Анализ изложения 2 класс школа россии

Обновлено: 01.06.2024

Схема анализа изложения

Число учащихся по списку

Число учащихся, выполнивших работу _____чел. _____%

Число учащихся, допустивших ошибки в

передаче содержания текста и в рассуждении

о нем _____чел. _____%

- нарушили последовательность в передаче

содержания текста _____чел. _____%

- допустили фактические ошибки _____чел. _____%

- неправильно определили тему текста и

допустили отклонения от нее _____чел. _____%

- не смогли определить основную мысль

текста _____чел. _____%

- неправильно определили основную мысль

текста _____чел. _____%

- нарушили структуру ведущего функцио-

нального типа речи _____чел. _____%

- не выделили в тексте микротемы _____чел. _____%

- неправильно выделили в тексте микротемы _____чел. _____%

- нарушили структуру типа речи в микротеме _____чел. _____%

- нарушили авторский стиль при передаче

содержания текста _____чел. _____%

Число учащихся, допустивших речевые

недочеты _____чел. _____%

- употребление слов в несвойственном им

значении _____чел. _____%

- нарушение лексической сочетаемости _____чел. _____%

- неоправданное повторение одних и

тех же слов _____чел. _____%

- употребление слова (или выражения)

иной стилевой окраски _____чел. _____%

- неудачное употребление экспрессивного,

эмоционально окрашенного средства _____чел. _____%

- неоправданное употребление просто-

речных диалектных слов и выражений _____чел. _____%

- смешение лексики разных исторических

эпох _____чел. _____%

- неудачное употребление личных и

указательных местоимений _____чел. _____%

- нарушение видовременной соотнесенности

глагольных форм _____чел. _____

- бедность и однообразие синтаксических

конструкций _____чел. _____%

- неудачный порядок слов _____чел. _____%

Число учащихся, допустивших грамматические ошибки

- ошибочное словообразование _____чел. _____%

- ошибки в словообразовании форм и

различных частей речи _____чел. _____%

- нарушение согласования _____чел. _____%

- нарушение связи между подлежащим и

сказуемым _____чел. _____%

- ошибки в построении предложения с

деепричастным и причастным оборотами _____чел. _____%

- ошибки в построении предложения с

однородными членами _____чел. _____%

- ошибки в построении сложного предло-

жения _____чел. _____%

- смешение прямой и косвенной речи _____чел. _____%

- пропуски необходимых слов _____чел. _____%

- нарушение границ предложений _____чел. _____%

Число учащихся, допустивших орфографические ошибки (см. схему анализа диктанта).

Число учащихся, допустивших пунктуационные ошибки (см. схему анализа диктанта).

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Урок 75*. Анализ изложения

Тип урока: рефлексия и коррекция результатов работы.

Задачи урока: учить аргументировано проводить работу над собственными ошибками, учить работе над речевыми недочётами и другого типа ошибками.

Планируемые результаты: находить речевые ошибки, анализировать (совместно с учителем) их причину, вносить изменения, классифицировать ошибки на изученные правила, ставить задачи по устранению причин ошибок.

Оборудование: учебник, _____________________________________________________________.

-Общая оценка учителем по итогам изложения с двух позиций: 1) передача содержания и речевое оформление, 2) грамотность записи.

Какие задачи поставим на этот урок?

в постановку

определяют задачи

2. Анализ и коррекция ошибок и недочётов

2. Анализ и корректировка типовых орфограф. и синтакс. ошибок. Больше всего ошибок допущено на правила: … . Как вы думаете, почему? Что вызвало затруднение? Над чем нужно работать, чтобы не допускать эти ошибки?

-Как можно было проверить?

Организует обсуждение причин типовых ошибок, поиск способов действий по их предупреждению

Анализируют причины ошибок.

Восстанавл. способы действий.

3. Самостоятельная работа учащихся

1. Для учащихся, написавших изложение без ошибок, допустивших 1-2 ошибки, задание по желанию: учебник с. 130, 131.

2. Задание для учащихся, допустивших ошибки.

1) Правильно записать предложения, в которых были допущены речевые недочёты.

2) На с. 130, 131 - выбрать задание для отработки умений по правилу, на которое ошибся.

Организует дифференцир. работу.

Поощряет успешных уч-ся заданием по желанию. Осуществляет помощь слабым уч-ся. Учит классиф. ошибки и проводить коррекц. работу.

Выполняют задания.

Проводят коррекцию речевых и др. ошибок.

4. Подведение итогов урока

- Выполнили ли мы задачи урока? Как работали? Что поняли? Как действовать, чтобы предупредить ошибки во время письма?

Изложение в 1-4 классах

Изложение — письменный пересказ образцового прослушанного или прочитанного текста. Изложения и сочинения рассматриваются как наиболее действенные упражнения в развитии связной речи учеников. Наряду с другими видами работ в начальной школе они учат основным умениям работы с текстом, активизируют мыслительную и творческую деятельность.

Виды изложений

По отношению к объему исходного текста:

  • Подробные (близкие к тексту).
  • Сжатые (краткий пересказ).

По отношению к содержанию:

  • Полные (все содержание).
  • Выборочные (фрагмент текста для восприятия).
  • Неосложненные.
  • Осложненные (пересказывание с использованием определенных слов, от другого лица, изложение с элементами сочинения).

По структуре исходного текста:

  • Повествование.
  • Описание.
  • Рассуждение.
  • Комбинированного характера.

Начинать обучение изложению следует с повествовательного текста, имеющего ясный сюжет, близкий и понятный младшекласснику. В рассказе должно быть небольшое количество эпизодов.

Работа над изложением во втором классе (с примером из учебника)

  1. Восприятие текста. Не стоит увлекаться долгими вступительными беседами: достаточно перед прочтением поставить задачу на понимание. Дети воспринимают текст через слух, через зрение. Можно варьировать: например, учитель читает вслух, ученики параллельно следят за текстом в книге.

В один из золотых осенних дней собрались к отлету журавли. С восходом солнца высоко поднялись птицы.

Покружились они над родным болотом и потянулись в дальние теплые страны. С ясного неба слышны их прощальные голоса.

До свидания, до свидания, журавли!

(По И. Соколову-Микитову)

  1. Структурный и содержательный анализ текста. Она из основных задач: определить тему произведения.

Когда собрались журавли к отлету?

Когда они полетели?

Куда они полетели?

Как птицы прощались с родиной?

Как прощался с журавлями автор?

  1. Орфографическая подготовка. Поскольку второклассники не знают орфограммы, подготовка заключается в том, что дети находят трудные слова, и учитель проговаривает эти слова с учениками, записывает их на доске.
  2. Коллективный устный пересказ текста с корректировкой (на первых этапах обучения).
  3. Повторное восприятие текста (читает учитель или ученики).
  4. Письменный пересказ текста. Проходит как самостоятельная работа. Учитель индивидуально помогает ученикам, которые в этом нуждаются.
  5. Самопроверка. Учитель напоминает о сложных словах на доске.

 Сборник упражнений для подготовки к сочинению и изложению

В книге нашли отражение различные виды заданий по развитию речи учащихся: редактирование текста, выбор местоимения, рас­крытие темы, повторы слов и мыслей, порядок слов в предложени­ях, работа над заглавием, составление плана и т. д. Эти задания выполняют роль необходимых вспомогательных уп­ражнений на этапе подготовки к изложениям и сочинениям.

Проверка изложения

Во втором классе проверка работ должна носить обучающий характер. Чтобы дети не боялись, можно разрешить им писать карандашами. Если дети пишут ручками, при первой проверке учитель отмечает ошибки карандашом. Красного цвета быть не должно. На уроке рефлексии дети могут переписать текст с учетом исправлений, и только после этого выставляются отметки.

Можно ставить две отметки: за содержание и речевое оформление и за грамотность, или же одну — в целом за изложение. В школе должен быть единый стандарт. Учителя решают коллективно, сколько отметок ставится: одна или две.

Одной из важнейших педагогических задач современной школы является подготовка учащихся к самостоятельной познавательной деятельности. Эта задача становится всё актуальнее, т.к. с каждым годом увеличивается поток информации, в которой нужно уметь быстро ориентироваться, выбирать главное. Обучение в школе расширяет источники и возможности речевого развития детей. Развитие речи – важная задача обучения родному языку.

Речь – основа всякой умственной деятельности, средство коммуникации. Умения учеников сравнивать, классифицировать, систематизировать, обобщать формируются в процессе овладения знаниями через речь и проявляются так же в речевой деятельности. Логически чёткая, доказательная, образная устная и письменная речь ученика – показатель его умственного развития.

Учащиеся изучают правила, где специально излагаются нормы устной и письменной речи. Помимо того, необходима планомерная и целенаправленная работа над речью учащихся, над её обогащением. Однако развивать речь не значит только предоставлять детям возможность больше говорить или писать, давать материал и темы для устных и письменных выступлений. Детей надо учить речи. Развивать речь – значит систематически, планомерно работать над содержанием речи, над её последовательностью, учить построению предложений, вдумчивому выбору подходящего слова и его формы, постоянно работать над грамотным (орфографическим и пунктуационным) оформлением мыслей и правильным орфоэпическим произнесением. Лишь непрерывная и организованная по известной системе работа по языку принесёт учащимся пользу, будет способствовать овладению его формами. Особенную трудность для детей представляет письменная речь, которой до школы они не владеют и которой они овладевают лишь постепенно, по мере усвоения грамматики и правописания и выработки речевых навыков. Наиболее распространённым видом самостоятельной письменной работы является изложение текста. И настоящее время вопрос обучения младших школьников написанию изложений не утратил своей актуальности. В системе работы, призванной развивать и совершенствовать коммуникативно-речевые умения школьников, изложения играют большую роль. Изложения – традиционный, проверенный в практике обучения вид работы по развитию связной речи. При работе над изложением не только активизируется пассивный словарь ученика, но в его речь входят новые слова, над значением и употреблением которых проводиться в классе определённая работа, речь учащихся обогащается и другими языковыми средствами выражения мысли. Под влиянием языковых особенностей исходного текста учащиеся начинают использовать в своей речи более разнообразные по структуре и стилистической принадлежности грамматические конструкции. Анализируя содержание текста, школьники учатся выделять главное и второстепенное, доказательства и выводы, делить текст на смысловые отрезки и устанавливать между ними связь, составлять план. Предлагаем ряд заданий, способствующих развитию у учащихся навыка написания изложений.

Урок 1. Тема: Предложение как основная единица речи

Зима. Ребята расчистили каток. Малыши катаются парами. Звенят весёлые голоса. Хорошо зимой!

- Сколько предложений услышали? Какое предложение состоит из одного слова? Как вы определили, сколько предложений в тексте? Что такое предложение? Вспомни правило. Докажите, что вы услышали текст. По каким признакам мы определяем границы предложения на письме?

1. Работа над оформленным предложением-образцом. Анализ готовых предложений.

- Сказать, не читая, сколько здесь предложений (по графическим знакам). Какой знак стоит в конце каждого предложения?

Лесные звери готовятся к зиме. У белки в дупле много орехов и грибов. Медведь ищет место для берлоги.

- Прочитай каждое предложение. Что говориться о зверях? О ком сообщается во втором предложении? Что сообщается о белке? О чём узнали из третьего предложения?

2. Деление сплошного текста на предложения.

А) Знакомство с текстом. Прочитай текст сначала про себя, затем тихо вслух.

Пришла зима выпало много снегу реки и озёра замерзли дети надели тёплые шубки

- О чём прочитал сначала? О чём говорится дальше? О ком сообщается потом? Сколько мыслей высказано? Сколько предложений в тексте? Озаглавь текст.

Б) Нахождение границ каждого предложения:

- О чём говориться в первом предложении? Сколько выпало снега? Что говориться про реки и озёра? Что узнали о ребятах?

Чтение каждого предложения. Выделение голосом первого слова.

В) Исправление текста.

- Какие слова надо записать с заглавной буквы? Какой знак надо поставить в конце каждого предложения?

Д) Последовательно записать каждое предложение. (Перед записью предложение прочитывается хором по слогам)

Урок 2. Тема: Текст. Признаки текста

Шла лиса по лесу. Вдруг она почуяла запах мяса. Побежала лиса на запах. А капкан цап лису за лапу! (По П. Афанасьеву)

- О ком здесь рассказывается? Какие две картинки можно нарисовать к тексту? Что было с лисой сначала? Из какого предложения об этом узнали? Прочитай. Что случилось потом? (Прочитай два следующих предложения). Чем всё закончилось? Прочитай. Соответствует ли заглавие содержанию текста? Какой случай произошёл с лисой? Можно ли озаглавить рассказ “Случай в лесу” или “Полакомилась!”? Обоснуй свой ответ.

3. Редактирование текста.

А) Прочитай предложения и назови то, которое подходит по смыслу и содержанию рассказа: Лес был густой. Лиса была голодна.

- Поможет ли это предложение понять общий смысл рассказа? Где в рассказе его лучше записать? Прочитай дополненный текст. Какими словами надо заменить слово “лиса”, чтобы оно не повторялось? Почему же предложение “Лес был густой” лишнее? По какому признаку подбирается к рассказу заглавие?

В) Запись отредактированного текста.

4. Устная работа с текстом.

А) Выделение признаков связного текста.

- Перечитай текст без первых двух предложений. Понятен ли смысл дальнейшего без вводных предложений? Что будет, если убрать 3 предложение?

Б) Работа с деформированным текстом.

- Прочитай предложения. Почему их нельзя назвать текстом?

А капкан цап лису за лапу! Шла лиса по лесу. Неудача. Побежала лиса на запах. Вдруг она почуяла запах мяса. Лиса была голодна.

Почему нарушилась связь?

Урок 3. Тема: Редактирование текста

1. Чтение текста.

Прочитайте заглавие. Снежная кукла.

- О чём, судя по заглавию, должен быть текст? Прочитайте внимательно текст. Соответствует ли его содержание заглавию?

Зимой дети играли на пруду. Руки у них зябли. Зато кукла вышла хорошая.

2. Беседа. Соответствует ли содержание текста заглавию? Почему?

Каким предложением нужно дополнить текст, чтобы его содержание соответствовало заглавию? (Из снега они лепили куклу. Они лепили снежную куклу.)

- Куда надо поставить это предложение? Почему? Соответствует ли теперь содержание текста заглавию?

3. Самостоятельная работа. Списывание дополненного текста.

4. Работа с текстом Л. Н. Толстого “Снежная кукла”.

Была зима. Зимой дети играли на пруду. Из снега они слепили куклу. Руки у них зябли. Зато кукла вышла хорошая. Глаза – угли. Нос – морковка.

- Найди и прочитай предложения, которые включены в текст. Какое из них лишнее? Почему первое предложение оказалось лишним? Что нового вы узнали из двух последних предложений?

- Что нужно изменить в рассказе, если мы не хотим исключать из него первое предложение? Перескажи отредактированный текста

Урок 4. Тема: Редактирование текста

Лиса небольшой зверь. Тело её покрыто густой рыжей шерстью. У неё короткие ноги и острая хитрая мордочка. Лиса любит мясо.

А) Перечитай внимательно предложения.

- Перечитай предложения. Можно ли их считать текстом? Озаглавь текст. Все ли признаки внешности лисы здесь перечислены, или пропущено что-то существенное?

(Дополнить: У лисы большой пушистый хвост. Предложение записывается на доску)

- Что надо сделать, чтобы составить текст-описание с этими предложениями под заглавием “Лиса”? (Убрать последнее предложение, добавить новое)

- Подумай, после какого предложения уместно вставить новые? Почему?

5. Самостоятельная запись отредактированного текста.

6. Устная работа с текстом.

А) Прочитай текст.

Самая умная из моих собак – это Жалька. Жалька всё ученье прошла, как будто её родители всему Жальку научили. Жалька играла с льдинкой. Вдруг Жальке что-то показалось. И Жалька эту льдинку не подбросила, а лизнула. Так Жалька поняла, что вода бывает в жидком и твёрдом состоянии.

- О ком этот текст? Кто такая Жалька? Какое слово повторяется в тексте очень часто? Какими словами можно заменить повторяющееся слово? Что вы можете сказать про эту собаку, прочитав рассказ? Озаглавь текст.

В) Прочитай текст, заменив повторяющиеся слова.

- Чем отличается текст от того, который читали в первый раз? Какой вариант вам понравился больше? Почему?

Урок 5. Тема: Составление текста по вопросам, подсказывающим словам для ответа

1. Ознакомление учащихся с новым видом работы – изложением (объяснение, что изложение – это письменный пересказ текста).

2. Чтение учащимися текста, записанного на доске.

Это было зимой. К окну дома прилетела синичка. У окна стояли дети. Они открыли форточку. Синичка влетела в комнату. Птичка была голодна. Она стала клевать крошки хлеба.

3. Анализ текста.

- Почему текст назван “Синичка”? Кто впустил синичку в комнату? Как дети это сделали? Найди и прочитай предложение, из которого об этом узнали. Почему дети так поступили? Отчего им было жаль её? Из каких предложений вы узнали, что птичка была голодна? Прочитай. Оцените поступок детей. Какими словами названа в рассказе синичка? Прочитай.

4. Подготовка к записи текста по вопросам.

Учитель предлагает детям ответить на каждый вопрос (кроме последнего)

- С каких слов начинается первое предложение (второе)? Обдумай два следующих предложения. Произнеси их. Выдели слово, которое будет первым. Каким словом надо заменить слово “дети” в четвёртом предложении? Каким предложением можно ответить на последний вопрос, чтобы объединить в ответе два последних предложения? Попробуйте составить предложение по схеме.

5. Пересказ текста по вопросам.

6. Запись текста в процессе коллективной работы.

Запись заглавия. Чтение первого ответа. Проговаривание предложения-ответа по слогам. Запись первого предложения и аналогично второго.

Третье, четвёртоё и пятое предложения дети записывают самостоятельно.

Ответ на шестой вопрос восстанавливается по схеме, проговаривается и записывается учащимися.

Урок 6. Тема: Изложение зрительно воспринятого текста

1. Подготовительная работа.

А) Чтение текста учащимися.

Лось - большой лесной зверь. Он ест траву и ветки.

Зимой трава засыпана снегом. Тяжело животным добывать пищу. Лесники подвозят им ветки и соль. Взрослым помогают школьники.

- Чем питается лось? Почему лосю трудно зимой? Как люди помогают животным? Кто помогает лесникам? Сколько частей в тексте? Прочитай первую часть. Что ты узнал о лосе из этой части? Прочитай вторую часть текста. О чём говориться в этой части?

В) Орфографическая подготовка.

Объясните, какими буквами обозначена мягкость согласных в словах: лось, большой, лесной зверь, ветки, тяжело, подвозят, добывать, соль, школьники (слова записаны на доске).

Объясните написание гласных после шипящих в словах: животным, пищу.

Запомните, как пишется слово “помогает”.

2. Пересказ отдельных частей текста.

3. Повторное чтение текста.

4. Написание текста.

Самостоятельная работа учащихся. Ответы на вопросы плана.

-Кто такой лось? Что он ест? Чем засыпана трава зимой? Что тяжело добывать животным? Что подвозят им лесники? Кто помогает взрослым?

Итак, вся работа строилась в соответствии с целью работы: Сформировать умение связно излагать текст. На последнем этапе детям предлагалось написание повествовательного текста, который являлся итоговым и контролирующим результат проведения обучения.

Читайте также: