Анализ действующего законодательства в области социальной защиты кратко
Обновлено: 05.07.2024
Законодательство Российской Федерации в сфере социальной защиты постоянно совершенствуется и направлено на решение важных для государства задач, одной из которых является улучшение демографической ситуации в стране. На решение указанной задачи направлен предложенный Президентом Российской Федерации В.В. Путиным новый пакет демографических инициатив, направленных на стимулирование рождаемости, предусматривающий:
— предоставление дополнительной ежемесячной выплаты на первого ребенка, которая будет выплачиваться до достижения ребенком возраста полутора лет, независимо от предоставления иных выплат на ребенка;
— продление действия программы предоставления материнского (семейного) капитала до 31 декабря 2021 года, а также расширение направлений его использования, в том числе на предоставление ежемесячной выплаты на второго ребенка до достижения им возраста полутора лет нуждающимся семьям и на оплату дошкольного образования с двухмесячного возраста ребенка
— применение специальной программы ипотечного кредитования для семей, в которых с 1 января 2018 года рождается второй или третий ребенок.
Другой важной задачей является формирование информационного пространства, направленного на развитие информационного общества, учет потребностей граждан и общества в получении качественных и достоверных сведений, развитие информационной инфраструктуры. С этой целью принят Указ Президента Российской Федерации от 9 мая 2017 года № 203, которым утверждена Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации, определяющая основные задачи развития информационного общества.
В рамках расширения доступности государственных и муниципальных услуг для граждан в электронном виде, в том числе и в социальной сфере создаются государственные информационные системы. Работа в указанном направлении ведется как на федеральном, так и на региональном уровнях.
С 1 января 2018 года должна заработать ЕГИССО, которая позволит исключить дублирование предоставления мер социальной поддержки, оптимизировать процесс их администрирования и учета льготных категорий граждан, более точно планировать расходы бюджетов бюджетной системы на выполнение социальных обязательств, а также позволит гражданам иметь полную и достоверную информацию обо всех мерах социальной поддержки, право на которые они имеют.
На федеральном уровне приняты нормативные правовые акты Российской Федерации, определяющие правовые основы функционирования ЕГИССО:
Также в рамках подготовки к введению в эксплуатацию с 1 января 2018 года ЕГИССО заинтересованными ведомствами и субъектами Российской Федерации проделана серьезная подготовительная работа. Пенсионным фондом Российской Федерации завершена разработка платформы ЕГИССО, проведена опытная эксплуатация. В настоящий момент завершается работа по подключению к указанной информационной системе органов государственной власти – поставщиков информации в ЕГИССО.
Субъектами Российской Федерации:
— созданы межведомственные рабочие группы, координирующие соответствующую работу;
— утверждены планы работы по внедрению ЕГИССО;
— определены поставщики информации в ЕГИССО;
— ведется работа по формированию Классификатора мер социальной защиты (поддержки);
— заключены соглашения о проведении сверки сведений о застрахованных лицах между органами государственной власти субъектов Российской Федерации – поставщиками информации в ЕГИССО и Пенсионным фондом Российской Федерации, ведется работа по завершению указанной сверки;
— подготовлены и находятся на стадии принятия изменения в нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в части предоставления и возможности получения сведений из ЕГИССО.
Проведение подготовительных работ по внедрению ЕГИССО выявило отдельные проблемы, связанные с отсутствием у некоторых поставщиков информации в субъекте Российской Федерации информационных систем (слабая информационная обеспеченность выявилась в Карачаево-Черкесской Республике (только 2 ведомства имеют информационные системы) и Республике Крым (более 90 % поставщиков информации в ЕГИССО не имеют информационных систем).
Кроме того, существует проблема, связанная с отсутствием у субъектов Российской Федерации отдельных сведений о получателях мер социальной защиты (поддержки), в частности, страхового номера индивидуального лицевого счета (СНИЛС) и информации о месте рождения. Отсутствие указанных сведений вызывает трудности при проведении сверки сведений о застрахованных лицах (так как идентификация получателей мер в ЕГИССО осуществляется по указанным сведениям) и требует определенных трудозатрат и времени.
Кроме того, субъекты Российской Федерации указывают на проблему, связанную с отсутствием у органов местного самоуправления правовых оснований для предоставления информации в ЕГИССО в качестве поставщика информации, при этом сведения о мерах социальной поддержки, осуществляемых за счет средств местных бюджетов, должны содержаться в ЕГИССО и, соответственно, должно осуществляться их предоставление в указанную информационную систему.
Несмотря на некоторые проблемные моменты по введению в эксплуатацию ЕГИССО, необходимо отметить перспективность указанной информационной системы, которая позволит иметь полную и актуальную информацию о получателях и о мерах социальной защиты (поддержки) в разрезе всей территории Российской Федерации.
Необходимо отметить, что немаловажными направлениями внедрения ЕГИССО является унификация мер социальной защиты (поддержки), предоставляемых за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, а также формирование единого классификатора мер социальной защиты (поддержки), в котором будут учтены все меры социальной поддержки, предоставляемые на территории Российской Федерации.
В целом использование субъектами Российской Федерации IT-технологий является перспективным направлением развития информационного общества, позволяющим гражданам, не выходя из дома получать нужную информацию и реализовывать свои права. В этой связи интересен опыт Московской области по использованию информационных технологий при предоставлении услуг в социальной сфере в части:
— формирования и ведения реестра поставщиков социальных услуг Московской области;
Также, помимо применения информационных технологий, обращает на себя внимание опыт отдельных субъектов Российской Федерации по принятию Социального кодекса, целью которого является кодификация законодательства субъектов Российской Федерации, регулирующего правоотношения в социальной сфере.
В настоящее время Социальный кодекс принят в Белгородской, Волгоградской, Ленинградской, Омской, Ярославской областях и городе Санкт-Петербурге. Необходимость принятия Социального кодекса обусловлена наличием большого количества законов, регулирующих предоставление мер социальной защиты (поддержки) в субъекте Российской Федерации, и возникающими в связи с этим сложностями его использования.
В качестве положительных сторон принятия Социального кодекса субъектами Российской Федерации отмечается понятность и доступность указанного акта, как для специалистов, так и для граждан. Социальный кодекс позволяет быстро находить необходимую информацию о правовом регулировании, как конкретных мер социальной поддержки, так и информацию о лицах, имеющих право на их получение. Кроме того, Социальный кодекс позволяет унифицировать подходы к предоставлению социальной поддержки, создать систему адресной информированности граждан о возникновении права на меры социальной поддержки, эффективно расходовать бюджетные средства.
В настоящее время ведется работа по разработке Социальных кодексов в Свердловской, Кемеровской, Псковской областях и Ханты-Мансийском Автономном округе – Югра.
При этом отдельные субъекты Российской Федерации полагают, что целесообразным было бы рассмотреть вопрос о принятии Социального кодекса на федеральном уровне. Указанное предложение требует осмысления и обсуждения, так как в качестве отрицательного последствия принятия Социального кодекса может быть усложнение процедуры внесения в него изменений, с которой уже столкнулись субъекты Российской Федерации.
По итогам проведенной работы участники парламентских слушаний рекомендуют:
Правительству Российской Федерации:
1. Рассмотреть возможность создания государственного алиментного фонда, из которого будут осуществляться выплаты на содержание ребенка в период розыска должника или в период его неплатежеспособности, с последующим возвратом денежных средств, как в добровольном, так и в принудительном порядке.
Счетной палате Российской Федерации провести контрольное мероприятие в части эффективного использования субвенций, предоставляемых из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию переданных полномочий Российской Федерации по назначению и осуществлению ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка, а также использования средств материнского (семейного) капитала на осуществление ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) второго ребенка.
Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации:
1. Осуществлять координацию работы по введению с 1 января 2018 года в эксплуатацию и функционированию ЕГИССО.
2. Рассмотреть вопрос о необходимости внесения изменений в нормативные правовые акты Российской Федерации, регулирующие вопросы создания и функционирования ЕГИССО, предусматривающих включение в число поставщиков информации в ЕГИССО и, соответственно, в число получателей информации из ЕГИССО органов местного самоуправления.
3. Проанализировать необходимость внесения изменений в законодательство Российской Федерации в части определения критериев отнесения разнообразных услуг и выплат, предоставляемых гражданам, в том числе и при осуществлении трудовой деятельности (службы), для включения информации об их предоставлении в ЕГИССО.
5. Рассмотреть опыт субъектов по кодификации социального законодательства и проанализировать целесообразность кодификации социального законодательства на федеральном уровне.
Пенсионному фонду Российской Федерации:
1. Завершить до 31 декабря 2017 года принятие нормативных правовых актов, необходимых для введения в эксплуатацию с 1 января 2018 года ЕГИССО.
2. Рассмотреть вопрос о разработке единого сервиса для поставщиков информации в систему ЕГИССО.
3. Осуществлять мониторинг эффективности функционирования ЕГИССО на федеральном и региональном уровнях.
Органам государственной власти субъектов Российской Федерации:
1. Обеспечить реализацию положений законодательства Российской Федерации в части введения в эксплуатацию с 1 января 2018 года ЕГИССО.
2. Продолжить работу по переводу предоставления государственных и (или) муниципальных услуг в электронном виде.
3. Рассмотреть возможность введения дополнительных мер по стимулированию рождаемости в субъектах Российской Федерации.
4. Проанализировать опыт Московской области в части обеспечения доступности государственных и муниципальных услуг с использованием информационных технологий.
5. Рассмотреть опыт субъектов по кодификации социального законодательства и проанализировать целесообразность принятия кодифицированных нормативных правовых актов в субъектах Российской Федерации.
ЗАКОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
УКАЗЫ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РАСПОРЯЖЕНИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ЗАКОНЫ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
ПОСТАНОВЛЕНИЯ ГЛАВЫ АДМИНИСТРАЦИИ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
ПРИКАЗЫ МИНИСТЕРСТВА СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ И СЕМЕЙНОЙ ПОЛИТИКИ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
© 2013 Краснодарская краевая общественная организация ветеранов (пенсионеров, инвалидов) войны, труда, Вооруженных Сил и правоохранительных органов
Конституция РФ в регулировании социальной защиты населения
Вопросы социальной политики в области формирования нормативно-правовых актов, регламентирующих организацию социальной защиты населения, решаются на уровне государственных органов власти, а реализация принятых законов, указов, программ и других решений, возлагается на муниципальные органы власти. В связи с чем, особенности и эффективность оценки проводимой социальной политики в области обеспечения социальной защиты населения органами муниципальных образований, приобретают высокую значимость. Именно от реализации социальной политики, от качества организации социальной защиты населения, зависит социально-экономическое положение малообеспеченных слоев населения, их уровень жизни, а также возможность быть полноценным членом общества в существующих экономических реалиях.
Основным нормативно – правовым актом, закрепляющим социальный статус нашей страны, как уже отмечалось ранее, является Конституция РФ. Помимо основного Закона страны, правовые положения, регулирующие отношения в области социальной защиты населения, в том числе на уровне муниципальных образований, являются большой ряд Кодексов и законов, определяющих права и обязанности граждан в социальной сфере.
Федеральные законы, регулирующие социальную защиту населения
К основным законам, регулирующим отношения в области организации и осуществления социальной защиты населения, на федеральном уровне, следует отнести:
Региональное законодательство в области социальной защиты населения
На уровне органов власти субъектов федерации, также принимаются различные нормативно – правовые акты, регулирующие отношения в области организации и осуществления социальной защиты населения на территории муниципальных образований, так в Кемеровской области к таким нормативно-правовым документам можно отнести:
Таким образом, система нормативно – правового регулирования организации органами муниципального управления социальной защиты населения, представляет собой иерархическую структуру, в основании которой лежит Конституция РФ. Федеральные и региональные законы, а также иные нормативно-правовые акты федерального и регионального уровня, являются основой, определяющей способы и инструменты организации социальной защиты населения местными органами самоуправления в муниципальном образовании.
ЗАКОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
УКАЗЫ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РАСПОРЯЖЕНИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ЗАКОНЫ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
ПОСТАНОВЛЕНИЯ ГЛАВЫ АДМИНИСТРАЦИИ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
ПРИКАЗЫ МИНИСТЕРСТВА СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ И СЕМЕЙНОЙ ПОЛИТИКИ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
© 2013 Краснодарская краевая общественная организация ветеранов (пенсионеров, инвалидов) войны, труда, Вооруженных Сил и правоохранительных органов
Читайте также: