В чем заключается коммуникативная функция игры в доу

Обновлено: 08.07.2024

Игра – это основной вид деятельности ребенка дошкольного возраста, отражающий отношение личности к окружающему миру, его живым и неживым объектам.

Именно в процессе игры ребенок реализует себя. Он не просто принимает правила игры и следует им в процессе игрового действия, а он живет в игре своей настоящей жизнью, реализуя свои знания и умения, развивая свою самостоятельность.

Игра способствует формированию детской личности, обеспечивает развитие ребенка и прохождение его социализации.

Игровая деятельность носит свободный характер. Она приобщает ребенка к выполнению тех действий и совершению поступков, которые обусловлены инициативой ребенка. В игре принимает участие ребенок со всеми его личностными свойствами и характеристиками:

  • Чувства ребенка;
  • Его эмоциональный настрой;
  • Процессы познания;
  • Стремления;
  • Потребности;
  • Желания и интересы;
  • Воля;
  • Таланты;
  • Способности и возможности.

В основе игры заложен мотив, состоящий не в результате игрового действия, а в ее непосредственном прохождении т.е. ребенок выполняет игровые действия, которые ему нравятся, доставляют ему удовольствие, насыщают его жизнь положительными эмоциями.

В игре ребенок может выйти за рамки существующего мира, и построить свой мир, который поможет его самореализации и самовыражению.

Целевым назначением игры является демонстрация ребенку того, как устроен этот мир, и создание условий для осознания им своего в нем места, своей причастности к тем процессам и объектам, в которых задействованы взрослые.

Содержание игры представлено деятельностью, которая ориентирована на достижение целевого назначения игры, развивает интерес ребенка к игре, заставляет его участвовать в ней и развивать дальнейший игровой процесс. Действия игры могут носить разную направленность, но характер игры остается неизменным – яркий всплеск положительных эмоций с получением удовольствия.

Готовые работы на аналогичную тему

В процессе игры происходит активизация фантазии ребенка. Она способствует развитию воображения и активизации мыслительных процессов, в частности, образного мышления. Это возможно за счет того, что в ходе игры происходит формирование ее сюжета, отражающего окружающую действительность в приукрашенном виде. Ребенок придумывает объекты или ситуации, которые на самом деле не происходят в реальности, и воплощает их по отношению к настоящим объектам и местам окружающего мира.

В игре развивается логика ребенка. Он выполняет игровые действия в определенной последовательности и, в зависимости от конкретных обстоятельств, действие игры приобретает определенную направленность.

Поскольку игра реализуется по определенным правилам, то это способствует развитию дисциплины у детей. Они учатся управлять своими поступками, контролировать свои желания, учитывать интересы других участников игры, выполнять действия вовремя.

Педагогический процесс дошкольного учреждения использует игру в качестве ведущего педагогического средства, ориентированного на обучение, воспитание и развитие ребенка. Практически все виды деятельности детей проходят в игровой форме. В процесс обучения дошкольников применяются дидактические игры. Они насыщают процесс обучения, придают ему яркий эмоциональный окрас.

Рисунок 1. Значимость игры в педагогическом процессе ДОУ. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Функции игры в педагогическом процессе ДОУ

Поскольку, игра способствует развитию ребенка и выступает сложным процессом, ориентированным на достижение общественно значимых целей, то ее функциональная роль в дошкольном обучении и воспитании огромна.

Игра выполняет следующие функции:

  1. Обучающая функция. Посредством игры, у детей развивается речь, память, ощущение и восприятие, активизируются мыслительные процессы;
  2. Развлекательная функция. Игра позволяет детям расслабиться и не чувствовать напряжения в ходе обучения и иной деятельности. она несет положительные эмоции, увлекает ребенка, тем самым, развивая его познавательную заинтересованность;
  3. Коммуникативная функция. Именно в игровой деятельности происходит установление контактов между детьми, между ребенком и взрослым. Игра учит формированию социальных связей, построению общения и взаимодействия между людьми;
  4. Психотехническая функция. Игра выступает в качестве этапа подготовки ребенка к осуществлению иной деятельности, помогая перестроить психические процессы и подготовить их к более интенсивной деятельности;
  5. Функция самореализации. Игра помогает ребенку раскрыть себя, свои природные задатки, самовыразиться;
  6. Компенсаторная функция. Игра создает среду, позволяющую легко удовлетворить потребности и интересы ребенка, его желания, которые в реальности могут быть не выполнимы или очень трудно выполнимыми.

Условия эффективной организации игровой деятельности дошкольников

Существует большое количество приемов и методов руководства игрой детей. при этом, нельзя ограничиваться только методами косвенного или прямого педагогического воздействия. Эффективность игровой деятельности определяется еще и созданием условий, соответствующих достижению положительного результата по итогам игрового процесса.

К основным условиям эффективности игровой деятельности в дошкольной организации относятся следующие:

Социальная уверенность как качество личности проявляется в сфере взаимодействия ребёнка с другими людьми. Эффективность такого взаимодействия зависит от социальных способностей и навыков, которые дают ребёнку возможность выбрать свой способ самоутверждения и самовыражения. Для их развития, несомненно, необходимо использовать игру. Во-первых, игра – ведущая деятельность дошкольника. Во-вторых, она является коллективной деятельностью, предполагающей необходимость общаться со сверстниками или взрослыми. В играх ребенок учится: 1) воспринимать и передавать информацию; 2) следить за реакцией собеседников: 3) учитывать их в своих собственных действиях: 4) решать возникшие проблемы словами, а не кулаками (Ермолаева М. Г., 2005).

Для формирования положительных взаимоотношений между старшими дошкольниками, целесообразнее использовать коммуникативные игры.

Коммуникативные игры направлены на формирование коммуникативных качеств и позитивное отношение к другим людям, развитие умения владеть своими чувствами, сопереживать партнерам по общению, конструктивно взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и взрослыми. Благодаря таким играм ребенок учится выражать свои потребности и чувства с помощью вербальных (словесном, интонационном выражении) и невербальных средств (мимики, жестов, поз, движений, тактильных контактов) и приобретает знания норм и правил поведения.

Цель коммуникативных игр :

- развитие динамической стороны общения : легкости вступления в контакт, инициативности, готовности к общению;

- развитие эмпатии, сочувствия к партнеру, эмоциональности и выразительности невербальных средств общения;

- развитие позитивного самоощущения, что связано с состоянием раскрепощенности, уверенности в себе, ощущением собственного эмоционального благополучия, своей значимости в детском коллективе, сформированной положительной самооценки.

Задачи коммуникативных игр :

- Создать положительный эмоциональный настрой;

- Вовлечь дошкольников в игровое общение со сверстниками;

- Способствовать сплочению детского коллектива;

Формировать положительное отношение к сверстнику.

Значение коммуникативных игр :

- Помогают адаптироваться к условиям ДОУ;

- Снимают телесные зажимы;

- Способствуют эмоциональной разрядке;

- Развивают воображение;

- Развивают мимику и жесты;

- Учат соблюдать правила;

- Знакомят с чувствами и учат их распознавать.

Коммуникативная игра для детей предполагает совместную деятельность, самовыражение и взаимное сотрудничество, развитие навыков общения и формирование доброжелательных отношений. В процессе этих игр ребенок переживает неподдельную радость вместе с другими детьми, что в дальнейшем обращается в жизнерадостность, оптимизм, умение ладить с другими людьми, способность преодолевать жизненные трудности и добиваться поставленных целей.

Отсутствие же коммуникативных навыков приводит к задержке психического развития ребенка, а в будущем – к формированию негативной жизненной позиции.

С помощью этих игр у детей:

Снимаются телесные зажимы;

Происходит эмоциональная разрядка;

Развиваются воображение, мимика и жестикуляция;

Проявляются навыки правил поведения;

Таким образом, коммуникативные игры необходимы для развития навыков общения дошкольников со сверстниками.

Организация работы по развитию общения дошкольников со сверстниками с помощью коммуникативных игр

Нами был проведён теоретический анализ научной литературы по исследованию уровня общения дошкольников со сверстниками и результаты, полученные в ходе проведения констатирующего эксперимента, позволили нам сформулировать цель и задачи формирующего эксперимента.

Цель – организовать работу на развитие общения старших дошкольников со сверстниками в ДОУ с использованием коммуникативных игр.

1. Разработать и провести комплексную работу с детьми старшего дошкольного возраста по развитию общения со сверстниками с использованием коммуникативных игр.

2. Провести повторно диагностические методики и проверить экспериментально эффективность предложенной работы. Провести сравнительный анализ результатов уровня развития общения у детей на начальном и контрольном этапе эксперимента.

3. Сформулировать выводы, доказать гипотезу исследования, что коммуникативные игры окажут положительное воздействие на развитие общения детей старшего дошкольного возраста со сверстниками.

Данная работа опиралась на использование программы по развитию навыков общения у дошкольников со сверстниками с применением коммуникативных игр.

1. Развитие навыков общения, обеспечение чувства психологической защищенности, доверия к миру;

2. Развитие умения общаться друг с другом, со взрослыми, развитие умения получать радость от общения.

Форма проведения занятия: занятия проводятся с подгруппой из 6 человек. Число должно быть четным, чтобы работать в парах.

Программа носит как профилактический, так и коррекционный характер.

Работа проводится в форме группового тренинга, включающего 30 занятий. Занятия разделены на 4 блока, каждый имеет свои цели и задачи. Работа с родителями проводится один раз в месяц.

Время работы: Программа рассчитана на 30 занятий, проводимые 1 раз в неделю, продолжительностью 30-35 минут.

Принципы проведения занятий:

- системность подачи материала

- цикличность построения занятия

Методические приемы :

- коммуникативные игры

- рисование - инсценировка, проигрывание и анализ различных психологических игр и упражнений

1. Вводная часть. Приветствие

Цель: знакомство, настрой на совместную деятельность, создание положительного эмоционального настроя в группе.

2. Основная часть

Цель: формирование чувства принадлежности к группе, сплоченности, общности, обучение навыкам общения

3. Заключительная часть. Ритуал прощания.

Цель: рефлексия занятия, подведение итогов, повышение уверенности в себе.

Ожидаемые результаты: повышение уровня коммуникативных навыков, взаимопонимание детей и взрослых, развитие личностного потенциала детей, индивидуальности.

Состоит из 9 занятий

Цель: развитие эмоциональной сферы

- познакомить детей с основными эмоциями: робость, грусть, страх, удивление, злость, стыд, вина, брезгливость, отвращение;

- учить распознавать эмоциональные проявления других людей по различным признакам: мимика, пантомимика, интонация;

- сформировать чувство принадлежности к группе, помочь ребенку почувствовать себя более защищенным.

Проводились коммуникативные игры, направленные на развитие у детей эмоций :

Состоит из 8 занятий.

Цель: развитие навыков общения со сверстниками

- развивать эмпатию, желание помогать друг другу;

- умение находить общие решения в конфликтных ситуациях;

- установление атмосферы доверия друг к другу, сплоченности группы.

В данном блоке проводились коммуникативные игры :

Состоит из 7 занятий.

Цель: развитие навыков общения со сверстниками в процессе игры

- объединение детей, создание доброй безопасной ситуации, взаимопонимание;

- закрепление полученных навыков форм общения в совместных играх.

Состоит из 7 занятий.

Цель: актуализация проблем детско - родительских отношений

- психологическое просвещение родителей по проблеме воспитания детей;

- обучение родителей самостоятельно конструировать собственное поведение при взаимодействии с ребенком.

Развиваем навыки общения. Коммуникативные игры для дошкольников

Развиваем навыки общения. Коммуникативные игры для дошкольников Из публикации Оксаны Столь узнала о том, что 13 ноября отмечается Всемирный день доброты, а 16 ноября Международный день толерантности (.

Значение дидактической игры в развитии речи детей дошкольного возраста «Ребенок играет и словом и в слове. Именно на игре словом ребенок учится тонкостям родного языка, усваивает музыку его и то, что филологи.

Значение патриотического уголка в развитии дошкольников

Значение патриотического уголка в развитии дошкольников Воспитание у дошкольников чувства патриотизма - задача сложная и длительная. Любовь к семье, близким, детскому саду, стране имеет большое.

Проблема приобщения ребенка к социальному миру является одной из ведущих в процессе формирования личности. В дошкольном возрасте очень важно развивать у ребенка коммуникативные способности. Это необходимо для того, чтобы малыш был адаптирован к жизни в социуме, имел активную и ответственную социальную позицию, смог реализовать себя, всегда мог найти общий язык с любым человеком и завести друзей.

Во время работы по данной теме, я поставила перед собой следующую цель - развитие социального опыта дошкольников через коммуникативные игры.

Для достижения цели были сформулированы задачи:

  • Создавать в группах условия для развития у детей коммуникативных навыков в различных ситуациях общения
  • Обогащать игровой опыт детей по формированию коммуникативных навыков и социального доверия
  • Знакомить педагогов и родителей с теоретическими и практическими основами коммуникативной деятельности

В рамках реализации ФГОС в содержании образовательной деятельности дошкольных учреждений пристальное внимание должно быть уделено достижению целей и решению задач социально-коммуникативного развития.

Социально-коммуникативное развитие направлено на:

  • усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;
  • развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;
  • становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;
  • развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в организации;
  • формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества.

Для того чтобы развитие игровой деятельности происходило более эффективно, необходимо выполнять несколько условий:

  • свободное и добровольное включение детей в игру;
  • дети должны хорошо понимать смысл и содержание игры, её правила, идею каждой игровой роли;
  • игра должна положительно воздействовать на эмоционально-волевую, интеллектуальную сферу участников;
  • достаточное количество времени для игры и наличие необходимых игрушек для осуществления детского замысла;
  • при создании игровой среды следует учитывать половое различие детей;
  • изменение игровой среды с учетом обогащающегося жизненного и игрового опыта детей и в соответствии с их интересами, настроением

В психологической практике игровая деятельность выполнят ряд функций, одна из них - коммуникативная.

Цель коммуникативной игры: развитие навыков общения.

Задачи, которые выполняет данная игра:

  • создает условия для развития психических процессов и социально значимых качеств личности;
  • развивает социальные навыки: освоение различных способов решения конфликтных ситуаций;
  • воспитывает положительное отношение ребенка к себе, другим людям, окружающему миру.

Существует несколько классификаций коммуникативных игр, я для себя выделила классификацию, предложенную Валентиной Яковлевной Зедгенидзе:

  • игры, на сплоченность и сотрудничество (Доброе животное, Дракон)
  • игры, обучающие эффективным способам общения (Попроси игрушку, Ты мне нравишься)
  • игры, на социальное признание (Король)
  • игры, на снятие конфликтности (Коврик примирения)

Ключевым отличием коммуникативных игр является создание условий для спонтанного общения. В процессе игры ребенку приходится сталкиваться с неожиданными ситуациями, вопросами и ответами. Во время таких игр важнее взаимодействовать друг с другом, а не достичь какой-либо цели или решить задачу.

Опытные педагоги и психологи отмечают, что коммуникативные игры очень полезны по следующим причинам:

  • обеспечивают быструю адаптацию;
  • вызывают эмоциональную разрядку;
  • способствуют развитию мимики и жестов;
  • улучшают воображение;
  • развивают способность концентрироваться;
  • развивают умение распознавать собственные чувства;
  • развивают склонность к эмпатии;
  • формируют умение соблюдать правила;
  • помогают позитивно воспринимать окружающий мир;
  • ребенок - полноценная часть общества

Какие же требования должен выполнять взрослый, чтобы игра получилась успешной. Н.В.Клюева и Ю.В.Касаткина (авторы книги «Учим детей общению) составили несколько рекомендаций, касающихся организации и проведения игр на развитие коммуникативных навыков:

  • не старайтесь использовать за один раз сразу несколько игр (у ребенка работоспособность еще невелика, он быстро утомляется, и на фоне этого может сложиться негативное отношение к игре);
  • используйте для игр время, когда ребенок в хорошем настроении, не перевозбужден, не утомлен, не голоден, но и не сразу после еды, лучше всего после дневного сна, в течение 20 - 25 минут;
  • не говорите ребенку, что он что-то сделал неправильно, иначе в дальнейшем он будет бояться давать искренние ответы;
  • помните, что самая правдивая и искренняя информация та, которую ребенок выдает первой без долгих размышлений;
  • игры и упражнения будут полезны только тогда, когда ребёнок захочет ими заниматься, поэтому не надо заставлять его играть с вами, лучше уделить ему свое время, когда он сам этого захочет.

Если соблюдать все рекомендации, то педагог может использовать коммуникативные игры:

  • в ООД
  • в режимных моментах
  • во время игровой деятельности (в группе, на прогулке)
  • на праздниках, развлечениях

Как же я использую в своей работе коммуникативные игры?

В нашем детском саду присутствуют все возрастные группы, поэтому начну рассказывать о своем опыте работы с младшего дошкольного возраста.

Коммуникативные игры начинаю использовать с адаптационного периода. Данный период очень важен, но и сложен для малыша. Моя задача состоит в том, чтобы помочь ребенку безболезненно войти в новую для него среду, обогатить его опыт общения с незнакомыми детьми и взрослыми.

Чем разнообразнее, интереснее игры малышей, тем богаче и шире для них становится окружающий мир, светлее и радостнее жизнь.

Также использую игры-Приветствия, например:

Шел по крыше воробей,
Собирал своих друзей,
Много, много, много нас,
Встанут Танечки (Ванечки и т.п.) сейчас…

Таким образом, использование коммуникативных игр в период адаптации к ДОУ имеет неоценимое значение для создания жизнерадостного настроения малышей и хорошего отношения друг к другу.

К старшему дошкольному возрасту, ребенок уже овладевает определенными коммуникативными навыками. Эту группу навыков составляют умения:

  • сотрудничать;
  • слушать и слышать;
  • воспринимать и понимать (перерабатывать) информацию; говорить самому.

Поэтому для детей этого возраста продолжаю использовать в работе игры для среднего возраста и ввожу новые, более сложные:

Хочу отметить, что часто при выборе игры, я советуюсь с воспитателями, т.к. воспитатель в группе - самый главный человек для маленького ребенка. В глазах ребенка именно он определяет, когда можно играть или пойти на прогулку, порисовать или побегать, а когда вместе со всеми детьми нужно спокойно посидеть и послушать воспитателя.

В работе с воспитателями использую различные формы работы:

  • консультации, тренинги
  • семинары-практикумы
  • индивидуальные консультации, беседы
  • социальные сети (размещение информации, анкетирование)
  • совместные развлечения и праздники
  • тетради взаимодействия
  • составление характеристик

Педагоги обращаются за помощью, когда в группах есть дети с проблемами в общении, если необходимо, по результатам диагностики провожу индивидуальную работу. Также эффективны в работе тетради взаимодействия, в которых записываю игры и упражнения для помощи воспитателям. Воспитатели, специалисты детского сада также в своей работе используют коммуникативные игры.

По данной теме я работаю второй год. В прошлом учебном году из-за пандемии мне не удалось реализовать все намеченные планы. В настоящий момент я закончила работу над созданием картотеки коммуникативных игр, которую смогу использовать в работе не только я, но и воспитатели и специалисты.

Таким образом, использование коммуникативных игр в детском саду способствует развитию навыков общения, коммуникативных способностей детей и положительно влияет на формирование доброжелательных отношений в группе сверстников. Умение любить и принимать себя, доброжелательно относиться к окружающим - факторы, определяющие судьбу ребенка, дающие ему возможность в будущем стать достойным членом общества, полнее реализоваться как личность.

Звезда активна
Звезда активна
Звезда активна
Звезда активна
Звезда активна

Функции игровой деятельности В развитие ребенка огромную роль играют различные виды деятельности. У детей раннего школьного возраста основной деятельностью является игра. Это возраст игр. Игра требует речевого общения детей, обмена мыслями, таким образом, является разговорно-действенной формой деятельности, способствует развитию речи и мышления в их единстве. Великий педагог А.С. Макаренко высоко ценил игру детей и говорил, что она имеет такое же значение, как у взрослого работа, служба. (А.С. Макаренко. Сочинения, т.4 АПН РСФСР. 1951. С. 373). Поэтому на роль игры в жизни дошкольников необходимо опираться, преподавая им иностранный язык. Это повысит интерес к содержанию занятий. В научно-методической литературе разработку эффективной методики и организации обучения иностранному языку детей раннего школьного возраста осуществляется преимущественно на основе широкого использования игровой деятельности детей. Л.С. Выгодский и Д.Б. Эльконин называют игру ведущим видом деятельности дошкольника, но ученые имеют ввиду не то, что она преобладает в его практике среди других видов деятельности, а то , что она в этот период ведет за собой развитие дошкольника. Необходимо рассмотреть функции игровой деятельности. Игровая деятельность выполняет следующие функции: обучающую, воспитательную, развлекательную, коммуникативную, релаксационную, психологическую, развивающую. Рассмотрим подробно все эти функции:

1) Обучающая функция заключает в себе развитие памяти, внимания, восприятие информации, развитие общеучебных умений и навыков, а также способствует развитию навыков владения иностранным языком. Это означает, что игра – это особо организованное занятие, требующее напряжении эмоциональных и умственных сил, а также умение принять решение (как поступить, что сказать, как выиграть и т.д.). Желание решить эти вопросы обостряет мыслительную функцию, т.е. игра таит в себе богатые обучающие возможности.

2) Воспитательная функция заключается в воспитании такого качества как внимательное, гуманное отношение к партнеру по игре; также развивается чувство взаимопомощи и взаимоподдержки. Учащимся вводятся фразы – клише речевого этикета для импровизации речевого обращения друг к другу на иностранном языке, что помогает воспитанию такого качества как вежливость.

3) Развлекательная функция состоит в создании благоприятной атмосферы на уроке, превращение урока в интересное необычное событие, увлекательное приключение, а порой сказочный мир.

4) Коммуникативная функция заключается в создании атмосферы иноязычного общения, объединения коллектива учащихся, установления новых эмоционально-коммуникативных отношений, основанных на иностранном языке.

5) Релаксационная функция – снятие эмоционального напряжения, вызванного нагрузкой на нервную систему при интенсивном обучении иностранному языку.

6) Психологическая функция состоит в формировании навыков подготовки своего физиологического состояния для более эффективной деятельности, а также перестройки психики для усвоения больших объемов информации. Здесь же стоит отметить, что осуществляется психологический тренинг и психокоррекция раздичных проявлений личности, осуществляемых в игровых моделях. Которые могут быть приближены к реальным ситуациям (в данном случае идет речь о ролевой игре).

7) Развивающая функция направлена на гармоничное развитие личностных качеств для активизации резервных возможностей личности. При использовании игрового метода задача учителя состоит, прежде всего, в том, чтобы организовать познавательную деятельности учащихся, в процессе которой развивалась бы их способности, особенно творческие.

Читайте также: