Анализ классного уголка в начальной школе

Обновлено: 06.07.2024

Младший школьный возраст – очень ответственный период в формировании человека. Желательно, чтобы ребёнок развивался и физически, и эстетически. Жизнь вокруг него должна быть наполнена красотой, яркими красками, и в то же время приучать к осознанию себя в этом мире, к самооценке и самопознанию. В школе ребёнок проводит половину своего времени, поэтому педагоги должны стремиться создать благоприятный климат в кабинете. Немаловажная роль при этом отводится уголку класса.

Цели и задачи оформления классного уголка в начальной школе

Оформляя классный уголок, учитель должен преследовать главную цель – сопровождение и отражение целостного учебно-воспитательного процесса.

Задачи при этом могут быть разнообразные:

  • Развитие креативных способностей детей.
  • Привлечение к сотворчеству родителей.
  • Расширение сферы детских интересов.
  • Развитие самоуправления в классе.
  • Отражение воспитательного процесса.

Оформление классного уголка в начальной школе

Классный уголок в начальной школе можно оформить оригинально: не просто в виде прямоугольного стенда, а в форме солнца, цветка или корабля, на котором матросы – учащиеся класса. Всё зависит от фантазии и желания.

Разделы классного уголка в начальной школе

Разделы, которыми наполняют классный уголок в начальной школе, могут быть различными, в зависимости от целей, которые преследует учитель, и конкретных задач, которые нужно решить в этом классе.

Обязательные разделы: символика РФ и структура классного самоуправления.

Традиционными разделами являются следующие:

  • список класса,
  • график дежурства в классе,
  • расписание уроков и звонков,
  • девиз класса,
  • план школьных и классных мероприятий.

Творчески работающие педагоги, ведущие уголок не для начальства, а для детей, обязательно включают разделы успехов и достижений учащихся, гимн и эмблему класса, поздравления для именинников, фотографии учеников, творческие отчёты, информацию по безопасности, правила поведения и многое другое. Встречаются уголки, где учащиеся делятся своими впечатлениями о проведённых мероприятиях или просто о каком-то школьном дне. Такие уголки являются свидетельством интересной, насыщенной жизни классного коллектива, в них видна душа класса. Классный уголок в начальной школе – это замечательный творческий проект, несущий в себе общую идею, олицетворяющую этот классный коллектив.

Требования к уголку класса

Классный уголок в начальной школе должен отвечать ряду требований:

  • Соответствие уровню развития и интересам младшего школьного возраста.
  • Эстетичность оформления.
  • Творческий подход.
  • Нацеленность на всестороннее развитие ребёнка и коллектива в целом.

Грамотное оформление уголка повышает мотивацию школьников к обучению и активному участию в жизни школы и класса. Классный уголок в начальной школе должен быть ярким и запоминающимся, но не отвлекающим внимание на уроке. Лучше всего сочетать в оформлении не более 3-х цветов. При оформлении уголка для младших школьников следует использовать игровые моменты, ведь именно они способствуют развитию наибольшего интереса к любому виду деятельности, а затем постепенно вводить более серьёзные элементы.

Оформление уголка – дело непростое, требующее творческого подхода, фантазии и трудолюбия. Но стоит помнить о том, что уголок класса – это его портрет, отражающий буквально все направления школьной и классной жизни. Уголок класса – важная часть внеклассной работы, способствующая развитию самоуправления, заинтересованности в учебном процессе, воспитывающая активную жизненную позицию.

Презентация 1 слайд: С первых дней пребывания учащихся в школе для нас, учителей начальных классов, важно увлечь и вовлечь ребенка в ее жизнь. И при этом необходимо предоставлять ребенку возможность быть самостоятельным, иметь право на свое мнение, научить организовывать свою деятельность, создавать условия для сплочения коллектива так, чтобы ребёнок чувствовал свою необходимость и нужность.

В нашем классе воспитательная работа строится через организацию игры – путешествия.

2 слайд: Работу с классным уголком считаю одной из основных форм организации этой игры, а, следовательно, и организации воспитательного процесса для решения поставленных задач, в частности: развития творческого потенциала личности учащегося, создания условий для сплочения коллектива, развития духовно-нравственных качеств личности.

В классном уголке отражается деятельность учащихся и результативность игры.

Можно сказать, что классный уголок – это портрет класса, а его создание – важная часть воспитательной работы, позволяющая классному коллективу, ощутить себя единым целым.

Во всем многообразии методической литературы мне удалось встретить единичные высказывания о том, как необходимы классные уголки, и практически никаких методических рекомендаций по их созданию.

3 слайд: Для того чтобы работа с классным уголком способствовала решению поставленных задач в первую очередь, по моему мнению, необходимы определенные общие требования к созданию классного уголка. Я придерживаюсь требований, сформулированных в газете “Интерактивное образование”:

Какую информацию необходимо поместить в классный уголок, что бы он соответствовал сформулированным требованиям?

4 слайд: Как один из вариантов представляю структуру классного уголка на слайде.

5 слайд: Представлю работу с уголком по каждому структурному элементу:

Немаловажным моментом в проектировании классного уголка является придумывание названия. Это дело сложное и творческое. Название должно быть емким и подходить самому классному коллективу.

Каждый год вместе с детьми мы пытаемся сделать игру более интересной и увлекательной. В прошлом учебном году наш коллектив назывался “Алые паруса”. Название не отражало главные ценности коллектива. В этом году ребята придумали название коллектива: “Парусник Дружбы в океане Знаний”, для достижения успешности определили формулу, включающую главные ценности нашего коллектива: “ЗНАНИЯ + ДРУЖБА = УСПЕХ!”

6 слайд: Для того чтобы отразить целенаправленность нашей деятельности придерживаемся девиза:

“Для знаний нет дна, для дружбы нет границ”.

Атрибутика коллектива состоит из герба и гимна класса.

- Герб класса отражает сущность названия коллектива, девиза, традиций и основных направлений работы.

Герб представляет собой щит жёлтого цвета с голубой окантовкой, на котором изображён парусник, символизирующий движение класса вперёд. На парусах видны зелёные ростки - ростки открытий, открытая книга - источник знаний и колос, означающий дружбу и единение. Щит поддерживают грифоны, изображающие активность и мудрость всех участников воспитательного процесса: учащихся, родителей и классного руководителя.

-Гимн отражает единство взглядов на достижение успешности всех членов коллектива.

Гимном класса мы выбрали песню “Экипаж – одна семья”, отражающую единство взглядов нашего коллектива.

7 слайд: Список класса – неотъемлемая часть каждого классного уголка. Он говорит о том, что уголок создан именно классом – общим коллективом. Список членов классного коллектива отражён в составе экипажа.

8 слайд: Законы или правила членов коллектива - это выдержки из устава школы с перечислением их прав и обязанностей. Зная свои права и обязанности, ученики еще в школе учатся уважать и соблюдать законы. Мы составили законы экипажа в стихотворной форме, ребята приложили для этого немало усилий, их активность была отражена в классном уголке, а также составили так называемые правила на всю жизнь. Здесь использовались элементы проектной деятельности.

9 слайд: Структура органов самоуправления изображена схематически. Схему придумали сами ребята.

10 слайд: Для отражения обязанностей и поручений членов классного коллектива в уголке помещены фотографии каждого члена экипажа по отделениям.

В коллективе координируют всю работу капитан корабля.

Помощник капитана – занимается сбором информации об учебном процессе, проверяет состояние ведения дневников, организует интеллектуальные мероприятия.

Отделение культуры – организует и проводит творческие мероприятия, конкурсы, вечера, ведёт учёт участия в них всех членов экипажа.

Отделение здоровья и спорта – организует спортивные мероприятия в классе и учёт участия в них ребят, ведёт учёт посещаемости занятий учащимися, выясняет причину их отсутствия, организует здоровьесберегающие мероприятия.

Отделение охраны законности и правопорядка – координирует соблюдение норм нравственного поведения, организует соответствующие мероприятия.

Отделение друзей природы – заботится о состоянии зелёных насаждений в классе и школе, проводит мероприятия по увеличению их количества, организует и проводит работу с календарём природы.

Кроме этого каждое отделение ведёт свою рубрику в уголке, где помещают материал для всех ребят. Например, однажды ребята из отделения культуры предложили тест на определение личностных качеств ребят, отделение спорта поместили несколько новых физминуток в свою рубрику, отделение охраны порядка заинтересовали ребят кроссвордами.

В каждой микрогруппе (отделении) есть командир, который отвечает за работу своего отделения. Микрогруппы созданы по устойчивым интересам и способностям детей, выявленным в 1 и во 2 классах, когда обязанности и поручения каждого ребёнка периодически менялись. При этом каждый ребёнок ощущает свою необходимость в коллективе, проявляет свою индивидуальность в определённом виде деятельности. Выполнение поручений обсуждается и получает объективную оценку на классном часе. Это способствует тому, что дети стремятся не только выполнить поручения как можно лучше, но и внести что-то новое.

Результативность работы отделений, качество выполнения поручений отражается в уголке отметкой успехов в форме получения звезды и крепления её у фотографии, а в конце четверти по итогам активно ребятам присваиваются звания. В таблице подведения итогов в конце каждой недели капитан и его помощники отмечают результативность работы отделений.

11 слайд. Текущий план работы на месяц составляется по тематике каждого месяца. В октябре тема “Давайте жить дружно!”, по данной тематике спланированы мероприятия и назначены ответственные по отделениям.

Кроме этого составлен план на неделю: Понедельник – день творчества (смена информации в рубрике “Это интересно!”)

Вторник – день открытий (консультации по созданию внеурочных проектов)

Среда – день здоровья (игры на свежем воздухе).

Четверг- день взаимопомощи (индивидуальная помощь по предметам школьной программы).

Пятница – день новостей (подведение итогов, отражение в классном уголке).

План на день:

1 перемена – перемена добрых дел (взаимопомощь, уход за растениями.)

2 перемена - перемена этикета (правила поведения в столовой, правила приёма пищи)

3 перемена совпадает с динамической паузой – перемена здоровья (организация и проведение игр на свежем воздухе)

4 перемена – перемена радости (обсуждение успехов за день).

12 слайд: В рубрику “Поздравляем” помещаем поздравления с Днём рождения, поздравления с завоеванной наградой в соревнованиях или в творческих и интеллектуальных конкурсах.

14 слайд: Рубрика “Наши достижения” является своеобразным стимулом для творческого развития, позволяют учащимся ощутить чувство сопричастности к классу. В эту рубрику помещаем грамоты, дипломы. Самые запоминающиеся события записываем на волне Радости.

15 слайд: В уголке по мере надобности можно расположить и другие рубрики. В данном случае необходим график дежурства, полезна рубрика “О школе”, где дана краткая информационная и историческая справка о школе, материал для которой ребята собирали у библиотекаря, в секретариате школы.

16 слайд: Уголки, создаваемые в классе могут, быть и тематическими. Так, частью классного уголка может стать уголок безопасности - у нас это остров Безопасности, уголок – выставка творческих работ учащихся (остров Творчества).

17,18,19,20 слайды: Главным практическим результатом работы с классным уголком к 3 классу стали деятельная активность учащихся, удовлетворенность детей процессом и результатом творческого содружества, повышение уровня межличностных отношений участников воспитательного процесса. Об этом говорят результаты проведённой диагностики.

21 слайд: В своей работе я придерживаюсь взглядов основателя теории воспитательных систем академика Л.И. Новиковой, которая советовала педагогам не становиться (в большинстве случаев) организаторами коллективной деятельности учащихся. Придумывать дело, и проводить его, и подводить итоги должны сами дети. Главное – помочь ученикам организовать самоуправление и научить их в нем работать, постепенно предоставляя детям все больше самостоятельности, подсказывая при необходимости правильное решение.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Начальная школа - это особый мир, в котором обучение, воспитание и игра составляют единое целое. Оформление кабинета начальной школы отражает всю специфику учебного процесса в начальных классах: использование одного кабинета для преподавания всех предметов.

В оформлении кабинетов начальных классов должны гармонично сочетаться методические материалы по изучаемым предметам и игровые элементы.

В моём классе оформлены постоянные и сменные учебно-информационные стенды: "Лента букв", "Сиди правильно!", "Математическая лента".

Так же в классе есть классный уголок. Классный уголок - это форма информационного пространства, отражающая жизнь классного коллектива, определяющая психологический настрой, формирующая микроклимат коллектива, стимулирующая творческую и учебную деятельность школьника. Классный уголок - это лицо класса, он должен быть красочным и привлекательным, чтобы детям хотелось вновь и вновь подходить к нему и, чтобы он привлекал к себе взгляды гостей класса.

Забота и сохранения жизни здоровья детей - важнейшая задача каждого общеобразовательного учреждения, семьи и государства. В классе были созданы уголки: "Уголок безопасности дорожного движения", "Правила пожарной безопасности". В "Уголке безопасности дорожного движения" есть разделы: "Правила дорожного движения для пешеходов", "Правила для велосипедистов", "Правила поведения на дороге", "Службы экстренной помощи", "Дорожные знаки". А в уголке "Правила пожарной безопасности" можно узнать о правилах поведения при пожаре, а так же с правилами поведения в быту.

Данные уголки помогут сформировать у детей школьного возраста основные представления, знания, умения и навыки об основах безопасности жизнедеятельности, сформировать у детей осознанного выполнения правил поведения, обеспечивающих сохранность их жизни и здоровья в современных условиях улицы, транспорта, природы, быта.



Оглавление 1. Введение 2. Цели и задачи 3. Выбор и анализ нескольких идей 4. План работы над проектом 4.1 Выбор материалов и инструментов 4.2 Технология изготовления изделия 5. Самооценка 6. Список средств информации


1.Введение Классный уголок – зона школьного кабинета, в которой расположены список учеников, фотографии класса, расписание уроков, список именинников и много другой полезной и важной информации. Поэтому он должен быть в каждом классе и удовлетворять собой все его потребности в рамках установленного в школе порядка, а так же, осуществлять взаимообмен информацией между педагогом и учениками.


2. Цели и задачи Главной целью создания классного уголка является оформление школьного кабинета, в соответствии со всеми потребностями учеников, а так же с установленными в нашей школе правилами и распорядком. Перед созданием данного проекта передо мной стояло несколько важных задач: Провести поисковую работу по сбору информации об оформлении классных уголков Учесть потребности учеников начальной школы и адаптировать уголок к ним Сопоставить целесообразность изготовления собственного или приобретения уже готового классного уголка Придумать и выполнить технологию работы по созданию классного уголка


3.Выбор и анализ нескольких идей Прежде, чем приступить к работе, мне было необходимо изучить множество интернет – ресурсов, предлагающих готовые классные уголки.


4.План работы над проектом Прежде чем приступить к созданию своего изделия мне было необходимо продумать четкий план и порядок действий, определиться с выбором материалов и инструментов, понять каким образом сделать свой классный уголок таким, что бы он был прочным, долговечным и красивым, а так же отвечающим всем требованиям, которые предъявляются к оформлению классного кабинета учеников начальной школы.


4.1 Выбор материалов и инструментов Современный рынок предлагает огромный ассортимент художественных материалов для воплощения любых творческих идей. Но главное требование, которое я ставил перед собой – это экологичность и безопасность моего изделия. 4.1 Выбор материалов и инструментов Современный рынок предлагает огромный ассортимент художественных материалов для воплощения любых творческих идей. Но главное требование, которое я ставил перед собой – это экологичность и безопасность моего изделия.


4.2 Технология изготовления изделия На начальном этапе работы я при помощи родителей покрыл поверхность фанеры необходимым фоновым цветом.


Из нескольких интернет ресурсов мной были выбраны картинки для классного уголка, которые я распечатал и перевел через копировальную бумагу на фанеру.



Так как я не имею достаточных навыков для столь масштабной работы, рисовать и раскрашивать мне помогала моя мама.


Далее мы приобрели рамки для оформления нашего уголка и приклеили их к заготовке.


Вся необходимая информация была распечатана и вставлена в них. Таким образом, наш уголок был готов.


5.Самооценка Я считаю, что я полностью добился поставленных перед собой целей. Изготовил уникальный классный уголок, отвечающий всем требованиям учеников начальной школы, абсолютно экологичный, который на данном этапе является не просто доской информации, а настоящим украшением нашего классного кабинета.

Читайте также: