Анализ фотографии пример кратко

Обновлено: 30.06.2024

Нередко многие высылают ссылки на свои фотоальбомы (с десятками и сотнями фотографий), с просьбой посмотреть, оценить, сделать анализ фотографии, критиковать — на что отвечаю мотивированным отказом и отсутствием времени.

Но один раз я отступил от этого правила, вот примерный диалог:

— Критиковать Вы не хотите, но хоть что-нибудь скажите.

— Высылая снимки, Вы сами должны были хоть что-то сказать про них. Что ждёте от оценки, довольны ли сами пейзажем, или что-то смущает в этой фотографии? Что Вы снимали, что хотели выразить и донести до зрителя? Какие, наконец, были условия съёмки, какая выдержка, диафрагма, ИСО, фокусное расстояние.

Ну да ладно, решил рассказать сам, чего мучить девушку. Фотка как фотка, ничего особенного там не увидишь. Нечего тут комментировать. Обычная речка, обычный берег, обычный пейзаж. Но всё же, что хотел изобразить автор, какими изобразительными средствами он пользовался? Для начала посмотрел я метаданные снимка, а вы эти средства (а если точнее — инструменты) можете увидеть справа от фотографии.

Анализ фотографии

Параметры снимка:
Фокусное расстояние: 7,8 мм (35 мм ЭФР)
Диафрагма: f4,5
Выдержка: 1/1000 с.

Замер экспозиции: матричный
Освещение: дневной свет
Вспышка: выключена

Теперь я увеличил и внимательно рассмотрел снимок. Вам тоже советую увеличить его в любом случае.
По чисто техническому качеству нарекания следующие. Фотография нормально проэкспонирована, но резкость наведена по переднему плану (трава), поэтому всё остальное оказалось вне зоны фокусировки. Обычно для пейзажей делают большую глубину резкости (для этого прикрывают диафрагму). Здесь этого не сделано (хотя выдержка 1/1000 сек.позволяла зажать диафрагму гораздо более, нежели f4.5 — если правильно прочитал метаданные файла снимка). А вот светочувствительность здесь не уменьшить: как правильно поправила меня хозяйка камеры, ISO-200 в этом фотоаппарате минимальное.

Далее. У этого пейзажа есть 3 плана: ближний (трава), средний (вода с отражениями деревьев), и дальний (парк). А в фокусе почему-то только трава впереди. Вообще, так фотографируют пейзаж, когда на переднем плане есть какой-нибудь главный объект съёмки. Здесь это мог быть рыбак, или причаленная лодка с вытащенным на берег носом. Тогда фокусировка на ближнем плане оправдывала себя. Но поскольку главный объект всё же отсутствует (что уже недостаток), на этой фотографии не только трава должна привлекать внимание зрителя. Но резкость едва достаёт до середины реки, не достигая парка на противоположном берегу.

На снимке (в левой части парка) видна какая-то постройка. То ли автобусная остановка, то ли разрисованный домик, или сарай — не разобрать. Это замысел автора, или случайно попавший в кадр объект? Что и Зачем показано зрителю, какие мысли, или эмоции должны возникнуть у него при просмотре? Не понятно. При дальнейшей переписке выяснилось, что это. купальня для моржей:)

Однако такой неожиданный поворот мог послужить отличным сюжетом для другого времени года, и, непременно, с действующими лицами в кадре!

А каковы творческие достижения фотографии?

Эта фотография может быть документальным запечатлением местности и иметь для автора снимка несомненную личную ценность.

Всё вышесказанное исходит из личного опыта, понимания и вкуса. Если критика выпадает из рамок общепринятого мнения, прошу простить. Легко сидеть на диване и увеличивая на мониторе снимок выискивать недостатки, а там, у реки, любой мог растеряться. Автору фотографии — Татьяне Парфёновой из Москвы — выражаю благодарность за предоставленный для учебных целей снимок.

Не следует высылать мне десятки высокохудожественных фотографий из ваших альбомов. Лучше возьмите одну из них и внимательно посмотрите как бы со стороны. Это ваша фотография, ваш замысел и фотосъёмка. Каково было освещение и условия съёмки? Что хотели изобразить? Что получилось? и был ли способ улучшить? Вышеприведенный разбор снимков вы превосходно можете учиться делать самостоятельно.

Анализ и творческое видение мира — это основы фотографии. Если такое происходит до нажатия кнопки затвора (а не после) — это основы интересной фотографи и!

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Анализ - от греч. analysis - разложение, расчленение, процедура мысленного, а часто также и реального расчленения предмета (явления, процесса), свойства предмета или отношений между предметами на части; Аналитические методы настолько распространены в науке, что термин "Анализ" часто служит синонимом исследования вообще как в естественных, так и в общественных науках.

Теперь о главном – предварительный анализ. Бессмысленно анализировать фотографию просто так, то есть в отрыве от цели ее создания и назначения! Попробуйте ответить на вопрос – что лучше – автобус, грузовик, легковой автомобиль или мотоцикл? Тут же возникает встречный вопрос – для чего? Надо сказать, совершенно правильно возникает. С музыкальным или литературным произведением ситуация аналогичная – можно сравнивать песню со скрипичным концертом, либо эссе с детективом, но пытаться определить, что лучше, в отрыве от контекста и, извините, от конкретного потребителя – совершенно бессмысленно. В полной мере это относится и к фотографии – глупо и дико говорить о достоинствах или недостатках, предварительно не определившись с позиционированием. Отсюда следует простой вывод: чтобы анализ фотографии имел смысл, нужно обязательно соотносить результат с целью его получения.

Воспользуемся самой простой, интуитивно понятной, классификацией по традиционной рыночной схеме – ответим на вопросы:


Для кого?


О чем?


Зачем?

1. фотоотпечатки малого формата (10х15 см и менее) – в фотоальбоме
2. фотографии экранного разрешения – для показа в электронном виде
3. журнальный формат (А3-А4) – для полиграфии
4. галерейный формат (А2-А3) – для выставочной экспозиции или в интерьере
5. широкоформатная печать высокого разрешения – для выставочной экспозиции или в интерьере
6. баннерная печать низкого разрешения (наружная реклама)

Кроме размеров, имеет значение так же субстрат, то есть, то, на чём напечатан окончательный результат. Галереи, например, до сих пор не очень охотно берут цифровые отпечатки, поэтому большинство чёрно-белых фотографий в галереях напечатаны традиционным способом: фотоувеличителем на галогенсеребрянной фотобумаге. Фотографии, предназначенные для типографской печати, требуют специальной подготовки, учитывающей специфику процесса типографского цветоделения и растровой печати. Электронное представление накладывает на фотографию дополнительные требования по совместимости и четкости – изображение должно выглядеть одинаково хорошо на любом мониторе (лучше, конечно, на правильно откалиброванном).

Перейдем, наконец, непосредственно к анализу фотографии. Выделим четыре вида:


ТЕХНИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

Этот вид анализа наиболее объективен. Как бы вы не были эмоционально привязаны к снятому Вами портрету, если глаза на нём нерезкие, убедить себя и окружающих в обратном не получится. Существует достаточно устойчивый набор критериев технического качества, которому изображение должно удовлетворять: резкость/нерезкость, экспозиция, (яркость, контрастность, провалы, пересветы), цветовой баланс, насыщенность, детализация.

Резкость - первый критерий технического качества, вернее, баланс резкости и нерезкости в кадре. Рассмотрим основные причины нерезкости.

Рассмотрим следующий пример (Фото 1):

Перед Вами технически сложная и достаточно профессионально выполненная фотография. По большинству технических критериев, она почти безукоризненна, за исключением резкости. Посмотрите внимательно на циферблат: сегмент от восьми до четырех часов идеально резок, но цифры V, VI и VII слегка расплывчаты. В принципе, резкости там вполне достаточно для печати на четверть страницы, но для полностраничной рекламы эта фотография непригодна. В данном случае, проблема возникла из-за недостаточной глубины резкости, что при таком увеличении не редкость.

Бывает так, что световые условия не позволяют запечатлеть все детали. Это происходит в том случае, если освещение слишком контрастно, и нет возможности его модифицировать. В таком случае, кадр экспонируется по теням, либо по светам, в зависимости от того, какой частью тонального спектра можно пожертвовать. В этом случае, отсутствие деталей в одной из частей гистограммы не будет техническим браком. Следует отличать контрастность освещения от контраста фотографии. Контраст отпечатка зависит не только от условий освещения, но и от способа допечатной подготовки, выбора фотоматериалов, режима проявления. Если фотография слишком контрастна, она бедна деталями (что иногда может быть сделано преднамеренно), а если контраст низок, то отпечаток кажется “вялым”, невыразительным.

Даже если резкость и экспозиция безошибочны, есть две причины, по которым фотография может оказаться технически несостоятельной: характер свето-теневого рисунка и композиция. Тема композиции настолько объёмна, что ей будет посвящен отдельный курс, а элементы анализа свето-теневого рисунка мы обсудим.

Характер свето-теневого рисунка это глубина и объемность изображения, иначе говоря - способность создавать иллюзию трёхмерности. Вернёмся к часам на Рис. 1. Обратите внимание на то, как освещено левое верхнее ушко оправы. В отличии от остальных трёх, оно кажется совершенно плоским, лишенным объёма. Произошло это потому, что свет отразился от плоскости точно в объектив – получился практически блик.

Кроме того, следует обращать внимание на то, насколько уместна степень жесткости освещения, реализованная в данном изображении. Жесткий свет, сам по себе, не может быть техническим браком, но его применение чаще ведёт к ошибкам, чем в случае мягкого света, потому что с ним гораздо сложнее обращаться. Например, на Фото 3, неправильная постановка жесткого рисующего источника привела к двум серьёзным проблемам: левый глаз оказался в тени, и тень от носа пересекла губы.

В принципе, нельзя сказать, что это стопроцентно недопустимо, но в данной ситуации, результат был бы гораздо лучше, если бы источник света был расположен значительно ниже. Кроме того, из-за слишком высокого контраста, кожа на кистях рук, на лбу и под глазами практически выбелена. Как Вы можете обратить внимание, фотографии не достаёт резкости, но, при таком размере изображения, это заметно только при внимательном рассмотрении, в то время, как ошибки в освещении бросаются в глаза, независимо от формата.


СЕМАНТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ


Фотография, как мы уже не раз говорили, это не просто изображение. Её вполне можно рассматривать, как язык общения, дающий фотографу возможность, при помощи визуальных образов, выразить свои чувства, поделиться переживаниями. Поэтому, смысловое содержание снимка и изящество, с которым оно раскрывается с помощью визуальных метафор, вполне можно считать критериями качества.

Анализируя смысловое содержание снимка, задайте себе вопрос - “Что автор хотел сказать?” - а потом, - “а получилось ли?” Хочу напомнить, что хорошая фотография обязательно оперирует общими понятиями: портретист изображает не глаза, а взгляд, пейзажист показывает не восход, а свежесть раннего утра, и т.д. Важно, что неопределённость, или многозначность сюжета не является недостатком. Предлагая различные интерпретации, автор даёт возможность каждому зрителю додумать сюжет по-своему. При этом, содержание должно быть настолько очевидным, чтобы зритель не потерял интереса в процессе “разгадывания” скрытого смысла, но не настолько прямолинейным, чтобы это не выглядело так, будто автор снисходительно упрощает повествование, потому что зритель не в состоянии осилить более интеллектуальную форму изложения. То же самое можно сказать и по поводу подачи материала: чрезмерная простота грозит примитивностью, а вычурность - заумью. Фотография на Рис. 5 - пример эффективного использования лаконичной подачи в раскрытии довольно сложной темы, допускающей несколько различных трактовок.

Семантический анализ наиболее тесно связан с предварительным анализом, поскольку речь идет о содержании, нужно снова вернуться к вопросу - на кого это самое содержание ориентировано. Важно понять насколько изображение апеллирует к общепонятным, общечеловеческим ценностям. Иногда полезно показать фото разным людям и спросить что они видят, какие ассоциации рождаются, какие чувства будит фотография. Задавайте и конкретные вопросы: о чем фото, что главное в кадре, какие отношения между элементами изображения, насколько оно уравновешено и устойчиво. Если из десяти зрителей, хотя бы пять ответили одинаково, значит фотография будет понятна широкой аудитории.


ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ


Из всех видов анализа, эмоциональный, пожалуй, самый важный. При этом, он наименее формализуем и наиболее субъективен. Эмоциональное восприятие практически моментально, поэтому часто, даже не всматриваясь в изображение, мы уже формируем первоначальное мнение о нём. Критерии очень просты: нравится, не нравится, оставляет равнодушным. Последний, пожалуй, самый неблагоприятный. Если фотография не трогает, то она не запоминается, у зрителя не возникает желания к ней вернуться. С другой стороны, если фотография активно не нравится, стоит разобраться, плохо ли это. Здесь имеет смысл воспользоваться критерием уместности. Когда негативная эмоциональная окраска изображения способствует правильной интерпретации семантического (смыслового) компонента, её можно считать вполне приемлемой. На этом этапе, нет смысла задумываться, почему изображение вызывает те, или иные эмоции. Главное - это прислушаться к своим ощущениям, попытаться понять, изменила ли фотография Ваше настроение и уместно ли это изменение содержанию и авторскому замыслу. Подсознательное ощущение того, что в фотографии всё “сложилось” говорит о том, что в ней присутствует гармония между эмоциональным и семантическим компонентами. Зачастую, визуальная гармония делает изображение настолько приятным для восприятия, что этому не могут воспрепятствовать даже очевидные технические проблемы.

Анализируя фотографию с эмоциональной точки зрения, нужно попытаться отделить истинно подсознательные эмоции, вызываемые только изображением, от личных переживаний, особенно, если это касается ваших собственных работ. Например, портрет бывшей возлюбленной, которая Вас бросила, вряд ли будет радовать, хотя, объективно, он может быть очень неплохим. Или же наоборот, ничем не примечательная фотография скамейки в парке может вызывать бурю чувств, если на этой скамейке Вы впервые поцеловались. При этом, заметьте, по-настоящему разделить эти чувства с Вами может только один человек. Реакция остальных зависит исключительно от объективных критериев.

Важно понимать, что нередко определённый эмоциональный настрой фотографии создаётся нарушением тех, или иных технических норм: неправильной экспозицией, кадрированием, компоновкой кадра. Поэтому, на этапе эмоционального анализа, любые технические решения нужно рассматривать только в контексте уместности их эмоционального воздействия. Кроме того, нужно помнить, что в силу моментальности эмоционального восприятия, зритель начинает воспринимать смысловое содержание, уже находясь под воздействием вызванных фотографией эмоций. Таким образом, восприятие эмоционального и семантического компонента происходят в комплексе, и анализировать их по отдельности достаточно сложно. Вообще говоря, для получения правильного результата, анализ фотографии должен осуществляться одновременно по всем критериям. При этом, нужно стараться оставаться максимально беспристрастным, не позволяя личному отношению к событиям на фотографии, или к её автору, влиять на оценку.

Остался не рассмотренным композиционный анализ, но, во-первых, композиции будет посвящен отдельный курс, а во-вторых, анализом композиции и композиционным строительством мы занимаемся и будем заниматься постоянно. Поэтому в данной лекции мы его отдельно не рассматриываем.

ОШИБКИ ФОТОГРАФА

Давайте теперь немного повторимся, а заодно свяжем теорию с практикой. Ошибки фотографа и, как следствие, недостатки фотографии можно условно разделить на три группы:

– технические ошибки: четкость, резкость, насыщенность, контрастность. Основная причина подобных ошибок это недостаток профессионализма или элементарная неаккуратность – неправильно выбранная глубина резкости (ГРИП), некорректная экспозиция, отсутствие резкости там, где она необходима (плохая фокусировка, шевеленка), нарушенный цветовой баланс… такие ошибки видны сразу и, вообще говоря, легко устранимы. За исключением случаев невозможности выбора места и времени а, следовательно – световых условий… объективно непригодные (крайне сложные) для съемки световые условия. Например, существующие на отдельных участках кадра чрезмерный динамический диапазон или наоборот – чрезвычайно тонкие тональные переходы, которые неспособна адекватно зафиксировать камера;

Когда я только начинал фотографировать, то сталкивался с большой проблемой - я не понимал, как анализировать свои снимки. Куда смотреть, на что обращать внимание?

Вроде смотрю на фотографию. Вот не нравится она мне, но я не могу понять почему.

А уметь анализировать фотографии - это очень важный навык. Без этого навыка не понятно, что улучшать, над чем работать.

Понятное дело, что этот навык будет со временем развиваться, и опытные фотографы видят намного больше разных нюансов на фотографии, чем новички. Но неплохо придумать какую-то систему оценки, чтобы упростить себе жизнь.

Я решил, что удобнее учиться анализировать фотографию не сразу целиком, а разделять её на составляющие. Поэтому, я выделил для себя пять главных критериев оценки.

И мне действительно стало проще анализировать свои снимки, да и не только свои. Я до сих пор часто использую такое разделение, и это очень удобно. У меня даже на компьютере есть 5 папок, в которые я помещаю чужие фотографии, которые нашёл в интернете. Каждая папка посвящена какому-то одному критерию.

Итак, что же это за критерии?

Первый критерий — это техническое исполнение снимка. Здесь важно понять, как была настроена камера, какой использовался объектив, какие фильтры могли быть на него надеты. Допустил ли фотограф какие-то ошибки?

На снимке мы видим женщин, застигнутых песчаной бурей в городе Джайсалмер. Женщины, одетые в национальную одежду Раджастхана красного цвета, собрались в кучку, практически прижавшись друг к другу. Так им намного удобнее переждать песчаную бурю в пустыне. Снимок вертикальный, цветной. Своих героев фотограф расположил в центре кадра, а позади них – шесть деревьев, точно по количеству женщин. Именно таким нехитрым приемом в снимке достигнута гармония природы и человека. Деревья на фоне буро-желтого цвета как бы выплывают из тумана песчаной бури, они как бы танцуют перед нами. На переднем плане снимка мы видим два горшка. Крупное пятно в этом месте всегда придает снимку объем. А тут еще и сами по себе горшки - предметы довольно фактурные, хорошо передающие объем. Таким образом, все три плана: горшки, группа женщин и деревья настолько ярко передают перспективу, что пространство на снимке кажется практически реальным.

Это, пожалуй, самая значимая и самая известная фотография этого автора. Этот снимок сделан в 1936 году. Снимок не постановочный. На нем изображена реальная мигрнтка Флоренс Томпсон и ее дети. Эта работа Доротеи Ланж очень эмоциональна. Показателен, говорящь жест героини снимка. Она совсем не заинтересована в том, чтобы ее фотографировали. На лице беженки ярко ощутима печать горечи. Это достигается за счет того, что мы не видим лиц, глаз ее детей. Дети своими личиками уткнулись в плечи матери. А на руках женщины - спящий младенец. Это добавляет снимку горечи, неопределенности, тревоги, беды… Мы чувствуем, как тяжело им. Автор заставляет зрителя сопереживать их горю… Тут всё - на эмоциях. Плюс - правильная композиция…

Анри Картье-Брессон считается отцом, основателем жанра современной фотожурналистики. Он просто великолепный мастер. Его отличительная черта - всегда выбирать самый точный, самый верный момент съемки, уловить именно тот миг, который выражает в том, что он снимает, самое главное и именно в это время нажать на спусковую кнопку фотоаппарата. Вот и на этом снимке – все обстоятельства непостижимым образом сливаются в единую, идеально скомпанованную картину жизни современного мастеру города. У зрителя создается ощущение почти полного присутствия на том самом балкончике, с которого автор сделал снимок велосипедиста. Сама фигура велосипедиста немного размыта, и именно это передает на снимке эффект его быстрого движения. Это движение повторяется и в дуге бордюра тротуара, и в красивых изгибах винтовой лестницы. А прямые линии в перилах и перпендикулярные им линии ступеней великолепно подчеркивают ритмику этого движения. Великолепно передана и фактура всего того, что окружает мчащегося велосипедиста. Это говорит о том, что автор мастерски владеет освещением…

Этот автор широко известен своими черно-белыми работами. Представляемый нами сегодня снимок был сделан в Эфиопии, в лагере беженцев. Хаос жизни этих людей передан фантастически правдиво и ярко. Одежды, расстояние, на котором они находятся друг от друга – все это подчеркивает этот хаос. На переднем плане снимка мы видим ребенка, который смотрит вниз. Чуть поодаль – его отец и мать. Они тоже находятся в стадии движения, но смотрят в разные стороны. Это создает отчетливо правильную симметрию. На фоне этих трех фигур мы видим ещё одну фигуру - идущий в другую сторону человек. Он облачен в такие же суровые одежды пустынников. И вся эта сцена разыгрывается на фоне устрашающей, грозной и суровой пустыни… Страх, ужас, безысходность – вот чем веет от этой работы.

Raghu Rai по праву считается одним из величайших фотографов Индии. На представляемом нами снимке изображены статуя богини Кали, корова и женщина на берегу великой индийской реки Ганг. Даже бегло первый раз взглянув на этот снимок, зритель без труда увидит в авторе гениального мастера фотографии. Листва баньяна, лодка, которая неспешно плывет по неспешному Гангу…Это ли не сильный, мощный поток энергии? Статуя богини, корова, женщина в белых одеждах – всё это символы Индии, индийской культуры. Эти элементы делают снимок многогранным, заставляющим задуматься о многом. Плюс ко всему – автор великолепно владеет композицией, чувством меры, ритмики, умеет передавать свет и тени. Просто великолепная работа.

Голод в Судане. Страшный снимок. Это, пожалуй, одна из самых впечатляющих работ Деймса Нахтвея. То, в каких условиях приходится жить, а точнее, существовать людям, показанным на снимке, просто шокируют смотрящего на эту работу. Просто сердце замирает. Что называется - мороз по коже. В таких условиях очень трудно сделать композиционно грамотный снимок. Но Джеймсу Нахтвею удалось это.

Фан Хо можно назвать волшебником в фотографии. Он - великолепный мастер уличной фотографии, мастер теней и света. На этом снимке запечатлена самая обычная уличная ситуация, обыкновенный момент обыкновенной, повседневной жизни города. Причем, обратьите внимание, эта фотография сделана из заднего окна трамвая! Но как же мастерски сбалансированы все ее элементы, как же великолепно выстроена ее композиция! Геометрия трамвайных путей, люди и трамваи, движущиеся в разные стороны - все это создает на фотографии ритмику, которая как бы исходит из всего этого движущегося многообразия различных объектов. Великолепно ощущается темп движения городской жизни. Автору присушь дар нажать на кнопку спуска затвора фотоаппарата в самый нужный, кульминационный момент.

Салли прославилась прежде всего фотографиями, на которых изображены ее дети. Она считает, что лучше всего фотограф фотографирует своих близких. На этом снимке – дочь Салли Манн. Правда, очень красивый снимок? Тут идеально всё – и поза девочки, и ее руки на талии, и освещение, подчеркивающие детски выпуклые лопатки. Не видя лица девочки, стоящей к нам спиной, мы, тем не менее, ощущаем ее радостные глаза, яркую, открытую, беззаботную детскую улыбку. Белые трусики придают снимку светлое настроение детской невинности и чистоты. А косички колечками – это ли не изюминка всей фотографии!

Читайте также: