Анализ лежат они глухие и немые кратко

Обновлено: 05.07.2024

Великий писатель и поэт, патриот своей родины, Твардовский Александр Трифонович всю жизнь трудился на благо советского народа. Укротитель слова всегда знал путь к сердцам людей. Александр Трифонович был военным корреспондентом, который много времени проводил на фронте, после чего писал поэмы и стихи на тему отваги, смерти и несправедливости войны. Очень большой объем творчества поэта занимает именно тематика Великой Отечественной Войны.

— смерть молодых девушек и парней на фронте, людей, которые должны были жить дальше. Автор показывает весь ужас их безмолвного сна в могиле под плотным грузом земли, используя грустные интонации и элегическую формулировку фраз. Он дает аудитории почувствовать связь с главными героями произведения, называя погибших девушек подружками, сестрами и медсестренками.

Таким образом автор делает боль от их утраты личной болью каждого. Каждое слово стихотворения имеет сильный эмоциональный окрас. Используя повседневную лексику наравне с литературной, Твардовский передает главное чувство, которое сопровождало

Будучи писателем в военном издательстве, Александр Трифонович умел найти правильные слова, которые проникали фронтовикам в самую душу. Анализируемое стихотворение переполнено такой вселенской тоской и печалью, которую способен испытывать только самый гуманный и самоотверженный человек.

Автор писал стихотворение, используя перекрестную рифму, что достаточно привычно для его произведений. Твардовский использовал для написания стихотворения, эмоционально окрашенные слова, такие как: девчонки, медсестренки, слава сыновей, дочерняя слава.

* * *

Лежат они, глухие и немые,
Под грузом плотной от годов земли –
И юноши, и люди пожилые,
Что на войну вслед за детьми пошли,
И женщины, и девушки-девчонки,
Подружки, сёстры наши, медсестрёнки,
Что шли на смерть и повстречались с ней
В родных краях иль на чужой сторонке.
И не затем, чтоб той судьбой своей
Убавить доблесть воинов мужскую,
Дочерней славой – славу сыновей, –
Ни те, ни эти, в смертный час тоскуя,
Верней всего, не думали о ней.

Великий писатель и поэт, патриот своей родины, Твардовский Александр Трифонович всю жизнь трудился на благо советского народа. Укротитель слова всегда знал путь к сердцам людей. Александр Трифонович был военным корреспондентом, который много времени проводил на фронте, после чего писал поэмы и стихи на тему отваги, смерти и несправедливости войны. Очень большой объем творчества поэта занимает именно тематика Великой Отечественной Войны.

Будучи писателем в военном издательстве, Александр Трифонович умел найти правильные слова, которые проникали фронтовикам в самую душу. Анализируемое стихотворение переполнено такой вселенской тоской и печалью, которую способен испытывать только самый гуманный и самоотверженный человек.

Автор писал стихотворение, используя перекрестную рифму, что достаточно привычно для его произведений. Твардовский использовал для написания стихотворения, эмоционально окрашенные слова, такие как: девчонки, медсестренки, слава сыновей, дочерняя слава.

Лежат они, глухие и немые,
Под грузом плотной от годов земли —
И юноши, и люди пожилые,
Что на войну вслед за детьми пошли,
И женщины, и девушки-девчонки,
Подружки, сёстры наши, медсестрёнки,
Что шли на смерть и повстречались с ней
В родных краях иль на чужой сторонке.
И не затем, чтоб той судьбой своей
Убавить доблесть воинов мужскую,
Дочерней славой — славу сыновей, —
Ни те, ни эти, в смертный час тоскуя,
Верней всего, не думали о ней.

Главная идея этого произведения-смелость русского народа. Мне кажется, что тут надо расписать про то, насколько тяжёлые были времена, а также добавить о том, какой ценой достался мир. Не забудьте написать про мужество и другие черты характера людей того времени. Я думаю, будет достаточно трёх. Нас иногда просят выписывать цитаты. Например: в данном стихотворении рассказывается о настоящей смелости и мужестве русского народа, который не щадил свою жизнь и осознанно шёл на жертву ради отечества:
"И не затем, чтоб той судьбой своей
Убавить доблесть воинов мужскую,
Дочерней славой — славу сыновей, —
Ни те, ни эти, в смертный час тоскуя,
Верней всего, не думали о ней".
Обычно в отзывах и сочинениях я пишу ещё заключение. В большинстве случаев, это моё мнение о произведении или о его авторе.

Это стихотворение посвящено памяти тех, кто погиб на войне. К сожалению, сами они уже ничего рассказать не смогут, потому что мертвы- "глухие и немые". Но мы должны помнить о них, не пожалевших своей жизни ради спасения родины. Автор называет и юных, и пожилых, и мужчин, и женщин, подчеркивая то, что представители всего народа шли на смерть. И главное - они не думали о славе, о доблести, а просто выполняли свой гражданский долг. Поэт особую роль отводит женщинам, ведь война противна самой женской сути, но защищали отчизну женщины так же отважно, как и мужчины. Автор подводит нас к мысли о том, что наш долг - помнить о тех, кто подарил нам мирную жизнь.


А. Т. Твардовский. Фото
Источник: А. Т. Твардовский. Собрание сочинений в шести томах. Том 1. — М.: Худ. лит., 1976

Александр Трифонович Твардовский
(1910 – 1971)

2 ЧАСА

Уроки литературы в 11 классе[1]


УРОК № 77
Тема.
А. Т. Твардовский. Осмысление темы войны.
Мысли и чувства поэта о вечном долге перед павшими на полях сражений

Цель: ознакомить учащихся с поэзией А. Т. Твардовского, посвящённой подвигам русских солдат в Великой Отечественной войне; раскрыть воплощённый поэтом трагизм в содержании стихотворений о войне; совершенствовать навыки текстологического анализа произведения, выразительного чтения, умения и навыки сопоставительного анализа поэтических текстов; формировать гражданско-патриотические качества личности учащихся на примере общественной деятельности А. Т. Твардовского.
Оборудование: учебник, портрет А. Т. Твардовского, тексты стихотворений, раздаточный материал для работы в группах, в парах.
Тип урока: урок усвоения новых знаний и формирования умений и навыков.
Прогнозируемые результаты: учащиеся знают о поэзии А. Т. Твардовского, посвящённой подвигам солдат в Великой Отечественной войне; раскрывают воплощённый поэтом трагизм в содержании стихотворений о войне; принимают участие в аналитической беседе; выразительно читают стихотворения А. Т. Твардовского о войне; выполняют сопоставительную работу в парах.

Это — настоящий реквием, простой, величавый и скорбный.
С. Я. Маршак

ХОД УРОКА

I. Организационный этап

II. Актуализация опорных знаний

Постановка и решение проблемного вопроса

Слово учителя

Творчество военного периода — а оно составляло третью часть всего написанного им за 45 лет жизни в литературе — было подчинено стремлению помочь воюющему народу. Твардовский воспринимает войну не только как всенародное бедствие, угрозу жизни и чести человека, но и как тяжкое испытание, избавление от которого связано с великой работой, всенародным трудом.

В произведениях Твардовского военных и послевоенных лет главное место занимает патриотическая тема — в самом важном и высоком значении этого слова. Тяжёлые военные будни, где сама война приравнена к тяжкому труду, дружба, доказанная кровью, долгожданная Победа, любовь к родине, память о пережитом, память о погибших, тема бессмертия, призыв к миру — таков круг тем, к которым обращается поэт в эти годы.


IV. Работа над темой урока

1. Объяснение учителя

Лирика Твардовского о войне — это не только бесценная память о прошлом, не только история, которую нельзя забывать. Это живое участие поэта в нашей современности, настойчивая борьба за мир на земле, отражение героики наших дней, напоминание о долге человека перед обществом.

А) Вступительное слово учителя

Б) Выразительное чтение стихотворения наизусть
заранее подготовленным учащимся

В) Аналитическая беседа

Г) Обобщение учителя

И у мёртвых, безгласных,
Есть отрада одна:
Мы за родину пали,
Но она — спасена.

Мечта воскреснуть в день Победы приобретает в стихотворении и другой смысл.

А) Вступительное слово учителя

В небольшом по объёму стихотворении вместилась целая гамма чувств — признательность за самоотверженность и храбрость; благодарность, что отстояли страну; непреходящее чувство вины невиноватого. Так сложилась судьба: у одних — погибнуть, у других — жить и поднимать страну…

Б) Выразительное чтение стихотворения наизусть заранее подготовленным учащимся

В) Аналитическая беседа

Г) Сопоставительная работа
(в парах, по вариантам)

Презентация результатов работы

Д) Обобщение учителя

А) Вступительное слово учителя

Б) Выразительное чтение стихотворения наизусть
заранее подготовленным учащимся

В) Аналитическая беседа

Г) Обобщение учителя


V. Рефлексия.
Подведение итогов урока

Заключительное слово учителя

VI. Домашнее задание

1. Источник: Фефилова Г. Е. Литература. 11 класс. – М.: АСТ. 2016. (вернуться)


И. С. Конев (крайний слева), командующий 19-й армией, М. А. Шолохов, А. А. Фадеев
и другие на командном пункте. 1941 г., осень.
Источник фото: Михаил Шолохов: Летопись жизни и творчества:
(материалы к биографии) / Сост. Н. Т. Кузнецова. –
М.: Галерия, 2005.

Читайте также: