Аналитик что делает кратко

Обновлено: 04.07.2024

В этом материале мы рассказываем о профессии аналитика — специалиста, который занимается работой с данными с целью ответить на вопросы и помочь решить задачи бизнеса. Даниил Тарарухин, руководитель группы аналитики Маршрутизации Яндекса, рассказал о задачах, которые решают аналитики, о необходимых им навыках и о том, как понять, что аналитика — это ваше.

Зачем нужны аналитики

Аналитик делает выводы на основе данных, и по навыкам и задачам он во многом находится посередине между разработчиком и менеджером. С одной стороны, ему нужно уметь понять смысл вопроса, найти способ, как на этот вопрос ответить, и правильно изложить ответ так, чтобы все его поняли. С другой стороны, непосредственные вычисления требуют множества манипуляций с данными, и если раньше такие вещи обычно делались в Excel, с помощью SQL-запросов к базам данных или в статистических пакетах с визуальным интерфейсом, то с появлением больших данных возникла необходимость полноценно программировать: здесь в данный момент стандартом является Python.

Итак, аналитик смотрит в данные, чтобы ответить на вопросы и этими ответами повлиять на развитие своего продукта или сервиса. Ответ обычно представляет из себя какую-то таблицу, или график, или ML-формулу. Задачи бывают разовыми (ad hoc), а бывают регулярными, причем опыт говорит, что нужно ко всем задачам относиться как к регулярным: если вы построили хороший график за прошлый год, что-то рассказывающий об окружающем мире, то вас обязательно попросят сделать так, чтобы он обновлялся ежедневно; если у вас есть полезная ML-формула, то ее нужно регулярно переподбирать, и так далее.

Вот примеры и типы задач, с которыми аналитик сталкивается в работе:

— ранжирование результатов поиска,

— рекомендательные системы (пользователь лайкнул несколько статей, треков или видеороликов, что ему предложить в следующий раз),

— антиспам и антифрод (детекция спам-рассылок по текстам писем, накруток рейтингов, скликивания рекламных объявлений, фейковых отзывов),

— скоринг (вычисление рейтинга надежности),

Что нужно, чтобы стать аналитиком?

Итак, вам нравится работа с данными и вы хотите выбрать этот путь. Выделим две группы умений, которые позволят вам добиться успеха.

Hard skills

Soft skills

Заключение: как понять, что вам интересна именно аналитика?

Напоследок порекомендуем мысленное упражнение, которое хорошо развивает один из навыков, очень полезных аналитику: это размышление о том, как устроены окружающие нас системы, какими метриками можно было бы их измерить.

Аналитики собирают данные об эффективности бизнеса, составляет статистические отчеты, определяют области, требующие улучшения, и создают рекомендуемый план оптимизации процессов.

Но само понятие профессия аналитик очень широкое. У аналитиков, как и у врачей или инженеров, есть деление на узконаправленные специализации, ведь один человек не может хорошо разбираться во всех вопросах сразу.

Какие же бывают аналитики и что именно они анализируют? Сейчас разберёмся.

Самая популярная специальность. Если вы введете в поисковике вакансии работы аналитиком, то бизнес аналитик точно будет среди самых первых предложений.

Потребность в этих специалистах появилась относительно недавно, так как в нашей стране в работе решения наконец-то начали приниматься не интуитивно, а с опорой на данные и статистику. Но владельцы бизнеса далеко не всегда располагают достаточным количеством времени, а иногда и знаний, чтобы лично анализировать все показатели. Поэтому они готовы платить экспертам, которые качественно проанализируют данные их бизнеса, найдут проблемы и придут с несколькими вариантами решения их решения.

Они дают работодателям и клиентам советы по выбору программного обеспечения, внедряют его в работу предприятий и взаимодействуют с пользователями по вопросам обеспечения правильной работы программ.

Бизнес-аналитик помогает найти IT-решения под текущие нужды бизнеса. Разбирается в текущих бизнес-процессах, следит за эффективностью внедряемых решений. Независимо от того, связаны ли они формально с корпорациями или выступают в качестве внештатных консультантов, системные аналитики работают с пользователями программ и платформами для определения проблем. Эта роль требует коммуникативных навыков и навыков межличностного общения, а также понимания современных стандартов и новых технологий.

Эта профессия тесно связана с IT сферой. Такие аналитики не только работают с информационными массивами, но и выполняют следующий набор функций:

  • первоначальный сбор данных;
  • подготовка данных к анализу - выборка, очистка и сортировка;
  • анализ информационных наборов на наличие закономерностей;
  • визуализация данных, понятная и быстрая для восприятиям;
  • формирование гипотез по изменению и улучшению проседающих показателей за счет изменения других метрик.

Эти процессы необходимы аналитику данных для грамотного выполнения своей главной задачи - извлечения из баз данных информации, ценной для бизнеса и способствующей принятию оптимальных управленческих решений.

Как понятно из названия, эти специалисты изучают и анализируют как внутренние финансы компании, так и финансовые показатели партнеров, конкурентов или стартапов, в которые компания хочет инвестировать.

В частности, финансовые аналитики исследуют макроэкономические и микроэкономические условия наряду с фундаментальными показателями компании. По полученным результатам делается прогноз относительно предприятий, секторов и отраслей. Также профессионалы в этой области рекомендуют курс действий по покупке или продаже акций компании, исходя из ее общих показателей и перспектив.

Специалисты этой сферы занимаются оптимизацией работы пользователей с программным обеспечением. Формируют из требований от бизнеса техническое задания для разработки. Напрямую общается с отделом разработки и бизнес-аналитиком. Готовит инструкцию по дальнейшему использованию IT-решения. Владеет техническими навыками в отличии от бизнес-аналитика.

Эти работник обычно несут ответственность за анализ, обслуживание и затраты на веб-разработку. На них также возложено принятие решений, основанных на укомплектовании персоналом, закупке оборудования и новых технологий, связанных с развертыванием веб-сайтов и веб-разработкой. В обязанности специалиста входит:

1С - целое семейство программ, которое помогает автоматизировать бизнес. На территории СНГ это самый популярный софт для автоматизации бизнеса, поэтому он требует своего типа аналитиков.

У этих специалистов должен быть очень широкий кругозор для понимания бизнеса клиентов и выбора 1С-программы, закрывающей потребности заказчика или работодателя. Помимо этого они должны знать и уметь обращаться со всеми продуктами семейства, а также понимать и анализировать их показатели.

Wildberries - самый популярный маркетплейс на территории России. Он облегчил многим людям путь к предпринимательству и открытию своего магазина. Но, как и любой другой бизнес, он связан со многими показателями, которые нужно анализировать и менять в случае надобности.

Аналитики Wildberries помогают различным онлайн магазинам со сбором и анализом данных для выбора бизнес-метрики, блягодаря которой работа с данным маркетплейсом станет успешнее.

Данный специалист отвечает за реализацию стратегий для клиентов в социальных сетях. SMM-аналитик может быстро понять и поддержать инициативу, которая поспособствует достижению целей и приведет успеху клиентскую кампанию, характерную для социальных сетей.

Профессионалы в этой области проводят исследования рынка и анализируют рыночные данные, выявляя тенденции и поведение потребителей. Основываясь на проведенном анализе, они дают рекомендации и предлагают стратегии, способные увеличить прибыльность фирмы. Продуктовые аналитики следят за производительностью продукта и рекомендуют изменения, необходимые для соответствия прогнозам продаж.

Знание того, как правильно собирать и интерпретировать данные, может существенно повлиять на успех бизнеса. BI-аналитики просматривают данные для составления финансовых отчетов и отчетов о состоянии рынка. Полученная информация используются для выявления закономерностей и тенденций, которые могут повлиять на деятельность компании и ее будущие цели.

Это специалист изучает цифры и данные, благодаря которым можно улучшить вовлеченность потребителей для конкретного веб-сайта, приложения или программного обеспечения. Они работают с такими категориями, как удержание клиентов и тенденции доходов, а также определяют наилучший способ создания реалистичных целей и методы их достижения.

UX-аналитик разрабатывает дизайн пользовательского интерфейса и макеты, которые имитируют фактическое взаимодействие пользователя с цифровым сайтом. Они участвуют в общей стратегии увеличения охвата веб-сайта или другого цифрового проекта. Аналитики User Experience знакомы с исследованиями поведения потребителей, психологией и новейшими передовыми практиками UX.

Гейм-аналитик собирает данные о поведении игроков. С помощью метрик он оценивает азарт и баланс игры, находит точки роста. Его работа позволяет предсказать действия игрока и прибыльность продукта.

Исследовательская работа по анализу сеттинга, жанра, активностей и монетизации любой игры. Game аналитик находит инсайты, как улучшить монетизацию. Разрабатывает динамический дашборд с ключевыми метриками игры на основе реальных данных. Узнает, как привлекать пользователей и оценивать эффективность маркетинга. Изучает задачи аналитики: делает расчёт и визуализацию ключевых метрик, оценку баланса и гейм-дизайнерских фич, стратегии поисковых исследований.

Они отслеживают качество данных, на основе которых организации принимают обоснованные решения. Эти специалисты исследуют сложные данные, чтобы оптимизировать их эффективность и качество. Также в функционал входит решение проблем качества данных и сотрудничество с разработчиками баз данных для улучшения систем и проектов баз данных.

Теперь вы знаете, на какие специализации делится такая большая профессия, как аналитик. Многие из них схожи, и вы легко сможете перейти из одной в другую на карьерном пути, но есть и более узконаправленные, выделяющиеся из общего потока.

💚 Книги и дополнительные материалы о создании и развитии цифровых продуктов для предпринимателей и менеджеров продукта на канале Цифровая ферма единорогов и в мастермайнд-группе: Мышление предпринимателя.

Профессия: аналитик данных

Аналитик — специалист, который занимается обработкой данных и составлением на их основе прогнозов, стратегий, планов и рекомендаций клиентам.

Аналитик данных должен хорошо разбираться в математике, статистике, информатике, компьютерных науках, бизнесе и экономике.

Данные, которые обрабатывает аналитик, зависят от сферы деятельности, которой он занимается. Например, аналитик в области рекламы определяет целевую аудиторию для рекламных кампаний: составляет алгоритм, с помощью которого ищет в базах данных информацию о потенциальных клиентах, анализирует рекламные стратегии с точки зрения отклика, оценивает показатели эффективности кампаний.

В чём заключается моя работа

Например, к нам приходит клиент, директор стоматологии, и заказывает рекламную кампанию. Аналитик и клиент вместе определяют набор признаков, по которым абоненты могли бы заинтересоваться этой конкретной стоматологией — проживание в определённом районе, обращение за стоматологическими услугами в недалёком прошлом и так далее. Составив список этих признаков, аналитик направляет запросы в базу данных, чтобы реклама была отправлена релевантным абонентам. Для формирования запросов используется специальный язык программирования SQL, предназначенный для работы с базами данных.

Такая реклама называется таргетированной, от английского слова target — цель. Основная задача аналитика — правильно определить эту цель. Чем точнее определён круг признаков и правильнее составлен запрос, тем успешней рекламная кампания.

По результатам кампании аналитики собирают и анализируют данные о её эффективности: смотрят, как много абонентов откликнулись на рекламу— , то есть позвонили по указанным телефонам, обратились в эту стоматологию;, и анализируют, от чего зависит эффективность рекламы, когда она срабатывает, а когда нет. Это похоже на настоящее научное исследование.

Как я стала аналитиком

Меня с детства интересовали математика и программирование, работа с данными, таблицами, поиск и анализ закономерностей. Работа аналитика включает все эти аспекты.

Я закончила НИУ ВШЭ по направлению, связанному с маркетингом. На факультете нам преподавали математику, статистику, прогнозирование, эконометрику, и эти предметы мне нравились больше всего. Кроме того, я занималась программированием на дополнительных курсах.

После окончания вуза я стала работать в PR, но вскоре поняла, что эта сфера деятельности мне не нравится. Мне было неинтересно, работала я через силу, заставляя себя приходить в офис. Поэтому я решила сменить направление. В вузе я узнала, как работает статистика, какие математические инструменты используются для анализа данных, познакомилась с языком программирования SQL. С этими навыками в резюме я решила посмотреть вакансии аналитика и вскоре нашла мою нынешнюю работу. Поначалу мне поручали и другие задачи, но постепенно аналитика стала моим основным занятием.

За три года я стала ведущим аналитиком— руководителем подразделения. В мои обязанности входит не только составление запросов в базы данных, но и распределение задач внутри моей команды, взаимодействие с заказчиками рекламных кампаний или аккаунт-менеджерами, которые ведут этого рекламодателя.

Где учат на аналитиков

Профессию аналитика получают на направлениях, связанных с информатикой, математикой, программированием. Эти направления есть практически во всех ведущих вузах страны.

Какие качества нужны, чтобы успешно работать аналитиком

1. Любовь к тишине и одиночеству

Работа аналитика по большей части заключается в том, чтобы взаимодействовать с компьютером, а не с людьми. Аналитик, если он не руководитель подразделения, мало общается даже с коллегами, не говоря уже о клиентах. Он не проводит встреч, его рабочий день проходит у монитора за обработкой данных. Есть люди, которым обязательно нужно общение — им такая работа не подойдёт!

2. Развитый логико-математический интеллект

Важно, чтобы человеку нравилось оперировать статистическими данными, составлять графики и таблицы, видеть закономерности, структурировать информацию, выделять главное, отбрасывать второстепенное.

3. Терпение

Аналитик — профессия не творческая. Каждый день аналитику приходится заниматься одним и тем же: сбором, анализом, оценкой данных. Эта работа очень похожа на главное увлечение моего детства — собирание пазлов. Мне доставляло удовольствие взять набор непонятных разрозненных деталей и часами собирать из них что-то целостное, разумное, имеющее смысл. Так же работают и аналитики.

4.Точность и скрупулёзность

Аналитик по большей части имеет дело с точными категориями: данными, цифрами, алгоритмами. Составляя запросы, нужно совершать как можно меньше ошибок и максимально точно подбирать аудиторию.

5. Внимательность

Аналитик должен учитывать все факторы, которые могут повлиять на результат анализа, не упустить ни одной важной детали, иначе на выходе он получит неверные данные и сделает ошибочные выводы.

Карьера, график работы, зарплата

Карьера. Внутри компании можно из простого аналитика стать тимлидом, руководителем подразделения и развиваться в направлении менеджмента — разрабатывать и курировать собственные продукты, придумывать стратегии их развития.

Можно совершенствовать навыки программирования, повышать свою квалификацию как аналитика данных, переходить в более крупные компании, на более востребованное и престижное направление, заниматься дата-моделированием, большими данными (big data), делать прогнозы и предсказания.

График работы. Аналитики в офисе работают по обычному графику с 9:00 до 18.00 или с 10:00 до 19:00. Иногда приходится задерживаться на работе, но это зависит от нагрузки конкретного аналитика.

Аналитик может работать и удалённо: консультировать заказчиков, которым необходим анализ данных, писать приложения. Всё, что ему для этого нужно — компьютер или ноутбук, выход в интернет и доступ к базам данных.

Зарплата. Зарплата аналитика зависит от его опыта и квалификации, от компании, в которой он работает. В начале карьерного пути я получала 45 тысяч рублей, сейчас зарабатываю больше.

Средняя зарплата аналитика в Москве — 70 тысяч рублей. Начинающий аналитик сразу после окончания вуза может получать от 25 тысяч рублей.

Аналитик данных в будущем

Современный бизнес во многом строится на анализе данных о клиентах, продажах, эффективности рекламных стратегий, поэтому профессия аналитика сейчас очень востребована и останется такой в ближайшие десятилетия. Перспективные направления: работа с большими данными, дата-моделирование, экономическое прогнозирование. Кроме того, умение работать с большим количеством информации (анализировать, структурировать её, делать выводы) востребовано не только в экономике и финансах, но в любой другой сфере деятельности.

Я считаю, что профессию надо выбирать по зову сердца, ориентируясь на то, что нравится делать. Какой бы перспективной ни была профессия, в ней невозможно достичь высот, если не получаешь от неё удовольствия.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

image

Примечание из будущего:
Дописав до п. 5 я понял, что в задуманном вначале объеме материал получается слишком большой. Пятый пункт заслуживает отдельной статьи, или даже нескольких. Это дело будущего. В данном посте затрону эту тему лишь поверхностно.

Короткое введение

Так же число книг по IT-аналитике заметно меньше, чем по другим IT-дисциплинам (буду рад ошибиться по данному вопросу — возможно, какие-то важные книги в этой области прошли мимо меня). Даже на Хабре статьи непосредственно по аналитике за последние пару лет можно пересчитать чуть ли не по пальцам одной руки (1, 2, 3, 4). Ну да имеем что имеем. В конце концов, все в наших руках.

Аналитики — кто это?

  • Системные аналитики
  • Бизнес-аналитики (данная роль относится не только к ИТ).
  • Главные задачи системного аналитика: сбор, анализ, формализация и согласование требований к системе. Другими словами, управление требованиями на протяжении всего их жизненного цикла. Основной, хотя обычно не единственный, документ на выходе – техническое задание или его аналог. На этом остановимся подробнее ниже.
  • Главные задачи бизнес-аналитика – изучение, описание, анализ и (при необходимости) реинжиниринг бизнес-процессов. Основной документ на выходе – описание бизнес-процессов As Is (обязательно) и To Be (при необходимости).

Краткое техническое отступление

Требования пользователей
Они определяют набор пользовательских задач, которые должна решать Система, с описанием сценариев решения данных задач. Требования пользователей обычно представляются в виде перечисления вариантов использования Системы и взаимосвязей между ними (как правило, в виде Use-case диаграммы языка UML).
Сами варианты использования описывается в виде составляющих их последовательностей действий со всеми возможными пред/постусловиями и ветвлениями. Часто описание является текстовым (эта тема хорошо описана в книге Алистера Коберна " Современные методы описания функциональных требований к системам ").

Нефункциональные требования
Описывают характеристики системы и ее окружения, а так же накладываемые ограничения.
Примерами нефункциональных требований могут служить ограничения на поддерживаемые разрабатываемой Системой аппаратные платформы и операционные системы, а так же требования к производительности, к безопасности и т.д.

Примечание:
Как видно из описания, приведенного выше, функциональные требования – это категория требований как по их уровню, так и по их типу. К сожалению, в настоящий момент сложилась именно такая неоднозначная терминология (по опыту многих проектов и нескольких работодателей). Если у вас есть другие подходы, пожалуйста, поделитесь.

Описывать характеристики (непротиворечивость, полноту и т.д.) качественных требований и все их атрибуты (статус, источник и т.д.) здесь не буду, чтобы не раздувать пост. Если эта тема будет интересна, с удовольствием освещу ее в отдельной статье, хотя все это без труда гуглится. По этой же причине не стану описывать здесь статусы/версии/срезы (baseline) требований.
Однако хотелось бы остановиться на некоторых базовых принципах работы с требованиями (этот список далеко не полон):

  1. Произойдет смешивание в одном документе результатов различных типов работ, выполняемых разными людьми (аналитиком и архитектором);
  2. Срок сдачи технического задания будет увеличен, т.к. для его завершения потребуются некоторые результаты этапа проектирования.
    Результаты этапа проектирования эффективнее оформлять в отдельном документе, описывающем архитектуру Системы.
  1. Сначала выявляются цели создания Системы (бизнес-требования). Может сложиться впечатление, что фиксация данных требований не является обязательной для разработки. Но в этом случае у Исполнителя не будет возможности контролировать соответствие разработанной Системы тем целям, для которых она создавалась, а так же – возможности устанавливать семантические зависимости между целями разработки системы и сценариями ее использования;
  2. Далее определяются роли пользователей Системы (как людей, так и других программных систем). После этого выявляются и описываются сценарии использования Системы каждой из данных ролей. Так формируются Требования пользователей.
  3. Далее разрабатывается полный набор требований к функционалу Системы таким образом, чтобы данный функционал позволял выполнить все сценарии, описанные в Требованиях пользователей. Так же фиксируются ограничения для Системы и параметры среды ее функционирования.

Отсутствие дублирования в описании требований
Ключевым моментом управления требованиями является отсутствие дублирования, т.е. каждое требование должно быть зафиксировано только в одном документе и только в одном месте данного документа. Отступление от данного принципа приведет как к серьезному увеличению трудозатрат на поддержку данных документов, так и к неизбежному нарушению их целостности (т.к. для сложно программной системы учесть все нюансы всех новых требований параллельно во всех документах является сложной и ресурсоемкой задачей).
В случае необходимости, вместо дублирования описаний требований необходимо использовать ссылку на оригинал данного описания. Это позволит как учесть взаимосвязи между требованиями, так и избежать описанных выше проблем.

  • Исполнитель понимает, что требования не всегда могут быть сформулированы Заказчиком полностью и корректно на начальных стадиях проекта. Соответственно, изменения в требованиях по ходу проекта допускаются.
  • Заказчик понимает, что изменение требований влечет за собой увеличение трудозатрат и сроков сдачи продукта.
  • ко всем относящимся к разработке ПО материалам;
  • ко всем ключевым носителям информации и лицам, обладающим требуемыми полномочиями
  1. заинтересованные лица
  2. эксперты предметной области
  3. лица, участвующим в согласовании и утверждении требований
  4. технические специалисты со стороны заказчика либо других подрядчиков/субподрядчиков.

Зачем нужны аналитики? (привет, кэп)

Кто и как становится аналитиком (по трудовой)?

На практике, в аналитиков часто вырастают успешные тестировщики и, иногда, технические писатели. Так же нередко аналитиками становятся разработчики: кто-то из-за того, что понял, что разработка – это не его, кто-то действительно хочет быть аналитиком, для кого-то это лишь более короткий путь в ПМ-ы.
Всего один раз встречал аналитика, выросшего из системного администратора. Здесь не возьмусь делать выводы – опять же слишком маленькая выборка. Так же знаю одного ПМ-а, перешедшего в аналитики, но это скорее исключение.

Что должен знать/уметь аналитик и как этому научиться?

На мой скромный взгляд, там все-таки описан некий сферический аналитик в вакууме идеал, к которому можно (но не факт, что нужно) стремиться. Фанатичное стремление овладеть сразу всеми знаниями и навыками приведет, разве что, в Кащенко. Готов поспорить на бутылку Talisker 16 y.o., (с кем-нибудь одним, а то же, неровен час, найдутся Шелдоны (смайл)), что в природе нет ни одного человека, полностью соответствующего продвигаемому в книге образу (со всем описанным набором знаний и навыков), включая самого автора книги.
Не говорю, что предложенные там навыки не важны, просто надо уметь расставлять приоритеты. К слову, для аналитика это ключевое качество. И, что бы я тут не писал, книгу эту несомненно стоит прочитать.

  • о жизненном цикле ПО;
  • о нескольких ключевых методологиях разработки (waterfall, RUP, что-то из Agile, лучше бы Scrum, для гос. заказчиков – ГОСТ 19 (на программы) и 34 (на автоматизированные системы));
  • об основах системного анализа (Вигерс отлично подойдет);
  • о нотациях и инструментах проектирования и моделирования (самые востребованные на рынке, пожалуй: Sparx Enterprise Architect и Rational Rose; и UML/Aris/IDEF0 и IDEF3);
  • о теории реляционных БД;
  • и т.д.

Заключение

Читайте также: