1 семинар как важнейшая форма учебно воспитательной работы высшей школы цели и задачи функции

Обновлено: 02.07.2024

Воспитательная работа в образовательных учреждениях на современном этапе не является чем-то обособленным. Обособленным от учебы, от всей той жизни, которая постоянно соприкасается с каждым человеком, не исключая ребенка. Не секрет, что воспитывая будущего строителя коммунизма мы всячески оберегали его от превратностей и невзгод “взрослой” жизни. Теперь же, жизнь как бы наверстывает упущенное и наши дети постоянно соприкасаются с жестоким миром сегодняшней действительности со всей неизбежностью, на которую мы совсем недавно не могли рассчитывать. С одной стороны это плохо, так как заставляет уделять много времени социализации с раннего возраста, а с другой — позволяет сразу вступить в тот мир, в котором и предстоит жить в дальнейшем. Опираясь на мнение В.А. Караковского о том, что ценностями в современном обществе являются такие непреходящие понятия, как Культура, Труд, Знания, Мир, Отечество, Семья, Человек, при осмыслении основных приоритетов в воспитательной деятельности, тем не менее, не забыты и такие общечеловеческие ценности, как Красота, Добро, Истина. В свете этого стоит обозначить основную цель на сегодняшнем этапе развития общества, а потом поэтапно расшифровывать ее составляющие.

Итак, основная цель: обучение и воспитание здоровой психически и физически личности в системе дошкольно-школьного воспитания и обучения.

Оговорю сразу, что этап дошкольного воспитания мы будем обсуждать исключительно конспективно, так сказать, чтобы обрисовать общую картину и — для полноты понимания концепции.

Основная цель на этом этапе: воспитание полноценной, гармоничной, здоровой во всех отношениях личности.

  • формирование полноценной, ценностно-ориентированной личности;
  • развитие адекватных мотивационных установок в системе существующих социальных норм и правил;
  • освоение основных социокультурных ценностей, норм и правил;
  • развитие интеллекта, психики соответственно индивидуальным и возрастным особенностям детей;
  • всестороннее сенсорное и физическое развитие;
  • формирование полноценного гражданина, члена общества.

Это, так сказать, один из основных, базовых моментов в формировании личности будущего гражданина, члена общества. Грамотно заложив прочный фундамент, в расчете на мощную надстройку, можно не опасаться, что здание в будущем рухнет или даст трещину.

Следующий этап — период обучения в школе. Если сюда придет не подготовленный к обучению индивидуум, трудно предсказать какие-либо оптимистичные образовательные эффекты. Ведь период жизни — 11 лет — отнюдь немалый, а для большинства — главенствующий. Именно в связи с этим ему и придается основное значение. Поэтому уделяется немалое значение и той основе, которая заложена на момент вступления в школу. Достаточно будет обрисовать хотя бы некоторые основные моменты, этапы образовательной деятельности, работы в школе, чтобы стала понятна конечная цель наших действий.

Сразу оговорю значение термина образовательная деятельность. Под этим подразумевается совместная деятельность по обучению и воспитанию в школе. Ибо воспитывать где-то отдельно, не на уроке, вне его — значит двурушничать или попросту самоустраняться от воспитания. Воспитание и обучение поэтому, на наш взгляд — единый, взаимобусловленный процесс.

В современном обществе отсутствует в значительной мере толерантность и психологическая лабильность, конфликтоустойчивость и конфликтная компетентность. И это отнюдь не наше личное мнение. Именно поэтому огромное значение должно придаваться психологизации образовательного процесса, высокой психологической компетентности самих педагогов. Естественно, немалое значение имеет четко скоординированный план образовательной деятельности, основанный на принципах дифференциального, личностного подхода с одной стороны, и также четко интегрированный — с другой.

Каждый — и ребенок и педагог — должен пройти несколько основных этапов в формировании собственной личности: познания определения мотивации реализации.

В своей деятельности как педагогу, управленцу мне, как и многим другим, пришлось пройти эти этапы и выйти на новый в качественном отношении уровень саморазвития.

На современном этапе — этапе технократизации общества — большое значение придается гуманитаризации процесса обучения. В связи с этим наряду с широкой образованностью ставится не менее важная задача — профильности обучения. Наряду с гуманизацией образовательного процесса это — основные задачи по его осуществлению. Впоследствии, не менее важными считается воспитание полноценного гражданина, сочетающего широкую образованность с высокой культурой воспитания и самосознания.

Рассматривая развитие ребенка, личности в неразрывной связи с социумом — семьей, классом, школой, а впоследствии — производственным коллективом, обществом — невозможно осуществлять образовательную деятельность, не ориентируя личность на трудовую деятельность, творческое отношение к любому делу, на систему общечеловеческих ценностей, на освоение и передачу системы общекультурных, общенациональных ценностей. Ценностей, при освоении которых каждый человек, личность осознает свою этническую, социальную принадлежность. Принадлежность, которая позволяет отождествлять себя полноправной и полноценной единицей в существующей общественной системе.

В дальнейшем будут представлены материалы, которые конспективно, схематично описывают общую структуру управленческой деятельности. Материалы, которые накопились, сформировались в процессе продвижения от одного направления в образовательной деятельности к другому. Представляя их отнюдь не в хронологической последовательности их появления, тем не менее считаем, что рассматривать их изолированно не представляется возможным. Поскольку на современном этапе модернизации системы образования особое внимание уделяется профилактике безнадзорности, правонарушений наряду с профилактикой и борьбой с такими пагубными зависимостями как: табакокурение, токсикомания, алкоголизация, наркомания возникает насущная потребность в поиске оптимальных приемов, эффективных мер, предпринимаемых для осуществления борьбы или профилактики с ними.

Понятно, что с уходом из нашей общественной жизни таких общественных организаций, как партия и комсомол, ушли и те формы воспитательной работы, которые являлись принадлежностью того времени. Вакуум, образовавшийся в результате их потери, заполнить очень трудно, так как до сих пор не сформировалась та система общественных ценностей, та новая нравственная конституция, которая бы определяла своеобразный социальный заказ. В связи с этим, в сложных экономических условиях в своеобразную “эпоху перемен”, когда еще свежи, но уже отринуты старые нормы и ценности и не приняты новые, трудно сориентироваться и выбрать тот оптимальный вариант, который позволит комфортно и без особых опасений осуществлять собственную образовательную деятельность. С вопросом “Что делать?” мы определились просто.

Сначала проанализировали собственную подготовленность, потом собственные ресурсы, далее — ресурсы своего района, города и региона. В результате определились сначала каждый с той воспитательной системой, которую избрало то или иное образовательное учреждение. Для построения воспитательной системы района были использованы воспитательные концепции Караковского, Газмана, Иванова, Щурковой и создана некая синтетическая усредненная модель.

  • Системный подход, предполагающий неразрывную взаимосвязь учебной и внеучебной деятельности;
  • Деятельностный подход, предполагающий воспитание личности в системе коллективных творческих дел и мероприятий;
  • Организация системы внеурочной, досуговой деятельности, сориентированной на всестороннее развитие личности;
  • Создание системы управления школой на основе самоуправления, с привлечением воспитательной системы, системы ученического самоуправления;
  • Система работы классных руководителей (классных, часов, мероприятий) — как основное организующее звено образовательной системы.

На самом деле, проанализировав потенциальные возможности для реализации воспитательной работы, мы обнаружили, что они практически самые оптимальные, по сравнению с другими районами города. Поэтому и работа может строиться так-же оптимально. С другой стороны, мы обнаружили ряд факторов, отрицательно воздействующих на воспитание подрастающего поколения в нашем районе. Это, в первую очередь, приток в район большого числа жителей, молодежи из других районов, среди которых немало правонарушителей. В связи с этим наблюдается приток большого числа распространителей не только табака, алкоголя, но и наркотиков. В районе немало увеселительных учреждений типа ресторанов и игорных заведений, что также не является положительным воспитывающим фактором.

В то же время, многочисленные гости района должны видеть в лице учащихся наших ОУ положительный пример.

Необходимо сразу внести ясность по поводу аббревиатур, употребляемых в ходе изложения, и расшифровать их: ДО — дополнительное образование; ИДН — инспекция по делам несовершеннолетних; ОУ — образовательное учреждение; РОВД — районный отдел внутренних дел; УСЗ — управление социальной защиты; ЦТРиГО — Центр творческого развития и гуманитарного образования.

  • познавательных;
  • досуговых, творческих;
  • игровых, спортивных;
  • общественно-организаторских;
  • совершенствования коммуникации, общения;
  • профильного допрофессионального обучения;
  • участия в мероприятиях, акциях.

(*при составлении этого и следующего материала (памятки для зам директоров по ВР) использованы материалы “Классный руководитель”№ 2, 2000)

Каждый педагог, занимающийся воспитательной работой, свою деятельность строит, планирует, исходя из анализа прошедшей работы и анализа ситуации, средств, с помощью которых он сможет осуществить свои планы. Поэтому анализ рассматривается как главное звено в осуществлении деятельности по воспитанию детей.

Анализ работы за прошедший год:

Какие воспитательные цели и задачи ставились в прошедшем учебном году?;

Если какие-либо из них не выполнены — указываются причины;

Каковы были приоритетные направления воспитательной работы?;

Какие исследования проводились в школе, их цели, итоги, результаты?

Радел I. Воспитательные цели и задачи

  • конкретность, детальность, определенность;
  • правильность и грамотность формулировки;
  • реальность, прогнозируемость результатов;
  • понимание и принятие целей всеми участниками и субъектами;
  • принятие целей деятельности школы, класса личными целями всех участников педагогического процесса;
  • осознание мотивов, побуждающих к активной деятельности;
  • уход от стихийности, формализма;
  • рациональность, практичность, четкий расчет;
  • научный подход.
  • модель личности как основная перспективная цель воспитания;
  • задачи школы в целом на год;
  • цели и задачи воспитательных комплексов:
    • детских объединений,
    • ученического самоуправления,
    • кружков, секций,
    • музея, библиотеки,
    • внеклассных мероприятий, уроков,
    • спортивных соревнований и прочих.
    • воспитательные цели и задачи класса в работе классного руководителя.

    Раздел II. Содержание воспитания

    1. Какие формировались привычки, способы мышления, знания, умения, навыки, пр.?

    2. Использованные формы воспитательной работы — коллективные творческие дела; классные часы, собрания; экскурсии; соревнования, выставки, смотры.

    3. Применяемые методы: постановка перспективы, соревнования, игры, убеждение, требование, личный пример, стимулирование, разъяснение, упражнение и приучение.

    4. Средства и методы: организация внутришкольной среды; воспитание через урок; окружающая социокультурная среда; детский воспитательный коллектив и его влияние; развитие ученического самоуправления. Система взаимоотношений: ученик-учитель; учитель-ученик; ученик-ученик; учитель-родители; учитель-администрация. Кадры.

    5. Работа с педагогическим коллективом: предъявление единых педагогических требований; уровень реализации воспитательной функции уроков учебном процессе всеми учителями; участие педагогов во внеурочной и внеклассной деятельности; взаимодействие с руководителями кружков, секций; взаимосвязь с ЦТРиГО. Результативность работы с педагогическим коллективом: инструктивно-методической; индивидуальной; организации обмена опытом и посещения открытых мероприятий; педагогами дополнительного образования; развития инновационных процессов.

    6. Работа с родителями и общественностью: степень налаженности взаимодействия с семьей; единство требований и позиций семьи и школы; участие родителей в воспитательной работе класса и школы; результативность родительских собраний, правильно выбранная тематика.

    • С педагогически запущенными детьми: количество состоящих на учете в школе, ОДН; причины постановки на учет; снятых с учета; характеристика методов и приемов, используемых в работы.
    • С детьми, не проявляющими заинтересованности в учебе.
    • С одаренными учащимися.
    • Индивидуальная педагогическая поддержка: поддержать стремление к самостоятельности, к самодвижению; подкрепить положительные качества; помочь обрести уверенность; помочь в преодолении того или иного препятствия, трудности; удержать от того, что мешает развитию, является грузом, преградой в развитии; подстраховать и удержать от того, чтобы не скатился вниз.
    • Условия, обеспечивающие успешность педагогической поддержки: приоритет в решении собственных проблем принадлежит самому ребенку; согласие ребенка на помощь и поддержку; совместность, сотрудничество, содействие; соблюдение принципа конфиденциальности; защита прав и интересов ребенка на всем пространстве его жизни; доброжелательность и безоценочность.

    8. Условия воспитания: санитарно-бытовые; гигиенические (внутришкольные); эстетические; социально-культурные ценности(внешние); природная среда.

    Раздел III. Результат воспитательной работы

    • по уровню обученности учащихся;
    • по уровню воспитанности учащихся;
    • по уровню развитости интеллекта;
    • по уровню сохранности здоровья детей.

    2. Расхождение целей и реальных результатов, их причины.

    3. Динамика изменения уровня воспитанности по годам обучения.

    Не менее важно при построении плана деятельности, проектирования воспитательной модели учитывать все необходимые компоненты. Для этого мной была разработана соответствующая памятка.


    В статье описана сущность применения семинарского занятия в высшей школе. Рассматриваются роль преподавателя и роль студентов в проведение занятия. Представлена краткая инструкция при создании семинарского занятия.

    Ключевые слова: семинарское занятие, закрепление, высшая школа

    Социальный прогресс и высокие темпы развития науки и техники способствуют тому, что постоянно растут требования к качеству образования, а, следовательно, и к уровню квалификации педагогического состава образовательных учреждений.

    Сегодня от педагогов требуется осмысление практических результатов своей деятельности, умение выбрать оптимальные формы и методы организации учебно-воспитательного процесса, владение разнообразными методическими приёмами их осуществления. Особое место среди форм организации обучения занимает семинарское занятие, которое может способствовать решению разнообразных дидактических задач, сочетая в себе несколько различных форм организации учебно-познавательной деятельности, что обуславливает актуальность изучения специфики семинара как формы организации учебного занятия.

    Актуальность применения семинарских занятий в высшей школе связана с тем, что с помощью учебных занятий в форме семинара повышается интерес к изучаемому предмету, при хорошей подготовке обеих сторон учебного процесса, увеличивается, возрастает мотивация, развивается самостоятельность и воля к преодолению возникающих трудностей в понимании в процессе обучения.

    Сложившаяся годами в вузах лекционно-семинарская система обучения предполагает чтение лекций и обсуждение студентами тем, предусмотренных учебной программой, под руководством преподавателя.

    Семинар — это форма учебного процесса, построенная на самостоятельном изучении учащимися по заданию руководителя отдельных вопросов, проблем, тем с последующим оформлением материала в виде доклада, реферата и его совместного обсуждения [1].

    Семинар является самостоятельной, многоцелевой формой обучения, которая призвана углублять теоретические знания, основы которых содержатся в лекции, помочь студентам усвоить наиболее сложные и спорные вопросы темы, прививать им умение и навыки самостоятельной работы.

    К иным важнейшим целям семинара относится закрепление лекционного материала, конкретизация полученных теоретических знаний. На семинарах упор делается на выработку навыков выступлений и их обсуждений, а также коллективного оценивания ответа каждого студента [2, с. 22].

    Семинар — один из основных методов обсуждения учебного материала в высшей школе. Семинары проводятся по наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы с целью углубленного изучения дисциплины, привития обучающимся навыков самостоятельного поиска и анализа информации, формирования и развития научного мышления, умения активно участвовать в творческой дискуссии, делать правильные выводы, аргументированно излагать и отстаивать свое мнение.

    В настоящее время семинары имеются в учебных планах всех вузов России, поскольку способствуют расширению общего научного кругозора, ознакомлению обучающихся с важнейшими проблемами и исследованиями в избранной отрасли наук.

    Основной и ведущей функцией семинара является функция познавательная. Если занятие хорошо подготовлено, в процессе обсуждения на семинаре конкретных проблем вырисовываются новые аспекты, углубляется обоснование, выдвигаются положения, не привлекшие ранее внимания студентов. Даже само углубление знаний, движение мысли от — сущности первого порядка к сущности второго порядка сообщают знаниям студентов более осмысленное и прочное содержание, поднимают их на более высокую ступень.

    Воспитательная функция семинара вытекает из его познавательной функции, что свойственно всему учебному процессу. Глубокое постижение величайшего теоретического богатства, формирование философского мировоззрения необходимо связаны с утверждением гуманистической морали, современных эстетических критериев. Воспитательные возможности науки, разумеется, не реализуются автоматически. Ими нужно умело воспользоваться при организации самостоятельной работы студентов, в содержательной и гибкой методике семинарских занятий.

    Наконец, семинару присуща и функция контроля за содержательностью, глубиной и систематичностью самостоятельной работы студентов, являющаяся вспомогательной по отношению к вышеназванным функциям [3, с. 13].

    В ходе семинара осуществляется большая работа для более тщательного изучения и обсуждения проблемы. Обучающиеся публично выступают, видят реакцию слушателей, учатся излагать свои доводы ясно, логично, грамотным и четким литературным языком, правильно формулировать и аргументировать линию защиты своей позиции.

    На семинаре каждый имеет возможность оценить свои знания критически, сравнить с умениями и навыками их излагать с другими учащимися, сделать выводы по обсуждаемым проблемам и определить, насколько необходимо более углубленное изучение рассматриваемого материала.

    В ходе семинара обучающийся опирается на сделанные лекции и конспекты, на словарь, на собственные выписки из учебной литературы, публикаций в периодических изданиях, научных трудов и других источников. Такое занятие стимулирует желание сделать конспект более качественным и информативным, повышает стремление к его совершенствованию.

    От занятия к занятию обучающиеся все лучше осознают важность того или иного материала, их мышление становится более зрелым, они начинают эффективней выполнять постепенно усложняющиеся задания, решать учебные проблемы, относящиеся непосредственно к будущей профессии [3, с. 29].

    Важную роль в обучении играют взаимоотношения учащихся с преподавателем. Необходимо построить учебный процесс таким образом, чтобы он был не только познавательным и соответствовал дидактическим целям проведения занятия (формирование системы знаний и умений), но и развивал у учащихся тягу к знаниям, к изучению предмета.

    Использование такой формы проведения занятия как семинар, наилучшим образом подходит для достижения указанных целей. При использовании в процессе обучения семинаров различных типов у учащихся формируется своя научно аргументированная позиция относительно изучаемых вопросов, происходит осознание важности проблем, у учащихся тренируется воля к преодолению трудностей.

    Успех семинара зависит от многих слагаемых: теоретической, педагогической и методической подготовки преподавателя, его организаторской работы по подготовке семинарского занятия, а также от степени подготовленности обучающихся, их активности на самом занятии.

    Определяя методическую концепцию организации и проведения семинарских занятий, следует исходить из того, что:

    − к семинарским занятиям выдвигаются общедидактические требования (научность, доступность, единство формы и содержания, обеспечение обратной связи, проблемность и др.);

    − при выборе методики проведения семинарских занятий следует учитывать особенности, обусловленные логикой преподавания конкретной дисциплины и психолого-педагогических особенностей студенческой группы;

    − необходимо обеспечивать высокий уровень мотивации учебной деятельности студентов (изучение темы следует начинать с выяснения ее значение для усвоения данной или иных дисциплин, в будущей профессиональной деятельности и т. д.);

    − необходимо придерживаться принципа профессиональной направленности обучения в высшей школе и осуществлять разноуровневые межпредметные связи с другими дисциплинами, практическим обучением, обеспечивающие формирование единой системы знаний, умений и навыков студентов;

    − важной задачей является также формирование профессиональной культуры и мышления, умений самообразования;

    − в процессе проведения семинарского занятия необходимо обеспечивать органическое единство теоретического и опытно-экспериментального познания;

    − семинарские занятия должны гармонично сочетаться с лекционными, практическими и лабораторными занятиями и самостоятельной работой студентов [4, с. 25].

    Процесс подготовки является одним из важнейших факторов успешного проведения занятия, его эффективности. Прежде всего, учащиеся должны понять и осмыслить план семинара и предложенные для обсуждения на нем вопросы, их значение в раскрытии темы занятия. Большую роль на данном этапе играет преподаватель.

    При подготовке к семинару учащиеся активизируют работу с теоретическими источниками, требуется их обращение к литературе, они учится рассуждать. В процессе подготовки уточняются и закрепляются уже известные категории и осваиваются новые. Если в процессе подготовки к семинару учащиеся сталкиваются с непонятными для них моментами, они самостоятельно находят ответы, либо помечают их, для уточнения их на семинаре.

    Для того чтобы повысить интерес обучающихся, преподаватель может предложить им подумать над такими вопросами, ответы на которые неоднозначны, а порой и противоречивы. В процессе размышления и обсуждения таких вопросов, учащиеся могут разделиться на несколько групп, каждая из которых будет доказывать свою точку зрения, приводить свои доводы, возникнет дискуссия, необходимая для того, чтобы активизировать семинар, чтобы учащиеся в процессе спора пришли к истине.

    Чтобы успешно организовать коллективный поиск ответа, преподавателю и самому необходимо хорошо подготовиться по теме семинара, чтобы у него в запасе были приготовлены такие создающие проблемные ситуации вопросы, на случай если обучающиеся сами не создадут таковых [5, с. 63].

    Итак, можно выделить следующие особенности семинара как эффективной формы учебного занятия:

    − семинары способствуют решению разнообразных дидактических задач, в зависимости от которых могут сочетать в себе несколько различных форм организации учебно-познавательной деятельности;

    − семинар должен сохранять связь с основными положениями лекции, но при этом не повторять ее;

    − преподаватель должен создавать необходимые условия, позволяющие обучающимся должным образом подготовиться к занятию;

    − проведение семинара будет эффективным, если преподаватель и учащиеся будут хорошо подготовленными;

    − в ходе проведения семинаров, обучающиеся учатся излагать свои доводы, правильно формулировать и аргументировать их;

    − для стимулирования мотивации учащихся используются активные методы обучения.

    Основные термины (генерируются автоматически): семинар, семинарское занятие, высшая школа, занятие, учащийся, учебный процесс, процесс подготовки, самостоятельная работа студентов, учебное занятие, учебная программа.

    Ключевые слова

    Похожие статьи

    Методы организации групповой дискуссии в ходе семинарского.

    семинарское занятие, семинар, высшая школа, занятие, учащийся, учебный процесс, самостоятельная работа студентов, процесс подготовки, учебное занятие, учебная программа.

    Значение лабораторных занятий для повышения эффективности.

    семинарское занятие, семинар, высшая школа, занятие, учащийся, учебный процесс, самостоятельная работа студентов, процесс подготовки, учебное занятие, учебная программа.

    Самостоятельная работа студентов как важнейшая.

    Одной из важнейших проблем, стоящих перед высшей школой, является повышение качества подготовки специалиста. Студент и выпускник высшего учебного заведения должен не только получать знания по предметам программы.

    Организационные формы обучения в вузе | Статья в сборнике.

    Процесс обучения в высшей школе предусматривает практические занятия. Они предназначены для углубленного изучения дисциплины. Их формы разнообразны: семинарские занятия, лабораторные работы, практикумы.

    Технологии обучения студентов в высшей школе

    студент, учебный материал, самостоятельная работа, технология обучения, модульное обучение, бригадно-индивидуальное обучение, проблема, группа, преподаватель, персонализированное обучение.

    Познавательная деятельность студентов через активизацию.

    самостоятельное образование, самостоятельная работа студента, самостоятельная работа, учебный предмет, самостоятельное образование студентов, час, занятие, студент, задание, практический. Особенности организации самостоятельной работы студентов.

    Использование учебных видеофайлов Flash на примере предмета.

    студент, учебный материал, самостоятельная работа, технология обучения, модульное обучение, бригадно-индивидуальное обучение

    студент, образовательный процесс, будущая профессиональная деятельность, учебный процесс, контингент студентов, занятие.

    самостоятельная работа, студент, учебная дисциплина.

    семинарское занятие, высшая школа, исследовательская компетенция, высшее образование, занятие, самостоятельная работа, самостоятельная работа студента, студент, формирование навыков.

    преподаватель, занятие, учебный процесс, студент, вид.

    Семинар как форма организации учебного занятия. семинарское занятие, семинар, высшая школа, занятие, учащийся, учебный процесс, самостоятельная работа студентов, процесс подготовки, учебное занятие, учебная программа.

    Ирина Петрова

    студентка 3 курса факультета Истории и права

    Социальный прогресс и высокие темпы развития науки и техники способствуют тому, что постоянно растут требования к качеству образования, а, следовательно, и к уровню квалификации педагогического состава образовательных учреждений. Сегодня от педагогов требуется осмысление практических результатов своей деятельности, умение выбрать оптимальные формы и методы организации учебно-воспитательного процесса, владение разнообразными методическими приёмами их осуществления.

    Особое место среди форм организации обучения занимает семинарское занятие, которое может способствовать решению разнообразных дидактических задач, сочетая в себе несколько различных форм организации учебно-познавательной деятельности. При этом повышается интерес к изучаемому предмету, при хорошей подготовке обеих сторон учебного процесса, увеличивается, возрастает мотивация, развивается самостоятельность и воля к преодолению возникающих трудностей в понимании в процессе обучения. Семинар наиболее эффективен в работе со студентами и старшими школьниками, он успешно применяется как в общем, так и в профессиональном образовании. Выделим наиболее общие особенности семинара как формы организации учебного процесса.

    В ходе семинара осуществляется большая работа для более тщательного изучения и обсуждения проблемы. Обучающиеся публично выступают, видят реакцию слушателей, учатся излагать свои доводы ясно, логично, грамотным и четким литературным языком, правильно формулировать и аргументировать линию защиты своей позиции. Это особенно важно для тех, кто обучается по правовым специальностям.

    На семинаре каждый имеет возможность оценить свои знания критически, сравнить с умениями и навыками их излагать с другими учащимися, сделать выводы по обсуждаемым проблемам и определить, насколько необходимо более углубленное изучение рассматриваемого материала.

    В ходе семинара обучающийся опирается на сделанные лекции и конспекты, на словарь, на собственные выписки из учебной литературы, публикаций в периодических изданиях, научных трудов и других источников. Такое занятие стимулирует желание сделать конспект более качественным и информативным, повышает стремление к его совершенствованию. От занятия к занятию обучающиеся все лучше осознают важность того или иного материала, их мышление становится более зрелым, они начинают эффективней выполнять постепенно усложняющиеся задания, решать учебные проблемы, относящиеся непосредственно к будущей профессии [1].

    Важную роль в обучении играют взаимоотношения учащихся с преподавателем. Необходимо построить учебный процесс таким образом, чтобы он был не только познавательным и соответствовал дидактическим целям проведения занятия (формирование системы знаний и умений), но и развивал у учащихся тягу к знаниям, к изучению предмета. Использование такой формы проведения занятия как семинар, наилучшим образом подходит для достижения указанных целей. При использовании в процессе обучения семинаров различных типов у учащихся формируется своя научно аргументированная позиция относительно изучаемых вопросов, происходит осознание важности проблем, у учащихся тренируется воля к преодолению трудностей.

    Форма проведения семинарского занятия на сегодняшний день существенно меняется. Педагог ставит цели и задачи проведения семинара и в зависимости от них выбирает, какое именно семинарское занятие ему провести (семинар-консультация, методологический семинар, психолого-педагогический проблемный семинар и т.д.). На занятиях он может применять различные формы и методы обучения (дискуссии, игровые и тренинговые формы, круглые столы, творческая беседа, деловая игра, психологический тренинг и др.), совокупность которых и определяет избранный вид семинарского занятия.

    В разработке методики семинарских занятий большую роль играет вопрос взаимосвязи семинара и лекции, семинара и самостоятельной подготовки обучающихся, способы и характер такой взаимосвязи. Преподавателю необходимо связать семинар и лекционное занятие таким образом, чтобы они не повторяли друг друга, но при этом сохранялась связь с основными положениями лекции.

    В большинстве случаев перед семинаром проводят лекцию по той же теме. Но иногда педагоги используют другую последовательность построения занятия. Сначала они проводят непродолжительную лекцию, примерно на 20 минут, раскрывающую основные проблемы данной темы и методы работы над ними, затем - самостоятельную работу с учащимися, после чего проводят семинар, в котором раскрывают вопросы, вызывающие затруднение в усвоении материала, освещают новые проблемы науки. При такой форме занятия уменьшается содержание лекции, но подобные занятия хорошо проводить со студентами-заочниками.

    Взаимосвязь семинара с лекцией повышает эффективность его проведения. Педагог дает учащимся план лекции и список рекомендуемой литературы. Так же можно выделить взаимосвязь между семинаром и лекцией, назвав учащимся наиболее важные вопросы и аспекты, представляющие теоретический и практический интерес, которые, в силу недостатка времени, не представляется возможным в полном объеме осветить на лекционном занятии, но есть возможность более подробно обсудить их на семинаре. Необходимо заострить внимание учащихся на таких вопросах, пробудить любознательность, обострить их желание во всем разобраться [2].

    Процесс подготовки является одним из важнейших факторов успешного проведения занятия, его эффективности. Прежде всего, учащиеся должны понять и осмыслить план семинара и предложенные для обсуждения на нем вопросы, их значение в раскрытии темы занятия. Большую роль на данном этапе играет преподаватель.

    При подготовке к семинару учащиеся активизируют работу с книгой, требуется их обращение к литературе, они учится рассуждать. В процессе подготовки уточняются и закрепляются уже известные категории и осваиваются новые, речь учащихся становится богаче. Если в процессе подготовки к семинару учащиеся сталкиваются с непонятными для них моментами, они самостоятельно находят ответы, либо помечают их, для уточнения их на семинаре.

    Для того чтобы повысить интерес обучающихся, преподаватель может предложить им подумать над такими вопросами, ответы на которые неоднозначны, а порой и противоречивы. В процессе размышления и обсуждения таких вопросов, учащиеся могут разделиться на несколько групп, каждая из которых будет доказывать свою точку зрения, приводить свои доводы, возникнет дискуссия, необходимая для того, чтобы активизировать семинар, чтобы учащиеся в процессе спора пришли к истине. Чтобы успешно организовать коллективный поиск ответа, преподавателю и самому необходимо хорошо подготовиться по теме семинара, чтобы у него в запасе были приготовлены такие создающие проблемные ситуации вопросы, на случай если обучающиеся сами не создадут таковых [3].

    Надо ли преподавателю специально давать к семинару индивидуальные, опережающие задания отдельным хорошо успевающим учащимся? Практика показывает, что это не только возможно, но и весьма эффективно стимулирует учебную деятельность в ходе семинарского занятия. В качестве примеров таких заданий можно привести подготовку докладов по первоисточникам, различных заданий для группы, а также фрагмента занятия (например, обсуждение одного из вопросов проводится инициативной группой студентов в режиме дискуссии).

    Итак, материалы статьи позволяют выделить следующие особенности семинара как эффективной формы учебного занятия:

    - семинары способствуют решению разнообразных дидактических задач, в зависимости от которых могут сочетать в себе несколько различных форм организации учебно-познавательной деятельности;

    - семинар должен сохранять связь с основными положениями лекции, но при этом не повторять ее;

    - преподаватель должен создавать необходимые условия, позволяющие обучающимся должным образом подготовиться к занятию;

    - проведение семинара будет эффективным, если преподаватель и учащиеся будут хорошо подготовленными;

    - в ходе проведения семинаров, обучающиеся учатся излагать свои доводы, правильно формулировать и аргументировать их;

    - для стимулирования мотивации учащихся используются активные методы обучения.


    Использованные источники

    1. Педагогика и психология высшей школы : учебное пособие / под. ред. М. В. Булановой-Топорковой. - Ростов н/Д : Феникс, 2002.

    Воспитание личности в период обучения в ВУЗе – важнейший этап становления будущего специалиста, когда в основном завершается целенаправленное воспитательное воздействие на человека организуемой и регулируемой обществом системы воспитания, заключающийся в целенаправленном влиянии на интеллектуальное, духовное, физическое и культурное развитие личности.

    Цель воспитательной деятельности – создание условий для активной жизнедеятельности студентов и аспирантов, для гражданского самоопределения и самореализации, для максимального удовлетворения их потребностей в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии.

    Достижение поставленной цели возможно при условии успешного решения следующих задач:

    -формирование мировоззрения и системы базовых ценностей личности;

    -приобщение студенчества к общечеловеческим нормам морали, национальным устоям и академическим традициям, воспитание студентов и аспирантов в духе университетского корпоративизма и солидарности, профессиональной чести и научной этики;

    -обеспечение развития личности и ее социально-психологической поддержки, формирование личностных качеств, необходимых для эффективной профессиональной деятельности;

    -воспитание внутренней потребности личности в здоровом образе жизни,

    ответственного отношения к природной и социокультурной среде обитания.

    Успешное решение поставленных задач позволяет обеспечить условия для становления и самореализации студента, будущего специалиста, обладающего мировоззренческим потенциалом, высокой культурой и гражданской ответственностью, владеющего способностями к профессиональному, интеллектуальному и социальному творчеству.

    1.2 Принципы воспитательной работы в ВУЗе

    Принципами, ориентирующими воспитание на развитие социально активной, образованной, нравственно и физически здоровой личности в современный условиях, для всех участников воспитательного процесса в вузах должны быть:

    -демократизм, предполагающий реализацию системы воспитания, основанной на педагогике сотрудничества и взаимодействия преподавателя и студента;

    -объективизм и гуманизм как основа взаимодействия с субъектами воспитания;

    -уважение к общечеловеческим ценностям, правам и свободам граждан, корректность, терпимость, соблюдение этических норм;

    -профессионализм, организованность, ответственность, дисциплина и самодисциплина, компетентность, наличие глубоких знаний, умений и навыков по специальности;

    -конструктивность, рационализм, активное участие в общественной жизни университета, самодеятельности, спортивных мероприятиях и др.;

    -толерантность, предполагающая наличие плюрализма мнений, подходов, различных идей для решения одних и тех же проблем, терпимость к мнениям других людей, учет их интересов, терпимость к другому образу жизни и поведению людей, не выходящему за нормативные требования законов;

    -индивидуализация и дифференциация, формирующие в вузе систему воспитания, направленную не на производство усредненной личности, а индивидуально ориентированной с учетом задатков и возможностей каждого студента в процессе его воспитания и социализации;

    -патриотизм и гражданственность: воспитание уважительного отношения, любви к России, чувства сопричастности и ответственности;

    -вариативность технологий и содержания воспитательного процесса.

    1.3 Основные направления воспитательной работы в ВУЗе

    Современное профессиональное высшее образование невозможно без целенаправленного формирования социального, гражданского облика будущего специалиста. Его задачей является воспитание у них чувства патриотизма, социально активного гражданина, обладающего гибким мышлением, развитой политической культурой, критическим отношением к действительности и способностью установления сотрудничества и диалога с другими людьми, одним словом - подготовка высокообразованных и высоконравственных специалистов.

    Исходя из поставленных задач, можно определить следующие направления учебно-воспитательной работы в любом вузе:

    · гражданско-патриотическое и духовно-нравственное воспитание, направленное на усвоение норм права, осознание ответственности за благополучие своей страны, становление активной жизненной позиции;

    · формирование постоянно действующей информационно-пропагандистской и просветительно-образовательной системы, способствующей повышению эффективности воспитательной работы;

    · профессионально-трудовое воспитание, формирующее творческий подход, волю к труду и самосовершенствованию в избранной специальности, приобщение к традициям и ценностям профессионального сообщества;

    · формирование традиций каждого вуза, направленное на внедрение элементов корпоративной культуры, содействие в социальной адаптации выпускников к требованиям рынка;

    · развитие творческого начала личности, содействие формированию интереса студентов ВУЗа к системе творческих объединений: смотров, конкурсов, фестивалей, выставок, вечеров встреч выпускников и т. д.;

    · пропаганда здорового образа жизни, нацеленное на популяризацию физической культуры и спорта, организация спортивно-оздоровительных мероприятий, усвоение навыков и принципов здорового образа жизни;

    · организация психолого-консультационных и профилактических пунктов, необходимых для адаптации первокурсников к внутривузовскому укладу и распорядку жизни

    факультета и ВУЗа в целом, профилактика правонарушения, наркомании и т. д.;

    · введение системы мотивации и форм поощрения за постижения в учебе и внеучебной работе: грамоты, премии, именные стипендии, научные гранты.

    Академическая среда вуза должна оказывать огромное воздействие на личностное и профессиональное становление будущего специалиста. Важнейшими ее компонентами являются история, традиции и ритуалы, как символическое выражение причастности к вузовскому содружеству, духовно-нравственный климат в вузовском коллективе: нормы и правила взаимоотношений, уровень психологической комфортности и социальной защищенности; материально-техническое оснащение университета.

    Для достижения эффективности воспитательной работы в любом вузе необходимо наличие:

    -организационной структуры управления воспитательной деятельностью, обеспечение четкого функционирования и взаимодействия всех участников воспитательного процесса;

    -органов студенческого самоуправления и других общественных объединений, формирующих социальную, интеллектуальную среду, кружков творчества студентов;

    -материально-технической базы и финансового обеспечения внеучебной работы;

    -усиление роли ректората, деканатов и кафедр в вопросах управления воспитательной работой;

    -нормативной базы, регламентирующей деятельность факультетов, должностных лиц, университета;

    -совершенствование системы управления и организации воспитательной деятельности, разработка новых, организационно-управленческих решений, направленных на создание эффективной системы воспитательной работы.

    Раздел: Педагогика
    Количество знаков с пробелами: 42585
    Количество таблиц: 1
    Количество изображений: 5

    Читайте также: