Можаев живой краткое содержание

Обновлено: 29.06.2024

Борис Можаев - мастер деревенской прозы, друг Солженицына. Трагедия коллективизации в его произведениях принесла ему много проблем с публикациями, но "Живой" был напечатан в середине 60-х, в хрущевскую оттепель проскользнули в печать даже такие произведения, как "Матренин двор" Солженицына и "Мастер и Маргарита" Булгакова. Правда, постановку Театра на Таганке Фурцева запретила с формулировкой "пасквиль на советский образ жизни". В конце 80-х мне попал в руки объемный роман Можаева "Мужики и бабы", а о "Живом" я узнал, посмотрев фильм "Из жизни Федора Кузькина".

Вот уж не знаю, насколько реальная ситуация описана в "Живом", но, если даже это не касается конкретного прецедента, то очень даже относится к советскому селу. Насколько я понял, автор описывает родные места, одно из сел Рязанской области. Применительно к времени, а речь идет об осени 1953 года, после смерти Сталина, очень сомнительно, чтобы кто-то мог осмелиться уйти из колхоза. Впрочем, хотя первой и главной из причин является, конечно, приближающаяся "оттепель", Можаев очень ясно и доходчиво объясняет в "Живом" первопричины. Его герой, самый обыкновенный колхозник Федор Кузькин, осенью получает от колхоза за свои трудодни шестьдесят килограмм гречихи вместе с воробьиным пометом на семью из шести человек, что в пересчете на ежедневный рацион составляет двадцать три грамма в день на человека. Зато, как замечает сам Кузькин, в колхозном инкубаторе полагается по сорок грамм чистого пшена на цыпленка.

Дух перемен наиболее ясно и полно отображен Фридрихом Горенштейном в его произведении "Место", ничего более характерного я не читал, но есть нюансы. Во-первых, время, которое описывает Горенштейн, касается города, пусть и провинциального, но с внушительными тысячами населения и речь все же идет о времени более позднем, примерно год 1956-1957. При этом я хорошо помню сам, как, скажем, перестройка в конце 80-х приходила в провинцию гораздо позже, на местах ее воспринимали с опаской, а во многие головы она так и не дошла до сих пор. И никогда не дойдет. Это еще в большей степени касалось российской деревни, главный герой "Места" как-то даже обозвал одну девушку, приехавшую из села, "дурой с трудоднями".

Но личности главного героя в "Живом" Можаева уделяется львиная доля повествования, Федор Кузькин не только поставлен в безвыходное положение, это еще и бывалый человек, у которого за плечами работа секретарем сельсовета, юридические курсы и пять лет зоны за антисоветскую агитацию. Именно на этом делает упор автор, тем более, что в подобных взаимоотношениях с руководством колхоза Кузькин является первопроходцем. Образ главного героя подкупает кристальной четностью (битый и пуганный уже человек), гибким умом и прекрасным чувством юмора. Конечно, ему в его деле кто-то и помогает, попадаются на его пути хорошие люди - председатели других колхозов (добрые хозяйственники, не желающие сеять кукурузу), секретари обкома (совпало с необходимостью иметь примеры, доказывающие наглядные отказы от старых методов) и такие же горемыки-колхозники. Но, почему бы и нет. Мне тоже попадаются порою хорошие люди.

Нужно сказать, что фильм по "Живому" ("Из жизни Федора Кузькина" 1989 года Ростоцкого) получился прекрасным, очень полно отображающим произведение, горьким и с невероятной злой сатирой. В моем понимании, лучше этот фильм снять было нельзя. Произведение же "Живой" небольшого объема, сто с чем-то страниц, слегка дополняет фильм, немногим более рассудочное и гораздо более удручающее.

Прекрасно показан сельский быт, права, вернее, бесправие рядовых колхозников, а также - целая система взаимоотношений в огромной советской бюрократической системой. Деревенская разговорная речь в совокупности с шутками и прибаутками делает "Живого" произведением живым, хотя в общей своей массе это труд обстоятельный и последовательный. Главный герой, при всей царящей в миру безнадеге, отчаянный и заряжающий энергией. Прочитав эту книгу, хочется самому не опускать рук, а решать безнадежные вопросы повседневности индивидуально и нестандартными методами. Бояться так вовсе нечего. Ведь принято считать, как на Кубе, что "чем чернее негр, тем больше у него детей". Здесь же показано иное - наличие детей, напротив, активирует нашу смелость и заставляет созидать больше, не молчать там, где мы привыкли это делать.

Нашел какие-то невнятные упоминания о сериале 2015 года "Мужики и бабы", да еще и с неуместным Певцовым в главной роли, но может кто-то смотрел?

Житель села Прудки, Кузькин Федор Фомич по прозвищу Живой, был вынужден покинуть колхоз. В Прудках Фомич был далеко не последним – занимался хозяйством, добывал мешки, кадки, телеги, сбрую, - можно сказать, был экспедитором. Жена его, Авдотья, тоже без устали работала. Однако гречихи Кузькины заработали всего лишь шестьдесят два кило за год – как прожить с пятью детьми?

С приходом нового председателя, который уже успел поруководить едва ли не каждой районной конторой от Потребсоюза и Заготскота до комбината бытового обслуживания, Гузенкова Михаила Михайловича, для Фомича началась трудная жизнь. Гузенков Фомича невзлюбил – за независимость характера и остроту языка, и поэтому давал ему такую работу, где делать приходилось много, а платили за этого всего ничего. Все, что оставалось Фомичу – это покинуть колхоз.

По возвращении из района домой Фомич продал козу, затем спрятал ружье и принялся ждать появления конфискационной комиссии. Долго ждать не пришлось. Во главе с Пашкой Ворониным комиссия обшарила весь дом Фомича, ничего материально ценного не нашла, и забрала со двора старый велосипед. А Живой сел за написание заявления в обком партии, в котором рассказал, что из колхоза его исключили за то, что он выработал 840 трудодней, а в итоге получил лишь 62 кг гречихи на все свое семейство из семи ртов, спрашивается – как же жить? В конце Фомич добавил, что близятся выборы, весь народ советский ликует, а его семейство голосовать не пойдет.

Жалоба Фомича своей цели достигла, и к нему пожаловали из области важные гости. На них произвела впечатление нищета, в которой жили Кузькины, и в районе собрали новое заседание, на котором, на сей раз, разбирать стали самоуправство, которое чинили в Прудках Гузенков да Мотяков. Каждому из них вынесли по выговору, а Фомич получил материальную помощь, паспорт вольного человека, да еще и работу сторожем при лесе. А по весне, когда сторожевая служба закончилась, Фомичу повезло устроиться кладовщиком и охранником при плотах с лесом. Так Фомич оказался и при доме, и при работе, а бывшее его начальство колхозное осталось зубами скрежетать, да поджидать удобного случая. И дождалось-таки. Поднялся раз очень сильный ветер, волны раскачивали плоты, кидали их из стороны в сторону, совсем немного было до того, чтобы оторвать их от берега и по всей реке разметать.

И вновь всё тот же извечный вопрос встает перед Живым: как дальше жить? Кузькин еще не решил, чем он займется и куда пойдет, но он точно знает, что не пропадет – его время еще не прошло! Дочитывая последние строки повести, читатель проникается силой духа Федора Фомича и понимает – не такой человек Живой, чтобы пропасть!


Борис Можаев, русский писатель, написал повесть "Живой" в период с 1964 по 1965 годы. О чем повесть "Живой"? Рязанщина. Крестьянин Фёдор Фомич Кузькин противостоит колхозному начальству, которое невзлюбило его. Действие происходит в 1950 годы.

Надо отметить, что повесть "Живой" стала самым известным произведением Бориса Можаева, по мотивам повести в 1969 году даже поставили спектакль (театр на Таганке), правда после премьеры его запретили. Обязательно прочитайте краткое содержание повести "Живой" Можаева.

Краткое содержание повести
Живой

Федору Фомичу Кузькину, прозванному на селе Живым, пришлось уйти из колхоза. И ведь не последним человеком в Прудках был Фомич — колхозный экспедитор: то мешки добывал для хозяйства, то кадки, то сбрую, то телеги. И жена Авдотья работала так же неутомимо. А заработали за год шестьдесят два килограмма гречихи. Как прожить, если у тебя пятеро детей?

Трудная для Фомича жизнь в колхозе началась с приходом нового председателя Михаила Михайловича Гузенкова, до этого чуть ли не всеми районными конторами успевшего поруководить: и Потребсоюзом, и Заготскотом, и комбинатом бытового обслуживания, и проч. Невзлюбил Гузенков Фомича за острый язык и независимый характер и потому на такие работы его ставил, где дел выше головы, а заработка — никакого. Оставалось — уходить из колхоза.

Вольную жизнь свою Фомич начал косцом по найму у соседа. А тут доярки, занятые по горло на ферме, повалили к нему с заказами. Только перевел Фомич дух — проживу без колхоза! — как заявился к нему Спиряк Воронок, работник никакой, но по причине родства с бригадиром Пашкой Ворониным имеющий в колхозе силу, и предъявил Фомичу ультиматум: или берешь меня в напарники, заработанное — пополам, и тогда оформим тебе косьбу в колхозе как общественную нагрузку, или, если не согласишься, мы с председателем объявим тебя тунеядцем и под закон подведем.

Жалоба сработала. Пожаловали важные гости из области. Нищета Кузькиных произвела впечатление, и снова было заседание в районе, только разбиралось уже самоуправство Гузенкова и Мотякова. Им — по выговору, а Живому — паспорт вольного человека, материальную помощь, да еще и трудоустроили — сторожем при лесе. Весной же, когда кончилось сторожевание, удалось Фомичу устроиться охранником и кладовщиком при плотах с лесом. Так что и при доме, и при работе оказался Фомич. Бывшее колхозное начальство зубами скрипело, случая поджидало. И дождалось. Однажды поднялся сильный ветер, волной стало раскачивать и трепать плоты. Еще немного, и оторвет их от берега, разметает по всей реке. Нужен трактор, всего на час. И Фомич кинулся в правление за помощью. Не дали трактора. Пришлось Фомичу за деньги да за бутылку искать помощника и тракториста — спасли они лес. Когда же Гузенков запретил колхозному магазину продавать Кузькиным хлеб, Фомич отбился с помощью корреспондента. И наконец, третий удар последовал: правление решило отнять у Кузькиных огород. Фомич уперся, и тогда объявили Живого тунеядцем, захватившим колхозную землю. Устроили в селе суд. Грозило ему заключение. Трудно было, но и на суде вывернулся Живой, сообразительность и острый язык помогли. А тут и судьба расщедрилась — получил Фомич место шкипера на пристани возле своей деревни. Потекла спокойная и неторопливая летняя жизнь. Зимой хуже, навигация заканчивается, приходилось плести корзины на продажу. Но снова пришла весна, а с ней и навигация, приступил Фомич к своим шкиперским обязанностям и вот тут узнал, что пристань его упраздняют — так новое речное начальство решило. Фомич кинулся к этому новому начальству и в качестве оного обнаружил своего заклятого друга Мотякова, вновь воскресшего для руководящей работы.

И снова перед Федором Фомичом Кузькиным встал все тот же вечный вопрос: как жить? Он еще не знает, куда пойдет, чем займется, но чувствует, что не пропадет. Не те времена, думает он. Не такой человек Кузькин, чтобы пропасть, думает читатель, дочитывая финальные строки повести.

Вы прочитали краткое содержание повести "Живой". Предлагаем вам также посетить раздел Краткие содержания, чтобы ознакомиться с изложениями других популярных писателей.

Одно из наиболее известных произведений писателя по которому в 1968 году в Театре на Таганке был поставлен спектакль (премьера состоялась в 1989 году), а в 1989 году режиссёром Станиславом Ростоцким был снят фильм.

Содержание

История

Повесть переведена на иностранные языки, в т.ч. английский [1] , французский [2] , немецкий [3] , польский [4] и др.

Сюжет

Летом Кузькин устраивается работать шкипером на пристань на реке Прокоше неподалёку. Зимой, пытаясь принести прутья тальника, чтобы сплести на продажу несколько кошёвок (саней), он попадает в метель и чуть не замерзает в снегу. Выйдя из больницы, Кузькин продолжает работать на пристани и один раз на рыбалке встречает Мотякова, который остался без работы из-за сокращения райисполкома. Однако в июне Кузкина вызывают в Раскидуху и сообщают, что его пристань закрывают. Он обнаруживает, что новым начальником по кадрам в конторе стал Мотяков [5] . Кузькин расстраивается, однако во время разговора и ужина на берегу с другими уволенными к нему возвращается оптимизм: он решает взять ссуду на покупку коровы и пойти работать в соседнее село Брёхово, к знакомому председателю Пете Долгому, уже выручавшему его раньше.

Отзывы

Сначала казалось открытием, а потом превратилось в суесловие выражение — “Мы — дети Двадцатого съезда”… Для многих из моего поколения, для людей, разбуженных Двадцатым съездом, истинно духовным прозрением были “Один день…” Солженицына и “Живой” Можаева. Вот чьими детьми хотелось бы стать.

Сам Борис Можаев также отмечал, что в образе Кузькина его интересовал прежде всего определённый тип характера [8] :

Когда я писал Кузькина, меня интересовал характер, могущий встретиться не только в деревенской, но и в городской жизни, характер, сформировавшийся в определённых, привычных для прежней нашей действительности условиях, характер, устойчиво проявивший себя в экстремальных ситуациях. Сохранивший достоинство и честь, оставшийся самим собою, способный, несмотря ни на что, делать своё дело. Типический, стало быть, характер. Так что Кузькин мог быть и крестьянином, и учёным, и инженером, и офицером.

Постановка

Вскоре после публикации повести Юрий Любимов решил инсценировать её в Театре на Таганке. Уже в 1968 году был поставлен спектакль, главную роль сыграл Валерий Золотухин. Однако спектакль был расценен как пасквиль на советский образ жизни и запрещён. Его премьера состоялась лишь 23 февраля 1989 года. [9]

Экранизация

В 1989 году режиссёр Станислав Ростоцкий снял двухсерийный фильм по повести. Фильм стал последней работой Ростоцкого. В роли Кузькина выступил Александр Суснин (также уроженец Рязанской области).

Читайте также: