Знакомство с фольклором в доу

Обновлено: 02.07.2024

Цель: расширение спектра профессиональных компетентностей педагогов по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников.

1. Выявить уровень профессиональной подготовленности и общей культуры педагогов.

2. Повысить профессиональную компетентность педагогического состава в данной проблеме.

3. Способствовать повышению у педагогов уровня педагогической компетентности посредством практических упражнений.

4. Формировать у педагогов целостное представление о русском народном фольклоре , его формах, методах работы с детьми дошкольного возраста с использованием малых форм фольклора .

5. Предоставить возможность педагогам провести самооценку своих способностей.

6. Создать психологически комфортную атмосферу, активизировать потенциал группы.

План проведения семинара:

1. Теоретическая часть.

2. Практическая часть

2.1. Задание для педагогов.

2.1. Тренинг для педагогов

Теоретическая часть

Без памяти нет традиций, без традиции нет воспитания,

без воспитания нет культуры, без культуры нет духовности,

без духовности нет личности, без личности нет народа!

Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям - к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.

Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе.

Общеизвестно, что дошкольники очень эмоциональны. Это эмоционально-образное восприятие окружающего мира может стать основой формирования патриотизма и нравственности. Что же такое нравственное воспитание дошкольников и в чем оно проявляется?

Нравственно-патриотическое воспитание ребенка — сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств.

Задачами нравственно - патриотического воспитания дошкольников являются:

-воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;

-формирование бережного отношения к природе и всему живому;

-воспитание уважения к труду;

- развитие интереса к русским традициям и промыслам;

- формирование элементарных знаний о правах человека;

- расширение представлений о городах России;

- знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);

- развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;

-формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.

Понимание чувства Родины у дошкольников тесно связано с конкретными представлениями о том, что им близко и дорого. Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и окружением.

У каждого народа свои сказки, и все они передают от поколения к поколению основные нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. "Это — первые и блестящие попытки русской народной педагогики, — писал К.Д. Ушинский, — и я не думаю, чтобы кто-нибудь был в состоянии состязаться в этом случае с педагогическим гением народа". Не случайно К.Д. Ушинский подчеркивал, что ". воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным". Он ввел в русскую педагогическую литературу термин "народная педагогика", видя в фольклорных произведениях национальную самобытность народа, богатый материал для воспитания любви к Родине.

Таким образом, произведение устного народного творчества не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма.

Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомится с детским садом, своей улицей, городом, а затем и со страной, ее столицей и символами.

Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, не может быть успешно решено без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры.

Приобщать детей к культуре своего народа необходимо, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь.

Очень важно привить детям чувство любви и уважения к культурным ценностям, и традициям русского народа.

Обратиться к истокам народного творчества поможет фольклор, ведь его содержание – жизнь народа, человеческий опыт, просеянный через сито веков; бережное отношение к матери-земле, трудолюбие, забота о детях, уважение к старшим, милосердие и гостеприимство, чувство долга, память о предках

Ведь русский фольклор – кладезь народной мудрости. Его притягательную, магическую силу чувствует каждый, кто соприкасается с народным творчеством. Фольклор духовно обогащает среду, в которой растет ребенок, закладывает предпосылки высоких человеческих качеств. Фольклорные произведения оказывают благотворное влияние на общение с ребенком, на развитие его речи, помогают ему ориентироваться в окружающем мире. В нем нет никаких назиданий, но между строк читается многое: народная дидактика, школа материнства. В нем заложена мудрость, проявляющаяся в умении несложными средствами решать сложные задачи. Особое значение для формирования духовно - нравственных и патриотических чувств у детей имеют фольклорные произведения.

Фольклор – одно из действенных средств, таящий такие огромные дидактические возможности. Русские народные сказки, песни, пословицы, приговорки, прибаутки - это народная мудрость, свод правил жизни, кладезь яркого богатства языка. Очень важно научить детей постигать культуру своего народа, показать им дорогу в этот сказочный и добрый мир, возродить в детских душах прекрасное и вечное. Устное народное творчество – это коллективное художественное творчество русского народа, представляющая собой одно из средств народной педагогики. Произведения фольклора имеют важнейшее значение в становлении и развитии личности каждого человека, освоение им культурных богатств, предшествующих поколений. Они необходимы ребенку для выражения в художественной форме своего, особого видения мира, порожденного возрастными психологическими особенностями.

Ценность детского фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт, эмоциональное общение. Интересное содержание, богатство фантазии, яркие художественные образы привлекают внимание ребенка, доставляют ему радость и в тоже время оказывают на него свое воспитательное воздействие. Незатейливые по содержанию и простые по форме малые формы народного творчества таят в себе немалые богатства - речевые, смысловые, звуковые. Фольклор закладывает основы не только эстетического, но и нравственного воспитания детей.

Знакомство детей с фольклорными жанрами происходит с ранних лет. Это колыбельные песни матери, игры - забавы с маленькими детьми ("Сорока", "Ладушки", "Коза" и другие, потешки, загадки, сказки. Фольклор интересен своей яркой, доступной, понятной детям формой. Дети с интересом, восхищением пытаются подражать педагогу, повторять его действие. Повторяя вместе со взрослым стихи, потешки, чистоговорки у детей развивается воображения, обогащается речь, эмоции. Упражняются органы артикуляции.

Особое место в произведениях устного народного творчества занимают уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому, фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.

Под малыми фольклорными формами мы подразумеваем – сказки, песни, частушки, потешки, пословицы, поговорки.

Поэтической ценностью нашего народа является словесное народное творчество. Припевки, приговорки использовали издавна для воспитания детей, особенно самых маленьких, чтобы привлечь внимание, успокоить, развеселить, поговорить.

Жизненные процессы, такие как одевание, купание, сопровождающиеся словами очень помогают малышу. В эти моменты он запоминает и откликается, сопровождает слова действиями - играет в ладушки, притоптывает ногами, приплясывает, двигаясь в такт.

Это не только забавляет, но и радует ребенка. При прослушивании малых фольклорных форм у детей снижается агрессивность. Потешки, прибаутки, заклички звучат ласково, выражая заботу, нежность, веру, благополучие.

Малую форму фольклора можно обыграть разными способами. При этом можно использовать театр (пальчиковый, маски и т.д.). Так же могут быть использованы разные игрушки. Играя в театр и игрушки, дети быстро представляют и запоминают сказки, потешки и т.д. Надевая костюм, ребенок представляет себя тем или иным персонажем.

Такие малые формы фольклора, как сказки, песни, частушки, потешки, пословицы, поговорки, позволяют развить речь ребенка, воспитывают любовь к родному краю и дают представление о культуре русского народа.

Заключение Фольклор в воспитании детей играет важную роль. Фольклор развивает устную речь ребёнка, влияет на его духовное развитие, на его фантазию. Таким образом, приобщение ребёнка к народной культуре начинается с детства, где закладываются основные понятия и примеры поведения. Культурное наследие передается из поколения в поколение, развивая и обогащая мир ребёнка. Фольклор является уникальным средством для передачи народной мудрости и воспитании детей на начальном этапе их развития.

Практическая часть.

Задание для педагогов . Рассказать о малых фольклорных формах и привести примеры (домашнее задание) (приложение №1)

Тренинг для педагогов

Правила игры : игра состоит из двух частей – синий и красный геймы. В каждом гейме по 20 вопросов, по 5 в каждой теме. В синем гейме вопросы более простые, они подразделяются по темам :

Каждая тема – по 5 вопросов. За правильные ответы- фишка.

В красном гейме предлагаются вопросы по темам :

Победит тот участник, кто наберет наибольшее количество баллов.

1 вопрос – Кому из зверей народной речи дают следующие названия: лесник, ломака, ломыка, костоправ.

2 вопрос – Кто это: зловещая ведьма, похитительница детей, повелительница гусей-лебедей и разных лесных тварей?

3 вопрос – Вариантов сказки с этой героиней очень много у разных народов, но неизменно в них плачут баба и дед. Кто эта героиня?

4 вопрос – Из какой сказки следующие герои: комар-пискун, слепень-жигун, муха-горюха?

Великое множество героев русского фольклора, но дети с раннего детства знают их по сказкам, знакомятся с их характеристиками и особенностями. Именно сказки порождают в детях положительное или отрицательное отношение к чертам человеческого характера и поведения.

Ответ: (при купании)

2 вопрос – Какая форма фольклора учит ребенка диалогической речи?

3 вопрос – В каких играх и занятиях эффективно использование закличек?

Ответ: (ознакомление с природой, с животными)

4 вопрос – В каких режимных моментах можно использовать малые формы фольклора, начиная с рождения?

Ответ: (в режимные моменты – одевание, кормление, купание, укладывание спать)

Использование народного фольклора в различных формах и методах воспитания детей значительно облегчает работу педагогов в проблеме разностороннего развития ребенка.

1 вопрос – В какой сказке чрезмерное любопытство героя было причиной его постоянного выкрадывания?

2 вопрос – В какой сказке поведение матери по отношению к своим детям можно назвать безответственным?

Ответ: (лиса, почти 70 сказочных сюжетов)

4 вопрос – Назовите сказки, в которых детей учат нравственным ценностям.

Понять тонкости человеческих взаимоотношений не всегда просто даже взрослым. Но для детей есть сказки, в которых добро всегда побеждает зло, и отличить одно от другого помогают детям сказочные герои.

1 вопрос – В произведении, какого поэта есть строки:

«Раз в крещенский вечерок

За ворота башмачок,

Сняв с ноги бросали …

Ответ: (Михаил Пришвин)

3 вопрос – О каком чуде природы рассказал в своей известной сказке русский писатель Аксаков?

Ответ: (об аленьком цветочке)

Ответ: (Владимир Даль)

Фольклор – связующая нить веков, которую умело использовали в своем творчестве русские писатели. Этим они подчеркивали неразрывность связи народного художественного слова и авторской поэзии.

1 вопрос – Как называются песни, которыми убаюкивают малышей?

2 вопрос – На каком литературном приеме построены колыбельные песни?

3 вопрос – Какая форма народного фольклора направлена прежде всего на физическое развитие ребенка?

4 вопрос – Как называется смешной небольшой рассказ или смешное выражение, придающее речи юмористический оттенок?

5 вопрос – На какую особенность мышления детей рассчитаны колыбельные песенки?

Ответ : (конкретно образное мышление)

Вывод: Фольклор как народная художественная педагогика начинается с поэзии пестования – колыбельных песен, пестушек и потешек. С первых же минут своего земного бытия ребенок оказывается с помощью пестушек не в хаосе звуков, а во власти слова и музыки. Пестушки, колыбельные песенки вводят его в мир, настраивая на определенный музыкально-поэтический лад, как бы успокаивая.

1 вопрос – Как называют стихотворные обращения детей к различным явлениям природы?

2 вопрос – Как называют стихотворные обращения детей к животным?

4 вопрос – Как называются детские устные рассказы, условно-реалистической или фантастической направленности?

Ответ : (Л. С. Выготскому)

Вывод: Бытовой фольклор в простой и доступной для детей форме знакомит их с явлениями окружающей жизни, помогает осознать видимые для взрослых закономерности природы, человеческих взаимоотношений.

1 вопрос – Назовите форму потешного фольклора :

По семеро в сани.

Летят три пичужки

2 вопрос – Какой детский писатель рассматривал перевертыши как собственное творчество детей?

Ответ : (К. И. Чуковский)

3 вопрос – Как еще называют перевертыши?

Потешный фольклор очень тонко, интересно пробуждает в ребенке желание узнать больше и глубже об окружающих предметах, учит понимать переносное, скрытое значение некоторых слов и выражений.

2 вопрос – Как называются короткие рифмованные стихи, применяемые детьми для определения ведущего или распределения ролей в игре?

3 вопрос – С чем связаны хороводные игры на Руси?

Ответ: (с народными обрядами)

4 вопрос – Наличие чего обязательно в детских народных играх?

Вывод: Игра – ведущая деятельность ребенка. Народная педагогика предусмотрела все закономерности игровой деятельности: правила, состав участников, роли и т. д. Дети не только играют, но и учатся человеческим взаимоотношениям. Причем усваивают их легко и с интересом

Рефлексия.

Каждый из здесь присутствующих за время семинара испытал определенные чувства. C какими чувствами вы заканчиваете этот семинар? Что полезного, приятного и интересного вы унесете сегодня?

Я предлагаю вам высказаться о своем эмоциональном состоянии.

Благодарю за внимание!

Список используемой литературы:

1. Нравственно-патриотическое и духовное воспитание дошкольников / под ред. Н.В. Микляевой – М:ТЦ Сфера, 2013

2. Приобщение детей к истокам русской народной культуры / О.Л. Князева, М.Д. Маханева – СПб, 1999

3. Фольклорно-физкультурные занятия и досуги с детьми 3-7 лет / М.П. Асташина-Волгоград: Учитель, 2013

4. Знакомство с русским народным декоративно-прикладным искусством и декоративным рисованием, лепкой, аппликацией москвичей дошкольников. / Грибовская А.А.

Рекомендую свой материал музыкальным руководителям детских садов.

ВложениеРазмер
программа по ознакомлению дошкольников с фольклором 137 КБ

Предварительный просмотр:

Структурное подразделение детский сад общеразвивающего вида "Буратино" государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Самарско й области средней общеобразовательной школы №2

с углубленным изучением отдельных предметов п.г.т. Усть-Кинельский

Фольклор – уникальная самобытная культура наших предков, благодаря которой осуществляется преемственность поколений, их приобщение к национальным жизненным истокам. Это бесценный дар памяти поколений, своеобразная копилка народных знаний о жизни, о человеке, о Красоте и Любви, об извечных проблемах борьбы Добра и Зла, Света и Тьмы. По своей сути эти знания являются универсальными, незыблемым стержнем общих законов сохранения и продления жизни на Земле. Они содержат понятия о необходимости вдумчивого и бережного отношения к окружающему миру, о творческой активности, позволяющей сохранить имеющиеся духовно – эстетические ценности, и на их основе непрерывно созидать новое. Исключительна роль традиционного культурного наследия в решении задач художественно – эстетического и творческого развития подрастающего поколения. Мудрое народное слово, отточенные веками музыкальные интонации, органичная традиционная пластика – всё это способствует воспитанию чувства осознания Красоты, позволяет привить бережное отношение к культурным традициям, как своего, так и других народов. Фольклор – художественное коллективное творчество народа, вобравшее в себя его жизненный вековой опыт и знания. Главное место в нем принадлежит песне. Песня многообразно отражает жизнь человека, раскрывает его духовную красоту и богатство, его думы и чаяния. Именно в песенном творчестве отразились извечные стремления народа к добру и правде, к счастью и справедливости.

Человек – сначала маленький, потом большой – только тогда твердо стоит на ногах, когда чувствует и понимает родную землю, ее традиции и историю.

Через исполнение народных песен мы прививаем детям любовь к родной природе, к растительному и животному миру, приучаем их слышать, и видеть голоса этой природы, чувствовать ее, соприкасаться с ней.

Приобщение детей к народным песням обогащает детей новыми впечатлениями, активизирует их мышление, тренирует память и художественно – образное восприятие, развивает воображение и фантазию, совершенствует речь. Выступая перед зрителями, дети преодолевают смущение и робость, мобилизуют внимание. Все эти качества благотворно скажутся на учебной деятельности ребенка в школе, помогут ему почувствовать уверенно среди сверстников.

Привить детям любовь к своим национальным корням – это не только эстетическое, но и, прежде всего, идейно – нравственная задача.

  1. Всестороннее гармоничное развитие детей средствами фольклора.
  2. Развитие музыкальных, творческих способностей детей.
  3. Развитие художественного и эстетического вкуса детей.
  1. Воспитывать уважение и любовь к народной песне.
  2. Научить ребенка чувствовать, переживать, уметь эмоционально передать смысл и содержание песни.
  3. Обучать детей принципам народного исполнительства: учить водить хороводы, петь в ансамбле, обыгрывать театрализованными приемами содержание песни.
  4. Активизировать и уточнять словарь детей. Расширять словарный запас, отрабатывать дикцию, работать над интонационной выразительностью.
  5. Развитие навыков общения и соучастия: контактности, доброжелательности, взаимоуважения.
  6. Формирование качеств, способствующих самоутверждению личности: самостоятельности и свободы мышления, индивидуальности восприятия.
  7. Обучить детей навыкам игры на народных инструментах

(деревянные ложки, трещотка, треугольники, бубен).

Развитие творческого потенциала в фольклорной деятельности дошкольников.

Современная педагогика и психология уделяют много внимания развитию интеллекта и творческого потенциала личности дошкольника. Решение этих задач возможно и через организацию фольклорной деятельности детей в детском саду. Детский музыкальный фольклор – это оригинальный и многообразный пласт музыкального народного творчества, богатейшей песенной культуры.

Каждый ребенок с первых месяцев жизни соприкасается с колыбельными

песнями, потешками, прибаутками, сказками, а затем подрастая, - со считалками, дразнилками, играми. Через них он познает окружающий мир, развивается физически и духовно, овладевает родным языком, осваивает навыки музыкального интонирования. Очень разнообразны жанры фольклора.

Прибаутки важны для воспитания в детях музыкальных, творческих навыков, необходимых для становления речи, тренировки памяти, пополнения информационного запаса.

Игровые и плясовые песни – образно яркие, напевные, поэтичные. Исполняя эти песни можно устраивать импровизированные хороводы и пляски. Стремление к игре, к актерству присуще детям. Игра доставляет им радость.

Русские загадки. В них богатая выдумка, остроумие, поэзия, образный строй живой разговорной речи. Каких только загадок ни придумано, чтобы проверить внимание, смекалку, сообразительность. Одни состоят из просто вопроса, другие похожи на задачки. Если ребенок смотрит на окружающий мир внимательными, зоркими глазами, замечая красоту и богатство его, то всякий мудреный вопрос и любое иносказание в загадке будут разгаданы.

Все свободное время дети играют. Почти в каждой местности есть свои игры, которые здесь родились и получили распространение. Во многих детских играх поются короткие или длинные песни – игровые припевы, исполняющиеся на простые, доступные каждому ребенку мелодии.

Хоровод – это жанр, в котором поэтика – музыкальное искусство тесно связано с элементами театрализованного действа и хореографии.

В современных условиях быстро разрушаются системы старых ценностей и идеалов, поэтому чрезвычайно важно воспитывать в ребенке с самого раннего возраста культуру духовных потребностей.

Фольклорная деятельность детей в дошкольном учреждении направлена на развитие духовно-эстетической сферы деятельности и на формирование творческой личности. Фольклорная деятельность обогащает детей новыми впечатлениями, активизирует его мышление, тренирует память и художественно-образное восприятие, развивает воображение и фантазию, совершенствует речь. Выступая перед зрителями, дети преодолевают робость и смущение, мобилизуют свое внимание. Все эти качества благотворно скажутся на учебной деятельности ребенка в школе, помогут ему почувствовать себя уверенно среди сверстников.

Построение занятий по фольклорной деятельности

Данная программа состоит из четырех разделов, работа над которыми продолжается в течение двух лет, предназначена для детей 5-7 лет.

Занятия проводятся 1 раза в неделю в вечернее время по подгруппам.

Продолжительность занятий от 20 до 30 минут в зависимости от возраста детей. Педагогический анализ знаний и умений детей проводится 2раза в год:

вводный в сентябре, итоговый в мае.

Данная программа является ознакомительной, поэтому предполагает прием детей в группу по их интересу. При наборе в группу необходимо учитывать желание детей, музыкальные способности детей, умение двигаться, эмоционально говорить.

Техника пользования дыхания – короткий бесшумный вдох, опора на дыхания и спокойное постепенное его расходование.

игры, исполнение несложных ритмических рисунков песен при помощи шумовых и ударных инструментов (трещотки, ложки, бубен, треугольник,

Общие требования по программе.

1.Научиться петь в народной манере.

2.Овладеть вокально-хоровыми навыками.

3.Получить необходимые теоретические знания по фольклору.

  • Обучиться определенному набору танцевальных движений,

уметь свободно и красиво двигаться.

  • Овладеть навыками игры на русских музыкальных инструментах.
  • Уметь ярко, выразительно передать содержание исполняемой песни.

Петь в открытой манере, мягко, легко (помнить, что крик – враг певческого голоса). Правильно формировать гласные звуки в строго речевой манере. Уметь правильно пользоваться дыханием.

Солисту петь выразительно, артистично, интонационно чисто исполнять несложную в мелодическом отношении песню.

2. Хоровые навыки.

4. Народные инструменты.

Исполнять не сложный ритмический рисунок песни, уметь поддерживать ритм при помощи шумовых и ударных инструментов (трещотки, ложки, бубен, треугольник, румба).

Развивать короткий бесшумный вдох, опора дыхания и спокойное постепенное его расходование.

Добиваться от детей сознательного пения на одном дыхании каждой отдельной музыкальной фразы.

Стремиться к тому, чтобы звук не ослабевал к концу фраз.

Культура и техника речи

Упражнение на тембр и диапазон

Зарядка для языка

Зарядка для шеи и челюсти.

Важный момент в народном

Петь так, как говоришь, один из принципов народного исполнения. Плохая, вялая дикция оказывает отрицательное влияние на звукообразование и интонацию.

Быстрые и легкие перемещения языка, губ сохраняют устойчивое положение гортани.

Развивать певческое дыхание и правильную артикуляцию, дикцию.

Совершенствовать навык четкого произношения.

Скороговорки помогают формировать правильное произношение, артикуляцию, тренируют дикцию, помогают детям научиться быстро и чисто проговаривать труднопроизносимые слова и фразы.

Элементы народной пластики и хореографии

Начальные хореографические навыки: движение руками,

хлопки в ладоши,

разведение рук, шаги с акцентным притопыванием и хлопками, движение по кругу в разные стороны, взявшись за руки.

Танец и песня неотделимы. Развивать двигательную способность детей, подвижность.

Упражняться в попеременном расслаблении и напряжении основных групп мышц.

Игра на инструментах

Учить исполнять простейшие ритмы.

Использовать для ритмических

бедрам, притопы, щелчки

Обучение детей игре на русских инструментах

(ложки, трещотки, треугольник, румба).

Развивать навыки игры на

русских музыкальных инструментах.

Старшая группа (1 год обучения)

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Проект на тему:

hello_html_m3828b6a8.jpg

Подготовила: Куплевацкая А. В.

воспитатель I квалификационной категории

с. Октябрьское .2019г.

Проект - Долгосрочный (декабрь 2019- май 2020г)

Тип проекта : Познавательно – творческий, игровой.

Участники проекта: Дети, воспитатели, родители.

Методы и приёмы, используемые в проекте:

Наглядный метод : демонстрация и иллюстрация картин, показ способов действий.

Словесный метод : коллективное чтение, прослушивание песен, сказок;

Игровой метод : игры-драматизации, игры-инсценировки, дидактические игры, настольно-печатные игры.

ЭТАПЫ ПРОЕКТА:

2 этап : ОСНОВНОЙ:

Цель: закрепить знания детьми народного фольклора.

Перспективный план по ознакомлению с народным фольклором детей раннего дошкольного возраста.

Возраст

Основная образовательная область

Интегрированные образовательные области

познавательное развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое развитие

Форма проведения

совместная деятельность детей и взрослых, самостоятельная деятельность детей

Цель

закреплять знания о жанрах и видах русского народного творчества; активизировать речь детей

Программные задачи

Воспитательные

-воспитывать у детей желание преодолевать препятствия, чтобы достичь цели;
-воспитывать интерес к культурному наследию народа

Развивающие

-развивать устную речь, активировать словарь детей по теме;
-развивать познавательную активность детей

Образовательные

-закреплять знания о жанрах и видах русского народного творчества;
-учить передавать аппликативным способом эмоциональное состояние – радость

Предполагаемый результат:

-развитие у воспитанников познавательного интереса к совместной деятельности;
-расширение и активизация словарного запаса;
-умение детей действовать самостоятельно

Словарная работа:

Предварительная работа

Методические приемы

-проблемные и поисковые ситуации
-вопросы
-сюрпризный момент
-беседа

Оборудование и материалы

видеопроектор, ноутбук
сюжетно-ролевые игрушки (домашние животные), волшебная коробка (для клада)

Ход образовательной деятельности

Дети вместе с воспитателем входят в зал.

Вместе:

Воспитатель:

Как у нас уж давно повелось,
Чтобы весело всем и счастливо жилось,
Чтоб не плакал никто и никто не скучал,
Сам народ для себя песни-шутки слагал.
(Раздаётся стук в дверь, вносят письмо)

Воспитатель: (удивленно) Какое загадочное письмо. Кто же его прислал? Прочитаем?

(Ребенок открывает конверт и достает письмо)

Воспитатель: (читает письмо) «Здравствуйте, дорогие ребята! Я знаю, что вы любите сюрпризы и поэтому для вас приготовил и спрятал клад. Предлагаю вам по следам фольклора дойти до клада. Но клад найти не просто. Вам надо пройти испытания, в помощь вам отправляю карту.

Воспитатель: Очень странное послание. И имя очень странное у дедушки - Фольклор.

Дети: потешки, прибаутки, считалки, загадки, игры, хороводы, сказки…

Воспитатель: А кто их сочинял?

Дети: Народ!

Воспитатель: Ребята, давайте начнем наш путь. Смотрите, на карте есть подсказки. Давайте все вместе найдем первую подсказку?

Дети: Первая подсказка - сумка.

Воспитатель: Кажется, я догадалась. Нам надо найти сумку. Это не простая сумка. Ребята, внутри сумки что-то должно быть. (Достают конверт с заданием)

Воспитатель: Ребята, слушайте первое задание дедушки Фольклора:
«Дорогие ребята, отгадайте мои загадки:

(дети отгадывают загадки и находят игрушки, которые загаданы в загадках)

Человеку верный друг,
Чутко слышу каждый звук.
У меня отличный нюх,
Зоркий глаз и острый слух. (Собака)

Пробираюсь по забору,
На охоту выхожу.
Мышки спрятались по норам,
Я их долго сторожу. (Кошка)

Вместо хвостика – крючок,
Вместо носа - пятачок,
Пятачок – дырявый,
А крючок - вертлявый. (Свинья)

Каждый вечер, так легко,
Она дает нам молоко.
Говорит она два слова,
Как зовут ее – … (Корова)

Воспитатель: Ребята, вы все загадки отгадали и нашли животных. Как их можно назвать по-другому, одним словом?

Дети: Домашние животные.

Воспитатель: Почему их называют домашними животными?

Воспитатель: Посмотрим на карту и найдем вторую подсказку.

Дети: Вторая подсказка – корзина.

Ребята, скажите, почему скороговорки назвали скороговорками? (Ответы детей)

Давайте встанем в круг. И проговорим скороговорки.

(Дети проговаривают скороговорки, по желанию с повтором на ускорение)

  1. Мама мыла Милу мылом.
    Мила мыла не любила.
  1. Белые бараны били в барабаны.
  2. На дворе трава,
    На траве дрова.
  3. У киски в миске сливки скисли.
  4. Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

Воспитатель. Хороши ваши язычки, справились со скороговорками.

Идем дальше, где наша карта Что нас ждет впереди?

Дети: Теремок.
(Дети находят теремок, письмо за теремком)

Ждали маму с молоком,
А пустили волка в дом.
Кем же были эти
Маленькие дети? (Козлята)

Возле леса, на опушке
Трое их живет в избушке.
Там 3 стула и 3 чашки
3 кровати, 3 подушки.
Угадайте без подсказки
Кто герои этой сказки? (Три медведя)

Он от бабушки ушёл,
И от дедушки ушёл,
Песни пел под синим небом,
Для лисы он стал обедом. (Колобок)

У Аленушки-сестрицы
Унесли братишку птицы.
Высоко они летят.
Далеко они глядят. (Гуси лебеди)

Гуси-лебеди летели,
Унести детей хотели.
Что за дерево стояло
И ребят от них скрывало? (Яблоня)

Воспитатель. Ребята, посмотрите почему-то яблоня грустная. Как вы думаете, что нужно сделать, чтобы Яблонька не грустила?

Воспитатель: Можно сделать яблоки своими руками из бумаги и приклеить их на Яблоньку.

Воспитатель: Поднимем настроение Яблоньке?

Дети: Да.

Воспитатель: Какую форму и цвет имеют яблоки?

Дети: Яблоки имеют круглую, овальную форму. Цветом могут быть красными, жёлтыми, розовыми, зелёными.

Воспитатель: Как будет яблоко по татарски?

Дети: Алма.

Воспитатель: Алма нинди?

Дети: Алма кызыл, түгәрәк, тәмле.

Воспитатель: А у нас на столах лежат квадратные и прямоугольные листы бумаги. Давайте из них вырежем яблоки и листочки и приклеим на яблоню. А мы уже знаем, как это делается. Занимайте места за столами и приступайте к работе. (Воспитатель помогает)

У кого готовы яблоки и листочки намазывайте клеем и идемте приклеивать к яблоне.

(Дети отрезают углы у квадратов и приклеивают их на Яблоню.)

Воспитатель: Какие получились яблоки?

Дети: Красивые, ароматные, привлекательные. Очень хочется их съесть.

Воспитатель: Посмотрите, как повеселело наша яблоня. Ребята, вы отлично справились с заданием!

Воспитатель: Продолжаем путь. Что у нас на карте?

Дети: На карте цветы.

(Дети находят на полу цветочки)

Воспитатель: В какую игру мы с вами сегодня поиграем?

Воспитатель: Вспоминаем правила игры: все участники игры встают парами друг за другом, водящий стоит впереди колонны и держит в руке над головой платочек. Водящего выбираем считалкой.

Дети парами встают друг за другом…

Ход игры

Играющие говорят хором:

Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло.
Глянь на небо,
Птички летят!

Воспитатель: Идем дальше. Следующая подсказка – книга.

(читает письмо) Здесь написаны поговорки и пословицы, но не полностью. Нужно вспомнить продолжение начатой пословицы и поговорки. Будьте внимательны! Я говорю начало, а вы концовку.

Нет друга-ищи, а нашел-… (береги).
Труд человека кормит, а лень… (портит).
Любовь и труд счастье… (дают).
Без труда не придет на стол… (еда).
Старый друг… ( лучше новых двух)
Кончил дело… (гуляй смело).

Воспитатель. Хорошую игру нам предложил дедушка Фольклор. Вы справились заданием. Молодцы!

Продолжаем путь. Что у нас на карте? (Доска)

На доске спрятаны картинки(солнышко, водичка, божья коровка, кот), по очереди открываем и вспоминаем потешки. (Ребенок берет картинку)

Воспитатель: Что вы видите на картинке?

Дети: Солнышко.

Воспитатель: Дедушка Фольклор хочет, чтобы мы рассказали потешку о солнышке. Кто знает потешку о солнышке?

Дети по желанию рассказывают.

Воспитатель: Молодцы! Продолжаем путь. Ребята, посмотрите на карте последняя подсказка. Что это?

Дети: Шкаф.

Воспитатель: Это не простой шкаф. Давайте посмотрим, что за чудеса нас ждут?

Дети открывают шкаф, находят клад-коробку. В коробке письмо от дедушки Фольклора.

На экране появляются Дедушка Фольклор и Бабушка-Загадушка.

- Здравствуйте, дорогие ребята! Мы очень рады нашей встрече. Вы отлично справились с нашими заданиями.

Закончились испытания –
Пришло время угощенья!
Не робейте, не стесняйтесь,
Сладостями угощайтесь!

Воспитатель и дети благодарят дедушку Фольклора, бабушку Загадушку.

Воспитатель: Ребята, вот и подошло наше испытание к концу. Мне так понравилось искать вместе с вами клад. А вам, ребята, понравилось?


Воспитание интереса к традициям и обычаям своего народа, формирования нравственности дошкольников в свете реализации ФГТ к примерной основной общеобразовательной Программе дошкольного образования и основных положений ФГОС ДО.

Основным направлением педагогической деятельности является развитие творческих, познавательных, интеллектуальных, художественно-эстетических способностей каждого ребёнка.

Каждая личность-это динамичная система, развитие которой зависит от уровня совокупной физической, интеллектуальной, психической и духовной деятельности человека. Задача образования – так организовать жизнь ребёнка, чтобы все эти виды деятельности были реализованы имаксимально, т.е. оптимально развивался потенциал воспитанника в определённый возрастной период.

К сожалению, в системе нашего образования, до сих пор существует значительный дисбаланс, суть которого в чрезмерном акцентировании на развитие интеллектуальных и физических способностей ребёнка и в недостаточной степени на развитие психического, а особенно духовного аспекта личности. Без направления маленького человека к Правде,

Добру и Красоте никакое образование ничего не стоит!

Музыкальный руководитель
Ермоленко И. А.

Читайте также: