Может ли школьный психолог поставить диагноз депрессия

Обновлено: 04.07.2024

У нас доступна консультация по Skype или WhatsApp.

Депрессия — это психическое заболевание, которому свойственно стойкое снижение настроения, трудности запоминания и концентрации внимания, физические расстройства (изменение аппетита, бессонница, тошнота при депрессии) и ряд других симптомов, которые мешают жить и функционировать.

За повышенной утомляемостью, усталостью или даже ленью могут скрываться первые признаки депрессии: ничего не хочется делать, человек перестает понимать, ради чего он живет и к чему стремится. Со временем состояние может усугубиться: человек перестает выходить из дома, теряет интерес к любой деятельности — и к работе, и к любимому хобби. После потери ориентиров в жизни неизбежно приходят мысли о суициде.

Диагностикой депрессии занимается врач-психотерапевт совместно с клиническим психологом.

Поэтому не стоит затягивать с обращением к специалисту. Опытный психотерапевт сможет выявить признаки заболевания на ранних этапах, оказать быструю и эффективную помощь. Своевременное лечение максимально облегчит путь к выздоровлению и поможет избежать осложнений.

При депрессии наблюдается не только подавленное настроение и трудности с концентрацией внимания, но и телесные проблемы: нарушение сна, головная боль, расстройства пищеварения, болезненные ощущения в области сердца. Лечить нужно не симптомы, а болезнь — как только депрессия побеждена, тело тоже восстанавливается.

Это приводит к целому ряду не только эмоциональных, но и физических проблем: часто наблюдается при депрессии набор веса или его потеря, проблемы со сном, головная боль, головокружение, боли в сердце, неврологические нарушения. Всё это дополнительно ухудшает моральное состояние.

Как определить депрессию у человека?

На какие признаки депрессии следует обратить внимание и насторожиться? Выделяют основные и дополнительные признаки.

К основным признакам депрессии относятся:

В соответствии с МКБ-10 диагностически значимым является наличие двух основных симптомов и трех-четырех дополнительных. При этом эпизод должен длиться не менее двух недель.

Как распознать депрессию?

Врач использует следующие методики:

  1. Клинико-анамнестическое обследование — это основа диагностики депрессии. Специалист оценивает возможные причины депрессии, анализирует все симптомы (включая малозаметные и скрытые), сопоставляет их с диагностическими критериями. Опытный врач может поставить диагноз даже тем пациентам, которые находятся в состоянии апатии, постоянно плачут или отказываются идти на контакт с другими.
  2. Патопсихологическое исследование , которое выполняет клинический психолог. Для дифференциальной диагностики (например, с шизоаффективным расстройством) и контроля эффективности лечения (есть объективное улучшение или нет) психолог дает заключение о мышлении, памяти, концентрации, эмоционально-волевой сфере пациента.
  3. Осмотр невролога, терапевта — если у человека есть жалобы на боли, нарушения чувствительности, расстройства пищеварения, боли в сердце, необходимо выявить общесоматические заболевания, так как в некоторых случаях наличие основных признаков депрессии и нервного истощения связаны именно с ними. Для этого привлекают специалистов смежных профилей: невролога, терапевта, эндокринолога.
  4. Лабораторное и инструментальное обследование — если врач по симптомам заподозрил у человека другое заболевание, он может назначить анализ на уровень гормонов щитовидной железы (дифдиагностика с гипотиреозом), ЭЭГ, КТ или МРТ головы (органическое поражение мозга), Нейротест или Нейрофизиологическую тест-систему (эндогенные заболевания — шизофрения, шизотипическое расстройство).

Необходимо помнить, что депрессивные проявления могут быть частью симптоматики другого психического заболевания: шизофрении, биполярного или шизоаффективного расстройства.

Как понять, что у тебя депрессия?

Чаще всего приступы депрессии длятся по 5–6 месяцев, хотя они могут заканчиваться раньше или, наоборот, затягиваться на годы. С дистимией (хронической легкой депрессией) человек вообще может прожить всю жизнь и не знать, что болен. Пессимизм, постоянное подавленное настроение и неспособность радоваться, проявлять яркие эмоции принимают за особенности характера, хотя уже в самом начале терапии человек преображается.

При первых признаках депрессии — подавленном, тоскливом настроении, равнодушии и отстраненности, или, наоборот, тревожности и раздражительности, проблемах со сном, аппетитом — необходимо оценить, как долго существуют эти симптомы и как сильно они влияют на вашу жизнь. Если состояние длится дольше двух недель (тем более несколько месяцев), и уже трудно справляться с работой и домашними обязанностями, откладывать лечение — нет смысла. Дальше будет хуже.

Если проявления депрессии мешают жить и работать, то ждать смысла нет. Нужно идти к врачу.

Депрессивное состояние, которое началось после психотравмирующей ситуации — утраты близкого человека, расставания, потери работы или имущества, сильного стресса и переутомления, можно снять без медикаментов, с помощью психотерапии . Человек проговаривает ситуацию, врач обращает его внимание на отношение к людям и вещам, озвучивает эмоции и чувства, которые он испытывает. Человек со стороны, который имеет специальное образование и способен беспристрастно выслушать самые личные переживания (и обязан оставить услышанное в тайне), поможет увидеть скрытые связи и провести неожиданные аналогии. Семейные конфликты можно разрешить на сеансах семейной психотерапии.


Поводом для статьи послужил пост, размещённый в Facebook. В нём женщина рассказывает обыденную историю, которая может случиться в жизни любой семьи.

Рядовая история из жизни одной казахстанской семьи

Все родители делятся на два типа: тех, кто пытается постоянно совершенствовать детей, и тех, кто считает своих детей априори совершенными. И зачастую второй тип родителей испытывает огромные и долгосрочные сложности. Недоверие учителям и психологам приводит к тому, что тяжёлые диагнозы перетекают в неизлечимую форму. Тем временем первая группа родителей мучает своих отпрысков бесконечными психологическими тестами, осмотрами и допросами, пытаясь понять, всё ли с ними нормально. Самое удивительное, что правы и первые, и вторые.

Чтобы разобраться в этой теме, informburo.kz обратился к опытным школьным психологам. Они подробно рассказали о том, каким образом с лёгкой руки неопытных психологов здоровые дети вдруг признаются аутистами, а ярко выраженные психопаты вдруг оказываются в рамках нормальности.

И в советское время не всегда врачи ставили верные диагнозы

Обязанности школьного психолога

"Ни один психолог не имеет права самовольно тестировать ребёнка до 14 лет, – рассказала психолог алматинской школы №9 Ирина Казанцева. – Только по запросу родителей и с ведома классного руководителя. Существуют, конечно, плановые диагностики, о которых в обязательном порядке оповещаются родители. Например, в начале года на общешкольном родительском собрании психолог объявляет о всех мероприятиях, которые собирается проводить в течение учебного года".

Ирина Казанцева не просто психолог с 20-летним стажем. Будучи вполне себе успешным физиком, она увлеклась детской психологией благодаря двум своим сыновьям. Наука "детская психология" настолько увлекла её, что уже в предпенсионном возрасте Ирина Эрнестовна защитила диссертацию и получила кандидатскую степень. Сейчас она уже на пенсии, но всё ещё работает, обожает свою работу и воспитывает теперь уже маленькую внучку.

Ирине Эрнестовне доверяют, её уважают и безоговорочно ей верят. Даже когда она говорит, что для восьмилетнего мальчишки вполне нормально кричать, бегать и драться. По её мнению, родителям следует для начала взяться за собственное воспитание, а потом уже пытаться воздействовать на детей.

Иногда никаких отклонений нет - просто ребёнок не умеет рисовать или забыл как это делается

Иногда никаких отклонений нет – просто ребёнок не умеет рисовать или забыл, как это делается / Скриншот Facebook

Посмотри на ребёнка

Ну а если сомнения в адекватности ребёнка всё же возникли, родители сами в состоянии провести наипростейший тест. Попросите малыша нарисовать "лесную школу". Сделать выводы из результата очень просто и логично. Но есть одно существенное "но", которое, по всей видимости, не учла молодая психолог, которая в начале нашего рассказа поставила мальчишке аутизм.

"При проведении теста с ребёнком необходимо общаться, – рассказала Ирина Казанцева. – Спрашивать – а кто это? А что он делает? А почему ты нарисовал именно его? А почему учитель в школе именно такой? А где здесь ты? Выводы сделать очень просто. Если на рисунке изображено всё что угодно, кроме учебного процесса, – у ребёнка нет мотивации к учёбе. Если ваш малыш изобразил себя маленьким на фоне больших хищных зверей-одноклассников – значит, он их боится и чувствует себя изгоем. Если же хищником изображён учитель – всё серьёзно, он боится своего учителя".

Это называется проективная методика. Примерно таким же образом проводится тест на отношения в семье. Попросите малыша нарисовать свою семью. Расположение членов семьи на картинке скажет само за себя. Несколько клеточек тетрадного листа могут означать целую пропасть между, казалось бы, любящим родителем и ребёнком.

Немаловажную роль играет цветовая гамма рисунка. Тёмные грустные цвета говорят о тревожности ребёнка. Стоит выяснить, что его беспокоит. Но для начала проверьте: может все разноцветные карандаши в доме сломаны или потерялись и остался один коричневый, им и приходится рисовать бедному маленькому художнику.

Ещё один очень важный тест: изобразить несуществующее животное. Во время рисования задайте малышу вопросы, которые вас волнуют. Как это животное ведёт себя, когда его обижают? Любят ли его мама и папа? Куда он любит ходить с родителями?

Чаще всего этих трёх тестов достаточно для определения общего психоэмоционального состояния ребёнка. Если некоторые моменты вас встревожили – подойдите к школьному психологу. Он сам проведёт несколько тестов, а если ваши опасения подтвердятся – направит вас к нужным специалистам. Возможно, что проблему можно решить всего лишь сменой деятельности во внеурочное время.

Но бывает такое, когда психолог, наблюдая за детьми, выделил вашего ребёнка и отследил тревожные сигналы. Первым и главным сигналом для любого учителя и психолога является ярко выраженное агрессивное поведение.

Если ребёнок постоянно сидит тихонько в углу и читает – это тоже ненормально. До подросткового возраста малыш просто обязан бегать, кричать, много и шумно играть, придумывать игры или быть вовлечённым в игры других детей. Кстати, враньё – это тоже норма. Маленький человек учится жить в социуме, и главное – правильно объяснить ему, что можно делать, а что нет. И ни в коем случае родители не должны сами при ребёнке обманывать или совершать какие-то непорядочные поступки. Если у ребёнка упала успеваемость, и на уроке математики он "устал", а после звонка стремится побегать по стенам и потолку – пора бить тревогу.

Здесь психолог работает в связке с учителем. А если всё серьёзно, к делу приступает психиатр.

Ребёнок - это личность. Выясните, может ему просто не понравился специалист

Диагноз ставит только врач

Начнём с того, что диагноз – понятие сугубо медицинское. Поэтому даже если школьный психолог заподозрит у ребёнка какие-то отклонения, он не имеет права ставить диагнозы. Потому что он хоть и психолог, но педагог, а не врач.

Врач-психиатр, психотерапевт, кандидат медицинских наук, директор клиники неврозов Жибек Жолдасова рассказала, каким образом детям ставят диагнозы. Выяснилось, что процесс обследования долгий, сложный и очень серьёзный. И без дополнительного оборудования не обойтись.

"В психиатрии имеются четыре достоверных метода обследования, – рассказала Жибек Жолдасова. – Три из них – инструментальные. Первый – компьютерная или магнитно-резонансная томограмма головного мозга. Второй – электроэнцефалограмма, которая показывает качество работы головного мозга, то есть как мозг вырабатывает электрические импульсы. Третий метод исследования – ультразвуковая допплерография сосудов головы и шеи, чтобы посмотреть, как снабжается кровью головной мозг".

И лишь четвёртый метод обследования проводится психологами. Во время экспериментально-психологическое обследования описывается полностью личностный статус, его основные характеристики. Но даже психолог, который проводит экспериментально-психологический тест, не имеет права ставить диагноз. Психолог может выявить только особенности личности, а в рамках ли это какого-то диагноза либо в рамках особенностей ребёнка, – это определяет только врач.

Но если всё же врач поставил диагноз, ни в коем случае не стоит отчаиваться.

"В Казахстане есть довольно хорошая реабилитационная программа для детей-аутистов, созданная фондом "Асыл Мирас". Конечно, если есть необходимость, то назначается какое-то минимальное медикаментозное лечение. Но если малыш уже начал учёбу в общеобразовательной школе, то лучше всего его там и оставить. Знакомая обстановка и люди могут помочь ребёнку реабилитироваться. И только в том случае, если ребёнок абсолютно не продуктивен в общем классе, но хорошо работает один на один с педагогом, может быть, тогда имеет смыл думать о домашнем обучении или каких-то других специализированных методах обучения. Аутизм невозможно вылечить, но его можно довольно успешно компенсировать", – рассказала Жибек Жолдасова.

И не стоит забывать, что кроме аутизма существует ещё множество психических заболеваний, у ребёнка может быть выявлено любое из них. По словам Жибек Жолдасовой, в последнее время участились случаи невротических состояний среди школьников. Но это заболевание лечится довольно легко, и ничего страшного в нём нет.

Есть множество диагнозов, которые может поставить психиатр. Это умственная отсталость. Есть ранние формы шизофрении, у детей также бывают психотические состояния с бредом и галлюцинациями. Существуют также органические расстройства – это осложнения после менингитов, энцефалитов, травм головы. Они могут вызвать повреждение головного мозга, что ведёт к каким-то психическим расстройствам.

Первый и самый важный совет психиатра родителям: быть внимательными к своему ребёнку. Любое вовремя выявленное заболевание легче вылечить, чем запущенное.

А бывает и такое, что ребёнок оказывается намного умнее специалиста

Лучшее лекарство – занятость

Говорят, что работа лучше всего отвлекает от депрессии, да и вообще от любых навязчивых дум. Все согласны, что безделье порождает множество проблем. Поэтому молодая мама троих малышей, детский психолог Тахмина Джанбакиева заполняет досуг своих детей как только возможно.

"Не стоит жалеть своих детей, – сказала Тахмина. – В детстве мама отвела меня на гимнастику, но мне показалось что это тяжело и неинтересно, и я отказалась ходить. Мама пошла мне навстречу. И теперь я жалею о том, что не занималась гимнастикой. И даже не раз говорила маме: почему ты меня не заставила? Вот поэтому совет всем родителям: пробуйте разные виды досуга для детей. Максимально заполняйте всё их свободное время. Они будут жаловаться, скандалить и плакать. Знакомые будут вас убеждать, что вы лишаете детей детства. Но думайте о том, что повзрослевшие дети скажут вам лишь спасибо. Заставляйте их заниматься. Стимулируйте и мотивируйте их".

Сейчас в Казахстане в любом даже маленьком ауле есть варианты досуга для детей любого возраста. Что уж говорить о городах. Зачастую кружки́ и курсы ничего не стоят, и отличные педагоги совершенно бесплатно научат ребёнка музыке, танцам, иностранным языкам и восточным единоборствам. Почему бы не воспользоваться такими прекрасными возможностями для детей?

Кроме того, Тахмина Джанбакиева призывает родителей найти золотую середину в общении ребёнка с гаджетами. По её словам, стоит приглядываться и прислушиваться к ребёнку, и если он начинает вести себя неадекватно – немедленно отбирать планшет на неопределённый срок. И выдавать лишь на час в день, и только если ребёнок хорошо себя вёл. При этом контролировать контент, просматриваемый ребёнком. Лучший способ для этого – спросить, чему его учит мультик, который он смотрит, или игра, в которую он играет. Совсем лишать ребёнка компьютера или телефона нельзя – в современном мире без техники невозможно получить хорошее образование и развитие.

Несмотря ни на что, запомните: счастлив тот ребёнок, которого любят родители. А любящий родитель всегда найдёт, о чём поговорить и чем занять своё чадо. Тогда у малыша не будет никаких неврозов, депрессий, агрессивного поведения. А диагнозы – явление достаточно редкое и вовсе необязательное.

Происходящие сейчас события, условия необходимости соблюдения мер безопасности, режима самоизоляции или карантина – все это изменило ежедневный привычный уклад жизни: распорядок дня, питание, сон, покупки, режим учебы и общения с близкими, возможность общения с друзьями. Все это может сказываться на нашем психологическом благополучии, вызывать различные эмоциональные реакции и переживания. Как правило, такие эмоции являются нормальными реакциями на события, выходящие за рамки обыденных.

Как понять, что самому себе или близким людям нужна помощь психолога? Кто такой психолог, чем он занимается, чем отличается от психиатра? На что обращать внимание при выборе специалиста и что ожидать от взаимодействия с ним. Именно для того, чтобы помочь найти ответы на эти вопросы, специалистами психологической службы МЧС России разработано данное пособие.

Кто такой психолог?

Одно из самых распространённых заблуждений о психологах заключается в том, что эти специалисты работают с людьми с психическими отклонениями. На самом же деле, подобную работу выполняют врачи психиатры, а психологи, в свою очередь, работают с различными психологическими трудностями, которые возникают у здоровых людей в ходе обычной будничной жизни. Например, проблемы в учебе, отношениях со сверстниками или родителями, трудности в понимании себя.

Как понять, что необходимо обратиться к психологу

В обычной жизни мы часто самостоятельно справляемся с различного рода трудностями, будь то физические или эмоциональные изменения, связанные с взрослением, развитием или новые внешние обстоятельства, например, домашнее обучение.

Яркими примерами таких изменений могут служить следующие важные проявления.

 Изменения в привычном поведении:

- невозможность соблюдение привычного графика сна, например, регулярные пробуждения по ночам, сложности с засыпанием;

- стремление проводить намного больше времени наедине с собой; избегание общения с друзьями и близкими;

- резкое изменение привычек (например, иначе одеваться, хранить вещи, ломать\иначе повреждать предметы быта);

- изменение поведения внутри семьи (агрессия на родных, конфликты, жалобы, требования);

- избегание необходимых ежедневных дел (например, дела по дому);

- возникновение сложностей в отношениях с окружающими, связанных с повышением уровня агрессии, невозможностью справляться самостоятельно с гневом;

- дискомфортное переживание чувства отстраненности от близких и родных, нежелание поддерживать контакт, разговаривать;

- невозможность установить контакт, вести беседу без конфликтов

 Попустительское отношение к собственному телу и внешнему виду: регулярные пропуски процедур ухода за собой (душ, чистка зубов, смена одежды), отсутствие желания заниматься своим внешним видом, нежелание поддерживать порядок в комнате на протяжении нескольких недель.

 Появление новых острых переживаний или ярких эмоций:

- повышенное чувство тревоги;

- апатия, безразличие; переживание беспричинной печали; подавленность;

- неконтролируемое раздражение; гнев, ярость, агрессивность;

- отсутствие положительных эмоций, невозможность смеяться, радоваться, переключиться на добрые, веселые мысли; не проходящие грустные мысли;

- обострившиеся, эмоционально захватывающие переживания страха смерти, страха заболеть самому, страха за своих близких;

- чувство беспомощности, растерянности;

- снижение внимания, невозможность сосредоточиться.

 Мысли, которые раньше не были для вас характерными: утрата веры в свои силы, обесценивание событий, происходящих в Вашей жизни и вокруг.

 Дискомфортные, болезненные ощущения в теле в том случае, если у вас нет оснований полагать, что это признаки заболеваний:

- учащение сердцебиения или дыхания;

- повышенная утомляемость, быстрое наступление усталости;

В подростковом возрасте очень актуален вопрос самоопределения, выбора дальнейшего жизненного пути, и поэтому одна из наиболее частых причин обращений к психологу – желание пройти диагностику, чтобы узнать больше о себе, разобраться в своем внутреннем мире и определиться с выбором профессии.

Можно попросить родителей помочь найти специалиста или самостоятельно обратиться, например, на номер телефона доверия или специализированную горячую линию психологической поддержки.

Что ожидать от специалиста? Что такое психологическая консультация?

Психологическая консультация - это профессионально организованный процесс, в рамках которого можно получить поддержку, задать волнующие вопросы или просто рассказать о том, что Вас тревожит.

Пользуясь специальными профессиональными знаниями, психолог создает особые условия беседы, в которой можно посмотреть на свою ситуацию под иным углом, с какой-то другой стороны, увидеть новые пути решения, опираясь на свои сильные стороны и качества личности.

Что будет происходить на консультации?

Если у Вас нет возможности встретиться с психологом лично, консультация может происходить в дистанционном режиме - по телефону доверия или специализированной электронной почте. В любом из вариантов есть возможность сохранить анонимность и рассказать специалисту о себе только то, что решите сами.

Психологическая консультация имеет некую последовательность и состоит из этапов:

1. Знакомство с психологом и рассказ о волнующей Вас ситуации, которая привела к специалисту, своих чувствах, желаемых изменениях.

2. Совместное обсуждение с психологом и анализ ситуации, выявление причины её возникновения. На этом же этапе Вы сможете получить эмоциональную поддержку от специалиста, который действительно будет готов выслушать и помочь.

3. Затем психолог поможет сформулировать план действий, каким образом можно решить сложившуюся ситуацию, выйти из того или иного эмоционального состояния. Можно сказать, что на данном этапе вместе с психологом вырабатываются практические рекомендации по решению проблемы.

В актуальной ситуации наиболее доступными являются различные виды дистанционной психологической помощи (консультации):

- по переписке (через интернет сайты психологической помощи);

- онлайн с использованием видео связи (Skype, WhatsApp, Viber и др.)

Каждый из этих видов получения психологической помощи имеет свои особенности, преимущества и ограничения. Для всех способов дистанционной психологической консультации важными характеристиками являются – безопасность, доступность, возможность в любой момент завершить взаимодействие. Общение с психологом дистанционно дает возможность снизить волнение, нежели при личном взаимодействии в живом общении.

Психологическая помощь по телефону

Психологическая помощь в форме переписки

Как правило, такая форма взаимодействия с психологом доступна через интернет сайты психологической помощи. Во время изложения жизненной трудности в формате переписки есть достаточное количество времени для того, чтобы сформулировать свои мысли, не торопясь, продумав. При таком формате работы большую роль играет личная ответственность и мотивация к изменениям, так как общение со специалистом происходит не в режиме разговора, а отсрочено во времени. Психолог в длительной переписке может предлагать различные домашние задания, давать рекомендации, которые стоит выполнять.

Психологическая консультация онлайн с использованием видео связи

Как найти и выбрать хорошего специалиста? На что важно обращать внимание при поиске психолога?

• Высшее психологическое образование. Наличие диплома о высшем образовании государственного образца. Важно помнить, сертификата о прохождении тренинга, онлайн курса по психологии недостаточно для оказания квалифицированной помощи.

• Специализация. Как и в любой профессии, у психологов есть специализация. Кто-то работает с детьми, кто-то с подростками, кто-то со взрослыми. По темам: кризисные ситуации, зависимости, семейные отношения, страхи и фобии, детское развитие, психосоматика… и т.д. Если кто-то заявляет себя экспертом во всем, стоит насторожиться.

• Опыт работы. Важно понимать, работал ли психолог по специальности? Чем занимался? Что делает на данный момент? Консультировал ли ранее подростков? Не нужно стесняться задавать эти вопросы самому специалисту. Важно найти специалиста, имеющего опыт работы в области, соответствующей Вашему запросу.

• Ваши собственные ощущения от взаимодействия с психологом. Внутреннее понимание "мое", "не мое", чувство доверия, безопасности, принятия и поддержки. В процессе или спустя какое-то время после общения с психологом, даже если сама консультация была эмоционально сложной, должно становиться легче, лучше, ситуация, с которой обратился, должна начать меняться. Важно доверять собственным ощущениям.

Дополнительно в поиске и выборе психолога на помощь могут прийти социальные сети, многие специалисты ведут профессиональные аккаунты. Это возможность посмотреть на специалиста, ознакомиться с информацией о его образовании, увидеть, как специалист выглядит, узнать его профессиональную точку зрения на разные вопросы.

К чему следует отнестись с осторожностью?

• Эзотерика. Специалисты могут использовать в работе упражнения, техники дыхания, например, из йоги. Данные методы в дополнение к процессу психологического консультирования могут использоваться (например, для освоения навыков расслабления, сосредоточения на внутренних переживаниях и пр.). Но! Психологи никогда не используют в работе магические методы, гадания, обряды, астрологию, работу с энергетическими каналами. Это совершенно другие области, не имеющие отношения к психологической науке и оказанию квалифицированной психологической помощи.

Если подвести небольшой итог, то, конечно, одним из наиболее простых и безопасных путей поиска психолога может стать обращение в государственные организации, такие как районные центры социальной поддержки, центры оказания социально-психологической помощи населению, сайт психологической помощи МЧС России и пр.

Можно ли получить бесплатно психологическую помощь.

На данный момент существует множество способов получить бесплатную психологическую помощь от квалификационных специалистов. Если необходима помощь и нет денег на обращение к психологу в частном порядке, существует большое количество телефонов доверия по самым разным тематикам (для детей и родителей, для жертв домашнего насилия, для получения экстренной психологической помощи и т.д.). А также многие государственные учреждения, занимающиеся оказанием психологической помощи населению, сейчас оказывают помощь дистанционно. Проведите поиск: какие организации есть в городе, регионе, куда можно позвонить, написать. Специалисты в государственных организациях в обязательном порядке имеют высшее психологическое образование, опыт работы в своей сфере и проходят, как правило, достаточно строгий профессиональный отбор.

Московская служба психологической помощи населению 499 173-09-09 можно записаться на бесплатную скайп консультацию к специалистам

Депрессия у детей – тема, которая в последние годы становится все более актуальной для родителей и педагогов. Она касается не только ребят, находящихся в приемных семьях и лишенных родительской заботы, но и тех, кто воспитывается в семье. Развод родителей, смерть близкого человека, конфликты, непонимание и непринятие, ощущение внутреннего одиночества, потеря смысла жизни – все это создает "благоприятную" почву для развития детской депрессии.

А может ли вообще быть депрессия у детей? Этот вопрос вызывал и вызывает жаркую дискуссию в среде профессионалов. У взрослых данное состояние имеет четкие "критерии": ощущение тоски и печали, уход от общения, потеря интереса к работе, хобби, близким людям, физическая слабость, упадок сил.

Депрессия у детей. Лечение депрессии

В отличие от взрослой, детская депрессия многолика и умеет хорошо скрываться. К тому же не всегда малыш может подробно и понятно описать свое эмоциональное состояние. Так депрессивное состояние у ребенка может проявляться в виде высокой тревожности и беспокойства, различных страхов, дезадаптации в коллективе, школьной неуспеваемостью, конфликтными отношениями со сверстниками и взрослыми. По факту детская депрессия имеет ярко выраженную атипичность, то есть не соответствует основным характерным признакам заболевания.

Стоит обратить особое внимание на то, что депрессия у детей практически всегда идет рука об руку с жалобами на плохое физическое самочувствие:

  • тошнота;
  • боли различного происхождения;
  • упадок сил, вялость ("нет сил", "еле дошла");
  • нарушение сна (малыш плохо засыпает, часто просыпается, его мучают ночные кошмары и т.д.);
  • учащенное сердцебиение;
  • головные боли и головокружение;
  • нарушение аппетита.

И это далеко не полный перечень "масок", которые может надевать на себя детская депрессия. Все эти симптомы могут стать объектом внимание педиатра, гастроэнтеролога, невролога, кардиолога, но никак не врача-психиатра. Как правило, анализы, дополнительные функциональные исследования не показывают какой-либо патологии. Однако, вышеперечисленные признаки дают повод обратить более пристальное внимание на эмоциональное состояние ребенка и вовремя оказать ему помощь.

Ирина К., 6 лет. Мама обратилась к психологу Центра им. Г.Е. Сухаревой ДЗМ за помощью. Девочка категорически не хотела ходить в новой одежде, считая ее некомфортной.

Ходили на прием к неврологу, который прописал успокоительные препараты, витамины. Лечение результата не дало.

Из беседы с мамой выяснилось, что проблемы начались, когда ребенка отдали на подготовку к школе. Повышенные требования к выполнению домашних заданий, дисциплина сказались на физическом самочувствии девочки. Она стала раздражительной, плаксивой, жаловалась на головные боли и головокружение. Перед занятиями отказывалась одеваться.

Психолог предложила девочке нарисовать свой образ и одеть себя в одежду которая нравится. С мамой была проведена беседа, о том что ребенок может сам выбирать одежду в магазине и надевать, что хочет.

Депрессия у детей. Признаки и лечение

Признаки детской депрессии у дошкольников

В дошкольном возрасте признаки депрессии отличаются своим разнообразием. В некоторых случаях – одна, но постоянная жалоба, например, болит голова, в других – целый "букет". Наиболее часто малыши-дошколята жалуются на боли в животе, а ребята младшего школьного возраста на головокружение и головные боли. Многие из них уверены, что их заболевание неизлечимо и смертельно опасно, а разговоры взрослых о болезнях только усиливают тревожность.

У детей, склонных к депрессии, часто наблюдается повышенная тревожность, страхи, которые могут усиливаться к вечеру (ночи). Страхи также отличаются свои разнообразием:

  • смерти близких, особенно матери;
  • одиночества;
  • темноты;
  • за свое здоровье, жизнь;
  • все вокруг несет угрозу и опасность (беспредметный страх).

Еще одним проявлением депрессивного расстройства у детей может быть паника или так называемое паническое расстройство, которое сопровождается болями различного происхождения, учащенным сердцебиением, тошнотой, ознобом. Паническая атака в большинстве случаев возникает вместе с чувством страха смерти, клаустрофобией (боязнью замкнутого пространства).

Как распознать детскую депрессию?

В разном возрасте признаки депрессии проявляются по-разному. У малышей дошкольного возраста – плохой аппетит, капризы, вялые движения, незначительная прибавка в весе по сравнению с нормой.

Депрессия в дошкольном возрасте напрямую связана с состоянием физического здоровья. У ребенка в этом возрасте можно заметить и характерные для взрослой депрессии признаки, такие как: печаль, тихий голос, скудная мимика, "шаркающая" стариковская походка.

У ребят младшего школьного возраста наблюдаются: снижение или потеря интереса к играм и хобби, ощущение тоски и печали, отсутствие друзей, безразличие к окружающему миру. Типичные жалобы ребенка будут звучать примерно так: "скучно", "плохо", "мне это не интересно", "как-то мне не так". Одной из самых распространенных жалоб у детей и самым распространенным признаком депрессии бывает именно жалоба на скуку. Слово "скучно" является своеобразным маркером, указывающим на потерю интереса к жизни.

Сережа, 5 лет. Родители обратились к психологу с жалобами на повышенную тревожность и плохой сон у ребенка. Мальчик ходит в сад с 3 лет, всегда отличался эмоциональностью, тревожностью, плохим аппетитом и нарушением сна. Проблемы усугубились с началом подготовки к школе.

Психолог предложила мальчику нарисовать рисунок, показала комплекс дыхательных упражнений, направленных на саморегуляцию, а также дала специальный блок упражнений – "гимнастика для мозга".

В депрессивном состоянии отмечается повышенная слезливость. Чем младше ребенок, тем чаще он может плакать по поводу и без. Также отмечается повышенная чувствительность, жалостливость не только по отношению к себе, но и другим (случайно раздавленная букашка, надломленная ветка, сорванный цветок, бездомное животное). Дети в депрессивном состоянии могут проситься на руки, требуют, чтобы их покачали. В речи присутствуют интонации младенца.

По внешнему виду депрессивного ребенка видно невооруженным глазом. У него угрюмое, мрачное, тоскливое выражение лица. Такие ребята не верят в родительское принятие и своим поведением требуют подтверждения любви. Могут по много раз задавать один и тот же вопрос: "Вы меня любите?". Малейшее недовольство взрослых воспринимается как вызов и провоцирует истерику, плач, крики, повышенную двигательную активность. Ребенок пытается различными способами, пусть даже самыми наивными, найти подтверждение любви к нему.

Школьная дезадаптация, как признак детской депрессии

Дезадаптация в школьном коллективе проявляется сложностями в запоминании пройденного материала и, как правило, дает о себе знать постепенно. Ребята тратят много сил и времени на подготовку к занятиям, испытывают проблемы в освоении новых знаний, часто не понимают только что прочитанного материала.

Родители жалуются, что у ребенка плохая память, внимание, рассеянность, неусидчивость. Дома со взрослыми задания делает, а у доски рассказать не может. Не умеет решать самые простые математические задачи. Не может пересказать текст. Забывает дома учебники, тетради.

Дети начинают думать, что учителя их считают "бестолковыми", "тупыми", сверстники не хотят с ними общаться, а родители все свое внимание и любовь отдают братьям и сестрам. У ребенка появляется неуверенность в себе и своих силах, пропадает мотивация и интерес к занятиям, появляется социальная отчужденность. Ребенок отказывается идти в школу, не выполняет свои обещания, "убегает" в болезнь. Состояние "школьной фобии" может длиться годами.

Подростковая депрессия
Признаки депрессии у подростков

Депрессия у подростков отличается своей яркостью. Гормональная перестройка всего организма, меняющаяся внешность только усугубляют и так непростое состояние. К физическим изменениям добавляются душевные переживания. Появляется ощущение своей незначительности, ущербности, ненужности. Чувство вины перед самим собой ("я ничего не могу", "у меня все плохо получается", "я не такой как все") и родителями ("от меня все беды и несчастья", "я плохая и никчемная"). Проявляться такие переживания могут в поведении, когда подросток становится вялым и безразличным или наоборот ведет себя демонстративно грубо и вызывающе, а также в тревожных мыслях о своей внешности, здоровье.

Подросток утрачивает интерес к увлечениям, которые раньше доставляли радость и удовольствие. "Убивает" время перед телевизором, "зависает" в социальных сетях, уходит в компьютерную реальность, прогуливает уроки или вообще не ходит в школу. При этом может испытывать чувство вины за отсутствие силы воли. Родители бывают твердо убеждены, что это все лень и "дурной" характер, пытаются его перевоспитать, наказывают. И получают за свои действия сполна – грубость, резкость, враждебность, а иногда и физическая агрессия. В семье начинаются конфликты, ухудшается коммуникация и отношения.

Причины детской депрессии

Как и у любого заболевания, у детской депрессии есть определенные внешние и внутренние предпосылки и причины.

Самым распространенным психотравмирующим фактором у детей до 4 лет считается ранняя сепарация, когда ребенка по тем или иным обстоятельствам разлучают с матерью. Например, малыша помещают в больницу, детский сад или ясли, дом малютки.

Для малышей от 5 лет и старше – это неблагоприятная ситуация внутри семьи (смерть родителей, насилие или жестокое обращение, развод и т.д.).

Когда ребенок начинает учебу в школе на первое место выходят проблемы, связанные с обучением, отношениями со сверстниками и учителями.

Стоит обратить внимание, что депрессивное состояние может продолжаться от 1 месяца до 1 года и дольше.

Ранняя диагностика и своевременно оказанная медико-психологическая помощь – основной фактор успешного преодоления проблемы. Родителям стоит обратить серьезное внимание на эмоциональное состояние своего ребенка и на те признаки, которые были перечислены в статье. Игнорирование, избегание проблем – не выход из ситуации. Детская депрессия – это душевная болезнь, которая требует не только медицинской и психологической помощи, но и поддержки всех членов семьи. В некоторых случаях при не ярко выраженных признаках, она может со временем пройти сама и не потребует вмешательства специалиста. В более трудных ситуациях стоит обратиться к врачу, психологу, психотерапевту, ведь далеко не всегда ребенок может описать свои переживания и эмоциональные проблемы.

Фактор времени. Если ребенку "грустно, скучно, плохо" один или два дня, то это нормально, т.к. любой человек имеет право на такое состояние. Если у вашего ребенка (подростка) состояние тоски, печали длится две недели и дольше – это уже повод обратиться к специалисту. Чем раньше будет оказана помощь, тем быстрее изменится состояние и меньше будет неблагоприятных последствий.

У некоторых родителей есть страх, что врачи-психиатры сделают из ребенка "овоща", назначив антидепрессанты. Но на сегодняшний день наука ушла далеко вперед. В Центре им. Г.Е Сухаревой ДЗМ при лечении депрессии используются самые современные медикаментозные препараты с минимальными побочными эффектами. Все препараты подбираются строго индивидуально с учетом текущего состояния и анамнеза.

Как показывает опыт, залогом достижения стабильного результата служит не только медикаментозная терапия, психотерапия, но и активное вовлечение родителей, членов семьи и самого ребенка в процесс выздоровления.


Депрессия у ребенка (подростка). Не пропустите момент, когда надо обратиться с ребенком к психологу.

Нейропсихологическая диагностика детей дошкольного и школьного возраста. Нейродиагностика подростка нейропсихологом в Москве.

Внимание родителей!

Сегодня странный день. Странный с самого утра. Да, знаю, так бывает. Но когда это касается только тебя самого, всё остается на уровне понимания, что так бывает.

И пост я планировала сегодня писать по пищевой избирательности.

А пишу…про депрессию у подростков. И с таким состоянием души, что хочется всем мамам подростков прокричать, донести, объяснить или попросить, слушайте своих детей, услышьте своих детей, пожалуйста.

Обратите внимание, основные симптомы подростковой депрессии:

  • эмоциональные и поведенческие изменения
  • частое чувство тоски или печали, плач без видимой причины
  • раздражительность, огорчение по незначительным поводам
  • потеря интереса или удовольствия от любимых занятий подростка
  • ощущение своей бесполезности, вины, самокритика
  • болезненное реагирование на неудачи
  • ощущение, что жизнь мрачная
  • мысли о смерти
  • хроническая усталость
  • бессонница или наоборот сложно просыпаться
  • проблемы с аппетитом
  • прием алкоголя, наркотиков
  • замедление речи или движений
  • частые головные боли, боли в теле
  • снижение успеваемости
  • нежелание или отказ посещать школу
  • провоцирующее поведение
  • самоповреждающее поведение

Да, разграничить подростковую депрессию от подросткового поведения, вызванного физиологическим кризисом сложно, но возможно. Поговорите с подростком о чувствах, насколько он справляется с ними. Если есть подозрения, что не справляется, обратитесь в школе к школьному психологу. Это самая быстрая помощь.

Если же вы отмечаете большинство из симптомов депрессии, то обратитесь незамедлительно ко врачу.

Если не заниматься лечением подростка, то симптомы депрессии могут ухудшиться, даже если сейчас кажутся не очень тяжелыми. Да и тяжесть депрессии у подростка невозможно определить самостоятельно без консультации специалиста и необходимого психологического образования.

Достоверно не всегда известно, что явилось причиной депрессии, например, может быть нарушен баланс нейромедиаторов – химических веществ мозга. Или причина в гормональных изменениях, связанных с созреванием подростка, это косвенно влияет на толчок к депрессии.

Грустно, страшно, больно, но надо знать, нелеченая депрессия может привести к:

  • злоупотреблению алкогольными напитками или наркотикам
  • опасному противоправному поведению
  • самоубийству
  • социальной изоляции

Лечение подростковой депрессии:

Депрессия у детей и подростков – это очень серьезное и опасное заболевание. Всегда потребуется консультации специалиста. Очень важно родителям знать и понимать, что только они смогут помочь своему ребенку, только они могут разглядеть характерные признаки депрессии у ребенка. Поверьте, не стоит пускать на самотек даже легкие признаки депрессии у подростка, лучше все контролировать, следуя советам специалиста психолога или психиатра.

Легкая форма депрессии может поддаваться консультативному сопровождению (работа с психологом или посещение психологической группы). Тяжелые случаи депрессии (суицидальные мысли, самоповреждения и пр.) лечится только у психиатра. Возможно, в паре с психологом, но психиатр первичен. В таких тяжелых случаях психолог и психиатр часто работают в паре, дополняя друг друга. И быстрого результата не получится. Это долгий путь для всей семьи.

Психолог в ходе беседы помогает разобраться в причине появления депрессии. Во время консультации с ребенком психолог может узнать, какие эмоции и чувства сопровождают подростка. Чтобы выяснить какие страхи и сомнения поселились в детской голове психолог использует различные тесты и методики. После общения ребенка с психологом, есть вероятность, что он сам найдет пути решения проблемы и самостоятельно выйдет из этого состояния.

Если выявляется затяжной характер заболевания, то одних бесед будет недостаточно. К лечению могут добавить антидепрессанты, которые снимут симптомы тревожности и апатии, помогут убрать раздражительность и справится со страхами.

Медведева Наталья - Клинический психолог, детский и взрослый психолог, нейропсихолог.

Медведева Наталья

Клинический психолог, детский и взрослый психолог, нейропсихолог.

Читайте также: