Анализ главы поп кому на руси жить хорошо кратко

Обновлено: 04.07.2024

Разработка может быть использована учителями литературы при подготовке к уроку по творчеству Н.А.Некрасова.

ВложениеРазмер
komu_na_rusi.doc 77.5 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка может быть использована учителями литературы при подготовке к уроку по творчеству Н.А.Некрасова.

Цель: Определить проблему поэмы, ее историческую значимость

  1. Познакомить с историей создания поэмы, с ее композицией.
  2. Определить замысел автора через анализ “Пролога” (фольклорные, эпические мотивы, мотив дороги) для дальнейшего целостного восприятия произведения.
  3. Обучить сопоставлять и обобщать факты, логически и аргументировано мыслить и высказываться, вырабатывать внимание к художественному слову.

1. Развитие коммуникативных, исследовательских компетенций, диалогичность мышления, творческое саморазвитие, возможность реализовать себя в разных видах деятельности, рефлексии.

1.Пробудить интерес к поэме, побуждающий к ее прочтению

2 Воспитание внимательного читателя, любви к родному языку и литературе.

3.Формирование личности, способной ориентироваться в социокультурном пространстве: готовность к самостоятельному духовному освоению художественных ценностей.

Оборудование: мультимедийный проектор

  1. Организационный момент. Проверка домашнего задания.

Слово учителя. Мы продолжаем знакомиться с творчеством великого русского поэта Николая Алексеевича Некрасова.

Поэма – это крупное стихотворное произведение с сюжетно-повествовательной организацией; повесть или роман в стихах; многочастное произведение, в котором сливаются воедино эпическое и лирическое начала.

  1. Обширное повествование в стихах или прозе о выдающихся национально-исторических событиях.
  2. Сложная, продолжительная история чего-либо, включающая ряд крупных событий.

2. Знакомство с историей создания поэмы, его композицией(с ообщение ученика)

2) Композиция – построение произведения. ( На экране)

- А какие еще приемы сближают поэму с фольклором? (стилевая манера фольклорного повествования, песни, загадки - Никто его не видывал,

А слышать всякий слыхивал,

Без тела - а живет оно,

Без языка – кричит;

Поэма написана “свободным” языком, максимально приближенным к простонародной речи. Стих поэмы исследователи называют “гениальной находкой” Некрасова. Свободный и гибкий стихотворный размер, независимость от рифмы открыли возможность щедро передать своеобразие народного языка, сохранив всю его меткость.

Таким образом мы можем сделать вывод, что в своем произведении А.Н.Некрасов использует сказочный зачин, автор стремится охватить страну не только в ее настоящем, но и в прошлом - во всем ее историческом значении и географической необъятности + авторская ирония над несформированным сознанием крестьянина.

- Давайте обратимся к сюжету пролога:

Повествование поэмы начинается с загадки, попробуйте ее разгадать

В каком году - рассчитывай,

В какой земле – угадывай…(1 строфа)

(Земля - вся Русь: нищая, разоренная голодная.Год - время “временнообязанных” крестьян (раскрытие термина)? Освобождение крестьян из любой точи России (говорящая топонимика)

Вывод: оседлая Россия начинает сдвигаться с места. Давайте докажем это примерами из текста:

  • Неосознанный еще шаг крестьян – уход из дома (но одновременно у многих)
  • Случайная встреча + объединение и путь рядком.
  • А какой путь лежит перед ними? Они не знают.

Мотив “Поди туда не знаю, куда.

Какую проблему ставит автор в первых главах романа? (Проблема народного счастья после отмены крепостного права)

Почему мужики там мало просят у скатерти – самобранки? (Потому что им в голову не приходит мысль о даровом богатстве, они просят только то, что им необходимо)

спорят, ищут, думают

кому вольготно на Руси

Какие слова и выражения рисуют образные картины жизни попа и крестьян? Каково авторское отношение к ним? Крестьянин сам нуждается И рад бы дал, да нечего…, автор с жалостью относится к крестьянам:

Нет сердца, выносящего.

Без некоего трепета

Составим таблицу (в дальнейшем ученики дополнят данную таблицу другими примерами)

Глава начинается картиной деревенского пейзажа, в основе изображения лежит противопоставление: "Широкая дороженьа. песчана и глуха. По сторонам дороженьки . холмы. с полями, с сенокосами, а чаще с неудобною, заброшенной землёй" и тут же любование пейзажем: "Леса, луга поёмные, ручьи и реки русские Весною хороши". С первых строк возникают тревожныые мысли о народной судьбе, которые переходят в предчувствие надвигающейся беды и неблагополучия . Авторская речь сливается с народной, крестьянской. Здесь и просторечные формы, и повторы, и обращения как к живому существу, и краткие формы прилагательных, малые фольклорные жанры (поговорки, загадки) Эта связь с народным творчеством и живой крестьянской речью придаёт стихам в главе (да и во всей поэме) подлинное народное звучание, делает поэму близкой не только читателю-интеллигенту, но и слушателю-крестьянину.
Далее необходимо остановиться на пересказе ответа батюшки на вопрос крестьян о счастии.
В главе легко можно увидеть, как беспокойно, тяжело и бедно живётся сельским священникам, и физически, и морально. Батюшка говорит и о грубости крестьян, о неуважительном отношении к их сословию. Заканчивается глава строками: "Лицо попово строгое явилось на бугре". Они вызывают мысль о том, что отцы-священники сдерживают тёмную сторону народа. Но как долго при такой жизни можно сдерживать недовольство народа? В общем, прочти, сделай милость- и сможешь сделать хороший анализ главы.

Она начинается с главы "Поп" т. к. это было актуально в те времена, рассказывается тяжкая жизнь священников

Что, взял? башка упрямая!
Дубина деревенская!
Туда же лезет в спор!
Три года я, робятушки,
Жил у попа в работниках,
Малина – не житье!
Попова каша – с маслицом,
Попов пирог – с начинкою,
Поповы щи – с снетком!
Ну, вот тебе хваленое,
Поповское житье!

Угоды наши скудные,
Пески, болота, мхи,
Скотинка ходит впроголодь,
Родится хлеб сам-друг,
А если и раздобрится
Сыра земля-кормилица,
Так новая беда:
Деваться с хлебом некуда!
Припрет нужда – продашь его
За сущую безделицу,
А там – неурожай!
Тогда плати втридорога,
Скотинку продавай!

Можно отметить и такую особенность повествования: в основе каждого рассказа героев о его жизни лежит антитеза: прошлое – настоящее. При этом, герои не просто сравнивают разные этапы своей жизни: человеческая жизнь, счастье и несчастье человека всегда связаны с теми законами – социальными и нравственными, по которым идет жизнь страны. Герои нередко и сами делают широкие обобщения. Так, например, поп, рисуя нынешнее разорение – и помещичьих усадеб, и крестьянской жизни, и жизни священников, говорит:

Во время недалекое
Империя российская
Дворянскими усадьбами
Была полным-полна
Что свадеб там игралося,
Что деток нарождалося
На даровых хлебах!
А ныне уж не то!
Как племя иудейское,
Рассеялись помещики
По дальней чужеземщине
И по Руси родной.

Нет меры хмелю русскому,
А горе наше меряли?
Работе мера есть?
А что глядеть зазорно вам,
Как пьяные валяются,
Так погляди поди,
Как из болота волоком
Крестьяне сено мокрое,
Скосивши, волокут:
Где не пробраться лошади,
Где и без ноши пешему
Опасно перейти,
Там рать-орда крестьянская
По кочам, по зажоринам
Ползком-ползет с плетюхами, –
Трещит крестьянский пуп!

Рассказывая о своем герое, автор не стремится показать уникальность, особенность Якима. Напротив, акцентируя в описании своего героя природные образы, автор создает портрет-символ всего русского крестьянства – пахаря, за долгие годы сроднившегося с землей. Это и придает словам Якима особенную весомость: мы воспринимаем его голос как голос самой земли-кормилицы, самой крестьянской Руси, зовущей не к осуждению, но к состраданию:

Грудь впалая, как вдавленный
Живот; у глаз, у рта
Излучины, как трещины
На высохшей земле;
И сам на землю-матушку
Похож он: шея бурая,
Как пласт, сохой отрезанный,
Кирпичное лицо,
Рука – кора древесная.
А волосы – песок.

Образы счастливых в первоначальном замысле

Первый, кто встречается на пути у крестьян – это поп. По мнению Луки, священнику живется замечательно:

Счастье помещика, чья жизнь представлялась большинству крестьян сказочной, тоже очень условно. Была когда-то привольная жизнь на Руси, – так считает помещик Оболт-Оболдуев, – когда все вокруг принадлежало помещику, и он имел право вершить суд на свой вкус, с помощью кулака. Тогда он мог ничего не делать, занимаясь только псовой охотой (любимым барским развлечением) и приемом подарков от крестьян. Теперь же у помещика отобрали и крестьян, и земли, а в лесах, где раньше лаяли гончие, раздается стук топора. Прежняя Русь навсегда исчезла, и вместе с ней развеялось счастье помещиков.

Получается, что счастье не зависит от богатства и всеобщего уважения, оно кроется в чем-то ином. Вполне раскрыв эту идею на примере помещика и попа, Некрасов решает отступить от своего плана, и мужики идут искать счастья в другое место, о котором в зачине поэмы не шло даже речи.

Жизнь попа

Счастье простого народа

Женское счастье

Матрена Тимофеевна является достаточно типичным образом для Некрасова, всю жизнь развивавшего в своем творчестве тему обездоленности крестьянки, – даже свою музу он называл сестрой униженной, высеченной на площади женщины. Отметим, однако, что даже в главном произведении своей жизни он не дает ответа на вопрос – где же искать женское счастье? Разрешить эту проблему поэт предоставил грядущим поколениям.

Образ счастья как свободы в поэме

Посмотреть на проблему счастья с другой стороны предлагает странникам простая крестьянка, Матрена Тимофеевна. Рассказав им историю своей жизни, полной лишений и бед – только тогда и была она счастлива, как ребенком жила у родителей, – она добавляет:

Счастье сравнивается с долгое время недостижимой для крестьян вещью – вольной волюшкой, т.е. свободой. Матрена всю жизнь подчинялась: своему мужу, его недоброй семье, злой воле помещиков, погубивших ее старшего сына и пожелавших выпороть младшего, несправедливости, из-за которой ее мужа забрали в солдаты. Какую-то радость в жизни она получает лишь тогда, когда решается восстать против этой несправедливости и идет просить за мужа. Вот когда Матрена обретает душевный покой:

И это определение счастья как свободы, по всей видимости, приходится мужикам по душе, ведь уже в следующей главе они обозначают цель своего путешествия так:

В конце поэмы появляется образ одного из тех людей, которые, как считает Некрасов, смогут построить счастье народа – это образ Гриши Добросклонова.

Тест по произведению

Положительные черты характера героя

Странники встретили попа, которого нельзя однозначно назвать отрицательным персонажем. Искренне он рассказывает ходокам, что нельзя быть равнодушным к людскому горю. Смерть не может ни расстроить. Переживает поп, видя сирот, вдов. Привычка не вырабатывается:

Душа переболит, ломается, но не черствеет.

Священники чаще получают приход по наследству. Они с младенческих лет привыкают к жизни в Вере, не ропщут на Бога.

Умение выслушать и поддержать.

Священник находит слова для крестьянок, теряющих кормильца, для матери, хоронящей детей, для больных и убогих.

Поп должен прийти к умирающему или больному в любое время суток. Он идет в дождь, ветер, снег. Приходится идти ночью, через лес. Нет у попов сопровождающих, есть только вера.

Читайте также: