Государственно общественные объединения учителей школы педагогический совет

Обновлено: 05.07.2024

Педагогический совет является главным органом управления в системе методической работы. Педагогический совет является коллегиальным органом самоуправления образовательного учреждения, определяющим перспективы его развития и координирующим вопросы учебно-воспитательной, производственной и методической деятельности. Председатель и секретарь педагогического совета избираются на первом заседании путём голосования.

Педагогический совет – постоянно действующий, высший орган самоуправления педагогического коллектива, играющий ведущую роль в коллективном управлении образовательным процессом в школе. Педагогический совет является эффективным средством управления, который мобилизует усилия педагогического коллектива на выполнение миссии школы, повышение качества образования и профессионализма учителей, развитие их индивидуальности. Если средство используется эффективно, оно оказывает влияние на работу всех участников образовательного процесса. Педагогический совет объединяет педагогических работников образовательного учреждения для совместного планирования, руководства и координации всей их педагогической, воспитательной и методической деятельности с целью осуществления единых принципов и подходов в процессе обучения и воспитания и обеспечения коллегиальности в решении вопросов совершенствования организации образовательного и воспитательного процессов.

Педагогический совет возглавляет директор школы. В состав педагогического совета входят заместители директора школы, педагоги, воспитатели, библиотекарь и руководители органов школьного самоуправления (необходимость их приглашения определяется председателем педагогического совета). Педсовет взаимодействует с органами ученического и родительского самоуправления, устанавливает связи педагогического коллектива с научно- педагогическими учреждениями. Педагогический совет собирается по мере необходимости, но не менее одного раза в учебную четверть. Педагогический совет работает по плану, утвержденному на заседании совета. В подготовке и проведении педагогического совета участвует весь коллектив, а не отдельные члены (докладчики и содокладчики). Готовясь к совету, каждый член коллектива сможет рассмотреть собственный педагогический опыт с позиции современных требований, сравнить свои достижения с успехами своих коллег, познакомиться с открытиями педагогической науки. На заседаниях педагогического совета ведется протокол, который подписывается председателем и секретарем совета. Педагогический совет избирает из своего состава секретаря совета на учебный год. Для участия в работе педагогического совета, при необходимости, могут быть приглашены представители учредителя, органов местного самоуправления, общественных организаций, заказчиков и иные лица, необходимые для участия в обсуждении решаемого вопроса без права голоса

2) Главными задачами педагогического совета являются:

- реализация государственной политики по вопросам образования;

- ориентация деятельности педагогического коллектива учреждения на совершенствование образовательного процесса;

- разработка содержания работы по общей методической теме образовательного учреждения;

- внедрение в практическую деятельность педагогических работников достижений педагогической науки и передового педагогического опыта;

- решение вопросов о приеме, переводе и выпуске обучающихся (воспитанников), освоивших образовательные программы, соответствующие лицензии данного учреждения.

Цель проведения педагогического совета – коллективно выработать управленческое решение по созданию условий для эффективного сотрудничества членов школьного коллектива в реализации методической темы образовательного учреждения.

Цель школы – это научно-практическая проблема, которая определяет и тематику педагогических советов. Тематика педагогических советов может определяться двумя путями: По итогам внутришкольного контроля на методическом совете выбираются при планировании работы на год такие проблемы, решение которых возможно на педсовете; Программа развития предусматривает наличие спланированных в системе педсоветов на несколько ближайших лет (с учетом миссии школы и поставленных целей образования).




3) Виды и тематика педагогических советов.

План:

Педагогический совет. Основные понятия.

Задачи педагогического совета

Тематика педагогических советов

Планирование работы педагогического совета

Педагогический совет. Основные понятия.

Педагогический совет является главным органом управления в системе методической работы. Педагогический совет является коллегиальным органом самоуправления образовательного учреждения, определяющим перспективы его развития и координирующим вопросы учебно-воспитательной, производственной и методической деятельности. Председатель и секретарь педагогического совета избираются на первом заседании путём голосования.

Педагогический совет – постоянно действующий, высший орган самоуправления педагогического коллектива, играющий ведущую роль в коллективном управлении образовательным процессом в школе. Педагогический совет является эффективным средством управления, который мобилизует усилия педагогического коллектива на выполнение миссии школы, повышение качества образования и профессионализма учителей, развитие их индивидуальности. Если средство используется эффективно, оно оказывает влияние на работу всех участников образовательного процесса. Педагогический совет объединяет педагогических работников образовательного учреждения для совместного планирования, руководства и координации всей их педагогической, воспитательной и методической деятельности с целью осуществления единых принципов и подходов в процессе обучения и воспитания и обеспечения коллегиальности в решении вопросов совершенствования организации образовательного и воспитательного процессов.

Педагогический совет возглавляет директор школы. В состав педагогического совета входят заместители директора школы, педагоги, воспитатели, библиотекарь и руководители органов школьного самоуправления (необходимость их приглашения определяется председателем педагогического совета). Педсовет взаимодействует с органами ученического и родительского самоуправления, устанавливает связи педагогического коллектива с научно- педагогическими учреждениями. Педагогический совет собирается по мере необходимости, но не менее одного раза в учебную четверть. Педагогический совет работает по плану, утвержденному на заседании совета. В подготовке и проведении педагогического совета участвует весь коллектив, а не отдельные члены (докладчики и содокладчики). Готовясь к совету, каждый член коллектива сможет рассмотреть собственный педагогический опыт с позиции современных требований, сравнить свои достижения с успехами своих коллег, познакомиться с открытиями педагогической науки. На заседаниях педагогического совета ведется протокол, который подписывается председателем и секретарем совета. Педагогический совет избирает из своего состава секретаря совета на учебный год. Для участия в работе педагогического совета, при необходимости, могут быть приглашены представители учредителя, органов местного самоуправления, общественных организаций, заказчиков и иные лица, необходимые для участия в обсуждении решаемого вопроса без права голоса

2) Главными задачами педагогического совета являются:

- реализация государственной политики по вопросам образования;

- ориентация деятельности педагогического коллектива учреждения на совершенствование образовательного процесса;

- разработка содержания работы по общей методической теме образовательного учреждения;

- внедрение в практическую деятельность педагогических работников достижений педагогической науки и передового педагогического опыта;

- решение вопросов о приеме, переводе и выпуске обучающихся (воспитанников), освоивших образовательные программы, соответствующие лицензии данного учреждения.

Цель проведения педагогического совета – коллективно выработать управленческое решение по созданию условий для эффективного сотрудничества членов школьного коллектива в реализации методической темы образовательного учреждения.

Цель школы – это научно-практическая проблема, которая определяет и тематику педагогических советов. Тематика педагогических советов может определяться двумя путями: По итогам внутришкольного контроля на методическом совете выбираются при планировании работы на год такие проблемы, решение которых возможно на педсовете; Программа развития предусматривает наличие спланированных в системе педсоветов на несколько ближайших лет (с учетом миссии школы и поставленных целей образования).

3) Виды и тематика педагогических советов.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Государственное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного профессионального образования

«Челябинский институт переподготовки

по образовательной программе дополнительного профессионального

образования «Современный образовательный менеджмент.

ВЫПОЛНИЛА: Нечаева Алсу Ринатовна

НОМЕР ГРУППЫ:

Глава 1. Понятие педагогического совета как постоянно действующего органа самоуправления образовательного учреждения

1.1. Цели и функции педагогического совета………………………………..……..5

1.2. Типология педагогических советов по методам и формам…………………..10

Глава 2. Этапы планирования и проведения педагогического совета

2.1. Содержание педагогического совета ………………………………………. 17

2.2. Планирование содержания педагогического совета ……………………. 19

2.3. Этапы проведения педсовета…………………………………………………..21

Список используемой и цитируемой литературы…………………………………..

Эффективная работа современной общеобразовательной школы обеспечивается множеством служб и участием в них педагогических работников, которые ежедневно несут ответственность перед обществом за свою деятельность. Итоги своей работы школа подводит на педагогическом совете. В современной педагогической практике его роль значительно повышается: усиливается его методическая функция, он превращается в источник педагогических идей, инноваций, становится инструментом коллективного управления образовательным учреждением. Выбранная администрацией школы технология формирования единого педагогического коллектива через педсовет позволяет сформулировать стратегическую цель - создание новой образовательной практики - и на ее основе обеспечить эффективную деятельность педсовета. В этой связи изменение педагогического сознания является приоритетным в управленческой политике.

По определению Е.К.Селевко педагогический совет - это постоянно действующий коллегиальный орган самоуправления педагогических работников:, рассматривающий и решающий основные вопросы учебно-воспитательной работы школы [12,3]. Н.Ф.Дик считает, что педсовет - совещание педагогов-профессионалов по вопросам учебно-воспитательного процесса для совместного решения вопросов и педагогических задач, возникающих в повседневной жизни школы. Это основной орган управления образовательным процессом в школе [3,58].

Л.Д.Киселева определяет педсовет как разновидность делового профессионального общения, организуемого для принятия коллегиального решения по определенному кругу вопросов; разновидность профессиональной педагогической речи; организационный вид совместной коллективной деятельности; процесс работы педколлектива, где обсуждаются проблемы, коллективно принимаются решения; разновидность делового совещания, которому присущ регламентированный характер общения; юридически обоснованное мероприятие, которое для подтверждения своего статуса должно быть зафиксировано в документе [См.: 56, сс.13, 33; 99-100; 117-118, 129].

Сегодня педсовет следует рассматривать как составную часть внутришкольного управления, орган коллективного мышления, думающий и мыслящий нестандартно, находящий выход из затруднительных положений, принимающий решение, иногда неожиданное, рискованное, но в большинстве случаев ведущее к позитивному результату; как орган, предоставляющий возможность реализации принципа государственно-общественного характера управления образованием. Актуальной является проблема, заключающаяся в том, как сделать педсовет интересным, какие формы педсовета наиболее эффективны, какими средствами педсовет может реализовать идею формирования коллектива единомышленников. Необходима конкретизация задач педсовета, разработка мер предупреждения формализма в его деятельности.

Цель данной работы: рассмотреть педагогический совет как постоянно действующий орган самоуправления образовательного учреждения.

В соответствии с целью определены задачи:

1.Изучить цели, функции и типологию педагогических советов

2. Рассмотреть вопросы планирования и подготовки педагогического совета

Глава 1. Понятие педагогического совета как постоянно действующего органа самоуправления образовательного учреждения

1.1. Цели и функции педагогического совета

Педагогический совет - постоянно действующий коллегиаль­ный орган самоуправления педагогических работников. Он прово­дится для рассмотрения и решения основных вопросов учебно-вос­питательной работы школы. Педагогический совет создается во всех общеобразовательных уч­реждениях, где больше трех учителей.

В постоянный состав педагогического совета входят директор школы (председатель), его заместители, все учителя, воспитатели, орга­низаторы внеклассной и внешкольной работы, социальные педагоги, библиотекарь, врач, председатель общешкольного родительского коми­тета. В расширенный состав педагогического совета в зависимости от обсуждаемых вопросов могут быть приглашены представители сотруд­ничающих организаций и учреждений, преподаватели вузов, члены об­щешкольного и классного родительских комитетов, представители дет­ских общественных организаций, родители, школьники. Председателем педагогического совета школы является директор школы (на отдельных заседаниях может избираться сменный председатель).

Возможные цели педагогического совета:

наметить перспективы работы коллектива, поставить задачи;

определить пути, формы обновления школьного образования;

познакомить с достижениями педагогической науки, их ис­пользованием педагогическим коллективом;

состояния учебно-воспитательного процесса;

качества знаний учащихся;

показателей работы за полугодие (год);

состояния нравственного воспитания учащихся, уровня их культуры, соблюдения ими правил поведения;

состояния преподавания отдельных предметов;

раскрыть специфику работы школы по профилю, познако­мить с опытом работы другой школы, гимназии, лицея такого же профиля;

подвести некоторые итоги работы по модернизации учебно - воспитательного процесса;

обеспечить повышение квалификации педагогов и т.д.

Главные цели и задачи педагогического совета - объединить усилия коллектива школы на повышение уровня учебно-воспита­тельной работы, использование в практике достижений педагогиче­ской науки и передового опыта.

Современный педагогический совет является полифункциональным. Он выполняет следующие функции:

Приоритетность каждой из них зависит от целевых установок педагогического коллектива и его руководителей.

Управленческие (административные) функции педагогиче­ского совета включают следующие разновидности: законодательные, совещательные, диагностические, планово-прогностические, экспертно-контролирующие.

Законодательные: выражаются в коллективных решениях, принимаемых открытым голосованием и обязательных к исполнению каждым работником (принятие рекомендаций органов образования: решений, касающихся выполнения государственных и региональных программ и учебных планов; осуществление всеобуча, допуска к эк­заменам, перевода, награждения; аттестации педагогических работников и др.).

Совещательные: обсуждение объективной информации о со­стоянии учебно-воспитательного процесса, выработка рекомендаций.

Обобщающе-диагностические: проведение опытно-экспери­ментальной работы, социальных, психологических и медицинских обследований.

Планово-прогностические: обсуждение перспектив развития школы, планирование деятельности коллектива, выбор учебных пла­нов, программ.

Экспертно-контролирующие: заслушивание отчетов, заключе­ний о деятельности педагогических и руководящих работников о вы­полнении учителями и учащимися Устава школы, единых требо­ваний к учащимся, о работе с родителями.

Корректирующие: внесение изменений и поправок в планы ра­боты школы в связи с изменениями государственной политики, со­циальной обстановки, социального заказа.

В методических функциях педагогического совета можно от­метить информационное, обобщающе-аналитическое, развивающее, обучающее, активизирующее направления.

Обобщающе-аналитическое направление: анализ состояния учебно-воспитательного процесса, уровня преподавания, качества знаний и уровня воспитанности учащихся, обобщение и анализ педа­гогического опыта.

Развивающее направление: развитие педагогического мастер­ства, овладение формами, методами и приемами обучения, дающи­ми наибольший эффект, использование опыта педагогов-новаторов, передовых школ, применение прогрессивных образовательных тех­нологий.

Обучающее направление - это, прежде всего повышение квали­фикации педагогических работников путем различных форм переда­чи знаний, умений, навыков, педагогического мастерства.

Активизирующее направление: активизация усилий педагоги­ческого коллектива, всех звеньев методической службы: научно-методического совета, проблемных групп педагогического совета, предметных кафедр и методических объединений, методического кабинета и работы каждого учителя над своей методической темой.

Воспитательные функции педагогического совета направлены на формирование индивидуальности каждого педагога, общественного мнения, сознательной дисциплины педагогического коллектива.

Формирование индивидуальности: помощь в обогащении и раскрытии индивидуальности каждого учителя во всем ее богатстве и многообразии.

Воспитание коллектива происходит в процессе подготовки за­седаний педагогических советов, к чему привлекаются все учителя, обсуждения вопросов и принятия решений, а также в исполнении принятых решений. Коллективная работа воспитывает сознательную внутреннюю дисциплину учителей, организованность, ответствен­ность, способность к планомерной деятельности.

Формирование мотивации: выработка системы общих взглядов на развитие, обучение и воспитание, разработка единых требований к действиям коллег.

Социально-педагогические функции состоят:

в коммуникации, связи педагогического коллектива с родителями, учениками, с педагогическими коллективами других школ;

в координации и интеграции усилий всех субъектов воспита­ния: школы, семьи, общественных организаций;

в согласовании, установлении целесообразных связей, после­довательности действий;

в социальной защите детей и учительских коллективов, вы­полнении правовых норм по отношению к участникам педагогического процесса (здоровых условий работы и учебы, питания, социального обеспечения, приема и увольнения и т. д.).

Функции педагогического совета

1.2. Типология педагогических советов по методам и формам

Технология управления развитием школы с помощью педагогических советов отличается большим разнообразием методов и форм, которые определяют результат воздействия на коллектив. Методы и формы – тот организационный механизм, который обеспечивает высокую активность учителей, учащихся и родителей. Существует довольно тесная аналогия между методами и формами, применяемыми в технологиях педагогических советов, и методами и формами образовательного процесса. Так, в работе педагогических советов, как и в процессе обучения, выделяются:

1) словесные методы (лекция, рассказ, объяснение, беседа, дискуссия, работа с книгой);

2) наглядные методы (рисованная наглядность, демонстрация фото-, кино, теле-материалов, компьютерные средства);

3) практические методы (действия учителей, моделирование разнообразных ситуаций, наблюдения за практической деятельностью учителей в учебно-воспитательном процессе).

Имеют место объяснительно-иллюстративные, репродуктивные и продуктивные проблемные, поисковые, исследовательские и творческие методы. В форме проведения педагогических советов аналогия с формами обучения менее применима. Педагогический совет традиционно представляет, прежде всего, публичное собрание, деловое совещание.

В практике передовых коллективов сложилось большое разнообразие технологических вариантов педагогических советов с применением различных форм и методов. В зависимости от этого можно выделить три группы педагогических советов:

 традиционные (авторитарные, догматические);

 современные интенсифицированные (модернизированные, модифицированные), представляющие то или иное улучшение традиционных педсоветов;

 нетрадиционные (альтернативные), по аналогии с альтернативными обучающими технологиями.

Традиционные педагогические советы отличаются преимущественным применением словесных (вербальных) методов, традиционным характером содержания, авторитарным стилем общения администрации с учителями. По форме и организации деятельности участников этих педсоветов выделяются, прежде всего, такие технологии: традиционный педсовет (классический) на основе доклада с обсуждением (выступлениями); доклад с содокладами; с приглашением докладчика-специалиста.

Современной интенсифицированной формой традиционного педсовета является педагогический совет–семинар. Семинар проводится как групповое занятие для повышения квалификации учителей. Заранее вывешиваются вопросы, по которым планируется собеседование. Подготовка требует предварительного изучения – чтения, конспектирования, а в ходе педсовета – активного участия в собеседованиях. Выступающие должны быть достаточно подготовлены, особенно если поднята новая проблема, вызывающая споры, вопросы.

Педагогический совет в форме КТД (коллективного творческого дела) предполагает активное сотрудничество всех педагогов для достижения определенной цели. КТД используется для активизации поиска и выявления новых оригинальных решений теоретических и практических проблем. Достоинствами такой формы являются:

 осознание целей как единых, требующих объединения усилий всех членов коллектива;

 разделение труда; в процессе деятельности между членами коллектива возникают отношения взаимозависимости;

 частичное осуществление контроля членами коллектива;

 деловое общение коллег, которое является важной предпосылкой интереса к теме.

Педагогический совет–консилиум проводится для координации действий педагогов в работе с учащимися определенного класса, определения причин выявленных затруднений и поиска способов их разрешения. Педагогический консилиум делает знания об учениках наиболее многосторонними, более объективными, способствует обмену опытом индивидуального подхода к школьникам.

На педагогическом совете – творческом отчете отдельного учителя или кафедры (методического объединения) обобщается передовой педагогический опыт, отбираются наиболее эффективные пути совершенствования обучения и воспитания. Опыт отдельного учителя становится достоянием всех. Такой педсовет – один из важнейших способов повысить методический уровень учителей.

Педагогический совет–презентация проводится для официального представления новых программ, учебников, учебных кабинетов, нового опыта по определенной проблеме. Цель презентации – привлечь внимание к чему-либо, ознакомить с новым начинанием, дать ему общественную оценку.

Педагогический совет–конкурс ставит целью подвести итоги конкурсов мастерства в педагогическом коллективе, выделить лучших. Заранее разрабатываются положения, условия проведения конкурса, продумывается подведение итогов.

Педагогический совет–конференция предполагает глубокое и всестороннее раскрытие темы при активном участии педагогов школы. Творческий обмен опытом – суть педсовета-конференции.

Педагогический совет–фестиваль проходит как широкий общественный смотр достижений, празднество, сопровождающееся показом, смотром форм, методов, приемов, средств обучения в разнообразии художественного оформления.

По составу участников педагогический совет может быть постоянным (в нем участвует весь педагогический коллектив), расширенным (с участием учеников, родителей и т. д.), объединенным с другим педагогическим коллективом, малым (ограниченным по числу участников).

На расширенный педагогический совет приглашаются представители шефских организаций, преподаватели вузов, члены родительских комитетов, представители детских общественных организаций, родители, ученики.

Объединенный педагогический совет решает с другим коллективом общие проблемы, обсуждает цели, содержание, формы, методы, приемы работы. В зависимости от обсуждаемых вопросов педсовет может быть проведен совместно с педагогическим коллективом другой школы или ПТУ.

Малый (ограниченный) педагогический совет, занимается решением одной проблемы, привлекая только учителей, причастных к ней, например, учителей выпускных начальных классов и тех, кто работает в 5-х классах, если рассматривается преемственность начальной школы и среднего звена, и т. д.

По месту и роли в учебно-воспитательном процессе педсовет может быть тактическим, стратегическим; стартовым, текущим, итоговым; четвертным, полугодовым, годовым; внеочередным: по итогам проверок, смотров и т. д.

Тактический педагогический совет определяет и решает текущие задачи школы, анализирует ее деятельность, рассматривает актуальные вопросы школьной жизни, анализирует качество знаний, состояние преподавания отдельных предметов, нравственного воспитания, уровня культуры; знакомит с достижениями психолого-педагогической науки, их использованием педагогическим коллективом.

Стратегический педагогический совет проводится для выработки линии поведения коллектива, системы общих взглядов на деятельность школы. Результат его работы – перспективная программа действий, рассчитанная на несколько лет.

Стартовый (установочный) педагогический совет призван самостоятельно выработать собственные позиции коллектива, ориентиры и направления, определить предназначение школы, дать старт серии учебно-воспитательных мероприятий, выполнению программы развития.

Текущий (рабочий) педагогический совет дает анализ состояния воспитательного процесса, уровня преподавания на каком-либо отрезке учебного года. Четвертной – посвящен подведению итогов работы школы за четверть. Полугодовой – подводит итоги работы за полугодие.

Итоговый педагогический совет ставит целью выявить и обозначить текущие и развивающиеся проблемы (в данном случае проблема понимается как разница между существующими требованиями и нормами и реальным положением дел); вовремя выявить и тщательно проанализировать проблемы, чтобы продвинуться вперед и достичь успеха.

Все педагогические советы должны быть связаны логикой, вытекать один из другого, дополнять, определять перспективы последующих заседаний.

Формы педагогических советов, методика их проведения определяются содержанием, целями, составом участников, а также формами деятельности педагогического коллектива. Невозможно говорить о содержании и методике педагогических советов в отрыве от реально сложившейся в данной школе технологии.

Статья на тему "Государственно-общественное управление в школе: опыт и проблемы".

Сегодня школа должна быть открыта, инвестиционно привлекательна.

Мы хотим сделать нашу школу объектом пристального внимания общественности, и помочь нам в этом может Управляющий совет.

ВложениеРазмер
statya_us.docx 34.36 КБ

Предварительный просмотр:

Государственно-общественное управление в школе:

опыт и проблемы.

Гаврилова В.И., заместитель директора по УВР, МКОУ "Средняя общеобразовательная школа №3 с углубленным изучением отдельных предметов"

Нефтекумского муниципального района Ставропольского края

"Каждый, кто популярен в коллективе,

обречен на "определенные" проблемы.

Он должен быть готов их решать."

Из новых Законов Мерфи

В настоящее время трудно переоценить значение системы образования для современного общества, его социального, экономического и культурного развития. Современному миру, миру высоких технологий просто необходимы качественно образованные, конкурентоспособные, профессионально мобильные люди, способные принимать нестандартные решения в ситуации выбора, прогнозировать их возможные последствия. Основные направления совершенствования системы образования в России, механизмы их реализации и приоритеты государственной политики в области образования, обозначены в Законе Российской Федерации "Об образовании".

В качестве основных принципов государственной политики провозглашены демократический, государственно-общественный характер управления и автономность образовательных учреждений.

"Необходимо преодолеть существующее отчуждение школы от общества , чтобы вовлечь родителей, старшеклассников и общество в целом в управление учебным заведением. Единственный путь для этого – дать возможность всем участникам образовательного процесса принимать реальные решения , которые привязаны к школьной жизни, влиять на ситуацию. Для этого предлагается создать систему Управляющих Советов общеобразовательных учреждений".

Поиск и становление обновленной образовательной траектории являются приоритетом работы коллектива нашей школы. В этих условиях качественных изменений в деятельности образовательной организации мы видим в первую очередь создание условий, обеспечивающих включение в процессы принятия значимых для жизни школы решений всех участников образовательного процесса: учителей, родителей, учащихся. Сегодня школа должна быть открыта, инвестиционно привлекательна. Мы хотим сделать нашу школу объектом пристального внимания общественности, и помочь нам в этом может Управляющий совет.

Соответственно, наши первые шаги на пути создания УС — это создание рабочей группы из числа администрации и педагогов школы, которая провела огромную работу, связанную с разработкой школьных локальных актов, а также с организацией и проведением выборов в члены УС. Параллельно проводились обучающие семинары, совещания. Тем самым был обеспечен переход от непримиримо отрицательного отношения педагогического коллектива к отношению более позитивному. Каждый из членов коллектива школы начинал понимать, что эффективно организованная деятельность Управляющего совета – это мощная социальная защита для всех работников, а также дополнительный организационный, финансовый и интеллектуальный ресурс развития образовательного учреждения.

Не стоит забывать и о низкой активности родителей. Поэтому творческой группой проводились родительские собрания, на которых велась разъяснительная работа о том, что Управляющий совет может влиять на качество образования детей, ведь он имеет право согласовывать образовательную программу школы, а также школьный компонент, профили обучения и т.п. Объясняли, что эти документы определяют, чему в этом учебном году будут учить детей в каждом классе нашей школы, сколько уроков отводится на каждый предмет, какие предметы дети могут изучать по своему выбору, какие дополнительные образовательные услуги и на каких условиях можно получить и т.д. Для нас было важно, чтобы все родители знали, что формируется новый коллегиальный орган государственно-общественного управления школой. У каждого из родителей не должно было сложиться впечатления, что от него что то скрывают. А личное нежелание участвовать в управлении школой родители не оправдывали бы тем фактом, что от него лично ничего не зависит. Чем больше родителей будут вовлечены в процесс формирования Совета, тем большей будет его легитимность и авторитет.

Выборы в члены УС прошли в период с октября 2012 года по январь 2013года. Количественный состав УС определился следующим образом:

-директор – 1 (входит в Управляющий совет по должности обязательно);

- представитель учредителя – 1 (назначается учредителем);

- от старшеклассников – 3 ученика (избираются учащимися школы);

- от родителей – 4 (избираются родителями)

- от работников школы, учителей – 2 (избираются работниками школы);

- кооптируемых членов – от 1 до 3.

Были определены и основные полномочия УС.

В определении путей развития образовательного учреждения:

  • утверждает программу развития учреждения;
  • утверждает внесение изменений и дополнений в Устав с последующим представлением учредителю для утверждения и регистрации;
  • представляет учреждение по вопросам своей компетенции в государственных, муниципальных, общественных и иных организациях.

В организации образовательного процесса Совет согласовывает:

  • школьный компонент государственного образовательного стандарта общего образования;
  • профили обучения в старшей школе;
  • выбор учебников из числа рекомендованных (допущенных) Минобрнауки Российской Федерации по представлению педагогического совета;
  • программу общественно - полезной и досуговой деятельности обучающихся.

В вопросах функционирования образовательного учреждения Совет:

  • устанавливает режим занятий обучающихся, в том числе, продолжительность учебной недели (пятидневная или шестидневная);
  • определяет время начала и окончания занятий;
  • принимает решение о введении единой в период занятий формы одежды для обучающихся;
  • осуществляет контроль за соблюдением здоровых и безопасных условий обучения, воспитания и труда в школе;
  • координирует деятельность общественных, в том числе и детских организаций (объединений), действующих в образовательном учреждении и не запрещенных законом;
  • ежегодно не позднее 1 ноября представляет учредителю и общественности доклад о состоянии дел в образовательном учреждении.

В сфере финансово-хозяйственной деятельности Совет:

  • согласовывает по представлению директора бюджетную заявку на предстоящий финансовый год;
  • содействует привлечению внебюджетных средств для обеспечения деятельности и развития учреждения, определяет цели и направления их расходования;
  • заслушивает и утверждает отчет директора по итогам учебного и финансового года.

В вопросах взаимоотношений участников образовательного процесса совет:

  • рассматривает жалобы и заявления обучающихся, их родителей (законных представителей) на действия (бездействие) педагогического и административного персонала и принимает по ним решения;
  • принимает решение об исключении обучающегося (решение об исключении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей), принимается с согласия органов опеки и попечительства);
  • дает рекомендации директору по вопросам заключения коллективного договора;
  • ходатайствует, при наличии оснований, перед директором о расторжении трудового договора с работниками учреждения;
  • вносит учредителю предложения о поощрении работников и директора;
  • участвует в распределении стимулирующей части ФОТ.

В сфере разработки и принятия локальных актов Совет утверждает:

  • Положение "О порядке приема обучающихся" в ОО;
  • "Правила поведения обучающегося";
  • Положение "О летней трудовой практике учащихся";
  • Положение "О стипендиях учащимся, о поощрениях и взысканиях учащихся";
  • "Правила приема в профильные классы и классы с углубленным изучением отдельных предметов";
  • Положение "О принципах взаимоотношений участников образовательного процесса при осуществлении совместной образовательной деятельности";
  • Положение "О порядке оказания дополнительных, в том числе платных, образовательных услуг";
  • Положение "Об управляющем совете";
  • Положение "О родительских комитетах, родительских собраниях и конференциях";
  • Положение "Об ученическом самоуправлении".

Безусловно, что на первых этапах деятельности члены УС испытывали серьезные трудности, но по мере решения проблем накапливался и опыт работы. Самой большой и серьезной проблемой, на наш взгляд, было бы сведение всей деятельности УС к собраниям, совещаниям и отчетам. Поэтому мы буквально со дня основания Управляющего совета, приступили к реализации конкретных дел.

В заработную плату учителей в общеобразовательных учреждениях входят выплаты стимулирующего характера. Виды, условия, размеры и порядок выплат стимулирующего характера общеобразовательное учреждение определяет самостоятельно. Установление выплат стимулирующего характера в нашей школе производится с учетом показателей результатов труда, утверждаемых локальными нормативными актами учреждения с учетом мнения представительного органа работников и органа государственно-общественного управления. Решение по данному вопросу закрепляется в коллективном договоре и в решении государственно-общественного органа управления.

Члены Управляющего совета параллельно с изучением и разработкой нормативно-правовой базы провели анкетирование участников образовательного процесса, цель которого выявление интересов и потребностей учащихся, запросов родителей по образовательным программам. Дали заключение по открытию двухпрофильного химико-биологического класса.

Это позволило Управляющему совету органично влиться в школьное сообщество.

В настоящее время члены УС приступили к реализации проекта "Учитель-профессионал". Идея конкурса поступила от родителей, которые предложили по итогам результатов работы в течение года определить лучшего учителя нашего образовательного учреждения. Дети - недавно провели в лицее опрос, который показал, что ученики не имеют ничего против ношения формы, однако они предъявляют очень много требований к такой одежде - хотят выглядеть красивее.

Для того чтобы оптимизировать работу УС планирует провести анкетирование участников образовательного процесса, цель которого: выявить мнение как о самом Управляющем совете, формах его работы, так и о тех изменениях, которые мы с ним связываем.

Вот некоторые вопросы анкеты:

  • Какие задачи и перспективы развития школы вы связываете с Управляющим советом
  • Какого эффекта можно достичь, делая школу инновационно привлекательной
  • Какие ресурсы надо подключить для решения актуальных проблем
  • Чем вы могли быть полезны Управляющему совету
  • Какие пиар акции необходимо провести УС.

Безусловно, создав структуру государственно-общественного управления, мы не решили в одночасье все проблемы накопившиеся в школе. Ведь важно не только решение сегодняшних проблем, но и направление движения, путь, на который мы вместе встаем. Наша школа рассматривает Управляющий совет как возможность перехода образовательного учреждения на другой более высокий, качественный уровень.

Современный педагогический совет является полифункциональным. В его функциях могут быть выделены такие группы:

Управленческие (административные) которые включают следующие разновидности: законодательные, совещательные, диагностические, планово-прогностические, экспертно-контролирующие, корректирующие.

Законодательные - выражаются в коллективных решениях принимаемых открытым голосованием и обязательных к исполнению каждым работником.

Совещательные - обсуждение объективной информации о состоянии учебно-воспитательного процесса, выработка рекомендаций.

Диагностические - проведение опытно-экспериментальной работы, социальных, психологических обследований.

Планово-прогностические - обсуждение перспектив развития школы, планирование деятельности коллектива, выбор учебных планов, программ.

Экспертно-контролируюиее - заслушивание отчетов, заключений о деятельности педагогических и руководящих работников, о выполнении учителями и учениками Устава школы, единых требований к учащимся, о работе с родителями.

Корректирующие – внесение изменений и поправок в планы работы школы в связи с изменениями государственной политики, социальной обстановки, социального заказа.

Методические функции педагогического совета: информационные, обобщающие, аналитические, развивающие, обучающие, активизирующие.

Обобщающе-аналитическое направление – анализ состояния учебно-воспитательного процесса, уровня преподавания, качества знаний и уровня воспитанности учащихся, обобщение и анализ педагогического опыта.

Развивающее направление – развитие педагогического мастерства, овладение формами, методами и приемами обучения, дающими наибольший эффект, использование опыта педагогов-новаторов, передовых школ, применение прогрессивных образовательных технологий.

Обучающее направление – это прежде всего повышение квалификации педагогических работников путем различных форм передачи знаний, умений, навыков, педагогического мастерства.

Активизирующее направление - активизация усилий педагогического коллектива, методической службы, научно-методического совета и работы каждого преподавателя над своей методической темой.

Воспитательные функции педагогического совета направлены на формирование индивидуальности каждого педагога, общественного мнения, сознательной дисциплины педагогического коллектива.

Воспитание коллектива происходит в процессе подготовки заседаний педагогических советов, к чему привлекаются все учителя, обсуждения вопросов и принятия решений, а также в исполнении принятых решений. Коллективная работа воспитывает сознательную внутреннюю дисциплину учителей, организованность, ответственность, способность к планомерной деятельности, вырабатывает систему общих взглядов на развитие, обучение и воспитание, единых требований к действиям коллег.

Социально-педагогические функции педагогического совета выражаются:

в коммуникации – связи педагогического коллектива с родителями, учениками, с педагогическими коллективами других школ;

в координации и интеграции – объединении усилий всех субъектов воспитания, школы, семьи, общественных организаций;

в согласовании – установлении целесообразных связей, последовательности действий;

в социальной защите детей и учительских коллективов, выполнении правовых норм по отношению к участникам педагогического процесса (здоровых условий работы и учебы, социального обеспечения, увольнения и приема и т.д.)

2. Содержание педагогического совета.

Содержание педсоветов реализует четыре избранных приоритетных направления:

  • управление развитием образования;
  • обновление содержания образования в связи с появлением новых стандартов образования;
  • повышение уровня профессионализма педагогов через внедрение новых образовательных технологий;
  • личностно-ориентированное общение.

Содержание педсоветов позволяет педагогам познакомиться с теоретическими основами многих инновационных направлений в образовании и увидеть их практическое применение, или самим в процессе практикумов отработать многие теоретические идеи. Управленческие педсоветы в начале и в конце учебного года позволяют сформировать аналитические умения педагогов, усвоение коллективом составляющих качеств образования, и умения планировать деятельность исходя из выявленных проблем и приоритетов развития школы.

Современную проблематику педсоветов можно представить такими модулями:

Модули А, В, С охватывают процесс обучения, модули Д,Е воспитание, Р- управление, а модули G ,H ,J включают проблемы связанные с субъектами и объектами этих процессов. В живом образовательном процессе все эти проблемы находятся во взаимодействии, в движении, изменяются, проявляясь то наиболее остро, то отодвигаясь на задний план. Этим процессом управляют администрация и методическая служба школы с помощью совещаний, семинаров, лекций, посещений уроков, индивидуальных бесед с учителями. Важнейшим средством управления регулирования и разрешения возникающих проблем выступает педагогический совет. Он определяет пути и средства решения проблем, дает рекомендации на длительный срок, таким образом управляя уровнем и результатами образовательного процесса. Как известно искусство управления состоит в том, чтобы предупредить многие проблемы сгладить их остроту.

Конкретная тема встающая перед школой, раскрывается, трансформируется в повестку дня педагогического совета, в которую включается:

  • освещение теории обсуждаемых вопросов, лучшего опыта в этой области;
  • состояние практики школы (результаты диагностики, анализ анкет, примеры уроков и т.д.);
  • обзор учебно-методического обеспечения;
  • рекомендации по затронутым проблемам.

Формулировки темы и обсуждаемых вопросов в объявлении о повестке дня должны быть проблемными, лаконичными, доступными, выразительными и эмоциональными.

3. Виды педагогических советов, их проведение.

По методике подготовки и проведения педагогические советы бывают: традиционные , нетрадиционные.

Традиционные - доклад с обсуждением; доклад с содокладом; на основе работы проблемных групп; семинар - практикум.

Нетрадиционные – методический день; в форме КТД (коллективное творческое дело);

диспут-дискуссия; творческий отчет; конкурс; аукцион; фестиваль; деловая игра; круглый стол; педагогический консилиум; презентация.

Традиционный педсовет на основе создания проблемных групп.

Основной недостаток традиционной формы педсовета с докладом – низкая активность педагогов. Этого недостатка можно избежать, если выбрать актуальную проблему и привлечь к ее обсуждению всех участников педагогического совета, организовав ряд проблемных творческих групп.

1-этап – этап разработки осуществляется методическим советом. Основная проблема делится на несколько подтем, которые предлагают разработать группам участников педагогического совета, скомплектованным по признаку их причастности, компетентности, опыта в данной области. Публикуется общий план педсовета, вопросы для обсуждения, библиография.

2-этап –этап подготовки ( творческие проблемные группы). Подготовку к педсовету одновременно проводят проблемные группы совместно с администрацией. Разрабатываются планы работы педагогического совета. Каждая группа получает задание: изучить состояние проблемы на своем участке. Проблемные группы совместно с администрацией занимаются разработкой вопросов к педсовету, проводят анкетирование педагогов и учащихся, продумывают серию вспомогательных мероприятий (теоретические семинары, предметные недели, методические дни), посещают уроки и внеклассные мероприятия, оказывают помощь педагогам в систематизации материала по выбранной проблеме,

изучают документацию образовательного учреждения ,разрабатывают памятки, готовят объявление о предстоящем педсовете, разрабатывают проект решения и рекомендации.

Гласность и стимулирование подготовки педагогов к педсовету обеспечивается тем, что в учительской за месяц или более вывешивается объявление о предстоящем педсовете. На нем дата, тема, время, место, цели и задачи педсовета, повестка дня, вопросы к педагогам, а также список литературы по обсуждаемой теме.

3- этап- этап проведения. Длительность педагогического совета по времени 2-2.5 часа. Председатель напоминает о требованиях к выступающим:

  • уметь слушать и не прерывать оратора;
  • мнение каждого должно быть услышано, учтено и принято;
  • мысли и предложения нужно сформулировать четко и кратко;
  • чужое мнение нужно уважаться, но при этом высказывать и свое;
  • доказывать свою точку зрения, опираясь на анализ школьной ситуации, факты, данные и выводы не только педагогики, но и психологии, физиологии и других наук;
  • вносить конкретные предложения, точно их адресовать. Критиковать по-деловому. принципиально, не допускать эмоциональных всплесков, помнить что эмоции резко снижают результативность обмена мнениями.

Важное значение имеет процедура принятия решения. Проект решения готовится заранее и ставится на голосование. Перед голосованием обязательно должно быть объявлено обсуждение проекта решения. После голосования (открытого) идет учет предложений о поправках, уточнении принятого за основу решения. И наконец проводится голосование окончательного варианта решения в целом.

Оотношение к решению педагогического совета проявляется в процессе его принятия. К недостаткам традиционных педсоветов можно отнести:

  • авторитарный стиль, превращение педсовета в некий инструктаж;
  • поверхностное обсуждение поставленных проблем;
  • слабую связь теории с практикой, абстрактность докладов;
  • почти полное отсутствие самостоятельной деятельности педагогов;
  • низкая результативность.

Новые нетрадиционные формы проведения педсоветов превратили его, без преувеличения можно сказать, в мозговой центр, в некий штаб передовой мысли, в лабораторию мастерства педагогов. Можно перечислить некоторые нетрадиционные новые формы педагогических советов.

Педсовет-диспут. Диспут – это форма сотрудничества которая выявляет различные точки зрения по какой-то определенной проблеме для выявления истины.

- В какой степени реформа музыкального образования затронула проблемы воспитания? Ваше мнение об этом?

- Ребенка надо принимать таким каков он есть. Согласны ли вы с этим мнением? Какова ваша позиция?

- Как вы думаете: плох ли традиционный урок? Если нет, то каковы его достоинства?

Педсовет-диспут понравился: обсуждение проблемы было острым, активным. Скуки и равнодушия не было. В качестве рекомендаций были предложены законы диспута:

  • диспут – свободный обмен мнениями;
  • на диспуте все активны, в споре все равны.
  • каждый выступает и критикует любое положение, с которым он не согласен;
  • говори что думаешь, и думай что говоришь;
  • главное в диспуте – факты, логика, умение доказывать. Мимика, жесты, восклицания в качестве аргумента не принимаются;
  • имей мужество выслушать правду и не обидиться;
  • острое, меткое слово приветствуется;
  • перешептывания на месте, неуместные шутки запрещаются;
  • здесь нет наблюдающих! Каждый активный участник разговора.

Вариантом педагогического совета-диспута является решение педагогических ситуаций. Администрация образовательного учреждения выбирает банк сложных педагогических ситуаций по данной проблеме, которые предлагаются коллективу. Форма их проведения может быть разнообразной: адресной, с помощью жеребьевки, с разделением на группы. Администрация может играть роль жюри или ведущего консультанта.

Педагогический совет – защита инноваций.

Каждой группе участников педагогического совета дается задание – предварительно подготовиться (познакомиться с опытом) и в лаконичной форме изложить идеи и особенности педагогической инновации, ознакомиться с конкретным опытом использования педагогической технологии.

Группа выбирает исполнителей следующих ролей:

В зависимости от количества людей и обсуждаемых инноваций можно выделить творческие группы по ролевым направлениям. В результате педсовет приходит к решению о целесообразности или нецелесообразности инновации.

Педагогический совет-деловая игра.

Для проведения педагогического совета - деловой игры необходимы некоторые условия.

  1. Наличие проблемы и цели которую должен решить педагогический коллектив. В практике распространены такие обобщенные темы: разработка программ развития; защита идей передового, авторского опыта; освоение инновационных технологий; и др.
  2. Имитация реальной ситуации по ролям.
  3. Реальное наличие интересов, мнений участников. При проведении такого педсовета надо соблюдать правила игры. Стимулировать участников соревнованиями, экспертной оценкой личного и коллективного вклада, оценкой результата игровой деятельности.

Весь процесс можно разбить на шесть этапов:

1 этап - разработка игры, составление сценария;
2 этап - организационный: необходимо разъяснить участникам игры цели и смысл, ознакомить их с программой и правилами, распределить роли, поставить конкретные задачи.
3 этап - разыгрывание и поиск решений внутри каждой группы. Работа в группе может проходить в виде мозгового штурма, дискуссии, тренинга.
4 этап – межгрупповая дискуссия: выступление групп, защита идей, проектов.
5 этап – подведение итогов: анализируются и обобщаются результаты, принимается общее коллективное решение.
6 этап – довольно сложен: надо перенести опыт мышления деятельности из игры в реальную жизнь образовательного учреждения.

Педагогический совет-фестиваль проходит как широкий общественный смотр достижений, празднество; сопровождается показом, смотром форм, методов, приемов, средств обучения в разнообразии художественного оформления.

По составу участников педагогический совет может быть постоянным (в нем участвует весь педагогический коллектив), расширенным (с участием учеников, родителей и т.д.) объединенным с другим педагогическим коллективом, малым (ограниченным по числу участников.

На расширенный педагогический совет приглашаются представители шефских организаций, преподаватели вузов, члены родительских комитетов, родители, ученики.

Объединенный педагогический совет планируем провести совместно с коллективами школ искусств нашего района.

Малый (ограниченный) педагогический совет занимается решением одной проблемы, привлекая только учителей, причастных к ней.

По месту и роли в учебно-воспитательном процессе педсовет может быть: тактическим, стратегическим, стартовым, текущим, итоговым, четвертным, полугодовым, годовым; внеочередным; по итогам проверок, смотров и т.д..

Тактический педсовет определяет и решает текущие задачи школы, анализирует ее деятельность, актуальные вопросы школьной жизни, анализирует качество знаний, состояние преподавания отдельных предметов, нравственного воспитания, уровня культуры; знакомит с достижениями психолого-педагогической науки, их использованием педагогическим коллективом.

Стратегический педсовет проводится для выработки линии поведения коллектива, системы общих взглядов на деятельность школы. Результат его работы – перспективная программа действий, рассчитанная на несколько лет.

Стартовый (установочный) педсовет призван самостоятельно выработать собственные позиции коллектива, ориентиры и направления, определить предназначение школы, дать старт серии учебно-воспитательных мероприятий, выполнению программы развития.

Текущий (рабочий) педсовет дает анализ состояния воспитательного процесса, уровня преподавания на каком-либо отрезке учебного года. Четвертной – посвящен итогам работы за четверть. Полугодовой подводит итоги за полугодие.

Итоговый педсовет ставит целью выявить и обозначить текущие и развивающиеся проблемы ( в данном случае проблема понимается как разница между существующими требованиями и нормами и реальным положением дел); вовремя развить и тщательно проанализировать проблемы, чтобы продвинуться вперед и достичь успеха. Итоговый педсовет может быть традиционным и нетрадиционным. Мы в своей школе приняли решение в конце года проводить итоговый нетрадиционный педсовет, на котором подводим итоги учебного года и говорим только о хорошем, все проблемные моменты оставляем для августовского педсовета. В этом году все преподаватели были награждены грамотами и памятными подарками – статуэтками богини Ники- символа дальнейших побед и достижений

Все педагогические советы, должны быть связаны логикой, вытекать один из другого, дополнять, определять перспективы последующих заседаний.

Формы педагогических советов, методика их проведения определяются содержанием, целями, составом участников, а также формами деятельности педагогического коллектива. Невозможно говорить о содержании и методике педагогических советов в отрыве от реально сложившейся в данной школе технологии.

Читайте также: