Повесть о михаиле ярославиче тверском краткое содержание
Обновлено: 08.07.2024
Михаил, святой великий князь Тверской, сын Ярослава III, внук Ярослава II Всеволодовича, родился в 1272 году, вскоре по смерти отца, от второй супруги его Ксении; прозван Тверским, ибо княжил в Твери, не быв еще великим князем, и первый утвердил независимость Тверского княжения. По кончине великого князя Андрея Александровича Тверского (1304 г.) Михаил должен был вступить на великокняжеский престол, но племянник его, Георгий Данилович Московский, оспаривал у него это право. Эта тяжба затянулась на долгие годы, усугубляясь непримиримостью и властолюбием Георгия и его родственными отношениями с татарами, – он был женат на Кончаке, сестре хана Узбека. В очередной раз объявив себя великим князем, Георгий выступил против Михаила, тот же разбил его войско и взял в плен Георгия и Кончаку, но по милосердию своему даровал им свободу. К несчастью, Кончака скоропостижно умерла, и Георгий с татарским полководцем Кавгадыем оклеветали Михаила перед Узбеком. На берегу реки Нерли Михаил расстался с матерью и исповедался духовнику в грехах, сам же направился в орду, идя почти на верную гибель. Он понимал, что таким образом полагает душу свою за близких и за весь свой народ.
Супруга Михаила, Анна, умолила Георгия дозволить перевезти останки князя в Тверь. Тверитяне встретили гроб любимого князя на берегу Волги. Сняв крышку гроба, народ с несказанной радостью увидел целость мощей, не поврежденных дальним путем. Погребение было совершено 6 сентября 1320 г. в Преображенском монастыре. Святые мощи благоверного князя обретены нетленными в 1655 г.
Летописец называет Михаила таким же отечестволюбцем, каков был св. Димитрий Солунский. Сверх достоинств государственных, Михаил отличался и семейственными, воспитанный в правилах благочестия добродетельной матерью своей Ксенией, скончавшей дни свои монахиней.
Полное житие благоверного князя Михаила Ярославича Тверского
В первой половине ХIII века Русскую землю постигло великое бедствие. По Божиему попущению на нее напали татары, разбили русских князей, попленили всю землю Русскую, пожгли много городов и сел, беспощадно избили тысячи людей. Многих увели в плен в горькое рабство, обложили народ тяжелой данью. После татарского погрома Русь долго не могла оправиться. К великим внешним бедствиям присоединились не меньшие внутренние нестроения. Князья оспаривали друг у друга право на великокняжеский престол; отправляясь в Орду на поклон ханам, они часто клеветали один на другого и строили козни друг другу.
В это безотрадно тяжелое время богоугодно жил святой князь Михаил Ярославич Тверской. Родители его вели жизнь благочестивую и ходили по заповедям Божиим. Отец его, князь Ярослав Ярославич, после кончины брата своего, великого князя Александра Невского, занимал семь лет великокняжеский престол во Владимире на Клязьме. Отправившись по делам в Орду, на обратном пути князь Ярослав сильно захворал и, чувствуя приближение смертного часа, принял монашеское пострижение с именем Афанасия, после чего скончался в 1271 году. Великокняжеская власть перешла к его брату Василию Ярославичу.
Святой князь Михаил Ярославич родился уже после смерти своего отца, в 1272 году. Мать его, благочестивая княгиня Ксения, воспитала сына в духе святой веры и заботливо научила грамоте. Молодой княжич был благочестиво настроен: он любил читать божественные книги, избегал детских игр и веселых собраний и усердно посещал храм Божий. Часто тайком от всех в тишине ночной он возносил свои горячие молитвы ко Господу. Не любил он роскошных яств, но утолял свой голод простой пищей, вел жизнь воздержную и благочестивую, постоянно боролся с плотью и был злейшим врагом своему телу, украшая душу свою цветами добродетелей. Так святой Михаил стяжал страх Божий – начало всякой премудрости. С особенной любовью он относился к нищим и убогим и подавал им щедрую милостыню. Кто терпел беды, тот смело шел к своему князю, зная, что у него найдет помощь и заступление; кого постигали несчастия и скорби, тот получал от него слово утешения и ободрения. Святая жизнь князя была поучительна для всех, и все почитали его не столько за сан, сколько за благочестие и участие к людям.
На Тверской стол благоверный князь вступил после брата своего Святослава между 1282 и 1285 годами. Свое княжение святой Михаил начал богоугодным делом – построением соборного храма в Твери. Вероятно, по совету благочестивой матери отрок-князь в 1285 году заложил каменный храм в честь славного Преображения Господа нашего Иисуса Христа на месте прежней деревянной церкви во имя святых бессребенников Космы и Дамиана. Вместе с княгиней Ксенией благоверный князь богато и щедро украсил новый храм, снабдил его святыми иконами и священной утварью, необходимой для богослужения.
Тяжелое время переживала тогда Русь: князья часто поднимались один на другого и нередко правому приходилось оружием отстаивать права свои. Великокняжеский престол занимали тогда сыновья Александра Невского Андрей и Димитрий.
Вступив на Тверской престол, святой Михаил, по обычаю того времени, отправился в Орду на поклон хану. В то время между братьями – князьями Андреем и Димитрием Александровичами – происходила усобица. В 1293 году Андрей привел татар, которые взяли 14 городов, в том числе Владимир и Москву, сильно опустошили страну и собирались идти к Твери.
Сильно опечалились тверичи тем, что князя с ними не было. Но они целовали крест, что станут биться с неприятелем из-за стен города до последней крайности и ни за что не сдадутся. Из других княжеств в Тверь сбежалось много людей, которые также готовы были сразиться с врагами. И в это самое время святой Михаил возвращался из Орды. Князь едва не попался в руки врагов, но всесильная десница Божия хранила его: о грозящей опасности его предупредил один священник, и князь счастливо проехал к родному городу. С величайшей радостью услышали тверичи весть о возвращении своего князя; они вышли навстречу ему с крестным ходом. Но татары, узнав о приходе святого Михаила, не пошли на Тверь.
Двадцати двух лет (8 ноября 1294 года) святой Михаил вступил в брак с княжной Анной, дочерью Ростовского князя Димитрия Борисовича. Вскоре его постигли испытания. В 1298 году глубокой ночью, когда все во дворе князя спали, загорелись сени княжеского дворца. Никто не слыхал начавшегося пожара. Его услышал, пробудившись, сам князь. Второпях он едва успел с княгиней выйти из горящего дворца. Вся казна его сгорела. После того князь сильно заболел.
Летописец повествует, что святой князь Михаил был высок ростом, силен и отважен. Бояре и народ его любили. Усердно читал Божественные книги, усердно жертвовал на храмы, почитал иноческий и священнический чин. Пьянства не терпел и всегда отличался воздержностью. Он желал иноческого или мученического подвига, и Господь судил ему скончаться мучеником.
Такие речи сильно смутили Московского князя, и он стал добиваться великокняжеской власти. Великий раздор начался между князьями. Георгий, как только мог, старался склонить хана на свою сторону; он давал в Орде большие дары. Святой Михаил принужден был также много тратить денег, которые собирались с бедного народа, и была великая тягота в Русской земле. Распря между князьями усилилась. Однако великокняжеская власть осталась за Михаилом Тверским. В 1305 году святой Михаил вступил на престол великокняжеский. С Московским князем святой Михаил заключил мир, но согласия между ними все-таки не было: борьба Москвы с Тверью продолжалась. Князья спорили теперь из-за княжения в Великом Новгороде, и не раз они водили свои полки один на другого. В 1313 году в Орде занял престол молодой хан Узбек. Новый хан принял магометанство и ревностно старался распространять и утверждать его между татарами. При хане Узбеке Русская земля сильно страдала.
Святой князь Михаил собрал полки свои и мужественно вышел навстречу неприятелю. 22 декабря 1317 года враги встретились в сорока верстах от Твери, при селе Бортеневе. Произошла великая битва. Войско московского князя не выдержало и поспешно побежало. Князь Михаил преследовал врагов, и бесчисленное множество воинов, побитых и смятых конями, усеяли ратное поле; они лежали, как снопы на поле во время жатвы. Великий князь Георгий с остатком войска бежал в Торжок, а оттуда – в Великий Новгород. Его жена Кончака-Агафия, брат Борис и много князей и бояр, а также и татар, взято было победителями в плен. Доспехи самого святого Михаила были все иссечены, но на теле не оказалось ни одной раны. Князь отпустил на волю многих русских пленников, захваченных татарами Кавгадыя. С великой радостью возвратился святой Михаил в Тверь и горячо благодарил за дарованную победу Господа, Пречистую Его Матерь и святого Архистратига Михаила.
Святой Михаил, поверив их льстивым речам, щедро одарил Кавгадыя и его свиту и отпустил с честью.
Между тем великий князь собрал из новгородцев и псковичей новое войско и с ним снова двинулся к Твери. Войско встретилось на Волге, около Синеевского брода. Святой Михаил не хотел еще раз напрасно проливать христианскую кровь; князья заключили мир. Святой Михаил даже предлагал князю Георгию вместе отправиться в Орду и там перед ханом ходатайствовать за Русскую землю.
И не знал жестокий хан, что казнью он сплетал святому князю неувядаемый венец мученика.
В то время хан двинулся на охоту к берегам Терека. По обычаю, его должна была сопровождать вся Орда. Повлекли также и святого Михаила. Тягостно было это передвижение для святого страдальца. На вые его лежала тяжелая колода; каждую ночь в ту же самую колоду заключали и руки святого. Одно лишь утешало его: к нему были допущены игумен, иереи и сын его Константин. Все время путешествия своего святой Михаил проводил в посте, каждую неделю он исповедовался и приобщался святых Христовых Таин. Благочестивый князь еще смолоду имел обычай каждую ночь петь псалмы Давида. Тем более теперь, осужденный на смерть, он утешал себя пением псалмов. Но так как враги заключили руки страдальца в колоду, то перед ним с разогнутой Псалтирью стоял отрок и перевертывал листы.
Краткая биография
Рождению князя предшествовала красивая легенда о встрече его отца, князя Ярослава Ярославича, с его матерью Ксенией. Согласно преданию, однажды князь охотился неподалеку от Твери, возле с. Едимоново. Он зашел в церковь на берегу реки и увидел, как его дружинник Григорий венчается с красавицей Ксенией. Князь настолько пленился красотой Ксении, что решил сам на ней жениться. Опечаленный Григорий стал монахом и основал монастырь на берегу р. Тверцы.
Недолго молодожены жили счастливо. По традициям того времени, Ярослав Ярославич отправился в Золотую Орду за ярлыком на княжение, а на обратном пути заболел и умер. Он так и не увидел своего сына, который родился в конце 1271 года.
Первые годы жизни
Вдовствующая княгиня назвала своего сына Михаилом. После смерти двух старших сыновей Ярослава Ярославича именно он становится наследным правителем Тверского княжества. Подтверждение права на княжение он получил в 11 лет, после смерти своего дяди Святослава. Но фактически власть была сосредоточена в руках княгини Ксении и бояр. Когда Михаилу было 15 лет, на Тверь участились набеги литовцев. Благодаря дружной политике соседних княжеств удалось консолидировать усилия и отбросить захватчиков далеко на запад. После этого были выделены значительные средства на укрепление Зубцова – крайнего форпоста Тверского княжества.
Не забывал Михаил Тверской и об укреплении православия на родных землях. По совету вдовствующей княжны Ксении был выстроен храм Преображения на месте древней церкви Косьмы и Дамиана.
Первые испытания
Тверское княжество в те времена формально считалось независимым от Москвы, но, благодаря тесным родственным связям, Михаил Ярославич Тверской мог претендовать на великокняжеский престол. Это обстоятельство было весьма невыгодно сыновьям Александра Невского – Дмитрию и Андрею, которые в течение длительного времени оспаривали московский престол. После кратковременной победы Дмитрия Андрей собрал войско, склонил на свою сторону татар и в 1293 году вторгся в русские земли. Восставший князь взял и ограбил 14 городов, не пощадив при этом ни Владимир, ни Москву, после чего собрался идти в тверские земли.
В это время Михаил Тверской находился в Орде, где был весьма милостиво принят ханом. В отсутствие князя тверичи поклялись держать оборону до последнего воина. Большое подкрепление в Тверь пришло и из других княжеств, пострадавших в результате набега Андрея. Узнав о предстоящей опасности, Михаил Ярославич Тверской засобирался домой. На его пути враги подстроили засаду, в которую князь, благодаря счастливой случайности, не попал. Жители Твери, узнав о возвращении Михаила, вышли его встречать крестным ходом. Но татары, увидев, что в Тверь вернулся Михаил, отказались штурмовать ее. Город уцелел.
Брак Михаила Тверского
По рассказам летописцев, Михаил Тверской бы высок ростом, отличался воздержанностью и не терпел пьянства. И бояре, и простые люди его любили. С владыкой всей Тверской земли стремились породниться многие соседские князья, сватая за князя своих дочерей и сестер. В те времена женились рано, и князь Михаил Тверской в возрасте двадцати двух лет обвенчался с княжной Анной. Девушка приходилась родной дочерью Ростовскому князю Димитрию. Брак изначально обещал быть счастливым, но злой рок постоянно испытывал счастье молодоженов. Глубокой ночью 1298 года в палатах князя начался сильный пожар. Чудом спаслись юная супруга и сам Михаил Тверской. Биография князя утверждает, что после этого случая он сильно заболел, а все его имущество было уничтожено.
Междоусобицы
1304 год стал датой смерти великого князя Андрея Александровича. Главным претендентом на престол стал Михаил Тверской как старший в роду. Но его наследственные права стал оспаривать внучатый племянник, Григорий Данилович. Согласно обычаям того времени князья должны были отправляться в Орду, чтобы получить там ярлык на княжение. Анна молила своего мужа отказаться от великокняжеского ярлыка, но тот поступил по-своему.
Одновременно с Михаилом туда же отправился и Григорий. Когда князья проезжали через Владимир, их встречал святой митрополит Максим. Он умолял Григория не оспаривать права Михаила. Максим поручился, что Григорий получит от Михаила любой город, если смирится с его старшинством, но Московский князь утверждал, что едет в Орду по собственным делам и претендовать на княжение не намерен.
Встреча в Орде
Два претендента встретились в ставке татарского хана, и их соперничество вспыхнуло с новой силой. Турецкие мурзы воспользовались междоусобицей и пообещали ярлык тому, кто принесет больше даров. И Георгий, и Михаил были вынуждены тратить все больше и больше, добиваясь благосклонности ханских представителей и вербуя сторонников среди приближенных хану лиц. Такая политика опустошила казну Михаила, легла тяжким бременем на подневольный люд. В конце концов он обошел Григория и получил заветный ярлык.
Великое противостояние
В 1305 году Михаил вернулся на русские земли и торжественно занял московский престол. Но согласие с Григорием так и не было достигнуто: родственники не раз воевали друг с другом, и противостояние продолжалось.
В начале 1313 года власть в Орде поменялась, и ханом стал молодой татарин по имени Узбек. По своим религиозным убеждениям Узбек был мусульманином и активно насаждал новую веру на русских землях.
В это же время князь Григорий не забыл своей отставки. Постоянно находясь возле молодого хана, он постепенно добился полного его доверия. Григорий даже взял в жены сестру хана Кончаку, которой после крещения было дано имя Агафья. Породнившись с Узбеком, московский князь склонил его на свою сторону и добился того, чтобы великокняжеский ярлык был переписан на него. И теперь именно Григорий должен был сидеть на московском престоле.
Вторжение
Вместе с Григорием идти на Русь должны были послы хана во главе с Кавгадыем, который входил в узкий круг самых доверенных лиц повелителя Орды. Узнав про это, Михаил Тверской с кротостью отказался от московского княжения и вернулся в родное Тверское княжество.
Но Григорий не забыл обиды и не захотел решить вопрос миром. Собрав большое войско, он двинулся на Тверь. На своем пути он испепелял города и села, сжигал поля, убивал и порабощал мужчин, а женщин и девушек отдавал на поругание. Полностью опустошив тверские земли по одну сторону Волги, он копил силы для вторжения на заволжскую территорию. Масштабы бедствия были настолько велики, что Михаил Тверской собрал бояр и епископа и обратился к ним за советом. Епископ и бояре единогласно встали на защиту родной земли и посоветовали князю сразиться с вероломным племянником.
Битва при с. Бортеневе
Противники столкнулись в конце декабря 1317 года неподалеку от Твери, в небольшом селе Бортеневе. В результате кровопролитного сражения войска Московского князя претерпели поражение и обратились в бегство. Георгий отступил в Торжок, а оттуда сбежал в Великий Новгород. Его жена Агафья-Кончака, его брат Борис и множество других соплеменников были взяты в плен. С победой и великой радостью возвратился Михаил в родную Тверь. Его доспехи были иссечены, но сам он не был ранен. Михаил отслужил молебен в честь своей победы и принес щедрые дары церкви. После поражения Григорий собрал новое войско из псковичей и новгородцев, но кровопролития удалось избежать. Князья заключили мир.
Недолог был новый мир. Жена московского князя Агафья, которая была на положении знатной пленницы в Твери, неожиданно скончалась. Поползли слухи о том, что ее отравили. Георгий отправился в Орду, и ему удалось убедить хана в насильственной смерти его сестры. В качестве гаранта своей невиновности Михаил отдал в заложники своего сына Константина, но это не помогло. Разгневанный Узбек приказал Михаилу срочно явиться в Орду.
Смерть князя
С нелегким сердцем отправился Михаил Тверской к хану Узбеку. Он понимал, что, скорее всего, назад он уже не вернется. Прибыв в Орду, князь, представ перед ханом, отверг все обвинения и запросил суда. Узбек не решился самолично умертвить князя и отдал его своему подручному Кавгадыю. 22 ноября 1318 года, после неправедного суда, Михаил Тверской погиб в собственном шатре, растерзанный толпой недоброжелателей под предводительством Кавгадыя.
Жена Михаила, Анна, умолила Георгия отдать тело мужа для погребения. Тверичи встретили гроб с телом Михаила на берегу Волги. Тело Тверского князя погребли при большом скоплении народа в Преображенском монастыре.
Приняв мученическую смерть, князь защитил свои земли от гнева татар и Георгия. За благочестие и защиту православия он был причислен к лику святых. Согласно православному канону святой Михаил Тверской стал покровителем Тверской земли. Его иконы имеются в храмах русских городов и сел, а сам он считается защитником земли русской и покровителем православных. Памятники Михаилу Тверскому находятся на его родной земле.
“Возвысив ум твой к Богу, и жития со ангелы возжелал еси, тленную славу земную оставил еси, блаженне, и положил еси душу твою за люди твоя, восприял еси венец противу трудов твоих, Богомудре Михаиле”.
Тропарь св. великому князю Михаилу Тверскому (гл.8)
Сын великого князя Ярослава Ярославича, Михаил родился после смерти отца зимой 1271/72 г. Его взрастила и воспитала – мать, княгиня Ксения. Она вдохнула в него высокие нравственные устои своего родного Вольного Новгорода. Она научила сына “святым книгам и всякой премудрости”. Она дала ему имя Михаил, что в переводе с греческого означает “равный богам”. В Твери стараниями княгини Ксении культ Михаила Архангела станет особо почитаемым с тем, чтобы почитаемо стало на Руси имя князя Михаила, которое летописцы впервые вписали в историю под 1285 г. В этот год, год совершеннолетия Михаила, Ксения вручила сыну Тверское княжество, обозначив это событие закладкой в Твери Спасо-Преображенского собора – первого каменного храма на Руси после монгольского нашествия.
Провидя судьбу сына, которому предстояло пойти по стопам своего отца, в наставники и учителя ему княгиня Ксения выбрала лучших и достойных мужчин своего княжества: пасынка князя Святослава, епископа Симеона и тверских бояр. И Михаил вырос смелым и мужественным, справедливым и свободолюбивым, с высокой душой отечестволюбца в лучшем смысле этого слова. И русичи это почувствовали еще в далёком 1293 году, когда нашли защиту от монголов именно в Твери, ставшей тогда, по сути, общерусским центром сопротивления “Дюденевской рати”.
8 ноября 1294 г. в Спасо-Преображенском соборе князь Михаил Ярославич обвенчался с ростовской княжной Анной Дмитриевной (известной на Руси святой под именем Анны Кашинской, ум.1368 г.). От этого брака родились дочь Феодора (1300 - умерла в младенчестве) и четверо сыновей: Дмитрий, прозванный “Грозные очи” (1299-1325), Александр (1301-1339), Константин (1306-1346/47) и Василий (1309-1368).
Князь Михаил – достойный продолжатель дела своего отца в решении вопросов светской и церковной власти. Его противостояние великому князю, как князя Тверского – это помимо всего прочего – противостояние монголам. Его желание подчинить Новгород и Псков – это намерение укрепить власть великого князя Владимирского, коим он стал в 1305 г. Взимание податей для Орды великим князем вместо монгольских баскаков, впервые введенное Михаилом – это шанс не столько материально, сколько опять же – законно укрепить великокняжескую власть. Кроме того, это была забота о своем отечестве, выразившаяся в удалении монголов из городов и весей Руси. Стремление великого князя Михаила поставить митрополитом всея Руси своего тверского ставленника – это мысль государя Руси. Ибо он хорошо понимал, что у раздробленной страны – “одна вера, один язык, одинаковые воспоминания и предания”, а значит единение Руси возможно только с помощью Церкви, поскольку “для всех была одна, живая, нераздельная Святая Русь” (В. Жуковский). Недаром именно его, князя Михаила, в Константинополе впервые назовут “князь всея Руси”.
Оклеветанный великим князем Юрием Московским, князь Михаил Ярославич Тверской сложил свою голову в Орде 22 ноября 1318 г. У него был выбор: спасти свою жизнь бегством, но ценой гибели подданных и разорением княжества, или погибнуть самому – и тем самым спасти свое отечество. Он выбрал последнее и пал в неравной борьбе “за други своя”.
Почитание св. благоверного князя Михаила Ярославича в Твери началось, вероятно, с того момента, когда на родину были возвращены его останки, преданные земле 6 сентября 1319 г., но официальная канонизация князя Михаила Тверского состоялась лишь в 1549 г. на втором макарьевском соборе в Москве.
Книги тверских краеведов 19 столетия и современные издания посвященны святым Анне Кашинской, Арсению Тверскому, Ефрему и Аркадию Новоторжским, Иулиании Новоторжской, Макарию Калязинскому, Нилу Столобенскому, Агриппине и Владимиру Ржевским, Савватию Оршинскому, патриарху Иову, отроку Иоанну Калязинскому.
Также представлено Житие св. Михаила Тверского в четырех редакциях: летописной (Софийской I летописи), пространной (по рукописи БАН Собр.Першина №7) и редакции Степенной книги 16 в., а также редакции ректора Тверской духовной семинарии архимандрита Макария 1765 г. Среди книг – стихи и проза российских писателей и поэтов, а также труды литературоведов, посвященные великому патриоту Руси – благоверному князю Михаилу Ярославичу Тверскому.
“Возвысив ум твой к Богу, и жития со ангелы возжелал еси, тленную славу земную оставил еси, блаженне, и положил еси душу твою за люди твоя, восприял еси венец противу трудов твоих, Богомудре Михаиле”.
Тропарь св. великому князю Михаилу Тверскому (гл.8)
Сын великого князя Ярослава Ярославича, Михаил родился после смерти отца зимой 1271/72 г. Его взрастила и воспитала – мать, княгиня Ксения. Она вдохнула в него высокие нравственные устои своего родного Вольного Новгорода. Она научила сына “святым книгам и всякой премудрости”. Она дала ему имя Михаил, что в переводе с греческого означает “равный богам”. В Твери стараниями княгини Ксении культ Михаила Архангела станет особо почитаемым с тем, чтобы почитаемо стало на Руси имя князя Михаила, которое летописцы впервые вписали в историю под 1285 г. В этот год, год совершеннолетия Михаила, Ксения вручила сыну Тверское княжество, обозначив это событие закладкой в Твери Спасо-Преображенского собора – первого каменного храма на Руси после монгольского нашествия.
Провидя судьбу сына, которому предстояло пойти по стопам своего отца, в наставники и учителя ему княгиня Ксения выбрала лучших и достойных мужчин своего княжества: пасынка князя Святослава, епископа Симеона и тверских бояр. И Михаил вырос смелым и мужественным, справедливым и свободолюбивым, с высокой душой отечестволюбца в лучшем смысле этого слова. И русичи это почувствовали еще в далёком 1293 году, когда нашли защиту от монголов именно в Твери, ставшей тогда, по сути, общерусским центром сопротивления “Дюденевской рати”.
8 ноября 1294 г. в Спасо-Преображенском соборе князь Михаил Ярославич обвенчался с ростовской княжной Анной Дмитриевной (известной на Руси святой под именем Анны Кашинской, ум.1368 г.). От этого брака родились дочь Феодора (1300 - умерла в младенчестве) и четверо сыновей: Дмитрий, прозванный “Грозные очи” (1299-1325), Александр (1301-1339), Константин (1306-1346/47) и Василий (1309-1368).
Князь Михаил – достойный продолжатель дела своего отца в решении вопросов светской и церковной власти. Его противостояние великому князю, как князя Тверского – это помимо всего прочего – противостояние монголам. Его желание подчинить Новгород и Псков – это намерение укрепить власть великого князя Владимирского, коим он стал в 1305 г. Взимание податей для Орды великим князем вместо монгольских баскаков, впервые введенное Михаилом – это шанс не столько материально, сколько опять же – законно укрепить великокняжескую власть. Кроме того, это была забота о своем отечестве, выразившаяся в удалении монголов из городов и весей Руси. Стремление великого князя Михаила поставить митрополитом всея Руси своего тверского ставленника – это мысль государя Руси. Ибо он хорошо понимал, что у раздробленной страны – “одна вера, один язык, одинаковые воспоминания и предания”, а значит единение Руси возможно только с помощью Церкви, поскольку “для всех была одна, живая, нераздельная Святая Русь” (В. Жуковский). Недаром именно его, князя Михаила, в Константинополе впервые назовут “князь всея Руси”.
Оклеветанный великим князем Юрием Московским, князь Михаил Ярославич Тверской сложил свою голову в Орде 22 ноября 1318 г. У него был выбор: спасти свою жизнь бегством, но ценой гибели подданных и разорением княжества, или погибнуть самому – и тем самым спасти свое отечество. Он выбрал последнее и пал в неравной борьбе “за други своя”.
Почитание св. благоверного князя Михаила Ярославича в Твери началось, вероятно, с того момента, когда на родину были возвращены его останки, преданные земле 6 сентября 1319 г., но официальная канонизация князя Михаила Тверского состоялась лишь в 1549 г. на втором макарьевском соборе в Москве.
Книги тверских краеведов 19 столетия и современные издания посвященны святым Анне Кашинской, Арсению Тверскому, Ефрему и Аркадию Новоторжским, Иулиании Новоторжской, Макарию Калязинскому, Нилу Столобенскому, Агриппине и Владимиру Ржевским, Савватию Оршинскому, патриарху Иову, отроку Иоанну Калязинскому.
Также представлено Житие св. Михаила Тверского в четырех редакциях: летописной (Софийской I летописи), пространной (по рукописи БАН Собр.Першина №7) и редакции Степенной книги 16 в., а также редакции ректора Тверской духовной семинарии архимандрита Макария 1765 г. Среди книг – стихи и проза российских писателей и поэтов, а также труды литературоведов, посвященные великому патриоту Руси – благоверному князю Михаилу Ярославичу Тверскому.
Читайте также: