Анализ деятельности школы направленной на реализацию программ профилактической направленности

Обновлено: 05.07.2024

В данном материале представлен анализ по итогам воспитательной работы в образовательном учреждении в соответствии с современными требованиями к воспитанию личности выпускника. Программа является авторским материалом, разработанным на основе предварительного мониторинга многолетней деятельности учреждения по воспитанию подрастающего поколения.

Оценить 17896 0

Муниципальное общеобразовательное учреждение

реализации формирования воспитательной системы учреждения

учебном году

п. Тубинский

Для реализации цели: создание условий для формирования и развития образованной, творческой, физически и духовно здоровой, граждански активной личности, умеющей адаптироваться к жизни в обществе, были определены и решались следующие задачи:

- повышение качества знаний обучающихся, мотивации участников образовательного процесса;

- подготовка коллектива к грамотному осуществлению профессиональной деятельности в условиях введения стандартов второго поколения

- формирование у обучающихся ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни, нравственным основам становления личности.

Духовно-нравственное развитие гражданина реализуется черезПрограмму воспитания и социализации обучающихся с целью последовательного расширения и укрепления ценностно-смысловой сферы личности посредством осознанное принятия ею ценностей семейной жизни, классного и школьного коллектива, культурно-регионального сообщества, культуры своего народа, российской гражданской нации, мирового сообщества.

Задачи программы:

В области формирования личностной культуры:

- развитие нравственного самосознания личности (совести) — способности школьника формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам;

- принятие обучающимися базовых национальных ценностей, национальных и этнических духовных традиций.

В области формирования социальной культуры:

- формирование толерантности и основ культуры межэтнического общения, уважения к языку, культурным, религиозным традициям, истории и образу жизни представителей народов России;

формирование основ российской гражданской идентичности;

- формирование эстетических потребностей, ценностей, способности открыто выражать и отстаивать свою нравственно оправданную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам;

- формирование способности к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, к принятию ответственности за их результаты;

- развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремлённости и настойчивости в достижении результата;

- формирование основ российской гражданской идентичности;

- развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;

- становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.

В области формирования семейной культуры:

- формирование отношения к семье как основе российского общества;

- формирование представления о семейных ценностях, гендерных семейных ролях и уважения к ним

воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека

воспитание социальной ответственности и компетентности

воспитание экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни

воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование основ эстетической культуры (эстетическое воспитание)

воспитание нравственных чувств, убеждений, этического сознания

воспитание трудолюбия, сознательного, творческого отношения к образованию, труду и жизни, подготовка к сознательному выбору профессии.

Виды и формы деятельности реализации направлений:

познавательные беседы, часы общения

Планируемые результаты реализации задач по воспитанию и социализации личности обучающихся: сформированность коммуникативной, этической, социальной, гражданской компетентностей и социокультурная идентичность в её этническом, гендерном и других аспектах.

Содержание работы по духовно-нравственному развитию

Воспитание духовно-нравственных ценностей у обучающихся процесс не стихийный, а целенаправленный и выстроенный. Осознанная цель (портрет желаемых человеческих качеств) переводится в конкретные задачи (передача системы ценностей), под которые подбираются средства решения, способные развить нужные качества личности, помочь принять духовные ценности внутренним миром ребёнка.

Основные направления и результаты воспитательной деятельности

Виды и формы воспитательных мероприятий

Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.

-духовно-нравственное становление личности;

-развитие ценностно-смысловой сферы личности,

-развитие у ребенка способности делать осознанный нравственный выбор, оценивать свои поступки с точки зрения нравственных ориентиров и ценностей; воспитание гражданственности, общероссийской идентичности, социальной ответственности, толерантности, приверженности к гуманистическим и демократическим ценностям, положенным в основу Конституции РФ;

-формирование активной жизненной позиции гражданина и патриота;

-формирование чувства принадлежности к национальной культуре, развитие национального самосознания; формирование у учащихся правовой культуры, гуманистического мировоззрения, способности к саморазвитию.

- путешествия по историческим и памятным местам.

-сюжетно-ролевые игры гражданского и историко-патриотического содержания - творческие конкурсы, фестивали, праздники, спортивные соревнования

- изучение вариативных учебных дисциплин;

- участие в социальных проектах и мероприятиях, проводимых детским объединением

- встречи с ветеранами и военнослужащими

Формирование нравственных чувств и этического сознания.

- развитие коммуникативной, социокультурной компетенции;

- повышение уровня воспитанности обучающихся;

- развитие умений и навыков социального общения; воспитание культуры общения, культуры поведения;

- беседа, экскурсии, заочные путешествия

- театральные постановки, литературно-музыкальные композиции

- художественные выставки, уроки этики

- встречи с религиозными деятелями

- создание условий для самоутверждения учащихся в коллективе; - формирование социальной активности личности учащихся.

- сформировать представления о базовых национальных российских ценностях;

- сформировать представления о религиозной картине мира, роли традиционных религий в развитии Российского государства, в истории и культуре нашей страны;

- воспитывать уважительное отношение к людям разных возрастов;

- беседа, экскурсии, заочные путешествия

- театральные постановки, литературно-музыкальные композиции

- художественные выставки, уроки этики

- встречи с религиозными деятелями

- классный час беседа, экскурсия

- просмотр учебных фильмов - праздники, коллективные игры

- акции благотворительности, милосердия

- творческие проекты, презентации

Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.

- сформировать представления о нравственных основах учебы, ведущей роли образования, труда и значении творчества в жизни человека и общества;

- воспитывать уважение к труду и творчеству старших и сверстников;

- сформировать представления о профессиях;

-сформировать навыки коллективной работы;

-развивать умение проявлять дисциплинированность, последовательность и настойчивость в выполнении учебных и учебно-трудовых заданий;

-формировать бережное отношение к результатам своего труда, труда других людей, к школьному имуществу, учебникам, личным вещам.

- экскурсии на производственные предприятия, встречи с представителями разных профессий

- праздники труда, ярмарки, - конкурсы

Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.

- создание условий для сохранения и укрепления нравственного, психического и физического здоровья;

- развитие качеств личности, необходимых для ведения здорового образа жизни;

- воспитание ценностного отношения к своему здоровью и жизни;

- воспитание устойчивых интересов и положительного эмоционально-ценностного отношения к физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельности;

-профилактика вредных привычек, алкоголизма, наркомании в подростковой среде.

-сформировать понимание важности физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;

- сформировать представления о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека;

- формировать потребность в соблюдении правил личной гигиены, режима дня, здорового питания.

- беседа, просмотр учебных фильмов

- встречи со спортсменами, тренерами, представителями профессий

- прогулки на природе для укрепления своего здоровья

- урок физической культуры - спортивные секции

- игровые и тренинговые программы в системе взаимодействия образовательных и медицинских учреждений

- тренинги с целью профилактики социально негативных явлений.

Формирование ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание).

- развивать интерес к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в природе;

- беседа, просмотр учебных фильмов

-экскурсии, прогулки, туристические

- формировать ценностное отношение к природе и всем формам жизни;

- сформировать опыт природоохранительной деятельности;

- воспитывать бережное отношение к растениям и животным.

- беседа, просмотр учебных фильмов

-экскурсии, прогулки, туристические

походы и путешествия по родному краю, экологические акции, десанты, коллективные природоохранные проекты

Формирование ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).

- развитие творческих способностей и интересов, приобретение опыта творческой деятельности;

- воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию;

-формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, любви и уважения к ценностям отечественной культуры;

- воспитание художественно-эстетического вкуса, развитие чувств, эмоций, образного, ассоциативного, критического мышления;

-овладение опытом использования приобретенных знаний и умений для расширения кругозора, осознанного формирования собственной культурной среды.

- беседа, просмотр учебных фильмов

-экскурсий к памятникам и на объекты современной архитектуры; посещение музеев, выставок

- посещение конкурсов и фестивалей исполнителей народной музыки, художественных мастерских, ярмарок, фестивалей народного творчества, тематических выставок

- проведение выставок семейного художественного творчества, музыкальных мероприятий

- участие в художественном оформлении помещений

Воспитательная работа в 2015-2016 году велась в рамках реализации комплексного плана учреждения через ВШК, программы развития классных коллективов, мониторинг результативности воспитательной деятельности учреждения

Из анализа программ развития классных коллективов 1-4 классов выявлено: основные цели и задачи направлены на воспитание нравственных качеств личности гражданина, формирование ценностей: бережного отношения к собственному здоровью, формирования творческого потенциала, становления семейных ценностей. В этом отношении необходимо положительно отметить работу классных руководителей Немцевой О.А., Карих Н.А., Сорокиной О.А., Огородниковой Н.В. которые в системе проводили мероприятия в рамках реализации поставленных задач, что подтверждается высоким уровнем результативности по критериям:

- формирование познавательной активности;

-укрепление традиций через мероприятия, связанные с традициями русского народа.

Особенность курса состоит в том, что расширение знаний школьников сочетается с воспитанием ценностных отношений к изучаемым явлениям: внутренней установки личности поступать согласно общественным правилам и нормам. Изучение курса направлено на развитие школьника при особом внимании к его эмоциональному развитию.

Необходимо отметить традиционное сотрудничество учреждения с родительской общественностью, что является необходимым условием современного образования и воспитания в рамках ФГОС:

- Совет учреждения, который занимался выработкой общих подходов к разработке и реализации стратегических документов учреждения, вопросами согласования и принятия Устава, Публичного отчета, нормативно-правовой базы, решения важнейших вопросов практической деятельности с целью создания оптимальных условий для учебно-воспитательного процесса.

- Педагогический совет, с функционалом: выработка общих подходов к разработке и реализации стратегических документов ОУ (программа развития школы, образовательные программы)

- Методический совет с целью создания условий для творческой работы в обеспечении единой воспитательно-образовательной среды развития и формирования личности, практического решения проблем повышения эффективности образовательного процесса, межпредметных связей, преемственности в обучении, введения ФГОС

- общешкольный родительский комитет функционирует с целью укрепления связи между семьей и школой; участия родительской общественности в жизни учреждения, организация внеклассной и внешкольной работы; оздоровительной и культурно-массовой работы с обучающимися.

Мониторинг воспитательной работыосуществляется по направлениям.

Организация методической, инновационной деятельности

Цель работы методического объединения классных руководителей: повышение знаний по теории и практике воспитательного процесса в школе.

По итогам года положительно отмечена работа педагогического коллектива, направленная на решение методических задач:

Продолжить знакомство классных руководителей с инновационными технологиями в воспитании.

Координировать планирование, организацию и мониторинг воспитательного процесса классных коллективов.

Осуществлять выявление, изучение, обобщение и распространение передового педагогического опыта работы классных руководителей.

Внесены изменения в программу социализации и воспитания обучающихся в рамках современных требований ФГОС,

скорректированы программы воспитательной работы с классными коллективами, определены направления и основные виды и формы работы с обучающимися.

Разработан план методических заседаний МО классных руководителей, где основной упор сделан на моделирование воспитательной системы класса в связи с переходом на ФГОС, на организацию работы с обучающимися, требующими особого внимания (с ОВЗ, одаренными).

Выводы: в рамках реализации методических задач классные руководители пересмотрели цели и задачи воспитания и социализации обучающихся в свете новых требований, сформировали программы развития классных коллективов. Не была осуществлена своевременно методическая работа классным руководителем 8 класса Хуснуллиной А.Ф.; классный руководитель 5 класса Шимко Н.В. в течение первой четверти работала по формированию целей и задач воспитания, составлению программ развития класса в сотрудничестве с зам. директора Зепп Е.В. В результате сформирована программа внеурочной деятельности и социального развития коллектива.

По итогам первого полугодия были поставлены на внутришкольный персональный контроль классные руководители Хуснуллина А.Ф., Шимко Н.В. по организации воспитательной работы в классных коллективах.

Самоуправление

-в рамках работы в составе Совета учреждения участники самоуправления работали над изучением новой редакции Устава учреждения. Такая форма сотрудничества является успешной, так как дает возможность ребятам увидеть пути решения школьных проблем, объяснить существующие нормы и правила жизнедеятельности учреждения. Соответственно, уходят негативные моменты, связанные с недопониманием или незнанием.

В соответствии с новыми требованиями организация работы с родителями переведена на новый уровень: определены дополнительно направления работы:

информирование участников образовательного процесса и общественности по ключевым позициям внедрения ФГОС (Заседание Совета учреждения по рассмотрению новой редакции Устава учреждения).

Проблематика:

В 1-11 классах выявлено отсутствие систематического посещения классными руководителями проблемных семей (за исключением семей, находящихся на учете в КДН и др.). В результате большинство классных руководителей не имеет представления об условиях содержания и воспитания детей в семьях, уровне взаимоотношений между членами семьи. Считаю необходимым не менее одного раза в четверть посещать каждую семью с целью профилактики конфликтных ситуаций учебного, воспитательного, межличностного характера, в системе проводить индивидуальные собеседования с каждой семьей, корректировать уровень

Исполнительская дисциплина.

Итоги работы классных руководителей в данном направлении в течение года отражены в справках. Выявлены основные проблемы:

По соблюдению Правил поведения обучающимися;

По соблюдению Положения о стиле школьной одежды;

По опозданию на первый урок;

По своевременному предоставлению отчетной документации.

Таким образом, положительно необходимо отметить:

Своевременное и грамотное реагирование на современные требования к формированию воспитательной системы класса;

низкий уровень организации дежурства по учреждению;

организация самоуправления внутри классных коллективов (5-11 классы);

несвоевременное выполнение приказов и распоряжений администрации по предоставлению материалов (Хуснуллина А.Ф., Павличкова А.Ю.);

низкий уровень профилактической работы по соблюдению Положения о стиле школьной одежды, Правил поведения ( Алексеенко Ж.В., Хуснуллина А.Ф., Тупичкина Л.А.).

Пропуски уроков

Со всеми школьниками, стоящими на внутришкольном учете и обучающимися, требующими особого внимания, велась постоянная работа со стороны администрации учреждения, классных руководителей, соцпедагога, совместно с инспекторами, участковым, социальными работниками поселения. Как результат – значительное снижение числа пропусков уроков без уважительных причин. Общее количество пропусков уроков без уважительной причины составило – 5, что составляет 0,04% от общего количества. На одного обучающегося приходится – по 0,03 урока, что на 0,14 меньше итогов 2014-2015 учебного года.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный анализ составлен по программе профилактики "Мы вместе" ,реализованной в 2017-2018 уч году.

АНАЛИЗ РАБОТЫ

МАОУ СШ №1 (СП №1) (п. Дружба)

ПО ПРОГРАММЕ ПРОФИЛАКТИКИ

за 2017-2018 учебный год

Срок реализации программы -1 год (2017-2018 уч год.)

Международная Конвенция ООН о правах ребенка;

Гражданский кодекс РФ

Семейный кодекс РФ

Постановление Правительства РФ «О дополнительных мерах по усилению профилактики и безнадзорности несовершеннолетних « №154 от 13.03.2002

Федеральный закон « О противодействии экстремистской деятельности « №144 от 25.07.02

Инструкция по межведомственному взаимодействию субьектов системы профилактики в предупреждении безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних «

Положение о Совете по профилактике безнадзорности и правонарушений среди обучащихся МАОУ СШ №1 (СП №1)

Были поставлены задачи программы :

- Создать условия для раннего выявления несовершеннолетних, находящихся в социально

опасном положении, а также не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия, принять меры по их воспитанию и получению ими основного общего образования.

- Оказывать действенную и незамедлительную психолого-медико-социально-педагогическую и правовую помощь всем детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, в т.ч. помощь в овладении учебными умениями и навыками.

- Организовать в ОУ воспитательную работу, направленную на правовое просвещение и

воспитание у обучающихся гражданской позиции, толерантного поведения и противодействия

различным видам экстремизма, на профилактику употребления психоактивных веществ, на формирование у обучащихся навыков здорового образа жизни .

-Создать условия для раннего выявления семей, находящихся в социально опасном

положении, а также родителей, недобросовестно исполняющих свои родительские обязанности

по воспитанию детей, принимать к ним меры общественного воздействия и оказания им

помощи в обучении и воспитании детей.

-Оказать педагогам и родителям помощь в приобретении специальных знаний и навыков, а также обеспечить социальную и психологическую поддержку семьям.

С указанными категориями школьников

ведется индивидуальная профилактическая работа по предупреждению совершения правонарушений ;

выстроена совместная работа с органами и подразделениями ИДН, ГИБДД, КДН и ЗП;

координирует работу по профилактике и предупреждению преступности и правонарушений среди несовершеннолетних Совет по профилактике.

Администрацией школы и классными руководителями для них проводятся индивидуальные беседы, консультации, встречи на дому, организуются профилактические мероприятия, экскурсии, поездки.

Деятельность по профилактике асоциального поведения несовершеннолетних основывалась на принципах:

• гуманного обращения с несовершеннолетними, поддержки семьи и взаимодействия с ней;

• индивидуального подхода к несовершеннолетним с соблюдением конфиденциальности полученной информации;

• обеспечения ответственности должностных лиц;

•последовательности;
• аксиологичесности (ценностный) подход, предполагающий формирование у школьников представлений об общечеловеческих ценностях, здоровом образе жизни, законопослушности . Для достижения положительного результата действия программы педагогический коллектив использует следующие:

• выявление семей, находящихся в социально-опасном положении;

• рейды по неблагополучным семьям;

• деятельность Совета по профилактике правонарушений в ОУ;

• организация родительского лектория;

• индивидуальные беседы с учащимися, родителями;

• работа с документами;

• индивидуальные и групповые консультации (по мере необходимости);

• содействие в участии в системе внеурочной деятельности ОУ;

• организация воспитательных мероприятий для обучающихся ;

• работа по профориентации;
•родительские собрания;
• организация отдыха и оздоровления детей из малообеспеченных семей и семей, находящихся в социально-опасном положении;
• оказание несовершеннолетним психолого-педагогической помощи;
• организация занятости и временной трудовой деятельности несовершеннолетних и детей из семей, находящихся в социально опасном положении

2.следующие методы работы:

-работа с документами;

-наблюдение;
-опрос;
-беседа;
-убеждение;
-социальное проектирование;
-метод поощрения;
-метод убеждения;
-организация коллективной творческой деятельности;
-индивидуальная консультация.

Работа по выявлению учащихся и семей, находящихся в социально-опасном положении.

Изучение и диагностическая работа с учащимися и их семьями.

Медико-психологическое и правовое просвещение кураторов и учителей-предметников.

Проведение индивидуальной воспитательной работы.

Работа с родительской общественностью.

Ликвидация пробелов в знаниях учащихся. Борьба с пропусками занятий без уважительной причины.

Пропаганда здорового образа жизни

Профилактика употребления ПАВ.

10. Профилактика экстремизма и формирование толерантного поведения учащихся.

11. Профилактика детского и подросткового суицида.

13. Работа в каникулярный период с обучающимися и семьями.

Для эффективной реализации данной программы были привлечены ресурсы:

-директор ОУ, заместители директора по учебной и воспитательной работе, классные руководители, социальный педагог, учителя-предметники, библиотекарь, педагоги дополнительного образования,

- представители ОДН г.Бор, КДН иЗП;

-представители МБУ ДО ЦППМСП.

Договора о сотрудничестве с УДО имеются.

Ожидаемыми результатами реализации программы являлись следущие показатели 1)Снижение количества несовершеннолетних детей, склонных к правонарушениям, в т.ч. снижение кол-во обучающихся, пропускающих занятия без уважительной причины.

2)Увеличение доли воспитанников, охваченных образовательными программами дополнительного образования, в том числе физкультурно-спортивной направленности .

3)Повышение психолого-педагогическая грамотности родителей учащихся ОУ за счет вовлеченных в общешкольные мероприятия.

4)Повышение уровеня профессиональной компетентности педагогических работников по вопросам профилактической работы в целом, в том числе с неблагополучными семьями.

5)Увеличение количества обучающихся, трудоустроившихся в каникулярное время, в том числе через службу занятости населения.

6)Сокращение численности семей и подростков, состоящих на учетах.

7) Повышение уровня правовой культуры участников образовательных отношений.

Аналитические данные показывают результативность работы по программе (уменьшение количества обучащихся, стоящих на учетах)

поставлены на контроль

сняты с контроля

2017-2018 уч. год

Количество учащихся , состоявших на учете в КДНиЗП и поставленных на учет в КДНиЗП:

поставлены на учет

2017-2018 уч. год

Чухнин Д и Чухнина И ( семья на межведомственном учете)

Денисова – выпускница 2018 года

Количество учащихся, состоявших на учете в ОДН и поставленных на учет в ОДН:

поставлены на учет

2017-2018 уч. год

БэБэлэу – находится на лечении в клинике

Денисова – выпускница 2018 года

Обучающиеся привлекались к участию во Всероссийских акциях, муниципальных мероприятиях по различным направлениям профилактической работы :

- мероприятие, посвященное Дню воинской славы «Интерактивный урок «День воинской славы России –День полного освобождения г Ленинграда от блокады (1944 год) 29.12.18 – 6 класс -24 чел, 7-е классы-41 чел )

- 2 этап Всероссийской антинаркотической акции «Сообщи, где торгуют смертью « (13-24 ноября 2017г ( 85 чел );

Большую работу в школе провели работники поселковой библиотеки (п Дружба), которые работали с подростками по направлениям : здоровый образ жизни, Правила дорожного движения , толерантное отношение друг к другу, к представителям других национальностей и вероисповеданий, викторины, конкурсы и др.

В духовно-нравственном становлении подростков школы помощь оказывалась со стороны Русской православной церкви . На встречу с обучающимися, с родителями приходили представители церкви , проводили беседы , отвечали на вопросы аудитории.


Ответственный за выполнение контроля: Құрманғалиева Ж.Қ, зам. директора по ВР.

Объем проделанной работы:

В соответствии с планом ВШК проводилась проверка эффективности работы классных руководителей по правовому воспитанию и профилактике безнадзорности и правонарушений среди учащихся.
Проверкой установлено:
1. Работа по правовому воспитанию и профилактике преступлений и безнадзорности среди учащихся носит в школе систематический характер.

Работа ведется по следующим направлениям:
а) составление базы данных о различных социальных категориях детей и их семей и планирование индивидуальной работы с ними;
б) контроль успеваемости и посещаемости учебных занятий учащимися;
в) вовлечение учащихся в общественно значимую и внеурочную деятельность;
г) изучение Правил поведения учащихся, Устава школы, знакомство с законами РК;
д) профилактика дорожного травматизма;
е) профилактика наркомании, алкоголизма, курения, пропаганда здорового образа жизни.

Этим вопросам много внимания уделяется в воспитательной работе школы. Вопросы воспитания потребностей в здоровом образе жизни, антинаркотической, антиалкогольной пропаганды, профилактики табакокурения включены в планы воспитательной деятельности классных руководителей 1 – 11 классов. Согласно плану воспитательной деятельности, основной акцент на вопросы профилактики вредных привычек делается в октябре в ходе месячника правового воспитания и профилактики правонарушений. Однако и в другие сроки в планы воспитательной деятельности классных руководителей 1 – 11 классов включены вопросы воспитания потребности в ЗОЖ и профилактики вредных привычек. Профилактическая работа в школе проводится в следующих направлениях: создание в школьной среде ситуации, препятствующей злоупотреблению наркотиками и снижающей вред от их употребления; распространение информации о причинах, формах и последствиях злоупотребления наркотических средств; формирование у подростков навыка анализа и критической оценки информации, получаемой о наркотиках, и умения принимать правильные решения.
Просветительская работа ведется на протяжении всего периода обучения ребенка в школе, начинается в младших классах и продолжается до выпуска. А в ходе выполнения программы учащимся предоставляется достоверная информация о наркотиках и их влиянии на психологическое, социальное и экономическое благополучие человека.
Проведены следующие мероприятия:

Выводы и рекомендации:

Продолжить работу по правовому воспитанию школьников, по профилактике правонарушений учащихся.

Деятельность школы и классных руководителей по правовому воспитанию считать удовлетворительной.

Классным руководителям при организации и подготовке мероприятий привлекать учащихся из социально не защищенных семей.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Описание коррекционной и профилактической работы в школе. Проблемы и результат.

Профилактическая и коррекционная работа в школе

В настоящее время профилактика и коррекция агрессивного поведения подростков в условиях интерната является проблемой актуальной в силу того, что, хотя многими авторами (Э.Я.Альбрехт, 1976; Н.В.Волкова, 2000; Д.Н.Исаев, 2003; И.А.Коробейник, 2002; В.К.Кузьмина, 1981; К.С.Лебединская с соавторами, 1980; В.А.Малиуская, 1977; Л.М.Шипицына, 2000; и другие) дано описание проявления агрессивного поведения у различных групп подростков, но недостаточно освещены возможности коррекции и преодоления проявления агрессивного поведения у данной группы подростков. Поэтому учителя, воспитатели, психологи не всегда правильно выстраивают линию поведения по отношению к данному подростку, не всегда верно реагируют на проявление агрессивного поведения и не всегда правильно оказывают помощь такому подростку.

Проведение исследования агрессивного поведения подростков обусловлено тенденцией роста агрессивных проявлений, увеличения числа правонарушений, демонстрацией агрессивного поведения.

Подробное изучение факторов агрессивного поведения подростков, имеет большое значение для поиска подходов к решению таких проблем психологии, как саморегуляция поведения подростков, развитие нравственных качеств их личности, формирование позитивных отношений с окружающими, профилактика нарушений поведения и правонарушений.

Под влиянием средовых факторов и учебной деятельности постоянно происходят изменения в структуре формирующейся личности подростка. В личности могут проявляться нежелательные качества, асоциальные установки и асоциальные мотивы деятельности. В этих условиях более чем своевременна и совместная работа педагога, психолога, воспитателя. Это одно из направлений для предупреждения и коррекции проявлений агрессивных форм поведения у подростков интерната. Такая работа должна быть направлена на исправления психологического климата среды, в которой находится подросток, на коррекцию намечающихся или уже имеющихся деформаций личности ребенка, на декомпенсацию и на устранение болезненных явлений (различных психопатологических синдромов).

Коррекционно-профилактическая работа с подростками, имеющими агрессивные формы поведения, должна строиться с учетом следующих основных положений:

Воспитатели, учителя должны знать о социально-психологических особенностях подростков, особенно в их критические возрастные периоды, когда увеличивается риск личностных деформаций и проявлений нарушений поведения детей.

Следует обратить внимание на формирование у детей интересов гуманистической направленности и морально-нравственных общечеловеческих ценностей. Такое направление в коррекционной работе заполняет духовный вакуум подростка и помогает противостоять ему асоциальным идеям, идущим из так называемых проблемных детских коллектива.

Педагоги, воспитатели, психологи, используя коррекционно-методические средства, должны учитывать сложную природу этиопатогенеза нарушений поведения у детей. Легче предупредить нарушения поведения, чем их устранять. Необходимо, с учетом особенностей личности, по возможности устранять все факторы, приводящие к агрессивному поведению. Учитывая, что многие признаки агрессивного поведения проявляются в условиях бездеятельности, следует обратить внимание на организацию свободного времени подростков.

Нарушения поведения (агрессивные формы поведения) подростков из школ-интернатов, противоправные и преступные действия, совершенные ими, приобретают в наших условиях все большую социальную значимость, асоциальная деятельность их нередко создает серьезную криминогенную обстановку.

Опираясь на анализ теоретических источников по данной проблеме и практический опыт исследования особенностей проявления агрессивных форм поведения у подростков из школы-интерната, можно выделить основные ключевые направления, в рамках которых необходимо строить коррекционную и профилактическую работу.

Целью работы по профилактике и коррекции агрессивного поведения является создание таких психолого-педагогических условий, в которых проявление агрессивных форм поведения уменьшалось или нейтрализовалось.

Эта работа имеет следующие направления:

Организация индивидуальной психокоррекционной работы;

Групповые формы занятий с подростками (психологические тренинги);

Уменьшение эмоциональной реакции, провоцирующей агрессию;

Профилактика патологических форм агрессивного поведения;

Профилактика саморазрушительного поведения;

Сублимирование агрессии в социально одобряемую деятельность;

Сублимирование агрессии в спорт (спортивные кружки, секции, групповые виды спорта);

Творческое самовыражение (рисование, занятия музыкой, театральные кружки и другие виды творческой деятельности).

Таким образом, мы считаем, что для устранения агрессивного поведения у подростков, проживающих в школах-интернатах, необходимо проводить профилактические и коррекционные работы.

Анализ профилактической и коррекционно-развивающей работы

В течение 2015-2016 учебного года профилактическая работа велась по следующим направлениям:
1. Организация профилактической и коррекционно-развивающей работы с подростками и их ближайшим окружением.
2. Социально-психологическое, санитарное и правовое просвещение подростков и их ближайшего окружения

3. Изучение медико-психологических и социально-педагогических особенностей воспитанников, социально бытовых условий их проживания и ближайшего окружения подростков.
4. Защита прав и интересов подростков.
Специалистами СПС в конце учебного года был проведен анализ контингента воспитанников. В школе обучается 27 учащихся. Социальный статус семей также разнообразен.

В результате 16 учащихся питались в школьной столовой как малообеспеченные и из них 8 учащихся как многодетные малообеспеченные. Это составляет 15% от общего количества учащихся. Учащиеся из многодетных малообеспеченных семей получили денежное пособие на приобретение школьной одежды
Налажена связь и составлены совместные планы работы с ОВД ОДН и со специалистами Комплексного Адаптационного Центра (работа с семьями категории СОП)
Социальными педагогами совместно с классными руководителями и инспекторами ГДН РОВД систематически проводятся рейды с целью возвращения детей в школу, контроля за вне учебной деятельностью учащихся , взаимодействия семьи и школы по вопросам успеваемости и посещаемости учащихся и повышения педагогической грамотности родителей.
Проведенная работа в данном направлении была эффективна, в следующем учебном году необходимо продолжить работу по профилактике социального сиротства.
В целях повышения эффективности профилактической работы:
- по употреблению спиртных напитков, токсических и наркотических веществ необходимо активизировать совместную работу с врачом наркологом, разработав план совместной работы.

- в целях профилактики преступлений и правонарушений среди учащихся обратить особое внимание кл. рук.на планирование индивидуальной работы с каждой семьей. Исходя из выявленных кл. рук. проблем, службе СПС предусмотреть проведение профилактических мероприятий с учащимися и их родителями, с привлечением к данной работе специалистов ведомств системы профилактики.
В начале учебного года педагогом-психологом проводилось комплексные психологические исследования учащихся, на основании которого был составлен общий психологический портрет учащихся школы и определили основные направления коррекционно-развивающей работы.
Целью деятельностью педагогов – психологов, является социально – психологическое сопровождение процесса реабилитации и социализации учащихся

Данные показатели свидетельствуют о недостаточной усидчивости, целеустремленности, напористости в решении поставленных задач, недостаточно высокой способности к освоению учебного материала в полном объеме в традиционной классно-урочной системе.

Коррекция и развитие эмоционально-волевой сферы учащихся;

Коррекция и развитие мотивационно-потребностной сферы учащихся;

Работа по коррекции и развитию эмоционально-волевой сферы учащихся условно разделена на три части: коррекция уровня личной тревожности; развитие стрессоустойчивости; формирование навыков самоконтроля эмоциональных состояний.

Коррекция уровня тревожности является актуальным направлением коррекционно-развивающей работы, так как уровень личностной тревожности является одним из критериев социальной адаптации учащихся к условиям образовательного учреждения и жизни в социуме в целом.

Наиболее эффективными формами коррекционно-развивающей работы в направлении коррекция и развитие эмоционально-волевой являются тренинги, занятия с элементами тренинга, развивающие игры, индивидуальные . Ведущим направлением в коррекционной работе является выявление и коррекция у воспитанников уровня агрессивности. У большинства опрошенных выявлен средний уровень агрессивности. Основные причины агрессии у данных подростков это – неумение ребёнка социализироваться в обществе; поведение окружающих интерпретируется ребёнком как враждебное; неспособность ребенка контролировать свои эмоции. Влияние членов семьи в обыденных жизненных ситуациях, одобрение агрессивных проявлений у ребёнка по отношению к окружающим. Унижения, оскорбления, применение физической силы по отношению к ребёнку

По итогам реализации данного направления в этом учебном году применяемые форма, приемы и методы признаны действенными. Полученные данные можно интерпретировать следующим образом, количество учащихся с умеренным и высоким уровнем агрессивности в начале года имеют практически одинаковое значение , к концу учебного года показатель высокого уровня агрессивности снизился . Не всегда инициаторами агрессивного поведения бывают дети. Часто взрослые не контролируют свои негативные эмоции в ситуации взаимодействия с агрессивными детьми. Когда взрослый человек управляет своими отрицательными эмоциями, то он не подкрепляет агрессивное поведение ребенка, сохраняет с ним хорошие отношения и демонстрирует, как нужно взаимодействовать с агрессивным человеком. Основная задача взрослого, сталкивающегося с детско-подростковой агрессией – уменьшить напряжение ситуации.
В течение учебного года специалисты СПС регулярно готовили материалы для публикации на сайтах.

Таким образом, профилактическая и коррекционно-развивающей работа позволяет добиваться результатов в работе с девиантным подростками. Но существуют еще проблемы, которые не были решены ранее и требуют пристального внимания педагогов-психологов школы: это повышение числа подростков, проявляющих элементы авитальной активности и, как следствие, увеличение количества случаев занятия экстремальным досугом, учащение случаев проживания подростков вне дома, необходимость развития у подростков навыков конструктивного взаимодействия, незаинтересованность подростков в участии в организованных формах досуга, склонность подростков к повторным правонарушениям, увеличение числа подростков, употребляющих ПАВ и алкоголь. Решение выдвинутых проблем является приоритетным направлением развития коррекционно-развивающей и профилактической работы нашей школы на 2016 – 2017 учебный год.

Направления и формы деятельности.

3.1. Коррекционно-развивающее. Создание оптимальных образовательных условий, учитывающих индивидуальные возможности, особенности состояния здоровья и социального окружения обучающихся. Организация работы инклюзивного образования для детей с особыми образовательными потребностями.

Формы: ПМПК, скрининги

3.2. Информационно-просветительское. Правовое, психологическое, педагогическое просвещение с целью повышения правовой и психологической культуры всех субъектов образовательного процесса.

Формы: родительский лекторий, ученический лекторий, педагогический лекторий.

3.3.Профилактическое. Организация системы профилактических мер по предупреждению отклоняющегося (девиантного), преступного (деликвентного), зависимого (аддиктивного), аутоагрессивного и суицидального поведения детей и подростков.

Формы: диагностика, консультирование специалистами, сопровождение индивидуального образовательного маршрута обучающегося, Совет профилактики,

3.3. Правозащитное. Использование имеющего арсенала правовых норм для защиты прав и интересов личности.

Формы: Совет примирения, мониторинг фактов жестокого обращения с детьми, социальная защита льготных категорий детей (сироты, состоящих на опеке, из многодетных семей и т.д.)

3.4. Социально-медицинское. Организация мероприятий и контроля здоровьем, питанием, трудовым и физическим воспитанием с целью формирования устойчивой потребности в здоровом образе жизни, духовно-нравственных отношениях с окружающими.

А так же разработан план – график работы на 2016-17 уч. год; разработаны тематические лектории для родителей..

Когда мы начинали работу с детьми, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации, мы ограничивались только в педагогической поддержкой. Но время показало, что таким ученикам нужна поддержка и психологическая, и медицинская.

Конечно, любая работа имеет смысл, когда есть результат. Результатом нашей деятельности в этом направлении является переход от ситуативной работы к сложившейся системе.

Изучение нормативно-правовых документов позволяет педагогам выработать четкое представление о своих профессиональных правах и обязанностях, использовать полученные знания в практической деятельности, легитимными способами разрешать профессиональные проблемы. Правовое саморазвитие педагога непосредственно отражается на уровне воспитанности учеников, так как осуществить задачи правового воспитания молодёжи может только грамотный и образованный в сфере права учитель.

Читайте также: