)

5 Рейтинг качества обученности учащихся

7 Отличники учёбы- гордость школы! 3а класс - Мельников Даниил 3а класс - Назаренко Елена 3б класс - Ильина Анастасия 4 класс - Помыткин Данила 5 класс - Лычко Андрей 7а класс - Сапрыкина Влада 7а класс - Шитикова Алёна 7б класс- Гатаулина Полина 9б класс- Внукова Анастасия

8 Познаём и открываем новое

9 Заседание методического объединения учителей филологии

10 Подготовка учителя к аттестации

11 Открытый урок в 4 классе

12 Тестовые технологии на уроке в 10 классе при подготовке к ЕГЭ

13 Рейтинг участия в школьном этапе всероссийской олимпиады 101 участник - русский язык101 участник - русский язык 71 участник - математика71 участник - математика 59 участников - технология59 участников - технология 53 участника - английский язык53 участника - английский язык 32 участника - биология32 участника - биология

14 Победители школьного этапа всероссийской олимпиады

15 Работа с одарёнными детьми

16 Дополнительные занятия по русскому языку (учитель Мартюшева О.Н.)

17 Я - будущий учитель (урок в День самоуправления)

18 В сообществе коллег (повышаем престиж учительской профессии)

19 Внеклассное мероприятие по литературе в 9а классе

21 Инновации в образовании

22 Инновации для устойчивого развития

24 Школа молодого педагога

25 Урок – игра по сказкам в 3б классе

Был определён следующий круг задач:

1.Повышать качество проведения занятий с учащимися на основе внедрения новых образовательных технологий.

2.Совершенствовать систему мониторинга развития педагогического коллектива.

3.Выявление, обобщение и распространение положительного педагогического опыта творчески работающих учителей.

Были определены основные направления деятельности:

-мониторинг профессиональных потребностей педагогов;

-создание банка данных о педагогическом коллективе школы;

-изучение и анализ состояния и результатов работы школьных методических объединений;

-сбор и обработка результатов учебно-воспитательного процесса;

-изучение, обобщение и распространение передового педагогического опыта.

-формирование банка педагогической информации (нормативно-правовой, методической и т.д.);

-ознакомление педагогов с новинками педагогической, психологической, методической литературы.

-методическое сопровождение и оказание практической помощи молодым специалистам, педагогам в период подготовки к аттестации, в межаттестационный период;

-планирование и организация повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогов;

-подготовка и проведение научно-практической конференции, конкурса профессионального мастерства, семинаров.

-организация консультаций для педагогов;

-популяризация инновационной деятельности;

-консультирование педагогов и родителей по вопросам обучения и воспитания детей.

Для решения главной задачи образовательного учреждения были созданы следующие условия:

- разработаны и утверждены образовательные программы для 1 класса в контексте ФГОС НОО и для 2-11 классов;

- составлен учебный план, позволяющий заложить фундамент знаний по основным дисциплинам, соответствующий стандарту образования, дающий возможность для успешного продолжения образования выпускниками школы;

- создана и утверждена структура методической службы школы;

- все методические объединения имеют планы работы, вытекающие из общешкольного плана;

- мониторинг в основе внутришкольного контроля – одно из условий эффективности работы школы;

- проводится работа по обеспечению сохранности здоровья и здорового образа жизни;

- продолжается работа по улучшению материально-технической базы кабинетов.

При планировании методической работы школы педколлектив стремился отобрать те формы, которые реально позволили бы решать проблемы и задачи, стоящие перед школой.

Формы методической работы

4.Работа учителей над темами самообразования.

5.Открытые уроки и их анализ.

6.Взаимопосещение и анализ уроков.

8.Курсовая подготовка учителей.

Руководство школы серьёзное внимание уделяет работе с педагогическими кадрами, повышению их квалификации.

В школе работают 20 учителей педагогов.

В текущем году прошла аттестацию на первую квалификационную категорию заместитель директора по УВР Шинкарева Н.В.

В текущем году 2 человека выступили с докладами на августовских секциях: Байдина Е.Н., Стешенко А.В. Медведева С.А. не участвовала в работе секции по субъективным причинам (больничный).

Учителя школы принимали участие в работе сетевых методических объединений учителей русского языка, учителей математики, учителей химии и биологии, православной культуры, физической культуры. Учитель математики Шинкарева Н.В. выступала на заседании СМО учителей математики.

Высшей формой коллективной методической работы является педагогический совет. За истекший период были проведены следующие педагогические советы:

В 2011-2012 учебном году проведено два заседания методического совета:

- организационное заседание №1 , на котором были рассмотрены вопросы :

-Анализ состояния методической работы в прошедшем учебном году.

-Экспертная оценка рабочих программ, разработанных учителями.

-Создание творческих групп учителей для подготовки к педагогическим советам. -Определение тематики работы творческих групп, семинаров.

-Определение содержания, форм и методов повышения квалификации педагогов школы.

- плановое заседание №2 :

-Современные педагогические технологии, их применение.

-Диагностика выявления затруднений в работе учителя.

-Организация работы с одарёнными детьми.

-Утверждение графика проведения школьных олимпиад.

-Составление графика проведения предметных недель. Выработка основных составляющих проведения предметных недель.

- Подготовка к педсовету . Организация самостоятельной деятельности учащихся на уроке как действенное средство повышения его качества.

Одной из основных задач работы методических объединений школы является задача совершенствования педагогического мастерства (профессиональной компетентности). Над этой задачей работают четыре методических объединения:

- учителей начальных классов,

- учителей естественно-математического цикла,

- учителей гуманитарного цикла,

Каждое МО работает над своей методической темой.

Учителей начальных классов

Внедрение и реализация новых федеральных государственных стандартов в начальной школе

Здоровьесберегающие технологии как основа формирования социально-адаптированной личности

Учителей гуманитарного цикла

Гуманизация обучения в процессе преподавания предметов гуманитарного цикла в направлении здоровьесбережения учащихся

Информационные технологии для решения профессиональных задач классных руководителей. Портфолио как средство саморазвития

Было организовано и проведено по два заседания каждым школьным методическим объединением.

Наблюдается слабое взаимопосещение уроков коллег. Методическому совету необходимо усилить контроль за организацией взаимопосещений и открытых уроков.

Согласно плану учебно-воспитательной работы на 2011-2012 учебный год была проведена предметная неделя математики на третью неделю октября.

В 1 четверти администрацией школы посещались уроки в рабочем порядке по плану внутришкольного контроля. Основные направления посещений и контроля уроков:

- классно-обобщающий контроль в 5 классе по определению степени адаптации учащихся к обучению на второй ступени, сформированности их ЗУН, способности к продолжению образования, единство требований учителей-предметников к учащимся 5 класса, учёт индивидуальных особенностей учащихся;

- работа учителей по подготовке к итоговой аттестации.

С целью создания оптимальных условий для выявления развития и раскрытия творческих способностей, учащихся в школе с 18.10 по 26.10.2011 прошли предметные олимпиады. По результатам олимпиад сформирована команда для участия в муниципальном этапе Всероссийской олимпиады, сдан отчёт и заявка в управление образования.

Учащиеся школы продолжают участвовать в конкурсах различных уровней. Учащиеся школы принимали участие в олимпиаде Олимпус по математике, русскому языку, английскому языку.

В октябре были проведены школьные пробные экзамены по русскому языку, математике в 9 и 11 классах.

Главное в методической работе – оказание реальной действенной помощи учителям. В нашей школе за эту четверть поставленные задачи в основном успешно реализованы.

1.Методическая работа представляет собой относительно непрерывный, постоянный процесс, сочетается с курсовой подготовкой в БелРИПКППС, школьных, сетевых и районных заседаниях методических объединений, семинарах.

2.Повышение квалификации и мастерства учителей позволяет связать содержание и характер методической работы с ходом и результатом реального образовательного процесса, изменениями в качестве ЗУН учащихся, в уровне развития воспитанности.

3.Позволяет изучить личностные качества учителя, классного руководителя, выявлять затруднения и недостатки в их деятельности.

Задачи методической работы на 2 четверть 2010 -2011 учебного года:

1. Продолжить создание необходимых условий реализации образовательной программы школы.

2.Продолжить работу по систематической профессиональной подготовке кадров.

3.Продолжить диагностирование уровня развития детей, состояние их физического и психического развития.

4.Продолжить работу по внедрению в практику работы школы здоровьесберегающих технологий.

Читайте также: