Что такое объектив кратко

Обновлено: 03.07.2024

Сегодня я расскажу Вам что такое объектив в фотоаппарате и о его функциях.

Объектив- оптическое устройство, состоящее из:

• Корпуса, в котором находятся линзы, диафрагма, иногда мотор фокусировки.

• Линз, фокусирующих и передающих свет на матрицу.

• Диафрагмы, которая регулирует количество света, попадающего на матрицу.

• Фокусировочного мотора(не всегда), который перемещает линзы внутри корпуса для получения резкости на нужном участке изображения.

• Байонета- крепления к корпусу камеры, иногда это резьба, в основном, на старых фотоаппаратах.

• Микропроцессора, отвечающего за стабилизацию изображения( не во всех объективах)

• Фокусное расстояние- расстояние от оптического центра объектива до точки фокусировки, т.е. матрицы или пленки. Очень часто фокусное расстояние путают с минимальным расстоянием фокусировки.

• Светосила- способность объектива пропускать свет через себя, часть света всегда теряется, проходя через объектив.

• Угол обзора. Зависит от фокусного расстояния, чем оно меньше, тем угол обзора больше. Например, если фокусное расстояние объектива 8mm, то угол обзора равен 180°. Это сверхширокоугольный объектив.

• Диаметр резьбы под светофильтр. Не самая важная вещь, но знать полезно. Чтобы не купить дорогой фильтр и не ошибиться. Обычно этот параметр написан на передней части объектива .

• Диафрагма(апертура) механизм, отвечающий за количество пропускаемого света и глубину резкости изображения. Обозначается буквой f. Например 50mm f/1.8.


Содержание

Характеристики объективов

Основные

    (и возможность его изменения); ; ;
  • Максимальное относительное отверстие (иногда неправильно называемое светосилой);
  • Уровень и характер оптических искажений (аберраций); ;
  • Тип байонета или диаметр резьбы для крепления к камере — для сменных фотографических или киносъемочных объективов.

Дополнительные и уточняющие

Классификация фотографических объективов



Штатный объектив

Типы объективов по конструкции (оптической схеме)

Создание объективов, свободных от искажений, длительное время было скорее искусством, чем наукой. Особенно удачные схемы расположения линз остались в истории техники под собственными именами:

    — простейший объектив, состоящий из одной собирающей линзы. — симметричный объектив, состоящий из двух собирательных линз. — простейший вариант анастигмата, состоящий из трёх не склеенных линз, двух собирающих и одной рассеивающей между ними.
  • Ретрофокусный объектив — класс объективов, отличающихся тем, что расстояние от задней оптической поверхности до фокальной плоскости больше фокусного расстояния, что позволяет спроектировать короткофокусный объектив с удлиненным задним отрезком. Получил популярность в связи с распространением однообъективных зеркальных камер. — класс объективов (как правило, длиннофокусных), у которых расстояние от передней оптической поверхности до задней фокальной плоскости меньше фокусного расстояния.



По виду применяемой оптической (аберрационной) коррекции

    — объектив с минимальной хроматической аберрацией. — симметричный объектив, состоящий из двух ахроматических линз. — объектив, у которого значительно уменьшен астигматизм и все остальные аберрации. Практически все современные фотографические, киносъемочные и телевизионные объективы — анастигматы. — анастигмат, у которого лучше устранена хроматическая аберрация.
  • Планахромат —
  • Планапохромат —
  • Стигмахроматы —
  • Микрофлюары —

По диапазону значений фокусного расстояния

По углу поля зрения (фокусному расстоянию)


Широко применяется классификация фотографических объективов по углу поля зрения или по фокусному расстоянию, отнесённому к размерам кадра. Эта характеристика во многом определяет сферу применения объектива:










Схематическое обозначение фокусного расстояния и их угол поля зрения: 1.Сверхширокоугольный объектив . 2. Широкоугольный объектив. 3. Нормальный объектив . 4. Телеобъектив. 5. Супер-телеобъектив

По назначению (съёмочные объективы)

Существенное значение имеет назначение объектива. Перед тем как приступить к съёмке, всегда возникает вопрос о том, что будем снимать.

По назначению (прочие объективы)

  • Проекционный объектив — используется в проекторах. В отличие от съёмочных объективов, устойчив к значительному нагреву в интенсивном световом потоке. Обладает более простой конструкцией оправы и не оснащен механизмом диафрагмы.
  • Объектив микроскопа или микрообъектив —
  • Объектив телескопа —

Производство объективов

Производство объективов — высокотехнологичная область, оно требует значительных исследований, сложной аппаратуры для обработки стекла, комплекса научно-технических исследований в области расчёта формы линз, нанесения просветляющих покрытий и др.

Распространённые марки объективов

Многие объективы имеют собственные имена, присвоенные им фирмой — разработчиком.

Дополнительные изображения


Объективы: длиннофокусный, портретный, штатный


См. также

Примечания

Ссылки

Литература

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Объектив" в других словарях:

ОБЪЕКТИВ — (ново лат. objectivus). То из стекол в оптических инструментах, которое обращено к рассматриваемому предмету. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ОБЪЕКТИВ двояковыпуклое стекло в разных оптических… … Словарь иностранных слов русского языка

объектив — микрообъектив, анахромат, апланат, перископ, фотообъектив, трансфокатор, телеобъектив, анастигмат, вариобъектив, гелиар, астигмат, телефотообъектив, астрообъектив, апохромат, вариообъектив, анаморфот, ахромат, кинообъектив, аэрофотообъектив… … Словарь синонимов

ОБЪЕКТИВ — (от лат. objectus предмет), обращённая к объекту часть оптич. системы или самостоят. оптич. система, формирующая действительное изображение оптическое объекта. Это изображение либо рассматривают в окуляр, либо получают на плоской (реже на… … Физическая энциклопедия

ОБЪЕКТИВ — ОБЪЕКТИВ, объектива, муж. (лат. objectivus предметный) (физ.). Часть оптического прибора, состоящая из одного или нескольких оптических стекол и обращенная к наблюдаемому предмету. Объектив фотографического аппарата. Толковый словарь Ушакова. Д.Н … Толковый словарь Ушакова

объектив — objectif., нем. Objektiv. един. Цель. Графиня вряд ли слышала мое замечание; да и не для меня она тратила свое красноречие. Объектив ее был Леонид Петрович. ВЕ 1873 6 526 … Исторический словарь галлицизмов русского языка

ОБЪЕКТИВ — ОБЪЕКТИВ, система линз, служащая для получения действительного изображения предмета (в фотографическом аппарате, проекционном, фонаре, микроскопе, зрительной трубе, телескопе и т. д.). Оснрвными характеристиками объектива являются его фокусное… … Большая медицинская энциклопедия

ОБЪЕКТИВ — (от латинского objectivus относящийся к объекту), обращённая к объекту часть оптической системы, образующая перевёрнутое действительное изображение объекта, которое в микроскопе и зрительной трубе рассматривается далее через окуляр. В… … Современная энциклопедия

ОБЪЕКТИВ — оптическая система, образующая перевернутое действительное изображение объекта. В большинстве оптических приборов (микроскоп, зрительная труба) изображение, создаваемое объективом, рассматривается через увеличивающую оптическую систему окуляр … Большой Энциклопедический словарь

ОБЪЕКТИВ — ОБЪЕКТИВ, а, муж. (спец.). Линзовая или зеркально линзовая система в оптическом приборе, дающая перевёрнутое изображение объекта. О. телескопа, микроскопа, фотоаппарата. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

Объектив — (предметное стекло) то стекло зрительной трубы илимикроскопа, которое обращают к предмету, при рассматривании егоназванными оптическими приборами; также совокупность оптических стеколфотографической камеры. О. имеют различное устройство, смотря… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

ОБЪЕКТИ́В, оп­ти­че­ская сис­те­ма (или её часть), об­ра­щён­ная к объ­ек­ту на­блю­де­ния или съём­ки, фор­ми­рую­щая дей­ст­ви­тель­ное, как пра­ви­ло по­вёр­ну­тое на 180° от­но­си­тель­но объ­ек­та, изо­бра­же­ние. Это изо­бра­же­ние ли­бо рас­смат­ри­ва­ет­ся ви­зу­аль­но в оку­ляр (в оп­тич. при­бо­рах на­блю­де­ния), ли­бо по­лу­ча­ет­ся на све­то­рас­сеи­ваю­щей по­верх­но­сти – эк­ра­не (при про­еци­ро­ва­нии изо­бра­же­ния), ли­бо фик­си­ру­ет­ся (ре­ги­ст­ри­ру­ет­ся) на све­то­чув­ст­вит. слое фо­то­ма­те­риа­ла или фо­то­элек­трич. при­ём­ни­ке. В за­ви­си­мо­сти от ти­па ис­поль­зуе­мых оп­тич. де­та­лей О. раз­де­ля­ют на лин­зо­вые, зер­каль­ные, зер­каль­но-лин­зо­вые и ки­но­форм­ные. Наи­бо­лее рас­про­стра­не­ны мно­го­лин­зо­вые О. Ис­поль­зо­ва­ние боль­шо­го чис­ла линз по­зво­ля­ет со­з­да­вать О. с ис­прав­лен­ны­ми абер­ра­ция­ми оп­ти­че­ских сис­тем , од­на­ко умень­ша­ет све­то­про­пус­ка­ние и по­вы­ша­ет риск па­ра­зит­ных пе­ре­от­ра­же­ний, сни­жаю­щих кон­траст изо­бра­же­ния. Важ­ное дос­то­ин­ст­во зер­каль­ных и зер­каль­но-лин­зо­вых О. – от­сут­ст­вие хро­ма­ти­че­ских абер­ра­ций и, как след­ст­вие, воз­мож­ность ра­бо­ты в ши­ро­кой об­лас­ти спек­тра, ог­ра­ни­чен­ной лишь от­ра­жаю­щей спо­соб­но­стью зер­каль­ных по­кры­тий; осн. не­дос­та­ток – эк­ра­ни­ро­ва­ние (за­те­не­ние) центр. час­ти вход­но­го зрач­ка, что при­во­дит к ухуд­ше­нию ка­че­ст­ва изо­бра­же­ния и до­пол­нит. по­те­рям све­та (см. так­же Зер­каль­но-лин­зо­вая сис­те­ма ). В ки­но­форм­ных О. на­ря­ду с лин­за­ми и зер­ка­ла­ми (или без них) ис­поль­зу­ют­ся син­те­зи­ро­ван­ные фа­зо­вые го­ло­грам­мы (т. н. ки­но­фор­мы), ана­ло­гич­ные по сво­им абер­рац. свой­ст­вам в мо­но­хро­ма­тич. све­те лин­зам с асфе­рич. по­верх­но­стя­ми. Хро­ма­тич. абер­ра­ции ки­но­фор­мов не за­ви­сят от свойств ма­те­риа­ла, из ко­то­ро­го они вы­пол­не­ны, а оп­ре­де­ля­ют­ся (ана­ло­гич­но ди­фрак­ци­он­ным ре­шёт­кам ) про­стран­ст­вен­ной час­то­той струк­ту­ры и спек­траль­ным диа­па­зо­ном. Не­обыч­ные дис­пер­си­он­ные свой­ст­ва ки­но­фор­мов по­зво­ля­ют в со­че­та­нии с лин­за­ми, вы­пол­нен­ны­ми из обыч­ных ма­рок оп­тич. стё­кол, по­лу­чать О., об­ла­даю­щие вы­со­ким ка­че­ст­вом изо­бра­же­ния и дос­та­точ­но про­стой кон­ст­рук­ци­ей. При­ме­не­ние ки­но­форм­ных О., не со­дер­жа­щих обыч­ных линз и зер­кал, воз­мож­но лишь в со­че­та­нии с ла­зе­ра­ми с вы­со­кой мо­но­хро­ма­тич­но­стью из­лу­че­ния.

Объектив – это оптическая система, состоящая из определенного количества линз (а в некоторых случаях, и зеркал), которая формирует изображение. Объектив является основой получения качественного изображения для фотоаппарата. На сегодняшний день существует огромный выбор самых разных объективов, которые нам предлагают производители оптики и фототехники. Ниже давайте рассмотрим все многообразие выбора, а также - какие объективы как обозначаются и для чего применяются.

В первую очередь, рассмотрим основные характеристики (и циферно-буквенные обозначения) объективов. Стоит выделить следующие:

1) Тип байонета;
2) Фокусное расстояние (или расстояния – если это вариообъектив);
3) Максимальное относительное отверстие диафрагмы объектива.

ТИП БАЙОНЕТА

Каждый крупный производитель фототехники, прежде чем начать производить объективы, разрабатывает байонет. Байонет – это крепежный узел, система крепежа объектива к фотоаппарату.

Все об объективах - байонет - Photodzen.com

Когда мы определились, к какому типу байонету относится объектив (к слову, если объектив от сторонних производителей, задача может усложниться отсутствием маркировки), рассмотрим те характеристики, которые всегда нанесены на любом объективе – это фокусное расстояние и диафрагма.

ФОКУСНОЕ РАССТОЯНИЕ

Все об объективах - PhotoDzen.com

Одним числом (например – 24mm, 35mm, 50mm, 100mm, 135mm), обозначаются объективы с фиксированным фокусным расстоянием. Можно встретить еще названия – ФИКС или ДИСКРЕТНЫЙ объектив.

Все об объективах - PhotoDzen.com

МАКСИМАЛЬНОЕ ОТНОСИТЕЛЬНОЕ ОТВЕРСТИЕ ДИАФРАГМЫ ОБЪЕКТИВА

Далее, кроме фокусного расстояния, всегда указываются максимально возможные для этого фокусного расстояния значения относительного отверстия диафрагмы.

Нередко еще говорят ДИАФРАГМА или СВЕТОСИЛА. Но понятие светосила, в данном случае не совсем верно, т.к. данное обозначение применимо к определению физического размера отверстия, создаваемого диафрагмой, а светосила – физический термин, на значение которого влияют многие факторы и диафрагма только один из них.

Обозначения имеют следующий вид (это примеры, реальные указанные числа на конкретных объективах будут различаться):

1) 1:1.4 – встречается как на фикс- так и на зум-объективах.
2) 1:3.5-5.6 – встречается на зум-объективах.

Например, если на объективе написано 50mm 1:1.4, значит он имеет постоянное фокусное расстояние 50 миллиметров с максимально возможной открытой диафрагмой f/1.4.

Все об объективах - PhotoDzen.com

Все об объективах - PhotoDzen.com

И наконец, если видим что-то вроде 70-200mm 1:2.8, то это значит, что для любого фокусного расстояния от 70 до 200 миллиметров, максимальное значение диафрагмы может быть – f/2.8.

Все об объективах - PhotoDzen.com

Нужно учитывать, что:

1) Для переменной диафрагмы у фикс-объективов, максимальное её значение, при увеличении фокуса будет соответственно меняться на один стоп. Например, максимальное значение диафрагмы для объектива 10-22mm 1:3.5-4.5 на фокусном расстоянии 15 миллиметров, будет – f/4.0.
2) МИНИМАЛЬНОЕ значение диафрагмы на объективах указывается далеко не всегда, хотя это тоже немаловажный параметр. Увидеть его можно только на объективах, оснащенных ШКАЛОЙ ГРИП. Максимальные цифры, которые на ней обозначены и есть минимальными значениями диафрагмы.

На объективах разных производителей можно встретить отличающиеся написания связки фокусное расстояние/диафрагма, но суть от этого не поменяется. Примеры ниже:

Все об объективах - PhotoDzen.com

Выше были описаны основные характеристики объективов. Но есть еще дополнительные уточняющие, которых значительно больше. Обычно, циферно-буквенные маркировки этих доп. характеристик у каждого производителя свои. Получить информацию о них можно у нас на сайте в соответствующих статьях раздела ОБЪЕКТИВЫ нашего сайта.

КЛАССИФИКАЦИЯ ОБЪЕКТИВОВ ПО СФЕРЕ ИХ ПРИМЕНЕНИЯ

Все об объективах - PhotoDzen.com

  • Нередко, выделяют отдельно - СВЕРХШИРОКОУГОЛЬНЫЕ объективы, с очень большими (более 85°) углами обзора и очень короткий фокусом – от 7 до 14 мм. Из-за того, что они дают существенные геометрические искажения (бочкообразность) и обладают преувеличенной передачей перспективы, их часто используются для придания изображению дополнительной выразительности.

Все об объективах - PhotoDzen.com

Все об объективах - PhotoDzen.com

Все об объективах - PhotoDzen.com

Все об объективах - PhotoDzen.com

  • НОРМАЛЬНЫЙ объектив, у которого фокусное расстояние составляет от 37 до 70 мм и углом обзора от 40° до 60°. Считается, что восприятие перспективы снимка, сделанного нормальным объективом, наиболее близко к нормальному восприятию перспективы окружающего мира человеческим глазом. При этом самое популярное значение, со временем ставшее стандартом - 50 мм. 50мм объективы есть у каждого производителя фотографической оптики, причем нередко, с очень разными характеристиками и ценником.

Все об объективах - PhotoDzen.com

Все об объективах - PhotoDzen.com

  • ДЛИННОФОКУСНЫЙ объектив — объективы, у которого фокусное расстояние составляет более 70мм иимеет угол обзора от 39° и меньше. Такие объективы предназначены для съёмки удаленных предметов (дикая природа, спортивные соревнования – все события, которые не дают возможности близко подойти к объекту съемки). Нередко выделяют еще СВЕРХДЛИННОФОКУСНЫЕ объективы. Это объективы, угол обзора которыхменее 9° и фокусные расстояния более 300 мм.

Все об объективах - PhotoDzen.com

Вся вышеперечисленная классификация отталкивается от фокусного расстояния объективов. Но кроме того, Вам могут встретиться еще и такие типы объективов:

  • МАКРООБЪЕКТИВ (MACRO LENS) – объектив, предназначенный для съемки мелких объектов крупным планом. Особенностью такого типа объективов является то, что они способны фокусироваться на очень маленьких расстояниях (до нескольких сантиметров), при этом обладают фокусным расстоянием, обычно, от 60мм и более имаксимальной диафрагмой от f/2.8 и более. Кроме того хороший макрообъектив снимает с оптическим увеличением хотя бы 1:1. Все вышеописанные характеристики (малая дистанция фокусировки, длинный фокус и большие значения диафрагмы) подводят нас к основной особенности макрообъективов - возможности создать ОЧЕНЬ малую глубину резкости. ГРИП у хорошего макрообъектива может быть менее миллиметра.

Все об объективах - PhotoDzen.com

Все об объективах - PhotoDzen.com

Все об объективах - PhotoDzen.com

Все об объективах - PhotoDzen.com

Все об объективах - PhotoDzen.com

В завершение статьи упомянем еще КАТАДИОПТРИЧЕСКИЕ (или, как их еще называют – ЗЕРКАЛЬНЫЕ) объективы…из-за их необычной конструкции и внешнего вида. Обратите внимание на зеркальный цилиндрический элемент в середине конструкции. Эти объективы используют комбинацию кривых зеркал и стеклянных элементов. Зеркальные объективы – это длиннофокусные объективы, но при этом обладающие очень малыми габаритами и возможностью фокусироваться на малых расстояниях. При этом есть и недостатки: это только фикс объективы (зум создать технически невозможно), они обладают неизменяемой и невысокой диафрагмой, они не бывают автофокусными.

Все об объективах - PhotoDzen.com

В этой статье мы не будем подробно останавливаться на узко специализированных решениях, таких как мягкорисующие объективы, монокли, кинообъективы, так как это темы для отдельных статей,просто упомянем, что они есть.

Подводя итоги, хочется объяснить определенные моменты, с которыми можно столкнуться выбирая объектив.

Обычно, чем больше Вы платите, тем лучший объектив Вы получаете. Это, в общем справедливо, так как купив очень дорогой профессиональный объектив, вы не останетесь разочарованы качеством, которое получите (как качество самого объектива, так и качество выдаваемого им изображения). Но критерии выбора у всех разные:

  • кому-то нужен компактный объектив и качество изображения менее значимо, чем размер и вес,
  • кому-то важна идеальная точность и резкость изображения,
  • кто-то в первую очередь смотрит на боке,
  • для кого-то важно максимальное приближение и т.д.

Здесь специально не затрагивается тема качества изображения, так как само понятие качества очень относительно - все видят и оценивают по-разному. Для того, чтобы понять, что устраивает именно Вас, нужно определиться что вы планируете фотографировать, изучить фотографии, сделанные теми или иными объективами (в интернете можно найти немало примеров работ). ну и конечно-же пробовать. Только практикуясь Вы придете к пониманию, что более всего подходит именно Вам.

Читайте также: