Анализ рациональности школьного расписания

Обновлено: 05.07.2024

Гигиенические требования к составлению расписания уроков в школе должны обязательно учитывать динамику изменения работоспособности и физиологических функций учащихся на протяжении учебного дня и недели. Основная задача рациональной организации учебных занятий заключается в том, чтобы, используя сочетание разнообразных видов деятельности, обеспечить сохранение работоспособности учащихся к концу занятий на довольно высоком уровне.

В составлении школьного расписания необходимо учитывать трудность предметов и преобладание статического или динамического компонентов во время занятий. Динамический компонент преобладает на уроках физкультуры, труда, производственной практики и пения. Это наименее утомительные уроки, и они, при правильной организации занятий, снимают утомление, возникшее на предшествующих занятиях. В качестве одного из возможных способов оценки можно использовать ранговую школу трудности, предложенную И.Г.Сивковым в 1975 году.

Наиболее трудные предметы следует включать в расписание для начальных классов первыми и вторыми уроками, а в средних и старших классах – вторыми и третьими, т.е. вводить их в период наиболее высокой работоспособности учащихся. Не рекомендуется сочетание двух или трёх трудных уроков подряд (например: физика, математика, иностранный язык); лучше чередовать их с менее трудными предметами (например: история, математика, география). Рационально чередование предметов естественно-математического и гуманитарного направлений с уроками физкультуры, труда, пения, рисования, что даёт учащимся возможность переключиться с умственной деятельности на физическую. Такое переключение служит активным отдыхом и обеспечивает высокую работоспособность как в течение всей недели.


Школу трудности уроков используют и для гигиенической оценки школьного расписания. С этой целью подсчитывают сумму баллов по дням недели в отдельных классах, затем нагрузку изображают графически (по оси абсцисс – дни недели, по оси ординат – нагрузка в баллах) и сравнивают её с динамикой недельной работоспособности учащихся. Школьное расписание оценивается положительно в том случае, если получается кривая с одним подъёмом в среду (2) или в четверг (при шестидневной учёбе) или с двумя (1) – во вторник и в пятницу при пятидневке. Расписание оценивается как нерациональное, если наибольшая сумма баллов приходится на начало или конец недели, а также при равномерном распределении нагрузки в недельном цикле. В последние годы осуществлён переход большого числа школ на 5-дневную неделю. Два выходных дня обеспечивают более благоприятные условия для динамики работоспособности детей, т. к. исключается один из дней с пониженной работоспособностью (суббота), более продолжительный отдых даёт также возможность активно использовать их для занятий физкультурой и спортом. Однако гигиенисты считают, что недопустимо сокращение учебной недели за счёт увеличения ежедневной нагрузки, т.е. продолжительность занятий в оставшиеся учебные дни не должна увеличиваться. Кроме того, в связи с большим периодом врабатываемости после двух выходных дней в расписании необходимо
предусмотреть облегчение занятий в понедельник.

Гигиенические требования к составлению расписания уроков в школе должны обязательно учитывать динамику изменения работоспособности и физиологических функций учащихся на протяжении учебного дня и недели. Основная задача рациональной организации учебных занятий заключается в том, чтобы, используя сочетание разнообразных видов деятельности, обеспечить сохранение работоспособности учащихся к концу занятий на довольно высоком уровне.

В составлении школьного расписания необходимо учитывать трудность предметов и преобладание статического или динамического компонентов во время занятий. Динамический компонент преобладает на уроках физкультуры, труда, производственной практики и пения. Это наименее утомительные уроки, и они, при правильной организации занятий, снимают утомление, возникшее на предшествующих занятиях. В качестве одного из возможных способов оценки можно использовать ранговую школу трудности, предложенную И.Г.Сивковым в 1975 году.




Наиболее трудные предметы следует включать в расписание для начальных классов первыми и вторыми уроками, а в средних и старших классах – вторыми и третьими, т.е. вводить их в период наиболее высокой работоспособности учащихся. Не рекомендуется сочетание двух или трёх трудных уроков подряд (например: физика, математика, иностранный язык); лучше чередовать их с менее трудными предметами (например: история, математика, география). Рационально чередование предметов естественно-математического и гуманитарного направлений с уроками физкультуры, труда, пения, рисования, что даёт учащимся возможность переключиться с умственной деятельности на физическую. Такое переключение служит активным отдыхом и обеспечивает высокую работоспособность как в течение всей недели.


Школу трудности уроков используют и для гигиенической оценки школьного расписания. С этой целью подсчитывают сумму баллов по дням недели в отдельных классах, затем нагрузку изображают графически (по оси абсцисс – дни недели, по оси ординат – нагрузка в баллах) и сравнивают её с динамикой недельной работоспособности учащихся. Школьное расписание оценивается положительно в том случае, если получается кривая с одним подъёмом в среду (2) или в четверг (при шестидневной учёбе) или с двумя (1) – во вторник и в пятницу при пятидневке. Расписание оценивается как нерациональное, если наибольшая сумма баллов приходится на начало или конец недели, а также при равномерном распределении нагрузки в недельном цикле. В последние годы осуществлён переход большого числа школ на 5-дневную неделю. Два выходных дня обеспечивают более благоприятные условия для динамики работоспособности детей, т. к. исключается один из дней с пониженной работоспособностью (суббота), более продолжительный отдых даёт также возможность активно использовать их для занятий физкультурой и спортом. Однако гигиенисты считают, что недопустимо сокращение учебной недели за счёт увеличения ежедневной нагрузки, т.е. продолжительность занятий в оставшиеся учебные дни не должна увеличиваться. Кроме того, в связи с большим периодом врабатываемости после двух выходных дней в расписании необходимо
предусмотреть облегчение занятий в понедельник.

Анализ недельного расписания класса

Продолжительность учебного года для обучающихся первых классов – 33 учебных недели. Количество часов, отведенных на освоение обучающимися учебного плана общеобразовательного учреждения, состоящего из обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса, не должно в совокупности превышать величину недельной образовательной нагрузки: 4 урока в день и 1 день в неделю - не более 5 уроков, за счет урока физической культуры, т.е. 21 час в неделю.

Сдвоенные уроки не проводятся.

В течение учебного дня не следует проводить более одной контрольной работы. Контрольные работы рекомендуется проводить на 2 - 4 уроках.

Продолжительность урока (академический час) в 1 классе не должна превышать 40 минут.

Наполняемость классов, не должна превышать 25 человек.

Учебные занятия должны начинаться не ранее 8 часов, проведение нулевых уроков не допускается.

Современными научными исследованиями установлено, что биоритмологический оптимум умственной работоспособности у детей школьного возраста приходится на интервал 10 - 12 часов. В эти часы отмечается наибольшая эффективность усвоения материала при наименьших психофизиологических затратах организма.

Поэтому в расписании уроков для обучающихся начального общего образования основные предметы должны проводиться на 2 - 3-х уроках.

Неодинакова умственная работоспособность обучающихся в разные дни учебной недели. Ее уровень нарастает к середине недели и остается низким в начале (понедельник) и в конце (пятница) недели.

Поэтому распределение учебной нагрузки в течение недели строится таким образом, чтобы наибольший ее объем приходился на вторник и (или) среду. На эти дни в расписание уроков включаются предметы, соответствующие наивысшему баллу по шкале трудности ( таблица 1 , 2 , 3 настоящего приложения) либо со средним баллом и наименьшим баллом по шкале трудности, но в большем количестве, чем в остальные дни недели. Изложение нового материала, контрольные работы следует проводить на 2 - 4-х уроках в середине учебной недели.

Предметы, требующие больших затрат времени на домашнюю подготовку, не должны группироваться в один день.

При составлении расписания уроков для обучающихся начальных, классов необходимо пользоваться таблицей 1, в которой трудность каждого учебного предмета ранжируется в баллах.

Занятия физической культурой рекомендуется предусматривать в числе последних уроков. После уроков физической культуры не проводятся уроки с письменными заданиями и контрольные работы.

При правильно составленном расписании уроков наибольшее количество баллов за день по сумме всех предметов должно приходиться на вторник и (или) среду.

Согласно СанПиН в недельном расписании в 1 классе, должно быть не менее 3 занятий физической культуры. В 1 классе учащиеся школы учатся пять дней в неделю, не допускается составление расписания с проведением уроков по субботам. Также обучение детей должно проводиться только в первую смену.

По СанПиН рекомендуется чередовать сложные предметы с более простыми. Например, занятия музыкой или изобразительным искусством с математикой и литературным чтением. При этом, наиболее сложные предметы должны ставиться в расписании на второй урок.

Также сложные предметы рекомендуется проводить в 1 классе школы во вторник, среду, когда первоклассники еще не сильно переутомлены.

Санитарно-эпидемиологическими правилами (СанПиН 2.4.2.2821-10) рекомендовано обучение детей в 1 классе в сентябре и октябре - по 3 урока в день по 35 минут, в ноябре- декабре - по 4 урока в день по 34 минут каждый, с января по май - по 4 урока по 40 минут.

Примерный образец расписания звонков 1 класс по СанПиН

II четверть

III-IV четверти

1 урок 8.30 – 9.05
2 урок 9.15 – 9.50
Динамическая пауза 10.00 – 10.40
3 урок 10.40 – 11.15

1 урок 8.30 – 9.10
2 урок 9.20 – 10.00
Динамическая пауза 10.10 – 10.50
3 урок 10.50 – 11.30
4 урок 11.40 – 12.20

1 урок 8.30 – 9.15
2 урок 9.25 – 10.10
Динамическая пауза 10.20 – 11.00
3 урок 11.00 – 11.45
4 урок 11.55 – 12.40
5 урок 12.50 – 13.35

Обучение учащихся в 1 классе должно проводиться без оценивания занятий и домашних заданий.

Примерный образец расписания уроков 1 класс по ФГОС

День недели

II четверть

III-IV четверти

Понедельник

Литературное чтение
Русский язык
Динамическая пауза
Окружающий мир

Литературное чтение
Русский язык
Динамическая пауза
Технология

Литературное чтение
Русский язык
Динамическая пауза
Окружающий мир
Технология

Литературное чтение
Русский язык
Динамическая пауза
Окружающий мир
Технология

Литературное чтение
Русский язык
Динамическая пауза
Математика

Литературное чтение
Русский язык
Динамическая пауза
Математика

Литературное чтение
Русский язык
Динамическая пауза
Математика
Физкультура

Литературное чтение
Русский язык
Динамическая пауза
Математика
Физкультура

Литературное чтение
Русский язык
Динамическая пауза
Математика

Литературное чтение
Русский язык
Динамическая пауза
Музыка

Литературное чтение
Русский язык
Динамическая пауза
Математика
Музыка

Литературное чтение
Русский язык
Динамическая пауза
Математика
Музыка

Литературное чтение
Русский язык
Динамическая пауза
Математика

ИЗО
Русский язык
Динамическая пауза
Математика

Литературное чтение
Русский язык
Динамическая пауза
Математика
Изо

Литературное чтение
Русский язык
Динамическая пауза
Математика
Изо
Физическая культура

Окружающий мир
Физическая культура
Динамическая пауза
Математика

Окружающий мир
Физическая культура
Динамическая пауза
Математика

Окружающий мир
Русский язык
Динамическая пауза
Математика
Физическая культура

Окружающий мир
Русский язык
Динамическая пауза
Математика
Физическая культура

Шкала трудности предметов для 1 - 4 классов

Количество баллов (ранг трудности)

Русский (национальный, иностранный язык)

Русская (национальная) литература

История (4 классов)

Рисование и музыка

В данном расписании, составленном для первого класса, имеется ряд нарушений. В частности, наибольшая учебная нагрузка приходится на понедельник: в этот день у детей наблюдается низкая работоспособность.

Самый трудный предмет математика 8 баллов по шкале проводится 3 и 4 уроком, а по рекомендациям должна быть вторым, особенно в пятницу, когда дети уже переутомлены к концу рабочей недели.

Идеальное (на мой взгляд и в соответствии с СанПиНом, учебным планом и пожеланиями учеников) расписание класса.

Практикум содержит рекомендации по проведению семинарских и практических работ по основным аспектам деятельности педагога в части формирования и обеспечения здоровья обучающихся и воспитанников образовательных учреждений. Книга предназначена студентам специальности 050720 Физическая культура (033100), иных педагогических специальностей, а также педагогам образовательных учреждений.

Приведенный ниже текст получен путем автоматического извлечения из оригинального PDF-документа и предназначен для предварительного просмотра.
Изображения (картинки, формулы, графики) отсутствуют.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Гигиеническая оценка расписания уроков 2 класса. О том как должно быть и о том, что на самом деле. Проанализировав, я поняла, что расписание уроков не соответствует стандарту и разработала свое, соблюдая часы и т.п.

Расписание уроков является одним из основных элементов учебного режима. Правильно составленное расписание отодвигает умственное утомление на конец рабочего дня и учебной недели, предупреждает появление переутомления.

К расписанию уроков предъявляется ряд гигиенических требований. Одним из основных является строгое регламентирование количества уроков в течение учебного дня и учебной недели в зависимости от возраста учащихся. В течение учебного дня у младших школьников должно быть не больше 4 ч занятий.

Другим основным гигиеническим требованием к составлению расписания уроков является учет динамики умственной работоспособности школьников в течение учебного дня и учебной недели. В течение учебного дня умственная работоспособность школьников увеличивается от первого ко второму-третьему уроку (период врабатывания и оптимум работоспособности). С третьего урока у младших школьников работоспособность начинает снижаться. Если вводится пятый урок у младших школьников, то на них работоспособность снижается на 50% по сравнению с первым уроком.

Исследования показали, что наиболее высокая работоспособность отмечается у учащихся младших классов на первых — вторых уроках. Именно эти уроки следует отводить для проведения контрольных работ и занятий теми предметами, которые требуют от учащихся напряженного внимания. Выполнение контрольных работ на последних уроках приводит к значительному снижению их качества (большое количества описок, пропусков букв, недописанные слова, ошибки в вычислениях), ибо учащиеся утомлены и внимание их рассеяно.

В связи с этим учебный день учащихся строго регламентируют исходя из действующей недельной учебной нагрузки. Предельная учебная нагрузка учащихся установлена: в 1-3-х классах 24 ч.

Исследованиями установлено, что возбуждение клеток коры головного мозга, обусловленное длительным действием определенного раздражителя или комплекса раздражителей, сменяется последующим торможением, что выражается в угасании условных рефлексов. Отсюда нерационально вести подряд два урока с одним и тем же содержанием занятий. Такое сдваивание уроков приводит к понижению работоспособности учащихся на последующих уроках. Благоприятное влияние на функциональное состояние организма учащихся оказывают правильно организованные уроки ручного труда и физической культуры. После этих уроков повышается работоспособность учащихся, увеличивается количество и улучшается качество выполняемой работы. Вот почему гигиенически правильнее этим предметам отводить третьи часы занятий в 1—4-х классах.

Чередование различных предметов в режиме учебных занятий, при которых обеспечивается переключение учащихся с одного вида деятельности на другой, создает благоприятные условия для восстановления функциональной работоспособности клеток коры головного мозга.

Показано, что к наименьшему снижению работоспособности младших школьников приводит чередование уроков по схеме: русский язык, чтение, математика или математика, чтение, русский язык. Письмо и чтение — основные виды работы учащихся. Они требуют большого напряжения центральной нервной системы, особенно зрительного и двигательного анализаторов. Длительное выполнение упражнений по письму, когда, например, следуют друг за другом уроки русского языка и математики, приводит к существенному утомлению детей на третьем и четвертом уроке. Ухудшение работоспособности становится еще более резким, если учитель не учитывает наиболее эффективную продолжительность непрерывного письма и чтения детей 7-9 лет.

В соответствии с динамикой умственной работоспособности необходимо трудные уроки (математика, иностранный язык, русский язык) ставить вторым или третьим уроком. Уроки труда, физической культуры, музыки, изобразительного искусства надо ставить у младших школьников третьим уроком. В понедельник и субботу расписание должно быть облегчено за счет уменьшения количества часов и включения в него более легких уроков. Запрещено сдваивать уроки. Как исключение разрешено проводить сдвоенные уроки труда. Однако и их полезнее проводить два раза в неделю по 1 ч. Необходимо следить, чтобы в какой-нибудь день не скопились уроки, требующие много времени для выполнения домашних заданий.

Аналогичная динамика умственной работоспособности наблюдается и в течение учебной недели. Если принять нормальную работоспособность за 100%, то в понедельник она будет равняться 98%, во вторник (105%) и в среду (109%) наблюдается наибольшая работоспособность (оптимум), в четверг работоспособность начинает снижаться (96%), в пятницу она еще меньше (95%) и в субботу самая низкая (94%). Таким образом, суббота и понедельник являются днями сравнительно низкой работоспособности учащихся. В эти дни у них наблюдается замедление темпа работы и увеличение количества ошибок и описок. Снижение работоспособности в субботу объясняется значительным утомлением учащихся в конце учебной недели. Относительно же низкая работоспособность учащихся в понедельник находится в прямой связи с так называемой врабатываемостью — постепенным включением организма в работу после более или менее продолжительного перерыва в ней.

Из сказанного можно сделать вывод, что в режиме занятий на субботу и понедельник следует предусматривать меньшее количество учебных часов и преимущественно отводить их предметам, не требующим от учащихся особого умственного напряжения.

При составлении расписания следует чередовать предметы естественно-математического и гуманитарного циклов.

Распределение учебной нагрузки должно строиться таким образом, чтобы наибольший объем приходился на вторник и четверг. На эти дни в расписание должны включаться либо наиболее трудные предметы, либо средние и легкие, но в большем количестве, чем в остальные дни недели. Среда должна быть несколько облегченным днем.

Рационально составленное на всю учебную неделю расписание дает возможность избежать концентрацию в отдельные дни занятий по математике, естественным или гуманитарным наукам.

Гигиеническую оценку расписания уроков проводят в следующем порядке:

1. Для гигиенической оценки школьного расписания пользуются шкалами трудности предметов.

Читайте также: