Ампир что это такое кратко

Обновлено: 05.07.2024

Стиль Ампир завершает развитие классицизма, это направление в декоративном искусстве и архитектуре первых тридцати лет XIX века. Буквально, ампир (empire) переводится с французского как империя. Богатый декор, включавший в себя орнамент и военные эмблемы, нарочито подчеркнутые массивные монументальные формы. Ампир опирается на наследие императорского Рима, архаики Древней Греции и Древнего Египта – воплощению идей воинской силы, славы и государственной мощи.

Ампир как стиль сложился во времена правления Наполеона I. Перед мастерами ставились задачи прославления успехов государственного уклада, чему успешно служила мемориальная архитектура, включая триумфальные арки и памятные колонны. Более всего ампир развивался в сферах скульптуры и архитектуры, но были проявления в графике и в живописи. Появившись во Франции, во времена Бонапарта, ампир появлялся и во всех городах и странах, в которые Бонапарт наведывался с войсками. Занимательный факт, что стиль ампир не прижился практически нигде, кроме Российской Империи периода Александра I, что вполне объяснимо тягой элитных слоев общества того времени ко всему французскому. Со временем ампир был забыт, как воплощение всего имперского, но смог переродиться и снова вернуться при Сталине в 40 – х годах.

Ампир вызывающе параден, величествен, имеет отсылки к военной символике, символам государственной власти (в том числе и к гербам) – всему тому, чем можно сакцентировать силу государственной власти. В сравнении с классицизмом, в котором основной идеей было превозношение сильной личности, человеческих достоинств, то ампир подчеркивал и утверждал власть конкретного императора либо вождя.

Среди типичных сюжетных линий ампира: боевые сражения, портреты правленцев в парадном обмундировании на боевом коне либо во время парадных действий.

Предлагаем ознакомиться с нашей подборкой предметов в стиле Ампир:

1. Письменный прибор

Франция. Вторая половина XIX века. Выполнен в стиле ампир, состоит из четырёх предметов. Все предметы в хорошей сохранности.

Франция. Вторая половина XIX века. Выполнен в стиле ампир, состоит из четырёх предметов. Все предметы в хорошей сохранности.

Содержание

История

Зарождение

В императорской Франции ампир отличала торжественность и парадность мемориальной архитектуры и дворцовых интерьеров, созданных придворными архитекторами Наполеона Шарлем Персье и Пьером Фонтеном [1] .

В России

Русский ампир получил разделение на московский и петербургский, причем такое деление определялось не столько территориальным признаком, сколько степенью отрыва от классицизма — московский стоял к нему ближе. Наиболее известным представителем петербургского направления ампира стал архитектор Карл Росси, среди других представителей этого стиля принято называть архитекторов Андреяна Захарова, Андрея Воронихина, Осипа Бове, Доменико Жилярди, Василия Стасова, скульпторов Ивана Мартоса, Феодосия Щедрина [1] [2] . В России ампир главенствовал в архитектуре до 1830—1840 гг.

Особенности стиля

Ампи́р ( от фр. empire — имперский) — стиль позднего классицизма в архитектуре , прикладном искусстве и живописи. Распространялся в течение первых трех десятилетий XIX века.
Характеризуется тягой к монументальности , величию: чтобы всем сразу стало понятно , что власть императора практически безгранична! Ампир возник во Франции в период правления Наполеона , позже сменился эклектическими течениями , чтобы снова возродиться в… Советском Союзе.

Ампир

Жак-Луи Давид. Раздача знамен на Марсовом поле. Эскиз

Откуда он взялся?

Ампир стал завершающим этапом классицизма. Стиль насаждался государством сверху. Это официальный имперский стиль: архитектура , живопись , декоративные предметы интерьера — все должно было воспевать императора и государство , которое он построил , напоминать о его силе. Другими словами , это культ личности , застывший в скульптуре и на полотнах.
Развивался больше в архитектуре и скульптуре , но также проявился и в живописи.
Стиль появился во Франции в эпоху Наполеона Бонапарта , а позже насаждался во всех странах , куда император ходил с военными походами. Интересно , что не прижился нигде — кроме России времен Александра I. Это объясняется тягой элиты ко всему французскому. Император приглашал иностранных архитекторов для создания дворцов во французском стиле.
Позже стиль забылся , как символ всего имперского , и вернулся в перерожденной форме 40-х при Сталине.

Cтилю присуща нарочитая парадность. Величие , мощь , вкрапление военной символики , государственных символов власти ( включая гербы) — всего , чем можно подчеркнуть мощь власти. Если классицизм

Классицизм прочно обосновался в европейском искусстве XVII века, сдав свои позиции лишь в первой трети следующего столетия. Классицисты преклонялись перед античностью, свято верили в идею порядка и логичности мироздания, а также в безграничные возможности человеческого разума. Читать дальше

ставил превыше всего сильную личность , достоинство , то ампир служил тому , чтобы подчеркнуть и утвердить превосходство конкретного человека — императора или вождя.
Типичные сюжеты: битвы , портреты правителей в полном обмундировании , часто на коне или во время парадов.

Признаки в архитектуре: монументальные массивные колонны, пилястры, лепные карнизы, военная символик

Признаки в архитектуре: монументальные массивные колонны , пилястры , лепные карнизы , военная символика в лепных деталях ( доспехи , лавровые венки , гербы), часто — использование античной символики ( орлы , сфинксы , грифоны , львиные лапы). Все это не хаотично , как на Соборе парижской Богоматери — животные и символика выстроены крайне симметрично , по всем законам геометрии. Это принципиальная разница между ампиром и готикой.

Признаки в живописи: представьте себе картины, которые могут висеть в подобных дворцах — не прогадае

Признаки в живописи: представьте себе картины , которые могут висеть в подобных дворцах — не прогадаете. Это сцены баталий , портреты вождей и правителей в военных мундирах или с мечами , щитами , на коне — все , что подчеркивает могущество империи , армии и императора. Женщина на портрете будет выглядеть как генеральская жена ( поза , одежда , серьезность лица), в одежде — подражание стилю Римской империи. Во всех пропорциях строгость , цвета насыщенные , но сдержанные. Много красного ( цвет огня сражений).

Сталинский ампир

Главное направление в архитектуре , монументальном и декоративном искусстве Союза после Победы и до середины 50-х годов. Классический пример — сталинские высотки в Москве или кинотеатр Дружба в Киеве: мощный , монументальный , со звездой на верхушке.

Внутри таких помещений, как правило, массивная резная мебель, высокие потолки с лепниной, бронза в и

Вы эксперт, если:

Понимаете разницу между ампиром и сталинским ампиром: во втором четко ощущается насаждение культа вождя.

Вы профан, если:

Известные представители стиля:

Живописец Жак Луи Давид , скульпторы: Огюст Дюмон , Антуан-Дени Шоде , Осип Бове , Доменико Жилярди , Иван Марто.

Жак-Луи Давид. Наполеон на перевале Сен-Бернар I

Известные работы:

Вот так история!

— Жак-Луи Давид , главный живописец наполеоновского времени , привнес элементы ампира в светский портрет

Отличительные особенности стиля ампир:

  • присутствие в картинах военной атрибутики, государственной символики и других элементов, подчеркивающих могущество власти; с преобладанием красного, синего, белого с золотым;
  • четкость, строгость линий и пропорций;
  • композиционная сдержанность, симметричность.

Известные художники, творившие в стиле ампир:

  • Феликс-Эммануэль-Анри Филиппото (Henri Félix Emmanuel Philippoteaux); (Jacques-Louis David);
  • Андреа Аппиани (Andrea Appiani); (Jean Auguste Dominique Ingres); (Jean-Louis-André-Théodore Géricault).

Вся эта парадная живопись позволила потомкам увидеть, как жили императоры и особы, к ним приближенные.

Читайте также: