4 элементарная школа дж дьюи образование ребенка в проектной деятельности

Обновлено: 02.07.2024

Презентация на тему: " Метод проектов. Джон Дьюи (1859-1952) Американский философ педагог." — Транскрипт:

2 Джон Дьюи ( ) Американский философ педагог.

3 Основные идеи проектной деятельности: - связь обучения с жизнью; - развитие самостоятельности и активности; - умение адаптироваться к действительности; - умение сотрудничать

4 Проект- от латинского projectus – а)выступающий вперед, брошенный вперед б)план, замысел, намерение. (Большой толковый словарь). Проект- индивидуальное или групповое предприятие, тщательно спланированное и предназначенное для достижения определенной цели. (Оксфордский словарь англ.яз.)

7 Структура проекта 1. Выявление и постановка проблемы. 2. Формулировка темы проекта. 3. Постановка цели. 4. Постановка задач. 5. Организация совместной деятельности по решению проблемы. 6. Презентация проекта. 7. Подведение итогов, анализ работы.

8 Учебный проект – это интегративное дидактическое средство обучения, которое позволяет учить: - Проблематизации; - Целеполаганию и планированию содержательной деятельности ученика; - Самоанализу и рефлексии; - Представление результатов своей деятельности и хода работы; - Презентации в различных формах; - Поиску и отбору информации; - Практическому применению знаний в различных ситуациях; - Выбору и использованию подходящей технологии изготовления продукта проектирования; - Проведению исследования.

9 Виды проектов. I. По характеру результата (по Е.С. Полат). Информационные. Исследовательские Творческие Практико - ориентированные Ролево - игровые

10 Исследовательские проекты. Правила оформления научной работы: 1.Титульный лист: а) где выполнена работа; б) название темы; в) автор; г) научный руководитель.

12 II. По форме продуктов проектной деятельности: - видеофильм - учебное пособие - газета - журнал - костюм - сценарий - спектакль - макет- макет - мультимедийная - публикация презентация - выставка Виды проектов.

13 III. По профилю знаний монопроектымежпредметные

14 Характеристика интегрированных естественнонаучных проектов Тип интегрированного естественнонаучно го проекта Характеристика Исследовательский-чётко продуманная структура, цели, актуальность предмета исследования, - социальная значимость для всех участников проекта, - экспериментальные и теоретические методы работы, - математические методы обработки результатов\ -работа подчинена логике научного исследования, - работа имеет структуру, аналогичную научному исследованию Прикладной- чётко обозначенный с самого начала результат деятельности; - ориентация результата исследования на социальные интересы самих участников проекта; - чётко продуманная структура, цели, актуальность предмета исследования, - распределение ролей каждого участника проекта, - чёткая организация координационной работы в плане поэтапных рассуждений; - организация презентации продукта проектирования с обозначением его значимости для определённого социума; - определение плана действий по внедрению проектного продукта в ту область, исследования в которой происходили Информационныйнаправлен на сбор материала, информации об определённом объекте реальной действительности - собираемая информация является социально значимой для группы исследователей или близкого им социума - ознакомление всех участников проекта в полученной каждым участником информацией; -анализ и синтез собранной информации, - подготовка презентации для ознакомления широкой аудитории с результатами обобщения информации

15 Виды проектов. IV. По количеству участников Личные Парные Групповые

16 Виды проектов. V. По продолжительности miniкраткосрочные средней продолжительности долгосрочные

17 Виды проектов. VI. По уровню контактов внутриклассные внутришкольные региональные международные

18 Виды проектов. VII. По характеру координации. - с открытой или явной координацией - со скрытой координацией

19 Типология задач, решаемых при организации проектной деятельности Типологический признакТип проекта Метод, доминирующий в проекте исследовательский творческий ролевой, игровой ознакомительно-ориентировочный (информационный) практико-ориентированный (прикладной) Предметно-содержательный аспект монопроекты (один предмет) межпредметные (интеграция знаний из нескольких предметов) Характер координации проекта непосредственный (жесткий, гибкий) проекта) скрытый (неявный, имитирующий участника проекта) открытый (явная координация, осуществляемая ненавязчиво, с целью координации действий участников Характер контактов внутренний (среди участников одной школы, класса) внешний (среди участников округа, города, региона, страны) международный Количество участников личностный (между двумя партнерами, находящимися в разных классах, школах, регионах, странах) групповой (между группами участников) o парный (между парами участников) Продолжительность проекта краткосрочные (для решения небольшой проблемы или части одной более крупной проблемы, могут быть разработаны на нескольких уроках) средней продолжительности (от недели до месяца) долгосрочные (от месяца до нескольких месяцев)

20 Этапы проведения проекта 1. Погружение в тему. 2. Организация деятельности учащихся. 3. Непосредственная работа над проектом. 4. Предзащита. 5. Презентация проекта. 6. Подведение итогов и анализ.

21 Критерии оценки Осознанность в определении темы, проблемы. Аргументированность предлагаемых решений, выводов. Выполнение принятых этапов проектирования, самостоятельность. Уровень творчества, оригинальность. Качество оформления. Качество доклада: полнота, аргументированность. Объем и глубина знаний по теме, эрудиция. Ответы на вопросы: полнота, аргументированность. Деловые качества: ответственность, доброжелательность, контактность

"Мышление начинается там, где есть проблемная ситуация"- эта формула Дж. Дьюи легла в основу обучения в XX в. "Только творчество, самостоятельное созидание гарантируют и утверждают настоящее знание" — это главный "принцип" Дьюи. Таким образом, мысли и идеи Джона Дьюи не теряют актуальности и сегодня. По его мнению, главная задача школы — приучить детей к сотрудничеству и взаимопомощи, развивать навыки социального поведения, активности, трудовых умений и способностей.

Данный доклад будет полезен тем педагогам, кто работает, используя методы проектов в обучении, кто рационально и плодотворно использует педагогическое наследие своих коллег в учебной деятельности на современном этапе развития образования.

Познавательного чтения.

Введение

1. Джон Дьюи – великий американский педагог жил на рубеже 19-20 веков. Именно в то время в начальной и средней школе львиная доля учебного времени уходила на чтение, письмо, счет и книжную учебу — оторванное от жизни заучивание "основ" естественных и иных наук. Чтобы окончательно не оторваться от жизни, школа должна была как можно скорее реформироваться. Необходимым стало развивать интересы у ребят, их инициативу, активность, самостоятельность, способность к дружному коллективному труду, ясное понимание устройства общества и жизни.

Мысли и идеи Дьюи не теряют актуальности и сегодня. Перед современной школой стоят аналогичного плана задачи, главная из которых – подготовка юного поколения к взрослой жизни.

2. По убеждению Дьюи, школа должна быть зародышем общественной жизни, должна быть проникнута духом искусства, истории и науки, не отделяя обучение культуре от специального образования. Педагог считал, что общество станет более достойным и гармоничным, если школа пропитает члена своей маленькой свободной общины духом служения обществу и снабдит его средствами для творческой самодеятельности.

Школа, по Дьюи, есть социальный центр. Поэтому цель Дьюи — превратить школу в общество в миниатюре, в общество в зародыше.

Самый большой недостаток школы, — считал он, — происходит от невозможности для ребенка свободно и в полной степени использовать опыт, приобретенный им вне школы, в самой школе; и наоборот: он не имеет возможности применять в повседневной жизни то, чему научился в школе.

"Мышление начинается там, где есть проблемная ситуация". Эта формула Дж. Дьюи легла в основу проблемного обучения в XX в. Поскольку схему мышления, по Дьюи, составляет совокупность этапов: проблемная ситуация – анализ данных – выдвижение гипотезы – ее проверка, то и учебный процесс следует этой схеме. Перспективность данного момента очевидна, ведь спустя более, чем 100 лет современная школа использует в своей практике проблемное обучение вкупе с проектной деятельностью.

Основная часть

3.В ходе обучения, считал Дьюи, осуществляется и воспитание: эти процессы нерасторжимы. В обучении–воспитании игра естественно переходит в работу, в труд по мере осознания результатов деятельности. Труд, в котором сохраняется ценность игры есть искусство.

Только творчество, самостоятельное созидание гарантируют и утверждают настоящее знание — это главный "принцип" Дьюи.

Дьюи самобытен. Его концепция нацелена на совершенствование социального устройства посредством воспитания гибкой, творческой, кооперативной и лояльной личности.

4.Детей посылают в школу ради их дисциплинирования, — но школа – единственное место в мире, где труднее всего приобрести дисциплину.

5.Проектная деятельность – одна из наиболее популярных форм организации работы с учащимися. Она находит в последние годы все более широкое распространение в системе образования разных стран мира. Метод проектов – организация обучения, при которой учащиеся приобретают знания в процессе планирования и выполнения практических заданий – проектов. Он возник во второй половине Х1Х века в сельскохозяйственных школах США, где слушатели выполняли проект по определенной теме в ходе которого они получали не только теоретические знания, но и приобретали практические умения и навыки. Подробное освещение метод проектов получил в трудах американских педагогов Дж. Дьюи, У. Х. Килпатрика, Э. Коллинза и других. Джон Дьюи в начале ХХ века использовал метод проектов в прагматической педагогике для организации целесообразной деятельности детей с учетом их личных интересов. Этот метод более четко оформился в США к 1919 году. В 20-е годы советская школа активно внедряла и использовала метод проектов для реализации выдвигаемых задач.

Исходный лозунг основателей системы проектного обучения – “Все из жизни, все для жизни”. Поэтому проектный метод предполагал изначально использование окружающей жизни как лаборатории, в которой и происходит процесс познания.

У нас в стране со второй половины 30-х и до второй половины 80-х гг. отношение к Дьюи было резко отрицательным, во-первых, потому что школа у нас с 30-х гг. отошла от модели образования предшествующего десятилетия, а, во-вторых, из-за критических выступлений Дьюи против Сталина и сталинизма.

Ныне отрицательное отношение к Дьюи и его педагогике преодолено.

6.Дьюи был первым в западной педагогике, кто предлагал сделать школу средством возрождения общества, объединяющегося вокруг школы. Школа Дьюи — "кооперативное общество небольшого масштаба", сколок социальной структуры. Ее главное назначение — дать детям возможность накопить успешный опыт жить в сотрудничестве ("в кооперативной интеграции").

7.Таким образом, главнейшая задача школы — приучить детей к сотрудничеству и взаимопомощи; в развитии у них сознания взаимной зависимости; в содействии детям на практике развивать навыки социального поведения, активности, трудовых умений и способностей.

8.Дьюи против развития отдельных, изолированных способностей и свойств личности. Специальное развитие отдельных (этических, эстетических, физических и пр.) сторон личности он всегда и везде называет гибелью для воспитания.

В интересах целостного развития личности важно позаботиться о воспитании характера. Характер при этом понимается как система работающих сил индивида, как его деятельные проявления, а не намерения.

Трудовое воспитание открывает возможности эстетического воспитания, ибо активная трудовая деятельность превращается при избавлении от практически-экономических задач в "лабораторию искусства". То же — об умственном воспитании.

9.Тут-то и формируется творческое воображение, изобретательность, логическое мышление: из непосредственного "делания" вещей. Сюда пристегивается и дополнительная информированность: географические, экономические, политехнико-производственные, исторические сведения.

Ребенок воспитывается и образовывается, организуя свою жизнь. Если культура — не наружный лоск, не фанера из красного дерева, наклеенная поверх простого, то она будет заключаться в развитии гибкого воображения, в расширении объема знаний и скорости реакции в трудной ситуации; а это возможно, если жизнь человека сопряжена с жизнью природы и общества. Природа и общество должны жить в классной комнате.

10.При выполнении этого условия великими средствами воспитания становятся библиотека, рисование и музыка. Вредная, когда она заменяет опыт, книга превращается в бесценный источник воспитания, когда она истолковывает и расширяет собственный опыт ребят.

Простые житейские ситуации, в которых дети соприкасаются с положениями и фактами действительности будят в них духовный голод, жажду познания. Активное участие в общественной жизни производит общее освобождающее, раскрепощающее влияние на облик учащихся, воспитывает жизнерадостность и чувство уверенности в жизни. Воспитание, которое развивает способности участвовать в жизни общины нравственно. Оно формирует характер, который способен творчески преобразовывать жизнь. Сугубо нравственный характер носит в себе в этом случае интерес к пожизненному, учению, росту, совершенствованию.

11.Содержанием образования выступает непосредственный опыт ребенка, приобретаемый и обогащающийся в ходе исследования "обучающей среды", "педагогических ситуаций". При этом ранее приобретенные знания составляют материал, к которому новые знания "ассимилируются" (надстраиваются, одновременно их перестраивая). Отсюда акцент на приобретаемый опыт, состоящий не из извне предложенного материала, а из взаимодействия природных действий с внешней ситуацией, которые постепенно модифицируют как сами эти действия, так и окружающую среду.

12.Умения и навыки — интегральная составная часть образования, имеющая принципиальное педагогическое значение.

Дж. Дьюи протестовал против утилитарности учебы в школе, считал, что нельзя разделить педагогические ценности на "культурные" и "полезные". Любой естественный учебный предмет должен обладать эстетической ценностью, любая гуманитарная дисциплина — развивать мышление.

Деятельность детей Дьюи сделал центром, вокруг которого “группируются научные занятия, сообщающие сведения о материалах для них и процессах их обработки”.

13.Учитель в школе и воспитательница в детском саду, считал Дьюи, не должны планировать заранее процесс работы с детьми. “Учительница должна учить детей, как пользоваться инструментами, как выполнять известные процессы, но не по какому-нибудь заранее составленному плану, а по мере того, как что-нибудь требуется по работе”. “В учебной передаче инициатива принадлежит учащемуся даже больше, чем при торговле покупателю”,— писал Дьюи.

Дьюи утверждал, что детям не нужны систематические знания как распыляющие их внимание и выдвинул отдельные темы, взятые из жизни, которую дети стремятся воспроизвести в воображаемой форме. Они начинают, считал Дьюи, с изображения в деятельности, игре, рисунках и т. п. того, что сами видят в домашней жизни, затем обнаруживают связи ее с окружающим.

14.Сегодня актуальность применения проектного метода в образовательной области “Технология” неоспорима.

Подготовка высококвалифицированных специалистов, способных обеспечить России процветание и достойное место в мировом сообществе, является первостепенной и весьма актуальной задачей.

Вывести страну на мировые рубежи науки и технологии невозможно без резкого повышения потенциала всех членов общества и особенно – молодежи. Способность молодых к неожиданному взгляду на сложившуюся природу вещей, раскованность, восприимчивость к нестандартным подходам и творческой деятельности – это неиссякаемый источник прогресса общества.

В условиях, когда конкурентоспособность становится непременным требованием рынка труда, творческий подход к делу должен быть поистине массовым, помогая молодым людям занять свое место в жизни.

Решению этой приоритетной задачи должна быть подчинена трудовая подготовка учащихся в школе. Вот почему так важно широкое использование метода проектов в обучении технологии. Надо формировать у школьников критический взгляд на существующие технологии, показывать, как пересматривались те или иные традиционные конструктивные и технологические решения. При этом могут использоваться самые разные направления пытливой мысли молодых – от улучшения организации рабочего места до разработки какого-либо приспособления, позволяющего выполнить работу качественнее, быстрее, экономнее.

15.Образовательная область “Технология” способствует созданию полноценной обучающей и развивающей среды, которая позволяет сформировать у молодого поколения жизненно важные основы технологических знаний и умения, применять их в различных видах практической деятельности с учетом экономической, экологической и предпринимательской целесообразности, социального опыта. Она призвана вооружить учащихся опытом самостоятельной практической деятельности, стремлением к созиданию, самореализации. Она должна обеспечить овладение политехническими и общетрудовыми знаниями и умениями в области технологии, экономики, организации и экологии современного производства. Эта образовательная область сформирует у школьников представления о перспективах его развития, воспитает нравственно-трудовые качества, общественно-ценные мотивы выбора профессии и трудолюбие.

В настоящее время на современном этапе развития экономики в стране учебный предмет “Технология” перешел на качественно новую ступень. Это нашло свое отражение в том, что в программу по технологии введен раздел “Проект”, где систематизировали проектную деятельность учащихся и руководство ею со стороны учителя.

Практическая часть

16.Проектная деятельность на уроках технологии не представляется возможной без использования трудов такого великого и всегда современного педагога как Джон Дьюи. Начиная от типологии проектов и заканчивая структурой проектной работы, мы вольно или невольно обращаемся к трудам Дьюи.

Метод проектов позволяет активно развивать у учащихся основные виды мышления и творческие способности, стремление самому созидать и осознавать себя творцом при работе с “непослушными” инструментами и “неподатливыми” материалами, “умными” конструкциями и “технологическими” системами.

У учащихся должна выработаться и закрепиться привычка к анализу потребительских, экономических, экологических и технологических ситуаций. Они должны у себя сформировать способность оценивать идеи исходя из реальных потребностей, материальных возможностей и умений выбирать наиболее технологичный, экономичный, отвечающий требованиям дизайна способ изготовления объекта проектной деятельности (продукта труда).

Метод проектов – это комплексный обобщающий процесс рационального сочетания репродуктивной и продуктивной деятельности, позволяющий комбинировать и соединять формальные знания с практическим опытом.

Проектная деятельность основана на более гибкой организации процесса обучения учащихся. В результате проектной деятельности полнее обеспечиваются современные требования к развитию личности обучающихся, учитываются их индивидуальные интересы и способности, выполняются и осваиваются ими не только конкретные трудовые действия, но и в системе решаются разнообразные конструкторско-технологические и технические задачи.

Приоритетной педагогической задачей в процессе обучения является не репродуктивное – строго последовательное соблюдение этапов, а вооружение обучающихся целостной культурой организации проектной деятельности, развитие у них способности к генерации идей, их анализу, самостоятельному принятию решения, формированию своего мнения, позиции, взаимодействию и диалогу в процессе решения совместных задач.

17. Логика выполнения проектов основывается на включение обучающихся во все этапы проектной деятельности, коллективную и индивидуальную работу, сотрудничество в группах.

Совместное разрешение внутригрупповых проблем сближает учащихся, придает общественную значимость решаемым проблемам. Через приобретаемый опыт происходит знакомство с производством, маркетингом, предпринимательством, миром профессий, налаживаются и выстраиваются связи теоретических знаний с практическими умениями.

Проектный метод предполагает принципиально новый подход: “Подумай, вообрази, поразмысли над тем, каким путем и какими средствами это можно было бы выполнить”.

Проектная деятельность по сравнению с традиционными методами преподавания трудового обучения имеет свои особенности. Она включает в себя ряд условных этапов.

18. Характеристика этапов проектной деятельности.

Первый этап: поисково-исследовательский (организационный).

1. Краткая формулировка задачи. Поиск и анализ проблемы или темы предложенного проекта (объекта проектной деятельности).

2. Сбор, изучение, исследование и обработка необходимой информации, в том числе с помощью информационных банков, каталогов и других источников, а также проработка оптимальной идеи.

3. Планирование проектной деятельности:

Определение критериев, которым должно соответствовать проектируемое изделие.

Исследование вариантов конструкции объекта труда (модели, изделия) на основе требований дизайна, экономической оценки.

Выбор и проработка наиболее оптимального варианта конструкции и технологии изготовления модели, изделия.

Второй этап: конструкционно-технологический.

В этот этап входят:

Составление конструкторской и технологической документации.

Выполнение запланированных тренировочных упражнений и технологических операций, необходимых для качественного изготовления изделий.

Практическая реализация проекта, подбор необходимых материалов, инструментов, приспособлений и оборудования в соответствии с возможностями и имеющимися ресурсами.

Внесение, при необходимости, изменений в конструкцию и технологию.

Соблюдение технологической дисциплины, культуры труда.

Текущий контроль качества выполнения, изделия, операций.

Третий этап: заключительный – презентационный.

Заключительный этап включает оформление и презентацию работы, ее оценку исполнителем, другими учащимися и учителем. В качестве оценки результата выполнения проекта могут использоваться конструктивные, технологические, экологические, эстетические, экономические и маркетинговые критерии, оригинальность и качество выполнения проекта.

Заключение.

19. Проектная деятельность основана на более гибкой организации процесса обучения учащихся. В результате проектной деятельности полнее обеспечиваются современные требования к развитию личности обучающихся, учитываются их индивидуальные интересы и способности, выполняются и осваиваются ими не только конкретные трудовые действия, но и в системе решаются разнообразные конструкторско-технологические и технические задачи.

Ведущим в обучении технологии является личностно-ориентированный, активно– деятельный, комплексный подход к учащимся, в процессе которого используется широкий спектр проблемных, поисковых, исследовательских методов, дизайн– анализ объектов проектной деятельности, различные специальные упражнения по выполнению трудовых операций, наблюдения за технологическим оборудованием в действии, машинами и орудиями труда, лабораторно-практические работы, сельскохозяйственные опыты.

Метод проектов имеет педагогическую ценность. Он есть учебное средство, дающее учителям педагогический инструментарий, а учащимся – жизненно-практическое умение, полезное независимо от выбранной профессии, специальности и дальнейшей карьеры.

Таким образом, суть проектного обучения состоит в том, что ученик в процессе работы над учебным проектом постигает реальные процессы, объекты и т. д.

Оно предполагает проживание учеником конкретных ситуаций, приобщение его к проникновению вглубь явлений, процессов и конструированию новых объектов.

Дьюи прожил почти сто лет, не прекращая работу до последних дней своей жизни. Плодовитый автор, он оставил после себя сотни публикаций — 40 книг, 800 статей, 100 рецензий и еще много предисловий и послесловий к книгам других педагогов, психологов, философов, политиков, историков, логиков, эстетиков и правоведов. Его труды в области педагогики оказали мощное влияние как на педагогическую мысль США и принципы организации американской школы, так и на теорию и практику образования во всем мире.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проектное обучение является той педагогической технологией, которая в большей степени, чем многие другие отвечает требованиям профильного обучения и предпрофильной подготовки, так как оно побуждает учащихся проявлять способность

к осмыслению своей деятельности с позиций ценностного подхода: социального, личностного, связанного с познавательным интересом, с жизненными и профессиональными планами;

к целеполаганию, ориентированному на значимые результаты;

к самообразованию и самоорганизации;

к синтезированию, интеграции и обобщению информации из разных источников;

видеть проблему, выдвигать гипотезы, демонстрировать интеллектуальные умения;

делать выбор и принимать решения.

Основное целевое назначение проектной технологии в профильном обучении заключается в том, чтобы

познакомить учащихся на предметном и межпредметном материале с социально, научно и практически значимыми проблемами, которые характерны для профильного обучения и профессионального обучения и профессиональной деятельности, и со способами решения этих проблем;

включить учащихся в активную, хотя преимущественно в около исследовательскую и около профессиональную, но вполне реальную деятельность; в проживание реальных событий и чувств, позволяющих ученику осмыслить социальную и личностную значимость этой деятельности и ее результатов, оценить свои склонности и возможности в выполнении деятельности с определенными для того или иного профиля характеристиками;

стимулировать интерес учащихся к самостоятельному решению проблем;

к собственному приобретению знаний из разных областей и источников, которые могут быть использованы в жизни, в будущей профессиональной деятельности, в продолжение образования по выбранному профилю;

к получению реального, имеющего социальный и личностный смысл результату;

к творческой деятельности по конструированию новых объектов.

Но, кроме специфичных профориентационных, проектное обучение преследует и общедидактические цели, такие, например, как

создать условия для развития интеллектуальных способностей:

прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения на основе не только аналитического, логического, но и интуитивного мышления;

мыслить на уровне широких обобщений;

ориентироваться в окружающей действительности;

5) Формировать ключевые умения и компетенции:

проектировочные: определение цели, разработка проектного задания, планирование работы и распределение обязанностей, реализация проекта, оформление результатов, общественная презентация, рефлексия;

познавательные; навыки самостоятельной работы с информацией, самостоятельного конструирования знаний, применения к решению новых познавательных задач.

исследовательские: выявление проблем, сбор информации, построение гипотез, экспериментирование, обобщение;

коммуникативные: передача информации, умение слушать и понимать другого;

социальные: умение сотрудничать в групповом общении и принятии решений, принимать собственные решения и брать за них на себя ответственность, регулировать конфликты;

информационные: владение способами получения информации из разных источников, в том числе телекоммуникационных, обработка информации и хранение.

Обобщенная процедура проектной деятельности

В теории и практике проектирования обычно выделяются следующие этапы разработки проекта.

Исходный этап: разработка проектного задания:

Определение цели проекта и поэтапных задач.

Этап разработки плана работы:

Определение сроков выполнения проекта, составление плана и графика промежуточной отчетности.

Выбор средств и методов выполнения.

Выбор способа оформления результатов и сценария презентации.

Выбор формы работы (индивидуальной, групповой), распределение обязанностей.

Реализация проекта:

Сбор, анализ и обобщение информации из разных источников.

Проведение исследования, выполнение расчетов,

Подготовка наглядно-графического материала (графиков, диаграмм, таблиц, схем, фотографий, видеоматериалов и т.д.).

Оформление материалов для презентации (заключение, статья, доклад, компьютерная презентация, выставка и т.д.)

Контроль и коррекция промежуточных результатов.

Завершение проекта:

Общественная презентация проекта.

Экспертиза проекта в соответствии с заданными критериями.

Рефлексия: обсуждение процесса и итогов работы, групповых и личностных достижений.

Технология проектного обучения в системе уроков

Этапы разработки проекта и их содержания

Методика организации учебного процесса

Исходный: разработка проектного задания

Использование проектного задания возможно на разных этапах изучения предметной темы или элективного курса.

В начале – как способ создания проблемной ситуации;

На этапе применения изученного теоретического материала к решению практических задач;

По завершении темы – с целью углубления и расширения знаний по интересующим аспектам темы и представления творческой работы в портфолио для накопительной рейтинговой оценки.

1.1.Определение проблемы: выявление противоречия и обоснование актуальности, формулирование темы проекта.

Варианты способов предъявления проблемы:

Учитель предлагает зарисовки проблемных жизненных социальных ситуаций, загадочных природных явлений и др. и ставит вопросы, подводящие учащихся к выявлению противоречия и необходимости его разрешения; к формулированию темы проекта.

Если у детей есть определенный опыт, знания по теме, то учитель предлагает учащимся определить, какие, интересующие их лично или социально значимые проблемы поможет разрешить изучение данной темы;

Учитель предлагает перечень проблем, связанных с темой, обосновывает их актуальность и предлагает учащимся выбрать наиболее их интересующую. Формулирует соответствующие темы и подтемы (проектные задания).

1.2. Определение цели проекта и постановка поэтапных задач.

В цели проекта задаются:

педагогические цели: образовательные, развивающие, личностные, профориентационные;

Цель самой проектной деятельности, как ожидаемый результат проекта.

Учитель задает цели и задачи выполнения проекта.

1.3. Формулирование гипотезы о результатах и путях их достижения.

Учитель предлагает высказать учащимся своё предложение о результатах проекта в целом или по выделенным подтемам. Истинность или ложность предположений ни в коем случае учителем не оценивается. Это дети будут делать самостоятельно в процессе исследования или конструирования.

Учитель может сам предложить несколько гипотез: все возможные варианты; те, которые высказывались в науке; существуют в массовом мнении;

Учитель показывает образец формулирования гипотез как высказывание о взаимосвязи, отношении результата и условий.

2. Разработка проекта: планирование работы.

Учитель задаёт план работы над проектом,

организует его обсуждение,

дети составляют план самостоятельно.

2.1. Определение сроков выполнения проекта в целом и его частей и промежуточной отчетности. Сроки и график выполнения проектных заданий и отчетности задает учитель. Указывается, какая часть работы и на каком уроке будет выполняться. Что и к какому сроку выполняется в качестве домашнего задания. Задаются только рубежные сроки – окончание этапов работы. Сроки индивидуальной работы в рамках рубежных сроков планируются самостоятельно.

Критерии могут быть заданы учителем; выбраны в совместном обсуждении с классом; разработаны экспертной комиссией (жюри), выбранной из состава класса или старшеклассников, учителей, родителей.

В качестве критериев могут быть использованы также показатели:

полнота и разносторонность в раскрытии темы; доказательность гипотез.

качество оформления (грамотность изложения, наличие иллюстраций, графиков, актуальность и эстетичность, уровень носителя информации);

самостоятельность выполнения, суждений,

элемент исследования и новизны результата;

уровень презентации (речь, наглядность, ответы на вопросы, уверенность поведения).

степень активности каждого участника команды, степень сотрудничества.

Способы оценивания: в традиционной пятибалльной системе, в рейтинговых баллах, в индивидуальных и суммарных групповых, зачтено – незачтено, содержательное рецензирование.

2.3. Выбор средств и методов выполнения проекта.

задает методы в проектном задании,

организует коллективное или групповое обсуждение, какими методами можно решить каждую из задач проекта, поставленных при разработке проектного задания.

представляет в наглядной форме перечень всевозможных методов, применяемых в проектной деятельности, из которого учащиеся могут выбрать и обсудить в группе их эффективность при решении той или иной задачи.

Учащиеся должны знать, что при проектировании могут использоваться методы:

изучение и анализ литературных источников;

теоретическое моделирование и обобщение;

различного рода опросы: анкетирование, интервью, собеседование; запросы через Интернет;

наблюдение по специальной программе;

опыты и эксперименты;

статистические методы обработки данных.

2.4. Выбор формы работы над проектом и распределение обязанностей.

Учитель предлагает различные варианты работы над проектом.

Общая тема для всего класса разбивается на мелкие подтемы (в соответствии с частными проблемами, задачами, видами деятельности) и распределяется в виде индивидуальных заданий каждому ученику или по выбору желающим;

Класс разбивается на творческие группы (команды). Каждая команда получает (выбирает) задание на выполнение части общего проекта или своего отдельного проекта. Внутри команды все её члены могут сообща выполнять все задания, или распределить обязанности (роли). В этом случае необходимо, чтобы группа определила кроме исполнительских ролей ещё и управленческие: ведущего, эксперта.

2.5. Выбор способов оформления результатов и их презентации

Учитель предлагает учащимся выбрать способ оформления результатов проектной деятельности и способ их презентации, исходя из интересов, желания и возможностей учащихся и школы, а также целесообразности с точки зрения особенностей материала проекта и его значимости.

Возможные способы оформления:

доклад, реферат, сценарий, газета, книга, альбом, служебное письмо, видеофильм, сайт в Интернете модель, макет, картина и др.

Возможные способы презентации:

выступление перед своим или другими классами в специально отведенное время урока;

защита проектов на открытых обобщающих уроках;

выступление с докладами на детских и взрослых конференциях различного уровня;

публикация материалов, рассылка писем, школьные стенды;

предметные вечера, недели и др.

3. Реализация проекта.

Учащиеся в соответствии с групповыми и индивидуальными заданиями, планом и графиком работы осуществляют самостоятельную конструктивную деятельность.

Учитель оказывает стимулирующую поддержку, консультирует деятельность учащихся и групп.

3.1.Сбор, анализ и обобщение информации из разных источников.

Если проект разрабатывается в урочное время, то в классе должна быть составлена подборка необходимой литературы со свободным доступом к ней учащихся.

Литературу отбирает учитель и приносят учащиеся.

Источником информации может быть и сам учитель. Он может ее представить в форме лекционного занятия, изложения материала на части урока или организовать изучение материала по учебнику в соответствии с программой базового или профильного курса.

Учитель дает учащимся рекомендации, как работать с литературными источниками в виде памяток, алгоритмов действий, фронтального обсуждения.

Помогает во время урока разработать анкеты и другие опросники и дает рекомендации по их проведению и обработке данных во внеурочное время.

3.2. Проведение исследования.

Учитель оказывает помощь учащимся в разработке программы исследования, в отборе оборудования и интерпретации результатов. Рекомендации могут выносится на общеклассное обсуждение (если этот этап присутствует в деятельности каждой группы) или групповое.

3.3. Подготовка иллюстративного материала: наглядно-графического, звукового. Учащиеся сами выбирают способы представления наглядно-графического материала. Учитель оказывает помощь в организационном и материальном обеспечении этой работы.

Варианты иллюстративного материала: рисунки, коллажи, плакаты, фотографии, графики и диаграммы, видео и звукозаписи, компьютерные презентации.

3.4. Оформление материала для презентации.

3.5. Контроль и коррекция промежуточных результатов.

На уроке учитель наблюдает за деятельностью учащихся, оказывает им поддержку, консультирует, в ситуациях типичных затруднений организует общее обсуждение. Если проект выполняется во внеурочное время, то промежуточный контроль осуществляется в соответствии с планом и графиком в форме отчетов.

4. Завершение проекта.

Завершенный проект обязательно должен быть представлен и получить общественную оценку (учащихся своего класса, параллельного, школы, учителей, родителей, за пределами школы). Это придаёт смысл деятельности, повышает мотивацию и ответственность.

4.1. Общественная презентация проекта.

Если проект был краткосрочный и выполнялся в урочное время в течение 1-2 уроков на основе сотрудничества в творческих группах, то презентация проводится в следующих вариантах:

Защита проекта представителями от каждой группы на том же уроке (или на 2-ом сдвоенном);

Поочередное выступление докладчиков на уроках по базовым или профильным предметам за счет времени, отведенного на актуализацию ранее усвоенного.

Формы защиты длительных проектов, выполненных самостоятельно в рамках элективных курсов или во внеурочное время в составе творческих групп, более разнообразны (см. 2.5.).

4.2. Экспертиза проекта в соответствии с заданными критериями .

После презентации учитель организует обсуждение результатов проекта по плану:

сопоставление первоначальных целей и результатов;

Ориентировочный план дискуссии:

4.3. Рефлексия.

Учитель предлагает группам дать самооценку качества проекта, его соответствия цели и гипотезе.

процесса работы над проектом оптимальности и продуктивности работы, затруднений и способы преодоления;

качество сотрудничества членов группы: взаимопомощи, и вклада ответственности каждого за общий успех.

личностных достижений: влияния работы над проектом на мотивацию учения, волевые качества, навыки самообразования, коммуникативные способности, кругозор, уверенность в себе и удовлетворенность работой и собственными достижениями.

Учитель, в свою очередь, оценивает удачные и неудачные моменты в своей деятельности по педагогическому руководству проектной деятельностью детей. Совместно с детьми решают, какие усовершенствования в эту работу внести.

Проектная система обучения возникла в США в конце XIX - начале XX в. (пожалуй, сегодня чаще используется её второе название: метод проектов).

Для этого организовывалась практическая деятельность учеников без использования классно-урочных форм обучения. Практическая деятельность осуществлялась в рамках учебных проектов, которые представляли собой комплекс действий: ученики должны были сами ставить цель, планировать и осуществлять работу, связанную с приобретением новых знаний и умений. Учебно-познавательная деятельность строилась именно вокруг проектов, а не вокруг системы учебных занятий или единого учебного плана.

Первоначально тематика проектов определялась только промышленным или бытовым назначением приобретаемых знаний и умений. Впоследствии проекты стали более разнообразными, среди них выделились следующие виды:
- проекты, которые служат изготовлению чего-либо;
- проекты, в которых что-то расходуется либо может быть приобретено;
- проекты, направленные на решение проблем;
- проекты, ориентированные на приобретение знаний.

Система проектного обучения как альтернатива классно-урочной системе не выдержала испытания временем. И причина этого была та же, что и у далтон-плана: снижение роли учителя и отсутствие детально разработанного учебного плана оборачивалось ухудшением результатов обучения и воспитания. Однако сама идея организации учебно-проектной работы для развития познавательной самостоятельности учеников успешно применяется и по сей день. Она реализуется в технологии проектного обучения, интегрированной в классно-урочную систему (например, на одном уроке происходит разработка проектных заданий, на другом – защита проектов, а промежутке между этими уроками ученики разрабатывают проект). Кроме того, проектное обучение применяется в организации внеурочной работы.

Читайте также: