Слушание музыки в детском саду как вид деятельности дошкольника

Обновлено: 05.07.2024

Слушание музыки — самый распространенный вид музыкально-художественной деятельности.

В процессе прослушивания музыкального произведения осуществляется его музыкально-художественное восприятие. Как дошкольники слушают музыку? Доступно ли в дошкольном возрасте полноценное художественное восприятие музыкальных произведений? Отличается ли музыкальное восприятие взрослого и ребенка? Попытаемся ответить на эти вопросы.

Итак, что же общего и особенного в музыкальном восприятии взрослого и ребенка?

Музыкальное восприятие развивается прежде всего в процессе специального слушания. Именно специальное слушание музыки, накопление музыкального опыта формирует музыкальный вкус, музыкальную культуру, да и просто любовь человека к музыке.

С каждым годом все больше детей получает в детских садах систематическое музыкальное развитие. Первым звеном в системе музыкального воспитания является слушание музыки, благодаря которому у детей развивается интерес, любовь к ней, расширяется музыкальный кругозор, повышается музыкальная восприимчивость, воспитываются зачатки музыкального вкуса.

Известный советский композитор Д. Кабалевский обращал внимание педагогов на то, что музыка только тогда будет выполнять свою эстетическую, познавательную и воспитательную роль, когда дети по-настоящему научатся вслушиваться в нее и размышлять о ней. Композитор отмечал важность воспитания внимательного, понимающего слушателя с самого раннего детства.

Сила воздействия музыки на человека зависит от его подготовленности к восприятию. Развитие же восприятия музыки – работа сложная, так как она связана с тонкими, глубокими внутренними переживаниями. Их и выявить трудно, и наблюдать нелегко, и особенно сложно формировать.

Основная цель слушания музыки как вида деятельности – приобщать детей к музыке, воспитывать устойчивый интерес и любовь к ней. В соответствии с этой целью главной воспитательной задачей по слушанию музыки является формирование первоначальных основ музыкальной культуры.

Закладывая элементарные основы музыкальной культуры, необходимо учитывать возрастные возможности детей.

Дети уже в раннем детстве различают общее настроение, характер музыки, воспринимают ее эмоциональное содержание. В младших группах у детей сравнительно слабая устойчивость внимания, быстрая его переключаемость – они лучше воспринимают небольшие произведения, яркие по своим образам. Четырех-, пятилетние дошкольники имеют некоторую эмоциональную устойчивость. Появляется заинтересованность содержанием произведений, рождаются вопросы, связанные с желанием узнать, о чем рассказывает музыка. У детей 5-7 лет вырабатываются произвольное внимание, умение сосредоточиваться при слушании. Они отличаются любознательностью, начинают более осознанно интересоваться музыкой.

По сравнению с инструментальной большее влияние на детей оказывает вокальная музыка, так как основана на единстве музыкального и литературного текстов, а ребенок всегда связывает звучание с какими-либо конкретными образами. Текст песен углубляет его представления об окружающем.

С детьми старшей и подготовительной групп, когда у них приобретены некоторые навыки слушания музыки (умение различать ее характер, средства выразительности и способность более длительное время сосредотачивать свое внимание на музыкальном звучании, можно проводить занятия, целиком посвященные слушанию музыки. В такое занятие могут быть включены 4-5 произведений (1-2 инструментальные, а остальные вокальные, новыми для детей должны быть не более 1-2. По времени оно может занимать 15-20 минут.

Важными особенностями репертуара, предназначенного для слушания детьми, должны быть идейная и тематическая направленность, жанровое разнообразие с учетом возрастных возможностей дошкольников. Отличительные качества детских музыкальных произведений для слушания – художественность и доступность.

Совершенно напрасным является слушание классической музыки детьми перед сном, когда их мозговая активность сводится к минимуму. А если дети слушают музыку и не понимают ее, у них может пропасть к ней всякий интерес. Гораздо целесообразнее детям перед сном слушать колыбельные песни. Они отличаются тихой, монотонной, умиротворяющей мелодией и приводят ребенка в состояние спокойствия. При прослушивании колыбельных песен у детей возникает чувство защищенности от всякого рода воздействий внешнего мира, что способствует скорейшему их засыпанию.

Много внимания в программах по слушанию музыки детьми уделено произведениям советских композиторов – С. Прокофьева, Д. Шостаковича, Д. Кабалевского, Ан. Александрова и др. Особую радость доставляют детям всем нам известные и полюбившиеся песни В. Шаинского, Г. Гладкова, Е. Крылатова, А. Рыбникова и др.

Процесс развития детского музыкального восприятия предполагает использование следующих методов: наглядного, словесного и практического.

Велико значение словесного метода в процессе развития музыкального восприятия. Слово педагога раскрывает содержание произведения, оно помогает детям глубже его прочувствовать и понять. Формы словесного руководства различны: краткие рассказы, беседы, пояснения, постановка вопросов. Слово, обращенное к детям, по своей тональности должно соответствовать характеру произведения: звучать тепло, ласково, когда говорится о лирическом образе; радостно, торжественно, когда речь идет о произведении праздничного характера; просто, дружески, когда исполняется пьеса, рисующая картинки быта.

Хочется особо подчеркнуть необходимость осознания детьми тех настроений, чувств, которые выражены в музыкальном произведении. После его прослушивания педагог беседует о характере произведения, о том, какое настроение оно вызывает, о чем рассказывает музыка.

В работе с детьми среднего и особенно старшего дошкольного возраста беседы носят более развернутый характер. Важно, чтобы дети поняли, что ха-рактер музыки передается определенным сочетанием выразительных средств: например, нежная, светлая, спокойная мелодия, как правило, звучит неторопливо, не громко, плавно; радостный, веселый характер музыки часто создается яркой звучностью, быстрым темпом, отрывистой или скачкообразной мелодией; тревожность передается с помощью низкого, сумрачного, отрывистого звука.

В процессе развития восприятия музыки также эффективен практический метод. С целью формирования наглядных представлений о некоторых музыкальных явлениях следует ориентироваться на мышечно-двигательные ощущения детей. Слушая музыку веселого или спокойного характера в младших группах, можно использовать движения с палочками, флажками, кубиками. В старших группах для выявления ритмических особенностей, различения регистров, можно также использовать различные двигательные элементы: постукивание, хлопки, поднимание, опускание рук и т. д.

Рассмотрим некоторые приемы развития музыкального восприятия.

3. Прием оркестровки музыкальных произведений. Оркестровать произведение – значит выбрать и использовать наиболее выразительные тембры инструментов, соответствующие характеру его звучания. Прием оркестровки побуждает детей внимательно вслушиваться в музыку, чтобы соотнести имеющиеся у них представления о выразительных и изобразительных возможностях тембров детских музыкальных инструментов с ее звучанием. Так, для того чтобы подчеркнуть бодрый, торжественный характер музыки, можно использовать яркий, четкий тембр барабана или бубна, а нежный характер – мягкий, нежный тембр колокольчика. Чтобы передать изобразительные моменты, например капельки дождя, можно взять звонкий треугольник или колокольчики, а шум автомобиля хорошо передадут погремушки, маракасы, трещотки. Прием оркестровки целесообразно применять после того, как ребята неоднократно прослушают произведение, ознакомятся с характером музыки.

4. Прием передачи характера музыки в движении. Данный прием включает в себя инсценировку песен, творческое использование танцевальных, образных движений.

Приемы развития музыкального восприятия можно варьировать, сочетать друг с другом. Такие варианты придают занятию живость, непосредственность, способствуют самостоятельности детей, развитию их творческой инициативы, проявлению выдумки, фантазии, а главное, повышают интерес к музыке.

Глубинная преемственность в культурных и нравственных традициях возникает лишь там, где ребенок начинает осваивать их с раннего возраста. Музыка обогащает духовный мир ребенка, воздействует на процесс становления его нравственных качеств. Кому же, как ни нам, людям искусства, найти заветную тропинку к душам наших детей и раскрыть мир Любви и Добра. Это нужно не только музыкальным руководителям, но и всем педагогам. Ведь педагог – это, прежде всего, духовный и нравственный наставник, праведник и гуманист. Без этих добродетелей мы не можем взывать к сознанию детей, не имеем на то морального права.

Развитие речи дошкольников средствами музыкальной деятельности Музыкальное воспитание детей в детском саду имеет большое значение для развития речи детей. Все виды музыкальной деятельности (пение, слушание,.

Слушание музыки как формирование основ музыкальной культуры детей дошкольного возраста Слушание музыки как формирование основ музыкальной культуры детей дошкольного возраста. Различные виды искусства обладают специфическими.

Виды музыкальной деятельности дошкольников Музыкальные способности проявляются и развиваются в процессе музыкальной деятельности. Музыкальная деятельность дошкольников – это различные.


Не верьте тому, что человек может понять музыку сразу.

Это невозможно. К ней надо сначала привыкнуть.

Любой разговор о музыке имеет смысл только тогда, когда наряду с ним звучит музыка. Музыка участвует в беседе, рассказывает о мире, о природе, человеке с помощью языка звуков и интонаций. Познание ребёнком этого своеобразного языка начинается с того момента, когда появляется первый интерес к музыкальному звуку, музицированию, когда возникает желание рассуждать о средствах музыкальной выразительности.

Слушание музыки – один из наиболее развивающих и в то же время сложных для детей видов музыкальной деятельности. В нём дети приобретают самый большой, по сравнению с другими её видами, объём музыкальных впечатлений. Учатся слушать и слышать музыку, переживать и анализировать её. В процессе слушания развивается музыкальное восприятие - мышление.

Элементарные представления о языке музыкального искусства формируются прежде всего в разнообразных видах детской музыкальной деятельности (восприятии, исполнительстве, творчестве) на занятиях. Кроме этого, на музыкальных праздниках и вечерах создаётся особая атмосфера удивительного единения детей и взрослых, доверия друг другу, доброжелательности, которая способствует успешному вхождению ребёнка в мир музыки.

В искусстве, особенно в музыке, ребёнку необходимо быть свидетелем эмоционального воздействия, ему нужен эмоциональный пример. Это один из основных музыкальных уроков детства. Сами взрослые должны не только любить музыку, знать её, обладать достаточным уровнем музыкальной культуры, но и понимать самоценность дошкольного периода детства для вхождения ребёнка в мир музыки.

Музыка вызывает у слушателя различные чувства: радость, удивление, восторг, праздничную приподнятость или лёгкую печаль. Музыкальное искусство, отражая жизнь в её многообразии, расширяет кругозор ребёнка, обогащает его духовный мир. Музыка побуждает к общению, к творческой деятельности, доставляет эстетическое наслаждение. Воздействуя на чувства и сознание ребёнка, она способствует его активному сопереживанию.

В целом восприятие музыки представляет для дошкольников большую трудность, что связано, с одной стороны, со спецификой музыкального художественного образа, с другой – с возрастными особенностями дошкольника. Детям-дошкольникам с неустойчивым вниманием и малым по объёму запоминанием трудно воспринять и понять развивающийся во времени музыкальный образ. Им нужно помочь войти в мир музыки, помочь её услышать и понять.

специальный подбор музыкального репертуара;

использование соответствующих возрасту методов работы с ним;

использование других видов музыкальной деятельности (музыкально-ритмических движений, игры в оркестре, пения);

Систематическое обогащение музыкальными впечатлениями в процессе работы по слушанию музыки способствует развитию музыкального восприятия детей. Программа по слушанию музыки в детском саду определяется воспитательными задачами, а не задачами обучения, так как сведения, получаемые детьми при восприятии музыки, ещё очень ограничены. Основная цель этого вида деятельности – приобщить детей к музыке, воспитывать интерес и любовь к ней.

знакомство детей с доступными для их восприятия современными, классическими произведениями, а также с народным музыкальным творчеством, распределяя их по жанрам и видам;

формирование у детей музыкальной восприимчивости, способности эмоционально откликаться на музыку, сопереживать выраженным в ней чувствам;

развитие способности запоминать музыкальные произведения, их содержание, характер, средства музыкальной выразительности; постепенное формирование представлений о музыке;

воспитание оценочного отношения к музыке и её исполнению, что является проявлением музыкального вкуса;

формирование навыка слушания музыки;

Ознакомление с музыкальными произведениями, их запоминание, накопление музыкальных впечатлений.

Развитие музыкальных способностей и навыков культурного слушания музыки.

На каждом из этих этапов применяются определённые методические приёмы.

На первом этапе музыкальный руководитель должен пробудить интерес к произведению, выразительно исполнив его. Это обязательное требование. Первое исполнение музыкального произведения должно быть особенно проникновенным, чтобы оставить глубокое впечатление в душе ребёнка. На этом этапе необходимо приучать детей активно вслушиваться, откликаться на чувства, выраженные в музыке, воспринимать её общий характер. Слово педагога, посвящённое музыке, должно быть кратким, образным. Очень важно продумать вступительное слово перед первым слушанием музыки, а также и все последующие пояснения.

По высказываниям детей, по мимике, по выражению лица ребёнка в процессе слушания мы можем судить об их активном музыкальном восприятии и заинтересованности.

На втором этапе перед педагогом стоит задача активизации процесса восприятия музыки. Музыкальный руководитель обращает внимание на наличие вступления, заключения, а также на основные средства музыкальной выразительности. Можно использовать игрушки и игровые приёмы обучения, показ иллюстраций, тематически связанных с содержанием произведения. Этот этап характерен углубленным восприятием музыки уже неоднократно слышанной, путём привлечения внимания к отдельным элементам музыкальной выразительности, развитием музыкальной памяти.

На третьем этапе слушания музыкальных произведений ребёнок начинает узнавать их, что говорит о сформировавшихся представлениях о музыке. В результате частого повторения произведений дети запоминают, выделяют наиболее понравившиеся. Появляется избирательное отношение к музыке. Дети просят исполнить их любимые произведения потому, что хотят вновь испытать и пережить вызванные ими чувства.

Восприятие музыки в младшей и средней группах является как самостоятельным видом деятельности, так и моментом, предваряющим детское пение и музыкально-ритмические движения, так как прежде чем дети сами начнут петь и исполнять игры и пляски, они должны получить запас музыкальных впечатлений.

накапливать у детей музыкальные впечатления, вызывать у них радостное настроение;

развивать умение различать звуки по высоте, динамике, тембру; не отвлекаясь, слушать произведение до конца, запомнить его;

формировать умение слушать музыку заинтересованно, внимательно, до конца, откликаясь на её характер и настроение;

развивать память, путём узнавания песни, инструментальной пьесы по сыгранной мелодии или пропетой без слов;

воспитывать интерес и любовь к музыке, желание слушать её, накапливать музыкальные впечатления;

Систематические упражнения в слушании музыки вырабатывают у детей устойчивость слухового внимания. Это помогает ребёнку эмоционально и сознательно воспринимать музыку. Музыка для восприятия детьми младшего и среднего возраста должна быть светлой и жизнерадостной. Тематика произведений – самой разнообразной, но должна относиться к близким и понятным детям явлениям жизни.

В старших группах продолжается и углубляется работа по восприятию музыки. Оно выступает и как раздел занятия, и как методический приём работы, и как самостоятельное занятие. Восприятие детей этого возраста становится более осознанным, управляемым. Развивается произвольная память, внимание. Дети замечают сходство музыкальных произведений одного жанра, сопоставляют знакомые произведения по их образному содержанию, характеру звучания. Появляется заинтересованность, устойчивость переживаний и чувств. Внимание детей уже более устойчиво, они подготовлены слушать сложные произведения. У детей достаточно развита речь, богатый словарный запас. Они могут высказывать свои суждения о музыке, пользоваться различными терминами. Дети живо и эмоционально реагируют на исполнение произведений педагогом.

приучать со вниманием слушать музыку, все эмоции выражать после слушания;

воспитывать интерес к вокальной и инструментальной музыке;

прививать интерес к слушанию народной, классической и современной музыки в исполнении солистов, хора, оркестра;

приучать запоминать произведения по вступлению и заключению, по мелодии, отдельным фразам и частям;

развивать умение различать характер музыки, средства музыкальной выразительности, различать двух и трёхчастную форму, песенный, танцевальный и маршевый жанры;

В основе развития музыкального восприятия по-прежнему лежит выразительное исполнение произведений педагогом, умелое использование слова, игрушек, иллюстраций, картинок, предметов прикладного искусства.

Самые яркие, любимые музыкальные произведения могут быть включены в сценарии праздничных утренников. Праздники в детском саду – это незабываемые страницы в жизни ребёнка, богатый источник его впечатлений. Поэтому так важно, чтобы и в процессе подготовки к празднику, и на самом праздничном утреннике звучала высокохудожественная музыка, способная оставить заметный след в душе ребёнка.

Васильева М.А., Гербова В.В., Комарова Т.С. Программа воспитания и обучения в детском саду М.: Мозаика – Синтез 2011

Ветлугина Н.А. Методика музыкального воспитания в детском саду М.: 1989

Дзержинская И.Л. Музыкальное воспитание младших дошкольников. – М.: просвещение, 1985

МетловН.А. Музыка – детям М.: Просвещение 1985

Основные термины (генерируются автоматически): восприятие музыки, музыка, ребенок, слушание музыки, музыкальный руководитель, произведение, процесс слушания, детский сад, музыкальная выразительность, музыкальная деятельность.

Похожие статьи

Метод моделирования в слушании музыки у детей дошкольного.

восприятие музыки, музыка, ребенок, слушание музыки, музыкальный руководитель, процесс слушания, произведение, детский сад, музыкальная деятельность, музыкальная выразительность.

музыка, ребенок, музыкальная деятельность, музыкальное.

восприятие музыки, музыка, ребенок, слушание музыки, музыкальный руководитель, процесс слушания, произведение, детский сад, музыкальная деятельность, музыкальная выразительность.

Формирование экологического сознания через восприятие.

восприятие музыки, музыка, ребенок, слушание музыки, музыкальный руководитель, процесс слушания, произведение, детский сад, музыкальная деятельность, музыкальная выразительность.

Основы развития музыкального восприятия детей старшего.

музыкальное произведение, музыкальное восприятие, ребенок, музыкальный образ, музыка, слушание музыки, музыкальная деятельность, музыкальная культура, музыкальная выразительность.

Роль музыки в психическом развитии дошкольника

музыкальное произведение, музыкальное восприятие, ребенок, музыкальный образ, музыка, слушание музыки, музыкальная деятельность, музыкальная культура, музыкальная выразительность.

Роль музыкально-дидактических игр в развитии музыкальных.

ребенок, игра, музыка, занятие, слушание музыки, музыкальный руководитель, детский сад, доступная игровая форма, музыкально-дидактическая игра, элементарное музицирование.

Театрализованная деятельность (опера-сказка) как эффективное.

восприятие музыки, музыка, ребенок, слушание музыки, музыкальный руководитель, процесс слушания, произведение, детский сад, музыкальная деятельность, музыкальная выразительность.

Интеграция различных видов искусства посредством.

восприятие музыки, музыка, ребенок, слушание музыки, музыкальный руководитель, процесс слушания, произведение, детский сад, музыкальная деятельность, музыкальная выразительность.

Игра как приём музыкального обучения в детском саду

ребенок, игра, музыка, занятие, слушание музыки, музыкальный руководитель, детский сад, доступная игровая форма, музыкально-дидактическая игра

Влияние музыкального воспитания на физическое развитие детей. музыкальное сопровождение, музыка, ребенок.

Метод моделирования в слушании музыки у детей дошкольного.

восприятие музыки, музыка, ребенок, слушание музыки, музыкальный руководитель, процесс слушания, произведение, детский сад, музыкальная деятельность, музыкальная выразительность.

музыка, ребенок, музыкальная деятельность, музыкальное.

восприятие музыки, музыка, ребенок, слушание музыки, музыкальный руководитель, процесс слушания, произведение, детский сад, музыкальная деятельность, музыкальная выразительность.

Формирование экологического сознания через восприятие.

восприятие музыки, музыка, ребенок, слушание музыки, музыкальный руководитель, процесс слушания, произведение, детский сад, музыкальная деятельность, музыкальная выразительность.

Основы развития музыкального восприятия детей старшего.

музыкальное произведение, музыкальное восприятие, ребенок, музыкальный образ, музыка, слушание музыки, музыкальная деятельность, музыкальная культура, музыкальная выразительность.

Роль музыки в психическом развитии дошкольника

музыкальное произведение, музыкальное восприятие, ребенок, музыкальный образ, музыка, слушание музыки, музыкальная деятельность, музыкальная культура, музыкальная выразительность.

Роль музыкально-дидактических игр в развитии музыкальных.

ребенок, игра, музыка, занятие, слушание музыки, музыкальный руководитель, детский сад, доступная игровая форма, музыкально-дидактическая игра, элементарное музицирование.

Театрализованная деятельность (опера-сказка) как эффективное.

восприятие музыки, музыка, ребенок, слушание музыки, музыкальный руководитель, процесс слушания, произведение, детский сад, музыкальная деятельность, музыкальная выразительность.

Интеграция различных видов искусства посредством.

восприятие музыки, музыка, ребенок, слушание музыки, музыкальный руководитель, процесс слушания, произведение, детский сад, музыкальная деятельность, музыкальная выразительность.

Игра как приём музыкального обучения в детском саду

ребенок, игра, музыка, занятие, слушание музыки, музыкальный руководитель, детский сад, доступная игровая форма, музыкально-дидактическая игра

Влияние музыкального воспитания на физическое развитие детей. музыкальное сопровождение, музыка, ребенок.

Музыкальное развитие детей

При СЛУШАНИИ МУЗЫКИ необходимо учитывать возрастные особенности детей:

В дошкольном возрасте при слушании музыки необходимо учитывать возрастные особенности детей:
- На первом – втором году жизни малыши различают общее настроение, характер музыки, воспринимают эмоциональное её содержание.

- В младших группах детского сада дети лучше воспринимают небольшие, яркие по своим образам произведения, особенно песни. Для этого возраста характерны внешние проявления эмоций – жесты, удивления, восхищения, выражающиеся в подпрыгивании, прихлопывании.

- У Четырёх – пятилетних дошкольников появляется заинтересованность в содержании произведения, рождаются вопросы, связанные с желанием узнать, о чём рассказывает музыка. Есть желание рассказать о впечатлениях после прослушанной пьесы или песни, наблюдается проявление музыкальной памяти.

- Дети 5-7 лет имеют достаточно развитое внимание, умение сосредоточиваться, улавливать музыку более детально. Они имеют потребность многократного общения с любимыми произведениями. Дети старшего дошкольного возраста отмечают отдельные наиболее выразительные музыкальные средства и находят самостоятельные определения. расширяется их словарный запас.

Программа по слушанию музыки строится на основе чётко продуманной системы. Она состоит из произведений, в которых последовательно усложняются музыкальные образы, разнообразнее становятся чувства, настроения, усложняются и выразительные средства.

Читайте также: