Анализ летней школы по русскому языку

Обновлено: 06.07.2024

Сагинтаев Талгат Избасарович

учитель английского языка

Всего в 10-х классах 64 учащихся. Из них посещали Летнюю школу 48 учащихся, что составляет 75% от общего количества. Остальные учащиеся не посещали занятия по объективным причинам. На занятиях учащиеся разбирали задания повышенной сложности, которые встречаются в тестах по предметам ЕНТ. Ребята завели тетради по предметам и фиксировали в них изученный на занятиях материал. Особый интерес у учащихся вызывали задания, связанные с развитием функциональной грамотности и ориентированные на практические знания и умения, которые можно применить в реальной жизни.

Педагогами, осуществляющими обучение, велся мониторинг качества знаний по учебным предметам на первой, второй и третьей неделе занятий в Летней школе. Проведенный мониторинг позволяет говорить о повышении качества знаний по отдельным предметам от 3% до 15%.

По окончании работы Летней школы учителями-предметниками были предоставлены отчеты о работе и фотоматериалы занятий.

Также хочется отметить, что родители и учащиеся 10-х классов отмечают необходимость и полезность Летней школы, поскольку проведенные занятия позволили им устранить некоторые пробелы в знаниях и подробно проработать наиболее сложные виды заданий.


На базе филологического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова с 28 - 30 июня 2021 года состоялась работа VII (Седьмой) Летней школы для учителей русского языка и литературы. Форма проведения – дистанционная.

Программа Летней школы включала лекции и семинары ведущих преподавателей факультета, круглые столы, посвященные актуальным проблемам преподавания филологических дисциплин, мастер-классы, дискуссию по проблемам преподавания Ф.М. Достоевского в школе.

В первый день участников школы, а их было более 300 человек из 40 городов, приветствовал А.А. Липгарт, декан филологического факультета МГУ, доктор филологических наук, профессор.


В онлайн-формате педагоги включились в практическую работу по выполнению отдельных заданий:

(11 класс, заключительный этап)

Какая из этих фраз не обладает свойством, которым обладают остальные?

(А) Вася рассмешил маму.

(Б) Вася расстроил бабушку.

(В) Вася развеселил дедушку.

(Г) Вася разозлил брата.

(Д) Вася приободрил племянника.

(Е) Вася смутил сестру.

(11 класс, заключительный этап)

Выделите этимологический корень в глаголе ткать. Приведите однокоренные слова.

Ответ: исторический корень глагола ткать – тк-.

Однокоренные слова: сутки, тычинка, точка, точь-в-точь.

3.Плехановская олимпиада школьников

(11 класс, заключительный этап)

1) кровь с молоком;

3) кромешная тьма;

4) во всю ивановскую;

5) спустя рукава;

7) положить зубы на полку;

8) сиамские близнецы;

10) щекотливый вопрос;

11) зарыть талант в землю;

12) тянуть лямку.

Мастер-класс от Кавериной Валерии Витальевны, доктора филологических наук, профессора филологического факультета МГУ, и Панкова Федора Ивановича, доктора филологических наук, профессора филологического факультета МГУ, позволил познакомиться с учебным пособием для подготовки обучающихся выпускных классов к ЕГЭ.


О причинах ошибочного удвоения гласных на письме рассказала Болычева Екатерина Марковна, кандидат филологических наук, доцент филологического факультета МГУ.

Выступление Екатерины Марковны строилось на разборе причин ошибочного правописания слов и поиске методических путей решения данной проблемы. Лектор привела несколько примеров, подтверждающих актуальность рассматриваемой темы:

ВООБЩЕМ = В ОБЩЕМ + ВООБЩЕ

Статистика ошибочного написания данного слова:

2021г – 14 100 000

Список самых распространённых слов с ошибочным удвоением гласных на письме (статистика 2021г):

СООБЛАЗНИТЕЛЬНЫЙ – 2 670

СООРЕНТИРОВАТЬ – 12 600

РАЗООБРАТЬСЯ – 1 050

ЗААБРАТЬ – 1 800

Практические задания, направленные пропедевтику по теме выступления: морфемный анализ слова, работа над его значением, обращение к образовательным сайтам для проверки правописания, внимательное отношение к соотношению произнесённого и написанного слова.

Какова причина странного поведения Печорина?

Почему поездка в Персию = смерти?

В чём кроется смысл поведения Печорина?

Правда – это знание о себе?

Трансляция на YouTube


Мастер-класс Макеева Михаила Сергеевича, доктора филологических наук, профессора филологического факультета МГУ, был посвящён биографии Н.А. Некрасова: факты и их интерпретация.

Лекция (по выбору слушателя) Руденко Марии Сергеевны, кандидата филологических наук, доцента филологического факультета МГУ, была посвящена применению метода пословного анализа избранных стихотворений А. Ахматовой и Б. Пастернака в школе.

Мария Сергеевна проанализировала лирические произведения, входящие в кодификатор ЕГЭ по литературе.

Фотография, его аналоговая форма, - это новый формат видения литературы, техника, расширяющая возможности человеческого зрения, документ, свидетельство, ключ к воспоминаниям, запечатлённое прошлое. Фотография помогает избежать длинных описаний, задерживает внимание, несёт эмоциональный отклик, соединяет времена. Текст с фотографией показывает реальный мир.

Создание текстов-изображений и изучение функций визуальных стихов носило практический характер.

Трансляция на YouTube

29 июня 2021г


Третий день начался с деления слушателей по сессионным залам:

Сидорова Марина Юрьевна уделила внимание зонам особого внимания учителя-словесника: омонимы и многозначные слова, синонимы, словообразовательная мотивация.

Презентацию Олимпиад филологического факультета представили лекторы: Тимонина Елена Васильевна, старший преподаватель филологического факультета МГУ, Климова Ксения Анатольевна, кандидат филологических наук, доцент филологического факультета МГУ, Остапчук Оксана Александровна, кандидат филологических наук, доцент филологического факультета МГУ; Антонюк Вероника Валерьевна, сотрудник филологического факультета МГУ.

Сайты олимпиад МГУ для школьников и педагогов:

Трансляция на YouTube

30 июня 2021г

В центре образовательного процесса стоит ученик, однако в современных условиях, когда происходит переориентация образования со знаниевого на компетентностный подход, учитель перестает быть просто источником знаний, это скорее проводник в мире информации, которая окружает формирующуюся личность. И здесь на первый план выступает личность самого учителя, так как он способен передавать ученикам лишь те ценностные ориентации, которые присущи ему самому.

Основная цель моей работы – научить ученика учиться, создать условия для становления его субъектных качеств, активизировать деятельность учащихся за счёт включения их в проектную и исследовательскую деятельность; развить навыки устной и письменной речи, творческие способности учащихся. Исходя из поставленной цели, ставлю перед собой следующие задачи

Цели школы и учителя взаимосвязаны. В условиях быстро меняющегося мира цели образовательного учреждения и педагога должны постоянно корректироваться с учетом изменений внешней и внутренней среды.

Цель моей педагогической работы: средствами русского языка и литературы способствовать формированию личности ребенка, в том числе и с ограниченными возможностями здоровья, ориентированного на устойчивое развитие, обладающего способностью генерировать собственные варианты, принимать решения в условиях неопределенности, готовностью к постоянному совершенствованию своих качеств, диалогу и продуктивной совместной деятельности с другими людьми, умеющего сохранять и развивать свое нравственное и физическое здоровье.

Задачи , которые я перед собой ставлю:

1) работать над созданием педагогической среды, ориентированной на развитие у учащихся познавательных интересов и мотивации к учению, формирование ключевых компетенций;

2) выстраивать индивидуальные траектории развития личности учащегося через систему личностно-ориентированного мониторинга, включающего изучение динамики и прогнозирование продвижения ребенка в зоне его ближайшего развития;

3) изучать и распространять опыт работы по организации продуктивной работы в дистанционной среде обучения детей с ограниченными возможностями здоровья;

Знания, умения и навыки учащихся полностью соответствуют требованиям учебных программ.

-строить уроки с соблюдением современных требований к практической направленности обучения русскому языку в школе;

-обучение комплексному анализу, который готовит учащихся к правильному и глубокому пониманию литературного произведения и анализу языковых явлений;

- введение в систему преподавания педагогических технологий: изменение структуры урока путем выдвижения на передний план целеполагания и мотивации ученической деятельности на каждом этапе.

1.принимать ребенка таким, какой он есть;

2.нести полную ответственность за него;

3.не оставаться равнодушным к его победам и неудачам;

4. поддерживать и помогать ребенку в трудной ситуации.

Главную цель своей работы вижу в следующем:

-формирование высоконравственной личности,

- обучение детей осознанному чтению, письму, правильной речи,

- привитие учащимся ответственного отношения к учебе.

Исходя из данной цели, мне необходимо решить следующие задачи:

1.формировать у учащихся навыки грамотного письма,

2.развивать у детей основные виды речевой деятельности

4.развивать у детей творческие способности;

5.создавать на уроках условия для сотрудничества учеников и учителя;

6.совершенствовать приемы активизации познавательной деятельности учащихся.

При обучении русскому языку придерживаюсь следующих принципов:

1.доступность изложения материала,

2.учет индивидуальных особенностей учащихся и развитие самостоятельности, 3 . 3.развивающая направленность обучения,

4.повышение уровня сознательности чтения, речи.

При отборе содержания учебного материала учитываю индивидуальные особенности каждого ребенка: природные задатки, личностные качества, настроение. Так как у большинства моих детей неустойчивое внимание, в свои уроки обязательно включаю игровые элементы познавательного характера на всех этапах урока. Применяю следующие виды работ:

- работа с учебником;

-работа с различными словарями;

-применение плакатов, таблиц;

-работа с карточками по изученной теме.

Во всех классах осуществлялся индивидуальный и дифференцированный подход в обучении. Большое внимание уделяла одной из актуальных проблем методики - системе учета знаний, умений и навыков учащихся.

С помощью контроля знаний устанавливается обратная связь, позволяющая учителю вести наблюдение за уровнем усвоения программного материала. Система учета знаний помогала мне корректировать деятельность школьников и способы руководства этой деятельностью: давала индивидуальные задания ученикам, дополнительно объясняла материал, проводила вспомогательные примеры, в случае выявления ошибочных суждений сообщала факты, противоречащие неверному суждению, помогала выработать правильный способ рассуждений.

Имея объективную картину продвижения учащихся в усвоении учебного материала, обосновывала выбор различных форм организации обучения, вносила коррективы в его методы.

Система ежедневного контроля знаний, умений и навыков школьников помогала мне выявить уровень обученности учеников на каждом уроке, успешной организации дифференцированного обучения, нормализовать учебную нагрузку.

Итоги успеваемости за 2013-2014 учебный год

Дети старательно работали на всех уроках русского языка, хотя не всегда материал усваивался глубоко: приходилось много раз повторять разные разделы языка с тем, чтобы новый материал был усвоен прочно. Удались уроки по лексике и фразеологии, отдельные уроки по орфографии, морфологии и словообразованию.

На уроках литературы делали подробный анализ изучаемых произведений. Использовались различные методы и приемы (ролевые уроки, уроки - путешествия, диспуты и т.д.).

На этапе объяснения нового материала часто практиковала самостоятельную проработку учащимися учебного материала, прибегая к поисковому, частично-поисковому и проектно-исследовательскому методам. Для каждого класса в течение года были разработаны проверочные работы, тесты, итоговые и срезовые контрольные работы по темам, как по русскому языку, так и по литературе.

Нередко я использовала на уроках приемы занимательности, позволяющие активизировать познавательный интерес учащихся. Так, в 7-в классе на уроках русского языка и литературы практиковала такие формы работы, как викторина, лингвистическая игра.

В учебном процессе использовала новые информационные технологии.

ИКТ использовала для моделирования урока, для контроля и учёта базовых знаний

обучающихся и во внеурочной деятельности .
Во многом благодаря индивидуальной работе с учащимися и дифференцированному подходу, некоторые ребята, требующие особого внимания, смогли повысить уровень обученности по русскому языкув течение года. (Кулинич Д. 7 в класс- 2 четверть, Бузиков Н. 8 б класс)

Повышение общей языковой культуры, углубление и расширение знаний, получаемых на уроках, развитие творческих способностей обучающихся, самовыражения, самореализации, творческого воображения, навыков коллективной творческой деятельности, ответственного отношения к результатам своей работы и работы коллектива, – вот далеко не полный перечень задач, которые я решаю во внеурочной деятельности по русскому языку и литературе. Используя современные компьютерные технологии, провожу традиционные школьные мероприятия:

Взаимодействие с родителями.

В работе с родителями я всегда открыта к диалогу, готова к сотрудничеству, доброжелательно настроена, старалась найти подход к каждому.

Повышение уровня профессионального мастерства.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная справка поможет молодому руководителю МО учителей русского языка и литературы. По проведенным мероприятиям объязательно должны быть справки, где отражаются цели, задачи, выводы, рекомендации. По итогам справки -приказ.

СПРАВКА
ПО ИТОГАМ ПРОВЕДЕНИЯ

ПРЕДМЕТНОЙ НЕДЕЛИ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

В МКОУ «Ленинаульская средняя общеобразовательная

В период с 5 февраля по 10 февраля 2018 года была проведена предметная Неделя русского языка и литературы.

Неделя русского языка и литературы была проведена учителями русского языка:Шамирзаевой ПМ, Тажудиновой МД, Магомедсултановой М,М, Салдатгереевой ДН, Кебедовым БС, Кудуевой МН.. Мероприятия соответствовали возрастным особенностям и интересам учащихся. Предметная неделя предусматривала использование современных образовательных технологий: игровой деятельности, информационно – компьютерной, критического мышления. При проведении учитывались возрастные особенности школьников, их интересы и пожелания, индивидуальные склонности и способности.

Основная цель – повышение интереса учеников к предметам, формирование познавательной активности, расширение кругозора знаний, а также выработки самодисциплины и самоорганизации, создания праздничной творческой атмосферы

Задачи предметной Недели русского языка и литературы:

1. Создание условий максимально благоприятствующих получению качественного образования каждым учеником в зависимости от его индивидуальных способностей, наклонностей, культурно – образовательных потребностей.

2. Повышение интереса учащихся к учебной деятельности, к познанию действительности и самого себя, а также выработке самодисциплины и самоорганизации.

3. Оценка влияния предметной Недели на развитие интереса учеников к изучаемым предметам.

4. Помощь ученикам в раскрытии своего творческого потенциала.

5. Создание творческой атмосферы.

В ходе проведения Недели русского языка и литературы были представлены мероприятия:

Дата проведения

Название мероприятия

Ответственные

1. Открытие недели русского языка и литературы.

5.Открытый урок в 9 классе

Предметники, классные руководители 5-11 кл

3. Конкурс иллюстраций по произведениям «Я на него, конечно, не похож,

(Мой любимый литературный герой-)

4.Открытый урок в 6а классе

Открытый урок в 7-б классе

1. Конкурс скороговорок

3. Открытый урок в 5 классе

На перемене- 5-6 классы

3. Открытый урок в 9в классе

Закрытие недели. Вечер русского языка и литературы.

( инсцинировку, песню, чтение стихотворения)

5 -6 классы- ТажудиноваМД, Махалиева МК

7-8 классы-Салдатгереева ДН, Кудуева МН

9-10 кл- Магомедсултанова ММ, Шамирзаева ПМ

Подведение итогов, награждение победителей

В ходе проведения Недели учителя проявили хорошие организаторские способности. Разнообразные формы работы вызвали повышенный интерес у учащихся. На переменах организованы конкурсы скороговорок и кроссвордов.( махалиева МК, Магомедсултанова ММ) Организованы выставка книг- юбиляров. ( Шашуева ЗА)

В ходе их подготовки и проведения с помощью научно - популярной литературы ребята объясняли многие лингвистические термины, получили толкование разных по сфере употребления групп слов, ученики имели возможность познакомиться с жизнью и деятельностью ученых – лингвистов.

( Магомедсултанова ММ, Тажудинова МД)

Викторины, игры помимо образовательных целей, имела и развивающие: учить детей работать в микрогруппе.. На внеклассных мероприятиях царила атмосфера сотрудничества, обучающиеся активно работали, давали полные ответы.

Однако в работе учителей слабо наблюдалась организация деятельности обучающихся с низкой мотивацией.

К участию в предметной неделе были привлечены учащиеся 5-11 классов. О том, что Неделя русского языка способствовала развитию любознательности, инициативности, трудолюбия, настойчивости и творчества.

На вечере подведены итоги недели и награждены победители конкурсов и игр.

Выводы: предметные Недели должны иметь практическую значимость и способствовать овладению учащимися русским языком как средством общения в повседневной жизни и учебной деятельности, воспитывать уважение к родному языку, повышать интерес к языку как явлению культуры, к самому предмету. Анализируя проведенную работу, можно сделать выводы: применение нетрадиционных форм обучения позволяет значительно расширить поля деятельности учителя, отойти от строгих рамок. Нетрадиционные формы работы позволяют разнообразить учебную деятельность, способствуют повышению интеллектуальной активности учащихся, а следовательно и эффективность обучения. Игра помогает создать атмосферу непринужденности, увлекает сотворчеством, разряжает напряженную обстановку.

Результат предметной недели:

1) повышение активности учащихся при проведении мероприятий предметной недели;

2) повышение интереса к изучению русского языка и литературы;

3) использование игры на уроке и применение ИКТ позволило активизировать полученные на уроках знания и закрепить их в игровой форме и в нестандартных ситуациях.

Рекомендации:

1. Отметить добросовестную работу учителей русского языка и литературы в подготовке и проведении предметной недели.

2. Всем учителям развивать познавательную активность учащихся, интерес к уроку, используя инновационные технологии, ИКТ, ТСО, наглядность.

3. Разнообразить виды деятельности, развивать навыки групповой работы и работы в парах.

общеобразоват. школ, гимназий, лицеев: Русский язык. 8 - 9 кл., М., Дрофа, 2012).

В этом учебном году целью моей педагогической деятельности (проблемой) было использование на

уроках русского языка и литерату ры методов и средств активиза ции познавательной деятельности

через применение различных образовательных те хнологий.

В своей работе использовала технологию сотру дничества и разн оуровневого обу чения. Основными

методами обучения и воспитания в технологии сотрудничества является: бес еда, дискуссия,

практический метод, обу чающий контрол ь; вспомогательные: демонстрация, работа с книгой.

1. Бес еда – это один из самых известных МО. Беседа формирует у учащихся интерес к знаниям,

воспитывает вкус к познавательной деятельности. Чаще все го применяла эвристическую и

2. Дискуссия. При помощи дискуссии стимулирую познавательный интерес. Диск у ссия

обогащает содержание у же известного у чащимся материа ла, помогает его упорядочить и закрепить.

3. Работа с книгой. Этот метод даёт возможность обучающимся м ногократн о обрабатыва ть

4. Практический метод. Данный метод стимулиру ет познавательн у ю деятельность, способствует

приучению учащихся к добросовестному выполнению задания, формиру ет привычку тщательно

5. Упражнения. Данный метод обеспечива ет эффективное формирование умений и навыков.

Применяла комментированные упражнения для активизации уче бного проц ес са и сознательного

выполнения учебных заданий, а также устные у пражнения, которые способствуют развитию

культуры речи, логического мышления и познавательных возможностей у чащих ся; проблемно –

поисковые у пражнения, которые способствуют активизации познавательной активности, формируют

На своих уроках использую элементы разноуровневого обу чения. Данная технология позволяет

обеспечить каждому обучающемуся условия для развития его способностей. Мною разработа н

разноуровневый дидактический материал, который позволяет обу чающимся самим вы брать тот

уровень, на котором они будут работать. Такой разноу ровневый подход стимулирует

Также на своих уроках применяю компьютер и му льтимедийные средства обучения. Управление

обучением с помощью компьютера приводит к повышению эффективности у своения, активизации

мыслительной деятельности обуча ющихся. Компьютер обладает достаточно широкими

возможностями для создания благоприятных условий работы по осмысле нию орфографических и

пунктуа ционных правил. С помощью му льтимедийного проекта демонстриру ю слайды, созданные в

программе Microsoft Power Point. Чаще использую презентации на у роках литературы, где

обращение к информационным технологиям су щественно решает проблему наглядности.

 Внести элементы занимательности, оживить учебный процесс.

Информационные технологии значительно расширяют возможности предъявления уче бной

информации; позволяют существенно повысить мотивацию учащихся к обучению. В урочной

В процессе воспитания применяю технологию сотру дничества. Целевые ориентации данной

 переход от педагогики требований к педагогике отношений;

Данная технология отражает важнейшие тенденции, по которым развивается воспитание:

 гуманистическая ориентация воспитания, формирование общечеловечес ких ценностей;

 сочетание индивидуального и коллективного воспитания.

Провожу воспитательные мероприятия по следующим направлениям:

 гражданско – патриотическое, нравственное, культурологическое, здоровьесберегающее .

В рамках предметной декады были проведены сле дующие мероприятия:

Качественному обучению способствуе т кабинет, где сосредоточен и систематизирован богатый

материал: методическая литература , наглядные пособия, разноуровневый дидактический материал,

опорные схемы, тесты на электронных и бу мажных н осителя х.

Приобщаю учащихся к научно - исследовательской деятельности через участие в конкурса х, через

участие в научно - практических конференциях: участие в конку р се музейных экспозиций ( Яндакова

презентацию альбома военных песен). Мои ученики являются победителями районных,

участниками республиканских, всеросс ийских конференций, олимпиад: Перуева Анастасия – 3

место по русскому языку в районной олимпиаде . Имею стабильные результаты освое ния

обучающимися образовательных программ: при 100% в 2013 и 2014 годах у спеваемости у чащиеся

показывают хорошее качество знаний с тенденцией к повышению (2012 год – 67%; 2013 год – 68% ;

Принимаю активное участие в научно - методической работе школы, района, республики. В 2014

учебном году принимала активное уч астие в разработке образовательной программы гимназии в

составе группы под руководством Нечкиной Т.Н.; готовила уча щихся к районн ым и

республиканским конку рсам кон курсам по созданию ви р т у ального музея. Принимала участие в

Свою профессиональн у ю личностн у ю компетенц ию повыша ю за счёт самообразова ния,

Библиотека школьника, Microsoft Office Word, Microsoft Office Powe rPoint, Microsoft Office Excel,

Microsoft Office Publisher, Microsoft Office FrontPage , Adobe Photoshop CS2, Ulead Photo Express 4.0

помощью этих программ создаю собственные презентации, дидактические материалы к урокам.

Наиболее интересными считаю презентации для проведения у рок ов в форме игр "Знатоки р у сского

языка", "Интересные факты из биографии русских писателей", которые можно использовать для

уроков повторения и обобщения по разным темам, меняя содержание. Своим опытом постоянно

делюсь с коллегами на школьных, районных се минарах учителей русского языка и литературы, имею

свои страницы на российских образовательных сайтах : pro Школу. ru , Rusedu. ru . , Сеть творческих

Тщательно продуманное содержание различных форм у рок ов, в том числе, нетрадиционных,

мультимедийных, интегрированных с примене нием новых педагогических технологий обучения,

разработанных мною в целях развития речевых и интеллектуальных способностей обучающихся:

Читайте также: