Адаптация родителей в доу проект

Обновлено: 08.07.2024

В настоящее время специалистами образовательных учреждений ощущается дефицит общения родителей с детьми. Реальность такова, что родители (папы и мамы) вынуждены много работать. Многие семьи вынуждены выбирать между родительством и карьерой.

У родителей очень часто в последнее время наблюдается высокое эмоциональное напряжение и тревожность по поводу перспективы пребывания ребёнка в группе раннего возраста. Низкая компетентность родителей в организации жизни и общения с ребёнком в период адаптации приводит иногда к конфликтам между родителями и педагогами, что существенно может повлиять на успешную адаптацию их детей.

Можно вычленить ряд проблем и среди других участников (детей и педагогов) адаптационного процесса.

  1. В эмоциональной сфере: страх, тревожность, настороженность, недоверие.
  2. В поведенческой сфере: неадаптивное поведение в новом социуме.
  3. В системе установок: негативизм к предлагаемой деятельности, режимным моментам, к правилам общения, принятым в новом социуме.
  1. В эмоциональной сфере: тревожность, настороженность к присутствующим в группе родителям, чувство неприятия данной ситуации.
  2. В сфере профессиональной компетентности: нередко не готовы оказывать квалифицированную помощь и психолого - педагогическую поддержку; часто у них отсутствуют навыки грамотного построения взаимоотношений с родителями новичков.

Проблема адаптации детей раннего возраста нашла отражение во многих психолого-педагогических исследованиях. Коллективом под руководством Р.В. Тонковой–Ямпольской была определена динамика адаптационного периода ребенка к дошкольному учреждению. Психологами А.И Захаровым, Н.И. Гуткиной, Н.А. Ноткиной, Л.В. Макшанцевой, Е.И. Морозовой был проведен анализ причин трудностей адаптационного периода и степень выраженности адаптационных нарушений. В педагогических исследованиях В.Г. Алямовской, Н.Д. Ватутиной, Р.Р. Калининой, Н.В. Кирюхиной, Е.О. Севостьяновой содержатся методические рекомендации по организации адаптации детей к детскому саду.

Т. В. Костяк рассматривает особенности психологической адаптации детей раннего возраста к детскому саду, а также факторы психологического благополучия ребёнка и основные закономерности его психического развития в дошкольном возрасте

2. Обоснование актуальности проекта (затруднения, противоречия в практике, из которых вытекает необходимость разработки и реализации проекта по данной теме)

Несмотря на достаточно большое количество исследований в этой области, на наш взгляд, остаются нерешенными как теоретический, так и прикладной аспекты этой проблемы. Особенно остро она обнаруживает себя, когда речь идет о детях раннего возраста, которые в силу психолого-физиологических особенностей, являются категорией наиболее уязвимой.

Поступление ребёнка в детский сад вызывает, как правило, серьёзную тревогу у взрослых. Ребёнок в семье привыкает к определённому режиму, к способу кормления, у него формируются определённые взаимоотношения с родителями, привязанность к ним.

Воспитание детей в семье и детском саду должно преследовать единые цели и задачи: стремление реализовать в совместной деятельности комплексный подход к воспитанию и развитию детей. От того, как пройдёт привыкание ребёнка к новому распорядку дня, к незнакомым взрослым и сверстникам, зависит дальнейшее развитие малыша и благополучное существование в детском саду и семье.

И потому, на наш взгляд, так актуальна на сегодняшний день проблема сотрудничества воспитателей и родителей в период адаптации ребёнка к ДОУ. Если воспитатели и родители объединят свои усилия и обеспечат малышу двойную защиту, эмоциональный комфорт, интересную и содержательную жизнь в детском саду и дома – то это будет залогом успешной адаптации.

Федеральный государственный образовательный стандарт рекомендует нам не просто информировать родителей, а сделать их своими партнёрами и союзниками в воспитании детей.

3. Теоритические источники проекта.

4. Гипотеза (логическое предложение относительно способа реализации идеи и замысла проекта). Родительская компетентность будет способствовать успешной адаптации к ДОУ детей раннего возраста при условииорганизации адаптационной группы для родителей и создания единого воспитательно - образовательного и развивающего пространства в ДОУ и дома.

5. Объект и предмет проекта (в исследовательском проекте).

Объект – процесс адаптации детей раннего возраста.

Предмет – родительская компетентность в вопросах адаптационного периода и развития детей раннего возраста.

6. Постановка цели, задач проекта.

Цель: адаптация родителей будущих воспитанников к ДОУ и установлениепсихолого-педагогического контакта дошкольного учреждения с семьей.

а) создать единоевоспитательно - образовательное и развивающее пространство в ДОУ и семье;

б) психолого - педагогически сопровождать отношения родителя и ребенка, педагога и ребенка;

в) включать родителей в проектирование развивающей среды дошкольного образовательного учреждения.

  1. Разработать и апробировать программу работы адаптационной группы.
  2. Проанализировать прогнозируемые результаты, эффекты.
  3. Обобщить, тиражировать инновационный проект.

7.Этапы реализации проекта.

Первый этап - октябрь2017года-март 2018 года - поисковый

1.Создать творческую группу.Привлечь педагога-психолога для разработки психолого-педагогического сопровождения всех участников адаптационного процесса. Осмыслить идею проблематики. Выделить проблему и сформулировать тему.

Собрание творческой группы

Согласование о начале работы творческой группы

Повышение профессиональной компетенции педагогов

3.Подготовить нормативно-правовое обоснование организации адаптационного периода при поступлении детей раннего возраста в детский сад

(адаптационная группа для родителей детей, поступающих в детский сад).

Подготовка к педсовету. Педсовет.

Утверждение работы творческой группы

4.Изучить методическую и психолого-педагогическую литературу, имеющийся опыт по данной теме.

Самостоятельная работа: подбор и анализ методической и психолого-педагогической литературы по теме.Изучение теоретических основ адаптации детей к дошкольному образовательному учреждению.

Анализ методической и психолого-педагогической литературы по теме.

Заседание творческой группы

Положение о команде

Утверждение цели, задач работы.

План предстоящей деятельности по реализации проекта

Технология взаимодействия триады: педагог-родитель-ребёнок

7.Изучить опыт коллег по созданию семейной адаптационной группы.

Консультации с педагогами других детских дошкольных учреждений

Повышение профессиональной компетенции педагогов

8.Проанализировать направления совместной деятельности воспитателя и родителей по оптимизации процесса адаптации детей раннего дошкольного возраста. Разработать план мероприятий по снижению адаптационного стресса.

Заседание творческой группы

План мероприятий по снижению адаптационного стресса

9.Определить критерии оценки эффективности реализации проекта, диагностический инструментарий.

Составить анкеты для родителей (для изучения спроса).

Заседание творческой группы

Подбор диагностического инструментария

Второй этап – апрель 2018г – октябрь 2018г - реализационный

Ответственный (ФИО, должность)

1.Подготовить и провести организационное родительское собрание: познакомить родителей с ДОУ; обозначить проблему; предложить форму взаимодействия через работу адаптационной группы для родителей, изучить запрос родителей через анкетирование.

Организационное родительское собрание.

Установление психолого-педагогического контакта ДОУ с семьей, развитие эффективного взаимообщения (отношений партнёрства и сотрудничества педагогов ДОУ с родителями).Развитие интереса родителей к жизни детей в детском саду.

Заведующая Ст. воспитатель Педагог-психолог Воспитатели

2.Обработать анкеты – запрос родителей. Спланировать в соответствии с запросом тематику занятий. Определить принципы построения и проведения занятий. Определить структуру проведения занятий.

  • Разработать конспекты адаптационных занятий,совместных мероприятий с родителями и консультаций для родителей,

согласно тематическому планированию.Пополнить предметно-развивающую среду группы.Апробировать технологию взаимодействия триады: педагог-родитель-ребёнок.

Разработать информационный материал для родительского уголка о реализации проекта.

Подготовить памятки, информационные листы об особенностях данного возраста, рекомендуемых развивающих играх.

Заседание творческой группы.

Тематический план Конспекты занятий Организация предметно-развивающей среды Информационный раздаточный материал для родителей.

Апробирование технологии взаимодействия триады: педагог-родитель-ребёнок

Педагог – психолог Воспитатели

3.Провести занятия адаптационной группы для родителей детей, поступающих в ДОУ.

Занятия адаптационной группы

  • Привлечение родителей детей раннего дошкольного возраста к осознанному воспитанию своих детей. Социализация детей раннего возраста и сокращение сроков адаптации к условиям дошкольного образовательного учреждения. Создание плавного перехода от воспитания в условиях семьи к воспитанию детей в образовательном учреждении.
  • Получение рефлексивной информации.

Педагог – психолог ВоспитателиМед.персонал

4.Анализ проведенных занятий: эффективных и неудачных моментов, корректировка.

Провести начальный мониторинг (диагностику) готовности поступления детей в детский сад. Оформить документацию.

Заседание творческой группы

  • Корректировка неудачных и неэффективных моментов. Начальный мониторинг (диагностика) готовности поступления детей в детский сад.

Педагог – психолог Воспитатели

5.Создать благоприятные условия адаптации к социальному миру детей раннего возраста, облегчить вхождение в коллектив сверстников. Сформировать у ребёнка положительную установку, желание идти в детский сад.

Адаптационный период в ДОУ (без присутствия родителей).

Создание благоприятных условий для комфортного пребывания ребёнка в детском саду;

эмоционально благоприятной обстановки в группе. Формирование у ребёнка положительной установки, желания идти в детский сад.Снятие эмоционального и мышечного напряжения.

Листы адаптации с предполагаемой степенью адаптации.

Педагог – психолог Воспитатели Музыкальный руководитель Мед.персонал

Третий этап – ноябрь2018г.- обобщающий

Ответственный (ФИО, должность)

1.Подвести практические итоги реализации проекта; провести педагогическую диагностику адаптации детей к ДОУ. Опрос удовлетворённости родителей и педагогов; итоги мониторинга качества данной услуги. Оформить программу адаптационной группы для родителей детей, поступающих в ДОУ.

Подготовить презентацию проекта для педагогов и родителей.

Публикация проекта на интернет-сайте

Педагогическая диагностика адаптации детей к ДОУ; программу адаптационной группы для родителей детей, поступающих в ДОУ.

Педагог – психолог Воспитатели

Ресурсная обеспеченность проекта (материально-технические, кадровые, информационные, нормативно – правовые, финансовые и т.д.).

Типовое положение «Об образовательном учреждении для детей дошкольного и младшего дошкольного возраста, утв. Постановлением Правительства РФ от 19.09.1997 №1204;

Конечный продукт проекта (ожидаемый результат, представляемый в форме: методических рекомендаций, разработок занятий, планов, авторских программ и т. д.)

  1. Наличие сформировавшейся потребности в частом индивидуальном общении с детьми.
  2. Умение наблюдать и анализировать область актуального и ближайшего развития ребенка, адекватно оценивать его возможности.
  3. Уровень родительской компетенции, обеспечивающий способность регулировать свою роль в гармоничном развитии ребенка.
  4. Владение знаниями, умениями и навыками в различных видах деятельности с детьми, способность творчески их применять.
  5. Наличие желания и умения обмениваться родительским опытом с другими родителями и специалистами, способность к анализу собственной родительской позиции.
  1. Снижение адаптационного стресса.
  2. Увеличение количества детей с легкой степенью адаптации.
  3. Наличие адаптационных механизмов – умение ребенка адаптироваться к новым условиям и в, частности, к детскому саду.
  4. Повышение общей (эмоциональной, социальной, физической, познавательной) активности.
  5. Умение инициировать контакты со сверстниками и взрослыми; положительное отношение к совместным занятиям с малознакомыми взрослыми и сверстниками.
  1. Повышение профессиональной компетенции в вопросах адаптации и развития детей раннего возраста.
  2. Установление и развитие партнерских взаимоотношений с родителями.
  3. Обеспечение эмоционального комфорта и установление доверительных отношений с детьми.

Конечный продукт проекта будет представлен в форме:

- разработка и апробация программно - методического обеспечения работы адаптационной группы для родителей детей, поступающих в ДОУ (план мероприятий по снижению адаптационного стресса, конспекты занятий, памятки для родителей, банк адаптационных игр, рекомендации для родителей);

- разработка диагностического инструментария (анкеты для родителей, адаптационные листы, карты наблюдений за ребенком).

Критерии оценки эффективности реализации проекта (признаки, на основании которых производится оценка эффективности реализации проекта), диагностический инструментарий (средства оценивания результатов реализации проекта).

Реализация данного проекта позволит создать условия для:

- повышения педагогической грамотности родителей;

- активизации детско – родительских отношений;

- формирования социальной умелости родителей и детей.

- карты наблюдений за ребенком ианкеты для родителей, разработанные Л.В.Макшанцевой.

Прогноз возможных негативных последствий, способы коррекции, компенсации негативных последствий.

  • Загруженность педагогов (правильное планирование).
  • Потеря интереса родителей к данному проекту (анализ ситуации и внедрение новых форм работы с родителями и детьми, поступающими в детский сад).
  • Занятость родителей (индивидуальные встречи в удобное для родителей время).
  • Высокая заболеваемость детей (индивидуальная работа).

Список использованной литературы и других источников (точное библиографическое описание).

Совершенствование форм взаимодействия ДОУ и семьи в период адаптации ребенка раннего возраста к детскому саду.

Задачи:

1. Сохранение и укрепление здоровья ребенка раннего возраста.

2. Создание условий, направленных на стимулирование у малыша доверительного отношения к незнакомым взрослым в процессе совместной предметно- игровой деятельности.

3.Формирование системы взаимодействия с родителями для повышения их педагогической компетентности.

ВложениеРазмер
pervye_shagi_adapt.proekt.doc 301.5 КБ

Предварительный просмотр:

Вид проекта: краткосрочный педагогический проект с детьми раннего возраста и их родителями.

Продолжительность проекта : 4 месяца (август - ноябрь)

Участники проекта: дети раннего возраста, родители воспитанников.

Как известно работа с семьей - важная задача образовательной системы. И поэтому необходимо взаимодействие и преемственность между детским садом и семьей.

Ребенок часто находится между этими двумя институтами воспитания, попадая в мир противоречивых требований, что влияет на его эмоциональное и психическое развитие.

Бесспорно, родители лучше других взрослых знают и любят своего ребенка. Однако у молодых родителей нет достаточно глубокого представления об обучении ребенка младшего дошкольного возраста, они малокомпетентны в вопросах воспитания, чрезмерно опекают своего ребенка. Многие родители не знают, как вести себя в период адаптации ребенка к условиям детского сада. Поступление в детский сад часто вызывает стресс не только у ребенка, но и у родителей, поскольку меняется не только режим дня, привычный с рождения, но и меняется окружающий ребенка мир.

Чтобы избежать осложнений в период адаптации и обеспечить ее оптимальное течение, необходима четкая, профессионально слаженная и продуманная работа воспитателей и медицинского работника во взаимодействии с родителями.

Совершенствование форм взаимодействия ДОУ и семьи в период адаптации ребенка раннего возраста к детскому саду.

1. Сохранение и укрепление здоровья ребенка раннего возраста.

2. Создание условий, направленных на стимулирование у малыша доверительного отношения к незнакомым взрослым в процессе совместной предметно- игровой деятельности.

3.Формирование системы взаимодействия с родителями для повышения их педагогической компетентности.

1 этап. Подготовительный.

Знакомство родителей с заведующим ДОУ и воспитателем группы

каждый ребенок приносит из дома альбом с фотографиями, где он изображен с родителями. Этот альбом постоянно находится в группе, затем он будет пополняться фотографиями ребенка в детском саду. А пока это поможет ему в часы разлуки взглянуть на маму и папу, убедиться, что они есть у него и дождаться прихода родителей.

2 этап. Основной.

Начинается с посещения дошкольного учреждения родителями с детьми

- Информационная часть. На протяжении всего основного этапа воспитатель взаимодействует с родителями, повышая их педагогическую компетенцию.

- Практическая часть. Предлагаются совместные игры, упражнения с детьми и родителями.

Цель данной части - формировать у родителей умение вовлекать детей в игру, навыки совместной игровой деятельности;

-сформировать положительное отношение к детскому саду;

- научить ребенка навыкам самообслуживания и санитарно- гигиеническим навыкам.

3 этап. Заключительный.

Заключительный этап начинается, когда малыш полностью контактирует с воспитателем.

Организация диагностической, аналитико-прогностической, рефлексивной деятельности.

  1. Дети лучше социализируются в детском саду.
  2. Период адаптации проходит в более короткие сроки, эмоциональное состояние малышей стабильное, они коммуникабельны, охотно общаются со взрослыми, степени адаптации легкая и средней тяжести.
  3. Ребята обладают более развитой предметной деятельностью, высокой познавательной активностью
  4. Установление партнерских отношений с семьей каждого ребенка.
  5. Выработка наиболее целесообразных методов и единого стиля воспитания детей в ДОУ и семье.
  6. Повышение педагогической культуры и когнитивной компетентности у родителей.

Механизм отслеживания результатов:

- продукты совместной деятельности детей и родителей.

10. Мероприятия, направленные на достижение ожидаемого результата:

1 этап. Организационный

2 этап. Основной

3 этап. Заключительный

  • Рефлексия проводимых мероприятий. Анкетирование родителей. Анализ деятельности, планирование работы, исходя из потребностей родителей, детей и на основании результатов проекта. Выступление на педагогическом совете с подведением итогов работы по проекту.

Модель комфортной адаптации детей раннего дошкольного возраста

(состоит из нескольких этапов):

  1. Прогнозирование адаптации, знакомство с родителями и ребенком. (Определяются навыки, которые помогут ребенку легче адаптироваться, его индивидуальные особенности).
  2. Консультация для родителей (Мотивация родителей на активное сотрудничество).
  3. Установление контакта с ребенком через родителя. Ребенок привыкает к новому помещению и незнакомым взрослым.
  4. Ребенок с родителем постепенно входит в группу детского сада. Адаптация на этом этапе включает в себя 7 шагов:
  • приход ребенка вместе с родителями только на прогулку;
  • приход ребенка вместе с родителями в группу во время свободной игровой деятельности;
  • ребенок остается без родителей на 1-2 часа во время прогулки, либо во время свободной игровой деятельности;
  • ребенок завтракает в присутствии родителей и остается на 2-3 часа (без родителей);
  • ребенок остается без родителей с завтрака до обеда;
  • ребенок остается на сон, но сразу после сна его забирают родители;
  • ребенок остается на целый день.

На данном этапе ребенка постепенно приучают к режимным моментам детского сада. Этот этап - самый важный, для облегчения адаптации необходимо, чтобы родители и дома поддерживали такой же режим, как и в детском саду.

  1. Ребенок включается в непосредственно образовательную деятельность в группе.

Перспективный план реализации проекта по работе с родителями воспитанников

Игра-упражнение "Давайте познакомимся"

Круглый стол "Адаптация. Что это такое? "

Деловая игра "Где эта улица? Где этот дом?"

Заполнение индивидуальной карты развития ребенка.

Наблюдай, думай, размышляй! "Моя семья" (выполняется дома родителями совместно с детьми).

Дома: "Поразмышляем, понаблюдаем, поиграем". Анкета для родителей "Особенности развития речи вашего ребенка".

Консультация – диалог "Играем пальчиками-развиваем речь".

Пальчиковые игры: "Пальчики здороваются", "Моя семья", "Ежики", "Молоточек", "Мы хлопаем руками"

Дома: "Поразмышляем, понаблюдаем, поиграем".

Педагогическая гостиная "Возрастные особенности детей раннего дошкольного возраста".

Игры "Вороны и воробьи", "Игра с шишками".

Дома: "Поразмышляем, понаблюдаем, поиграем".

Знакомство родителей с базисной программой развития ребенка-дошкольника "От рождения до школы" по основным разделам (ранний дошкольный возраст).

Игры, направленные на формирование социальной компетентности "Назови по-другому", "Помирились", на формирование интеллектуальной компетентности "На что похожа эта фигура?", "Собери пирамидку".

Дома: "Поразмышляем, понаблюдаем, поиграем".

Консультация - презентация "Питание детей дошкольного возраста", индивидуальная консультация "Физическое развитие детей группы".

Дома: "Поразмышляем, понаблюдаем, поиграем".

Игры "Найди детеныша", имитационные игры, направленные на изображение разных животных.

Дома: "Поразмышляем, понаблюдаем, поиграем".

Перспективное планирование по гибкому режиму на адаптационный период для детей второго года жизни.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проект направлен на создание благоприятного эмоционального фона в группе в период адаптации к детскому саду детей младшей группы. Данное взаимодействие обуславливает создание единого комплекса "детский сад - семья".

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение



Чемезова Оксана Михайловна

Пояснительная записка

Семья – это общество в миниатюре, от целостности которого зависит

безопасность всего большого человеческого общества

Семья – это первый коллектив ребенка, естественная среда его обитания, со всем многообразием отношений между ее членами, богатством и непосредственностью чувств, обилием форм их проявления – всем тем, что создает благоприятную среду для эмоционального и нравственного формирования личности.

Ребенок подрастает и поступает в детский сад. Теперь в его окружении появляются новые люди – взрослые и дети. И от того, как встретят ребенка взрослые, новые для него люди, от их стараний и усилий зависит эмоциональный комфорт и защищенность малыша, его своевременное развитие, умение общаться со сверстниками и взрослыми. Немаловажным является и участие родителей в образовательном процессе детского сада.

Цель проекта – организация работы по созданию условий взаимодействия педагогов детского сада с родителями воспитанников.

Тип проекта: практико-ориентированный, краткосрочный

Сроки реализации: август – ноябрь

Участники проекта: педагоги детского сада, воспитанники и их родители

Задачи проекта:

- Создавать условия для плодотворного взаимодействия с семьями воспитанников.

- Привлечь родителей к активному участию в воспитательно-образовательном процессе.

- Повысить уровень профессиональной компетентности педагогов по организации работы с семьей.

Для решения поставленных задач может быть использован следующий комплекс методов:

- изучение и анализ психолого-педагогической литературы;

- целенаправленные наблюдения, в том числе включенные;

- индивидуальные беседы с детьми, родителями, различными специалистами детского сада;

- изучение детских работ;

- анализ документации, обработка результатов, полученных в ходе проекта и др.

Формы работы с семьей

Форма работы

Адаптация детей

Задача: обеспечить наиболее комфортные условия адаптации малыша и его родителей к условиям ДОУ.

Консультации, беседы

Задача: помочь родителям решить проблемы, возникшие в процессе воспитания ребенка.

Задача: привлечь внимание родителей к воспитательным событиям в детском саду, активизировать их участие в жизни детского сада.

Задача: привнести часть семейного тепла в стены детского сада.

Мини-библиотека

Задача: рекомендовать психолого-педагогическую литературу родителям. Родителям выдается интересующая их литература для прочтения дома.

Задача: способствовать сотрудничеству родителей и детей в совместной деятельности.

Организация выставок, на которых представлены результаты художественно-эстетической деятельности родителей и детей (рисунки, фотоматериалы, поделки).

Анкетирование

Задача: сбор информации о родительском составе, об удовлетворенности родителей качеством воспитания и обучения; тематические анкеты

Развлечения и праздники

Задача: привлечь внимание родителей к событиям в детском саду, активизировать их участие в жизни детского сада.

Информационные уголки и папки - передвижки

Задача: информировать родителей о воспитании детей в детском саде:

- о программах воспитания и развития детей в детском саде;

- о профилактике заболеваний;

- о правилах безопасности;

Задача: информировать родителей о произошедших за неделю мероприятиях в детском саду, в группе, проведенных занятиях

Дни открытых дверей

Задача: привлечь внимание родителей к воспитанию и обучению в детском саду, активизировать их участие в жизни детского сада.

Принципы реализации проекта:

• значимости (выбранные темы актуальны и принимаемы);

• вариативности форм и методов;

• непрерывности и целостности;

• постоянства обратной связи;

Этапы реализации проекта:

I. Подготовительный этап (август):

II. Основной этап (сентябрь - октябрь):

• различные мероприятия с привлечением родителей

III. Заключительный этап (ноябрь):

• подведение итогов работы над проектом, определение перспектив.

Прогнозируемые результаты:

организация психологически комфортного взаимодействия с семьями воспитанников;

повышение уровня компетентности педагогов и родителей по вопросам взаимодействия и воспитания детей;

увеличение охвата родителей разнообразными формами сотрудничества;

выявление, обобщение, распространение передового педагогического опыта взаимодействия с семьей, передового опыта семейного воспитания;

осознание коллективом и родителями доминирующей роли семейного воспитания и роли дошкольного учреждения как “помощника” семьи в воспитании детей.

Автор: Харченко Марина Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад № 15
Населённый пункт: г Новочеркасск, Ростовской области
Наименование материала: методическую разработку
Тема: Проект "Первые шаги" (Взаимодействие детского сада и семьи в период адаптации ребенка в условиях ДОУ).
Раздел: дошкольное образование

Вид проекта: краткосрочный педагогический проект с детьми раннего возраста и их родителями.

Продолжительность проекта: 4 месяца (август - ноябрь)

Участники проекта: дети раннего возраста, родители воспитанников.

Актуальность проблемы:

Как известно работа с семьей - важная задача образовательной системы. И поэтому необходимо

взаимодействие и преемственность между детским садом и семьей.

Ребенок часто находится между этими двумя институтами воспитания, попадая в мир противоре-

чивых требований, что влияет на его эмоциональное и психическое развитие.

Бесспорно, родители лучше других взрослых знают и любят своего ребенка. Однако у молодых ро -

дителей нет достаточно глубокого представления об обучении ребенка младшего дошкольного воз -

раста, они малокомпетентны в вопросах воспитания, чрезмерно опекают своего ребенка. Многие

родители не знают, как вести себя в период адаптации ребенка к условиям детского сада. Поступ -

ление в детский сад часто вызывает стресс не только у ребенка, но и у родителей, поскольку меня-

ется не только режим дня, привычный с рождения, но и меняется окружающий ребенка мир.

Чтобы избежать осложнений в период адаптации и обеспечить ее оптимальное течение, необходи-

ма четкая, профессионально слаженная и продуманная работа воспитателей и медицинского работ -

ника во взаимодействии с родителями.

Цель проекта:

Совершенствование форм взаимодействия ДОУ и семьи в период адаптации ребенка раннего воз-

раста к детскому саду.

1. Сохранение и укрепление здоровья ребенка раннего возраста.

2. Создание условий, направленных на стимулирование у малыша доверительного отношения к не-

знакомым взрослым в процессе совместной предметно- игровой деятельности.

3.Формирование системы взаимодействия с родителями для повышения их педагогической компе-

Этапы работы:

1 этап. Подготовительный.

Знакомство родителей с заведующим ДОУ и воспитателем группы

В течение двух недель родители дома рассматривают фотографии, вызывая желание у ребенка пой-

ти в детский сад.

2 этап. Основной.

Начинается с посещения дошкольного учреждения родителями с детьми

- Информационная часть. На протяжении всего основного этапа воспитатель взаимодействует с

родителями, повышая их педагогическую компетенцию.

- Практическая часть. Предлагаются совместные игры, упражнения с детьми и родителями.

Цель данной части - формировать у родителей умение вовлекать детей в игру, навыки совместной

ных примеров и методов организации жизни детей дома. В этой части родителям предлагается по -

наблюдать за ребенком в домашних условиях и ставятся задачи:

-сформировать положительное отношение к детскому саду;

- научить ребенка навыкам самообслуживания и санитарно- гигиеническим навыкам.

На этом этапе воспитатель предлагает каждой маме завести дневник «Дневник достижений каж -

телей к активному общению со своим ребенком.

3 этап. Заключительный.

Заключительный этап начинается, когда малыш полностью контактирует с воспитателем.

Организация диагностической, аналитико-прогностической, рефлексивной деятельности.

Ожидаемый результат:

Дети лучше социализируются в детском саду.

Период адаптации проходит в более короткие сроки, эмоциональное состояние малышей ста-

бильное, они коммуникабельны, охотно общаются со взрослыми, степени адаптации легкая и

Ребята обладают более развитой предметной деятельностью, высокой познавательной активно-

Установление партнерских отношений с семьей каждого ребенка.

Выработка наиболее целесообразных методов и единого стиля воспитания детей в ДОУ и се-

Повышение педагогической культуры и когнитивной компетентности у родителей.

Механизм отслеживания результатов:

- продукты совместной деятельности детей и родителей.

10. Мероприятия, направленные на достижение ожидаемого результата:

1 этап. Организационный

Сбор информации о семьях будущих воспитанников в

Изучение затруднений у родителей в вопросах воспита-

ния детей (анкетирование, диагностическое обследова-

условий жизни и воспитания ребенка (по согласию ро-

2 этап. Основной

приятий с родителями и детьми.

Проведение практических встреч.

Наглядные формы работы с родителями, «информаци-

оформление информационных стендов.

Приглашение родителей с детьми на мероприятия, про-

3 этап. Заключительный

Рефлексия проводимых мероприятий. Анкетирование

родителей. Анализ деятельности, планирование рабо-

ты, исходя из потребностей родителей, детей и на осно-

вании результатов проекта.

Модель комфортной адаптации детей раннего дошкольного возраста

(состоит из нескольких этапов):

Прогнозирование адаптации, знакомство с родителями и ребенком. (Определяются навы-

ки, которые помогут ребенку легче адаптироваться, его индивидуальные особенности).

Консультация для родителей (Мотивация родителей на активное сотрудничество).

Установление контакта с ребенком через родителя. Ребенок привыкает к новому помеще-

нию и незнакомым взрослым.

Ребенок с родителем постепенно входит в группу детского сада. Адаптация на этом эта-

пе включает в себя 7 шагов:

приход ребенка вместе с родителями только на прогулку;

приход ребенка вместе с родителями в группу во время свободной игровой деятельности;

ребенок остается без родителей на 1-2 часа во время прогулки, либо во время свободной иг-

ребенок завтракает в присутствии родителей и остается на 2-3 часа (без родителей);

ребенок остается без родителей с завтрака до обеда;

ребенок остается на сон, но сразу после сна его забирают родители;

ребенок остается на целый день.

На данном этапе ребенка постепенно приучают к режимным моментам детского сада. Этот

этап - самый важный, для облегчения адаптации необходимо, чтобы родители и дома поддер-

живали такой же режим, как и в детском саду.

Ребенок включается в непосредственно образовательную деятельность в группе.

Перспективный план реализации проекта по работе с родителями воспитанников

Игра-упражнение "Давайте познакомимся"

Круглый стол "Адаптация. Что это такое? Причины дезадаптации"

Деловая игра "Где эта улица? Где этот дом?"

Заполнение индивидуальной карты развития ребенка.

Наблюдай, думай, размышляй! "Моя семья" (выполняется дома родителями совместно с детьми).

Дома: "Поразмышляем, понаблюдаем, поиграем". Анкета для родителей "Особенности развития

речи вашего ребенка".

Консультация – диалог "Рука развивает мозг".

Пальчиковые игры: "Пальчики здороваются", "Моя семья", "Ежики", "Молоточек", "Мы хлопаем

Дома: "Поразмышляем, понаблюдаем, поиграем".

Педагогическая гостиная "Возрастные особенности детей раннего дошкольного возраста".

Игры "Вороны и воробьи", "Игра с шишками".

Дома: "Поразмышляем, понаблюдаем, поиграем".

Знакомство родителей с базисной программой развития ребенка-дошкольника "От рождения до

школы" по основным разделам (ранний дошкольный возраст).

Игры, направленные на формирование социальной компетентности "Назови по-другому", "Поми-

рились", на формирование интеллектуальной компетентности "На что похожа эта фигура?", "Собе-

Дома: "Поразмышляем, понаблюдаем, поиграем".

Консультация - иллюстрация "Питание детей дошкольного возраста", "Физическое развитие детей

Дома: "Поразмышляем, понаблюдаем, поиграем".

Консультация – презентация "Влияние природы на психоэмоциональное развитие ребенка

Игры "Найди детеныша", имитационные игры, направленные на изображение разных животных.

Читайте также: