Опыт и перспективы развития деятельности дмоо в школе

Обновлено: 30.06.2024

Поиск путей дальнейшего развития в системе дополнительного образования в современных условиях. Развитие "стратегии успеха", формирование творческого пространства на занятиях в творческом объединении на примере работы в объединении социально-педагогической направленности.

Оценить 132 0

Колесникова Надежда Петровна

педагог дополнительного образования

О вопросах решения проблем и перспективы развития дополнительного образования в рамках работы в детском творческом объединении

Дополнительное образование в настоящее время находится в приоритете, ему отводится определенная значимая миссия в процессе обучения и воспитания подрастающего поколения. Роль дополнительного образования возрастает, так как дополнительное образование решает важнейшую социальную задачу – выявление и развитие способностей и задатков детей для их самореализации в современном обществе.

В основе системы дополнительного образования лежит идея непрерывного образования. Постоянное развитие, рост, творческое развитие на протяжении всей жизни. А также возможность проявить свои таланты и способности.

Жизнь постоянно вносит свои коррективы, ставит задачи, которые невозможно решить только в рамках изучения школьных предметов. Предметная деятельность ограничена изучением определенных тем, поэтому системе дополнительного образования отводится особенная и важная роль – это организация и занятость детей во внеурочное время. Обеспечивая занятость детей в детском творческом объединении, тем самым обеспечивает профилактику правонарушений, девиантного поведения, наркомании, игромании, решает важные воспитательные задачи.

Для решения задач, которые ставит перед нами быстро меняющийся мир, необходим поиск новых методов работы. Особенно в условиях финансового кризиса программы дополнительного образования должны быть гибкими, отвечающие требованиям современной жизни. Жизнеспособными останутся только те программы, которые будут иметь большую общественную поддержку, будут отвечать интересам общества, интересам родителей и детей.

Программы в государственных учреждениях должны быть конкурентно способными, более гибкими, мобильными по сравнению с негосударственными учреждениями дополнительного образования.

Приходится конкурировать с другими возможностями проведения досуга для детей. Сейчас детям доступны большие возможности интересного проведения времени. Они могут смотреть мультфильмы, играть в игры на компьютере, планшете, посещать различные развлекательные заведения. Поэтому возникает вопрос: как выдержать конкуренцию с игровой индустрией, которая не стоит на месте, постоянно развивается. Также существует конкуренция с частными и платными негосударственными учреждениями, которые быстро и гибко реагируют на требования рынка образования.

Что необходимо, чтобы решить успешно задачу повышения качества дополнительного образования, чтобы дополнительное образование также продолжало оставаться в приоритете? Каковы перспективы развития?

Поиск и пути решения задач.

В поисках пути для дальнейшего развития или даже существования, необходимо рассматривать свою деятельность в тесной связи с общейобразовательной деятельностью. Система дополнительного образования должна стать важнейшей составляющей в общем образовательном пространстве.

Необходимо создать условия для более тесного взаимодействия с родителями, учителями общеобразовательных предметов, педагога с учащимися. Более активное участие в жизни школы, участие в совместных творческих выставках, массовых мероприятиях.

Создать условия для более тесного психологического взаимодействия между педагогом и учащимися.

Развивать мотивацию, поддержать интерес на основе принципа добровольности посещения творческого объединения.

Объединение могут посещать все желающие, а также охват детей с особенностями психического и физического развития, детей, находящихся в сложной жизненной ситуации.

Создать условия для работы и взаимодействия с успешными одаренными детьми, для таких детей должны быть разработаны индивидуальные программы.

Вариативность и открытость, постоянное обновление видов деятельности, постоянный поиск новых современных тем, новых материалов для работы.

Необходимо стремиться к созданию творческого пространства, чтобы ребенок чувствовал себя художником, творцом, где он смог реализовать свои интересы, свой творческий потенциал. Создание комфортных условий на основе интереса, а не строгой дисциплины.

Важно не допускать уменьшения количества детей, посещающих занятия, так как в условиях персонифицированного финансирования зачисление детей в объединение предоставляется за счет бюджетных средств.

Для достижения успеха необходимо создавать условия для создания значимости и востребованности дополнительного образования.

Программа детского объединения направлена на раскрытие творческого потенциала ребенка, возможности реализовать свои природные возможности.

Все занятия имеют гибкую структуру, разработаны с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка.

Чтобы сформировать устойчивый интерес к творческой деятельности следует активно использовать игровую деятельность.

Широко применяется игровая деятельность, игровые формы для поддержания интереса и создания творческого пространства. На занятиях использую различные приемы работы с детьми, активно использую игровые ситуации; дидактические игры, игровые тренинги. Игра проводится по несложным правилам, в игре дети развивают мелкую моторику рук, учатся выполнять определенные правила, что способствует дисциплине, дети получают эмоциональную разрядку.

Физкультминутка также проводится в игровой форме. Все дети любят играть, заниматься творчеством, создавать и узнавать новое.

Совершенствовать и разнообразить формы оценки деятельности учащихся. Можно использовать различные формы демонстрации результатов творческой деятельности. Это выставки, конкурсы, диспуты, тесты, кроссворды, мини-выставки проводить это также можно и в игровой форме.

Получение новых знаний за одно занятие должно быть ограниченным (не более двух новых практических умений), иначе некачественное освоение учебного материала повлияет на конечный результат творчества, не принесет ребенку удовлетворения от проделанной работы. Последовательность заданий помогает на начальных этапах определить уровень подготовленности и возможностей детей, а в дальнейшем развивать и совершенствовать уже имеющиеся и вновь приобретенные знания, умения, навыки.

Новизна содержания и методов образовательной деятельности это результат творческого поиска педагога. Как итог – создание авторской общеразвивающей образовательной программы. В новых условиях современной жизни при разработке программы необходимо делать упор на открытость, мобильность и привлекательность.

В работе приходится преодолевать определенные трудности.

Возникают сложности при составлении расписания занятий, так как для детей младших классов необходимо выделять более раннее время, а это не всегда возможно в условиях общеобразовательной школы, обеспечение кабинетом для работы.

Вопросы материального обеспечения, отсутствие необходимого материала для работы. Приходится самостоятельно приобретать многие материалы, например более современные наборы цветной бумаги, картона, штампики, печати, станки для гофрирования бумаги.

Излишняя загруженность учащихся, иногда их желание посещать занятия не соответствуют их возможностям.

Удаленность проживания некоторых детей.

Несмотря на некоторые сложности, в условиях конкуренции, продолжаем выполнять важную и необходимую задачу – через творчество способствовать подготовке ребенка к жизни, активной деятельности, повышать познавательную активность, творческие способности, стимулировать самостоятельную познавательную деятельность, формировать навыки здорового образа жизни и оберегать от бесцельной траты свободного времени, постоянно улучшать и совершенствовать качество жизни.

Найти свое место в жизни и свою профессию имеет огромное значение. Чем раньше ребенок будет развивать в себе творческое начало, тем интересней и насыщенней будет его жизнь в дальнейшем.

Березина В. А. Развитие дополнительного образования детей в системе российского образования: учебное пособие/В.А. Березина -М: Диалог культур,2015

Бруднов А. К. Неформальное и непрерывное. О развитии дополнительного образования детей// Директор школы. 1992 №2

Новиков А. М. Российское образование в новой эпохе/ Парадоксы, наследие, векторы развития. – М.; ЭГВЕС, 20000

Поваляева М.Н. Научно-методическое и информационное обеспечение системы/ Вестник образования №20, 2007

Сроки реализации: 2020–2023

Цель проекта: формирование и развитие коммуникативной компетентности обучающихся как условия успешной социализации, адаптации и самореализации личности в современных условиях жизни в системе взаимодействия учреждений образования и детских, молодёжных общественных объединений.

В соответствии с целью поставлены следующие задачи инновационного проекта:

- проанализировать отечественную и зарубежную философскую, психолого-педагогическую литературу по вопросам формирования и развития коммуникативной компетентности, эффективный опыт организации работы по развитию коммуникативной компетентности обучающихся в учреждениях образования, детских и молодежных общественных объединениях Республики Беларусь;

- внедрить и усовершенствовать с учетом специфики учреждения образования модель формирования и развития коммуникативной компетентности обучающихся в системе взаимодействия учреждений образования, детских и молодежных общественных объединений;

- разработать механизм внедрения модели формирования и развития коммуникативной компетентности обучающихся в системе взаимодействия учреждений образования, детских и молодежных общественных объединений в социальное пространство учреждения образования, региона;

- разработать методическое обеспечение, определить оптимальные формы и методы формирования и развития коммуникативной компетентности обучающихся в системе взаимодействия учреждений образования и детских, молодежных общественных объединений;

- обобщить опыт работы участников инновационной деятельности и разработать методические рекомендации и материалы по эффективному внедрению инновационной модели в образовательную практику.

Актуальность инновационного проекта обусловлена необходимостью формирования разносторонне развитой, нравственно зрелой творческой личности. Такая задача сформулирована в Концепции и Программе непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь на 2016–2020 гг. Центральной проблемой воспитания разносторонне развитой, нравственно зрелой, творческой личности является формирование коммуникативной компетентности обучающихся.

Коммуникативная компетентность является одной из ключевых компетентностей, она обеспечивает успешную социализацию, адаптацию и самореализацию в современных условиях жизни.

По мнению Д.А. Иванова, К.Г. Митрофанова, О.В. Соколовой, существует три причины, указывающие на то, что коммуникативная компетентность является ключевой:

2. Потребности самой сферы образования. Основной задачей образования является развитие практических способностей и умений, необходимых человеку для достижения успеха в личной, профессиональной и общественной жизни, осуществление чего возможно при высокой коммуникативной компетентности.

Формирование коммуникативной компетентности как готовности и способности личности к осуществлению успешного общения, т.е.

достигающего цели (эффективного) и эмоционально благоприятного (психологически комфортного) для участвующих сторон, обеспечивает доброжелательное взаимодействие людей, эффективное решение всевозможных задач общения.

Наиболее эффективным механизмом формирования и развития коммуникативной компетентности, лидерских качеств, активной гражданской позиции обучающихся являются детские и молодежные общественные объединения. Детские и молодежные общественные объединения функционируют на базе учреждений образования и являются субъектами взаимодействия в системе воспитательной работы, социализации, организации досуга и занятости обучающихся.

В Республике Беларусь принят ряд нормативных правовых документов, регулирующих отношения между учреждениями образования и детскими, молодежными общественными объединениями. Ценности, цели взаимодействия учреждения образования и детских, молодежных общественных объединений на основе общих интересов с учетом прав и обязанностей, идеологических ориентиров определены в законодательных документах Республики Беларусь. Участие детей, подростков, молодежи в деятельности общественных объединений способствует формированию и развитию коммуникативной компетентности через включение их в социально значимую деятельность, общение, организацию досуга, занятости и трудоустройства, социализацию и адаптацию учащихся в обществе.

Выбор и актуальность темы инновационного проекта обусловлены наличием противоречий между:

растущей в современном обществе востребованностью успешно социализирующихся выпускников учреждений образования с высоким уровнем сформированности коммуникативной компетентности и их недостаточной подготовленностью к взаимодействию; отсутствием уверенности в собственных силах, низким уровнем компетентности в решении возникающих перед ними жизненных проблем; необходимостью формирования и развития коммуникативной компетентности обучающихся в учреждениях образования, детских и молодежных общественных объединениях и недостаточным использованием их воспитательного потенциала; потребностями системы образования в научно-методическом обеспечении процесса формирования коммуникативной компетентности обучающихся в системе взаимодействия учреждений образования и детских, молодежных общественных объединений и недостаточной разработанностью методик, технологий организации и осуществления данного процесса.

Педагоги учреждения образования должны обеспечить конструктивное взаимодействие с детскими и молодежными

общественными объединениями, волонтерскими формированиями обучающихся, направленное на формирование единой ориентированной на развитие коммуникативной компетентности личности воспитательной стратегии. Они должны уметь оказывать обучающимся – членам детских и молодежных общественных объединений педагогическую поддержку, информационно-идеологическую, организационную, консультационную, методическую помощь, знать специфику различных детских и молодежных общественных объединений, осуществлять с ними эффективную коммуникацию, диалог и сотрудничество.

Основная идея проекта заключается в создании условий для формирования и развития коммуникативной компетентности обучающихся как условия успешной социализации, адаптации и самореализации личности в современных условиях жизни в системе взаимодействия учреждений образования и детских, молодёжных общественных объединений; разработке механизма внедрения модели формирования и развития коммуникативной компетентности обучающихся в системе взаимодействия учреждений образования, детских и молодежных общественных объединений в социальное пространство учреждения образования, региона; определении оптимальных форм и методов формирования и развития коммуникативной компетентности обучающихся в системе взаимодействия учреждений образования и детских, молодежных общественных объединений.

Ожидаемые результаты:

При реализации данного инновационного проекта будет создана социально-воспитательная среда, в которой формирование и развитие коммуникативной компетентности обучающихся будет наиболее эффективным.

Будет реализована система методов и форм, конкретных воспитательных мероприятий, направленных на формирование и развитие коммуникативной компетентности обучающихся в системе взаимодействия учреждений образования и детских, молодёжных общественных объединений.

Будет отработана на практике система эффективного взаимодействия педагогов учреждений образования и учащихся – членов детских и молодежных общественных объединений, которая будет обеспечивать формирование и развитие коммуникативной компетентности обучающихся.

Реализация инновационного проекта окажет содействие в:

- практическом решении проблем формирования и развития коммуникативной компетентности обучающихся;

- во внедрении эффективных методов, форм, технологий в работу педагогов с обучающимися, в реализации приоритетных направлений государственной молодежной политики в учреждениях образования, взаимодействия с детскими и молодежными общественными объединениями;

- воспитании нравственной, активной, творческой, успешной личности обучающегося, обладающей коммуникативной компетентностью;

- повышении уровня удовлетворенности учащихся, педагогов и родителей качеством образовательного процесса и созданных условий,

направленных на формирование и развитие коммуникативной компетентности обучающихся в системе взаимодействия учреждений образования и детских, молодёжных общественных объединений.

Вам решать

Бюджет для граждан

Имущественная поддержка

Финансовая культура

Служба 112

pamyatka

gkh

Детское движение: опыт, реалии и перспективы


В последнее время в России увеличилось количество детских общественных объединений, которые имеют различные направления своей деятельности: некоторые интересуются спортом, в частности туризмом, другие экологией, досугом и патриотическим воспитанием. Несмотря на стабильную активность таких объединений, многие испытывают проблемы с осуществлением своей деятельности.

Проблемы руководителей объединений не сильно отличаются от проблем самих участников объединения. Для того, чтобы проблемы, которые я считаю наиболее актуальными, были высказаны не только мной, я поинтересовалась у членов детских общественных объединений нашего района, об их проблемах в объединении. Почти все мнения были одинаковы. Более половины ребят выделили главной проблемой - отсутствие понимания у взрослых. Здесь есть два вида:

В объединении мы учимся общаться друг с другом, готовимся к взрослой жизни, изучаем наши права. Разве это не нужно?

2. Очень часто в различных организациях и на предприятиях к участникам общественного объединения относятся несерьезно. Я понимаю, что молодежь, особенно в возрасте 14 – 18 лет, еще не стала сильной движущей силой. Но мы к этому стремимся.

Для решения проблемы непонимания, необходимо сначала чтобы взрослые поняли, что дети в организации занимаются нужными реальными делами. Они не сидят в подвалах, не слоняются без дела, они чувствуют себя частью общества. Ощущают себя нужными своей стране, своему краю, району, селу, а главное школе. Ведь все, что они делают, идет на благо общества, и они вносят посильный вклад в развитие государства.

Именно, поэтому, сегодня приоритетным направлением государственной молодежной политики на всех уровнях (муниципальном, региональном, федеральном), является развитие социальной активности детей и подростков, гражданского самосознания через их участие в деятельности детских и молодёжных общественных объединений. Важным признаком современного развития детского общественного движения является добровольность вступления в организации.

Это должно оставаться безусловной нормой их деятельности. Однако свобода выбора молодым человеком своей организации на данном этапе проявляется для большинства подростков, как свобода не выбирать ни одной из них, что существенно затрудняет диалог государственных и общественных структур с подрастающим поколением. Лишь немногие из молодежных и детских объединений предусматривают массовое членство в них молодых людей.

С моей точки зрения, одним из путей решения многих проблем будет объединение усилий различных общественных организаций, взаимное сотрудничество, направленное на расширение деятельности общественных организаций. Недостаточная информационная поддержка деятельности молодежных и детских общественных объединений тоже одна из проблем.

Конечно, никто не обошел стороной проблему денег. Если мы спросим любого человека, который посещает какое – либо детское или молодежное общественное объединение, то одной из актуальных проблем среди многих является низкий уровень финансирования объединений.

К сожалению, очень часто на проведение каких либо мероприятий, акций нужна финансовая поддержка. Хотелось бы, чтобы мероприятия и акции финансировались на основные затраты – это кепки, флаги, абривиатура, или хотя бы компенсировались после проведения мероприятия или акции, тогда общественным организациям и самим ребятам, входящим в её состав было бы легче осуществлять свою деятельность.

Конечно, эти проблемы общественных организаций не все, но для меня они кажутся самыми основными, и если начать с малого, можно потом переходить и к большему. Из любой ситуации есть выход, и, несмотря на все проблемы, детское и молодежное движение набирает силу, и все потому, что во главе стоит заинтересованная, активная молодежь.

Мне кажется, детское движение необходимо детям для проявления инициативы, самостоятельности, развития творческого потанцевала, для посильного и реального участия в жизни общества. Оно нужно обществу и государству, поскольку действительное детское движение способствует рождению гражданина.

Содержимое разработки

Cтатья «Современные проблемы

Конечно, никто не обошел стороной проблему денег. Если мы спросим любого человека, который посещает какое – либо детское или молодежное общественное объединение, то одной из актуальных проблем среди многих является низкий уровень финансирования объединений.

К сожалению, очень часто на проведение каких либо мероприятий, акций нужна финансовая поддержка. Хотелось бы, чтобы мероприятия и акции финансировались на основные затраты – это кепки, флаги, абривиатура, или хотя бы компенсировались после проведения мероприятия или акции, тогда общественным организациям и самим ребятам, входящим в её состав было бы легче осуществлять свою деятельность.

Конечно, эти проблемы общественных организаций не все, но для меня они кажутся самыми основными, и если начать с малого, можно потом переходить и к большему. Из любой ситуации есть выход, и, несмотря на все проблемы, детское и молодежное движение набирает силу, и все потому, что во главе стоит заинтересованная, активная молодежь.

Мне кажется, детское движение необходимо детям для проявления инициативы, самостоятельности, развития творческого потанцевала, для посильного и реального участия в жизни общества. Оно нужно обществу и государству, поскольку действительное детское движение способствует рождению гражданина.


-75%

Читайте также: