Алимбекова а как писать изложение в школе русский язык

Обновлено: 07.07.2024

Теоретические и методические основы разработки проблемы формирования у умственно отсталых детей умения последовательно и связно выражать своих мысли, пользуясь устной и письменной речью, представлены в ряде исследования. М.Ф. Гнездилов, Л.В. Занков, М.П. Феофанов психологически обосновывают некоторые возможности умственно отсталых детей в овладении письменной речью и дают методические рекомендации учителю относительно развития письменной речью учащихся специальных коррекционных школ (система самостоятельных письменных работ и упражнений, выработка навыков самоконтроля, использование учащимися предложного и беспредложного управления и др.). Имеются также работы, выдвигающие принцип связи обучения учеников устной и письменной речи с их жизнью и трудом (М.Ф. Гнездилов, Л.С. Вавина и др.). Е.А. Гордиенко предлагает систему работы, эффективною для обучения написанию сочинений по картинам. Р.К. Луцкина говорит о необходимости дифференцированного применения приемов коррекционной работы на всех годах обучения. В.Г. Петрова на основе изучения речи учащихся вспомогательной школы ставит вопрос о поиске оптимальных методов, способствующих реализации возможностей речевого развития умственно отсталых детей и о соотношении этих возможностей с зоной ближайшего развития школьника.

Подбирая тексты для констатации, мы использовали имеющиеся данные психологии относительно понимания умственно отсталыми детьми текстов разного характера.

По степени сложности тексты можно разделить на три группы. К первой группе относятся повествовательные рассказы, не заключающие в себе сложных смысловых связей. Ко второй группе относятся рассказы с более сложными смысловыми связями, пропущенными звеньями, которые читающий должен восстановить на основе общего смысла. Третью группу составляют рассказы со скрытым смыслом. В них имеются элементы противоречия между конкретным содержанием и внутренним смыслом. В учебниках для чтения, по которым занимаются учащиеся специальных коррекционных школ, имеются рассказы всех трех типов. Учитель должен уметь разбираться в построении рассказа, чтобы лучше уяснить себе, что извлекает умственно отсталый ребенок из текста той или иной сложности на разных ступенях своего развития.

2.5. Нормы оценок изложений

Оценка "5" ставится:

а) по содержанию и речевому оформлению:

- правильное и последовательное воспроизведение авторского текста, логически последовательное раскрытие темы, отсутствие фактических ошибок, богатство словаря, правильность речевого оформления (допускается не более одной речевой неточности);

б) грамотность:

- нет орфографических и пунктуационных ошибок;

- допускается 1 --2исправления.

Оценка "4"ставится:

а) по содержанию и речевому оформлению:

- правильное и достаточно полное воспроизведение авторского текста, раскрыта тема, но имеются незначительные нарушения последовательности изложения мыслей;

- имеются отдельные фактические и речевые неточности;

- допускается не более 3 речевых недочетов, а также недочетов в содержании и построении текста.

б) грамотность:

- две орфографические и одна пунктуационная ошибки.

Оценка "3" ставится:

а) по содержанию и речевому оформлению:

- допущены отклонения от авторского текста;

- отклонение от темы;

- допущены отдельные нарушения в последовательности изложения мыслей;

- имеются речевые неточности;

- допускается не более 5 речевых недочетов в содержании и построении текста;

б) грамотность:

- 3-5 орфографических и 1-2 пунктуационных ошибок.

Оценка "2" ставится:

а) по содержанию и речевому оформлению:

- работа не соответствует теме;

- имеются значительные отступления от авторской темы;

- много фактических неточностей;

- нарушена последовательность изложения мыслей;

- во всех частях работы отсутствует связь между ними;

- более 6 речевых недочетов и ошибок в содержании и построении теста;

б) грамотность:

- более З орфографических и 3-4 пунктуационных ошибок.

Заключение

Основное содержание уроков по развитию связной речи составляет подготовка и проведение различных изложений - упражнений взаимосвязанных и в равной степени необходимых в школьной практике.

В методической литературе нет общепринятой классификации видов изложений и нет единообразной терминологии. Большинство учителей и методистов придерживаются такой точки зрения: изложения могут быть близкими к тексту (или иначе: подробными или полными), сжатыми (в том числе и выборочными), с дополнительным заданием (или осложненными, или творческими, или с элементами сочинения).

Говоря о различной степени сложности текстового материала для изложений, необходимо иметь в виду всестороннее и глубокое ознакомление учащихся с содержанием и композицией различного вида повествования, описания и рассуждения, что сопряжено и с анализом языковой стороны текста, а, следовательно, предполагает наличие соответствующей языковой подготовки учащихся и их знаний из области литературы.

Изложение помогает детям глубже осознать свои чувства, приучает к строгому и последовательному мышлению, повышает самоуважение, развивает интерес к литературному творчеству. Дети рассказывают и пишут о самом интересном и близком, их изложения развивают чувство коллективизма, повышают общественную активность.

Следует особенно подчеркнуть роль изложения как упражнения, приобщающего детей к лучшим образцам языка. Высокохудожественные тексты, написанные выдающимися мастерами слова и затем письменно переданные детьми, способствуют формированию правильности речи, повышают ее культуру, прививают художественный вкус, развивают языковое чутье. В этом смысле изложение полезно чередовать с сочинением, так как последнее всегда несет в себе опасность некоторого влияния просторечия и диалектов. Выполнение изложений помогает сознательно укреплять орфографические и пунктуационные навыки.

Изложение учит выделять главное и второстепенное в тексте, находить нужные доказательства, целесообразно использовать имеющийся запас слов, продуманно применять знания по грамматике и стилистике языка.

Изложение содействует решению и воспитательных задач: содержание текста, образцы воздействуют на ум и чувства учащихся, формируют их эстетические и нравственные представления, воспитывают культуру умственного труда.

Большое значение в обучении изложению имеет правильный выбор текста, который предварительно анализируется с точки зрения лексики, правописания, синтаксиса, а также с точки зрения доступности для учащихся.

Важное место в методике проведения изложений приводится созданию речевой ситуации и составлению плана. Для проведения изложений с успехом можно использовать пословицы и поговорки, обсуждение тем, связанных с природой, проводить работу с выставкой книг, инсценировку.

Предупреждать речевые ошибки в изложениях - это значит организовать практическую работу с учетом тех трудностей, которые испытывают учащиеся в ходе применения определенных правил и причин возникновения этих трудностей.

Преодолеть психологический барьер, который возникает у учащихся по отношению к самостоятельному письму, можно систематичностью письма, превращением его из редкой и необычной деятельности в повседневную и тогда изложение станут для школьников обычным, повседневным, привычным делом, а не чем-то исключительным.

Список использованной литературы

1.Алимбекова А. Как писать изложение в школе.// Русский язык.— 2002 г. — № 29.

2.Афонина Г.Н. Уроки развития речи. – М.: Айрис пресс, 2001.

3. Большакова Т.Л. Уроки сочинительства. - НШ. 2001. №6.

4. Данилова Г.И. Изложения с языковым разбором текста. - НШ. 1990. №6.

5. Елисеева В.Е. Жанр миниатюры в обучении младших школьников в обучении младших школьников написанию сочинения. - НШ. 2005. №2.

6. Константинова Л.Б. Развитие творческих способностей младших школьников. - НШ. 2000. №7.

7. Кошмина И.В. Межпредметные связи в начальной школе. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - 144 с. - (Библиотека учителя начальной школы).

8. Материалы V Международной научно - практической конференции "Наука и образование - 2007". - Том 1. Педагогические науки. - Днепропетровск: Наука и образование, 2007. - 112 с.

9. Методика преподавания рус. яз. в школе глухих, Л. М. Быкова, М; 2002

10. Никитина А.В. Развитие творческих способностей учащихся. - НШ. 2001. №10.

11. Овчинникова А.Ж. Развитие художественного мышления младших школьников. - НШ. 2006. №7.

13. Павленко В.К. К проблеме совершенствования содержания обучения в 1-4 классах 12-летней школы // Открытая школа. - 2005. - № 2. - С.7-10.

14. Полухина Е.А. Активное слушание в обучении изложению. - НШ. 2002. №2.

15. Программа для 2-4 классов общеобразовательной школы с русским языком обучения. - Алматы, 2003. - 58с

16. Соловьева З.И. Сборник проверочных работ по русскому языку. – М.: Вербум – М, 2001. – 150 с

17. Судакова Н.Л., Шурпаева М.И. Программа по русскому языку для 1-4 классов. - Махачкала: Издательство НИИ педагогики, 2000.

18. Федорова И.В. Проблема подбора текстов для обучения написанию изложения. - НШ. 2007. №6.

В работе над связной речью учащихся существенное значение придается изложениям. В соответствии с общепринятыми методическими установками они учат школьников излагать свои мысли, следуя нормам литературного языка, обогащают словарный запас учащихся, содействуют развитию их логического мышления и познавательного интереса, способствуют расширению кругозора, приучают к самостотельности, умению преодолевать трудности в учении. Казалось бы, изложения действительно способствуют формированию умений и навыков, необходимых всякому культурному человеку. Но всем известно, что этот вид работы не вызывает особого восторга у школьников.

Пришла пора по-иному взглянуть на методику обучения изложению. Может быть, и не стоит отказываться от классической схемы вообще. Но ведь ее можно сочетать с новыми методиками. Например, воспользоваться стратегиями критического мышления. Такие уроки, можно надеяться, будут занимательными, интересными для всех учащихся, а не только, как всегда, лишь для прилежных и терпеливых.

Но хочу сразу оговориться: не всегда заранее подготовленные вопросы будут востребованы в полном объеме. Иногда ход урока определяют сами учащиеся, которые порой мыслят свободнее нас, взрослых; поэтому учитель должен быть готов к такому повороту событий, а следовательно, и к импровизации.

Активно участвовать в работе.

Выслушивать друг друга, не перебивая.

Не высмеивать друг друга.

Уважать мнение собеседника.

В начале урока читаю название текста. Задаю вопрос:

– Как вы понимаете лексическое значение слова поединок? Подберите синонимы.

Ребята отвечают по-разному: Борьба, драка, сражение, битва, бой, атака, дуэль. Каждый ученик записывает свою версию в черновике.

Теперь предлагаю ребятам послушать начало текста. Читаю:

Ребята слушают внимательно, ожидая подтверждения своих версий. Прочитав до первой остановки, задаю вопросы. (В дальнейшем беседа проводится по схеме: вопрос учителя – обсуждение в парах – запись в черновике – обсуждение в группе.)

– Каким было море? (Черное море было тихое и спокойное; доброе, сияющее лазурью; мирное, тихое, могучее.)

– Как вы думаете, по началу текста можно определить, о чем пойдет речь дальше? (Очень сложно, но мне кажется, что-то обязательно произойдет, ведь это первый рейс; на танкер нападут пираты; случится шторм; танкер потеряет управление; начнется буря.)

– Задаю дополнительный вопрос: кто знает (или думает, что знает), как, каким образом корабли выходят из порта? (Поднимают якорь и отплывают, отдают швартовы.)

Читаю до второй остановки.

Веду беседу дальше:

– Почему колокол не ударил в третий раз? Что случилось? (Произошла авария; что-то случилось с капитаном: может, заболел или сильно волнуется; якорь оборвался.)

Читаю до третьей остановки.

– Ребята, как вы думаете, что может быть на якоре? (Осьминог, акула, страшное существо, мина, морское животное, бомба, кальмар.)

Продолжаем чтение до четвертой остановки.

– Опишите предмет на якоре, вспомните его очертания (большой; страшный; хищный, злой; с затаенной силой; с черным оперением; с колючками; с затаенной злобой).

– Как вы думаете: что предпримет капитан? (Уплывет в море подальше от берега; утопит бомбу в море; отцепит якорную цепь; уплывет в море и будет ждать минеров; уплывет в море – и сам обезвредит бомбу.)

Движемся по тексту дальше.

Задаю вопрос, направленный на обогащение словарного запаса учащихся.

– Как автор называет авиабомбу? (Гостья, пришедшая из мрака; авиабомба со злобным рылом.)

– Как вы думаете, что произойдет дальше? (Капитан продолжит попытку; отцепит якорную цепь; отпустит команду, а сам останется; попробует еще раз; посадит команду в шлюпку и подождет минеров.)

Знакомимся с предпоследним абзацем.

– Что решил капитан? (Рискнуть, нет другого выхода; совершить еще одну попытку.)

И все повторилось сначала. Моряки следили за ползущей вверх якорной цепью, не отрывая глаз. Метр за метром двигалась вверх якорная цепь. И наконец из блистающей синевы выползли мокрые металлические лапы. И люди увидели, что бомбы на них нет. Якорь был чист.

– Чем закончился поединок в море?

Предлагаю ребятам поразмышлять о характере капитана, основываясь на его поступках (обсуждают в парах, затем в группе).

После обсуждения читаю текст вторично, без остановок. Планы переписывают начисто (каждый – свой вариант, внося в него при желании коррективы, основываясь уже на целостном впечатлении от всего очерка). Затем приступаем к последнему этапу.

Задание

Статья посвящена работе по написанию изложений на уроках развития речи обучающихся с ОВЗ. В ней описаны виды работ и задания, формирующие умение детей с ТНР письменно пересказывать тексты.

ВложениеРазмер
priemy_raboty_pri_napisanii_izlozheniya_na_urokah_razvitiya_rechi.docx 24.41 КБ

Предварительный просмотр:

ПРИЕМЫ РАБОТЫ ПРИ НАПИСАНИИ ИЗЛОЖЕНИЯ НА УРОКАХ РАЗВИТИЯ РЕЧИ.

Аннотация : Статья посвящена работе по написанию изложений на уроках развития речи обучающихся с ОВЗ. В ней описаны виды работ и задания, формирующие умение детей с ТНР письменно пересказывать тексты.

Ключевые слова , понятия: работа с текстом, схемы обучению изложению, задания, ТНР, развитие письменной речи , памятки- зарисовки, алгоритм обучения изложению.

Основная цель обучения в школе связана с практическим владением русским языком в его разновидностях.

Всем известно, что основным методическим принципов обучения русскому языку является коммуникативный. Этот принцип предполагает рассмотрение текста как частью речевой деятельности человека, как реализацию замысла высказывания, задачей же речевого развития учеников становится обучение восприятию и изложению текста.

В связи с необходимостью усилить коммуникативную направленность обучения младших школьников с ОВЗ русскому языку мы рассматриваем изложение как вид учебной работы, который помогает учащимся овладеть и развить речевую деятельность.

Основная задача навыка творческой работы – научить детей свободно и правильно выражать свои чувства, мысли в устной и письменной форме, вкус к точному, образному языку, расширить словарный запас ребят. Эта творческая работа включает в себя обучение написанию изложению на уроках развития речи, русского языка для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Всем ясно, внимание учеников с ОВЗ начальной школы непроизвольно, неустойчиво, мало по объему. Поэтому школьный процесс и воспитание ребенка с ОВЗ направлены на формирование всех психических процессов. В школе необходимо произвольное внимание. Его можно развивать вместе с другими функциями: интересом учеников, ответственностью за результат своей учебы. Пользуясь в качестве средства общения при обучении изложению активным прослушанием, учитель и ученики стремятся к достижению формирования внимания.

В это же время школьник развивает память, учится воспринимать и создавать большое количество слов и предложений. А результатом этого станет новый текст, который надо оценивать с точки зрения принадлежности к конкретной языковой личности.

Чтобы составить план работы над изложением, мы взяли известную схему и два пути, направленные на активное прослушание: прием быстрого повторения и памятки.

Известная всем схема обучению изложению построена следующим образом:

-педагог читает текст;

-учащиеся записывают (или предлагается готовый план);

- записывание учениками опорных слов по памяти (или даются в готовом виде);

-изложение по плану выполняет один или несколько учащихся;

-ученики самостоятельно работают над изложением (в черновике);

-педагог еще раз читает текст;

-учащиеся вносят дополнения и пометки, и полученный текст пишут в тетрадь.

Эта схема-ловушка для детей с ограниченными возможностями здоровья, у которых не развиты психологические процессы. Мы поняли это, когда начала работать с детьми с тяжелыми нарушениями речи, у которых имеется фонематическое нарушение в общении. В дошкольном возрасте это нарушение непонимания не дает развить у детей речь до необходимого уровня. Это препятствие осложняет работу педагога, так как развитие мышления у детей тесно связано с их речью. Для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи мы используем прием активного прослушания, которое предполагает наличие слов-памяток. Скажем, что учащимся без тяжелых нарушений речи можно пояснить способ рисования в ходе прослушания текста (памятки-зарисовки), этот прием развивает основные психические процессы. Ребята, обучившиеся изложению по памяткам – зарисовкам, быстрее учатся, написанию изложения и им легче дается этап обучения изложению с элементами сочинения и сочинению. Для учеников с тяжелыми нарушениями речи, имеющих фонетические отклонения, этот прием является дополнительным.

Уже при первичном прочтении текста мы использовали прием быстрого повторения слов и использование памяток. Памятки – слова записываются по ходу прослушания (желательно с сокращениями), или рисунки.

Проанализировав опыт трудностей, учащихся с тяжелыми нарушениями речи при написании изложения, мы составили следующий алгоритм обучения изложению:

*положите черновик и простой карандаш;

* внимательно послушайте учителя;

*слова-памятки для каждого предложения запишите;

*оставляйте между предложениями место для дополнений и пометок;

*прослушав текст, закройте глаза и представьте картинки, которые появились при прослушивании текста;

*нарисуйте себе рисунок или схему, сделайте их на обратной стороне листа;

*из слов запишите предложения;

*внимательно послушайте следующее чтение текста учителем, пишите изменения и дополнения на оставленном вами месте на листочке;

*выполните работу над изложением в черновике: исправленное или дополненное предложение запишите на пустом месте;

*прочитайте то, что получилось, исправьте ошибки;

*напишите свое изложение в тетрадь.

Есть ряд условий, которые мы стараемся соблюдать:

-при обучении изложению, используем наглядность и технические средства обучения для заинтересованности учеников;

-во 2 классе текст читаем медленно, а в 4 классе - чтение с обычной скоростью;

-создаем без оценочную атмосферу отношений (проводим сравнительную работу).

Основная цель обучения в школе связана с практическим владением русским языком в его разновидностях.

Всем известно, что основным методическим принципов обучения русскому языку является коммуникативный. Этот принцип предполагает рассмотрение текста как частью речевой деятельности человека, как реализацию замысла высказывания, задачей же речевого развития учеников становится обучение восприятию и изложению текста.

В связи с необходимостью усилить коммуникативную направленность обучения младших школьников с ОВЗ русскому языку мы рассматриваем изложение как вид учебной работы, который помогает учащимся овладеть и развить речевую деятельность.

Основная задача навыка творческой работы – научить детей свободно и правильно выражать свои чувства, мысли в устной и письменной форме, вкус к точному, образному языку, расширить словарный запас ребят. Эта творческая работа включает в себя обучение написанию изложению на уроках развития речи, русского языка для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Оценить 121 0

ПРИЕМЫ РАБОТЫ ПРИ НАПИСАНИИ ИЗЛОЖЕНИЯ НА УРОКАХ РАЗВИТИЯ РЕЧИ.

Аннотация: Статья посвящена работе по написанию изложений на уроках развития речи обучающихся с ОВЗ. В ней описаны виды работ и задания, формирующие умение детей с ТНР письменно пересказывать тексты.

Ключевые слова, понятия: работа с текстом, схемы обучению изложению, задания, ТНР, развитие письменной речи, памятки- зарисовки, алгоритм обучения изложению.

Основная цель обучения в школе связана с практическим владением русским языком в его разновидностях.

Всем известно, что основным методическим принципов обучения русскому языку является коммуникативный. Этот принцип предполагает рассмотрение текста как частью речевой деятельности человека, как реализацию замысла высказывания, задачей же речевого развития учеников становится обучение восприятию и изложению текста.

В связи с необходимостью усилить коммуникативную направленность обучения младших школьников с ОВЗ русскому языку мы рассматриваем изложение как вид учебной работы, который помогает учащимся овладеть и развить речевую деятельность.

Основная задача навыка творческой работы – научить детей свободно и правильно выражать свои чувства, мысли в устной и письменной форме, вкус к точному, образному языку, расширить словарный запас ребят. Эта творческая работа включает в себя обучение написанию изложению на уроках развития речи, русского языка для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Всем ясно, внимание учеников с ОВЗ начальной школы непроизвольно, неустойчиво, мало по объему. Поэтому школьный процесс и воспитание ребенка с ОВЗ направлены на формирование всех психических процессов. В школе необходимо произвольное внимание. Его можно развивать вместе с другими функциями: интересом учеников, ответственностью за результат своей учебы. Пользуясь в качестве средства общения при обучении изложению активным прослушанием, учитель и ученики стремятся к достижению формирования внимания.

В это же время школьник развивает память, учится воспринимать и создавать большое количество слов и предложений. А результатом этого станет новый текст, который надо оценивать с точки зрения принадлежности к конкретной языковой личности.

Чтобы составить план работы над изложением, мы взяли известную схему и два пути, направленные на активное прослушание: прием быстрого повторения и памятки.

Известная всем схема обучению изложению построена следующим образом:

-педагог читает текст;

-учащиеся записывают (или предлагается готовый план);

- записывание учениками опорных слов по памяти (или даются в готовом виде);

-изложение по плану выполняет один или несколько учащихся;

-ученики самостоятельно работают над изложением (в черновике);

-педагог еще раз читает текст;

-учащиеся вносят дополнения и пометки, и полученный текст пишут в тетрадь.

Эта схема-ловушка для детей с ограниченными возможностями здоровья, у которых не развиты психологические процессы. Мы поняли это, когда начала работать с детьми с тяжелыми нарушениями речи, у которых имеется фонематическое нарушение в общении. В дошкольном возрасте это нарушение непонимания не дает развить у детей речь до необходимого уровня. Это препятствие осложняет работу педагога, так как развитие мышления у детей тесно связано с их речью. Для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи мы используем прием активного прослушания, которое предполагает наличие слов-памяток. Скажем, что учащимся без тяжелых нарушений речи можно пояснить способ рисования в ходе прослушания текста (памятки-зарисовки), этот прием развивает основные психические процессы. Ребята, обучившиеся изложению по памяткам – зарисовкам, быстрее учатся, написанию изложения и им легче дается этап обучения изложению с элементами сочинения и сочинению. Для учеников с тяжелыми нарушениями речи, имеющих фонетические отклонения, этот прием является дополнительным.

Уже при первичном прочтении текста мы использовали прием быстрого повторения слов и использование памяток. Памятки – слова записываются по ходу прослушания (желательно с сокращениями), или рисунки.

Проанализировав опыт трудностей, учащихся с тяжелыми нарушениями речи при написании изложения, мы составили следующий алгоритм обучения изложению:

*положите черновик и простой карандаш;

* внимательно послушайте учителя;

*слова-памятки для каждого предложения запишите;

*оставляйте между предложениями место для дополнений и пометок;

*прослушав текст, закройте глаза и представьте картинки, которые появились при прослушивании текста;

*нарисуйте себе рисунок или схему, сделайте их на обратной стороне листа;

*из слов запишите предложения;

*внимательно послушайте следующее чтение текста учителем, пишите изменения и дополнения на оставленном вами месте на листочке;

*выполните работу над изложением в черновике: исправленное или дополненное предложение запишите на пустом месте;

*прочитайте то, что получилось, исправьте ошибки;

*напишите свое изложение в тетрадь.

Есть ряд условий, которые мы стараемся соблюдать:

-при обучении изложению, используем наглядность и технические средства обучения для заинтересованности учеников;

-во 2 классе текст читаем медленно, а в 4 классе - чтение с обычной скоростью;

-создаем без оценочную атмосферу отношений (проводим сравнительную работу).

1.Алимбекова А. Как писать изложение в школе.// Русский язык. - № 29. - 2002 г.

2.Баранова М.Т. Методика преподавания русского языка в школе. Изд. Academa – М.,2009

3.Бондаренко С.М. Изложение с продолжением // Рус. яз. в шк. -2009, -№6-с.31-34

4.Вьюшкова Л.Н. Учимся слушать // Рус. яз. в шк.-2008,-№5.- с.9

5.Поздеева С.И. Пишем изложение с удовольствием: Учебно-методическое пособие. Томск: Издательство Томского ЦНТИ.2013.-53с.

Файлы: 1 файл

курсовая2.doc

Во-вторых, правильному репродуцированию содержания должна способствовать вся работа по анализу произведения.

Не следует недооценивать значимости первого чтения текста. Основная его цель заключается в том, чтобы дать учащимся целостное представление о содержании рассказа. Поэтому первое чтение проводилось с учётом определенных требований: чтение было достаточно громким и выразительным, не прерывалось объяснением непонятных слов и выражений во избежание рассеивания внимания учащихся.

После прочтения текста необходимо выяснить правильность восприятия его содержания учащимися, установить точность определения смысловых связей между основными действующими персонажами, акцентировать отношения между отдельными звеньями, предупреждая этим пропуски, неадекватные добавления и привнесения. Все, что учащиеся обычно склонны пропускать, при анализе текста надо выделять. Особенно важно следить за последовательностью и взаимосвязью основных действий.

При подготовке к изложению также необходимо разъяснить значение трудных слов и выражений, уточнить их правописание.

Для уточнения основного смысла текста учащимся следует предложить 1-2 вопроса, направленных на понимание всего произведения, каждой его части, на выявление причинно-следственных связей и отношений, на понимание последовательности изложенных событий.

Также не следует пренебрежительно относиться к работе над планом, который помогает выделить главное в каждой части, правильно и последовательно передать содержание. Стоит отметить, что работа над планом должна варьироваться в зависимости от характера текстов. В редких случаях возможно написание изложений по готовому плану, чаще же план составляется коллективно или самостоятельно. Для коллективного составления плана учащиеся разбивают текст на части, выясняют основное содержание каждой части, дают заголовки, которые и становятся в итоге пунктами плана. Но составлять план текста следует только после того, как будет выяснена его роль при написании изложения.

Пониманию содержания также способствует большая словарная работа. Прежде всего, уточняются значения отдельных слов и выражений путем подбора синонимов и словосочетаний. Школьники учатся выбирать наиболее подходящие слова для выражения своих мыслей, выясняют, почему автор излагает содержание именно этими словами, насколько точно слова автора характеризуют героев, передают основную мысль произведения, какие образные слова использует автор для описания природы, места событий и т.п.

В некоторых случаях рекомендуется вводить устный пересказ текста по плану. Основная цель пересказа заключается в закреплении последовательности изложения содержания, в использовании в речи вновь усвоенных слов и выражений, в выработке умения правильно строить предложения.

Обязательным этапом подготовки к написанию изложения является повторное чтение текста учителем, осуществляемое непосредственно перед его написанием. Оно помогает учащимся восстановить в памяти текст во всей его полноте и последовательности, глубже и точнее его воспринять. При повторном чтении и после него не допускается никакая аналитическая работа.

Как было сказано выше, для грамотного оформления изложений проводится специальная орфографическая подготовка, а при анализе текста на уроке трудные для написания слова выделяются и анализируются (до 5-6 слов), некоторые пишутся на доске. Все это способствует предупреждению большого количества ошибок, которое обнаруживается в работах, проведённых без должной подготовки.

В качестве дополнения к эксперименту к вышеописанному эксперименту хотелось бы привести ещё один, проводившийся учителем В.И. Крыловой в Москве. Известно, что все люди, в зависимости от того, какой вид восприятия для них наиболее важен, делятся на 3 группы: аудиалы (слух), визуалы (зрение) и кинестетики (двигательные и тактильные ощущения). Учитывая эти сведения, было проведена подготовительная работа к написанию изложения, позволяющая задействовать максимальное количество органов восприятия. Приведу краткое описание этой работы.

Результаты получились хорошие: грамотность возросла, стилистических и фактических ошибок стало намного меньше.

Таким образом, для повышения эффективности обучения написанию изложений необходимы следующие условия:

  • проведение рассредоточенной во времени подготовительной лексико-синтаксической работы, направленной не только на повторение, но и на предупреждение и устранение трудностей, обычно возникающих в ходе письменных пересказов;
  • использование традиционной методики проведения изложений, подразумевающей грамотную подготовительную работу;
  • для развития речи учащихся при работе над изложениями стоит также учитывать новейшие достижения из области психологии и других наук, использование которых позволяет достичь высокого уровня речевого развития учащихся.

Выводы по итогам работы

Таким образом, осуществив вышеописанный эксперимент и проанализировав его результаты, можно с уверенностью говорить о необходимости проведения целенаправленной, методически грамотной, продуманной работы при подготовке учащихся к написанию изложений. Также надо отметить, что нельзя упускать из вида ни один из этапов этой работы, дабы подготовка велась комплексно и была максимально эффективной. Всё, начиная с подбора текста для предстоящего изложения и заканчивая анализом работ учащихся, должно быть заранее спланировано, каждый этап должен иметь свою цель, чётко сформулированные задачи. Только тогда эта работа приведёт к положительному результату.

Результатом правильной работы учителя является в конечном итоге высокий уровень речевой мотивированности детей. Они с удовольствием составляют разнообразные высказывания с использованием различных языковых средств; любят и ценят речевое творчество, у них развивается чувство языка, чувство слова, они ощущают уместность или неуместность употребления тех или иных языковых конструкций в зависимости от темы высказывания, места и т.п. Благодаря долгой и кропотливой работе литературно грамотную речь можно развить практически у любого учащегося.

Список использованной литературы

  1. Алимбекова А. Как писать изложение в школе.// Русский язык.— 2002 г. — № 29.
  2. Баранов М.Т., Ивченков П.Ф., Ладыженская Т.А., Напольнова Т.В. Обучающие изложения в VII – VIII классах М 1964.
  3. Белобрыкина О.А. Речь и общение. – Ярославль, 1998.
  4. Взаимосвязанное обучение видам речевой деятельности./ Под ред. В.П. Григорьева, И.А. Зимней и др. — М., 1985.
  5. Власенков А.И. Общие вопросы методики русского языка в средней школе.— М., 1973.
  6. Добромыслов В.А. Изложения и сочинения в школе. — М.: Ленинград, 1960.
  7. Жинкин Н.И. Психологические основы развития речи. В кн.: В защиту живого слова. — М., 1969.
  8. Ивченков П.Ф. Обучающее изложение. 5-9 классы. — М.: Просвещение, 1995.
  9. Методика развития речи на уроках русского языка./ Под ред. Т.А. Ладыженской. — М., 1997.
  10. Капинос В.И. Развитие речи: теория и практика. — М., 1993.
  11. Львов М.Р. Словарь-справочник по методике преподавания русского языка. ─ М., 1999.
  12. Методика преподавания русского языка в школе: Учебник для студентов высш. учеб. завед./ Под ред. М.Т. Баранова. ─ М., 1999.
  13. Методика преподавания русского языка./ Под ред. С.М. Соловейчик. — М., 1988.
  14. Методика развития речи на уроках русского языка: Книга для учителя. /Под ред. Т.А. Ладыженской. – 2-е изд. — М.: Просвещение. 1991.
  15. Морозова И.Д. Виды изложений и методика их проведения. — М., 1984
  16. Никифорова О.И. Восприятие художественного произведения. – М., 1973.
  17. Новотворцева Н.В. Развитие речи детей. – Ярославль, 1997.
  18. Основы теории речевой деятельности./ Под ред. А.А. Леонтьева. — М.,1974.
  19. Пленкин Н.А. Уроки развития речи: 5-9 классы: Книга для учителя. – М., 1995.
  20. Подшивалов П.Ф., Стракевич М.М. Сборник текстов для изложений (IV—VIII кл.). — М., 1974.
  21. Русский язык в 7—8 классах: Метод. указания к учебному пособию./ Под ред. проф. В.В. Бабайцевой. — М., 1977
  22. Сироткина О.Б. Что и зачем нужно знать учителю о русской разговорной речи: Пособие для учителя. – М., 1996.
  23. Текучев А.В. Методика русского языка в средней школе: Учебник для студентов фак. русского языка и литературы. ─ М., 1980.
  24. Ушинский К.Д. О первоначальном преподавании русского языка.// Собр. соч.: в 6 т. — М., 1989. — Т.4.
  25. Федоренко Л.П. Закономерности усвоения родной речи. — М., 1984.
  26. Францман Е.К. Изложение с элементами сочинения. 5-9 классы. — М.: Просвещение, 1998.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Таблицы

Успешность выполнения изложений

Результаты отражены в процентном соотношении ко всему числу работ по каждому изложению.

Читайте также: