Знакомство со свойствами материалов в детском саду

Обновлено: 04.07.2024

Цель занятия: Знакомство детей со свойствами и качествами металла и дерева.

Задачи:

  • образовательные - познакомить детей со свойствами и качествами металла и дерева. Учить сравнивать предметы по характерным признакам, делать выводы.
  • развивающие - развивать речь, логическое мышление, восприятие. Обогащать словарный запас детей понятиями пористый, плотный.
  • воспитательные - воспитывать умение работать в малых группах.

Ход занятия

1 часть. Знакомство детей со свойствами и качествами металла и дерева.

Д.игра "Чудесный мешочек". Дети поочередно опускают руку в "Чудесный мешочек ", на ощупь определяют по одному предмету, называют и выкладывают на стол. В результате игры на столе появляются металлические и деревянные предметы (металлический шар, деревянная ложка и т.п.).

Воспитатель: Из какого материала сделаны эти предметы? (деревянные и металлические)

2 часть. Физминутка

Раз, два, три, четыре-
(дети маршируют)
Нужна мебель для квартиры.
(наклоны вперед)
Грузчиков мы пригласим
(повороты туловища вправо и влево)
И поедем в магазин.
(руки перед собой сжаты в кулак - поворачиваем влево – в право изображая руль)
-Что там сегодня продают?
(повороты вправо – влево)
-Кресла, стулья, табуреты,
Шкафы, диваны и буфеты.
(приседания)

3 часть. Практическая часть

Д.игра " Найдите одинаковые предметы". Дети показывают предмет по очереди и называют его : " ложка - деревянная", "шар - металлический" и т.п. , находят одинаковые предметы. Воспитатель предлагает детям объединиться таким образом, чтобы деревянные предметы были у одной группы, а металлические у другой.

Воспитатель: У металлических и деревянных предметов свойства и качества одинаковые или разные? (ответы детей)

Воспитатель: Какие на ощупь деревянные предметы? Твердые или мягкие? А металлические? (ответы детей) А если мы бросим их на пол, что с ними станет? (дети бросают предметы на пол и убеждаются, что деревянные и металлические предметы прочные, они не разбиваются).

Воспитатель подводит итог, что у деревянных и металлических предметов есть одинаковые свойства и качества - они твердые и прочные.

Воспитатель: Давайте проверим, если постучать металл о металл , а дерево о дерево, какой звук получится? (выясняют , что у дерева звук глухой, а у металла более звонкий.).

Воспитатель: Как вы думаете, мы сможем постругать деревянную палочку? У нас получится? А металлическую? (ответы детей)

Воспитатель стругает палочку вместе с детьми. Дети видят, что у воспитателя это получается.

Воспитатель проделывает тоже с металлической палочкой.

Воспитатель: Ребята, почему деревянная палочка легко стругается, а металлическая нет? Как вы думаете? (ответы детей)

Воспитатель подводит детей к выводу, что дерево мягче, чем металл.

Воспитатель: Интересно, тонут ли ваши предметы в воде?

Дети опускают предметы в таз с водой и убеждаются , что металл тонет , а дерево нет.

Воспитатель: Почему же так происходит? (ответы детей)

.Воспитатель подводит детей к мысли, что дерево пористое, а металл плотный.

Воспитатель показывает детям молоток и спрашивает, из какого материала он сделан?

Воспитатель: Мы с вами убедились, что металлические предметы тонут, а деревянные всплывают. Как вы думаете, молоток потонет, или всплывет? Дети спорят ,каждый доказывает свою версию .Опускают молоток в воду и видят , что металлическая часть тонет, а деревянная всплывает. Дети оставляют предметы на столе и присаживаются на стульчики.

4 часть. Итог занятия.

Воспитатель: Ребята, давайте сейчас поговорим, какие свойства, и качества мы сегодня с вами узнали?

Проводится социо - игра " Волшебная палочка". Дети передают волшебную палочку друг другу по кругу, называя при этом свойства и качества дерева, а затем металла.

Воспитатель: Мне очень понравилось, как вы занимались, поэтому я приготовила для вас сюрприз, но сначала отгадайте загадку:

Жмутся в узеньком домишке,
Разноцветные детишки.
Только выпустишь на волю-
Где была пустота,
Там, глядишь, - красота!
(цветные карандаши)

Воспитатель предлагает детям нарисовать все, что им понравилось на занятии.

Предназначен для занятий по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста.

ВложениеРазмер
konspekt.docx 23.12 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект проведения непосредственной образовательной деятельности по ознакомлению со свойствами и качествами материалов в старшей группе.

Цель: Ознакомление детей со свойствами стекла.

Образовательная: Познакомить детей со свойствами стекла. Формировать умение выявлять свойства стекла (прозрачное, водонепроницаемое, гладкое, ребристое, шероховатое, толстое, тонкое, холодное, хрупкое, светлое, цветное, мелодичное), правильно подбирать слова характеризующие его свойства используя в речи прилагательные. Упражнять детей в согласовании прилагательных с существительными.

Развивающая: Совершенствовать аналитическое восприятие. Способствовать освоению различных способов обследования, установлению связей между способом обследования и познаваемым свойством стекла.

Воспитательная: Воспитывать культуру речевого общения в условиях коллективного взаимодействия; Воспитывать бережное обращение с предметами, изготовленными из стекла.

Оборудование: Изделия из стекла: вазочки, салатницы, стаканы, бутылочки, флакончики, лупа, баночки и другие стеклянные изделия, пуговицы, фигурка стеклянная, конфеты, конверт, стакан, графин с водой, мяч.

Обогащение словаря: обогатить словарный запас детей словами - свойство, водонепроницаемое, хрупкое, ребристое, шероховатое, с бугорками, солнцезащитное, увеличительное, мелодичное.

Активизация: тяжелое, толстое, легкое, прозрачное, цветное, салатница, флаконы, фужер.

Предварительная работа: Рассматривание предметов, сделанных из разных материалов, составление рассказов, чтение стихотворений о стекле, отгадывание загадок.

Этапы проведения и время

Методические указания и приемы

Этап постановки проблемы

Предлагаю детям встать в круг. Здравствуйте ребята. Давайте возьмемся за руки и подарим друг другу улыбки и хорошее настроение.

Сегодня такой замечательный день! Внимательно посмотрите вокруг себя, что вы видите?

Правильно, вокруг нас находится много предметов. Эти предметы сделаны из разного материала. Раздаётся стук в дверь. (подхожу к двери, в руках красивый конверт).

-Ребята, нам принесли письмо! Давайте его откроем и я прочитаю что там. (читаю детям загадку)

Холод терпит, а палку нет.

Что зимой дома мёрзнет, а на улице нет.

Его не видишь, а потрогать можно.

На окошечках простое,

А в бутылочках цветное,

Не бежит, не льётся,

А ударишь - разобьётся.

Очень хрупко и прозрачно

В пользу людям предназначено.

В группу заходит Бабушка Яга со словами:

-Ох стекло, стекло, стекло… какие свойства у него? Стара я стала и не зрима, забыла все что раньше было. (садится рядом с детьми) Помогите мне детишки узнать, о свойствах стекла, в моем глухом лесу нет школы, детского сада и я о нем совсем ничего не знаю!

- Так вот значит кто нам письмо прислал, давайте поможем Бабушке- Яге узнать сегодня о том какое оно- стекло! Сегодня я вас и нашу гостью, дорогие ребята, познакомлю со свойствами стекла.

Все дети вместе с воспитателем встают в круг, берутся за руки, улыбаются друг другу.

Татьяна Адамовна Волкова
Знакомство с качествами и свойствами материалов.

Детей с самого рождения окружают различные предметы, совершенно разные по своей структуре и своим качествам: мягкие, твердые, пушистые, гладкие, шершавые, упругие, тяжелые, легкие.

Знакомство со свойствами материалов я начинаю в свободной беседе, беру два предмета, совершенно разных по назначению. Спрашиваю, видят ли они предметы у меня в руках, а знают ли как они называются. Дети всегда дают положительный ответ,. Потом я бросаю предмет на пол. Спрашиваю, вы слышали, как упал этот кубик? Они отвечают, что нет. А вы слышали, как упал вот этот кубик? Они отвечают, что да. И тут мы вместе начинаем разбираться, почему же не слышно, как упал кубик, внутри которого поролон и который обшит тканью, и почему слышно, как упал пластмассовый кубик. При этом у детей развиваются тактильные, слуховые и зрительные анализаторы. Дети знакомятся с названием материала, из которого сделан предмет, это ткань, а это пластмасса. Естественно, не все запоминают такие трудные слова, которые в повседневной жизни почти не используются.

Далее идет уточнение свойств ткани и пластмассы, которые некоторые дети уже к концу младшей группы могут назвать.

Так же происходит знакомство с металлом. Дети слышат звук, с которым падает металлическая посуда и пластмассовая. Они могут сказать, что посуда из пластмассы мягкая, и тут опять идет развитие тактильных ощущений: нет, она не мягкая, твердая, гладкая, это пластмасса, и другая посудка тоже твердая, гладкая, но почему же очень хорошо слышно, когда она падает? Дети знакомятся с новым материалом, называемым обобщающим словом металл. Идет исследовательская деятельность, нужно узнать, металл это или пластмасса. Бросили на пол, услышали звонкий звук – это металл, глухой звук – пластмасса, ничего не услышали – ткань. Что же у нас в группе сделано из металла? Из пластмассы? из ткани? И тут рассматриваются предметы, которые используют каждый день, Это мебель. Из чего же сделана мебель. Материал, из которого сделана мебель в группе, условно называем – дерево. Оно тоже твердое, тоже издает звук, давайте постучим, послушаем, по дереву, а теперь постучим, послушаем, по металлу, Дети уже на слух определяют разницу в звучании металлических и деревянных предметов, если затрудняются назвать предмет после тактильного обследования, так же и с пластмассовыми и мягкими игрушками. А очень многие мягкие игрушки сделаны из меха, и дети знакомятся с еще одним материалом, который имеет такие же свойства как и ткань, но еще и пушистые – это мех. Совсем не слышно как падает мягкий пушистый зайчик. Для закрепления результата можно использовать игры,

основная цель которых развитие у детей взаимосвязей взаимодействие зрительно-тактильно-слуховых ощущений

игра проводится как в подгруппах, так и индивидуально, как организованно, так и в процессе режимных моментов.

Ребенку предлагают поместить руку под платок и на ощупь определить, из чего изготовлены различные предметы: пластмассовый кубик, тканевый, маленькая мягкая игрушка, деревянный кирпичик, пластмассовая ложка, металлическая ложка, металлическая тарелка, пластмассовая чашка.

Игра "Что лишнее?" на развитие внимания, закрепление названия материала.

Мы любим играть с конструктором.

Мы любим играть с конструктором. У нас в группе накопилось много конструктора: что - то покупали на деньги, выделенные на игрушки, что - то приносили родители и дети, и.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

Конспект занятия

по экспериментальной деятельности

в старшей группе

Цель : вовлечение детей в экспериментальную деятельность по изучению свойств предметов, создание положительного эмоционального настроя

Продолжать знакомить детей со свойствами разных материалов (соломы, дерева, камня), учить сравнивать их;

Учить самостоятельно делать умозаключения;

Способствовать развитию детской инициативы и активности;

Развивать любознательность, познавательную активность, фантазию;

Воспитывать дружеские отношения в коллективе, желание помогать друг другу.

Оборудование : солома, веточки дерева, камни, платок, картинки с поросятами для сравнения, маска волка, фишки четырех цветов для оценки занятия.

Ход занятия :

1 этап. Вводная часть

Воспитатель: - Ребята, прежде, чем я скажу тему нашего занятия, отгадаем загадку:

Всё лето они веселились, играли,

А осень пришла, строить домики стали,

Два дома снёс волк — все укрылись в одном,

И дружно зажили в том доме втроём.

( Ответы детей

( Ответы детей )

Цель: развивать внимательность, наблюдательность

На доску вывешиваются три картинки с поросятами, дети называют общие и отличительные черты.

2 этап. Основная часть

Воспитатель: И мы отправляемся в гости к трем поросятам.

За окном был летний день,

И работать было лень.

Но природа не дремала -

Скоро осень вдруг настала.

Стали мёрзнуть поросята -

И решили, что пора

Выстроить себе дома.

- Какие дома выстроили поросята? Из чего построил дом Ниф-Ниф? А Нуф-Нуф? А кто из них выстроил крепкий дом? Из чего был этот дом?

(Ответы детей)

Воспитатель: - Сейчас мы проведем первый эксперимент.

( Перед детьми лежат солома, веточки и камни, накрытые платочком. Необходимо на ощупь назвать материал и разложить его по кучкам).

Воспитатель: - Поросята удивились, увидев крепкий дом Наф-Нафа, крепкий засов на двери. Они стали смеяться над ним. И смеялись до тех пор, пока…

(Ответы детей)

Воспитатель: - А теперь давайте поиграем: нам нужно изобразить на своем лице:

(Психогимнастика)

Воспитатель: А теперь давайте посмотрим, что же произошло с домиками поросят.

(Несколько детей по очереди надевают маску волка и дуют на солому. Она разлетелась)

Воспитатель: - То же самое произошло с домиком Ниф-Нифа. Почему?

(Ответы детей)

Воспитатель: А теперь посмотрим, что же произошло с домиком Нуф-Нуфа.

(Несколько детей снова по очереди надевают маску волка и дуют на веточки. Они разлетелись)

Воспитатель: - Что же произошло? И почему?

(Ответы детей)

Воспитатель: - Давайте наберемся сил.

«Три пухлых поросенка купаются в пруду. ( показывают, как плавают)

Три ловких поросенка играют в чехарду. (прыжки с приседанием)

Три сильных поросенка играют в баскетбол (показывают, как кидают мяч в корзину)

(Воспитатель предлагает еще нескольким детям, надев маску волка, подуть на камни. Дети дуют.)

Воспитатель: А почему с камнями ничего не происходит? Что еще пытался сделать волк?

(Ответы детей)

(Дети рассматривают камни, пробуют их разломать)

Воспитатель: - Какой вывод мы можем сделать? Какой материал крепче? Из чего еще можно построить крепкий дом?

(Ответы детей)

Воспитатель ( надевает маску волка) : - Ну, подождите, сейчас я вас…

- Что решил сделать волк? Что решили сделать поросята?

(Ответы детей)

Воспитатель: А давайте придумаем. Что могли бы сделать поросята необычное, чтобы сказка закончилась хорошо для всех героев?

(Ответы детей)

3 этап. Заключительная часть

Воспитатель предлагает детям оценить занятие. Если занятие понравилось, взять красную фишку, если нет – то синюю. Если было страшно, показать желтую фишу, а если весело – зеленую.

Воспитатель: - Я бы оценила наше занятие красной и зеленой фишками, потому что мне было весело, и мне понравилось, как вы решали все проблемы. А что именно вам понравилось, какое задание было самым интересным? Что нового узнали?

(Ответы детей)

Воспитатель: - Вы – молодцы! Спасибо вам.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов


Курс профессиональной переподготовки

Воспитание детей дошкольного возраста

  • Сейчас обучается 2947 человек из 85 регионов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания


Курс повышения квалификации

Организация образовательного процесса в детском саду в условиях реализации ФГОС ДО

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 589 808 материалов в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 13.12.2020 430
  • DOCX 22 кбайт
  • 4 скачивания
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Самчук Наталья Николаевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Студенты российских вузов смогут получить 1 млн рублей на создание стартапов

Время чтения: 3 минуты

Минпросвещения упростит процедуру подачи документов в детский сад

Время чтения: 1 минута

Ленобласть распределит в школы прибывающих из Донбасса детей

Время чтения: 1 минута

Инфоурок стал резидентом Сколково

Время чтения: 2 минуты

Каждый второй ребенок в школе подвергался психической агрессии

Время чтения: 3 минуты

В ростовских школах рассматривают гибридный формат обучения с учетом эвакуированных

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Только 23 февраля!
Получите новую
специальность
по низкой цене

Цена от 1220 740 руб. Промокод на скидку Промокод скопирован в буфер обмена ПП2302 Выбрать курс Все курсы профессиональной переподготовки

Нажмите, чтобы узнать подробности

Для развития ребенка решающее значение имеет не изобилие знаний, а тип их усвоения, определяемый типом деятельности, в которой знания приобретаются. В свете данного аспекта особую значимость приобретает детское экспериментирование. Оно выступает как метод обучения, если применяется для передачи детям новых знаний. Оно может рассматриваться как форма организации педагогического процесса, если последний основан на методе экспериментирования. Вместе с тем, экспериментирование является одним из видов познавательной деятельности детей и взрослых.

(средняя группа).

Цель: знакомство со свойствами дерева и металла.

познакомить детей с деревом и металлом, с качествами этих

материалов: металл тяжелее и звонче дерева

объяснить, что предметы могут быть сделаны как из дерева, так и из металла

развивать любознательность, воспитывать у детей интерес к поисковой деятельности.

Материалы и оборудование: волшебный сундук, два чудесных мешочка, пластмассовые баночки для воды, мелкие деревянные, металлические предметы, деревянные и металлические ложки.

Воспитатель: Ребята, сегодня на занятие я принесла волшебный сундук. Хотите узнать, что в нем лежит?

Воспитатель: Давайте его откроем (сундучок не открывается). Попробуем открыть его с помощью пальчиковой гимнастики.

На двери висит замок

Кто открыть его не смог?

Постучали и открыли.

Воспитатель: Сундучок открылся. Давайте посмотрим, что же там внутри? Там лежат какие-то чудесные мешочки (достает мешочки). Интересно, что же в них лежит?

Воспитатель: Давайте потрогаем (дети по очереди трогают мешочки и высказывают свои мысли).

Воспитатель: Я сейчас развяжу один мешочек, а вы по очереди будете доставать игрушки и называть их (дети достают из мешочка игрушки и называют их).

Воспитатель: Из чего сделаны эти игрушки?

Дети: Из дерева.

Воспитатель: Если они из дерева, про них можно сказать, что они деревянные.

А теперь посмотрим, какие предметы лежат в другом мешочке (дети достают из мешочка предметы и называют их). А из чего сделаны эти предметы?

Дети: Из металла.

Воспитатель: Если они из металла, про них можно сказать, что они металлические. Ребята, предметы могут быть сделаны, как из дерева, так и из металла. Сейчас мы с вами поиграем с деревянными и металлическими предметами и узнаем о них много интересного.

Воспитатель: Ребята, давайте опустим деревянные пластинки в воду и посмотрим, что с ними произойдёт. (Дети работают в паре).

Что делают пластинки в воде?

Дети: Плавают.

Воспитатель: А теперь металлические предметы опустите в воду, что произошло с ними?

Дети: Утонули.

Воспитатель: Как вы думаете, почему деревянные пластинки плавают, а металлические утонули?

Дети: Деревянные - лёгкие, поэтому они держатся на воде, а металлические предметы утонули, потому что они тяжелее.

Воспитатель: Правильно. Из этого опыта можно сделать вывод, что металлические предметы тяжелее, поэтому они утонули – опустились на дно.

Воспитатель: У вас на подносах лежат магниты. Поднесите по очереди к магниту сначала деревянный предмет, потом металлический. Что произошло? Металлический предмет притягивает к себе магнит, а деревянный нет. А как вы думаете, ребята, из чего сделана наша доска? Это легко проверить. Доска, сделанная из металла, притягивает магнит и поэтому она называется магнитной. А вот мольберт – он из чего сделан? Он деревянный и магнит на нем не держится.

Физминутка (дети танцуют)

Воспитатель: А сейчас давайте немного поиграем в слова.

Если ты захочешь спать, в спальне ждет тебя (кровать).

Чтобы ноги отдохнули, посиди-ка ты на (стуле)

С пирогами чай попьем за обеденным (столом)

Как приятно нашей Тане, поваляться на (диване)

Свитер, кофту, теплый шарф, аккуратно сложим в (шкаф)

Мы отгадали предметы: стол, стул, диван, кровать, шкаф. Из чего они сделаны? (Они деревянные).

Воспитатель: А о металлических предметах мы отгадаем загадки?

Железные избушки держатся друг за дружку,

Одна с трубой тянет всех за собой (паровоз)

2. Яму копаю, песок таскаю (лопата)

3. Сама не ем, а людей кормлю (ложка)

4. Закручу, зажурчу, под небеса улечу (самолёт)

Воспитатель: Смотрите, сколько нужных вещей сделано из дерева и из металла.

Воспитатель: Ребята, мы совсем забыли про сундук, давайте посмотрим, что там еще лежит? Смотрите, да здесь ложки (показывает деревянные и металлические ложки). Из чего они сделаны?

Дети: Из дерева и из металла.

Воспитатель: Ложки нам нужны для следующего опыта.

Воспитатель: Для чего нужны ложки? А что еще можно делать ложками? Возьмем деревянные ложки и на них поиграем. С начала девочки играют на деревянных ложках. Какой вы слышите звук?

Дети: Глухой.

Воспитатель: А сейчас мальчики поиграют на металлических ложках (дети играют). Какой вы слышите звук?

Дети: Звонкий.

Воспитатель: Какие же ложки звучали звонче, деревянные или металлические?

Дети: Металлические.

Воспитатель: Из этого опыта можно сделать вывод: металлические ложки звучат звонче, чем деревянные.

Воспитатель: и еще один опыт.

Воспитатель: Сейчас мы проведем опыт, чтобы узнать, что тяжелее - дерево или металл. Кладем в один мешок 10 ложек деревянных, в другой -10 ложек металлических. А весами будете вы, ребята. (Мальчик и девочка по очереди берут в руки мешочки и определяют, какой мешок легче, а какой тяжелее).

Воспитатель: Из этого опыта можно сделать вывод: предметы из металла тяжелее, а из дерева легче.

Итог занятия

Воспитатель: Ребята, вам понравилось сегодняшнее занятие? О чём мы сегодня говорили?

Читайте также: