Анализ логопедического обследования в доу

Обновлено: 05.07.2024

Неговорящие трехлетние дети представляют собой разнородную в педагогическом и медицинском отношении группу. В логопедической практике неговорящий ребенок, как правило, это либо ребенок с алалией, либо с тяжелой степенью дизартрии, тугоухостью, олигофренией или ранним детским аутизмом. Учителю-логопеду не всегда удается сразу выявить причину, из-за которой задерживается появление речи. В пользу речевого дефекта, имеющего органический характер, могут свидетельствовать данные о наличии в анамнезе перинатальный патологии различного происхождения, нейроинфекций и травм головного мозга, перенесенных в раннем возрасте жизни.

Задачами логопедического обследования неговорящего ребенка 3-х лет является изучение уровня его речевого развития (учитывается уровень развития понимания речи и собственные речевые возможности ребенка), выявление характера и степени нарушения дыхания, слуха, определение особенностей внимания, целенаправленности произвольной деятельности, состояния поведенческих и двигательных реакций.

Основная цель логопедической работы с неговорящими детьми на начальных этапах:

- развитие речевой инициативы, создание мотивации к речевой деятельности одновременно с обогащением внутреннего и внешнего лексикона.

Логопедическая работа с неговорящими детьми предусматривает коррекционное воздействие, как на речевую деятельность, так и на невербальные психические процессы, эмоционально-личностную сторону развития ребенка.

Основные задачи коррекционной работы с неговорящими детьми на начальном этапе:

1. Стимуляция речевой и психической активности.

2.Развитие эмоционального общения со взрослым.

3.Совершенствование способности к подражанию действиям взрослого, сверстников.

4.Развитие и коррекция психофизиологической основы речевой деятельности: разных видов восприятия, физиологического и речевого дыхания, артикуляционных навыков и т. д.

5.Формирование мотивационно-побудительного уровня речевой деятельности.

6.Формирование внутреннего и внешнего лексикона (номинативного, предикативного и атрибутивного), обеспечивающего минимальное общение.

8.Профилактика возникновения вторичных речевых нарушений.

Принципы организации и проведения логопедической работы с неговорящими детьми:

Систематичность проведения занятий.

Опора на разные модальности.

Эмоциональный фон совместной деятельности ребенка и педагога.

Опора на разные виды деятельности (смена).

Вариативность наглядного и дидактического материала.

Использование элементов соревнования.

Использование системы поощрения.

Активное привлечение внимания ребенка к артикуляции и жестикуляции педагога.

Логопедическое обследование может быть:

- первичным (перед началом коррекционной работы),

- промежуточным (на определенном этапе коррекционной работы),

- итоговым (по окончании коррекционной работы).

Логопедическое обследование проводится по 3-м основным направлениям:

Тщательное изучение условий воспитания и динамики речевого развития. Проводится на основе беседы с родителями ребенка и анализа документов – выписки невролога о речевом развитии ребенка, характеристики воспитателей, осмотр отоларинголога, окулиста.

Логопедическое обследование с подробной регистрацией вербальной и невербальной деятельности ребенка.

Анализ и педагогическая оценка результатов обследования (речевая карта).

Анамнез в речевой карте заполняется учителем-логопедом со слов мамы во время первичной индивидуальной беседы или из медицинской карты ребенка. Следует учитывать нормы раннего развития

НОРМЫ РАННЕГО РАЗВИТИЯ

(физического и речевого)

Удерживание головы – 1,5-3 мес. Гуление – 2-4 мес.

Умение ползать – 5-7 мес. Лепет – 5-6 мес.

Умение сидеть – 6-8 мес. Первые слова – 1 год

Умение ходить – 10-13 мес. Связная речь – 2,5-3 года

При обследовании психических функций учитель-логопед опирается на данные психологического обследования (ответственный педагог-психолог). Исследуется характер игровой деятельности в процессе наблюдений за ребенком в группе, на прогулке, режимных моментах. Исследуя особенности зрительного восприятия, можно предложить ребенку следующие игры:

Параметры дыхательной и голосовой функции определяются при проведении беседы с ребенком, при исследовании звукопроизношения, словаря, грамматического строя речи.

Исследование артикуляционного аппарата и мимической мускулатуры:

- повторение артикуляционных упражнений, переключаемость,

- отмечаются особенности строения органов артикуляционного аппарата: губы, зубы, прикус, твердое нёбо, мягкое нёбо, язык, степень саливации.

Исследование моторики:

Для получения сведений о состоянии мелкой моторики предлагается сложить мозаику, выполнить шнуровку, застегнуть пуговицы.

Исследование мимической мускулатуры:

Упражнения : - поднять брови,

- прищурить сначала правый глаз, затем левый,

Исследование фонетической стороны речи:

Можно использовать картинки-символы, обозначающие звуки, например, как плачет кукла, как пищит мышка. Повторение звука изолированно, в слогах, словах.

Исследование фонематического слуха:

Также в методику логопедического обследования включаются задания на выявление особенностей слухового внимания к звучащим игрушкам, зрительного восприятия. Исследование слухового внимания проводится в процессе узнавания и различения контрастного звучания 2-х игрушек (н-р, металлического колокольчика и резиновой игрушки). Педагог называет игрушки и показывает, как можно издавать звуки с их помощью, затем прячет за ширму, производит за ней звуки, ребенок должен показать, какая игрушка звучала.

Исследование словаря:

Прежде проверяется активный словарь. Если активный словарь в норме, то проверять пассивный словарь нет необходимости. Если у ребенка отмечаются трудности с активом, нужно исследовать пассив. Для исследования словаря существительных используются изображения предметов различных групп (обобщающие слова), предлагается узнать предметы по назначению. При исследовании глагольного словаря используются соответствующие картинки., предлагается называть действия по звукоподражанию. При исследовании словаря прилагательных выясняется, насколько ребенок владеет в активной и пассивной речи словами, которые обозначают цвет, форму, величину предмета и его тактильные характеристики.

Исследование грамматического строя речи:

Первоначально исследуется возможность владения грамматическими категориями в активе, а при невозможности, уже в пассиве. Исследуются навыки согласования местоимений с существительными, умение использовать предлоги (положи игрушку на коробку, спрячь в коробку, под коробку, достань из коробки) , согласовывать существительные с прилагательными и числительными, понимание существительных с уменьшительно-ласкательным значением.

Исследование фразовой речи:

В ходе беседы, задаются ребенку вопросы:

- Сколько тебе лет?

- С кем ты живешь?

- Как зовут маму, папу?

- Кто тебя приводит в детский сад?

- С кем ты играешь в детском саду?

- Какие твои любимые игрушки?

В ходе беседы отмечается, какими языковыми единицами владеет ребенок, какими ответами пользуется (однословными, фразовыми), насколько развернута его речь. При выявлении особенностей речевого недоразвития детей младшего дошкольного возраста в процессе беседы большое внимание уделяется их самостоятельным высказываниям, так как в данном случае снижается контроль речи.

Логопедическое заключение может быть поставлено только на основании анализа всей совокупности результатов обследования, что предполагает соотнесение уровня понимания речи ребенка с уровнем его экспрессивной речи и выполнением невербальных заданий. В дальнейшем процессе построения логопедической работы педагог должен постоянно осуществлять динамическое наблюдение за формированием у ребенка вербальных средств общения, настоятельно привлекать родителей к организации стимулирующего действия на речевое развитие ребенка.

Использованные источники:

В коррекционной группе в сентябре 2013 года была проведена диагностика уровня развития речи детей. По итогам диагностики в логопедическую группу зачислено 6 детей. Анализируя данные речевого развития, выявлено 2 детей с низким уровнем развития речевой активности. Эти дети неохотно вступают в диалог, пассивно относятся к театрализованной деятельности, имеют трудности в мелкой и общей моторике. Средний уровень показали 4 ребёнка. Эти дети:

- имеют недостатки в произношении звуков и нарушения в слоговой структуре речи;

- слушают рассказ, но не понимают его содержание, не улавливают последовательности действий;

- пользуются ролевой речью в ответ на обращение;

- затрудняются в участии ролевого диалога;

- самостоятельное составление рассказов затруднено.

Высокий уровень речевого развития отмечается у 6 детей. Эти дети:

- активно общаются с взрослыми и их сверстниками;

- достаточно отчётливо произносят звуки;

- не всегда пользуются предлогами;

- составляют различные типы предложений и могут определить количество слов в предложении;

- владеют элементами грамоты, умеют читать.

Анализируя результаты работы, можно сделать вывод о том, что:

20%детей имеют средний уровень развития речи;

8% детей имеют низкий уровень развития речи;

72% детей имеют высокий уровень развития речи.

1. Считать основной целью работы по развитию речи- практическое овладение детьми правильной устной речью.

2. Расширить картотеку игр по развитию м. м. рук.

3. Регулярное пополнение предметно- пространственной среды в группах, способствующей развитию речи.

4. Индивидуальное планирование работы с Ксенией П, Сашей С, Миленой М.

5. На основе полученных данных, рекомендовать воспитателям группы активизировать работу с детьми, требующими индивидуальный подход. Предусматривать приёмы,обеспечивающие вовлечение малоактивных детей- Никиту С, Лену М, Кирилла С. При отборе материала учитывать зону ближайшего развития мыслительной деятельности, сложных форм восприятия, воображения.

Этим детям составлены рекомендации для воспитателей и родителей.

Логопедическое обследование ребенка крайне необходимо для определения уровня его речевого развития.

В последнее время отмечается рост числа детей с минимальными мозговыми дисфункциями, которые приводят к нарушению развития высших психических функций, в том числе и речи. Диагностическое исследование таких детей представляет определённые трудности, т.к. у данного контингента детей имеются не только речевые, но коммуникативные и эмоционально-волевые расстройства различной степени выраженности.

  • Устной и письменной речи
  • Особенностей процессов восприятия
  • Внимания
  • Памяти
  • Мышления
  • Пространственного воображения.
  • “Общая диагностика” (память, внимание, счёт, мышление, эмоции).
  • “Речевая диагностика” (устная речь, чтение, письмо, слухоречевая память).

Комплексное обследование, охватывающее как речевые, так и неречевые возможности ребёнка, позволяет провести качественную функциональную диагностику и разработать стратегию эффективной направленности коррекции.

  • произносительная сторона
  • фонематические процессы (слух и восприятие, звуковой анализ и синтез)
  • словарь
  • грамматический строй речи
  • связная речь
  • артикуляционная моторика (подвижность органов речи)
  • мелкая моторика рук

Перед проведением диагностики предлагается заполнить анамнез – анкету, в которой родители описывают основные моменты развития ребенка, начиная от рождения, условия его жизни. Все полученные данные помогают понять причину нарушения и спланировать свою работу так, чтобы максимально помочь ребенку.
После проведения диагностики, ребёнку рекомендуется необходимая программа развития. Которая учитывает его речевые, возрастные и индивидуальные психофизиологические особенности.

ПРИМЕРНЫЕ ВИДЫ ЗАДАНИЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ

  • на каком уровне находятся знания основных цветов, геометрических форм, величины предметов (Например, показать от самого высокого до самого низкого и т.п.)
  • умение ориентироваться в пространстве (спереди, сзади, вверху, внизу, сбоку); во времени (времена года, части суток)
  • состояние конструктивной деятельности (сложить разрезную картинку из двух-четырех частей);
  • знание элементарных математических понятий (один, много, ни одного);
  • умение классифицировать предметы (обобщающие понятия, выделение четвертого лишнего)
  • понимает ли ребёнок обращённую к нему речь;
  • какими речевыми средствами пользуется он в общении;
  • подражает ли речи взрослого;
  • как отвечает на вопросы (односложно или развёрнутыми фразами);
  • использует ли мимику, жесты.
  • покажи и назови предметы (куклу, машину, часы, книгу, зеркало);
  • покажи и назови части тела (руку, нос, колено, локоть, лоб, пальцы, шею);
  • покажи и назови части предметов (дома, машины, самолета, куклы, часов);
  • покажи и назови животных (кошку, собаку, зайца, волка, лису, лошадь, козу).
  • покажи и назови, что делает конкретный человек (едет, идет, ест, сидит, плывет);
  • покажи и назови, что делает человек на картинке (шьет, вяжет, гладит, готовит)
  • назови предметы одним словом (овощи, фрукты, игрушки, животные, птицы, посуда, мебель, транспорт, инструменты);
  • узнай предметы по характерным признакам (что состоит из кабины, кузова, колес, фар, руля, сиденья – машина).

Составление предложений по картинкам.

Составление предложений по опорным словам.

СОСТАВЛЕНИЕ РАССКАЗА ПО СЮЖЕТНОЙ КАРТИНКЕ, ИЛИ СЕРИИ КАРТИНОК.

СОСТАВЛЕНИЕ рассказа по описанию игрушки.

По результатам диагностики делается заключение о состоянии речи ребёнка. В ходе консультации знакомлю родителей с результатами обследования, отвечаю на вопросы и информирую о необходимости логопедической помощи. По показаниям предлагаю сопровождение ребёнка по индивидуальной программе, учитывающей его речевые, возрастные и индивидуальные психофизиологические особенности и составленной на основе разработанных логопедических программ.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Логопедическое заключение по результатам обследования ребенка дошкольного возраста. Данную разработку можно использовать как самостоятельную речевую карту и, как дополнение к ней. Заключение заполняется 3 раза в год после диагностического обследования (Сентябрь, январь, май). Оно позволяет выявить структуру речевого дефекта, наметить эффективные пути коррекции. Наблюдать динамику развития ребенка.

ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ОБСЛЕДОВАНИЯ.

Ф.И.О. ребенка :_____________________________________

Дата рождения : ______________________________

Дата обследования :______________________

Мать ______________________________________________________________________

Отец -________________________________________________________________________

перенесенные заболевания: ____________________________________________________

____________________________________________________________________________

Состояние общей моторики : ___________________________________________________

Состояние произвольной моторики пальцев рук : ___________________________________

Выявление уровня развития игры, умение ребенка действовать с игрушками,

выполнять ряд логически связанных действий _____________________________________

Уровень развития восприятия (ориентировка на форму, цвет, величину): _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Уровень развития целостного восприятия (предметное , сюжетное ) _______________

_____________________________________________________________________________

Сформированность пространственно-временных представлений:

Времена года: _________________________________________________________________

Дни недели: __________________________________________________________________

Названия месяцев: _____________________________________________________________

Особенности мышления:

Уровень развития мышления ___________________________________________________

Умение сравнивать (находить сходства и различия): ________________________________

Умение обобщать и классифицировать:____________________________________________

Читайте также: