Эдикты магистратов и преторов как источники римского права кратко

Обновлено: 04.07.2024

Под источниками римского частного права понимают истоки этой ветви права, от которых она и берет свое историческое начало. Правоведческие справочники, посвященные римской отрасли права, дают разные определения данной категории:

1. источник, содержащий в себе сведения о правовых нормах и материальных составляющей жизнедеятельности общества;
2. форма образования правовых норм;
3. источник, служащий непосредственно для постижения права.

Чтобы развести различные определения и подходы к содержанию источников права в риме, следует обратить внимание на то, какие способы использовались для образования права, а также с помощью чего оно выражается сейчас.

Основные виды источников римского частного права:

1. обычное право;

2. законы (во времена республиканства - указы народного собрания; в период ранней римской империи - сенатусконсульты, постановления, то есть указания принцепса; в эпоху абсолютизма - издаваемый императором конституционный свод правил);

3. эдикты магистратов;

4. работа правоведов (деятельность юристов)

Обычное право

Обычное право, признаваемое и защищаемое существующей властью, является симбиозом общеизвестных поведенческих норм и традиций. Под определение общего права попадали только санкционированные властью обычаи, которые свойственны для данного государства на протяжении многих лет. Обычное право считается самой старой формой образования правовых норм и отображения римского права. Нормы и обычаи, отличающиеся традиционным характером, формировались продолжительный период времени. Своему становлению и развитию они обязаны деятельности предков, жрецов и магистратов. Именно они заложили основы тех правил поведения и представлений, которые впоследствии стали традиционными. Необходимо оговорить, что не всегда традиция, обычай защищаются нормами права. Выполнять функцию легитимного источника обычаи могут только тогда, когда не мешают требования, изложенные в содержании других форм. Потому не каждый обычай становится правомерным. Он не закреплялся обычным правом, если традиция противоречит закону или опровергает указания закона. Отметим, что правовой обычай в обязательном порядке отражает неразрывную связь этой традиции с общественными нравами. В этом его главная отличительная особенность. Данная черта, присущая классическому праву, подразумевает "молчаливое согласие народа, придерживающегося древних нравов". Поэтому к правовым обычаям зачастую относились религиозные правила и догмы, ведь именно они испокон веку несли в себе традиции и определенные устои.

Законы

В республиканский период законы как источники римского права, или leges (как их называли), обсуждались народным собранием. Прогресс общества поставил их на высшую ступень пьедестала, однако государство издавало законы редко. Главная причина этого в том, что законы тогда были в новинку и не успели войти в обиход, поэтому сохраняли популярность другие своеобразные формы римского правообразования. Это эдикты судебных магистратов, а также труды юристов(юриспруденция). Консервативность как основополагающее свойство римского права скорее преобладало в вышеперечисленных формах, именно поэтому они долго не уходили в прошлое.

Помимо законов XII таблиц, важную роль для гражданского права играют:
• lex Poetelia (Пэтелиев закон), IV в. до н.э., он защищал имевшего задолженности человека: по закону должника нельзя убивать и продавать рабовладельцу;
• lex Aquilia (Аквилиевзакон), примерно III в. до н.э., по нему человек мог быть наказан за причинения вреда чужому имуществу;
• lex Falcidia (Фальцидиев закон), I в. до н.э., ограничивающий завещательные отказы.
В эпоху принципиата народные собрания перестали подходить под современный устройство и, как следствие, потеряли свою значимость. То есть старые принципы окончательно изжили себя. Из-за того, что власть императора нередко прикрывалась републиканскими формами правообразования, существовало мнение, что созданием законов занимались сенаты (сенатусконсульты). В общем виде они представляли собой указы и распоряжения принцепсов - "legis vice". Причина этого в том, что сенат рассматривал все их предложения, которые в вербализованной форме доносили принцепсы.

Императорские приказы, обобщенно называемые конституциями, подразделялись на четыре видовых категории:

1. эдикты - распоряжения общего характера, направленные на общество;
2. рескрипты - указы, затрагивающие узкий круг вопросов, задаваемый императору как хотадайство;
3. мандаты - указания, адресованные чиновникам от императора;
4. декреты - распоряжения делам, которые должен был рассмотреть император.

Эдикты магистратов

Эдикты магистратов относятся к особой своеобразной форме правообразования римского частного права. Понятие "эдикт" образовано от dico, то есть говорю, и потому изначально понималось как вербализованное обращение магистрата по определенному вопросу. С течением времени эдикт видоизменил свое первоначальное значение и теперь понимался как программное объявления, которое писали республиканские магистранты, когда начинали службу. В них магистраты поясняли, какими правилами они будут руководствоваться при выполнении своих прямых обязанностей, когда будут или не будут подавать иски и др. С тех пор эдикт обрел свое ключевое свойство - постоянство. Благодаря этой характеристике эдикт отличают об объявления, выпускаемого один раз по определенному поводу.

Обязанность выполнения эдикта накладывалась только на магистрата, который его издал, и лишь на тот год, когда данный магистрат находится на службе. Претор и прочие магистраты, работавшие над изданием эдиктов, не имели полномочий отменять или менять законы, заниматься изданием новых законопроектов и т.д. То есть их функции и границы деятельности также регламентировались и четко очерчивались.

Деятельность юристов

Сотни лет назад профессии юриста в ее современном понимании не существовало, поэтому обязанности возлагались на жрецов - понтифов, входивших в некую особу касту. Ее участники истолковывали законы и нормативные документы всем остальным непросвещенным. Считалось, что понтифы обладают уникальным знанием, которое может давалось не каждому, поэтому нюансы своей юридической деятельности они не рассказывали. Спустя время юриспруденция вошла в обиход, а с III в. до н.э. начала самостоятельно формироваться, желая стать независимым ответвлением права. Работа юристов тогда представляла собой компетентное комментирование, разъяснение принятого законодательства и преторских эдиктов. Такое комментирование представало пред гражданами в виде "Дигестов", совмещавших в себе цивильное и преторское права, и форму специальных учебников, изучающих римское право, - "институций". Работа юристов, направленная на помощь в применении права, стала независимой формой правообразования.

Работа римских юристов в период республиканства делилась на три главных направления:

1. оказание услуг консультанта: следовало отвечать на запросы заинтересованных лиц, судей или должностных лиц;
2. составительская и оформительская работа с рукописными источниками римского частного права;
3. контроль за действиями сторон - написание судебных формул согласно действующему законодательству.

С течением времени эдикт получил специальное значение программного объявления, какое по установившейся практике делали (уже в письменной форме) республиканские магистры при вступлении в должность.

Формально эдикт был обязателен только для того магистра, которым он был издан, и, следовательно, только на тот год, в течение которого магистрат находился у власти (отсюда принадлежащее Цицерону название эдикта lex annua, закон на год). Однако фактически те пункты эдикта, которые оказывались удачным выражением интересов господствующего класса, повторялись и в эдикте вновь избранного магистрата и приобретали устойчивое значение (часть эдикта данного магистрата, переходившая в эдикты его преемников, называется edictum tralaticium).

Виды магистратских эдиктов:

— эдикты эдилов регулировали в основном вопросы торговли, прав и обязанностей участников гражданских сделок, исковых требований, вытекавших из рыночного оборота;

— провинциальные эдикты заключали в себе: утверждение местных узаконений и правовых обычаев, нововведения собственно начальников провинций — главным образом в административной, и финансовой сфере, заимствования из преторских эдиктов, пригодные для того или другого города или провинции по усмотрению начальника;

— преторские эдикты.

При назначении на должность претор издавал указ, в котором декларировал те правоположения и принципы, которых он будет держаться в течение года (срок преторских полномочий).

Претор не посягал на авторитет цивильного права, а помогал их осуществлению, подкрепляя общественные отношения, урегулированные цивильным правом, также и своими исками.

Виды эдиктов:

1) новые (в них указывались новшества правоприменения и юридической практики) и перенесенные (претор заявлял, что будет придерживаться практики своего предшественника) эдикты;

2) постоянные, где указывались правоположения, обязательные для юридической практики на протяжении всего срока полномочий, и непредвиденные, касавшиеся казусных обстоятельств, либо правоприменения в отношении отдельных личностей. Законом Корнелия 67 г. до н. э. преторам было строго предписано держаться деклараций постоянного эдикта.

Ни претор, ни другие магистраты, издававшие эдикты, не были компетентны отменять или изменять законы, издавать новые законы и т. п. Однако в качестве руководителя судебной деятельности претор мог придать норме цивилизованного права практическое значение или, наоборот, лишить силы то или иное положение цивильного права. Например, претор мог при известных условиях защитить несобственника как собственника, но он не мог несобственника превратить в собственника.

С этого времени правотворческая деятельность претора (и других магистратов) прекратилась.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

4. Конституция РФ как источник аграрного права

4. Конституция РФ как источник аграрного права Конституция РФпринята 1 2 декабря 1993 г., обладает высшей юридической силой – составляет фундамент для формирования и развития аграрного права, регулирует в общей форме в качестве Основного Закона государства и гражданского

2. Конституция РФ как источник аграрного права

2. Конституция РФ как источник аграрного права Конституция РФ обладает огромной юридическая функцией – она составляет фундамент для формирования и развития аграрного права, регулирует в общей форме в качестве Основного Закона государства и гражданского общества

2. Роль римского права в истории права и правовых учениях

2. Роль римского права в истории права и правовых учениях Особое значение римского права объясняется влиянием на развитие человечества. Римское право оказалось основным источником современных кодификаций права. Римское право вводилось как субсидиарное, но по своему

9. Правовой обычай как источник римского права

9. Правовой обычай как источник римского права Обычное право — древнейшая форма образования римского права. Обычное право — совокупность общеобязательных правил поведения, сложившихся в Древнем Риме в результате их неоднократного использования, санкционированных и

10. Закон как источник римского права. Виды законов. Сенатусконсульт

10. Закон как источник римского права. Виды законов. Сенатусконсульт Законы (leges) — главное воплощение римского писаного права.Для признания правового предписания в качестве закона необходимо было, чтобы он исходил от имеющего соответствующие полномочия органа, т. е. так

12. Деятельность юристов как источник римского права

12. Деятельность юристов как источник римского права Формирование юриспруденции как самостоятельного и важного источника права началось примерно в III в. до н. э.В период республики деятельность юристов сводилась к:— консультации граждан, обратившихся за юридической

УК РФ – единственный источник уголовного права России

УК РФ – единственный источник уголовного права России На нормативное содержание уголовного права России оказывали и продолжают оказывать влияние нормы международного права. В соответствии с ратифицированными нашим государством конвенциями в новый Уголовный кодекс

§ 5. Неправо как источник права

§ 5. Неправо как источник права Мы уже видели (§ 1), что по способу своего возникновения источники права представляют нам два резко различных типа. Нормально всякое правообразование совершается с правоубеждением и в то же время с изменением действующего права:

1. Понятие Римского права. Отличие частного права от публичного. Основные системы Римского права

2. Историческое значение римского права. Значение римского права для современной юриспруденции

2. Историческое значение римского права. Значение римского права для современной юриспруденции После падения Западной Римской империи римское право перестали применять даже в Риме, однако оно продолжало использоваться в Восточной Римской империи (Византии). Варварские

2.3. Жилищное законодательство субъектов РФ как источник жилищного права

2.3. Жилищное законодательство субъектов РФ как источник жилищного права Как указывалось выше, жилищное законодательство относится к сфере совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов. Согласно ст. 76 Конституции по предметам совместного ведения Российской

60. Законодательные акты королей как источник права

60. Законодательные акты королей как источник права По мере усиления королевской власти во Франции все более важное место среди других источников права стали занимать законодательные акты королей: установления, ордонансы, эдикты, приказы, декларации и др. Начиная с

§ 60. Преторские права на чужую вещь

§ 60. Преторские права на чужую вещь 1. Из прав пользования чужой вещью претором прежде всего были взяты под свою охрану единственные цивильные права этого рода — сервитуты. Цивильный иск для защиты их — actio confessoria — был дополнен целым рядом преторских средств, которые

14.3 Законы как источник права. Виды законов

14.3 Законы как источник права. Виды законов Закон представляет собой нормативный правовой акт, принятый представительным законодательным органом власти в особом порядке, регулирующий наиболее важные общественные отношения и обладающий высшей юридической силой.Закон


Оглавление

  • 1. понятие римского частного права
  • 2. Система римского частного права
  • 3. Понятие и виды источников права. Обычай и закон. Постановления императоров
  • 4. Право цивильное и право преторское. Эдикты магистратов
  • 5. Правовое значение времени
  • 6. Понятие и границы осуществления права

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Римское право. Ответы на экзаменационные билеты предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

4. Право цивильное и право преторское. Эдикты магистратов

Цивильное право (ius civile) — система римского права, определяющая строго национальный характер права римских граждан, права города-государства.

Цивильное и преторское право постоянно взаимодействовали друг с другом, некоторые правила цивильного права воспроизводились в эдикте, а достижения преторского права переходили в область цивильного права. Императорские конституции и рескрипты иногда заимствовали из эдикта для развития цивильного права. Такое взаимодействие сказывалось на различных институтах права. В некоторых областях на почве преторского эдикта сложились целые новые институты, в других преобразовывалось содержание институтов цивильного права. Например, рядом с квиритской собственностью возникла бонитарная, наряду с цивильным наследником появился преторский владелец наследства. Формальное противоположение цивильного и преторского права в силу римского консерватизма сохранялось до Юстиниана. Но еще с эпохи классических юристов появилась тенденция к слиянию этих двух систем в один юридический порядок.

Эдикты магистратов — это один из источников римского права. При вступлении в должность магистрат издавал эдикт, в котором объявлял программу своей деятельности, обязательную для него на время его службы. Большое значение играли эдикты преторов, которые содержали указания, при каких обстоятельствах будет даваться судебная защита. Эдикты преторов стали источником образования системы преторского права. Это связано с тем, что в период с III в. до н. э. в Риме активно развиваются общественные отношения. Поэтому существующее в данное время право во многом отставало от времени, и тогда особую ценность приобретал и эдикты, именно они заполняли все пробелы в праве. Праву придавался прогрессивный характер, хотя формально существовали устаревшие нормы, но ни претор, ни другие магистраты не могли отменить или изменить закон. Процесс изменения устаревшего права развивался постепенно. И в результате эдикт претора стал включать такие пункты, которые были направлены на изменение закона.

В эпоху принципата за преторами по-прежнему сохранялось право издавать эдикты, эдикт ставился наравне с цивильным правом. Но независимое положение преторов и самостоятельное осуществление ими власти больше не согласовывалось с новыми формами государственного устройства. Преторы не могли вступать в конфликт с императорской властью. Подчиненные сенату преторы потеряли всякую инициативу. Под сильным влиянием императоров сенат предписывал преторам проводить свои постановления, в результате преторы послушно предоставляли специальные иски. Нововведений было мало, новое добавлялось только по предложениям сената или особо влиятельных юристов. Усиление императорской юрисдикции было направлено на содействие преторскому формулярному процессу, который номинально остался неприкосновенным.

Эдикты магистратов. Римские судебные магистраты обладали правом издавать постановле ния для римских граждан и других жителей Римского государства.

— постоянный эдикт издавался новым магистратом и объявлял о том, какие правила будут лежать в основе его деятельности, в каких случаях будут даваться иски, в каких — нет (своеобразный план работы на определенный период);

— разовый эдикт издавался по поводу решения какого-либо конкретного дела и по другим незапланированным поводам.

В дальнейшем эдикты стали приниматься в письменной форме. Они действовали только в период управления издавшего их магистрата, и следующий магистрат мог отменить или продлить их. В начале II в. н. э. эдикты были объявлены вечными и неизменными.

Римский юрист Гай писал, что эдикты принимались:

1) преторами. Преторы были как городскими, ведавшими гражданской юрисдикцией в отношениях между римскими гражданами, так и перегринскими, ведавшими гражданской юрисдикцией по спорам между перегринами, а также между римскими гражданами и перегринами;

2) правителями провинций;

3) курульными эдилами, ведавшими гражданской юрисдикцией по торговым делам (в провинциях — соответственно квесторами).

Начиная с III в. до н. э. в связи с усложнением общественных отношений (развитие торговых отношений с другими странами, развитие сельского хозяйства) нормы ius civile устарели и перестали удовлетворять запросам жизни. Преторские эдикты помогали цивильному праву в удовлетворении новых потребностей общества, так как преторы выпускали постановления не в общем, а по конкретным искам. Претор руководил гражданским процессом и мог выбирать для защиты только те иски, которые не были предусмотрены цивильным правом.

Он мог проработать норму цивильного права на практике и лишить силы то или иное положение данной нормы. Например, мог защитить несобственника имущества как собственника, но не мог изменить статус несобственника и превратить его в соб ственника. Претор не мог дать право наследования. Таким образом, претор мог давать защиту только новым формам правоотношений, что еще раз подчеркивает незыблемость исконного права (ius civile).

По словам римских юристов, преторское право постепенно развивалось и стало действовать по нескольким направлениям, откликаясь на новые запросы жизни и удовлетворяя их:

— претор помогал применению гражданского права (iuris civilis adiuvandi gratia);

— заполнял пробелы гражданского права с помощью своих эдиктов (iuris civilis supplendi gratia);

— изменял и исправлял нормы гражданского права (iuris civilis corrigendi gratia). Претор не мог отменить действие цивильного права, мог только дополнить его.

В процессе взаимодействия эти два вида права все теснее сближались между собой и начиная с классического периода стали сливаться в единую систему права.

Таким образом, различие цивильного и преторского права просуществовало вплоть до Юстиниана (VI в. н. э. ).

Читайте также: