Анализ диагностики готовности детей к школе
Обновлено: 06.07.2024
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.
ДИАГНОСТИКА ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ В РОССИИ
Анализ диагностики по подготовке детей к школе
С целью решения цели нами проведен анализ диагностики по подготовке к школе, в количестве 59 выпускников (таблица 1.). При этом мы использовали тестовую беседу, чтобы выявить уровень развития умственных, коммуникативных, регуляторных способностей; уровень развития тонкой и крупной моторики; уровень осведомленности в основных областях знаний (представления об окружающем мире, элементарные математические представления).
Для выявления диагностики подготовленности детей к школе была проведена тестовая беседа Л.А.Венгера, Д.Б.Эльконина, М.М.Семаго, С.Д.Забрамной, Г.А.Волковой, И.Д.Коненковой, Н.В.Нищевой.
Таблица учета психологической готовности детей подготовительных групп к обучению к школе (№11, №4)
2014 – 2015 уч. г (таблица 1.)
(высокий уровень)
Условно готов
(средний уровень)
(низкий уровень)
По результатам диагностики, выявлены три группы детей:
Показавшие высокий уровень школьной готовности –24 человек обследованных, что составило 41% от общего количества воспитанников подготовительных к школе групп ДОУ.
Дети, показавшие при обследовании средний уровень школьной готовности –35 человек, что составляет 59 % от общего количества воспитанников подготовительных к школе групп ДОУ. (таблица 2.)
психологической готовности
Диагностика на конец года
Общий уровень развития
Высокий уровень – 24 (41%)
Средний уровень – 35 (59%)
Высокий уровень - 41 (70 %)
Средний уровень - 18 (30 %)
Высокий уровень - 28 (48%)
Средний уровень - 31 (52%)
Высокий уровень - 16 (27%)
Средний уровень - 43 (73%)
Анализ полученных результатов за 2014 – 2015 уч. год
Анализ полученных результатов за 2014 – 2015 учебный год выявил тенденцию в изменении уровня познавательных процессов (общий уровень развития психических процессов значительно повысился).
При исследовании мотивационной готовности к обучению в школе, результаты распределились таким образом.
Мотивационно не готовых к обучению в школе - детей нет.
Волевая готовность в основном имеет уровень развития высокий (48%) и средний (52%).
Зрительно – моторная готовность детей с высоким уровнем (27%), средний (73%).
Качественный анализ диагностики позволил сделать следующие выводы:
1. Анализ результатов психолого-педагогического обследования выпускников показал положительную динамику по всем познавательным процессам: мышление, восприятие, внимание, воображение, память
Достаточно хорошие результаты показали дети в развитии познавательной деятельности, то есть дети имеют достаточный запас знаний об окружающем мире, обобщают, классифицируют основные понятия, умеют работать по образцу. Некоторые трудности дети испытывают в работе по словесной инструкции педагога, а также в развитии слуховой памяти, в составлении рассказа по картинкам, ответы на вопросы логического содержания
2. В аспекте социально-психологической готовности у детей можно отметить хороший уровень мотивационной готовности.
Вместе с тем, в ходе проверки установлено:
-часть детей испытывали затруднения в ориентации на плоскости;
-наблюдаются затруднения в мыслительных процессах;
Анализ проведенных диагностических исследований показал, что основная часть детей показала высокий (41%) и средний (59%) уровни развития. Это обусловлено тем, что психологическая подготовка детей к школе успешна. Большинство детей готовы к обучению в школе.
Важное место в образовательном процессе принадлежит диагностике психологической готовности к школьному обучению. Под психологической готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников. Главная функция диагностики - выявление причин, затрудняющих продвижение ребенка на более высокий уровень развития. На их устранение и должны быть направлены усилия педагогов в первом классе. Предметом внимания педагогов и родителей является
работоспособность будущего первоклассника,
умение взаимодействовать и подчиняться правилам,
успешность усвоения программных знаний и
необходимый для дальнейшего обучения уровень развития психических функций,
что позволяет говорить о физиологической, социальной или психологической готовности ребенка к школе.
Наибольшее значение имеют
когнитивная готовность – сформированность важнейших познавательных процессов и навыков, позволяющих успешно осуществлять необходимую первокласснику умственную учебную деятельность;
мотивационная готовность – сформированность внутренней позиции школьника;
волевая готовность – сформированность произвольности психологических процессов, способности к саморегуляции, самоконтролю.
В связи с этим готовность ребенка к школьному обучению определяется обследованием состояния интеллектуальной, речевой, эмоционально-волевой и мотивационной сфер. Каждая из этих сфер изучается рядом методик, направленных на выявление:
1) уровня психического и волевого развития;
2) наличия необходимых навыков и умений;
3) состояния мотивационного отношения к школьному обучению.
По плану работы ШМППК в мае 2013 года была проведена диагностика дошкольников, с целью выявления уровня психологической готовности детей к обучению в школе. В обследовании принимали участие 12 детей.
Для определения уровня школьной зрелости были использованы следующие методики для психолого-педагогического исследования особенностей познавательной деятельности ребенка:
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПАРАМЕТРЫ
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПРОЦЕССА.
Осведомленность. Кругозор
Тест для будущих первоклассников
АЛМ: (из методических рекомендаций Н.Я. Семаго, М.М. Семаго)
Произвольное внимание
Моторика руки
Срисовывание группы точек (тест Керна-Йирасека) ,
Срисовывание фразы (тест Керна-Йирасека),
Произвольная память
Методика. Диагностика уровня развития произвольного внимания и произвольной памяти,
Оперативная зрительная: 10 картинок (из методических рекомендаций Н.Я. Семаго, М.М. Семаго)
Эмоционально-волевая сфера
Эмоциональное отношение к деятельности,
волевая регуляция и саморегуляция в заданной деятельности,
настойчивость, склонность к завершению деятельности,
работоспособность, темп деятельности.
Школьная мотивация
Учитывались такие показатели как:
осведомленность, умение ориентироваться в окружающем мире, запас знаний;
состояние зрительного восприятия, мелкой моторики и зрительно-моторных координаций;
умение удерживать в процессе деятельности количество условий при восприятии задания на слух;
сформированность произвольной регуляции деятельности, возможностей распределения и переключения внимания, работоспособности, темпа и целенаправленности деятельности;
уровень умственного и речевого развития, словарного запаса;
сформированности причинно - следственных, пространственно-временных, логических связей, уровень развития монологической речи (умение построить связный последовательный рассказ);
сформированности способности делать умозаключения по аналогииумение, классифицировать предметы, находить логическое основание для обобщения;
объем и скорость слухоречевого и зрительного запоминания;
уровень волевой регуляции, мотивационной сферы личности ребенка.
ИТОГОВЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОЦЕНКИ УРОВНЯ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ К НАЧАЛУ ШКОЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ
2013 – 2014 УЧЕБНОМ ГОДУ
УРОВНИ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ
УРОВЕНЬ ГОТОВНОСТИ
Умственное и речевое развитие
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ
МОТИВАЦИОН НАЯ
ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЕ
УРОВЕНЬ / БАЛЛ
достаточный/
недостаточный
БАЛЛ / УРОВЕНЬ
достаточный
38 / условно
достаточный
44 / условно
недостаточный
28 / не готов
достаточный
47 / условно
недостаточный
34 / не готов
недостаточный
35 / не готов
недостаточный
35 / не готов
достаточный
47 / условно
недостаточный
27 / не готов
недостаточный
40 / условно
недостаточный
38 / условно
достаточный
47 / условно
УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ
КОЛИЧЕСТВО УЧАЩИХСЯ / ( % )
Готов / высокий
5-42% достаточный ур
Условно / средний
Не готов / низкий
7-58% недостаточн ур
не готов-5-42%%
1. Результаты ШППК обследования детей следующие:
0%(0) – детей готовы к школьному обучению;
58 %(7) – условно готовы;
42%(5) – не готовы
ТАБЛИЦА №1, ДИАГРАММА №1
2. Изучение уровня интеллектуальной готовности свидетельствует:
72 % детей имеют достаточный уровень развития состояния зрительного восприятия, тонких движений руки и зрительно-моторных координаций, осведомленности, умения ориентироваться в окружающем мире, запаса знаний;
из них 50% детей показали высокий уровень сформированности произвольной регуляции деятельности, возможностей распределения и переключения внимания, работоспособности, темпа и целенаправленности деятельности;
у 67% детей выявлен низкий уровень слухоречевого запоминания, умения удержать в процессе деятельности несколько инструкций при восприятии задания на слух;
ТАБЛИЦА №1, ДИАГРАММА №2
ДИАГРАММА №3
3. Исследование умственного и речевого развития выявило следующие результаты сформированности логических операций:
83% детей имеют достаточный уровень развития словесно-логического и наглядно-действенного мышления: осуществлять сравнения, классифицировать предметы, находить логическое обоснование для обобщения;
у 17% - низкий уровень вербально-логического мышления, не сформирована способность определять причинно-следственные и пространственно-временные отношения, строить связный последовательный рассказ, выделять существенные признаки предметов, проводить аналогию понятий, выполнять умозаключения
ТАБЛИЦА №1, ДИАГРАММА №4
4.Результаты изучения уровня волевой готовности показали:
42% детей имеют достаточный уровень развития умения управлять своим поведением, умственной деятельностью, способности напряженно трудиться, выполнять школьный режим жизни;
у 58% детей волевая готовность к школе находится на низком уровне: слабо развито умение слушать, удерживать в памяти словесную инструкцию, строить свои действия согласно этой инструкции, самостоятельно продолжать выполнение поставленной задачи, целенаправленность деятельности, поведенческая регуляция
ТАБЛИЦА №1, ДИАГРАММА №5
5. Тестовая беседа по определению уровня развития школьной мотивации выявила следующие результаты:
у 92% детей на достаточном уровне сформирована внутренняя позиция, психосоциальная зрелость, личностная готовность: принятие новой социальной позиции – положение школьника, имеющего круг прав и обязанностей;
из них высокий уровень формирования положительного отношения к школе, чувство необходимости в учении выявился у 17% детей;
8% - имеют низкий уровень формирования произвольности деятельности, волевых усилий, учебной мотивации; преобладает игровая мотивация
ТАБЛИЦА №1, ДИАГРАММА №6
Диагностическая работа позволила
Определить уровень школьной зрелости каждого дошкольника, определить его сильные и слабые стороны в развитии психических функций;
Выявить причины неготовности организма ребенка к систематическим школьным нагрузкам, новому режиму, которые объясняются низким уровнем развития отдельных функций или групп функций:
органические причины —
различные недостатки в психофизиологическом развитии; снижение темпов развития, задержка формирования отдельных функций (вербально-логического мышления: причинно-следственные связи, аналогия; слухового восприятия, общей осведомленности, произвольного внимания и произвольной памяти);
не сформированности волевых качеств, произвольности деятельности, словарного запаса, речи
причины воспитательного характера, связанные с
неэффективной тактикой педагогического подхода к детям в дошкольном возрасте,
соц. пед. запущенностью в неблагополучных семьях.
Цель психолого-педагогического сопровождения будущих первоклассников –
- интеллектуальной зрелости - аналитическое мышление, концентрация внимания; возможность вербально-логического запоминания;
- эмоционально-волевой зрелости - осознанного восприятия к выполнению инструкции произвольность психологических процессов: умение ставить цель, принимать решение, намечать план действий, принимать усилия к его реализации, преодолевать препятствия;
2. Определение уровня развития мышления, умения слушать, уровень психосоциальной зрелости.
3. Интерпретация результатов, выводы и рекомендации.
Инструментарий, методическое обеспечение: методическое пособие
Аналитический блок : в группе 28 воспитанников, в диагностике принимали участие 27 детей, 1 болеет.
Условия проведения: индивидуальная беседа
1. Фиксировать ответ на бланке протокола
Результаты диагностирования :
Мной, педагогом-психологом, была проведена диагностика детей с целью выявления готовности ребенка к школе. Обследовано всего 27 детей.
11 детей (41%) считаются школьно-зрелыми;
13 детей (48%) – средне-зрелыми;
3 детей (11%) –готовность ниже нормы.
У всех детей выявлена положительная мотивация к обучению.
Выводы: По результатам исследования можно сделать выводы, что у 41% детей достаточный уровень психосоциальной зрелости. Они умеют слушать, обладают достаточно развитым мышлением. У 48% детей средний уровень готовности. Эта группа имеет незначительные трудности по некоторым параметрам (уровень развития кругозора). У 11%детей –готовность ниже нормы, выражена психологическая неготовность к обучению, невнимательность, незрелость мышления.
1. Продолжить коррекционно-развивающие занятия с неготовыми к школе детьми.
2. Оказывать эмоциональную поддержку воспитанникам.
3. Воспитателям проводить беседы о школьных правилах, о необходимости учёбы.
4. Воспитателям вести индивидуальную работу по развитию кругозора, речи.
5. Родителям мотивировать детей к школьному обучению.
Аналитическая справка о деятельности воспитателя ГБДОУ Предлагаю вам аналитическую справку, которую я готовила к концу учебного года. 1. ФИО, стаж, категория, учреждение. 2. Анализ списочного.
Аналитическая справка по итогам диагностики во второй младшей группе за 2016–2017 учебный год В конце учебного года в мае 2017 года, проводилась педагогическая диагностика (мониторинг) во второй младшей группе, в которой участвовало.
Аналитическая справка по итогам диагностики во второй младшей группе за первое полугодие 2016–2017 учебного года Система достижения детьми планирования результатов освоения программы. Цель педагогической диагностики: Адаптировать содержание основной.
Аналитическая справка по предметно-пространственной развивающей среде в ДОУ по ФГОС до Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №297 Пушкинского района г Санкт-Петербурга.
Аналитический отчет по результатам педагогической диагностики во второй младшей группе Аналитический отчет по результатам педагогической диагностики во второй группе № 2 за первое полугодие 2019-2020 учебного года. По результатам.
Ни у кого не вызывает сомнения, что обучение в школе – тот первоначальный этап, с которого начинается осознанное вступление в нашу непростую жизнь. Оттого, насколько хорошо ребенок будет учиться в школе, зависит его самооценка, так как именно в школе начинается оценку его интеллектуальных возможностей учителями, а в зависимости от их оценки, и родителями. А от этой самооценки зависит его дальнейший успех в жизни, то, чего он сможет в ней добиться.
Вот поэтому так важно, чтобы Ваш ребенок пошел в школу уже подготовленным, и школьная нагрузка не оказалась для него непосильным грузом. А для того, чтобы определить, насколько готов ребенок к школе, соответствует ли уровень его мышления и обладает ли он знаниями, соответствующими школьным требованиям, необходимо его протестировать. И затем, обнаружив где у малыша есть слабые места и пробелы, заниматься с ним именно в данном направлении.
Затруднения в учебе могут возникать не только из-за того, что ребенок не понимает какой-то предмет, а из-за неусидчивости и невнимательности. И это не шалость с его стороны, а психологическая незрелость, возникающая в результате несформированности определенных психических процессов, развить которые и есть основная задача родителей и воспитателей детского сада.
Психологическая готовность ребёнка к обучению в школе является важнейшим итогом воспитания и обучения дошкольника в семье и детском саду. Её содержание определяется системой требований, которые школа предъявляет к ребёнку. Эти требования заключаются в необходимости ответственного отношения к школе и учёбе, произвольного управления своим поведением, выполнения умственной работы, обеспечивающей сознательное усвоение знаний, установление со взрослыми и сверстниками взаимоотношений, определяемых совместной деятельностью.
Интеллектуальная готовность. Многие родители считают, что именно она является главной составляющей психологической готовности к школе, а основа её - это обучение детей навыкам письма, чтения и счёта. Это убеждение и является причиной ошибок родителей при подготовке детей к школе, а также причиной их разочарований при отборе детей в школу.
Волевая готовность необходима для нормальной адаптации детей к школьным условиям. Речь идёт не столько об умении ребят слушаться, сколько об умении слушать, вникать в содержание того, о чём говорит взрослый. Дело в том, что ученику нужно уметь понять и принять задание учителя, подчинив ему свои непосредственные желания и побуждения. Для этого необходимо, чтобы ребёнок мог сосредоточиться на инструкции, которую получает от взрослого. Вы можете развивать такое умение и дома, давая детям разные, вначале несложные задания. При этом обязательно просить детей повторить ваши слова, чтобы убедиться в том, что они всё услышали и правильно поняли. В более сложных случаях можно попросить ребёнка объяснить, зачем он будет это делать, можно ли выполнить порученное задание разными способами. В том случае, если вы даёте несколько заданий подряд или если ребёнок затрудняется в выполнении сложного задания, вы можете прибегнуть к схеме-подсказке, то есть к рисунку.
Тесты, определяющие готовность ребенка к школе
Прежде чем приступить к тестированию, к нему необходимо подготовиться. Все материалы теста должны быть готовы заранее, в комнате – тишина и уютная обстановка, ребенку все необходимо представить в виде увлекательной игры. Во время тестирования не подсказывайте малышу ответы или направления решения задания.
Инструкция для учителя.
Тест проводится в форме беседы.
Инструкция для ребенка
Я буду тебе сейчас задавать разные вопросы, а ты попытайся ответить на них. Некоторые вопросы будут очень легкими, другие – посложнее. Но даже если ты сразу не будешь знать, как на них ответить – ничего страшного. Главное, не спеши и хорошенько подумай перед ответом.
Вопросы для беседы
1. Как твоя фамилия, имя, отчество?
2. Назови фамилию, имя и отчество своих родителей.
3. Ты мальчик или девочка? А когда вырастешь, то будешь дядей или тетей?
4. Сколько тебе лет? А сколько будет через год? Через два года? Через три?
5. Есть ли у тебя брат или сестра? А кто старше?
6. Где ты живешь? Назови свой домашний адрес.
7. Кем работают твои родители?
8. Сейчас вечер или утро? (День или утро?)
9. Когда ты завтракаешь – вечером или утром? Обедаешь утром или днем? Что бывает раньше – ужин или обед?
10. Какого цвета этот карандаш, кофточка, платье?
11. Почему снег выпадает не летом, а зимой?
12. Какое сейчас время года: зима, лето, весна или осень? А почему ты так думаешь?
13. Когда люди катаются на лыжах (коньках, санках) – летом или зимой?
14. Зачем в школе нужны парта и звонок?
15. Хочешь ли ты учиться в школе?
16. Что делает учитель? Врач? Продавец?
17. Для чего тебе нужны нос, уши, глаза? Покажи свое правое ухо, левую бровь.
18. Каких ты знаешь птиц? А животных?
19. У кого больше лап – у утки или у коровы?
20. Кто больше: комар или птица? Кошка или лошадь?
21. Посчитай от 7 до 10. От 8 до 3-х. Что больше: 9 или 4? 2 или 7?
22. Что ты будешь делать, если нечаянно сломаешь чужую игрушку?
Обработка теста
1. За правильные ответы на все подвопросы одного пункта ребенок получает один балл
(за исключением контрольных – см. ниже).
3. За правильные, но неполные ответы на подвопросы пункта ребенок получает по полбалла.
4. К контрольным вопросам относятся вопросы: № 4, № 6, № 14, № 22. Оцениваются они таким образом:
- № 4 – если ребенок говорит, сколько ему лет – 1 балл. Если называет года с учетом месяцев – 3 балла.
- № 6 – за неполный домашний адрес – 1 балл. За полный, с названием города – 2 балла.
- № 14 – за каждое правильно названное применение школьных атрибутов – 1 балл.
- № 22 – за правильный ответ – 2 балла.
5. № 15 оценивается вместе с № 14 и № 17. Если в пункте № 14 ребенок набирает 3 балла и дает положительный ответ на № 15, то у него наличествует положительная мотивация к обучению в школе (общая сумма баллов должна быть не менее 4-х).
Оценка результатов
24 – 29 баллов – Высокий уровень (соответствующий школьным требованиям уровень психосоциальной зрелости).
Читайте также: