Анализ категории материя и ее атрибутов в контексте современных достижений естествознания кратко

Обновлено: 03.07.2024

С понятия материя начинается формирование мировоззрения человека, но далеко не в каждом индивидуальном мировоззрении оно имеется. Но если уж оно есть, то выступает результатом, прежде всего самостоятельного мироосмысления. Ведущим началом в процессе формирования мировоззрения личности, а значит, и понятия материи является жизненный опыт индивида, его чувства, переживания, понимание внешнего мира в связи со своим личным бытием. Именно через этот опыт преломляется знание о мире и об отношении к внешнему миру. Поэтому, выбранная мной тема являлась и является актуальной на любом этапе исторического развития общества.

1.1.Категория материи и ее фундаментальное значение для философии.

Материя является обобщением понятия материального и идеального, в силу их относительности. Понятие материи является одним из фундаментальных понятий материализма и, в частности, такого направления в философии, как диалектический материализм.

Первый этап был связан с поиском некоторой конкретной, но всеобщей вещи, составляющей первооснову всех существующих явлений. Впервые такой способ постижения мира использовали античные философы (воду, апейрон и воздух). Следующим шагом в трансформации понятия материи явился античный атомизм, развивавшийся через учение Анаксагора о качественно различных гомеомериях к представлениям Левкиппа и Демокрита, а затем Эпикура и Лукреция Кара об атомах как единой материальной основе мира.

Для второго этапа характерно:

1. определение материи в границах механистического подхода как первоосновы вещей;

3. включение в понятие материи только природного мира, оставляющее за пределами данной категории социальную сферу.

Однако уже в новоевропейской философии трактовка материи выходит за рамки традиционного ее понимания, когда в определениях Д. Локка и П. Гольбаха она трактуется как отношение субъекта и объекта, а впоследствии марксизмом – уже как философская абстракция , что и определило ее статус в рамках основного вопроса философии. В условиях научной революции XIX — начала XX века, радикально изменившей представление человека о мироздании и его устройстве, развивается представление о материи как о том, что, действуя на наши органы чувств, вызывает определенные ощущения (Г. Плеханов), или согласно позиции В.И. Ленина, является философской категорией для обозначения единственного всеобщего свойства вещей и явлений — быть объективной реальностью, существующей независимо от человеческого сознания и отображаемой им. Иными словами, материя толкуется здесь в рамках системы субъектно-объектных отношений.

В средневековой философии в материи видели принцип множества и индивидуации.

Джордж Беркли отрицал существование материи. По Беркли, все, что существует, является существующим лишь постольку, поскольку оно либо воспринимается субъективным духом как идея в ощущениях, либо само воспринимает идеи. Материя же, по определению, есть нечувствующая, немыслящая субстанция, воздействующая на дух извне и порождающая в нем идеи. Таким образом, материя не является ни идеей, воспринимаемой духом в ощущениях, ни воспринимающей идеи субстанцией, а следовательно, не существует.

Поль Гольбах считал, что материей является всё то, что действует на наши органы чувств.

Глава 2. Атрибуты материи

2.1. Движение.

Под движением материи нужно понимать не только механическое перемещение тел в пространстве, но и любые взаимодействия, а также изменения состояний объектов, которые вызываются этими взаимодействиями. Движение – это взаимное превращение элементарных частиц, и расширение Метагалактики, и обмен веществ в клетках организма, и обмен деятельностью между людьми в процессе их социальной жизни.

Материя не может существовать вне движения. Любой ее объект существует лишь благодаря тому, что в нем воспроизводятся определенные типы движения. Движение так же абсолютно, как абсолютна материя. Понятие покоя представляет собой обозначение тех состояний движения, которые обеспечивают стабильность предмета, сохранение его качества. покой относителен.

Первый тип движения - это движение, когда сохраняется качество предмета. Но кроме него существует еще один тип движения, связанный с переходом одного качества к другому, с изменением качественного состояния предмета. Это может быть разрушение предмета, распад его на составляющие элементы, которые представляют собой особые качества, возникающие в результате преобразования исходного предмета. Но может быть и более сложный процесс, когда благодаря взаимодействию объекты образуют новый объект.

В практике мы постоянно сталкиваемся с этими процессами. В ходе развития производства человечество научается синтезировать из материалов природы все более и более сложные системы. Сквозь призму наших практических взаимодействий с миром можно рассматривать и процессы, происходящие независимо от нас в самой природе. Здесь имеются процессы, связанные с такими качественными преобразованиями, когда происходит усложнение предметов, появление более сложных состояний объекта из более простых. Процессы, связанные с преобразованием качества предметов, с появлением новых качественных состояний, которые как бы развертывают потенциальные возможности, скрытые и неразвернутые в предшествующих качественных состояниях, характеризуются как развитие. Процесс развития – это всегда переход одного качества в другое, направленное формирование новых систем, новых типов организации, которые рождаются из предшествующих им систем. При этом можно выделить две разновидности процессов развития. Первая разновидность – это процессы качественных превращений, не выходящие за рамки соответствующего вида материи, определенного уровня ее организации. Вторая – процессы перехода от одного уровня к другому. В неживой природе ярким примером первой разновидности развития может служить эволюция звезд.

В рамках биологической материи также можно обнаружить рассматриваемый тип. Пример тому – формирование новых видов животных и растительных организмов. В общественной жизни в качестве образца этой разновидности развития выступает смена различных ступеней развития общества.

Наряду с данной разновидностью развития материи можно выделить вторую разновидность, связанную с переходом от качественных состояний, характерных для одного уровня организации материи, к качественному состоянию другого уровня организации. Формирование из элементарных частиц атомов и молекул, переход от неорганической природы к биологическим уровням организации, становление человека и его общественной жизни – все это примеры развития, сопровождающиеся усложнением уровней организации материи, появлением новых уровней организации, новых видов материи.

2.2. Пространство.

Для обыденно-житейских представлений пространство и время – нечто привычное, известное и даже в какой-то мере очевидное.

Пространство и время - это всеобщие формы бытия материи. Нет и не может быть материи вне пространства и времени. Как и материя, пространство и время объективны, независимы от сознания. Структура и свойства движущейся материи определяют структуру и свойства пространства и времени. Пространство и время зависят не только от материи, но и друг от друга. Это обнаруживается даже при простом механическом перемещении: по положению солнца на небе можно определить время, а для определения координат космического корабля нужно задать время. Более глубоко связь пространства и времени раскрыла теория относительности. Она ввела единое понятие четырехмерного пространства и времени (пространства Минковского). Так данные современного естествознания подтверждают единство материи, движения, пространства и времени.

Понятие пространства имеет смысл лишь постольку, поскольку сама материя дифференцирована, структурирована. Если бы мир не имел сложной структуры, если бы он нее расчленялся на предметы, а эти предметы в свою очередь, не членились на элементы, связанные между собой, то понятие пространства не имело бы смысла.

Пространство - есть форма бытия материи, характеризующая ее протяженность, сосуществование и взаимодействие материальных тел во всех системах.


  1. протяженность, т.е. взаимное расположение и существование различных тел, возможность прибавления или уменьшения какого-либо элемента;

  2. связность и непрерывность, которая проявляется физическим воздействием через поля различного характера перемещения тел;

  3. относительная прерывность, т.е. раздельное существование материальных тел, каждому из которых присущи свои границы и размеры.

Время - форма бытия материи, выражающая длительность ее существования, последовательность смены состояний всех материальных систем. В обыденной жизни и в практической деятельности понятие времени образуется благодаря сравнению, сопоставлению различных процессов движения. Например, мы говорим: лекция длится 1,5 часа. Это значит, что сложные, развертывающиеся один за другим качественно специфические процессы, взятые как единое целое, сравниваются, сопоставляются с другим процессом – колебаниями маятника часов и вызванным этими колебаниями движением часовой и минутной стрелок.

Человеку свойственно интуитивное чувство времени, не всегда им осмысливаемое. Его можно зафиксировать экспериментально. Интуитивное чувство времени основано на том, что в нашем организме существует множество периодических процессов, которые выступают в функции часов. По ним как бы измеряется длительность внешних процессов. Оказывается, что все организмы имеют как бы встроенные внутрь себя биологические часы, в функции которых выступают различные жизненные ритмы – периодически возникающая и затухающая активность клеток и отдельных органов. 14


    1. объективность;

    2. неразрывная связь с атрибутами материи (пространством, движением и др.);

    3. длительность (выражающая последовательность существования и смены состояний тел) образовывается из возникающих друг за другом моментов времени, которые составляют весь период существования тела от его возникновения и до перехода в другие формы.

Задачей философии в рамках, выбранной мною темы, является исследование всеобщих свойств материи, обеспечивающих единство объектов мира и, главное, делающих возможным их качественное многообразие вплоть до появления таких высших форм организации, как жизнь, разум, общество, культура, дух, ценности.

В первой главе я попытался раскрыть понятие материя, показать её фундаментальное значение для философии. Материя — философская категория для обозначения физической субстанции вообще, в противоположность сознанию или духу. Также хотелось бы отметить, что в современной философии проблема материи стала уходить на второй план, либо трактуется как первооснова вещей, неразрывно связанная с такими атрибутами, как движение, пространство и время.

Во второй главе своей работы я хотел рассказать об атрибуты материи, которыми являются движение, пространство и время.

Движение - способ существования материи. Проблема движения в философии занимает одно из центральных мест. Любой объект находится в движении. Движение имеет всеобщий и необходимый характер, движение - основа существования вещей, их целостности и структуры. Все объекты материального мира есть одновременно и вещи, и процессы. Предмет не существует без движения, движение - без предмета.

Пространство - есть форма бытия материи, характеризующая ее протяженность, сосуществование и взаимодействие материальных тел во всех системах.

Время - форма бытия материи, выражающая длительность ее существования, последовательность смены состояний всех материальных систем.

Список литературы
1.Батурин, В.К. Философия науки: Учебное пособие / В.К. Батурин. — М.: ЮНИТИ, 2015. — 303 c.

2.Гуревич П.С. Основы философии. М.: Гардарики, 2013. — 238 с.

3.Губин, В. Д. Философия: учебник / В. Д. Губин. – Москва: Проспект, 2013. – 332 с.

материи с одним из конкретных ее проявлений, с веществом.

Весьма важную попытку дать определение материи сделал французский материалист

XVIII века Гольбах, который в работе "Система природы" писал, что "по

отношению к нам материя вообще есть все то, что воздействует каким-нибудь

образом на наши чувства".

Здесь мы видим стремление выделить то общее в различных формах материи, а

именно: что они вызывают у нас ощущения. В этом определении Гольбах уже

отвлекается от конкретных свойств предметов и дает представление о материи

как абстракции. Вместе с тем определение Гольбаха было ограниченным. Оно не

раскрывало до конца сущности всего того , что воздействует на наши органы

чувств, оно не раскрывало специфики того, что не может воздействовать на наши

чувства. Эта незавершенность предложенного Гольбахом определения материи

создавала возможности как для материалистической, так и идеалистической ее

К концу прошлого века естествознание, и в частности физика, достигло

достаточно высокого уровня своего развития. Были открыты общие и, казалось,

незыблемые принципы строения мира. Была открыта клетка, сформулирован закон

сохранения и превращения энергии, установлен Дарвиным эволюционный путь

развития живой природы, Менделеевым создана периодическая система элементов.

Основой бытия всех людей, предметов признавались атомы - мельчайшие, с точки

зрения того времени, неделимые частицы вещества. Понятие материи

отождествлялось, таким образом, с понятием вещества, масса характеризовалась

как мера количества вещества или мера количества материи. Материя

рассматривалась вне связи с пространством и временем. Благодаря работам

Фарадея, а затем Максвелла, были установлены законы движения

электромагнитного поля и электромагнитная природа света. При этом

распространение электромагнитных волн связывалось с механическими колебаниями

гипотетической среды - эфира. Физики с удовлетворением отмечали: наконец-то,

картина мира создана, окружающие нас явления укладываются в предначертанные

Оценивая в целом представления классической физики XIX в. о строении и

свойствах материи, отметим, что они страдали теми же недостатками, что и

учения древних. Точка зрения на материю как на первичную, неизменную

субстанцию и отождествление ее при этом с веществом содержали в себе

предпосылки возможности критических ситуаций в физике. И это не замедлило

На благополучном, казалось, фоне "стройной теории" вдруг последовала целая

серия необъяснимых в рамках классической физики научных открытий. В 1896 г.

были открыты рентгеновские лучи. В 1896 г. Беккерель случайно обнаружил

радиоактивность урана, в этом же году супруги Кюри открывают радий. Томсоном

в 1897 г. открыт электрон, а в 19О1 г. Кауфманом показана изменчивость массы

электрона при его движении в электромагнитном поле. Наш соотечественник

Лебедев обнаруживает световое давление, тем самым окончательно утверждая

материальность электромагнитного поля. В начале ХХ в. Планком, Лоренцом,

Пуанкаре и др. закладываются основы квантовой механики, и, наконец, в 19О5 г.

Эйнштейном создается специальная теория относительности.

Многие физики того периода, мыслящие метафизически, не смогли понять сути

этих открытий. Вера в незыблемость основных принципов классической физики

привела их к скатыванию с материалистических позиций в сторону идеализма.

Логика их рассуждений была такова. Атом - мельчайшая частица вещества. Атом

обладает свойствами неделимости, непроницаемости, постоянства массы,

нейтральности в отношении заряда. И вдруг оказывается, что атом распадается

на какие-то частицы, которые по своим свойствам противоположны свойствам

атома. Так, например, электрон имеет изменчивую массу, заряд и т.д. Это

коренное отличие свойств электрона и атома привело к мысли, что электрон

нематериален. А поскольку с понятием атома, вещества отождествлялось понятие

материи, а атом исчезал, то отсюда следовал вывод: "материя исчезла". С

другой стороны, изменчивость массы электрона, под которой понималось

количество вещества, стала трактоваться как превращение материи в "ничто".

Таким образом, рушился один из главнейших принципов материализма - принцип

неуничтожимости и несотворимости материи.

Диалектико-материалистическое определение материи направлено против

отождествления понятия материи с ее конкретными видами и свойствами. Тем

самым оно допускает возможность существования, а значит, и открытия в будущем

новых неизвестных, "диковинных" видов материи. Следует сказать, что в

последние годы физики и философы все настойчивее предсказывают такую

Свойства и атрибуты материи

Выше уже говорилось, что материя обладает множеством свойств. Кратко

перечислим наиболее общие из них. К их числу относятся, в первую очередь,

движение, пространство и время, являющиеся атрибутами материи, т.е. тем, что

обеспечивает их бытие. Далее. Материя вечна и бесконечна. Это означает, что

она никогда не имела начала во времени и пространстве и не будет иметь конца.

Принцип неуничтожимости и несотворимости материи и движения является

следующим свойством материи. Этот принцип конкретно реализуется в

многочисленных законах сохранения. Важным свойством материи является

способность к взаимопревращению различных видов материи друг в друга. Отсюда

следует, что отдельные виды материи могут исчезнуть, но при этом в

определенном количественном соотношении появляются другие ее виды. И этот

процесс бесконечен. О свойстве неисчерпаемости материи мы уже говорили.

Наконец, материя характеризуется противоречивостью, единством прерывного и

непрерывного, единством конечного и бесконечного, абсолютностью и

относительностью и т.д.

Изучая свойства материи, можно заметить их неразрывную диалектическую

взаимосвязь. Одни свойства взаимообусловливают другие ее свойства.

Материя имеет и сложное структурное строение. На основе достижений

современной науки мы можем указать некоторые ее виды и структурные уровни.

Известно, что до конца XIX в. естествознание не шло дальше молекул и атомов.

С открытием радиоактивности электронов начался прорыв физики в более глубокие

области материи. Причем, подчеркнем еще раз, принципиально новым при этом

является отказ от абсолютизации каких-то первокирпичиков, неизменной сущности

вещей. В настоящее время физикой открыто множество различных элементарных

частиц. Оказалось, что каждая частица имеет свой антипод - античастицу,

имеющую с ней одинаковую массу, но противоположный заряд, спин и т.д.

Нейтральные частицы также имеют свои античастицы, отличающиеся

противоположностью спина и других характеристик. Частицы и античастицы,

взаимодействуя, "аннигилируют", т.е. исчезают, превращаясь в другие частицы.

Например, электрон и позитрон, аннигилируя, превращаются в два фотона.

Симметричность элементарных частиц позволяет высказать предположение о

возможности существования антимира, состоящего из античастиц, антиатомов и

антивещества. Причем все законы, действующие в антимире, должны быть

аналогичными законам нашего мира.

Общее количество частиц, включая и так называемые "резонансы", временной

промежуток жизни которой чрезвычайно мал, достигает сейчас приблизительно

цифры 3ОО. Предсказывается существование гипотетических частиц - кварков,

имеющих дробный заряд. Кварки пока не открыты, но без них невозможно

удовлетворительно объяснить некоторые квантово-механические явления. Не

исключено, что в недалеком будущем это теоретическое предсказание найдет

Систематизируя известные сведения о строении материи, можно указать следующую

ее структурную картину.

Во-первых, следует выделить три основных вида материи, к которым относятся:

вещество, антивещество и поле. Известны электромагнитные, гравитационные,

электронные, мезонные и др. поля. Вообще говоря, с каждой элементарной

частицей связано соответствующее ей поле. К веществу относятся элементарные

частицы (исключая фотоны), атомы, молекулы, макро-и мегатела, т.е. все то,

что имеет массу покоя.

Все указанные виды материи диалектически взаимосвязаны между собой.

Иллюстрацией этого является открытие в 1922 г. Луи де Бройлем двойственного

характера элементарных частиц, которые в одних условиях обнаруживают свою

корпускулярную природу, а в других - волновые качества.

Во-вторых, в самом общем виде можно выделить следующие структурные уровни

1. Элементарные частицы и поля.

2. Атомно-молекулярный уровень.

3. Все макротела, жидкости и газы.

4. Космические объекты: галактики, звездные ассоциации, туманности и т.д.

5. Биологический уровень, живую природу.

6. Социальный уровень - общество.

Каждый структурный уровень материи в своем движении, развитии подчиняется

своим специфическим законам. Так, например, на первом структурном уровне

свойства элементарных частиц и полей описываются законами квантовой физики,

которые носят вероятностный, статистический характер. Свои законы действуют в

живой природе. По особым законам функционирует человеческое общество. Имеется

целый ряд законов, действующих на всех структурных уровнях материи (законы

диалектики, закон всемирного тяготения и др.), что является одним из

свидетельств неразрывной взаимосвязи всех этих уровней.

Всякий более высокий уровень материи включает в себя более низкие ее уровни.

Например, атомы и молекулы включают в себя элементарные частицы, макротела

состоят из элементарных частиц, атомов и молекул. Однако материальные

образования на более высоком уровне не являются просто механической суммой

элементов низшего уровня. Это качественно новые материальные образования, со

свойствами, коренным образом отличающимися от простой суммы свойств составных

элементов, что и находит свое выражение в специфике законов, описывающих их.

Известно, что атом, состоящий из разнородно заряженных частиц, нейтрален. Или

классический пример. Кислород поддерживает горение, водород горит, а вода,

молекулы которой состоят из кислорода и водорода, гасит огонь. Далее.

Общество есть совокупность отдельных людей - биосоциальных существ. Вместе с

тем общество несводимо ни к отдельному человеку, ни к некоторой сумме людей.

В-третьих, исходя из приведенной выше классификации, можно выделить три

различных сферы материи: неживую, живую и социально-организованную -

общество. Выше мы рассматривали эти сферы в иной плоскости. Дело в том, что

всякая классификация относительна, а поэтому в зависимости от потребностей

познания можно давать самую различную классификацию уровней, сфер и т.д.,

отражающих сложную, многогранную структуру материи. Подчеркнем, что избранное

то или иное основание классификации есть лишь отражение многообразия самой

объективной реальности. Можно выделить микро-, макро- и мегамир. Этим

классификация структуры материи не исчерпывается, возможны и другие подходы к

Пространство и время как философские категории

Материальный мир состоит из структурных объектов, которые находятся в движении и развитии, представляющие собой процессы, которые развертываются по определенным этапам.

Наиболее общая характеристика пространства — свойство объекта быть протяженным, занимать место среди других, граничить с другими объектами.

Сравнение различных длительностей, выражающих скорость развертывания процессов, их ритм и темп является понятием времени.

Категории пространства и времени выступают как формы бытия материи. Существует две концепции пространства и времени:

субстанциальная — рассматривает пространство и время как особые сущности, которые существуют сами по себе, независимо от материальных объектов (Демокрит, Эпикур, Ньютон);

реляционная — рассматривает пространство и время как особые отношения между объектами и процессами и вне их не существуют (Лейбниц).

Всеобщие свойства пространства и времени: объективность и независимость от сознания человека; абсолютность как атрибутов материи; неразрывная связь друг с другом и с движением материи; зависимость от структурных отношений и процессов развития в материальных системах; единство прерывного и непрерывного в их структуре; количественная и качественная бесконечность.

Различают метрические (т.е. связанные с измерениями) и топологические (например, связность, симметрия пространства и непрерывность, одномерность, необратимость времени) свойства пространства и времени.

Топологические характеристики описывают: прерывность и непрерывность, размерность,свяэность, ориентируемость.

Метрические характеристики: кривизну, конечность и бес-конечносгь, изотропность, гомогенность.

Всеобщие свойства пространства: протяженность, означающая рядоположенность и сосуществование различных элементов (точек, отрезков, объемов и i:n.), возможность прибавления к каждому данному элементу некоторого следующего элемента либо возможность уменьшения числа элементов; связность и непрерывность; трехмерность.

С протяженностью пространства неразрывно связаны его метрические свойства, выражающие особенности связи пространственных элементов, порядок и количественные законы этих связей.

Специфические (локальные) свойства пространства: симметрия и асимметрия, конкретная форма и размеры, местоположение, расстояние между телами, пространственное распределение вещества и поля, границы, определяющие различные системы.

Всеобщие свойства времени: объективность; неразрывная связь с материей и ее атрибутами; длительность; одномерность и ассиметричность; необратимость и направленность от прошлого к будущему.

Специфическими свойствами времени являются конкретные периоды существования тел от возникновения до перехода в качественно иные формы, одновременность событий, которая всегда относительна, ритм процессов, скорость изменения состояний, темпы развития, временные отношения между различными циклами в структуре систем.

Теория А. Эйнштейна доказала, что в реальном физическом мире пространственные и временные интервалы меняются при переходе от одной системы отсчета к другой.

Теория относительности вывела глубокую связь между пространством и временем, показав, что в природе существует единое пространство — время, а отдельно пространство и отдельно время выступают как его своеобразные проекции, на которые оно по-разному расщепляется в зависимости от характера движения тел.

Одним из центральных понятий философии является "материя", но точно определить её сущность достаточно сложно, так как само понятие очень абстрактно и, кроме того, материальные объекты, формы материи и её свойства весьма многообразны. Весь мир состоит из различных предметов и процессов, которые превращаются друг в друга, возникают и исчезают, отражаются в сознании, существуя независимо от него. Эти предметы материального мира обладают самыми различными свойствами. Одни из них имеют большие размеры, другие - меньшие, одни просты, другие - более сложны,

Содержание

Введение_______________________________________________3 стр.
1.Понятие и свойства материи_____________________________4 стр.
2.Атрибуты материи_____________________________________ 8 стр.
3.Пространство и время__________________________________ 9 стр.
4.Движение – как основной способ бытия материи__________ 11 стр.
5.Системность_________________________________________ 16 стр.
Заключение____________________________________________18 стр.
Литература______________

Работа состоит из 1 файл

реферат материя и её атрибуты.doc

Введение______________________ _________________________3 стр.

1.Понятие и свойства материи_______________________ ______4 стр.

2.Атрибуты материи_______________________ ______________ 8 стр.

3.Пространство и время_________________________ _________ 9 стр.

4.Движение – как основной способ бытия материи__________ 11 стр.

5.Системность_________________ ________________________ 16 стр.

Заключение____________________ ________________________18 стр.

Литература____________________ ________________________ 19 стр.

Одним из центральных понятий философии является "материя", но точно определить её сущность достаточно сложно, так как само понятие очень абстрактно и, кроме того, материальные объекты, формы материи и её свойства весьма многообразны. Весь мир состоит из различных предметов и процессов, которые превращаются друг в друга, возникают и исчезают, отражаются в сознании, существуя независимо от него. Эти предметы материального мира обладают самыми различными свойствами. Одни из них имеют большие размеры, другие - меньшие, одни просты, другие - более сложны, одни постигаемы достаточно полно непосредственно чувственным образом, для проникновения в сущность других необходима абстрагирующая деятельность нашего разума. Отличаются эти предметы и по силе своего воздействия на наши органы чувств.

Ни один из этих предметов, взятый сам по себе, не может быть отождествлен с материей, но все их многообразие, включая их связи, составляет материальную действительность. Заметить общее в самых различных предметах, явлениях, процессах - задача далеко не простая. Для этого нужна определенная система сложившихся знаний и развитая способность к абстрагирующей деятельности человеческого разума.

Изучение проблем, связанных с философским анализом материи и её свойств является необходимым условием формирования мировоззрения личности и, кроме того, знание категорий бытия, материи и ее атрибутов позволяет грамотно подходить к научному исследованию, так как философское определение материи охватывает не только те объекты, которые ныне познаны, но и те, которые могут быть открыты в будущем.

Таким образом, категория материи одновременно выполняет и гносеологическую, и методологическую функции: 1) материя определяет сущность мира и является основой единства мира; 2) логика вещей (объективного) мира и определяет логику понятий, знаний человека, формируя их в единую систему (научная картина мира); 3) материальная деятельность человека - источник познания и критерий достоверности знаний, поскольку является отражением, образом объективной реальности.

В свете изложенного достаточно очевидно, что очень важна роль определения понятия материи, понимания последней как неисчерпаемой для построения научной картины мира, решения проблемы реальности и познаваемости объектов и явлений микро- и мегамира.

В своей работе я попыталась объединить различные трактовки этого понятия, дать развёрнутую характеристику её свойств и атрибутов, затрагивая исторические попытки осмысления этой проблемы.

1.Понятие и свойства материи.

На разных этапах научного познания существовали различные модели понимания материи.

атомистическая модель (Демокрит);

эфирная модель (Декарт);

В XVIII–XIX вв. ведущей становится вещественная концепция материи. Материя понимается как вещество, совокупность физико-химических тел и эфир. В силу этой двойственности объяснение одних явлений опирается на атомические представления (например, в химии), а объяснение других (например, в оптике) – на представления об эфире. Успехи, достигнутые естествознанием XIX в. на основе этой концепции, привели многих ученых к убеждению, что она дает абсолютно правильное представление о материи.

Субстратно-субстанциональное понимание материи метафизично по своему существу. Нельзя сводить материю к какому-то частному, конкретному ее виду или состоянию, рассматривать ее как некую абсолютную, неизменную субстанцию.

Мир является материальным. Однако все многочисленные и разнообразные предметы окружающего нас мира имеют один общий, если так можно выразиться, знаменатель, позволяющий объединить их понятием материи. Это общее есть независимость всего многообразия предметов от сознания людей. В то же время это общее в бытии различных материальных образований является предпосылкой единства мира.

В диалектическом материализме определение материи, во-первых, дается на базе решения основного вопроса философии. Материалистическое решение первой стороны основного вопроса философии указывает на первичность материи по отношению к сознанию.

Материя есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в его ощущениях; которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них. От философского понятия материи нужно отличать естественнонаучные и социальные представления о ее видах, структуре и свойствах. Философское понимание материи отражает объективную реальность мира, а естественнонаучные и социальные представления выражают его физические, химические, биологические, социальные свойства. Материя - это объективный мир в целом, а не то, из чего он состоит.

Понятие "материя", отражая предельно общие свойства объективного мира, является субстанцией. Не существует материя вообще, как не существует вообще человека, предмета, цвета вообще.

Выше уже говорилось, что материя обладает множеством свойств. Материя вечна и бесконечна, Это означает, что она никогда не имела начала во времени и пространстве и не будет иметь конца. Принцип неуничтожимости и несотворимости материи и движения является следующим свойством материи. Этот принцип конкретно реализуется в многочисленных законах сохранения. Важным свойством материи является способность к взаимопревращению различных видов материи друг в друга.

Отсюда следует, что отдельные виды материи могут исчезнуть, но при этом в

определенном количественном соотношении появляются другие ее виды. И этот

процесс бесконечен. Материя несотворима и неуничтожима, она есть причина самой себя. Наконец, материя характеризуется противоречивостью, единством

прерывного и непрерывного, единством конечного и бесконечного,

абсолютностью и относительностью и т.д.

Изучая свойства материи, можно заметить их неразрывную диалектическую

взаимосвязь. Одни свойства взаимообусловливают другие ее свойства.

Материя имеет и сложное структурное строение. На основе достижений

современной науки мы можем указать некоторые ее виды и структурные уровни. Систематизируя известные сведения о строении материи, можно указать

следующую ее структурную картину.

Во-первых, следует выделить три основных вида материи, к которым

относятся: вещество, антивещество и поле. Известны электромагнитные,

гравитационные, электронные, мезонные и др. поля. Вообще говоря, с каждой

элементарной частицей связано соответствующее ей поле. К веществу относятся

элементарные частицы (исключая фотоны), атомы, молекулы, макро-и мегатела,

т.е. все то, что имеет массу покоя. Все указанные виды материи диалектически взаимосвязаны между собой.

Во-вторых, в самом общем виде можно выделить следующие структурные

1. Элементарные частицы и поля.

2. Атомно-молекулярный уровень.

3. Все макротела, жидкости и газы.

4. Космические объекты: галактики, звездные ассоциации, туманности и т.д.

5. Биологический уровень, живую природу.

6. Социальный уровень - общество.

Каждый структурный уровень материи в своем движении, развитии

подчиняется своим специфическим законам. Всякий более высокий уровень материи включает в себя более низкие ее уровни.

В-третьих, исходя из приведенной выше классификации, можно выделить

три различных сферы материи: неживую, живую и социально-организованную -

общество. Выше мы рассматривали эти сферы в иной плоскости. Дело в том, что

всякая классификация относительна, а поэтому в зависимости от потребностей

познания можно давать самую различную классификацию уровней, сфер и т.д.,

отражающих сложную, многогранную структуру материи. Подчеркнем, что

избранное то или иное основание классификации есть лишь отражение

многообразия самой объективной реальности. Можно выделить микро-, макро- и

мегамир. Этим классификация структуры материи не исчерпывается, возможны и

другие подходы к ней. Все эти свойства неотделимы от материи и поэтому называются атрибутами. Атрибутами материи являются: движение, пространство, время.


В начале ХХ в. открытие радиоактивности, и изменяемости пространственно-временных свойств тел в зависимости от скорости их движения привело к глубокому мировоззренческому и методологическому кризису в естествознании.

Доказательства Зенона, некоторое время считавшиеся бесспорными, по сути дела сводятся к двум пунктам: логически невозможно мыслить множественность вещей; допущение движения приводит к противоречию. Однако уже Аристотель подверг критике те положения философии элеатов, которые привели к выводу о немыслимости движения. Во-первых, говорит Аристотель, Зенон смешивает актуальную и потенциальную бесконечность. Во-вторых, даже если пространство и время бесконечно делимы, это не означает, что они существуют раздельно друг от друга.

Проблема изменчивости мира и следствия этой изменчивости – многообразия, которая для античных философов решалась простым утверждением о наличии в космосе противоположных начал и взаимодействии стихий, вышла на первый план в философии Возрождения. В это время появилась концепция всеобщей одушевленности материи – панпсихизм. Близким по смыслу стало объяснение активности материи через наделение ее жизнью – гилозоизм. И в панпсихизме, и в гилозоизме предполагалось, что причина изменчивости мира – духовное начало, которое растворено в материи, это начало – жизнь или душа.

Развернутая концепция движения представлена в философии диалектического материализма. Диалектические материалисты, сведя все бытие к материи и отказавшись от отождествления ее с любыми конкретными проявлениями, предложили свой ответ на вопрос об источнике движения. Диалектический материализм утверждает, что источник активности материи находится в ней самой, причиной самодвижения материи признается взаимодействие противоположных начал. Именно внутренняя противоречивость материи определяет ее способность к саморазвитию. Материя – это постоянно меняющаяся целостность, неуничтожимая количественно и качественно. Одна форма движения переходит в другую, формируя новые вариации одного и того же материального мира. Движение – один из атрибутов материи, способ ее существования. В мире нет материи без движения и движения без материи. Движение понимается как любое возможное изменение, существующее в бесконечно многообразных формах. Таким образом, в диалектическом материализме подчеркивается всеобщий характер движения и избегается ошибка редукции движения к какому-то одному его конкретному виду. Покой рассматривается как относительно устойчивое состояние материи, одна из сторон движения.

Для уточнения вопроса об изменении в диалектическом материализме строится концепция типов изменчивости. Выделяются количественные и качественные изменения. Количественные изменения связаны с переносом материи или энергии, однако не предполагают изменения структуры объектов, при количественных изменениях качество объекта остается неизменным для внешнего наблюдателя. Качественные изменения, напротив, связаны с преобразованием внутренней структуры объекта.

Последовательные, необратимые качественные изменения называются развитием. Развитие, в свою очередь, может быть одноуровневым, прогрессивным или регрессивным. Прогресс – развитие, сопровождающееся повышением уровня организации объекта или системы, переход от менее совершенного к более совершенному, от низшего к высшему. Регресс – развитие, сопровождающиеся понижением уровня организации объекта или системы, переход более совершенного к менее совершенному, от высшего к низшему.

В диалектическом материализме говорится также о различных формах движения материи. Ф. Энгельс выделяет пять таких форм движения: механическую, физическую, химическую, биологическую и социальную. Все формы движения связаны и при определенных условиях трансформируются друг в друга. Каждая из форм движения связана с определенным материальным носителем: механическая – с макротелами, физическая – с атомами, химическая – с молекулами, биологическая – с белками, социальная – с человеческими индивидами и социальными общностями.

Развитие естествознания существенно скорректировало предложенную Ф. Энгельсом концепцию форм движения материи. Советский философ Б. Кедров исключил из классификации механическую форму движения на том основании, что механическое движение не является самостоятельной формой, а есть результат взаимодействия нескольких структурных уровней организации материи. Кроме того, механическое движение, которое Ф. Энгельс считал самым простым, оказалось на деле не менее сложным, чем другие. В концепции Б. Кедрова физическая форма движения распалась на субатомарную и супратомную, соответствующие микро- и макроуровням физических процессов. Биологическая форма движения, в свою очередь, также преобразовалась в сложную иерархию, состоящую из нескольких уровней: доклеточного, клеточного, многоклеточных организмов, популяций, биоценозов. Изменилось также представление о материальных носителях разных форм движения.

Таким образом, несмотря на различные философские позиции по вопросу о движении, принцип, согласно которому движение признается неотъемлемым свойством, атрибутом материи, позволяет конкретизировать принцип единства мира и объяснить многообразие чувственных вещей как изменчивых форм существования единой материи.

Пространство и время как атрибуты материи. Уже древние мудрецы объединили вопросы о бытии, движении, пространстве и времени. Апории Зенона касаются не только проблемы движения, но и выражают определенные представления о пространстве и времени.

Философские категории пространства и времени являются абстракциями высокого уровня и характеризуют особенности структурной организации материи. Пространство и время – формы бытия, по словам Л. Фейербаха, коренные условия бытия, не существующие независимо от него. Верно и другое, материя невозможна вне пространства и времени.

В истории философии можно выделить два способа интерпретации проблемы пространства и времени. Первый – субъективистский, рассматривает пространство и время как внутренние способности человека. Сторонники второго – объективистского подхода считают пространство и время объективными формами бытия, независящими от сознания человека. Наиболее ранней версией субъективистской концепции времени были идеи философа V века Августина Аврелия. Августин считал, что время – это человеческий способ обозначения изменения, и поэтому в объективном смысле не существует.

Самая известная субъективистская концепция пространства и времени принадлежит И. Канту. Пространство и время, по мысли И. Канта, это априорные формы чувственности, с помощью которых познающий субъект упорядочивает хаос чувственных впечатлений. Познающий субъект не может воспринимать мир вне пространства и вне времени. Пространство – это априорная форма внешнего чувства, позволяющая систематизировать
внешние ощущения. Время – это априорная форма внутреннего чувства, систематизирующая внутренние ощущения. Пространство и время – это формы чувственной познавательной способности субъекта и независимо от субъекта не существуют.

Еще один пример субъективистского подхода – концепция длительности А. Бергсона. А. Бергсон принципиально различал время и длительность. Длительность, по его мнению, составляет подлинную сущность жизни. Переживая длительность, человек приобщается к жизни, участвует в ней, постигает ее. Время – лишь опространствленная длительность, умерщвленная длительность, которая к сущности жизни не имеет никакого отношения и есть всего лишь удобный способ рассудочного измерения ограниченного числа процессов физического мира.

Субстанциональная и реляционная концепции пространства и времени. В истории философии сложились две концепции пространства и времени: субстанциальная и реляционная.

В окончательном виде субстанциональная концепция сформировалась в Новое время. Ее основой стали онтологические представления философов XVII века и механика И. Ньютона. Пространство в механике Ньютона – это пустое вместилище для вещества – материи. Оно однородно, неподвижно и трехмерно. Время – совокупность равномерных моментов, следующих одно за другим в направлении от прошлого к будущему. В субстанциональной концепции пространство и время рассматриваются как объективные самостоятельные сущности, независящие друг от друга, а также от характера протекающих в них материальных процессов.

Субстанциональная концепция пространства и времени адекватно вписывалась в механистическую картину мира, предлагаемую классической рационалистической философией, и соответствовала уровню развития науки XVII века. Но уже в эпоху Нового времени появляются первые идеи, которые совершенно иначе характеризуют пространство и время. Так, Г. Лейбниц считал, что пространство и время – это особые отношения между объектами и процессами и независимо от них не существуют. Пространство – порядок взаиморасположения тел, а время – порядок сменяющих друг друга событий. Несколько позже Г. Гегель указывал на то, что движущаяся материя, пространство и время связаны друг с другом, а с изменением скорости протекания процессов меняются и пространственно-временные характеристики. Гегель в частности утверждал, что мы не можем обнаружить никакого пространства, которое было бы самостоятельным пространством, любое пространство – это всегда наполненное пространство. Метафизическая по своей сути субстанциальная концепция фактически разрывала связь движущейся материи, пространства и времени. Однако являлась ведущей как в философии, так и в естествознании до ХIХ века. Первые идеи о пространстве, которые можно характеризовать как реляционные (от лат. relativus – относительный), связаны с именем Аристотеля, который критиковал Демокрита за утверждение, что существуют только атомы и пустота. Аристотель отрицал существование пустоты. Пространство, по его мнению, есть система естественных мест, занимаемых материальными объектами.

В законченном виде реляционная концепция пространства и времени сложилась после создания общей и специальной теорий относительности А. Эйнштейна и неевклидовой геометрии Н. Лобачевского.

Реляционная концепция пространства и времени. Реляционная концепция пространства и времени была сформулирована Аристотелем, который отрицал существование пустоты как таковой. Взгляды Аристотеля развили Декарт и Лейбниц. Они утверждали, что не существует ни однородной пустоты, ни чистой длительности. Пространство они понимали как порядок взаиморасположения материальных объектов, а время – как порядок последовательности сменяющих друг друга событий. Эти процессы обусловлены силами притяжения и отталкивания, внутренними и внешними взаимодействиями, движением и изменением.

Специальная теория относительности распространяет принципы относительности на законы электродинамики. В результате свойства пространства и времени, которые прежде считались абсолютными, оказываются относительными: длина, временной интервал между явлениями, понятие одновременности ставятся в зависимость от характера материальных процессов. Как говорил Эйнштейн, вместе с вещами исчезает пространство и время.

Общая теория относительности в свою очередь, распространила результаты специальной теории на неинерциальные системы отсчета, что привело к установлению зависимости между метрическими свойствами пространства и времени и гравитационными взаимодействиями. Одним из выводов общей теории относительности стало утверждение, что вблизи тяжелых объектов свойства пространства и времени отклоняются от предполагаемых геометрией Евклида. Например, было установлено, что процессы на Солнце протекают медленнее, чем на Земле из-за более высокого гравитационного потенциала на его поверхности. Наблюдалось также отклонение луча света вблизи поверхности Солнца, что свидетельствовало об изменении свойств пространства. Иначе говоря, в зависимости от гравитационных масс время может замедляться или, напротив, ускоряться, а пространство искривляться. Кривизна пространства измеряется отклонением от классических правил геометрии Евклида. Так, например, в евклидовой геометрии предполагается, что сумма углов треугольника составляет 180 градусов. Сумма же углов треугольника, изображенного на поверхности сферы, больше 180 градусов, а на седловидной поверхности – меньше 180. Поверхность сферы в неевклидовой геометрии называется поверхностью положительной кривизны, а поверхность седла – отрицательной.

Время – есть самостоятельная субстанция, и отказываться от субстанциональной концепция пространства и времени пока еще не следует, наряду с релятивистской она является справедливой. Время – форма бытия материи, выражающая длительность ее существования, последовательность смены состояний всех материальных систем. Время и пространство обладают общими свойствами. К ним относятся: объективность и независимость от сознания человека; их абсолютность как атрибутов материи; неразрывная связь друг с другом и движением; единство прерывного и непрерывного в их структуре; зависимость от процессов развития и структурных изменений в материальных системах, количественная и качественная бесконечность.

Выводы общей и специальной теории относительности и неевклидовой геометрии полностью дискредитировали понятия абсолютного пространства и абсолютного времени. Оказалось, что признанные классическими субстанциональные представления о пространстве и времени не окончательны и не универсальны. В рамках реляционной парадигмы пространство и время рассматриваются как системы отношений между взаимодействующими объектами. Пространство и время связаны друг с другом, составляют единый пространственно – временной континуум (непрерывная совокупность). Кроме того, их свойства напрямую зависят от характера протекающих в них материальных процессов.

Характеристики пространства и времени. Пространству и времени приписываются определенные физические характеристики. Общими и для пространства, и для времени являются свойства объективности и всеобщности. Пространство и время объективны, так как существуют независимо от сознания. Всеобщность означает, что эти формы присущи всем без исключения формам материи на любом уровне ее существования. Помимо этого, у пространства и времени есть ряд специфических характеристик.

Пространству приписываются свойства протяженности, изотропности (поворот, направление), однородности, трехмерности. Протяженность предполагает наличие у каждого материального объекта определенного
местоположения, изотропность означает равномерность всех возможных направлений, однородность пространства характеризует отсутствие в нем каких-либо выделенных точек, а трехмерность описывает тот факт, что положение любого объекта в пространстве может быть определено с помощью трех независимых величин.

Что касается многомерного пространства, то пока понятие многомерности существует только как математическое, а не физическое. Современная физика ведет поиски основания трехмерности пространства в структуре некоторых фундаментальных процессов, например, в строении электромагнитной волны и фундаментальных частиц. Однако не отрицается, что если из абстрактной гипотезы многомерного пространства удастся получить конкретные выводы, проверяемые в нашем воспринимаемом четырехмерном пространственно-временном континууме, то эти данные могут быть косвенным свидетельством существования многомерного пространства.

Физическому времени приписываются свойства длительности, одномерности, необратимости и однородности. Длительность интерпретируется как продолжительность существования любого материального объекта или процесса. Одномерность означает, что положение объекта во времени описывается единственной величиной. Однородность времени, как и в случае с пространством, означает отсутствие каких-либо выделенных фрагментов. Необратимость времени, т.е. его однонаправленность от прошлого к будущему, скорее всего, связана с необратимостью некоторых фундаментальных процессов и характером законов в квантовой механике. Кроме того, существует причинная концепция обоснования необратимости времени, согласно которой если бы время было обратимо, то причинная связь оказалась бы невозможной.

Важно различать календарно-астрономическое и социально-историческое время. Первое однообразно, линейно, необратимо – вперед и только вперед. Второе характеризуется многообразием, лучистостью, веерностью, в нем много самых разных ниш, позиций, траекторий, режимов и темпов продвижения вперед. Время древних веков двигалось медленно, а современные десятилетия пролетают стремительно. Люди на самом деле живут в разных временах: кто-то в прошлом, кто-то в настоящем, а кто-то уже и в будущем. И не только люди, но и общества (народы, нации, цивилизации).

Общие свойства пространства и времени: объективность и независимость от сознания человека; их абсолютность как атpибутов матеpии; неpазpывная связь дpуг с дpугом и движением; единство пpеpывного и непpеpывного в их стpуктуpе; зависимость от пpоцессов pазвития и стpуктуpных изменений в матеpиальных системах; количественная и качественная бесконечность.

К всеобщим свойствам времени относятся: объективность, неpазpывная связь с атрибутами матеpии (пpостpанством, движением и дp.), длительность (выpажающая последовательность существования и смены состояний тел) обpазовывается из возникающих друг за дpугом моментов вpемени, котоpые составляют весь пеpиод существования тела от его возникновения и до пеpехода в дpугие фоpмы.

Существование каждого тела имеет начало и конец, поэтому вpемя существования этого тела конечно и пpеpывно. Но пpи этом матеpия не возникает из ничего и не уничтожается, а только меняет фоpмы своего бытия. Отсутствие pазpывов между моментами и интеpвалами вpемени хаpактеpизует непpеpывность вpемени. Вpемя одномеpно, ассиметpично, необpатимо и напpавлено всегда от пpошлого к будущему.

Специфические свойства вpемени: конкpетные пеpиоды существования тел (они возникновенны до пеpехода в иные фоpмы); одновpеменность событий (они всегда относительны); pитм пpоцессов, скоpость изменения состояний, темп pазвития пpоцессов и дp.

Читайте также: