Анализ коррекционной работы в школе

Обновлено: 05.07.2024

Анализ коррекционно-развивающего индивидуального занятия. На основании программы по формированию детского коллектива.

Содержимое публикации

Анализ коррекционно-развивающего индивидуальное занятие.
На основании программы по формированию детского коллектива.

Цель : способствовать сплочению детского коллектива.

1.Формирование благоприятного психологического климата ;
2. Нахождение средств у участников группы для улучшения взаимодействия между ними;
3. Помочь ученику найти свое место в коллективе;
4. Развитие умения работать в команде;
5. Сплочение группы;
6. Профилактика конфликтного поведения.

Используемые формы работы :

Методы решения поставленных задач :

Основные содержание занятий составляют полифункциональные упражнения и игры, а так же психогимнастика.

- принадлежности для рисования;
-наглядный материал;
-сказочный персонаж-игрушка;
-музыкальное сопровождение.

Тип занятия : комбинированное.

Время проведения занятия : 20 мин.

В ходе занятия удалось реализовать поставленную цель и выдвинутые задачи, т. к. ребенок в начале занятий были тихим , скованными, стеснительным.
Ребенку в коллективе довольно сложно, так как чувствует неуверенность в себе. После окончания занятия ребенок вел себя свободно, активно, ему сразу захотелось с кем-то поговорить и поиграть с другими детьми.

Анализ коррекционно-развивающего индивидуальное занятие.
На основании программы по формированию детского коллектива.

Цель : способствовать сплочению детского коллектива.

1.Формирование благоприятного психологического климата ;
2. Нахождение средств у участников группы для улучшения взаимодействия между ними;
3. Помочь ученику найти свое место в коллективе;
4. Развитие умения работать в команде;
5. Сплочение группы;
6. Профилактика конфликтного поведения.

Используемые формы работы :

Методы решения поставленных задач :

Основные содержание занятий составляют полифункциональные упражнения и игры, а так же психогимнастика.

Использованное оборудование :
- принадлежности для рисования;
-наглядный материал;
-сказочный персонаж-игрушка;
-музыкальное сопровождение.

Тип занятия : комбинированное.

Время проведения занятия : 20 мин.

В ходе занятия удалось реализовать поставленную цель и выдвинутые задачи.
Ребенок вначале занятий был закрыт для общения. Не хотел идти на контакт.
С детьми в коллективе вел себя свободно, но совершенно не хотел идти на уступки и всегда стоял на своем.
Ребенку в коллективе довольно сложно найти друзей, так как не умеет взаимодействовать и работать в команде.
После окончания занятия ребенок вел себя более спокойно, старался, играя с другими детьми, идти на компромиссы .

Анализ коррекционно-развивающего группового занятия.
На основании программы по формированию детского коллектива.

Цель : способствовать сплочению детского коллектива.

1.Формирование благоприятного психологического климата ;
2. Нахождение средств у участников группы для улучшения взаимодействия между ними;
3. Помочь ученику найти свое место в коллективе;
4. Развитие умения работать в команде;
5. Сплочение группы;
6. Профилактика конфликтного поведения.

Используемые формы работы :

Методы решения поставленных задач :

Основные содержание занятий составляют полифункциональные упражнения и игры, а так же психогимнастика.

Использованное оборудование :
- принадлежности для рисования;
-наглядный материал;
-сказочный персонаж-игрушка;
-музыкальное сопровождение.

Тип занятия : комбинированное.

Время проведения занятия : 20 мин.

В ходе занятия удалось реализовать поставленную цель и выдвинутые задачи.
Дети вначале занятия были спокойными, но у них не было энтузиазма и желания делать упражнения друг с другом, так как в коллективе имелись конфликтные ситуации.
После окончания занятия дети чувствовали себя более веселыми, им захотелось вместе поиграть, и каждый из группы предлагал свои идеи для совместного воплощения их в игре. Так же удалось решить некоторые конфликтные ситуации и недопонимания между детьми.

Анализ коррекционно-развивающего группового занятия.
На основании программы по формированию детского коллектива.

Цель : способствовать сплочению детского коллектива.

1.Формирование благоприятного психологического климата ;
2. Нахождение средств у участников группы для улучшения взаимодействия между ними;
3. Помочь ученику найти свое место в коллективе;
4. Развитие умения работать в команде;
5. Сплочение группы;
6. Профилактика конфликтного поведения.

Используемые формы работы :

Методы решения поставленных задач :

Основные содержание занятий составляют полифункциональные упражнения и игры, а так же психогимнастика.

Использованное оборудование :
- принадлежности для рисования;
-наглядный материал;
-сказочный персонаж-игрушка;
-музыкальное сопровождение.

Тип занятия : комбинированное.

Время проведения занятия : 20 мин.

В ходе занятия удалось реализовать поставленную цель и выдвинутые задачи.
Дети вначале занятия были воодушевленными тем, чем у них будут новые упражнения и игры, но не у всех было желание выполнять их друг с другом, так как в коллективе имелись конфликтные ситуации.
После окончания занятия дети чувствовали себя более веселыми. Так же дети, которые находились в ссоре, смогли самостоятельно решить конфликтные ситуации и недопонимания между собой.

Деятельность системы коррекционного сопровождения осуществлялась в русле Концепции модернизации российского образования и стратегических направлений развития школы-интерната: обеспечение государственных гарантий – доступности и равных возможностей в получении образования, создание условий для повышения качества образования, повышение профессионализма педагогов.

Основными задачами системы коррекционного сопровождения в прошедшем году были:

1. Использование дифференцированного подхода в деятельности служб сопровождения учащихся в образовательном пространстве.

2. Совершенствование системы работы по профилактике социально-опасных явлений и социально-опасных заболеваний.

Традиционно, вопросы коррекционной направленности общеобразовательного и трудового обучения рассматривались на педагогическом совете. В этом учебном году педагогический совет был посвящен современным психолого-педагогическим технологиям и коррекционному сопровождению образовательного процесса. Специалисты и педагоги показали в практической деятельности возможности использования современных психолого-педагогических технологий таких как, кинезиология, музыкотерапия, ароматерапия, фитотерапия, информационно-коммуникационные. Акцент был сделан на коррекционную работу с детьми “группы риска”. Задача изучения и внедрения современных технологий (арттерапия. песочная терапия и др.), в практику работы школы-интерната остается актуальной и на следующий учебный год.

Общие направления работы системы сопровождения конкретизированы в задачах школьных служб: психологической, коррекционной, социально-педагогической и решались через организацию их деятельности, укрепление материально-технической базы и методическую работу.

Приоритет в деятельности психологической службы был отдан разработке программного обеспечения психокоррекционной работы. В этом учебном году составлена и апробирована программа групповых психологических занятий по личностному развитию на все возрастные группы, программа занятий для класса “Особый ребенок” (6 класс).

Другой важной задачей службы было изучение, подбор и апробация информационно-коммуникационных технологий. Создан банк программ по профилактике наркозависимости, компьютерных коррекционно-развивающих игр и диагностического инструментария, разработан компьютерный вариант психологической карты. Планомерная работа педагогов-психологов и администрации школы по оборудованию кабинетов психологического тренинга и психологической разгрузки, разработке их содержания, систематизации материала позволили принять участие в городском конкурсе кабинетов и получить звание “Образцовый”.

Задача активизации работы с педагогическим коллективом решалась через проведение сеансов эмоциональной разгрузки для желающих, систематическую работу со школьным методическим объединением воспитателей, групповое и индивидуальное консультирование.

Однако, анализ показал, что есть трудности в организации работы с родителями, в том числе патронатными, в подборе материалов для работы с детьми классов “Особый ребенок”. Остаются проблемы с дисциплиной на учебном процессе, особенно у молодых педагогов. Этим вопросам следует уделить внимание в следующем учебном году.

Результаты работы психологической службы с детьми представлены на диаграммах “Сравнительные данные психического состояния воспитанников”, “Сравнительные данные форм поведения воспитанников в конфликтных ситуациях”, “Сравнительные данные по социометрическому статусу воспитанников” (приложение 1) и свидетельствуют о положительных тенденциях в психическом состоянии воспитанников.

Планомерная работа психологической службы с педагогическим коллективом способствует поддержанию психологической атмосферы на благоприятном уровне. В течение года проведены тренинг разрешения конфликтов, деловая игра “Мониторинг воспитательной работы”, более 50 индивидуальных консультаций, 7 групповых, систематически велись сеансы психологической разгрузки для педагогов. За последние три года отмечается снижение напряженности на 6,5 баллов по методике А.Ф.Фиднер. Сравнительные данные представлены на диаграмме (приложение 2).

Положительные результаты работы, методическая деятельность на городском и областном уровне, обобщение опыта позволили педагогу-психологу Синицыной С.В. успешно аттестоваться на 1 квалификационную категорию.

Задачи апробации и рецензирования программного обеспечения стояли и перед службой коррекционного сопровождения. Программа по логопедии для 6-7 классов рассмотрена и утверждена на методическом совете, получила положительную рецензию Центра специального образования ПОИПКРО и рекомендована к применению. В прошедшем году педагогами-специалистами большое внимание уделялось повышению ИКТ-компетентности и внедрению компьютерных развивающих коррекционных программ. Учитель-логопед прошла курсовую подготовку по теме “Внедрение ИКТ-технологий в педагогическую практику”. Приобретена и успешно используется в работе с детьми компьютерная логопедическая программа “Игры для тигры”, что было продемонстрировано на открытом занятии в ходе городского семинара-практикума.

Анализ количественного состава детей с речевыми нарушениями показывает его значительно увеличение, что обусловлено общим увеличением контингента обучающихся. Анализ диагностического состава свидетельствует не только о сложности структуры дефекта, но и об его утяжелении, что связано с поступлением детей с тяжелой умственной отсталостью. Сравнительная характеристика состава детей представлена на диаграммах “ Диагностический состав школьников с речевыми нарушениями по структуре дефекта”, “Диагностический состав школьников с речевыми нарушениями по тяжести дефекта” (приложение 3).

В течение учебного года учитель-логопед неоднократно повышал свою квалификацию через специальную курсовую подготовку и участие в тематических семинарах, что, несомненно, оказывает влияние на качество логопедической работы. Результативность логопедической коррекции и тенденции за 3 года представлены в таблице (приложение 4).

В этом году продолжилась работа учителя-дефектолога. Его целью является коррекция недостатков в развитии, препятствующих усвоению программного материала, восполнение пробелов в знаниях. В течение года учителем-дефектологом были отобраны и проанализированы диагностические материалы, коррекционные программы, разработано тематическое планирование коррекционных курсов, внесены изменения в карту дефектолога, начата работа по оснащению кабинета наглядными дидактическими пособиями. Основными направлениями групповой работы с детьми определены: развитие зрительного восприятия, пространственного мышления, сенсорных процессов; индивидуальной работы: восполнение пробелов в знаниях и помощь в усвоении математики.

Работа велась по программам “Развитие психомоторики и сенсорных процессов”, “Посмотри внимательно на мир” (программа коррекции и развития зрительного восприятия и пространственного мышления), индивидуальным программам развития.

Занятия учителя-дефектолога посещали в течение года 23 человека. По составу: 6 человек – учащиеся классов “Особый ребенок”, 11 – учащиеся начальных классов, 6 – учащиеся 5-9 классов.

Акцент в деятельности учителя-дефектолога был сделан на работу с учащимися 1-2 классов и детьми, имеющими пропуски уроков, склонными к социально опасному поведению.

Результативность занятий учителя-дефектолога представлена в таблице (приложение 5).

Важным направлением деятельности службы коррекционного сопровождения является коррекция двигательной сферы. В школе созданы условия для проведения занятий по ЛФК. Обеспечен 100% охват детей, нуждающихся в специальных коррекционных занятиях, однако, осталась не решенной задача разработки программы по ЛФК, в связи со сменой кадров и неготовностью молодого педагога к решению этого вопроса.

В этом учебном году было скомплектовано 6 групп: 1 - для детей с тяжелой умственной отсталостью , 1 – для детей, часто болеющих, 4 – для детей с нарушениями осанки. Анализ количественного состава свидетельствует о дальнейшем повышении числа детей, нуждающихся в специальных коррекционных занятиях (с 52 до 59 чел.), что связано с прибытием домашних детей. Из общего числа нуждающихся приходящие дети составили 50%. Диагностический состав школьников представлен на диаграмме (приложение 6) и характеризуется ростом числа детей со сколиозом, деформацией грудной клетки (за счет вновь прибывших).

В своей работе инструктор ЛФК использует различные коррекционные технологии и методики: систему упражнений (автор Клюев М.Е.), фитбол-гимнастику, комплексы упражнений, рекомендованные Центром лечебной физкультуры и спортивной медицины.

Результативность занятий по корригирующей гимнастике представлена в таблице (приложение 6) и остается стабильной в течение последних трех лет.

Приоритетными направлениями деятельности социально-педагогической службы в этом году были приватизация закрепленного жилья воспитанников и деятельность по выполнению родителями алиментных обязанностей. В течение года приватизировано 3 квартиры у 4 воспитанников. Пять вновь прибывших детей поставлено в льготную очередь. Силами работников школы-интерната отремонтирована квартира воспитанницы Даниловой И.

В течение ряда лет социальная служба планомерно решает вопросы установления правового статуса воспитанников. Результаты работы социально-педагогической службы по определению социального статуса представлены в таблице (приложение 7).

Активизирована деятельность по выполнению родителями алиментных обязанностей. Благодаря проведенной работе, выявлены 3 умерших родителей, 4 детям оформлены пенсии по потере кормильца. Разработан четкий алгоритм действий социального педагога по обеспечению выполнения родителями алиментных обязанностей. Результаты работы службы за год представлены в таблице (приложение 7).

Большое внимание в прошедшем году уделялось подготовке документов и участию в освидетельствовании и переосвидетельствовании воспитанников на МСЭ и в ГПМПК. Три воспитанника, имеющие психические заболевания, определены в дома-интернаты для детей-инвалидов психоневрологического профиля. Пять воспитанников прошли переосвидетельствование и сохранили право на получение пенсии. Первично оформлена пенсия по психическому заболеванию двум воспитанникам и выпускнику Бобровскому В.

Показатели по пенсионному обеспечению детей представлены на диаграмме (приложение 8).

Своевременно, решались вопросы оформления личных документов детей.

В прошедшем году двое детей переданы на длительный патронат. В связи с этим был сформирован пакет документов для передачи и разработан паспорт патронатной семьи, включающий план по защите прав ребенка.

Традиционно, значительное место в работе социальной службы занимает работа с выпускниками. В прошедшем году 2 выпускникам была оказана помощь в переосвидетельствовании, 5 – в замене паспортов, а также в восстановлении потерянных документов, покупке квартиры, постановке на учет в ЦЗН, консультативная помощь.

Оценка уровня аттестационной готовности выпускников 9 класса и выпускников Центра постинтернатной адаптации, проводимая в течение ряда лет, свидетельствуют о повышении не только профессионально-трудовой готовности, но физической, социальной, морально-трудовой. Сравнительная оценка уровня аттестационной готовности выпускников представлена на диаграммах “Динамика уровня аттестационной готовности по критериям оценки”, “Общая динамика по уровню готовности” (приложение 9).

Одной из задач школы на этот учебный год являлась координация деятельности служб сопровождения учреждения в образовательном пространстве. Задача решалась как на уровне разработки школьной организационно-нормативной документации, так и через практические формы работы.

Разработаны схемы взаимодействия служб: коррекционной, психологической, социально-педагогической, определены направления и формы работы. Усовершенствовано планирование работы ШПМПк, которое включает не только тематику плановых консилиумов, но и отчеты специалистов, учителей, воспитателей о выполнении рекомендаций консилиума, преемственности в работе. Скоординированность деятельности служб находит отражение в таких документах, как карта индивидуального сопровождения и карта индивидуальной профилактической работы.

Одной из основных форм координации деятельности служб является ШПМПк, на заседаниях, где по образному выражению В. Венгера идет “сборка целостного портрета школьника”, распределяются обязанности между специалистами, определяется содержание различных видов деятельности; на этапе согласования деятельности, идет консультирование педагогов, взаимные консультации специалистов, информирование всех субъектов воспитания о рекомендациях консилиума.

В течение этого учебного года проведено 10 внеплановых консилиумов по обеспечению адаптации детей в учреждении и индивидуальным заявкам и 5 плановых заседаний, тематика которых была традиционна. Это “Проблемы адаптации учащихся к ситуации школьного обучения”, “Проблемы адаптации к ситуации предметного обучения”, “Проблемы образования слабоуспевающих воспитанников”, “Проблемы образования обучающихся “группы риска”, “Динамика развития учащихся” На заседаниях консилиума заслушивались педагоги по выполнению рекомендаций ШПМПк, отслеживалась их эффективность. Деятельность ШПМПк обеспечивала плавное вхождение учащихся в ситуации школьного и предметного обучения, была направлена на предупреждение негативных последствий школьной неуспешности, обеспечение сопровождения учащихся “группы риска”.

Проведенный анализ работы позволил определить направления и задачи коррекционного сопровождения на следующий учебный год:

  1. Продолжить апробацию блока к программе по логопедии для 6-7-х классов.
  2. Закончить разработку программы по ЛФК.
  3. Разработать тематическое планирование логопедической работы для классов “Особый ребенок”.
  4. Внедрять в деятельность специалистов информационно-коммуникационные технологии
  1. Создание картотеки учащихся и их семей.
  2. Разработка алгоритмов деятельности по всем направлениям социальной защиты воспитанников
  3. Разработка индивидуальных планов защиты интересов детей-сирот

1. Совершенствовать механизм контроля за выполнением рекомендаций консилиума.

Обследование устной речи младших школьников позволяет представить полную картину речевого нарушения, его глубину, вынести точное и полное логопедическое заключение и выбрать оптимальную методику его коррекции, направленную на предупреждение вторичных отклонений в письме и чтении. Именно в этом направлении ведется работа в ГБОУ Стерлитамакская (коррекционная) общеобразовательная школа № 25 VIII вида. Важно своевременно выявить таких учащихся и распределить по группам.

Основной формой работы являются групповые занятия, продолжительность которых 40 минут. А также занятия проводились и индивидуально. Продолжительность индивидуального занятия 20 мин. Для каждой группы учащихся, имеющих речевые нарушения, был составлен перспективный план работы на 2014-2015 учебный год, в соответствии с которым велась логопедическая работа. Темы групповых и индивидуальных занятий с обучающимися и учёт их посещаемости отражались в журнале логопедических занятий. Которые были разработаны в соответствии с программой Коррекция нарушения речи у младших школьников/авт. С.Е. Дорофеева, Л.В. Семенюта, Л.А. Маленьких.

Дополнительная литература:

1. Ефеменкова Л.Н. Коррекция ошибок, обусловленное несформированность фонематического восприятия.

2. Мазанова Е.В. Комплект логопедических тетрадей.

3. Козырева Л.М. Комплект логопедических тетрадей.

Наблюдение за речевой деятельностью учащихся осуществлялось не только на логопедических занятиях, но и на посещенных уроках, школьных и классных мероприятиях.

  • пропуски согласных при их стечении (ДОЖИ – ДОЖДИ, ДЕКИ – ДЕНЬКИ, СОСТАЛЯЮТ – СОСТАВЛЯЮТ);
  • пропуски гласных (ДЕВЧКИ – ДЕВОЧКИ, ПОШЛ – ПОШЛИ, ТЧКА – ТАЧКА);
  • перестановки букв (ПАКЕЛЬКИ – КАПЕЛЬКИ, КУЛКА – КУКЛА);
  • добавление букв (ВЕСНАЯ – ВЕСНА);
  • пропуски, добавления, перестановки слогов (ВЕСИПЕД – ВЕЛОСИПЕД).

Фахретдинова Диана Горловое произношение звука р. На логопедические занятия ходит не охотно, ругается матом. При этом четко произносит звуки. Антон и Артем поставлены звуки [щ,ц,л, частично р, ч и др] ребята научились читать, составляют из отдельных слогов целое слова, велась работа над связанной речью, и обогащению словаря. К ним присоединилися Руслан и Лилиана – посещают групповые занятия. При выполнения задания самой легкой степени приходят к затруднениям. Самостоятельно назвать тему не могу, при малейших неудачах реагируют неадекватно. На групповых занятиях велась работа над связанной речью, обогащению словаря, над коррекцией ошибок на письме т.е. дисграфии, дислексии и дисорфографии. У детей наблюдается Акустическая дисграфия (дисграфия на почве нарушения фонемного распознавания) в своей основе имеет чаще всего нарушение слухового восприятия и слуховой дифференциации звуков речи. При этой форме дисграфии, нет нарушений произношения тех звуков речи, которые неправильно обозначаются на письме. Однако это тоже достаточно сложное нарушение письменной речи.

а) замены графически сходных букв – состоящие из одинаковых элементов, но отличающиеся количеством этих элементов
л – м. и – ш, ш – щ, ц – щ
б) замены графически сходных букв – отличающиеся одним каким-либо дополнительным элементом о – а, б – д, с – х, х – ж
в)замены графически сходных букв – состоящих из одинаковых элементов, но различно расположенных в пространстве плоскости листа в – д, т – ш,
г) зеркальное написание похожих букв

Первые два вида ошибок связаны с недоразвитием у ребенка кинетических представлений, в то время как, последние два вида представляют собой недоразвитие оптических и пространственных представлений.

У всх детей наблюдаются незначительные улучшения.

Ошибки в речи у детей:

На письме у ребят часто встречаются: Артикуляторно-акустическая дисграфия представляет собой отражение в письме неправильного звукопроизношения. Ребенок пишет так, как произносит. На начальных этапах овладения письмом ребенок пишет прого­варивая. Опираясь при этом на дефектное произношение звуков, он отражает свое неправильное произношение на письме.

Артикуляторно-акустическая дисграфия проявляется в за­менах, пропусках букв, соответствующих заменам и про­пускам звуков в устной речи. Иногда замены букв на пись­ме остаются и после их устранения в устной речи. Это мож­но объяснить тем, что при внутреннем проговаривании у ребенка нет еще достаточной опоры на правильную артику­ляцию, так как не сформированы четкие кинестетические образы звуков.

Акустическая дисграфия (дисграфия на осно­ве нарушений фонемного распознавания) в основе имеет чаще всего нарушение слуховой дифференциации зву­ков речи. При этой форме дисграфий, в отличие от преды­дущей, нет нарушений произношения тех звуков речи, ко­торые неправильно обозначаются на письме.

Акустическая дисграфия проявляется в заменах букв, со­ответствующих фонетически близким звукам. Чаще всего на письме наблюдаются замены букв, обозначающих следующие звуки: свистящие и шипящие, звонкие и глухие, осо­бенно смычные, аффрикаты и компоненты, входящие в их состав (ч — т', ч — щ, ц — т, ц — с). Этот вид дисграфии проявляется и в неправильном обозначении мягкости соглас­ных на письме вствие нарушения слуховой дифферен­циации твердых и мягких звуков, а также сложности их обо­значения ("писмо", "поут", "лижы"). Частыми ошибками являются замены гласных даже в ударном положении, осо­бенно акустически и артикуляторно сходных

туча — "точа", лес — "лис").

Дисграфия, связанная с нарушением различных форм языкового анализа и синтеза — деления предложений на слова, слогового и звукового анализа и синтеза.

Недоразвитие звукового анализа и синтеза проявляется на письме в нарушениях структуры предложения и слова, в частности в слитном написании слов, особенно предлогов ("удома ратебеза" — у дома растет береза), в раздельном написании одного слова ("на ступила").

Наиболее сложной формой языкового анализа является фонематический анализ. Аграмматическая дисграфия обусловлена не­доразвитием грамматического строя речи — морфологичес­ких, синтаксических обобщений. Аграмматическая дисгра­фия проявляется в аграмматизмах на письме на уровне сло­ва, словосочетания, предложения и текста.

Оптическая дисграфия связана с недоразвити­ем зрительного гнозиса, пространственных представлений и проявляется в заменах и искажениях графического образа букв.

Нарушения в воспроизведении букв на письме бывают двух видов: а) замены графически сходных букв — состоящих из одинаковых элементов, но различно расположенных в пространстве в ~ д, т~ш, или букв, отличающихся одним дополнительным элементом: и,-ш, л-м; б) искажение гра­фического образа букв: зеркальное написание: С-, Э-, пропуски элементов буквы, особенно когда соседние буквы имеют одинаковые элементы: ау-ау, аи-аи, написание лиш­них элементов: ш-ии неправильное расположение эле­ментов: Х-СС, т-пп-пт.

Нарушения письменной речи являются распространенным речевым расстройством, имеющим разнообразный и сложный патогенез.

Разными авторами высказываются несколько различные взгляды на причины и механизмы нарушений письма.

У детей с нарушением интеллекта нарушение письма проявляется чаще всего в сложном виде, в сочетании различных форм.

Система логопедической работы в коррекционной школе для детей с нарушением интеллекта недостаточно разработана. Ее теоретическое обоснование представляет в настоящее время малоизученную, но актуальную проблему.

В речи всех учащихся, посещавших логопункт, отмечены незначительные улучшения, но в связи с тем, что нарушения речи у детей со сниженным интеллектом носят стойкий характер, логопедическая работа осуществляется в более длительные сроки. Для логопедического кабинета были приобретены книги такие как:

1. Раздаточный дидактический материал:

  • Кем быть?
  • Музыкальные инструменты
  • Виды спорта.
  • Азбука по слогам
  • Скороговорки для маленьких
  • Птицы разных широт

2. Приобретены на спонсорские деньги: Плакаты для групповых занятий:

  • Еда и напитки.
  • Домашние животные и птицы.
  • Календарь природы.
  • Эмоции.
  • Электробытовые приборы.
  • Одежда
  • Посуда
  • Мебель
  • Перелетные птицы

3. Также приобрели:

  • Л.Н. Ефименкова . Коррекция ошибок обусловленных несформированностью фонематического восприятия в 3-х частях на CD дисках.

4. Была оказана посильная помощь в благоустройстве и озеленению класса.

Приняла активное участие на педсовете.

Выступление на М.О. учителей начальных классов 14.10.15г.

Формирование грамофорных навыков у учащихся со сниженным интеллектом.

Выступления на родительском собрании: Коррекционно-логопедическая помощь учащимся начальных классов.

В течение года при аттестации были проведены следующие занятия:

Нажмите, чтобы узнать подробности

В методической разработке проведен анализ логопедической работы за год.

Анализ работы учителя-логопеда МОУСОШ №1

Замковой О.М. за 2015-2016 учебный год

В 2015-2016 учебном году деятельность логопедической службы осуществлялась в соответствии с нормативно-правовыми актами

Положением о логопедическом пункте; Должностной инструкцией

Основная цель коррекционно-развивающей работы - устранение у обучающихся имеющихся пробелов в развитии устной и письменной речи и обусловленных ими затруднений в овладении программным материалом, создание предпосылок для успешной учебной деятельности каждого

обучающегося, независимо от начальных стартовых возможностей

В соответствии с поставленной целью в течение учебного года

решались следующие задачи:

1. Диагностика и анализ звукопроизношения, фонематического

восприятия и анализа, грамматического строя речи, связной речи

2. Анализ устной речи и некоторых неречевых процессов учащихся и

определение причин затруднений в овладении письменной речи.

3. Анализ письменных работ учащихся вторых и третьих классов.

4. Разработка и реализация содержания коррекционной работы по

предупреждению и преодолению нарушений устной и письменной речи у

учащихся начальных классов.

5. Оценка эффективности логопедической работы детей, зачисленных

на школьный логопедический пункт.

Логопедическая работа в течение учебного года проводилась по следующим направлениям:

диагностическое, цель которого - логопедическое обследование детей, комплектация подгрупп, выявление динамики в коррекционно-образовательном процессе; отражение результатов в речевых картах, при необходимости – корректировка планов индивидуальной и подгрупповой работы с детьми;

коррекционно-развивающее - проведение фронтальных, подгрупповых, индивидуальных логопедических занятий по исправлению различных нарушений устной и письменной речи согласно циклограмме рабочего времени;

консультативная деятельность.

Анализ работы учителя-логопеда по направлениям:

Диагностическое:

Обследование с учетом инициатора обращения

Результаты обследования учащихся первых классов.

Выявлено с нарушениями речи --30 уч-ся.

Количество уч-ся, прошедших диагностику

Количество уч-ся с проблемами

Результат обследования с учетом выявленных проблем

Фонетическое нарушение речи

Системное недоразвитие речи ЗПР

Нарушение чтения и письма, обусловленное недостаточной сформированностью фонетико-фонематического и лексико-грамматических средств языка

Нарушение чтения и письма, обусловленное недостаточной сформированностью фонематических процессов

Нарушение чтения и письма, обусловленное общим недоразвитием речи

Нарушение чтения и письма, обусловленное несформированностью языковых средств

Нарушение чтения и письма, обусловленное фонетико-фонематическим недоразвитием речи

Используемые диагностические методики

Обследование уровня речевого развития

Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников

Обследования письма учащихся с ОВЗ 1-4 классов

Иллюстративная методика логопедического обследования

Тестовая методика на выявление дисграфии

Логопедическое обследование детей с нарушениями речи с ЗПР, СНР

Обследования письма учащихся с ОВЗ 1-4 классов

Проанализировав данные логопедического обследования на начало 2015/2016 учебного года, можно сделать следующие выводы:

Тенденции к уменьшению количества учащихся с данной патологией не отмечается.

2. Дети пришли в первый класс с непоставленными звуками. Это говорит о недостаточной работе логопедов ДОУ.

3.Речевые диагнозы при обследовании: ОНР, Дисграфия, Дислексия, ЗПР, ФФНР, ФНР,СНР.

Коррекционное (состав коррекционных групп, направления коррекционно-развивающей работы, реализуемые учителем-логопедом; название программ, утвержденных директором).

В течение учебного года коррекционные занятия проводились согласно циклограмме рабочего времени логопеда.

Основной формой организации являются подгрупповые и индивидуальныезанятия. Группы комплектовались с учетом однородности речевого дефекта и возраста детей. Основная работа была проведена по коррекции звукопроизношения у учащихся 1-х классов.

Коррекционно – развивающие логопедические занятия проводились в течение учебного года (с 15 сентября по 15 мая) не менее 2 раз в неделю с каждой группой в соответствии с тематическим планированием, на основании которого составляется календарно-тематическое планирование для каждой логопедической группы.

Расписание логопедических занятий составлено учителем-логопедом с учетом режима работы общеобразовательного учреждения.

Коррекционно – логопедические занятия проводились как индивидуально, так и в группе. Периодичность подгрупповых и индивидуальных занятий определяется тяжестью нарушения речевого развития. Продолжительность группового логопедического занятия – 40 мин., индивидуального – 20 мин.

Читайте также: