Золотая рыба индийская народная сказка краткое содержание

Обновлено: 04.07.2024

На берегу большой реки жили в ветхом шалаше старик да старуха. Бедно жили они: каждый день старик отправлялся на реку рыбу ловить, старуха эту рыбу варила или на углях пекла, тем только они и сыты были. Не поймает старик ничего, так и вовсе голодают.

А в реке той обитал золотоликий бог Джала Камани, владыка вод. Вот как-то раз стал старик сети из реки вытаскивать, чувствует: что-то больно тяжелы нынче сети. Потянул он изо всех сил, кое-как вытащил сети на берег, заглянул – и глаза зажмурил от яркого блеска: лежит в его сетях огромная рыбина, вся будто из чистого золота отлитая, плавниками двигает, усами шевелит, во все свои рыбьи глаза на старика смотрит. И говорит золотая рыба старому рыбаку:

– Не убивай меня, старик, не уноси меня, старик, к себе домой. Отпусти ты меня лучше на волю, а за это проси у меня чего хочешь.

– Чего же мне попросить у тебя, чудо-рыба?– говорит старик.– Нет у меня ни дома хорошего, ни рису, чтобы голод утолить, ни одежды, чтобы тело прикрыть. Если ты по великой милости своей все это мне пожалуешь, я тебе до самой смерти благодарен буду.

Выслушала рыба старика, мотнула хвостом и сказала:

– Иди восвояси. Будет у тебя и дом, и еда, и одежда.

Отпустил старик рыбу в реку, сам домой пошел. Только, когда пришел, узнать ничего не может: стоит вместо шалаша из веток дом из крепких тиковых бревен, а в доме том есть просторные лавки, чтобы гостей усадить, и стоят там целые блюда белого риса, чтобы досыта поесть, и лежат грудой одежды нарядные, чтобы в праздник людям на глаза показаться не стыдно было. Говорит старик своей жене:

– Видишь, старуха, как нам с тобой повезло: не было у нас ничего, а теперь всего вдоволь. Скажи спасибо золотой рыбе, что сегодня мне в сети попалась. Это все она нам дала за то, что я ее на волю отпустил. Кончились теперь наши беды и несчастья!

Услыхала старуха, что ей муж: рассказал, и только вздохнула, головой покачала, а потом и говорит:

– Эх, старик, старик. Много лет ты прожил на свете, а ума у тебя меньше, чем у младенца новорожденного. Разве так просят. Ну съедим мы рис, одежду сносим, а дальше-то что. Ступай сейчас обратно, проси у рыбы пятерых слуг, проси дом новый – да не эту жалкую лачугу, а большой, хороший,– такой, чтобы самому царю в нем жить было не стыдно… И пусть будут в том доме кладовые, полные золота, пусть от риса и чечевицы амбары ломятся, на заднем дворе пусть новые повозки и плуги стоят, а в стойлах буйволы – десять упряжек… И еще проси, пусть рыба тебя старостой сделает, чтобы во всей округе люди нас почитали и уважали. Ступай, и пока не выпросишь, домой не возвращайся!

Очень не хотелось старику идти, но спорить с женой он не стал. Пошел он к реке, сел на берегу и стал рыбу звать:

– Явись ко мне, чудо-рыба! Выплыви, золотая рыба!

Через малое время замутилась в реке вода, всплыла золотая рыба со дна речного-плавниками двигает, усами шевелит, во все свои рыбьи глаза на старика смотрит.

– Слушай, чудо-рыба,– говорит старик,– попросил я у тебя, да, видно, мало… Недовольна моя жена: хочет, чтобы ты меня в нашей округе старостой сделала, и еще она хочет дом вдвое больше нынешнего, хочет слуг пятерых, и буйволов десять упряжек, и риса полные амбары, и украшений золотых хочет, и денег…

Выслушала золотая рыба старика, махнула хвостом и сказала:

– Пусть все так и будет!

И с этими словами обратно в реку нырнула. Пошел старик домой. Видит: собрались на дороге все окрестные жители с трубами, с барабанами, в руках держат богатые подарки и гирлянды цветов. Стоят не шелохнувшись, словно ждут кого-то. Как увидели крестьяне старика, повалились все на колени и закричали:

– Староста, староста! Вот он, наш любимый староста.

Тут барабаны забили, трубы заиграли, посадили крестьяне старика в разукрашенный паланкин, на своих плечах до дому донесли. А дом у старика опять новый — не дом, а дворец, а в доме том все, как он просил у рыбы.

Зажили с тех пор старик и старуха счастливо и безбедно, всего у них, кажется, было вдоволь, а старуха все ворчала. Месяца не прошло, как снова она стала к старику приставать:

– Разве это уважение, разве это почет? Подумаешь, большой человек-староста! Нет, нужно, чтобы ты опять к рыбе пошел да попросил ее хорошенько: пусть сделает тебя над всей землей махараджей. Иди, старый, проси, а не то, скажи, старуха, мол, моя ругаться будет…

Читать еще: Как узнать что у тебя раздвоение личности. Тест на раздвоение личности и дисбаланс подсознания

– Не пойду я, – отвечает старик.– Или ты не помнишь, как мы раньше жили, как мы голодали, как бедствовали? Все нам рыба дала: и еду, и одежду, и новый дом! Мало тебе показалось, так она нас богатством одарила, меня во всей округе первым человеком сделала… Ну чего тебе еще надо?

Сколько ни спорил старик, сколько ни отказывался — старуха ни в какую: иди, мол, к рыбе, и все тут. Что ж бедному старику делать оставалось — пришлось снова на реку идти. Сел он на берегу и стал звать: . – Выплыви, золотая рыба! Явись ко мне, чудо-рыба!

Позвал он раз, позвал другой, позвал третий… Но никто не выплыл на его зов из глубины вод, словно и не было в реке золотой рыбы. Долго ждал старик, потом вздохнул и домой поплелся. Видит он: стоит на месте богатого дома ветхий шалаш и сидит в том шалаше его старуха – в грязных лохмотьях, волосы, словно прутья старой корзины, во все стороны торчат, больные глаза струпьями залепило. Сидит старуха и горько плачет.

Посмотрел на нее старик и сказал:

– Эх, жена, жена… Говорил ведь я тебе: много хочешь – мало получишь! Говорил я тебе: старуха, не жадничай, потеряешь и то, что имеешь. Ты моих слов тогда не слушала, а вышло-то по-моему! Так чего же теперь плакать?

Сказка О рыбаке и рыбке — Пушкин А. С

Сказка О рыбаке и рыбке слушать

Сказка о рыбаке и рыбке читать

Жил старик со своею старухой
У самого синего моря;
Они жили в ветхой землянке
Ровно тридцать лет и три года.
Старик ловил неводом рыбу,
Старуха пряла свою пряжу.




Вот пошёл он к синему морю;
Видит — море слегка разыгралось.


Вот пошёл он к синему морю
(Помутилося синее море).


Пошёл он ко своей землянке,
А землянки нет уж и следа;
Перед ним изба со светёлкой,
С кирпичною, белёною трубою,
С дубовыми, тесовыми вороты.


Пошёл старик к синему морю
(Неспокойно синее море).


Воротился старик ко старухе,
Что ж он видит? Высокий терем.
На крыльце стоит его старуха
В дорогой собольей душегрейке,
Парчевая на маковке кичка,
Жемчуги огрузили шею,
На руках золотые перстни,
На ногах красные сапожки.


Вот неделя, другая проходит,
Ещё пуще старуха вздурилась;


Старичок отправился к морю
(Почернело синее море).




Старик не осмелился перечить,
Не дерзнул поперёк слова молвить.
Вот идёт он к синему морю,
Видит, на море чёрная буря:
Так и вздулись сердитые волны,
Так и ходят, так воем и воют.


Индийские народные сказки

И детей, и взрослых завораживают различные сказки народов мира, а в особенности индийское народное творчество. Стоит сказать, что каждая строка, с которой знакомится читатель, пропитана любовью народа к своей культуре.

Индийские сказки очень отличаются от подобных произведений других народов. Можно сказать, что после знакомства с творением, которое сочиняли выходцы из народа, сразу становится понятно, в какой стране родилась сказка.

Нельзя не отметить, что индийские сказки отличаются колоритом индийского духа. Читая такое произведение, можно на минуту погрузиться в мир, который был придуман жителями этой таинственной и удивительной страны. Практически всё индийские сказки склонны к набожности и учёности.

Познавательные сказки и их главные герои

Немаловажно, что сказки, рождённые в Индии, являются очень познавательными и полезными для детей всего мира. Они воспитывают в каждом ребёнке хорошие качества, учат бороться со злом, быть добродетельными и беречь свою честь до конца дней.

Зарубежные сказки всегда отличались и будут отличаться от отечественных. Это связано с мировоззрением, религией, основными жизненными принципами и т. д. Это же касается и сказок, рождённых в Индии.

Главными героями индийских сказок очень часто являлись простые люди, происхождение которых не было благородным. Скорее всего, это связано с тем, что авторами таких произведений очень часто являлись обычные выходцы их народа, дух которых был довольно силён, а их мудрость передавалась из поколения в поколение.


Жизнь старика и старухи на берегу реки. Краткое содержание

На берегу большой реки в бедности жили старик и старуха. У них не было практически ничего: ни хорошей одежды, ни вкусной еды, ни большого дома. Старик каждый день приходил к реке и ловил рыбу, потому что есть им было больше нечего. Старуха её варила или пекла, и только такая еда спасала их от голодной смерти. Бывало, что дед возвращался домой без улова, и тогда они и вовсе голодали.


Встреча с Золотой рыбой. Кратко


Недовольство старухи. Краткое содержание

Встреча с рыбой стала для старика настоящей радостью. Она согласилась выполнить его желания. Когда дед вернулся, то не смог узнать свой прежний дом: он стал намного больше и прочнее прежнего, все блюда наполнены едой, лежит красивая одежда, в которой было совсем не стыдно показаться на люди.

Старик сказал своей жене, что теперь они должны быть благодарны Золотой рыбе, стараниями которой у них стало всего вдоволь. Дед рассказал старухе, что исполнительница желаний сделала это всё ради того, чтобы старик отпустил её на волю и не приносил в свой дом.


Вторая встреча с Золотой рыбкой

Пошёл старик обратно к реке и стал звать свою благодетельницу. Она выплыла и спросила, чего же снова хочет дед. Он объяснил, что старуха недовольна. Теперь им нужно было, чтобы рыба сделала героя старостой, дом стал больше нынешнего в два раза, появились слуги и полные амбары риса. Волшебница выслушала деда и сказала, что вновь выполнит их желания, и всё будет так, как хочет жена бедного старика.

Однако и в этот раз старуха осталась недовольной. Сказала она деду, чтобы он вновь шёл в Золотой рыбе и просил большего. Старый отказался, но его жена стояла на своём. Ему больше ничего не оставалось, как идти к реке и опять звать рыбку.



Тема сказки заключается в последних словах старика. Нужно ценить то, что есть, а не гнаться за роскошью и богатством.

Сказки народов мира можно разделить на добрые, грустные, весёлые и т. д. В Индии нередко рождались вымышленные истории, которые были познавательными и поучительными.


Любят сказки не только дети, но и их родители. Каждый человек в глубине души верит, что добро, честность и правда точно смогут одержать верх над злом, лицемерием, ложью, притворством, а также другими человеческими пороками. Поэтому стоит сказать, что, скорее всего, сказки не забудутся никогда, и будут ещё очень долго передаваться из поколения в поколение, воспитывать в детях положительные качества и просто приносить огромное количество положительных эмоций и взрослым, и малышам.

Все о сказках для читательского дневника. Русские народные сказки, сказки народов мира, сказки русских и зарубежных писателей.

воскресенье, 8 июля 2018 г.

"Золотая рыба"

Индийская народная сказка "Золотая рыба"

Жанр: волшебная народная сказка

Главные герои сказки "Золотая рыба" и их характеристика

  1. Старик. Рыбак,трудился всю жизнь и о многом не мечтал, быть бы сытым и одетым. Честный, умеренный в желаниях, работящий.
  2. Старуха. Как узнала про рыбу, стала желать все больше и больше, пока не обиделась рыба и не отобрала все подарки. Жадная и завистливая.
  3. Золотая рыба, повелительница вод. Справедливая и благодарная.
  1. Старик и старуха
  2. Золотая рыба в сетях
  3. Новый дом
  4. Просьба старухи
  5. Старик староста деревни
  6. Старуха снова требует
  7. Старый шалаш
  1. Жили на берегу реки старик и старуха, и поймал однажды старик золотую рыбу.
  2. Обещала рыба старику желание выполнить и попросил он новый дом и рис.
  3. Все дала рыба, а старухе мало, хочет дворец, золото и старика в старосты.
  4. Попросил это старик и снова дала требуемое рыба
  5. А старуха не унимается, хочет, чтобы старик махараджей стал
  6. Не явилась рыба к старику, а вернувшись, он увидел снова старый шалаш.

Чему учит сказка "Золотая рыба"
Эта сказка учит во всем знать меру. Не злоупотреблять благодарностью другого человека, не требовать лишнего. Учит не быть жадным.

Отзыв на сказку "Золотая рыба"
Очень красивая индийская сказка перекликается по сюжету со сказкой Пушкина "О рыбаке и золотой рыбке". В ней также старуха пострадала от своей жадности и осталась не у разбитого корыта, но у старого шалаша и в лохмотьях. Мне очень понравилась эта поучительная история.

Пословицы к сказке "Золотая рыба"
Лучше синица в руках, чем журавль в небе.
Много хочешь - мало получишь.
Не жили богато, нечего и начинать.

Краткое содержание, краткий пересказ сказки "Золотая рыба"
Жили на берегу реки в шалаше старик и старуха. Старик ходил на реку и ловил рыбу, тем они и кормились.
Жил в этой реке бог Джала Камани, владыка вод.
И вот однажды поймал старик в сети огромную золотую рыбу. Рыба и говорит старику человеческим голосом - отпусти меня в воду и проси за то все, что захочешь.
Задумался старик, сказал, что нет у него дома, нет одежды, нет риса, чтобы голод утолить.
Обещала золотая рыба все это дать старику.
Возвращается старик домой, узнать ничего не может. Дом красивый из бревен стоит, в доме лавки для гостей, одежды новой ворох, на столе рис дымится.
Рассказал старик старухе, как поймал он золотую рыбу и дом попросил, а старуха ругает старика. Мало ей дома, надо, чтобы слуги были, кладовые с золотом, буйволы на заднем дворе, дом, чтобы царю показать не стыдно было, да и самого старика в старосты.
Не хотел старик идти к золотой рыбе, но уговорила его старуха. Пошел старик, сослался на старуху, попросил, все что она желала.
Махнула хвостом рыба, обещала выполнить просьбу, уплыла.
Вернулся старик, а его жители деревни с барабанами встречают - староста он теперь. И дом теперь у старика - настоящий дворец, а старуха все недовольна. Месяц не прошел, снова старика к золотой рыбе посылает. Проси, мол махараджей над всей землей сделать и все тут.
Пошел старик к реке, просит, чтобы явилась к нему рыба. Долго просил, не приплыла рыба.
Вернулся старик домой, а там старый шалаш стоит, старуха в лохмотьях плачет.
Отругал старик старуху, а делать нечего. Жадничать стали, потеряли все что имели.

В кратком содержание Сказки о рыбаке и рыбке речь идёт о бедном старике, который всю жизнь ловил неводом рыбу и жил со своей старухой в ветхой землянке. Поймал однажды дед золотую рыбку – ради свободы готова она была исполнить любое пожелание. Отпустил старик рыбку, ничего не пожелав. Узнав об этом, старуха разозлилась, велела исполнять её прихоти. Алчность и жажда власти привела старуху вновь к разбитому корыту.

Главные герои

  • Старик - добродушный и честный человек, проживший всю жизнь в бедности
  • Старуха - алчная и сварливая женщина, недовольная жизнью
  • Золотая рыбка - мифический персонаж, морская обитательница, наделённая магической силой

Сюжет произведения

У самого синего моря стояла ветхая землянка – там то и жили старик со старухой 33 года. Женщина пряла пряжу, а её муж ловил неводом рыбу. Так бы всё и продолжалось, не поймав бы однажды старик золотую рыбку. Человеческим голосом просила отпустить её в пучину морскую, готова исполнить любое желание. Скромный старик пожалел золотую рыбку, отпустил просто так.

Рассказал старик своей старухе о чуде таком. Недовольная старуха послала мужа к синему морю просить у рыбки новое корыто. Желание исполнилось. В следующий раз запросила старая новую избу, да ей мало стало. Была старуха и столбовою дворянкой, и вольною царицей, но захотелось ей стать владычицей морской, а золотая рыбка должна была быть у неё на посылках. Пошёл старик в очередной раз просить рыбку, но не получил ответа. Вернувшись домой, увидел снова старуху у разбитого корыта.

План пересказа

  • 1 Жизнь старика и старухи.
  • 2 Поимка золотой рыбки, после чего старик отпустил её в море.
  • 3 Просьба старухи о новом корыте.
  • 4 Желание старухи получить новую избу.
  • 5 Требование старухи стать столбовою дворянкой.
  • 6 Приказ старухи стать вольною царицей, а затем и вовсе владычицей морской.
  • 7 Возвращение в прежнюю жизнь: осталась старуха у разбитого корыта.

Главная мысль

Жадная и неблагодарная старуха осталась в итоге ни с чем. Алчность, скупость и наглость сгубили её, а ведь могла бы жить, как царица.

Вывод

Сказка учит ребят ценить то, что имеешь, радоваться жизни, несмотря на сложные жизненные ситуации. На примере старухе показано, как важно не требовать от других невозможного, и что высокомерие не приводит к добру. Чтобы добиться в жизни уважения и прочих высот, нужно трудиться – просто так ничего не достаётся, а одного желания мало.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Педагогические задачи: совершенствовать навык сравнительного анализа текстов; содействовать развитию памяти, мышления, речи, воображения, творческих способностей; учить правильно оценивать уровень собственных учебных достижений; прививать интерес к творчеству А. С. Пушкина; способствовать воспитанию уважительного отношения друг к другу, стремления к взаимопомощи

Тип урока: изучение нового материала

Педагогические задачи: совершенствовать навык сравнительного анализа текстов; содействовать развитию памяти, мышления, речи, воображения, творческих способностей; учить правильно оценивать уровень собственных учебных достижений; прививать интерес
к творчеству А. С. Пушкина; способствовать воспитанию уважительного отношения друг к другу, стремления к взаимопомощи

Планируемые результаты

Предметные: ориентируются в структуре и содержании сказки; различают главных и второстепенных героев, выражают свое отношение к ним; различают народные и авторские сказки

познавательные: овладевают навыками смыслового чтения; строят речевые высказывания; овладевают техникой чтения, приемами понимания произведения; составляют несложные монологические высказывания; осуществляют анализ, сравнение, делают выводы; овладевают навыком смыслового восприятия художественного текста;

регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; планируют свои действия;

коммуникативные: допускают существование различных точек зрения; договариваются, приходят к общему решению

Личностные: высказывают свое отношение к героям прочитанных произведений, их поступкам

Образовательные ресурсы: модели обложек

Организационная структура урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучаю-
щихся (осуществляемые действия)

Формируемые способы
деятельности

I. Организация начала урока

Заливистый школьный звонок

Позвал опять на урок

Проговаривают стихотворение, правила поведения на уроке.

Настраиваются на работу

Совместно договариваются и следуют правилам поведения и общения в школе

II. Актуализация знаний.

1. Задания для работы в парах

– Александр Сергеевич Пушкин написал:

• Сказку о…(попе и о работнике его Балде);

• Сказку о… (царе Салтане…);

• Сказку о… (рыбаке и рыбке);

• Сказку о… (мертвой царевне…);

• Сказку о… (золотом петушке)

Работают в парах и фронтально

Формируют и аргументируют свое мнение по обсуждаемой проблеме.

Умеют оформлять свою мысль в устной речи.

Ориентируются в своей системе знаний.

Делают выводы в результате работы.

Осуществляют взаимный контроль и оказывают в сотрудничестве необходимую взаимопомощь партнеру

2. Задания для фронтальной

– Найдите лишнего персонажа, чтобы поместить его
в соответствующую сказку.

а) Поп; б) Бабариха; в) Бес.

а) Гвидон; б) Черномор; в) Балда.

а) Шамаханская царица;

а) Мудрец; б) Дадон; в) Соколко

III. Постановка учебной
задачи

– Назовите жанры фольклора, с которыми человек знакомится с рождения.

– Какой жанр вам нравится больше? Почему?

– Этот сказочный волшебный герой – представитель животного мира, поймать которого хотя бы раз в жизни мечтает не только ребенок, но и взрослый. Кто это?

ТАЛОЯЗО БРЫАК (запись на доске).

– Колыбельная, потешка, считалка, загадка, скороговорка, сказка.

Формируют и аргументируют свое мнение по обсуждаемой проблеме.

Адекватно воспринимают информацию, полученную из рассказа
учителя.

Умеют оформлять свою мысль в устной речи

IV. Работа
по теме урока.

1. Знакомство
с индийской народной сказкой

Читает сказку

Физкультминутка

Мы работали отлично,

Отдохнуть не прочь сейчас.

И зарядка к нам привычно

На урок приходит в класс.

Выше руки, выше пятки,

Мы попрыгаем как зайки!

Сразу станем мы бодрей!

Потянулись и вздохнули!

Выполняют физкультминутку согласно инструкции учителя

Выполняют физкультминутку согласно инструкции учителя

2. Работа над сказками (фронтальный опрос)

– Какими деталями отличается сказка А. Пушкина
от индийской?

– Как характеризует старика первый эпизод, где он встречается с рыбкой?

– Что можете сказать о его поведении во время первой беседы со старухой?

– Какое отношение вызывает у автора и народа золотая рыбка? Почему?

– Совпадает ли количество желаний, загаданных старухой, в обеих сказках?

– Сколько желаний обычно исполняется в сказках?

– Почему, на ваш взгляд, рыбка исполнила более трех
желаний?

– У А. Пушкина старик закидывал в море невод три раза,
в индийской народной – два
и т. д.

– Добрый, простодушный, не привык извлекать корысть из чужого несчастья.

– Искренне, просто, без сожаления все рассказывает, ничего не утаивает, но слабый и покорный, привык подчиняться.

Формируют и аргументируют свое мнение по обсуждаемой проблеме.

Умеют оформлять свою мысль в устной речи.

Ориентируются в своей системе знаний.

Делают выводы в результате работы

3. Работа над сказками
(сравнение)

Задание 1. Сравните, как живут старик и старуха в обеих сказках (жилище, работа старика).

Задание 2. Одинаковые ли в этих сказках исполнители желаний?

Задание 3. Где в сказках встречаются старики с исполнителями желаний?

Задание 4. Назовите действия старух в сказках, используя таблицу (см. Ресурсный материал), сравните сказки.

– Сказки очень похожи. Несмотря на небольшие различия, их смысл одинаковый: нельзя жадничать; надо беречь,
ценить то, что у тебя есть; чтобы что-то получить, нужно трудиться, работать; быть добрым по отношению к другим людям;

– герои в сказках отличаются друг от друга характерами, но в целом образы схожи (старухи – жадные, злые, ворчливые, вызывают чувство осуждения, неприязни; старики – слабовольные, трусливые, их жалко; исполнители желаний – добрые, справедливые, вызывают симпатию);

– все изученные произведения являются сказками, так как в них есть сказочные признаки (зачин, волшебные существа, волшебные превращения, образные выражения, финал, нравственный урок);

– А. С. Пушкин создал сказку на сюжет о жадности в стихотворной форме, индийская сказка – в прозе

Осуществляют взаимный контроль и оказывают в сотрудничестве необходимую взаимопомощь партнеру.

Формулируют ответы
на вопросы.

Формируют и аргументируют свое мнение по обсуждаемой проблеме.

Умеют оформлять свою мысль в устной речи.

Ориентируются в своей системе знаний

V. Итог урока. Рефлексия

– Прочитайте измененные пословицы. Какое значение они приобрели?

• Без труда не вытащишь золотую рыбку из пруда.

• Не все то золотая рыбка, что блестит.

• Мала золотая рыбка, да дорога.

– Сформулируйте пословицы в первоначальном виде.

– В конце индийской сказки есть такие слова:

– Эх, жена, жена. Говорил ведь я тебе: много хочешь – мало получишь! Говорил я тебе: старуха, не жадничай, потеряешь и то, что имеешь. Ты моих слов тогда не слушала, а вышло-то по-моему! Так чего же теперь плакать?

Читайте также: