Игровая внеурочная деятельность в начальной школе по фгос

Обновлено: 07.07.2024

Мы хорошо знаем, что метапредметные результаты формируются не только на уроках, но и во время внеурочной деятельности. Как грамотно спланировать расписание внеурочных занятий и какие пособия использовать, чтобы ничего не упустить? Рассказываем в нашем материале.

Чем характерна внеурочная деятельность?

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, внеурочная деятельность является частью основной образовательной программы школы.

Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности:

  • Спортивно-оздоровительное
  • Духовно-нравственное
  • Социальное
  • Общеинтеллектуальное
  • Общекультурное

Внеурочная деятельность — это часть основного образования, которая нацелена на помощь педагогу и ребёнку в освоении нового вида учебной деятельности, она помогает формировать учебную мотивацию, способствует расширению образовательного пространства, создаёт дополнительные условия для развития учеников.

Программы курсов внеурочной деятельности

Курсы внеурочной деятельности школа формирует исходя из запросов участников образовательного процесса. В конце или в начале года проводятся опросы родителей, чтобы актуализировать расписание и содержание курсов. Но помните — в новом учебном году запросы могут измениться. Значит, нужно будет убрать курсы, которые больше не актуальны, и добавить новые.

Важно! Разработанные и принятые программы курсов внеурочной деятельности должны соотноситься с планом внеурочной деятельности по направлениям, формам организации и количеству часов, которые отведены на их освоение.

В начальной школе на изучение программ внеурочной деятельности отводится до 1350 часов на все четыре года. Обратите внимание: минимального порога нет, есть только максимальный.

Задачи внеурочной деятельности:

  • обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе;
  • оптимизировать учебную нагрузку;
  • улучшить условия для развития ребенка;
  • учесть возрастные и индивидуальные особенности учеников.

При планировании и организации программы курсов внеурочной деятельности важно учитывать, что группы детей могут быть разновозрастными.

Можно подбирать и использовать курсы внеурочной деятельности для того чтобы расширить круг изучаемого предмета, но важно понимать, что аудиторная нагрузка должна занимать не больше 50% от всего времени. И обязательно должны быть запланированы другие форматы — олимпиады, квесты, экскурсии и др.

Проектная деятельность в составе внеурочных занятий

Очень острый момент — проектная деятельность в начальной школе. Сегодня она стала одной из самых эффективных форм реализации плана внеурочной деятельности по ФГОС. Учебный проект позволяет выполнять самостоятельную работу, объединяя несколько направлений и предметов деятельности.

Выполнить в рамках урока полноценный проект невозможно, но отдавать ребенку проект для самостоятельного выполнения тоже неправильно — родители порой слишком активно включаются в работу. Совет: оставьте проектную деятельность в стенах школы, но попробуйте вынести ее в план по внеурочной деятельности.

Использование пособий позволят педагогу реализовать программы внеурочной деятельности без привлечения дополнительных материалов. В серии представлены пособия по всем пяти направлениям. Расскажем о некоторых из них.

Грамотный читатель. Обучение смысловому чтению. 1-2-й, 3-4-й классы

lit.jpg

Пособия помогут сформировать навык смыслового чтения с помощью текстов с разнообразными вопросами и заданиями. В книгах представлены тексты и упражнения на развитие техники речи, подготовку к выразительному чтению, чтению по ролям и инсценировкам.

Развитие математических способностей. 1-2-й, 3-4-й классы

math.jpg

Материал пособий содержит задания по математике повышенного и высокого уровней сложности. Книги рассчитаны на самостоятельность и активность ребят, проведение занятий в виде поисковых и научных исследований индивидуально и в групповой работе.

Решаем нестандартные задачи:

  • комбинаторные;
  • логические;
  • задачи с величинами;
  • задачи с геометрическим содержанием;
  • арифметические ребусы.

Развитие математических способностей. 1-2 классы

Пособие предназначено для внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению. Содержит задания по математике повышенного и высокого уровней сложности. Задания представлены в занимательной форме через разные виды нестандартных задач (комбинаторные, логические, задачи с величинами, задачи с геометрическим содержанием, арифметические ребусы).

Геометрия вокруг нас. 1-2-й, 3-4-й классы

geom.jpg

Учимся применять геометрические знания о форме, размере и взаимном расположении предметов.

Пособия помогут развить пространственное воображение и мышление, овладеть практическими и графическими способами моделирования.

В книгах можно найти группы заданий, направленных на развитие у детей пространственного воображения и мышления, овладение практическими и графическими способами моделирования.

По этим пособиям удобно проводить поисковые и научные исследования — индивидуально и в групповой работе.

Школа юного астронома

astro.jpg

Узнаем новые интересные факты об окружающем мире, звездах и планетах. В пособии дети получат первые теоретические знания об астрономии как о научной дисциплине.

Книга содержит теоретические материалы, а также вопросы и задания для увлекательных занятий в астрономических кружках, на факультативах или при других формах внеурочной деятельности.

Здорово быть здоровым.1-4-й классы

В пособии представлены практико-ориентированные задания: игрового, проблемного и поискового характера. Их задача — помочь педагогу сформировать у детей представления о видах здоровья и здоровом образе жизни на основе самостоятельной деятельности.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Пояснительная записка

В основу программы положены следующие принципы:

Не прерывное дополнительное образование как механизм обеспечения полноты и цельности образования в целом.

Развитие индивидуальности каждого ребенка в процессе социального и профессионального самоопределения в системе внеурочной деятельности.

Единство и целостность партнерских отношений всех объектов дополнительного образования.

Системная организация управления учебно-воспитательным процессом.

Возраст на который рассчитана программа 6-12 лет, это учащиеся 1-6 классов.

Количество учебных часов – 1 час в неделю, за год 34 часа.

Цель программы:

Повышение уровня физического развития каждого учащегося, формирование физической культуры личности школьника посредством освоения основ содержания физкультурной деятельности с общеприкладной и спортивно – рекреационной направленностью.

Укрепление здоровья младших школьников

Вооружение учащихся необходимыми знаниями по физической культуре, двигательным умениям и навыкам.

Воспитание физических, нравственных и морально – волевых качеств культуры поведения.

Привитие устойчивого интереса и потребности к повседневным занятиям подвижными играми, физическими упражнениями, спортом.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ

- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.

-развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;

- развитие доброжелательности, эмоционально- нравственной отзывчивости понимания и сопереживания чувства других людей;

- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных спортивных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

Метапредметные:

- овладение способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

- готовность слушать собеседника и вести диалог, готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

- умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;

адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

взаимодействовать: в парах и группах при выполнении технических действий в подвижных играх.

Выпускник научится:

соблюдение личной гигиены, режима дня;

знание правил поведения и профилактики травматизма на занятиях физической культуры, правил безопасности

соотнесение результатов выполнения двигательных действий с эталоном – рисунком, образцом, правилом;

выполнение тестовых заданий для определения уровня развития физических качеств – силы, быстроты, выносливости, гибкости, ловкости;

выполнение разнообразных способов передвижения ходьбой, бегом и прыжками, передвижения по возвышенной опоре, имеющей ограниченную площадь;

выполнение метания малого мяча на дальность и точность, упражнения в передачах, бросках, ловли и ведении мяча, ударах по мячу;

осваивать: универсальные умения в самостоятельной организации и проведении подвижных игр, двигательные действия, составляющие содержание подвижных игр.

излагать: правила и условия проведения подвижных игр.

моделировать: технику выполнения игровых действий в зависимости от изменения условий и двигательных задач.

принимать: адекватные решения в условиях игровой деятельности.

Выпускник получит возможность научиться:

выполнения упражнений на освоение навыков равновесия (стойка на носках на одной ноге на полу и гимнастической скамейке, повороты на 90º);

выполнение строевых упражнений: построение в колонну по одному и в шеренгу, в круг, перестроение по звеньям, повороты и другие строевые команды;

выполнение упражнений по формированию правильной осанки, развития силы, быстроты, выносливости, гибкости и ловкости.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Игровая деятельность 1-2кл.

Игровая деятельность 3-4кл.

Игровая деятельность 5-6кл.

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательным учреждением, в том числе, и через внеурочную деятельность.

Внеурочная деятельность учащихся, как и деятельность в рамках уроков, направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы школы. Особое внимание в ФГОС НОО второго поколения акцентируется на достижении личностных и метапредметных результатов, что и определяет специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающийся не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения и др.

Цель организации внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС НОО — создание условий для достижения учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, создание условий для многогранного развития и социализации каждого учащегося в свободное от учёбы время; создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов учащихся, развитие здоровой, творчески растущей личности, с формированной гражданской ответственностью и правовым самосознанием, подготовленной к жизнедеятельности в новых условиях, способной на социально значимую практическую деятельность.

Внеурочная деятельность образовательного учреждения направлена на достижение воспитательных результатов:

  • приобретение учащимися социального опыта;
  • формирование положительного отношения к базовым общественным ценностям;
  • приобретение школьниками опыта самостоятельного общественного действия.

К числу планируемых результатов освоения программы внеурочной деятельности отнесены:

  • личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;
  • метапредметные результаты — освоенные обучающимися УУД (познавательные, регулятивные и коммуникативные).

Кроме того, внеурочная деятельность в начальной школе позволяет педагогическому коллективу решить ещё целый ряд очень важных задач:

  • обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе;
  • оптимизировать учебную нагрузку учащихся;
  • улучшить условия для развития ребенка;
  • учесть возрастные и индивидуальные особенности детей.

Структура внеурочной деятельности

Внеурочная деятельность в начальной школе осуществляется через:

  • учебный план образовательного учреждения;
  • дополнительные образовательные программы общеобразовательного учреждения;
  • образовательные программы учреждений дополнительного образования детей;
  • классное руководство.


Направления, виды и формы внеурочной деятельности

Согласно ФГОС НОО Российской Федерации организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию учащихся и в формах, отличных от урочной системы обучения. ФГОС НОО Российской Федерации определяет основные направления внеурочной деятельности.

Направления, виды и формы внеурочной деятельности очень тесно взаимосвязаны между собой.

Направления внеурочной деятельности:

  1. Спортивно-оздоровительное
  2. Духовно — нравственное
  3. Общеинтеллектуальное
  4. Общекультурное
  5. Социальное

Виды внеурочной деятельности:

  • Игровая деятельность
  • Познавательная деятельность
  • Проблемно — ценностное общение
  • Досугово — развлекательная деятельность
  • Художественное творчество
  • Социальное творчество
  • Трудовая деятельность
  • Спортивно-оздоровительная деятельность
  • Туристско-краеведческая деятельность

Формы внеурочной деятельности:

  • Кружок
  • Студия
  • Секция
  • Клуб
  • Объединение
  • Факультатив
  • Научное общество
  • Конференция
  • Слет
  • Игра
  • Соревнование
  • Турнир
  • Встреча
  • Концерт
  • Спектакль
  • Практика
  • Экскурсия
  • Культпоход
  • Туристический поход
  • Субботник
  • Десант

Формы внеурочной деятельности по направлениям:

Спортивно-оздоровительное:

  • Посещение спортивных секций
  • Организация экскурсий, Дней Здоровья и других спортивных соревнований.
  • Проведение бесед по охране здоровья.
  • Применение на уроках игровых моментов, физкультминуток, зарядка перед уроками.
  • Динамические паузы и прогулки в начальной школе.
  • Участие в спортивных соревнованиях.
  • Работа летнего оздоровительного лагеря дневного пребывания.

Общекультурное:

  • Организация экскурсий в театры и музеи, выставок детских рисунков, поделок и творческих работ учащихся;
  • Проведение тематических классных часов по эстетике внешнего вида ученика, культуре поведения и речи;
  • Участие в конкурсах, выставках детского творчества эстетического цикла на уровне школы, района, области.

Общеинтеллектуальное:

  • Предметные недели;
  • Библиотечные уроки;
  • Конкурсы, экскурсии, олимпиады, конференции, деловые и ролевые;
  • Проектная деятельность;
  • Участие в научно-исследовательских конференциях;
  • Разработка проектов к урокам.

Духовно-нравственное:

Социальное:

Формы внеурочной деятельности по видам:

Словесно-логические

Основным средством воздействия является слово (убеждение словом), вызывающее ответные эмоции у детей.

  • Беседы на различные темы
  • Дискуссии
  • Собрания
  • Конференции
  • Лекции

Образно-художественные формы

Главным средством воздействия является совместное, преимущественно эстетическое переживание. Главное здесь вызвать сильные, глубокие и облагораживающие коллективные эмоции.

Трудовые формы внеурочной деятельности

  • Работа на пришкольном участке
  • Работа по оформлению и уборке кабинета
  • Уход за комнатными растениями
  • Организация дежурства на переменах и в школьной столовой
  • Помощь школьному библиотекарю
  • Трудовые десанты

В современных условиях необходимо делать упор на личностную значимость труда, когда ребёнок осознаёт, что приобретаемый навык пригодится ему в жизни, когда он заинтересован в итоге своего туда.

Игровые (досуговые) формы работы

  • Совместные праздники
  • Подготовка концертов, спектаклей
  • Неделя театра, танца, вокала
  • Просмотр и обсуждение фильмов, спектаклей
  • Соревнования
  • Конкурсы
  • КВНы
  • Туристические походы
  • Экскурсионные прогулки в парк
  • Экскурсионные поездки

Роль игры в организации досуга занимает важное место в жизни ребёнка, и поэтому рассматривается педагогами как одно из главных средств воспитания. Игры могут быть спортивные, познавательные, соревновательные, конкурсные, интеллектуальные и др.

Психологические формы

  • Лекции
  • Беседы
  • Дискуссии
  • Психологические упражнения
  • Консультации
  • Тренинги

В формах этого типа основным средством воздействия являются элементы психологического тренинга, методы практической психологии, индивидуальной и групповой психотерапии. Эти формы требуют специальных знаний и умений.

Результаты внеурочной деятельности

Все виды, направления и формы внеурочной деятельности учащихся на ступени начального общего образования строго ориентированы на воспитательные результаты.

Воспитательный результат внеурочной деятельности — непосредственное духовно-нравственное приобретение ребёнка благодаря его участию в том или ином виде деятельности.

Воспитательный эффект внеурочной деятельности — влияние (последствие) того или иного духовно-нравственного приобретения на процесс развития личности ребёнка.

Уровни результатов внеурочной деятельности

Первый уровень. 1 класс
Школьник знает и понимает общественную жизнь
Приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), понимание социальной реальности и повседневной жизни.Достигается во взаимодействии с педагогом

Второй уровень. 2-3 классы
Школьник ценит общественную жизнь
Получение школьником опыта переживания и формирование позитивных отношений школьников к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знание, труд, культура).Достигается в дружеской детской среде.

Третий уровень. 4 класс
Школьник самостоятельно действует в общественной жизни
Получение школьником опыта самостоятельного социального действия.Достигается во взаимодействии с социальным субъектом.

Достижение всех трех уровней результатов внеурочной деятельности будет свидетельствовать об эффективности воспитательной работы:

  • внедрение эффективных форм организации отдыха, оздоровления и занятости детей;
  • улучшение психологической и социальной комфортности в едином воспитательном пространстве;
  • укрепление здоровья воспитанников;
  • развитие творческой активности каждого ребёнка;
  • укрепление связи между семьёй и школой.

Литература:

Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей школьного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка. Дидактическая игра используется при обучении детей математике, родному языку, ознакомлению с природой и окружающим миром, в развитии сенсорной культуры.

Многое в ребёнке можно рассмотреть через игру. Начальная школа открывает перед детьми огромные возможности, а главное учит учиться. На уроке как правило играть времени нет, а вот на внеурочке - это вполне возможно. Главное заинтересовать детей, вовлечь в какую-то деятельность, которая работала бы на результат. В результате дидактических игр рождаются совместные творческие проекты. Некоторые занятия проводятся вместе с родителями. Они также становятся участниками образовательного процесса. Если ребёнок вовлёк в игру родителей, то гармония в семье обеспечена. На занятиях по внеурочной деятельности дети много узнают полезного и интересного. Эти знания помогают им в жизни.

Программа по внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС.

Цель программы: Развивать творческие способности, мышление, память детей, расширять знания детей по всем предметам начальной школы, обогащать словарный запас, мотивировать на учение.

Особенность занятий – игровая форма проведения. Главный герой медвежонок Миша, с ним дети учатся, играя, и путешествуют на протяжении всего курса обучения.

Тематика занятий разработана с учётом предметных тем ко всем урокам начальной школы. Представлена программа с тематическим планированием. К каждой теме подбираются задания в соответствии с возрастом детей. Я реализую эту программу уже четвёртый год. Детям очень нравится, а я получаю настоящее удовольствие от работы. На занятиях развивается память, мышление, внимание. Обогащается словарный запас, раскрываются индивидуальные способности детей. Программу можно использовать и для детей с ОВЗ. Только задания и игры для них подбирать исходя из их возможностей.

Пояснительная записка

  • Математический блок
  • Развитие речи
  • Логоритмика
  • Творческая мастерская
  • Окружающий мир

Особенность занятий – игровая форма проведения. Главный герой медвежонок Миша, с ним дети учатся, играя, и путешествуют на протяжении всего курса обучения. Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей школьного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка. Дидактическая игра используется при обучении детей математике, родному языку, ознакомлению с природой и окружающим миром, в развитии сенсорной культуры.

Что даёт игра школьнику:

  • свободу
  • порядок
  • гармонию
  • увлеченность
  • активизацию умственных способностей
  • компенсацию недостатков
  • предполагает обучение
  • совершенствует творческие навыки
  • развивает воображение
  • даёт поиск оптимальных решений
  • даёт психологическую устойчивость
  • увеличивает потребность ребенка в общении

Дидактическая игра как форма обучения детей содержит два начала:

учебное (познавательное) и игровое (занимательное). Учитель и учит и играет, а дети, играя, учатся. Если на занятиях расширяются и углубляются знания об окружающем мире, то в дидактической игре (играх – занятиях, собственно дидактических играх) детям предлагаются задания в виде загадок, предложений, вопросов.

Дидактическая игра выступает средством всестороннего воспитания личности ребёнка. Она включает в себя:

  • умственное воспитание;
  • нравственное воспитание;
  • трудовое воспитание;
  • эстетическое воспитание;
  • физическое воспитание.

Система логоритмических занятий, помогает исправлять речевые нарушения школьников. Основополагающий принцип проведения занятий – взаимосвязь речи, музыки и движения. Именно музыка является организующим и руководящим началом. Восприятие речи и музыки осуществляется единой анализаторной системой, поэтому недостатки речевой системы восприятия можно компенсировать с помощью музыкального восприятия. На логоритмических занятиях решаются следующие задачи :

  • Активизация высшей психической деятельности через развитие слухового и зрительного внимания;
  • Развитие слухового и зрительного восприятия;
  • Увеличение объёма памяти;
  • Развитие двигательного и артикуляционного праксиса;
  • Развитие двигательных кинестезий;
  • Развитие соматопространственной ориентации и зрительно-моторных координаций;
  • Формирование двигательных навыков.

Логоритмические занятия составлены с опорой на лек­сические темы. В сюжете занятий использованы рассказы и сказки русских и зарубежных писателей, русские на­родные сказки, что соответствует возрасту детей и позво­ляет решать коррекционные задачи в игровой форме. Мно­гократное повторение изучаемого способствует выработке двигательных, слуховых, речевых и певческих навыков. Содержание занятий изменяется по мере поэтапного ус­ложнения речевого материала.

Ритмические игры с музы­кальными инструментами постепенно усложняются; в пер­вых задействованы различные способы восприятия ритма: слуховой, зрительный, тактильный. Игровое построение занятий создает доброжелательную, эмоционально-насы­щенную атмосферу совместного творчества детей и взрос­лых, побуждает каждого ребенка принять активное учас­тие в учебном процессе, поддерживает познавательный интерес и внимание, активизирует речь. Итогом работы является лучшее усвоение знаний и формирование уме­ний и навыков у детей. На занятиях помимо речевых за­дач решаются также этические, большое внимание уделя­ется развитию эстетического вкуса.

Логоритмическое занятие включает следующие элементы:

  • логопедическую (артикуляционную) гимнастику (ком­плекс упражнений для укрепления мышц органов артикуля­ционного аппарата, рекомендованных Т. Буденной, О. Крупенчук, Т. Воробьевой);
  • чистоговорки для автоматизации и дифференциации всех звуков, так как к 6 годам дети должны овладеть правильным произношением;
  • пальчиковую гимнастику для развития мелкой мотори­ки, поскольку речь формируется под влиянием импульсов, идущих от рук;
  • упражнения под музыку на развитие общей моторики, соответствующие возрастным особенностям детей, для мышечно-двигательного и координационного тренинга;
  • вокально-артикуляционные упражнения для развития певческих данных и дыхания с музыкальным сопровождени­ем и без него;
  • фонопедические упражнения по методу В. Емельянова для укрепления гортани и привития навыков речевого дыха­ния;
  • песни и стихи, сопровождаемые движениями рук, для развития плавности и выразительности речи, речевого слуха и речевой памяти, координационного тренинга;
  • музыкально-ритмические игры с музыкальными инст­рументами, развивающие чувство ритма;
  • музыкальные игры, способствующие развитию речи, внимания, умению ориентироваться в пространстве;
  • упражнения на развитие мимических мышц для разви­тия эмоциональной сферы, воображения и ассоциативно-об­разного мышления;
  • коммуникативные игры и танцы для развития динами­ческой стороны общения, эмпатии, эмоциональности и выра­зительности невербальных средств общения, позитивного са­моощущения;
  • упражнения на развитие словотворчества, расширение активного словаря детей.

Структура занятия может не всегда включать все перечис­ленные элементы. Последовательность коррекционной рабо­ты над звуками можно варьировать в соответствии с характе­ром нарушений речи у детей.

Для пальчиковых, подвижных и коммуникативных игр, стихотворений, сопровождаемых движениями, использованы стихи современных поэтов и народный детский фольклор раз­ных стран.

Рекомендуется проводить занятия 1 раз в неделю. На занятии должна быть атмосфера радости и добро­желательности. Педагог должен создать детям условия для воз­никновения удивления, интереса и для выражения своих чувств, помочь каждому ребенку обрести веру в себя, организовать си­туацию успеха, поощряя любое усилие с его стороны, радуясь его творческим находкам.

Упражнения логопедической гимнастики рекомендуется выполнять сидя: такое положение обеспечивает прямую осанку, общее расслабление мышц тела. Дозировка повторений одного и того же упражнения определяется с учетом характера и тяжести речевого нарушения. С детьми, которым не удается овладеть артикуляционными навыками, целесообразно позаниматься индивидуально. Овладение двигательными навыками, заучивание стихотворений и песен с движениями, пальчиковых игр должно проходить без излишней дидактики, ненавязчиво, в игровой форме. Следует обязательно включать в занятия коммуникативные игры или танцы.

Поскольку большинство последних построены в основном на жестах и движениях, в житейском обиходе выражающих дружелюбие, открытое отно­шение людей друг к другу, то в целом они дают положитель­ные, радостные эмоции. Тактильный контакт, осуществляемый в танце, еще более способствует развитию доброжелательных отношений между детьми и тем самым нормализации социаль­ного климата в школе. В коммуникативных танцах и играх не оценивается качество выполнения движений, что рас­крепощает ребенка и наделяет смыслом сам процесс его учас­тия в танце-игре. Для достижения положительных результатов желательна тесная связь в работе педагогов ОУ.

Необходимым моментом является наглядный материал – иллюстрации, эле­менты костюмов, игрушки, картинки для фланелеграфа и т.п. Многократное применение наглядного материала по лек­сическим темам помогает перейти образам-представлениям в образы-понятия, что очень важно для последующих этапов обучения. Главный принцип достижения эффективности в работе – индивидуальный подход к каждому ребенку, учи­тывающий его возрастные, психофизиологические и речевые возможности. Программа курса рассчитана на обучающихся 1-4 классов. Задания подбираются с учётом возрастных особенностей детей.

Читайте также: