33 к какому течению западной социально философской мысли можно отнести франкфуртскую школу

Обновлено: 04.07.2024

Для фрункфуртцев характерна психологизация социальных отношений. Они изучают отчуждение личности, угнетение, ее агрессивность. Считают, что авторитаризм является естественным проявлением западной цивилизации. Рассмотрим подробнее социологические идеи франкфуртской школы.1

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………. 3
Глава 1. Франкфуртская школа: краткий обзор ………………………. 5
Глава 2. Неомарксизм Франкфуртской школы. 7
Глава 3.Главные представители франкфуртской школы……….……. ..8
3.1.Хоркхаймер Макс ..…………………………………………………. 8
3.2.Адорно Теодор ………………………………………………………..9
3.3.Маркузе Герберт……………………………………………………..11
3.4. Эрих Фромм……………………………………………………. 12
3.5.Хабермас Юрген……………………………………………………..13
Глава 4. Источники идей франкфуртской школы…. ……….14
Заключение ……………………………………………………………….19
Список используемой литературы …………………….………………..

Файлы: 1 файл

Философия Франкфуртской школы.doc

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Кафедра политологии и политического управления

Философия Франкфуртской школы

Студентка: Цион В. В., 1 курс, ЗРД-1

Преподаватель : Слинько Е. А.

Глава 1. Франкфуртская школа: краткий обзор ……………………… . 5

Глава 2. Неомарксизм Франкфуртской школы. . 7

Глава 3.Главные представители франкфуртской школы……….……. ..8

Глава 4. Источники идей франкфуртской школы…. ……….14

Список используемой литературы …………………….………………..20

Введение

Работы философов этой школы написаны подчас достаточно сложным языком, насыщены множеством специальных философских и социологических терминов и предполагают прекрасное знание всей истории мировой, прежде всего западной философской мысли.

Теоретики этого течения: философы и социологи Теодор Адорно, Макс Хоркхаймер, Герберт Маркузе, Вальтер Беньямин, Юрген Хабермас, Альфред Шмидт, Оскар Негт, психоаналитики Эрих Фромм и Вильгельм Райх, экономист Фридрих Поллок, знаменитая исследовательница тоталитаризма Ханна Арендт и многие другие. Очевидно, что круг вопросов, которыми занимались представители школы, чрезвычайно широк, да и позиции их по этим вопросам были далеко не одинаковыми.

Итак, франкфуртская школа получила свое название в честь Института социальных исследований, существовавшем в 30-х годах ХХ в. в немецком городе Франкфурт-на-Майне. С приходом Гитлера к власти этот институт был распущен, а его члены разъехались по миру. Главными особенностями этой школы были неомарксизм, т.е. франкфуртцы стремились применить теорию Маркса к современным условиям, и леворадикализм, т. е. борьба с капитализмом, новыми средствами и в новых условиях логическими представлениями.

Для фрункфуртцев характерна психологизация социальных отношений. Они изучают отчуждение личности, угнетение, ее агрессивность. Считают, что авторитаризм является естественным проявлением западной цивилизации. Рассмотрим подробнее социологические идеи франкфуртской школы. 1

1. Франкфуртская школа: краткий обзор

Наиболее известны из них три теоретика, с именами которых прежде всего и связывается Франкфуртская школа - Хоркхаймер, Адорно, Маркузе и Фромм.

2. Неомарксизм Франкфуртской школы.

Франкфуртская школа занимает в истории социологической мысли видное место. Нередко концепции представителей Франкфуртской школы причисляют к социальной философии. Такой подход выходит за рамки социологии: представители этого направления тяготеют скорее к междисциплинарным исследованиям. Тем не менее трудно представить себе историю социологии без работ классиков Франкфуртской школы. Они внесли огромный вклад в развитие этой науки, подвергнув глубокой критике традиционную социологическую теорию. Специфичен язык, которым написаны работы франкфуртцев. Продолжая традиции К. Маркса, они используют яркие выражения, не характерные для академических работ.

Франкфуртская школа всегда оставалась независимой от каких бы то ни было политических партий.

3. Главные представители франкфуртской школы.


Представители данной школы считали, что буржуазное классовое общество превратилось в монолитную бесклассовую тоталитарную Систему, в которой революционная роль преобразования общества переходит маргинальным интеллигентам и аутсайдерам. Современное общество технократично и существует за счёт распространения ложного сознания посредством средств массовой информации, а также популярной культуры, и навязываемым культом потребления. Тоталитаризм — это практика стирания грани между приватным и публичным существованием. Франкфуртская школа существенно повлияла на различные варианты идеологии левого радикализма.

Содержание

История

Вокруг Франкфуртской школы группировались оппозиционно настроенные марксистские мыслители, резко критически относившиеся к капитализму, но считавшие, что идеологи ортодоксальных левых партий выхолостили и вульгаризировали широту диалектического анализа. В условиях усиления нацистской партии Франкфуртская школа успела спасти архив Маркса и Энгельса, переслав его в Советский Союз. После прихода к власти нацистов в 1933 году представители Франкфуртской школы были вынуждены эмигрировать в США, куда и был перенесён Институт.

Идейные источники

Основная тенденция — смешение философских понятий с политэкономическими и социологическими, в результате чего первые утрачивают свою самостоятельность и превращаются в отражение вторых. Основными идейными источниками философии Франкфуртской школы были марксизм, фрейдизм и гегельянство:

  • У Маркса взяты категорияотчуждения, классовая борьба (где пролетариат больше не активная сила). Все противоречия капиталистического сводилось к категории отчуждения. Отчуждение ведет не только к классовому антагонизму, но его содержанием является субстанциональное содержание предметного мира, его предметно-вещественный характер. История капиталистического общества понималась как фатально необходимый процесс прогрессирующего сумасшествия разума. Идея конца истории.
  • У Фрейда взята идея человека: структура личности и бессознательное. Через фрейдизм — исходя из принципа удовольствия — удовлетворяются все инстинкты, что приводит к контролю над личностью. В борьбе с природой и социальной средой человек подавляет инстинкты, руководствуясь принципом реальности, изменяет их. То есть принцип удовольствия подчиняется принципу реальности, что подчиняет человека обществу.
  • У Гегеля взята диалектика. Ей заменяется диалектический материализм. Взят закон отрицания отрицания, подмененный абсолютным отрицанием (негативная диалектика, как назвал ее Адорно).
  • У Лукача взята идея того, что любая идеология есть ложное сознание и должна быть уничтожена + идея овеществления (о возрастании формальной рациональности).
  • У Вебера взято понятие рациональности, в духе которого интерпретируется категория отчуждения, к которой сводились противоречия капиталистического общества.
  • У Канта почерпнуты идеи критики традиционного мышления.

Методологические принципы

  1. Отрицание позитивизма с его размежеванием ценностей и фактов (в Дюркгеймовском смысле).
  2. Непоколебимая приверженность к гуманизму, освобождение человека от всех форм эксплуатации.
  3. Акцент на значимость человеческого начала в социальных отношениях.

Основная тематика

Происходящая в современном обществе эрозия идеалов Просвещения дегуманизирующей технологической рациональностью.

В Франкфуртская школа (Немецкий: Frankfurter Schule) была школой социальной теории и критической философии, связанной с Институт социальных исследований, в Университет Гете во Франкфурте. Основана в Веймарская республика (1918–33), во время Европейского межвоенный период (1918–39) Франкфуртская школа включала интеллектуалов, ученых и политических диссидентов, недовольных современными социально-экономическими системами (капиталистическими, фашистскими, коммунистическими) 1930-х годов. Франкфуртские теоретики предположили, что социальная теория был недостаточным для объяснения бурного политическая фракционность и реакционный политика, происходящая в либеральных капиталистических обществах 20-го века. Критично капитализм и из Марксизм-ленинизм философски негибкие системы социальной организации, школы критическая теория исследования показали альтернативные пути к реализации социальное развитие общества и нации. [1]

Перспектива критического исследования Франкфуртской школы (открытого и самокритичного) основана на Фрейдист, Марксист и Гегельянский помещения идеалистическая философия. [2] Чтобы восполнить пробелы 19 века классический марксизм, который не затрагивал социальные проблемы ХХ века, они применяли методы антипозитивист социология психоанализ, и из экзистенциализм. [3] Социологические работы Школы основаны на синтезе тематических работ Иммануил Кант, Георг Вильгельм Фридрих Гегель, и Карл Маркс, из Зигмунд Фрейд и Макс Вебер, и из Георг Зиммель и Георг Лукач. [4] [5]

Как и Карл Маркс, Франкфуртская школа заботилась об условиях (политических, экономических, социальных), которые позволяют социальные перемены реализуется посредством рациональных социальных институтов. [6] Их акцент на критический компонент социальной теории, происходящей из их попыток преодолеть идеологические ограничения позитивизм, материализм, и детерминизм вернувшись в критическая философия Канта и его преемников в Немецкий идеализм - в основном философия Гегеля, который подчеркнул диалектика и противоречие как интеллектуальную собственность, присущую человеческому восприятию материальная реальность.

С 1960-х годов критическая теория Института социальных исследований руководствуется Юрген Хабермасработает в коммуникативная рациональность, лингвистический интерсубъективность, и "философский дискурс современность." [7] Критические теоретики Раймонд Гёсс и Николас Компридис выступили против предположений Хабермаса, утверждая, что он подорвал изначальные цели критических теоретических проблем, связанные с социальными изменениями, например, что должно причина иметь в виду; анализ условий, необходимых для реализации социальных эмансипация; и критика современного капитализма. [8]

Содержание

История

Институт социальных исследований


Термин Франкфуртская школа неформально описывает работы ученых и интеллектуалов, которые были Институтом социальных исследований (Institut für Sozialforschung), вспомогательная организация в Университет Гете во Франкфурте, основанная в 1923 г. Карл Грюнберг, марксистский профессор права в Венский университет. [9] Это был первый исследовательский центр марксизма в немецком университете, который финансировался за счет щедрости богатого студента. Феликс Вайль (1898–1975). [3]

Вейля докторская диссертация решал практические проблемы внедрения социализм. В 1922 году он организовал Первую марксистскую рабочую неделю (Erste Marxistische Arbeitswoche) в попытке синтезировать различные тенденции марксизм в последовательную практическую философию; первый симпозиум включал Дьёрдь Лукач и Карл Корш, Карл Август Виттфогель и Фридрих Поллок. Успех Первой марксистской рабочей недели побудил формальное учреждение постоянного института социальных исследований, и Вайль провел переговоры с Министерством образования о назначении профессора университета директором Института социальных исследований, тем самым формально гарантируя, что Франкфуртская школа будет быть университетским учреждением. [10]

Корш и Лукач участвовали в Arbeitswoche, который включал изучение Марксизм и философия (1923), Карл Корш, но их членство в коммунистической партии препятствовало их активному участию в Институте социальных исследований (Франкфуртская школа); Тем не менее, Корш участвовал в издательском предприятии Школы. Более того, политкорректность, которой коммунисты вынудили Лукача отказаться от его книги История и классовое сознание (1923) указали, что политическая, идеологическая и интеллектуальная независимость от коммунистической партии была необходимым условием работы для осуществления производства знания. [10]

Философская традиция Франкфуртской школы - междисциплинарная интеграция социальных наук - связана с философом Макс Хоркхаймер, который стал директором в 1930 году, и нанимал интеллектуалов, таких как Теодор В. Адорно (философ, социолог, музыковед), Эрих Фромм (психоаналитик) и Герберт Маркузе (философ). [3]

Европейский межвоенный период (1918–39)

в Веймарская республика (1918–33), постоянные политические потрясения в межвоенные годы (1918–39) сильно повлияли на развитие критическая теория философия Франкфуртской школы. На ученых особенно повлияли неудачи коммунистов. Немецкая революция 1918–1919 гг. (что предсказывал Маркс) и подъемом нацизм (1933–45), немецкая форма фашизм. Чтобы объяснить такое реакционный политики, франкфуртские ученые применили критический выбор марксистской философии для интерпретации, освещения и объяснения истоков и причин реакционной социально-экономической теории в Европе 20-го века (тип политическая экономика неизвестный Марксу в XIX веке). Дальнейшее интеллектуальное развитие школы связано с публикацией в 1930-х гг. Экономические и философские рукописи 1844 г. (1932) и Немецкая идеология (1932), в котором Карл Маркс продемонстрировал логическую преемственность с Гегельянство как основа Марксистская философия.

Теоретики

Как термин Франкфуртская школа обычно включает в себя интеллектуалов Макс Хоркхаймер, Теодор Адорно, Герберт Маркузе, Лео Левенталь и Фридрих Поллок. [6] Первоначально входивший в ближайшее окружение FS, Юрген Хабермас был первым, кто отклонился от исследовательской программы Хоркхаймера.

Партнеры Франкфуртской школы:

Критические теоретики Франкфуртской школы:

Критическая теория

Работы Франкфуртской школы понимаются в контексте интеллектуальных и практических целей критическая теория. В Традиционная и критическая теория (1937), Макс Хоркхаймер определила критическую теорию как социальную критику, призванную произвести социологические изменения и реализовать интеллектуальную эмансипацию посредством просвещения, которое не является догматическим в своих предположениях. [14] [15] Критическая теория анализирует истинное значение правящие договоренности (в доминирующая идеология) генерируется в буржуазном обществе, чтобы показать, что доминирующая идеология искажает как человеческие отношения происходят в реальный мир и как капитализм оправдывает и узаконивает господство людей.

На практике культурная гегемония, доминирующая идеология - это рассказ правящего класса, который объясняет, что происходящее в обществе норма. Тем не менее, история, рассказанная через правящие договоренности скрывает столько же, сколько и раскрывает об обществе. Задачей Франкфуртской школы был социологический анализ и интерпретация тех областей социальных отношений, которые Маркс не обсуждал в XIX веке, особенно основание и надстройка аспекты капиталистического общества. [16]

Хоркхаймер противопоставил критическую теорию традиционная теория, при этом слово теория применяется в позитивистском смысле сциентизм, в смысле чисто наблюдательного режима, который находит и устанавливает научный закон (обобщения) о реальном мире. Социальные науки отличаются от естественных наук, потому что их научные обобщения не могут быть легко выведены из опыта. Понимание исследователем социального опыта всегда фильтруется предубеждениями в сознании исследователя. Исследователь не понимает, что он или она действует в историческом и идеологическом контексте. Результаты проверяемой теории будут соответствовать идеям исследователя, а не фактам собственно опыта; в Традиционная и критическая теория (1937) Хоркхаймер сказал:

Факты, которые представляют нам наши органы чувств, социально реализуются двумя способами: через исторический характер воспринимаемого объекта и через исторический характер воспринимающего органа. Оба они не просто естественны; они формируются в результате человеческой деятельности, и тем не менее индивид воспринимает себя как восприимчивый и пассивный в акте восприятия. [17]

По мнению Хоркхаймера, методы исследования, применимые к социальным наукам, не могут имитировать научный метод применимо к естественные науки. В этом ключе теоретические подходы позитивизм и прагматизм, из неокантианство и феноменология не смогли преодолеть идеологические ограничения, которые ограничивали их применение в социальных науках, из-за присущих им логико-математических предрассудков, которые отделяют теорию от реальной жизни, то есть такие методы исследования ищут логику, которая всегда верна, независимо от и без учета продолжения деятельность человека в изучаемой области. Что подходящим ответом на такую ​​дилемму было развитие критической теории марксизма. [18]

Диалектический метод

Франкфуртская школа переформулировала диалектику в конкретный метод исследования, заимствованный из гегелевской философии, согласно которому идея перейдет в свое собственное отрицание в результате конфликта между внутренне противоречивыми аспектами идеи. [20] В противоположность предыдущим способам рассуждения, которые рассматривали вещи в абстракции, каждый сам по себе и как бы наделенный фиксированными свойствами, гегелевская диалектика рассматривает идеи в соответствии с их движением и изменением во времени, в соответствии с их взаимосвязями и взаимодействиями. [20]

С точки зрения Гегеля, история человечества протекает и развивается диалектическим образом: настоящее воплощает рациональное Aufheben (снятие), синтез прошлых противоречий. Это понятный процесс человеческой деятельности, Weltgeist, какой Идея прогресса к конкретному человеческому состоянию - реализации человеческой свободы через рациональность. [21] Тем не менее Проблема будущих контингентов (размышления о будущем) Гегеля не интересовали, [22] [23] для кого философия не может быть предписывающий и нормативный, потому что философия понимает только задним числом. Изучение истории ограничивается описанием прошлых и настоящих человеческих реалий. [21] Для Гегеля и его последователей ( Правые гегельянцы) диалектика неизбежно ведет к утверждению статус-кво - как таковая диалектическая философия оправдывает основы Христианское богословие и из Прусское государство.

Эпистемологические аспекты Франкфуртской школы связаны с присутствием Карла Поппера на сцене философской и научной мысли 20 века. Реакция Поппера на философию указывает на связь между критической теорией и кризисом научной мысли перед лицом фальсификационизма. Границы социальных дисциплин также участвуют в пересмотре дебатов о критическом знании и диалектическом разуме. Завещание таких авторов, как Адорно, Ганс Альберт и Юрген Хабермас, также является текстом дискуссии, кульминацией которой стало утверждение второго метода (эпистемологические аспекты Франкфуртской школы связаны с присутствием Карла Поппера на сцене философской мысли). и научная мысль 20 века. Ответ Поппера на философию указывает на связь между критической теорией и кризисом научной мысли перед лицом фальсификационизма. Границы социальных дисциплин также участвуют в пересмотре дебатов о критическом знании и диалектическом разуме Наследие таких авторов, как Адорно, Ганс Альберт и Юрген Хабермас, также является текстом дискуссии, кульминацией которой стало утверждение второго метода (см. Guglielmo Rinzivillo, Passato e presente nello sviluppo della teoria crisica della società su "Sociologia. Rivista Quadrimestrale di Scienze Storiche e Sociali", Anno LIV, No. 1, 2020, pp. 77-98; idem Second Part su "Sociologia. Rivista Quadrimestrale di Scienze Storiche e Sociali", Anno LIV, No. 2, 2020, pp.89-108).

Критика западной цивилизации

Диалектика Просвещения и Минимальная мораль

Второй этап критической теории Франкфуртской школы сосредоточен в основном на двух работах: Адорно и Хоркхаймерс Диалектика Просвещения (1944) и Адорно Минимальная мораль (1951). Оба произведения авторы написали во время эмиграции Института в Америке. Сохранив большую часть марксистского анализа, эти работы критически перенесли акцент с критики капитализма на критику Западная цивилизация, как показано на Диалектика Просвещения, который использует Одиссея как парадигма для их анализа буржуазный сознание. В этих работах Хоркхаймер и Адорно представляют многие темы, которые стали доминировать. общественная мысль. Их экспозиция господство над природой как центральная характеристика инструментальная рациональность в западной цивилизации было сделано задолго до экология и защита окружающей среды стали популярными проблемами.

Поскольку подавляющая объективность исторического движения в его нынешней фазе заключается до сих пор только в растворении субъекта, не порождая при этом нового, индивидуальный опыт неизбежно опирается на старый субъект, ныне исторически осужденный, который все еще остается актуальным. - сам по себе, но уже не сам по себе. Субъект по-прежнему уверен в своей автономии, но ничтожность, продемонстрированная субъектам концентрационным лагерем, уже берет верх над самой формой субъективности. [29]

Философия музыки

Адорно, профессиональный пианист, писал Философия современной музыки (1949), в котором он полемизировал против популярная музыка―Поскольку он стал частью культурной индустрии развитое капиталистическое общество [ страница нужна ] и ложное сознание что способствует социальному господству. Он утверждал, что радикальное искусство и музыка могут сохранить истину, уловив реальность человеческих страданий. Следовательно:

Радикальная музыка воспринимает непреодолимое страдание человека [. ]. Сейсмографическая регистрация травматического шока становится в то же время техническим структурным законом музыки. Запрещает преемственность и развитие. Музыкальный язык поляризован по своим крайностям; к жестам шока, напоминающим телесные судороги, с одной стороны, а с другой - к кристаллическому застою человека, которого тревога заставляет застыть в своих следах [. ] Современная музыка видит своей целью абсолютное забвение. Это сохранившееся послание об отчаянии потерпевшего кораблекрушение. [35]

Этот взгляд на современное искусство как создание истины только через отрицание традиционной эстетической формы и традиционных норм красоты, потому что они стали идеологическими, характерно для Адорно и Франкфуртской школы в целом. Его критиковали те, кто не разделяет его концепцию современного общества как ложную тотальность, которая воспроизводит устаревшие традиционные концепции и образы красоты и гармонии.

Критика

В течение 1980-х антиавторитарные социалисты в Соединенном Королевстве и Новой Зеландии критиковали жесткий и детерминистский взгляд на массовую культуру, развернутый в рамках теорий капиталистической культуры Франкфуртской школы, что исключает какую-либо префигуративную роль социальной критики в такой работе. Они утверждали, что Комиксы ЕС часто содержал такую ​​культурную критику. [42] [43] Критика Франкфуртской школы со стороны Американский либертарианец Институт Катона сосредоточился на утверждении, что культура стала более сложной и разнообразной в результате свободных рынков и доступности нишевого культурного текста для нишевой аудитории. [44] [45]

Социально-критическое направление (марксизм и неомарксизм) подчеркивает практически-преобразующую роль философии.

Марксистская философия XX века. В западноевропейском марксизме в XX в. оформилось социал-демократическое движение, считавшее возможным его критически толковать и развивать. В большевистском крыле (в СССР) победила тенденция догматизации и идеологизации марксизма: установление жестких границ теоретического поиска, противопоставление истин марксизма всему остальному.

С 20-х гг. XX века на Западе возникла и получила раз­витие альтернативная версия марксистской мысли — неомарксизм, выступавший одновременно и против капитализма, и против советской модели социализма. Внутри самого западного марксизма сложились два главных течения, существенно разошедшихся между собой. Первое ориентировалось на человека как субъекта и объекта, второе - на общество и конкретно-научное исследование его структуры и развития. Первое, гуманистическое течение, сделав центром обсуждения человеческую проблематику и используя такие философские категории, как сущность и существование человека, практика, отчуждение и снятие отчуждения и другие, развернуло критику современного общества как враждебного человеку, негуманного, бесперспективного. При этом одни философы, отталкиваясь от марксизма, выдвинули собственные своеобразные концепции - таковы представители Франкфуртской школы; другие попытались синтезировать определенные положения марксизма с идеями немарксистских течений - фрейдомарксизм Э. Фромма, экзистенциалистский марксизм, и др.

Выход из данного положения, Маркузе видит в полной сексуальной свободе и раскрепо­щенности, в сексуальной революции.




4. Структуралистское направление в современной философии. Постструктурализм. Феномен постмодернизма в культуре и философии ХХ – ХХI вв.

Среди многих феноменов человеческого бытия постклассическая философия особым образом выделяет язык. Интерес к нему можно проследить во многих философских течениях, однако центральной проблемой он становится в философии структурализма и постмодерна (последняя является синтезом идей постструктурализма и деконструктивизма).

Заслуга постструктурализма заключается в том, что он не уходит от анализа проблем подобного рода, как недостой­ных внимания профессионального философа, обратил внимание на значимость тех явлений, которые оставались долгое время вне сферы философского анализа. Все явления, внутри которых живет человек, обретают культурный смысл и значение. Эта установка, отвергая классические тради­ции, поворачивается лицом к субъекту, к его переживаниям и проблемам.

Социально-критическое направление (марксизм и неомарксизм) подчеркивает практически-преобразующую роль философии.

Марксистская философия XX века. В западноевропейском марксизме в XX в. оформилось социал-демократическое движение, считавшее возможным его критически толковать и развивать. В большевистском крыле (в СССР) победила тенденция догматизации и идеологизации марксизма: установление жестких границ теоретического поиска, противопоставление истин марксизма всему остальному.

С 20-х гг. XX века на Западе возникла и получила раз­витие альтернативная версия марксистской мысли — неомарксизм, выступавший одновременно и против капитализма, и против советской модели социализма. Внутри самого западного марксизма сложились два главных течения, существенно разошедшихся между собой. Первое ориентировалось на человека как субъекта и объекта, второе - на общество и конкретно-научное исследование его структуры и развития. Первое, гуманистическое течение, сделав центром обсуждения человеческую проблематику и используя такие философские категории, как сущность и существование человека, практика, отчуждение и снятие отчуждения и другие, развернуло критику современного общества как враждебного человеку, негуманного, бесперспективного. При этом одни философы, отталкиваясь от марксизма, выдвинули собственные своеобразные концепции - таковы представители Франкфуртской школы; другие попытались синтезировать определенные положения марксизма с идеями немарксистских течений - фрейдомарксизм Э. Фромма, экзистенциалистский марксизм, и др.

Выход из данного положения, Маркузе видит в полной сексуальной свободе и раскрепо­щенности, в сексуальной революции.

4. Структуралистское направление в современной философии. Постструктурализм. Феномен постмодернизма в культуре и философии ХХ – ХХI вв.

Среди многих феноменов человеческого бытия постклассическая философия особым образом выделяет язык. Интерес к нему можно проследить во многих философских течениях, однако центральной проблемой он становится в философии структурализма и постмодерна (последняя является синтезом идей постструктурализма и деконструктивизма).

Заслуга постструктурализма заключается в том, что он не уходит от анализа проблем подобного рода, как недостой­ных внимания профессионального философа, обратил внимание на значимость тех явлений, которые оставались долгое время вне сферы философского анализа. Все явления, внутри которых живет человек, обретают культурный смысл и значение. Эта установка, отвергая классические тради­ции, поворачивается лицом к субъекту, к его переживаниям и проблемам.

ФРАНКФУРТСКАЯ ШКОЛА

  • Описание
  • Алфавитный указатель
  • Арабская философия
  • Индийская философия
  • Китайская философия
  • Русская философия
  • Этика
  • Авторы
  • Приложения

1. Давыдов Ю.Н. Критика социально-философских воззрений франкфуртской школы. М., 1977;

2. Социальная философия франкфуртской школы. М., 1978;

3. Современная буржуазная философия. М., 1978, гл. 8, § 2;

5. Rohrmoser G. Das Elend der kritischen Theorie. Freiburg, 1970;

6. Connerton P. The Tragedy of Enlightenment: An Essay on the Frankfurt School. Camn., 1980;

7. Geyer C.-F. Aporien des Metaphysik- und Geschichtsbegriffs der kritischen Theorie. Darmstadt, 1980;

Читайте также: