Какую религиозную политику проводил аурангзеб кратко

Обновлено: 05.07.2024

Основы системы управления и налогообложения, заложенные Акбаром, при его потомках начали размываться, однако продержались весь XVII в. Появились первые признаки разложения системы мансабдарства, в соответствии с которой все служащие делились на ранги согласно количеству всадников, находившихся у них на содержании. Увеличилось расхождение между чином и размером реально содержавшихся джагирдарами войск. Увеличилась доля земли, розданной в джагиры, и, соответственно, уменьшилась доля земли, находившейся под непосредственным управлением казны (земли халисё). Наместники в провинциях стали гораздо более своевольны. Налоговая система работала исправно, хотя наблюдались некоторые отступления от законных ставок поборов. Джагирдары и другие землевладельцы стали вводить дополнительные сборы (абвабы) в свою пользу. Однако пока еще эта практика не стала столь разорительной, как впоследствии.

Ни Джахангир, ни Шах Джахан не были религиозными фанатиками, но не обладали и терпимостью, отличавшей Акбара. Положение индусов в империи снова стало ухудшаться. Шах Джахан прекратил строительство индусских храмов, снова ввел налог на немусульман (джизью) и стал поощрять обращение в ислам. При Аурангзебе началась откровенная исламская реакция.

Аурангзеб родился в 1618 г. и прожил 89 лет. Выполняя с 16 лет важнейшие государственные поручения своего отца, он приобрел еще до вступления на трон огромный военный, административный и дипломатический опыт. Он свободно говорил и каллиграфически писал по-арабски и по-персидски. Урду был его родным языком, знал он и хинди. Правда, его читательские интересы ограничивались научной и богословской литературой. Он не любил поэзию, не ценил изобразительное искусство, ненавидел музыку. Исполнение музыкальных произведений при его дворе было запрещено.

Аурангзеб вел скромный, даже аскетический образ жизни, выполнял все предписания религии, лично переписывал Коран и гордился тем, что тратит на себя только то, что зарабатывает этим переписыванием. Остальное время было полностью посвящено делам управления и войны. Он делил с солдатами все трудности походной жизни, вникал во все тонкости административной работы, лично составлял письма и предписания министрам, губернаторам, даже мелким функционерам. Бывало, что его военачальники терпели поражения, но сам он неизменно одерживал верх над противником. Империя при нем расширилась, охватив почти весь субконтинент и значительную часть Афганистана.

Однако все усилия Аурангзеба в конце концов оказались тщетными, а успехи эфемерными. Империя начала распадаться уже на его глазах. Она включала этнически различные народы, духовная пропасть между мусульманским правящим меньшинством и индусским угнетенным большинством не уменьшалась. Все это вело к восстаниям, которые приобретали национальную окраску. Аурангзеб своей политикой способствовал росту отчужденности населения от Моголов. Его целеустремленность превращалась в фанатизм. Он сам плодил вокруг себя врагов, отталкивал потенциальных союзников, уповая прежде всего на силу. Не уступая, а может быть даже превосходя своего прадеда Акбара в трудолюбии, Аурангзеб не обладал его широтой взглядов и пониманием индийской ситуации.

Ему не удалось продвинуть пределы государства на восток далее Бенгалии. Ахомское государство в Ассаме сумело отстоять свою независимость. На западе сопротивление афганских племен постоянно ставило под вопрос власть Моголов в этом регионе. На юге успехи Аурангзеба были, казалось бы, наиболее впечатляющими. Ему удалось присоединить Биджапур и Голконду, что означало продвижение власти Моголов почти до самого юга полуострова. Он нанес поражения вождю маратхов Шиваджи и заставил его на время подчиниться и выехать к своему двору, в Агру. Но вскоре все здание империи стало рушиться.

Все это привело к тому, что восстания джатов, бунделов, маратхов, раджпутов и сикхов становились все более ожесточенными. Впрочем, многие раджпутские князья остались на службе Моголов, их контингенты составляли важную часть имперской армии. В 1669 г. начались столкновения между имперскими войсками и кланами землевладельческой и земледельческой касты джатов в окрестностях Матхуры, т. е. в районе, расположенном между столицами Моголов — Дели и Агрой. В Бунделкханде (территория к югу от Джамны) в 1671 г. взбунтовался Чхатрасал, вождь раджпутского клана бунделов, который первоначально верно служил Моголам, участвовал в их походах против маратхов, однако вдохновленный героическим сопротивлением последних, решил основать собственное княжество. Это ему удалось. Он стал союзником маратхов. В 1672 г. началось восстание первоначально мирной религиозной секты сатнами, распространенной в северной Раджпутане и прилегающих районах Панджаба. Оно было жестоко подавлено. Это нарушило мирные отношения между Моголами и княжествами Раджпутаны, установившиеся в период правления Акбара и Джахангира. Аурангзеб вознамерился присоединить княжество Марвар, но там началась партизанская война. Марвар был поддержан Меваром. Аурангзебу удалось захватить все меварские крепости, но и здесь партизанская война не прекращалась. В конце концов и Марвар, и Мевар сохранили независимость.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

ПРАВЛЕНИЕ

Боярское правление

Боярское правление По смерти Василия, в малолетство его сына, требовавшее продолжительной опеки, власть надолго попала в руки бояр. Теперь они могли распорядиться государством по-своему, осуществить свои политические идеалы и согласно с ними перестроить

2. Правление Мункэ

2. Правление Мункэ Смерть Гуюка породила даже более тяжелый политический кризис в Монголии, нежели тот, что последовал за смертью его отца. Регентство приняла вдова Гуюка хатун Огуль-Гаймиш, убежденная шаманистка, женщина жадная и склонная к предрассудкам, если верить

3. Правление Хубилая

3. Правление Хубилая В течение правления Мункэ князья дома Чагатая и Угэдэя не имели альтернативы подчинению дому Толуя. В целом большинство монголов, казалось, приняли лидерство Мункэ. Серия выдающихся военных успехов лишь увеличила его престиж, равно как и престиж

3. Правление Берке

3. Правление Берке Смерть Улагчи (1258 г.) открыла путь к трону кипчаков брату Бату Берке, суровому и честолюбивому правителю. С ним был привнесен новый религиозный элемент в политику западной ветви монголов: исламский. Берке, обращенный в ислам в юности, сделал новую веру

4. Правление Едигея

4. Правление Едигея IРезультаты походов Тимура против Золотой Орды были катастрофическими для нее как с экономической точки зрения, так и с военной. Благосостояние Орды зависело от международной торговли, особенно от торговли с Ближним Востоком. Великие караванные пути

Правление Дагобера

Правление Дагобера Сын Клотара II и, следовательно, наследник династии, укоренившейся в Нейстрии, воспринял чаяния знати Восточнофранкского государства. После кончины своего отца Дагобер предпринял большое путешествие по Бургундии, посетив Лангр, Дижон, Шалон, Отен,

Правление Траяна (98—117 гг. н.э.)

Правление Траяна (98—117 гг. н.э.) Усыновленный Нервой М.Ульпий Траян родился 18 сентября 53 г.н.э. в Италике в провинции Бетика. Его семья восходит к той группе солдат, которую Сципион в 205 г. до н.э. переселил в Италику; первоначально предки Траяна происходили из умбрского города

Правление самозванца

Правление самозванца После празднеств по случаю восшествия на престол Лжедмитрий начал раздавать долги. Он постарался максимально щедро наградить поляков, которые оставались с ним до конца. Но далеко не все были довольны полученными деньгами и подарками. Так, князь Адам

40. ПРАВЛЕНИЕ ПАВЛА I

40. ПРАВЛЕНИЕ ПАВЛА I После смерти Екатерины II на престол вступил ее сын Павел I (1796–1801). Образ жизни наследника, по сути лишенного законной власти и запертого матерью в Гатчине, наложил отпечаток на характер действий нового императора. С одной стороны многие действия он

Хань: правление У-ди

Хань: правление У-ди Следующий прямой потомок Лю Бана, его правнук У-ди (156—87 гг. до н. э., правил в 140—87 гг. до н. э.) был одним из величайших правителей Поднебесной за всю ее историю. При нем Китай стал государством по-настоящему единым – не только по признаку сильной

Правление Ольги

Правление Ольги После смерти Игоря осталась его вдова – Ольга с малолетним сынам Святославом. Принявши всю власть, Ольга проявила исключительные государственные способности и огромную энергию и твердой рукой управляла молодым, только что созданнъм государством. Она

Правление Джона Д. II

Правление Джона Д. II Взобраться на вершину пирамиды богатства нелегко, и многие, пытавшиеся это сделать, свалились, не достигнув цели. Легче и безопаснее родиться на этой вершине. Р. Миллс. «Он некрасив, скромен, лишен чувства юмора, искренне доброжелателен и зауряден во

Аурангзеб правил почти 50 лет. В течение его длительного периода правления Империя Великих Моголов достигла своего территориального апогея.

Аурангзеб протянул свою территорию от Кашмира (на севере) до Джинджи (на юге) и от Гиндукуша (на западе) до Читтагонга (на востоке).

Письма Аурангзеба отражали то пристальное внимание, которое он уделял всем делам государства и управления. Он был строгим учеником, который не щадил даже своих собственных сыновей.

В 1686 году Аурангзеб заключил в тюрьму принца Муаззама по обвинению в интригах с правителем Голконды и держал его в тюрьме в течение 12 долгих лет. Его другим сыновьям также приходилось сталкиваться с его гневом в различных случаях.

Аурангзеб не интересовался философскими дебатами или мистикой; однако он не запрещал своим сыновьям экспериментировать в суфизме.

Коллекция его указов была собрана в работе, известной как Завабит-и-Аламгири .

Помимо того, что он был православным мусульманином, Аурангзеб был также правителем. Он с трудом мог забыть политическую реальность того, что подавляющее население Индии — индусы, и что они глубоко привязаны к своей вере.

В начале своего правления Аурангзеб запретил написание калмы на монетах, поскольку она растоптана ногами или осквернена при переходе из одной руки в другую.

Аурангзеб запретил фестиваль Науроз , так как это считалось зороастрийской практикой, одобренной сефевидскими правителями Ирана.

Аурангзеб назначил Мухтасибов во всех провинциях. Их основная работа заключалась в том, чтобы люди жили в соответствии с Шарой .

Мухтасибы были ответственны за то, чтобы вещи, которые были запрещены (такие как интоксиканты и приюты для азартных игр, и т. Д.) Шарами и завабитами (светскими указами), насколько это возможно, не ослушались открыто.

При назначении мухтасибов Аурангзеб подчеркивал, что государство также несет ответственность за моральное благополучие граждан. Но этим чиновникам было дано указание не вмешиваться в личную жизнь граждан.

Когда Аурангзебу исполнилось восемнадцать лет отец сделал его наместником Декана (нынешние штаты Центральной и Западной Индии: Даман и Диу, Дадра и Нагар-Хавели, Махар Аштра). В 1637 году Аурангзеб развязал войну против соседних индийских государств Голконды и Биджапура – территории современной Южной Индии. К 1640 году правители Голконда и Биджапура признали себя вассалами Великих Моголов.

В 1650 году Шах-Джахан доверил Аурангзебу отвоевать у персов долину Кандагара. Правитель Декана совершил три масштабных похода в течение трёх последующих лет, разорив территорию нынешнего Южного Афганистана, но взять Кандагар так и не сумел. Дальнейшим походам против персов помешали восстания, вспыхнувшие в Декане в 1654 году.

Дара-Шикох придерживался умеренных канонов ислама, стараясь поддерживать правовое равновесие между мусульманским и индусским населением. Три других сына великого могола – Аурангзеб, Шах-Шуджи и Мурад-Бакши были ярыми сторонниками полного доминирования мусульманской знати на территории империи, которая должна была целиком превратиться в исламское государство. Именно поэтому, чтобы не допустить гражданской войны и раскола своей державы Шах-Джехан передал свой трон Даре-Шикоху. Однако Аурангзеб, Шах-Шуджи и Мурад-Бакши не согласились с волей отца и развязали междоусобную войну.

Первым мятеж поднял Мурад-Бакши, правивший Гуджаратом, вскоре к нему присоединился правитель Бенгалии (современный Бангладеш) – Шах-Шуджи. Дара-Шикох выслал против последнего войско во главе со старшим сыном Сулейман-Шеку и раджой Джан-Сингом, правителем Раджпутана (междуречье Инда и Ганга, современные территории Восточного Пакистана и Северной Индии).

После этих событий вызов Даре-Шикоху бросил Аурангзеб. Он смог по труднопроходимым горным тропам провести свою армию прямо к Агре – первой могольской столице. Дара-Шикоху пришлось срочно высылать заслон к реке Нарбаде, чтобы задержать продвижение врага. Все имевшиеся в наличии силы он объединил под началом набоба Казим-хана и махараджи Джасвантсинга. Первый руководил мусульманским контингентом, второй – индусским.

Дара-Шикох приказал своим полководцам по возможности оттягивать момент вступления в бой, чтобы он в это время мог продолжить сбор войска. Армия великого могола была слишком разнородна по своему национальному и религиозному составу, индусы часто конфликтовали с мусульманами, раджи и князьки соперничали между собой, часть магометан тайно поддерживала Аурангзеба или была им подкуплена.

Враждующие стороны сошлись 14 апреля 1658 года на берегах реки Нарбада (сегодня Нармада), недалеко от Дхармата. Накануне сражения Джасвантсинг предложил Аурангзебу закончить дело миром, но тот отказался. У Казим-хана и Джасвантсинга было 35 000 воинов и десяток устаревших пушек, а у Аурангзеба – около 33 000 бойцов. В ходе сражения войска Дара-Шикоха были разгромлены, их потери составили около 23 000 человек убитыми, ранеными и пленными. Аурангзеб запретил своим воинам убивать единоверцев противника, зато позволил истреблять индусов.

Уцелевшие отряды Казим-хана и Джасвантсинга бежали к Агре. Дара-Шикох выслал им на помощь новое войско. 29 мая 1658 года у деревушки Самугар (примерно в 10 км восточнее Агры) на правом берегу реки Джамны вражеские армии сошлись для решающего сражения. У Дара-Шикоха имелось до 60 000 воинов (2/3 из них составляли всадники), 80 орудий, около сотни боевых слонов и 500 боевых верблюдов.

В июле 1658 года Аурангзеб короновался и официально принял титул падишаха Империи Великих Моголов. Подданные и вассалы величали Аурангзеба титулом Аламгир, что означает "Владыка Вселенной". По его приказу Шах-Джехан и Мурад-Бакши были арестованы и заточены в тюрьму. Первый спустя восемь лет умер в заточении, а второй уже через три года был казнён. Бежавший в Афганистан Дара-Шикох после долгих гонений и скитаний был пойман летом 1669 года пуштунами и продан Аурангзебу, который вскоре приказал обезглавить брата.

Став великим моголом, Аурангзеб стал систематически расширять свои и без того внушительные владения. С 1661 по 1663 гг. он подчинил своей власти Ассам (долина нижнего течения Брахмапутры), а в 1666 году завоевал восточную часть дельты Ганга с городом Читтагонг. Дальнейшей экспансии Аурангзеба помешали массовые восстания, которые стали постоянно сотрясать империю в последней четверти XVII века.

Более тридцати лет с 1675 по 1708 гг. не утихали волнения и боевые действия в Раджпутане (современная Западная Индия), где индусы поднимали мятежи против мусульманского произвола, творимого наместниками великого могола. В 1681 году к повстанцам присоединился и Акбар – старший сын Аурангзеба. Отец лично разгромил войско наследника. Акбар укрылся на территории Персии – извечного врага империи Моголов.

В 1682 году взбунтовался Декан, а затем пламя мятежа перенеслось на земли Голконды и Биджапура. Только ценой огромных личных усилий, массовых казней, бесконечных походов, истощения казны Аурангзебу удалось под конец своей жизни усмирить восставшие провинции. К моменту его смерти, последовавшей 21 февраля 1707 года, Империя Великих Моголов включала в себя современные территории Восточного Афганистана, Пакистана, Индии, Бангладеша, Южного Непала.

На верхней карте показана территория Империи Великих Моголов к концу правления Аурангзеба. На нижней карте жёлтым цветом показаны владения, унаследованные Аурангзебом в начале своего правления, а коричневым – территории завоёванные моголами к началу 1707 года.

На верхней карте показана территория Империи Великих Моголов к концу правления Аурангзеба. На нижней карте жёлтым цветом показаны владения, унаследованные Аурангзебом в начале своего правления, а коричневым – территории завоёванные моголами к началу 1707 года.

[1] - в персидской и азиатской историографии полное имя звучало как Абуль-Музаффар Мухйи ад-дин Мухаммад Аурангзеб.

Всем, кто дочитал эту статью, большое спасибо! Отдельная благодарность всем, кто оценил изложенный материал и оставил свои комментарии! Если Вам понравилась статья и Вы интересуетесь данной тематикой, а также всем, что связано с военной историей, то подписывайтесь на мой канал! Всем удачи, здоровья и отличного настроения!


Император Аурангзеб принимает принца Муаззама (картина с 1707 по 1712 год). Эта картина взята из альбома, составленного Шуджей ад-Даулой, навабом из Ауда , она была создана в конце периода величия Великих Моголов.


В отличие от своих предшественников, Аурангзеб вел суровую и благочестивую жизнь. Его строгая приверженность исламу и шариату (исламскому закону) была столпом его правления. Он отказался от религиозной терпимости своих предшественников, и во время его правления многие индуистские храмы были разрушены , а многие индийцы под давлением обратились в ислам.

Аурангзеб использовал военную стратегию для расширения и консолидации империи Великих Моголов, но очень дорогой ценой. Его правительство спровоцировало многочисленные восстания, которые он подавлял на протяжении всей своей жизни, но которые вспыхнули и полностью изменили Индию после его смерти.

Миллионы индусов погибли в результате его репрессивных приказов.

Ранние годы

Аурангзеб был третьим сыном императора Ша Джахана (строителя Тадж-Махала ). Его старший брат, Дара Шико , был наследником, а Аурангзеб был третьим в линии наследования. Его отец назначил его губернатором Декана , должность, которую он занимал между 1636 и 1644 годами ; позже он был губернатором Гуджарата ( 1645 г. ) и Афганистана в 1647 г. с приказом вернуть город Кандагар , задачу, которую он не выполнил. После этой неудачи он вернул себе пост губернатора Декана и поселился в городе Хидки. . Его старшие братья Шуджа и Мурад в то время были губернаторами Бенгалии и Гуджарата .

В 1657 году заболел император Ша Джахан ; Аурангзеб напал на своего старшего брата (преемника), в то время как другие его братья объявили о своей независимости и провозгласили себя императорами своих провинций. Бои продолжились внутренними столкновениями. Аурангзеб заключил своего отца в форт Агры , заключение, которое длилось девять лет, вплоть до смерти бывшего императора (в 1666 году). Аурангзеб также приказал казнить своих братьев Мурада и Дара Шико . Только Шудже удалось бежать в джунгли современной Бирмы , где исчезает его исторический след. Наконец , 31 июля 1658 г. , Аурангзеб был установлен на троне павлина, символа могольской власти.

Правление и расширение империи

С начала его правления до самой смерти. Аурангзеб был вовлечен в постоянные боевые действия. Он организовал мощную армию и начал военную программу по расширению границ своей империи. На северо-западе его границы доходили до Пенджаба и современного Афганистана . Он также двинулся на юг, завоевав Биджапур и Голконду , бывших врагов.

Но сочетание военной экспансии и политической нетерпимости имело последствия. Он преуспел в своем желании расширить контроль Великих Моголов, хотя это расширение стоило огромных человеческих жизней и экономических затрат. В то же время, когда его империя расширялась, система правления слабела.

Сикхи Пенджаба росли в силе и численности и восстали против войск Аурангзеба. С падением мусульманских королевств Голконды и Биджапура индусы объединились, чтобы объединиться с конфедерацией маратхов . Последние 20 лет своей жизни Аурангзеб вел постоянные бои на Декане , ценой огромных потерь.

Отклонить

В отличие от своих предшественников, Аурангзеб не был великим строителем. Своей первой жене в Аурангабаде он оставил скромный мавзолей, уменьшенную копию Тадж-Махала . По сравнению с работой его отца, мавзолей, построенный Аурангзебом, построен из скромных материалов и плохо украшен, что свидетельствует об упадке искусства Великих Моголов во время его правления.

Аурангзеб — единственный из великих Моголов, кто не похоронен в мавзолее. В соответствии со своими верованиями и суровой жизнью он похоронен в могиле под открытым небом недалеко от Аурангабада . После его смерти ему наследовал его сын Бахадур Шах . Но Аурангзеб подорвал единство, созданное его предшественниками в Индии, положил начало упадку его династии и подготовил почву для последующей британской колонизации .

индуистские храмы

Самым противоречивым аспектом правления Аурангзеба является осквернение и разрушение многочисленных индуистских храмов .

За время его правления были осквернены сотни, а может быть, и тысячи храмов: обезображены фасады и интерьеры; идолы и боги разграблены. Во многих случаях храмы были полностью разрушены. Многие мечети были построены на месте индуистских храмов, иногда с использованием в их строительстве тех же храмовых камней. Среди храмов, разрушенных во время правления Аурангзеба, есть два самых священных для индусов: Бенарес и Матхура . В обоих случаях храмы были заменены мечетями.

Наследие

Его критики утверждают, что его жестокость и религиозный фанатизм сделали его непригодным для управления смешанным населением его империи. Некоторые критики утверждают, что преследование шиитов , суфиев и немусульман с целью навязать практику ортодоксального исламского государства, такую ​​как введение шариата и налога на религиозную джизью для немусульман, удвоение таможенных пошлин для индусов, в то время как оно отменены для мусульман, казни как мусульман, так и немусульман, а также разрушение храмов привели к многочисленным восстаниям. [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ] Г. Н. Мойн Шакир и Сарма Фестшрифт утверждают, что он часто использовал политическую оппозицию как предлог для религиозных преследований, [ 5 ] и что в результате восстали джатов , маратхов , сикхов , сатнами и пуштунов против него. [ 8 ] [ 5 ] [ 9 ]

Современная перспектива

Читайте также: