Анализ карт развития детей в доу

Обновлено: 08.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Адрес: 150065, г. Ярославль,ул. Папанина, дом 4А, ИНН 7603063363 КПП 760301001, ОГРН 1157627032452ОКФС 14

КАРТА ИНДИВИДУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКА

(фамилия, имя, отчество воспитанника)

Индивидуальная карта развития дошкольника предусмотрена для внесения сведений о ребенке, обучающемся по ООП, АООП, разработанной в соответствии со следующими документами:

- Конституция РФ, ст.43, 72.

-Конвенция о правах ребёнка (1989 г.).

-Федеральный закона “Об образовании в Российской Федерации” ст. 48, ч.1, п.1

-СанПиН 2.4.1.3049 – 13

-Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении;

-Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф

-ФГОС дошкольного образования (приказ от 17.10.13 г, действует с 01.01.2014 г)

Карта разработана в целях:

- осуществления мониторинга развития ребенка дошкольного возраста и построения индивидуальной траектории его развития в соответствии с образовательными потребностями и возможностями;

- осуществления преемственности между дошкольным и начальным общим образованием;

По желанию родителей (законных представителей) воспитанников данная карта может быть предоставлена ими в качестве портфолио ребенка при поступлении в общеобразовательное учреждение (далее - ОУ), в целях получения специалистами ОУ полной информации о физиологических и интеллектуальных особенностях ребенка, посещавшего дошкольное учреждение, об уровне освоения им ОПДО и сформированности интегративных качеств.

Периодичность заполнения индивидуальной карты развития дошкольника – два раза в год (сентябрь, апрель).

При заполнении индивидуальной карты развития дошкольника используется трехбалльная шкала оценок, где каждой уровневой оценке соответствует качественная характеристика.

ВложениеРазмер
kir_2016_2.docx 157.18 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА КОГАЛЫМА "ЗОЛУШКА"

индивидуального развития ребенка

(Фамилия, имя, отчество ребенка)

Результатом освоения воспитанниками содержания образовательной программы дошкольного образования (далее - ОПДО) является достижение ими необходимого и достаточного уровня готовности к освоению основных общеобразовательных программ начального общего образования. В соответствии с п. 3.2.3. Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования проводится оценка индивидуального развития детей. Индивидуальная карта развития дошкольника позволяет отследить развитие ребенка и выявить проблемные точки в образовательном процессе, требующие участия взрослого, осуществить преемственность между дошкольным и начальным общим образованием. Карта индивидуального развития ребенка дошкольного возраста позволяет фиксировать его достижения – основные нормативные показатели результата образовательного процесса – за весь период пребывания в дошкольной образовательной организации. Карта индивидуального развития ребенка – документ, включающий в себя основные показатели развития ребенка, посещающего дошкольную образовательную организацию в динамике. Карта индивидуального развития дошкольника разработана в соответствии с:

- с основными положениями методики диагностики готовности ребенка к школе, под редакцией Н.Е. Вераксы;

- с основными положениями методики диагностики развития дошкольника в образовательном процессе (в условиях вариативности форм и содержания дошкольного образования), Н.А. Коротковой, П.Г. Нежнова.

Первичное заполнение карты проводится при поступлении ребенка в ДОО, далее периодичность заполнения индивидуальной карты развития дошкольника – два раза в год (сентябрь, апрель). В карту вносятся показатели развития на начало и конец учебного года, рекомендации специалистов по проектированию индивидуального образовательного маршрута, который решает задачу создания психолого-педагогического сопровождения развития ребёнка. Эффективность психолого-педагогического сопровождения заложена в организации тесного взаимодействия между всеми участниками образовательного процесса по созданию благоприятных условий воспитания, коррекции и развития детей в дошкольном учреждении.

По желанию родителей (законных представителей) воспитанников данная карта может быть предоставлена ими в качестве портфолио ребенка при поступлении в общеобразовательное учреждение (далее - ОУ), в целях получения специалистами ОУ полной информации о физиологических и интеллектуальных особенностях ребенка, посещавшего дошкольное учреждение, об уровне освоения им ОПДО и сформированности у него предпосылок к учебной деятельности. Карта индивидуального развития ребенка передается родителям, когда ребенок выбывает из детского сада.

При заполнении индивидуальной карты развития дошкольника используется трехбалльная шкала оценок, где каждой уровневой оценке соответствует качественная характеристика: 1 - недостаточный (низкий) уровень (Н); 2 – достаточный (средний) уровень (Д); 3 – оптимальный (высокий) уровень (О).

индивидуальное занятие

В государственной стратегии развития дошкольных образовательных учреждений (ДОУ) прослеживаются два процесса, которые, на первый взгляд, противоречат друг другу: включение детей с ограниченными возможностями в общие группы и индивидуализация образования. Многим педагогам сложно их совместить. Однако всегда есть возможность даже в смешанных группах детей проводить диагностику способностей и потребностей обучающихся, чтобы специалисты ДОУ занимались с детьми индивидуально, помогая им догонять в развитии сверстников и развивать таланты.

Цели индивидуальных занятий в детском саду

В зависимости от особенностей и способностей детей, темпа их развития им зачастую показаны индивидуальные занятия. Цели индивидуальной работы в детском саду могут быть различными. Если у ребёнка имеются логопедические трудности, общее недоразвитие речи, психологические проблемы или особенности физического здоровья (нарушение зрения, слуха и т. п.), отставание в обучении, частые пропуски дней в саду, стеснительность, то индивидуальные занятия будут носить корректирующий характер и направлены на развитие дошкольника в комфортных для его здоровья условиях по специально подобранной методике. В отличие от групповых занятий, именно индивидуальная работа направлена на развитие ребёнка с учётом его личностных особенностей.

Если же речь идёт об одарённом ребёнке с заметными склонностями к творчеству или точным наукам, то целью индивидуальных занятий будет развитие способностей ребёнка. При этом стоит учитывать, что абсолютно все дети разные, и индивидуализация обучения каждого ребёнка в группе — это достижение педагога, требующее немалых усилий. Более конкретные цели зависят от тематики занятия и возраста ребёнка.

Специалистам ДОУ желательно находить подход к каждому ребёнку и давать детям задания разного уровня сложности, даже если не требуется коррекция или развитие особых талантов.

Педагог и ребенок играют со шнуровкой

Индивидуальные занятия могут быть направлены на коррекцию трудностей ребёнка, например, развитие мелкой моторики

Система индивидуальных занятий

Занятия проводятся один на один с педагогом или в малых группах до трёх детей со сходными проблемами. Возможно также давать небольшие индивидуальные задания таким ребятам на общих для всех занятиях и прогулках. Например, когда воспитатель гуляет с детьми, можно давать отдельные мини-задания, нацеленные на физическое воспитание: потренироваться в длине прыжка, удержании равновесия, правильной походке и др. При этом остальные дети в это же время могут быть заняты игрой или точно такими же индивидуальными заданиями. На занятиях по развитию речи или элементарных математических представлений можно организовать работу по карточкам, содержащим задания разного уровня в зависимости от способностей детей. Причём в подготовительной группе периодически можно предоставлять детям выбор, задания какого уровня сложности взять. Такая индивидуализация обучения позволяет не оставлять без внимания остальных детей в группе.

В первой половине дня чаще всего это занятия по познавательному развитию, а после обеда — по развитию движений, рисованию, конструированию и др. Режимные моменты — это тоже возможность для индивидуальной работы: малыши учатся культурно-гигиеническим навыкам во время умывания и одевания, а также правильному пользованию посудой и бытовому самообслуживанию во время приёмов пищи. Такая индивидуальная работа ситуативна, её трудно ограничить по времени и строго регламентировать.

Воспитатель показывает детям, как правильно мыть руки

Педагог должен проявлять индивидуальный подход к воспитанникам и во время выполнения режимных моментов в ДОУ

Что касается занятий со специалистами (логопед, дефектолог, инструктор по физической культуре и др.), то их время работы достаточно ограничено, поэтому в неспециализированных группах занятия с этими сотрудниками детского сада могут назначать не всем, а только детям с острыми проблемами и в порядке очерёдности. Во многом это зависит от укомплектованности ДОУ специалистами. Если у ребёнка есть незначительное отставание в обучении, то занятие с ним, скорее всего, будет проводить воспитатель.

Планы и отчётность

В начале учебного года воспитатель сдаёт руководству ДОУ перспективный план, в котором должна быть также отражена индивидуальная работа с детьми и родителями на учебный год. Поэтому перед составлением такого плана воспитателю нужно проанализировать контингент своей группы, узнать, из каких семей будут дети, какие у них есть проблемы и особенности. Перспективное планирование индивидуальной работы можно оформить в виде отдельной таблицы.

Таблица: пример оформления плана индивидуальных занятий на месяц по физическому воспитанию во второй младшей группе

  • прыжки на двух ногах на месте (2–3 раза);
  • прокатывание мяча по скамейке двумя руками.
  • прокатывание мяча по скамейке, придерживая его одной рукой;
  • ползание на четвереньках на расстояние 4–5 метров.
  • ходьба и бег между двумя линиями (расстояние 20 см);
  • прыжки на двух ногах;
  • прокатывание мяча двумя руками в прямом направлении.
  • скатывание мяча по наклонной доске;
  • подлезание под шнур (50 см) на четвереньках.

В конце учебного года необходимо составить отчёт о проделанной работе, а также заполнить карты индивидуального развития детей. Стоит отметить, какая была проведена работа с родителями, какие методики применялись при индивидуальной работе с воспитанниками, каких результатов удалось достичь.

Задачи и приёмы индивидуальной работы в ДОУ

Согласно ФГОС ДО (Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования), при обучении дошкольников в детском саду должны учитываться их индивидуальные особенности (состояние здоровья, жизненная ситуация, возраст и т. п.), а также особенности целых категорий групп воспитанников (например, дети с общим недоразвитием речи). И в целом стандарт активно продвигает индивидуализацию дошкольного образования. Предполагается 2 основных направления работы: индивидуальный подход к каждому ребёнку в смешанной группе и индивидуальные занятия с детьми, которым они требуются. В любом случае и те и другие занятия должны обеспечить каждому воспитаннику всестороннее развитие с коррекцией его недостатков и улучшением способностей.

Где-то в самом сокровенном уголке сердца у каждого ребёнка своя струна, она звучит на свой лад, и чтобы сердце отозвалось на моё слово, нужно настроиться самому на тон этой струны.

В. А. Сухомлинский

Педагог занимается с девочкой с цветными прищепками

Индивидуальные занятия направлены на коррекцию недостатков развития ребёнка и улучшение его способностей

В ходе индивидуальной работы с воспитанниками ДОУ решается ряд задач и используются определённые приёмы работы:

Собирая пирамидку, ребёнок закрепляет знания форм предметов, отрабатывает навыки счёта

Такие карточки можно использовать для развития геометрических представлений у старших дошкольников

Мотивирующее начало индивидуального занятия

Неотъемлемая часть успеха занятия — это интерес детей. Важно понимать, что ребёнок не обязан хотеть усвоить что-либо новое, оно должно завладеть его вниманием. Знания ни в коем случае не должны быть навязаны ребёнку. В силах воспитателя сделать так, чтобы интерес появился в начале занятия и не угасал до его конца: можно создавать внешние стимулы, а можно актуализировать собственный опыт детей. Обучающиеся хорошо воспринимают сказочные мотивы, сюрпризные моменты и элементы соревнований.

Карточки для работы с видами транспорта

Использование разнообразных дидактических пособий на занятии помогает дошкольникам лучше усваивать материал

Если ребёнку в течение долгого времени нужно пройти цикл из индивидуальных занятий по определённой теме, например, занятия с логопедом, то можно использовать для повышения мотивации дневник достижений. Особенно актуально это будет для ребят 5—7 лет. Оформить его можно как тонкий блокнот или тетрадь, куда педагог по итогам каждого занятия вклеивает наклейку за определённое достижение ребёнка (например, справился с заданием очень быстро или не сделал ни одной ошибки на занятии, или у ребёнка наконец начало получаться читать по слогам).

Пример задания с сервиса IQша

Применение информационных технологий на занятии повышает мотивацию ребёнка к выполнению задания

В качестве мотивирующего начала занятия можно использовать сюрпризные моменты. Например, если одарённому ребёнку предстоит несколько индивидуальных занятий по конструированию поделок, воспитатель может начать первое занятие с чудо-дерева, которое расцветает от успехов ребёнка. На каждом занятии малыш будет украшать дерево своими поделками, а перед каждым следующим занятием воспитатель добавляет на него по одному красивому цветочку.

Виды индивидуальных занятий в детском саду

В зависимости от целей индивидуальные занятия могут быть следующих видов:

  • Логопедическое занятие. Оно проводится с детьми, испытывающими отклонения в речевом развитии. Задачей педагога является научить ребёнка правильно произносить все звуки, развить связную речь и фонетический слух. Часто в большой группе детского сада может быть лишь несколько детей с определёнными речевыми проблемами, и им требуется индивидуальный подход.
  • Физкультурно-оздоровительное занятие. Подходит для детей, испытывающих трудности в физическом развитии, а также часто болеющим. Проводит его инструктор по ФИЗО либо воспитатель. Основные задачи — уделить внимание индивидуальным особенностям здоровья ребёнка, привить ему санитарно-гигиенические навыки, подобрать комплекс корректирующих упражнений, если требуются.
  • Музыкальное занятие. Его может проводить воспитатель с ребёнком, который пропустил несколько дней в детском саду, но должен разучить новую песню к утреннику. Другой вариант — дополнительные индивидуальные занятия музыкального руководителя с талантливыми ребятами для развития их способностей.
  • Занятие психолога. Детский психолог в ДОУ — это немедицинская специальность, не стоит путать его с психиатром или психотерапевтом. Главная задача этого специалиста заключается не в постановке диагноза, а в том, чтобы помочь родителям понять проблемы и особенности своего ребёнка. Психолог выявляет причины эмоционально-личностных нарушений у ребёнка, даёт рекомендации по их корректировке, помогает в адаптации малыша к группе, а в подготовительной группе в ходе индивидуальных занятий именно психолог определяет готовность ребёнка к поступлению в школу.
  • Занятие дефектолога. Многие родители не знают о существовании такого педагога в детском саду. Работа этого специалиста в ДОУ начинается с диагностики социального, речевого и познавательного развития ребёнка, определения его способности к обучению. Если у дошкольника есть определённые нарушения, составляется план работы по их коррекции. Как правило, коррекционная работа ведётся по небольшим подгруппам (4–6 человек) и индивидуально. В подгруппах можно развивать у детей с психическими нарушениями способности к командной игре и социальному взаимодействию в целом. Индивидуально педагог может заниматься с ребёнком коррекцией устойчивости внимания, усидчивости, развитием координации рук, преодолением заикания. По последнему на занятиях практикуются дыхательные, голосовые, расслабляющие упражнения, а также задания на координацию произношения слов с движениями рук (например, короткие стишки с хлопками).

Педагог развивает слух ребёнка с помощью игры на ксилофоне

Индивидуальные музыкальные занятия, как правило, проводятся с одарёнными детьми для развития их способностей

Как составить план-конспект индивидуального логопедического занятия

Часто у педагогов, особенно молодых, возникают сложности с подготовкой к индивидуальной работе с ребёнком. Рассмотрим довольно удобную структуру составления конспекта занятия и разберём её на примере плана индивидуального логопедического занятия с ребёнком 6–7 лет. Первое, что стоит определить, это цель и задачи занятия: для чего оно нужно, каково его место в системе занятий с конкретным ребёнком.

Таблица: пример оформления цели и задач индивидуального занятия

Таблица: примеры заданий для индивидуальных занятий

Перед ребёнком лежат картинки, спрятанные под лист цветной бумаги, нарезанной тонкими полосками, приклеенные на конверты с картинками-отгадками.
Логопед: Поднеси спрятанную картинку к своим губам. Положи язык на нижнюю губу и подуй на него так, чтобы картинка открылась (следить, чтобы малыш не надувал щёки). Отгадку ребёнок может посмотреть в конверте, чтобы проверить себя.

  • Раз, два, повернись и в животных превратись.
  • Изобрази сердитого тигра и покажи, как грозно он рычит. (Р-р-р)
  • Изобрази дятла, сидящего на дереве, и как он стучит по дереву. (Тр-р-р, тр-р-р)
  • Изобрази, как мурлычет ласковая кошечка. (Мур-р-р-р)
  • Раз, два, повернись, снова в (имя ребёнка) превратись.
  • на уровне ряда звуков: Р Р Н Г Р З Р Р Р В Р Д Р Ж М Р Р Р;
  • на уровне ряда слогов: РА-ЛО-ПО-РУ-МЫ-ОР-ВА-РА-РЫ-КО-РУ-АР;
  • на уровне слов: арбуз, окно, кефир, комар, небо, ранец, батон, ракета, робот, стакан, крот, топор, дом, пожар.
  • РА-РО-РУ-РЫ РАРАРА-РАРАРА;
  • РО-РУ-РЫ-РА РОРОРО-РОРОРО;
  • РУ-РЫ-РА-РО РУРУРУ-РУРУРУ;
  • РЫ-РА-РО-РУ РЫРЫРЫ-РЫРЫРЫ.

Автоматизация звука позволяет добиться правильного произношения его во фразовой речи. Автоматизировать поставленный звук можно лишь тогда, когда ребёнок начнёт произносить его в изолированном состоянии абсолютно верно и внятно при продолжительном или многократном повторении.

  • рак — раки,
  • тигр — …,
  • рог — …,
  • рысь — …,
  • крот — …,
  • корова — …,
  • рыба — …,
  • краб — …,
  • ворона — …

Временной план индивидуального занятия

Индивидуальное занятие должно укладываться в 15–20 минут. За это время важно успеть провести 1–2 физкультминутки с простыми упражнениями: размять пальчики, шею, встать, встряхнуть руки. В целом временной план занятия примерно следующий:

  1. Организационный момент, приветствие — 0,5–1 минута.
  2. Мотивирующее начало занятия — 1 минута.
  3. Первый блок занятия из 3–4 разных упражнений — 5–6 минут.
  4. Физкультминутка — 15–30 секунд.
  5. Второй блок упражнений — 5–6 минут.
  6. Физкультминутка — 15–30 секунд.
  7. Подведение итогов занятия — 2–3 минуты.

Девочка на индивидуальном занятии с логопедом

Индивидуальная работа логопеда со старшими дошкольниками направлена на закрепление правильного произношения звуков

В конце занятия нужно устно сказать ребёнку, что он молодец, задать ему вопросы о том, что нового и интересного он узнал на занятии. Если для мотивации ведётся дневник достижений, педагог вклеивает туда наклейку.

Именно подводящие итоги вопросы в конце занятия потихоньку закладывают в ребёнке навыки рефлексии и самоанализа. Как правило, даже на школьной скамье многие дети справляются с этим с большим трудом, поэтому учиться оценивать свои успехи стоит начинать с детского сада. Причём малышу из младшей группы можно просто предлагать похвалить себя и назвать себя молодцом, а ребёнку 6–7 лет можно задавать более сложные вопросы о том, чему он научился и чему хотел бы научиться.

КАРТА ИНДИВИДУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКА

Карта индивидуального развития дошкольника (далее - Карта) предусмотрена для аккумулирования информации о процессе освоения ребенком содержания образовательных программ: образовательной программы дошкольного образования (далее - ОПДО) и дополнительных общеразвивающих программ (далее - ДОП).

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

Тульская область, Щекинский район, р.п. Первомайский, ул.Л.Толстого, д. 6 Б ,

КАРТА ИНДИВИДУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКА

(фамилия, имя ребенка)

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Карта индивидуального развития дошкольника (далее - Карта) предусмотрена для аккумулирования информации о процессе освоения ребенком содержания образовательных программ: образовательной программы дошкольного образования (далее - ОПДО) и дополнительных общеразвивающих программ (далее - ДОП).

Индивидуальная карта развития дошкольника предусмотрена для внесения сведений о ребенке, обучающемся по ОПДО, разработанной в соответствии со следующими документами:

- Конституция РФ, ст.43, 72.

-Конвенция о правах ребёнка (1989 г.).

-Федеральный закона “Об образовании в Российской Федерации” ст. 48, ч.1, п.1

-СанПиН 2.4.1.3049 – 13

-Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении;

-Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф

-ФГОС дошкольного образования (приказ от 17.10.13 г, действует с 01.01.2014 г)

Карта разработана в целях:

- осуществления мониторинга развития ребенка дошкольного возраста и построения индивидуальной траектории его развития в соответствии с образовательными потребностями и возможностями;

- осуществления преемственности между дошкольным и начальным общим образованием;

По желанию родителей (законных представителей) воспитанников данная карта может быть предоставлена ими в качестве портфолио ребенка при поступлении в общеобразовательное учреждение (далее - ОУ), в целях получения специалистами ОУ полной информации о физиологических и интеллектуальных особенностях ребенка, посещавшего дошкольное учреждение, об уровне освоения им ОПДО и сформированности интегративных качеств.

Периодичность заполнения индивидуальной карты развития дошкольника – два раза в год (сентябрь, апрель).

При заполнении индивидуальной карты развития дошкольника используется трехбалльная шкала оценок, где каждой уровневой оценке соответствует качественная характеристика.

1 - - низкий уровень (Н);

2 – достаточный (средний) уровень (Д);

3 – оптимальный ( высокий) уровень (О).

н.г. – начало года

II . ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

Фамилия, имя, ребёнка___________________________________________________

Дата поступления в детский сад ___________________________________________

Дата начала наблюдений_________________________________________________

Дата окончания наблюдений______________________________________________

Состав семьи, ее социальный статус________________________________________

III . ОБЩИЕ АНТРОМЕТРИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ

(заполняется мед.работником) на начало/ конец учебного года

Младший дошкольный возраст (3-4 лет)

Средний дошкольный возраст (4-5 лет)

Старший дошкольный возраст (5-6 лет)

Старший дошкольный возраст (6-7 лет)

Степень адаптации к условиям ОУ (заполняется в ячейке, соответствующей возрасту поступления в ОУ)

Условно: Степени адаптации к условиям ОУ:

Читайте также: