Ахматова анализ стихотворения муза кратко

Обновлено: 06.07.2024

Произведение Анны Ахматовой под названием “Муза” написано в 1924 году. Оно достаточно короткое, но, тем не менее, передает все те эмоции, которые вообще хотела передать поэт своему читателю. Оно красиво, очень эпично, но вместе с тем, как обычно бывает в творчестве у этой писательницы и поэтессы, очередное произведение снова несет с собой какую-то загадку, а также, какую-то необычную атмосферу, немного печальную, и все-таки оно привлекает своей необычностью.

Анна Ахматова – очень интересный человек уже сама по себе. Но кроме того, ее произведения

Стихотворение состоит из восьми строк, но не делиться на строфы отдельно. Но все-таки, критики делят его как бы на два эпизода. Первая часть стиха – это как бы само ожидание персонажа, которое направлено против героини, как бы самой поэтессы, которая приходит поздно и не так скоро, как хотелось бы тому, который так ждал.

И это уже рассказывается именно во второй половине стихотворения. Но во второй строфе наконец-таки появляется эта “Муза”, которую так долго ждали, и наконец-таки дождались.

Ахматова как бы немного добавила автобиографии в стихотворение от себя. Так как одна строка, пусть только одна, но уже как бы немного указывает на то, что происходило в ее жизни так ярко, но, увы, так трагично. Ведь у нее был муж, но которого она не любила.

Без подробностей о ее личной жизни, но она хотела выйти замуж за другого, но этот развод не был оформлен до тех пор. Именно в те годы как-то все пошло не так. И именно строфа “…Жизнь, кажется, висит на волоске…” говорит обо всем. Ведь тогда она даже немного скиталась по квартирам.

Жила у подруги достаточное время, которая была известной танцовщицей и даже первой манекенщицей в то время.

Данте Алигьери – недаром он упомянут в произведении, ведь его произведения – вечны. И поэтесса как бы была готова на то, что получит взамен того, от чего отказаться не готова каждая – бессмертие, как поэтесса.

Анализ стихотворения Муза Ахматовой

Блестящий лирик и философ, поэтесса Анна Ахматова в стихотворении “Муза” устраивает “допрос” лирической героине от имени Музы. Богиня поэзии приходит подругой-гостьей, и между собеседниками не то во сне, не то наяву завязывается такой диалог:

Ей говорю: “Ты ль Данту диктовала

Анна Ахматова, которую самые суровые критики признавали божеством в манере владения стихом, в “Музе” затейливо переплетает разговорный и возвышенный стили. Виртуозные строфы, а их всего несколько в стихе, настолько точны, что кажется, будто ты прочел поэму. Когда Муза уходит, с героиней, которая, безусловно, одно лицо с поэтессой, остается бескрайнее небо – страна поэтического вдохновения.

Я любила ее одну.
А в небе заря стояла.
Как ворота в ее страну.

Интересно, что на протяжении короткого повествования Анна Ахматова представляет Музу то величайшим, недосягаемым образом – покровительницей литературного озарения. То, благодаря своей удивительной, тонкой натуре, воздает дань Музе как сестре. Но здесь нет и налета панибратства – общение с Музой, а фактически со своей страстью к рифме и ритму – восхитительно по сути.

Это почти исповедь перед высшим разумом.

Что почести, что юность, что свобода

Пред милой гостьей с дудочкой в руке.

Как понимать в стихотворении тот факт, что Муза и автор беседуют? Видимо, Анна Ахматова “поднимает” себя до уровня этой миссии. Никакого “важничанья” в таком приеме нет. Ахматова ни на кого не оказалась похожей и как мастер поэтического слова.

И даже короткого периода не состояла в учениках. Она сразу взошла на пьедестал русской поэзии, соперничая с самыми великими предшественниками.

Стоит еще объяснить, почему в беседу с милой гостьей автор вносит драматический фрагмент:

Закрыв лицо, я отвечала ей…

Но больше нет ни слез, ни оправданий.

Похоже, в этих строках поэтесса признается, насколько опустошает, вычерпывает силы писательство, сочинительство. Но все “выжимки” души отданы читателям, поклонникам творчества. И Анна Ахматова счастлива признаться, что вполсилы она ни писать, ни любить, ни жить не умеет.

Переживания, чувства в поэзии Ахматовой всегда доведены до высшего накала. Прекрасно, что в них нет намешано ничего искусственного, надуманного, суетного. Как “учила” поэтессу ее подруга Муза, землю надо освещать добротой и талантом высшей пробы.

Когда читаешь потрясающие строки “Музы”, кажется, что у тебя от красоты рифмы и образов немного кружится голова. Но по-другому у классиков разве может быть?

Ахматова в 1924 году

В 1924 году Анна Андреевна Ахматова находится в окружении невзгод. Стихи перестали публиковать, официально развестись с Шулейко не удаётся, а значит оформить отношения с Пуниным тоже нельзя, плюс ещё не так много времени прошло со времени расстрела Гумилёва. Замкнутый круг поэтесса пытается разорвать, обращаясь к высшим для поэта силам – к Музе, которая является доминантой всего стихотворения.

Структура стихотворения

По структуре стихотворение можно сразу разбить на две части, так его анализ будет более прост и понятен. Первая часть – это ожидание Музы, вторая её явление. В первом четверостишье героиня ожидает вдохновения, перед которым всё окружающее меркнет:

Что почести, что юность, что свобода Пред милой гостьей с дудочкой в руке.

Всего два шага ждать и дождаться, а как много в них заложено, от них зависит, падёт ли Карфаген, взовьются ли над его домами огни или расцветут цветы.

Анализ стихотворения Ахматовой Муза

Анна Ахматова — очень интересный человек уже сама по себе. Но кроме того, ее произведения покорили сердца многих людей, и недаром она стала такой известной, также, как и ее стихи.

Стихотворение состоит из восьми строк, но не делиться на строфы отдельно. Но все-таки, критики делят его как бы на два эпизода. Первая часть стиха — это как бы само ожидание персонажа, которое направлено против героини, как бы самой поэтессы, которая приходит поздно и не так скоро, как хотелось бы тому, который так ждал.

Анна Ахматова как бы немного добавила автобиографии в стихотворение от себя. Так как одна строка, пусть только одна, но уже как бы немного указывает на то, что происходило в ее жизни так ярко, но, увы, так трагично. Ведь у нее был муж, но которого она не любила. Без подробностей о ее личной жизни, но она хотела выйти замуж за другого, но этот развод не был оформлен до тех пор.

Жила у подруги достаточное время, которая была известной танцовщицей и даже первой манекенщицей в то время.

Данте Алигьери — недаром он упомянут в произведении, ведь его произведения — вечны. И поэтесса как бы была готова на то, что получит взамен того, от чего отказаться не готова каждая — бессмертие, как поэтесса.

Анализ стихотворения Муза Ахматовой

Ей говорю: «Ты ль Данту диктовала

Я любила ее одну. А в небе заря стояла. Как ворота в ее страну.

Интересно, что на протяжении короткого повествования Анна Ахматова представляет Музу то величайшим, недосягаемым образом — покровительницей литературного озарения. То, благодаря своей удивительной, тонкой натуре, воздает дань Музе как сестре. Но здесь нет и налета панибратства — общение с Музой, а фактически со своей страстью к рифме и ритму — восхитительно по сути.

Это почти исповедь перед высшим разумом.

Что почести, что юность, что свобода

Пред милой гостьей с дудочкой в руке.

Ахматова ни на кого не оказалась похожей и как мастер поэтического слова. И даже короткого периода не состояла в учениках. Она сразу взошла на пьедестал русской поэзии, соперничая с самыми великими предшественниками.

Стоит еще объяснить, почему в беседу с милой гостьей автор вносит драматический фрагмент:

Закрыв лицо, я отвечала ей…

Но больше нет ни слез, ни оправданий.

Анализ стихотворения Муза по плану

Томительное ожидание

В этом страстном ожидании героиня пытается укрыться от внутренних проблем, она ставит всё на творчество, ведь жизнь голодна до ставок и на что-то их делать надо. В томительном ожидании вдохновения прочь отбрасывается всё – почести, юность и даже свобода, лишь бы ночью написать бессмертные строки и взойти к утру на Олимп бессмертия, которое даст источник для новой жизни. Только это сейчас поможет отбросить внутренние проблемы, перешагнуть через мрак личной жизни и искусственно создаваемой безвестности. Только так можно вернуть былое, только Муза способна в этом помочь, поэтому её ожидание так томительно.

Структурный анализ стихотворения

Композиция стихотворения получается закольцованной: теме встречи с Музой и отдачи ей любви-подарка посвящена первая и последняя строфа, а середина – это описание мыслей и чувств героини, ее внутреннего монолога и обращения к Музе с просьбой забрать земные чувства. Поэтому и время глаголов в этой части стихотворения – настоящее, тогда как в первой строфе – прошедшее, а в третьей – прошедшее и будущее.

Явление Музы

Ожидание оказалось оправданным – Музы явилась и подарила лирической героине ожидаемое вдохновение. По факту состоялся обмен почестей и юности на бессмертие, и чтобы в этом убедиться героиня задаёт Музе вопрос:

На что получает утвердительный ответ. Далее стихотворение обрывается, ибо писать после такого ответа не о чем, так как поэт получил заверение в бессмертии своего творения, которое он совершил этой ночью при визите Музы. Теперь его имя в веках и какие земные проблемы теперь могут волновать, что может вызвать печаль, когда строки будут читать и умиляться ими через много лет после смерти автора…

Для Ахматовой это стихотворение своего рода релаксация, которая на время помогла поверить в собственные силы и пережить один из самых тяжёлых периодов в своей жизни. Муза же её не обманула и помогла сохранить имя поэтессы в веках.

Кстати, послушайте, как читает стихотворение сама Ахматова.

Анализ стихотворения Муза Ахматовой

Ей говорю: «Ты ль Данту диктовала

Я любила ее одну. А в небе заря стояла. Как ворота в ее страну.

Интересно, что на протяжении короткого повествования Анна Ахматова представляет Музу то величайшим, недосягаемым образом – покровительницей литературного озарения. То, благодаря своей удивительной, тонкой натуре, воздает дань Музе как сестре. Но здесь нет и налета панибратства – общение с Музой, а фактически со своей страстью к рифме и ритму – восхитительно по сути. Это почти исповедь перед высшим разумом.

Что почести, что юность, что свобода

Пред милой гостьей с дудочкой в руке.

Стоит еще объяснить, почему в беседу с милой гостьей автор вносит драматический фрагмент:

Закрыв лицо, я отвечала ей…

Но больше нет ни слез, ни оправданий.

Главная тема стихотворения



Структурный анализ стихотворения

Образ музы в творчестве А. А. Ахматовой

В годы написания данного цикла Цветаева была романтически увлечена как её творчеством, так и её личностью.

Марина Цветаева взяла на себя смелость назвать своего кумира Музой — творчество Ахматовой поспособствовало созданию ряда стихотворений.

В центре цикла стихов М. Цветаевой — романтическая личность, которая не может быть понята современниками и потомками, но и не ищет примитивного понимания, обывательского сочувствия. Один из образов, который является воплощением Музы в творчестве Марины Цветаевой, — это образ, обращённый к поэту-современнику А.Ахматовой.

Муза-Ахматова предстаёт перед читателем в разных версиях. В данной статье рассмотрим эти вариации.

Томительное ожидание

В этом страстном ожидании героиня пытается укрыться от внутренних проблем, она ставит всё на творчество, ведь жизнь голодна до ставок и на что-то их делать надо. В томительном ожидании вдохновения прочь отбрасывается всё – почести, юность и даже свобода, лишь бы ночью написать бессмертные строки и взойти к утру на Олимп бессмертия, которое даст источник для новой жизни. Только это сейчас поможет отбросить внутренние проблемы, перешагнуть через мрак личной жизни и искусственно создаваемой безвестности. Только так можно вернуть былое, только Муза способна в этом помочь, поэтому её ожидание так томительно.

Явление Музы

Ожидание оказалось оправданным – Музы явилась и подарила лирической героине ожидаемое вдохновение. По факту состоялся обмен почестей и юности на бессмертие, и чтобы в этом убедиться героиня задаёт Музе вопрос:

На что получает утвердительный ответ. Далее стихотворение обрывается, ибо писать после такого ответа не о чем, так как поэт получил заверение в бессмертии своего творения, которое он совершил этой ночью при визите Музы. Теперь его имя в веках и какие земные проблемы теперь могут волновать, что может вызвать печаль, когда строки будут читать и умиляться ими через много лет после смерти автора…

Для Ахматовой это стихотворение своего рода релаксация, которая на время помогла поверить в собственные силы и пережить один из самых тяжёлых периодов в своей жизни. Муза же её не обманула и помогла сохранить имя поэтессы в веках.

Коротенькое стихотворение увидело свет в 1924 году. Стихотворение можно разделить на две части, в которых по одному эпизоду. Первую часть Ахматова ожидает ту самую заветную музу. Уже ночь за окном, а она всё ещё ждёт. Во второй части дождавшаяся музу Анна спрашивает её, она ли муза, а та отвечает: “Я!”. Динамика сюжета специально предельно простая. Валерия Тюп, доктор филологических наук, считает, что Анна использовала такой приём, чтобы показать, что ожидаемое может появиться неожиданно. Многие стихотворения не имеют заголовка. Это имеет. Заголовок вводит читателя в курс дела, благодаря заголовку читающий предвкушает появление Музы.

Не каждый знает, что стихотворение имеет отношение к одному из греческих богов. Дело в том, что для Анны один Летний сад в Санкт-Петербурге был важным, дорогим, который разместил в себе статую музы лирического жанра Эвтерпа.

Структура стихотворения

По структуре стихотворение можно сразу разбить на две части, так его анализ будет более прост и понятен. Первая часть – это ожидание Музы, вторая её явление. В первом четверостишье героиня ожидает вдохновения, перед которым всё окружающее меркнет:

Что почести, что юность, что свобода Пред милой гостьей с дудочкой в руке.

Всего два шага ждать и дождаться, а как много в них заложено, от них зависит, падёт ли Карфаген, взовьются ли над его домами огни или расцветут цветы.

2. Эволюция образа Музы А.Ахматовой……………………………………………………..7

3. Муза Ахматовой о трагическом времени XX века…………………………………..10

Список используемой литературы……………………………………………………………..13

Актуальность данной работы обусловлена тем, что со временем не иссякает интерес к творчеству поэтов начала 20 века. Их поэзия дает возможность прикоснуться к их времени, к их идеалам.

Особое место в поэзии Ахматовой занимает образ Музы. Муза Ахматовой не похожа на Муз других времен и поэтов: ни на греческих, ни на современных. Она особая, индивидуальная, словно стоит над миром. Она одета в прекрасную оболочку женщины, пленительно-чарующей и кроткой, но способной быть сильной и непреклонной. Поэтесса всегда узнает свою Музу в лицо, какую бы маску та ни надела.

Цель данной работы – рассмотреть образ Музы в поэзии А.Ахматовой.

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

1. Определить процесс рождения Музы Ахматовой.

2. Проследить эволюцию образа Музы А.Ахматовой.

3. Рассмотреть образ Музы Ахматовой в трагическом времени XX века.

Предметом работы является поэзия А.А.Ахматовой.

Объектом – образ Музы в поэзии А.Ахматовой.

Работа состоит из введения, трех частей, заключения, списка используемой литературы

1. Рождение Музы

За короткое время своего развития в конце 19 — начале 20 века новые литературные течения в России выдвинули целый ряд поэтов, творчество которых выразило существенные черты времени, внесло особенный вклад в русскую и мировую литературу.

Муза ушла по дороге,

Осенней, узкой, крутой,

И были смуглые ноги

Обрызганы крупной росой…3

Завтра мне скажут, смеясь, зеркала:

Тихо отвечу: «Она отняла

О, ты не напрасно смеялась,

Моя непрощенная ложь!

Рождение песни художником воспринимается Ахматовой как обряд похорон самого себя, своих чувств. Муза-сестра занимает место отстрадавшей женщины, становится ее двойником, живет ее жизнью:

Мои одежды надень,

Позабудь о моей тревоге,

Дай ветру кудрями играть6.

2. Эволюция образа Музы А.Ахматовой

В середине 20-х годов в лирике Ахматовой появится другая Муза — суровая, немногословная и сильная:

А мы живем торжественно и трудно

И чтим обряды наших горьких встреч…

Можно сказать, что стихотворение имеет сюжет, в котором присутствуют все важнейшие слагаемые: духовное томление — явление посланника — открытие истины. Поэт переживает момент духовного озарения, потрясения, как в пушкинском стихотворении.

Когда я ночью жду ее прихода,

Жизнь, кажется, висит на волоске.

Что почести, что юность, что свобода

Пред милой гостьей с дудочкой в руке7.

3. Муза Ахматовой о трагическом времени XX века

Все расхищено, предано, продано,

Черной смерти мелькало крыло,

Все голодной тоскою изглодано8…

Не лирою влюбленного

Иду прельщать народ —

В моей руке поет9.

…О них вспоминаю всегда и везде,

О них не забуду и в новой беде…

Пусть так же они поминают меня

В канун моего погребального дня..

Своеобразие Музы Ахматовой и в том, что она особенно остро ощущала боль своей эпохи, как свою собственную. Великая Отечественная война 1941-1945 годов прервала на время ужас сталинских репрессий, но принесла новую беду:

Руками не разведу…

И мы сбережем тебя, русская речь,

Великое русское слово.

Таким образом, образ Музы в поздней лирике А. Ахматовой позволяет увидеть постепенное изменение интереса поэта с темы истории на размышления о времени, о человеческой памяти как единственной возможности его преодоления.

Ахматовская Муза — это ее несравненный талант, который вел женщину по жизни, который позволял вынести все испытания судьбы с высоко поднятой головой, который оставлял ее сердце горячим, живым.

Список используемой литературы

  1. Ахматова А.А.Автобиография/Ахматова А.А.- М.: Просвещение. -2013.- 17с.
  2. Ахматова А.А. Избранное/А.А.Ахматова — М.: Олма-пресс, 2014. — 376с.
  3. Чуковский К.И. Современники/К.И.Чуковский.- М.: Приор, 2013.- 311с.
  4. Чуковская Л. Записки об Анне Ахматовой. Кн.1. 1939-1941гг/Л.Чуковская.- М.: Академия, 2014. — 285с.

Чуковский К.И. Современники/К.И.Чуковский.- М.: Приор, 2013.- С.156

Чуковский К.И. Современники/К.И.Чуковский.- М.: Приор, 2013.- С.151

Ахматова А.А. Избранное/А.А.Ахматова — М.: Олма-пресс, 2014. — С.37

Ахматова А.А. Избранное/А.А.Ахматова — М.: Олма-пресс, 2014. — С.44

Ахматова А.А. Избранное/А.А.Ахматова — М.: Олма-пресс, 2014. — С. 74

Ахматова А.А. Избранное/А.А.Ахматова — М.: Олма-пресс, 2014. — С.101

Ахматова А.А. Избранное/А.А.Ахматова — М.: Олма-пресс, 2014. — С.107

А.Ахматова. Автобиография./А.Ахматова.-М.: Приор, 2014.-С.6.

Томительное ожидание

В этом страстном ожидании героиня пытается укрыться от внутренних проблем, она ставит всё на творчество, ведь жизнь голодна до ставок и на что-то их делать надо. В томительном ожидании вдохновения прочь отбрасывается всё – почести, юность и даже свобода, лишь бы ночью написать бессмертные строки и взойти к утру на Олимп бессмертия, которое даст источник для новой жизни. Только это сейчас поможет отбросить внутренние проблемы, перешагнуть через мрак личной жизни и искусственно создаваемой безвестности. Только так можно вернуть былое, только Муза способна в этом помочь, поэтому её ожидание так томительно.

14 августа 2013

Композиция стихотворения получается закольцованной: теме встречи с Музой и отдачи ей любви-подарка посвящена первая и последняя строфа, а середина – это описание мыслей и чувств героини, ее внутреннего монолога и обращения к Музе с просьбой забрать земные чувства. Поэтому и время глаголов в этой части стихотворения – настоящее, тогда как в первой строфе — прошедшее, а в третьей – прошедшее и будущее.

Композиция стихотворения получается закольцованной: теме встречи с Музой и отдачи ей любви-подарка посвящена первая и последняя строфа, а середина – это описание мыслей и чувств героини, ее внутреннего монолога и обращения к Музе с просьбой забрать земные чувства. Поэтому и время глаголов в этой части стихотворения – настоящее, тогда как в первой строфе — прошедшее, а в третьей – прошедшее и будущее.

Курсы подготовки к ЕГЭ Москва математика помогут учащимся проверить свои силы в таком важном и сложном предмете, а в будущем успешно сдать экзамены.

Подобные записи

Явление Музы

Ожидание оказалось оправданным – Музы явилась и подарила лирической героине ожидаемое вдохновение. По факту состоялся обмен почестей и юности на бессмертие, и чтобы в этом убедиться героиня задаёт Музе вопрос:

На что получает утвердительный ответ. Далее стихотворение обрывается, ибо писать после такого ответа не о чем, так как поэт получил заверение в бессмертии своего творения, которое он совершил этой ночью при визите Музы. Теперь его имя в веках и какие земные проблемы теперь могут волновать, что может вызвать печаль, когда строки будут читать и умиляться ими через много лет после смерти автора…

Для Ахматовой это стихотворение своего рода релаксация, которая на время помогла поверить в собственные силы и пережить один из самых тяжёлых периодов в своей жизни. Муза же её не обманула и помогла сохранить имя поэтессы в веках.

Кстати, послушайте, как читает стихотворение сама Ахматова.

Структурный анализ стихотворения

Читайте также: