Зимующие птицы развлечение в доу

Обновлено: 07.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Экологическое развлечение в подготовительной группе “Зимующие птицы”

Ход занятия:

Программное содержание:

Систематизация и дополнение знаний детей о зимующих и перелетных птицах, помощь в использовании освоенных ранее знаний и умений решать проблемную ситуацию.

Развитие познавательного интереса дошкольников к миру природы, развитие слухового и зрительного внимания, связной речи.

Закрепить знания детей о корме , который можно использовать в подкормке птиц.

Воспитание у детей интереса и бережного отношения к пернатым.

Вступительная часть Слайд 1

Воспитатель: - Ребята, когда я сегодня шла на работу, ко мне подлетела сорока и затрещала: «Была сегодня в лесу, ничего не пойму, птиц совсем не видно. Неужели пришла в лес беда?( Ответы детей)

Воспитатель: -А ведь мы — то с вами знаем, почему в лесу сейчас нет птиц. Правда?

-Хотите помочь сороке? Тогда приступим к делу.

-Вы знаете уже, что есть люди, которые изучают птиц. Кто помнит, как называется эта профессия?

Орнитолог — это биолог, изучающий птиц. Он наблюдает за их поведением в лесу, городе и в зоопарке.

Хотите поиграть в ученых-орнитологов?

Ребята, кто мы сегодня с вами будем? – орнитологи.

-Тогда давайте вместе отправимся в лес и поможем Сороке разобраться и понять, что же происходит в лесу.

Воспитатель: Давайте вспомним, как вести себя в лесу? ( Правила поведения в лесу)

-Раз, два, три, повернись, на лесной опушке окажись! Музыка №1

(Дети поворачиваются вокруг себя и оказываются на лесной опушке) .

Воспитатель: Вот мы с вами и в зимнем лесу. Каких только деревьев нет в лесу! Как много снега! В лесу снег белый и чистый и воздух в лесу чистый. Подышите им.

Как красиво! Тишина. А что это за шум? Что за суета среди деревьев?

Воспитатель: - Ребята, да это птицы. Но где — же они?

Ребята, я вижу высокое, красивое дерево. Подойдём к нему

Воспитатель :-Посмотрите, какая бойкая стайка поселилась на дереве.

Воспитатель: Как называется это дерево? На её ветках сидит птица клёст . Как вы думаете, почему клёст поселился на ели?

Дети: Потому что клёст питается семенами ели.

Воспитатель: Ребята, клёст нам что-то говорит. Он говорит, чтобы мы не шумели, не пугали его птенцов. Удивительно, мороз, холод, а у клеста вывелись птенцы!

Вот так новость :

Появились пять птенцов!

А метель метёт, метёт,

А отец себе поёт :

- Что нам холод, что нам снег,

Что деньки студёные!

Ребятишки у меня очень закалённые!

Воспитатель : Удивительная птица клёст , только у него появляются птенцы зимой. Как вы думаете, почему у клеста появляются птенцы зимой?

Дети: Потому что клёст не боится холода и корма у него достаточно, ведь он питается семенами.

Воспитатель: Посмотрите на клеста и скажите, что у него ещё есть удивительное.

Дети: У клеста кривой клюв.

Воспитатель: Почему у клеста кривой клюв?

Дети: Что бы легко доставать семена из твёрдых еловых шишек.

Воспитатель: Клёст опять нам что-то говорит. Он говорит, что птенцы рождаются с прямым клювом. Но когда они начинают кормиться сами, то их клюв искривляется. Вот как много мы сегодня узнали о клестах. Но нам надо идти дальше.

Давайте,чтобы не замёрзнуть мы с вами , поиграем

Воспитатель: Ребята, я вижу дерево с красными ягодами. Подойдём к нему. Что это за дерево?

Воспитатель: Посмотрите, и здесь нас встречают птицы . Музыка №4

Что такое? Посмотри!

Выпал снег – на нём огни!

Это вовсе не огни,

Это птицы – снегири !

Воспитатель: Посмотрите на птиц и скажите , что удивительного есть у снегиря и свиристеля?

Дети: У снегиря ярко-красное оперение на груди, а у свиристеля на голове хохолок.

Воспитатель: Почему снегиря и свиристеля мы увидели на рябине?

Дети: Потому что они любят лакомиться её ягодами.

Воспитатель: Ребята, снегирь и свиристель что - то говорят. Они говорят, что они – жители Севера. Когда наступают холода, снегири и свиристели прилетают в наши леса. Ведь для них, северных птиц , наши леса, всё ровно, что для перелётных птиц тёплые южные страны . Морозов они не бояться – оперение у них тёплое, а пищи – ягод – предостаточно. А клювы у снегиря и свиристеля очень крепкие, ведь ягоды от мороза очень твёрдые. Своим клювом они могут расколоть даже крепкий орех. А нам пора дальше.

Воспитатель: Я предлагаю поиграть

Подвижная игра“Мы птицы” Музыка №5

Воспитатель - Подойдите ко мне. Встаньте в круг.

Девочки и мальчики

Вокруг себя повернитесь,

В зимующих птиц превратитесь. (Каждый ребенок определенная птица)

Воспитатель - Сейчас я загадаю вам загадки. В круг вылетает та птица, о которой будет загадка. (рэсемнэрен башта кулларына тоттырып чыгарбыз)

В сером кофточке

По двору гуляет,

В круг вылетает воробей.

Раздается громкий стук

Среди веток тук да тук.

Чистишь дерево, приятель?

В круг вылетает дятел.

А вот маленькая птичка –

Звонко песенку поет,

Сало вкусное клюет.

В круг вылетает синица.

В круг вылетает ворона.

Любит зернышки клевать.

С первым снегом на рябине

Он появится опять.

В круг вылетает снегирь.

В круг вылетает сорока.

-А сейчас устроим веселый птичий хоровод. Но для начала вспомним.

• У вороны голос, какой? (Низкий, громкий).

• Крылья у неё какие? (Большие, черные).

• Как ворона передвигается? (Ходит).

• Снегирь, синица, воробей будут петь звонко, весело; крылышки у них маленькие, они будут летать.

• Покажите, как вы будете это делать?

Но быстро зимний день кончается,

Птичьи игры прекращаются.

-Зимующие птицы вокруг себя повернитесь в мальчиков и девочек превратитесь.

Воспитатель: Ребята, я слышу какой-то стук. Кто это? Слайд 5

- Я недаром тут стучу :

Червяков достать хочу.

Пообедаю на славу

Воспитатель: Посмотрите, какой у дятла длинный и сильный клюв. Зачем ему такой клюв?

Дети: Чтобы долбить дерево.

Воспитатель : А зачем дятлу долбить дерево?

Дети : Он достаёт из-под коры вредных насекомых и их личинок.

Дети : Дятел долбит больное дерево или погибшее, т. к. в этих деревьях больше вредителей.

Воспитатель : Как называют птиц , которые улетают на юг?

Дети : Перелётные.

Воспитатель : Почему птицы улетают на юг ?

Дети : Потому что зимой птицам холодно и голодно .

Воспитатель : А почему птицы возвращаются назад ?

Дети : Потому что здесь их Родина.

Воспитатель : А зимой голоса каких птиц мы можем услышать ?

Воробей: За что люблю я воробья? Слайд 6

За то, что он такой как я.

Когда приходят холода

Не улетает никуда.

Сорока: Всюду я летаю, Слайд 7

Все на свете знаю.

Знаю каждый куст в лесу,

Новость на хвосте несу.

Может быть меня за это

И зовут лесной газетой.

Синица: Вот — синица — эта птица Слайд 8
Не летит в чужие страны,
Ей и дома веселиться
Не мешает ветер странный.
Ей и вьюга не помеха,
И мороз, что так крепчает.

Воспитатель : Ну, что замёрзли в зимнем лесу? Пора возвращаться в детский сад. Раз, два, три, повернись, и в детском саду окажись Музыка №7

Воспитатель : - Когда орнитологи ведут работу по изучению птиц, они пишут статью, работу или книгу. Давайте и мы сегодня вспомним все, что мы узнали о зимующих птицах.

Воспитатель : Ну что, маленькие исследователи, могут птицы прожить холодной , снежной зимой? Что им помогает?

Дети : Тёплое оперение, видоизменённый клюв.

Воспитатель : Голодная птица сильно страдает от холода. Зимой день короткий, а чтобы выжить, не замерзнуть, пищи нужно съесть гораздо больше, чем летом.

-Ребята, а легко ли птицам зимой искать себе корм?

Воспитатель : - Да, правильно, птицам зимой тяжело найти себе корм. И поэтому они прилетают ближе к людям за помощью.

Хоть зимующие птицы и приспособлены к жизни зимой, но им очень трудно. Как мы можем помочь птицам перезимовать.

Дети : Повесить кормушки, подкармливать птиц

Воспитатель: Я вам хочу напомнить, что еда с нашего стола для птиц не годиться.

У каждой птицы свой любимый корм.

-Когда мы кормили птиц, мы соблюдали некоторые правила. Давайте их повторим.

Дети: Во время подкормки не сорить, не оставлять на улице полиэтиленовые пакеты, жестяные банки, коробки

Подкармливать птиц надо в одном и том же месте, желательно в одно и тоже время, птицы сами будут прилетать к этому времени

Кормить птиц надо регулярно, ежедневно, нельзя подкармливать время от времени, именно в морозы пища нужна птицам каждый день, чтобы они выжили

-Корма класть немного, именно для того, чтобы подкормить, поддержать в трудное время.

Воспитатель: Ребята.вы говорили,что птицам трудно приходится зимой. Они всегда ждут помощи .Поможем птицам пережить суровые зимы? Сейчас ,своими руками сделаем кормушки для птиц.

Подготовили воспитатели: ШвецоваЛ. В. Муратова Л. А.

г. Моздок 2013 года

• Систематизация и дополнение знаний детей о зимующих и перелетных птицах, помощь в использовании освоенных ранее знаний и умений решать проблемную ситуацию.

• Приобщать дошкольников изготавливать кормушки из простого подручного материала.

• Развитие познавательного интереса дошкольников к миру природы, развитие слухового и зрительного внимания, связной речи.

• Закрепить знания детей о корме, который можно использовать в подкормке птиц.

• Воспитание у детей интереса и бережного отношения к пернатым.

• Активизация словаря ребенка – дошкольника: перелетные и зимующие птицы; насекомоядные; зерноядные; околоводные – водоплавающие.

• Магнитофон с аудиозаписями

Костюмы: хозяйка птичьего царства, синицы, сороки, воробья.

• Знакомство детей с птицами и их жизнедеятельностью на занятиях по экологическому воспитанию, развитию речи, в ходе прогулок, при знакомстве со сказками и природоведческой литературой, просмотре телепередач.

• Изготовление вместе с родителями кормушек, выбор для них места, размещение их на участке детского сада.

• Подкормка птиц.

• Рисование детьми зимующих птиц.

• Разучивание стихов, сценки; чтение рассказов о зимующих птицах.

Дети приходят в Зимний лес, где их встречает Хозяйка птичьего царства (звучит музыка леса).

Вос-ль: Мы пришли в зимний лес на праздник зимующих птиц.

ХПЦ: Здравствуйте, ребята! Вы узнали, кто я?

ХПЦ: Правильно! Спасибо вам, что пришли. Хоть дел у меня и много, но я вам всегда очень рада, хочу послушать, как вы дружите с жителями моего царства птицами, как вы им помогаете, за что вы любите птиц. Расскажите. В-ль задает дополнительные вопросы о птицах.

Рассказы и ответы детей.

ХПЦ: Царство мое огромное. Где только не живут птицы : в лесах и садах, на лугах и полях, около воды - всюду вы услышите их удивительные голоса.

Аудиозапись пения птиц.

Но когда наступает зима, жителям моим приходится не сладко. Не все мои птицы могут перенести холодную зиму. Вот я и хочу узнать, знаете ли вы какие птицы еще осенью улетают на юг. (ответы детей)Как назвать одним словом птиц, которые улетают на юг (ответы детей) А какие могут остаться с нами зимовать (ответы детей)Как назвать одним словом птиц которые остаются на зиму? (Ответы детей)

Воспитатель предлагает рассказать стихи о птицах.

Дети читают стихи.


Кружат снежные метели,

По ночам трещит мороз,

На вершине пышной ели

Лущит шишку яркий клест.

Он мороза не боится,

Не страшна ему зима!

Сосны, ели дарят птице

Доктор дятел есть в лесу,

Бережет его красу.

Заболеет старый дуб,

Дятел носом стук, да стук.

Под корой наверняка

Он отыщет червяка

Дятел носом стук, да стук,

Дятел лесу верный друг.

Все на свете знаю.

Знаю каждый куст в лесу,

Новость на хвосте несу.

Может быть меня за это

И зовут лесной газетой.

Стихотворение о воробье

За что люблю я воробья?

За то, что он такой как я.

Когда приходят холода

Не улетает никуда.

ХПЦ: Какие хорошие стихи! Спасибо вам,ребята! А загадки мои отгадаете?

Загадки о птицах

Это старый наш знакомый :

Он живет на крыше дома.

Он летает на охоту

За лягушками в болото.

На шесте -дворец,

Во дворце — певец,

Мал конек за морем бывал:

Сверху — черное суконце,

Снизу — белое полотенце.

Хочет — прямо полетит,

Хочет — в воздухе висит,

Камнем падает с высот,

А весной в полях поет.

Ты его узнаешь сразу:

Он за плугом важно ходит,

Червяков, жуков находит.

Непоседа птица эта,

Одного с березой цвета:

А зовут ее (Сорока)

Плотник острым долотом

Строит дом с одним окном.

«Я по дереву стучу,

Посмотрите – выше крыш

Небо режет быстрый ….

Всю ночь летает –

А станет светло –

Спать летит в дупло.

И зимой найдет приют:

Не боится он простуды -

С первым снегом тут как тут!

Кар-кар-кар! - кричит плутовка.

Ну и ловкая воровка!

Все блестящие вещицы

Очень любит эта птица!

И она вам всем знакома,

Как зовут ее (Ворона)

Во дворце певец.

На одной ноге стоит,

В воду пристально глядит.

Тычет клювом наугад,

Ищет в речке лягушат.

На скале он строит дом.

Разве жить не страшно в нём?

Хоть кругом и красота,

Но такая высота!

Нет, хозяин не боится

Со скалы крутой скатиться -

Два могучие крыла

В лесу на ветке она сидит,

Года она нам всем считает,

Птенцов своих она теряет.

Как птицу эту зовут? -

Каждый вечер спать ложусь,

В комнате один я не боюсь.

Засыпаю сладко я,

Под пенье птицы -

Кто зимой средь хвойных веток

В феврале выводит деток?

Необычный клюв - крестом,

Птичку ту зовут. (клестом)


ХПЦ: А вы знаете, почему одни птицы могут оставаться с нами зимовать, а другие нет.

ХПЦ: Пока снега мало, моим зимующим птицам еды хватает : они собирают семена с деревьев и трав, которые еще видны из – под снега. А вот когда зима наметет огромные сугробы и все растения с семенами спрячутся в снегу, тогда моим птицам приходится совсем плохо. Да и морозы к середине зимы усиливаются. И согреть моих птиц может только еда.

ХПЦ: Сейчас я взмахну своим волшебным перышком и вы что – то увидите.

Вылетает Воробей и Синица.

Птичья жизнь зимой ужасна!

Против нас мороз, бураны,

Да еще и хулиганы!

Нас выслеживают кошки,

И во рту с утра ни крошки!

Червячков и мошек нет.

А без них - какой обед!

Ой, как трудно жить на свете!

Что нам делать? Кто ответит?

Добрый день, синичка, здравствуй!

Чик - Чирикин как дела?

Ой, не терпится похвастать –

Я сегодня принесла

Будет всем нам что поесть.

Рассказала мне подружка

Про какие – то кормушки.

Дескать, дети есть такие –

Ну, совсем совсем, не злые,

А, как раз наоборот –

Помогают птицам!

Перестань трещать сорока,

О еде, о жизни легкой,

Да еще о добрых детях.

Сказки нет глупей на свете.

Не поверю никогда

Будто где – то ждет еда!

Никому мы не нужны.

Эх, дожить бы до весны!

А вот я бы полетела.

Что – то кушать захотела.

Я еще два дня назад.

Кто со мною в детский сад?

Так и быть, я полечу-

Я всю зиму есть хочу.

Все улетают на кормушки.

Танец птиц.

Через некоторое время возвращаются на прежнее место синичка, воробей и сорока

Ах, какой чудесный пир!

Я теперь люблю весь мир!

Был жестоким день обычный,

Оказалось, не со зла.

Людям я не безразлична!

Я нужна им! Ну дела!

Да, в саду я убедился:

На сороку зря сердился.

И теперь уж наяву

До весны я доживу!

А весной мы дружно вместе

Будем петь вам, люди, песни,

Защищать от злой беды

Ведь на сытый- то желудок

Нам, пернатым, ерунда.

И любое время суток,

Обращается к синичке:

Ты со мной согласна?

Я, сосед, с тобой согласна!

Как на свете жить прекрасно!

Птицы улетают.


Вос-ль: Ребята, расскажите, а какие кормушки вы изготовили для птиц?

Стихотворения о кормушках:

1. Кормушку сделаю для птиц.

Для воробьев и для синиц.

Пакет возьму от молока.

И дырки сделаю в боках.

Насыплю крошек и крупы.

Чтоб пировали воробьи.

Чтоб птички в гости прилетали.

И никогда не голодали.

2. Мы кормушку смастерили.

Мы столовую открыли.

Воробей, снегирь – сосед,

Будет вам зимой обед!

В гости в первый день недели

Две синицы прилетели,

А во вторник – снегири,

Ярче утренней зари!

Три вороны были в среду

Мы не ждали их к обеду.

А в четверг со всех краев –

Десять жадных воробьев

В пятницу в столовой нашей

Голубь лакомился кашей.

А в субботу на пирог

Прилетело семь сорок.


ХПЦ: А чем же Вы кормите моих птиц зимой?

Вос-ль: Дети наши принесли корм для лесных птиц.

ХПЦ: Я вам хочу напомнить, что еда с вашего стола для птиц не годиться. Дети: Синичке можно предложить кусочек несолёного сала, воробьям хлебные крошки, крупу, семена, вороны всеядные птицы, снегири любят семечки арбуза, тыквы, облепихи, барбариса, свиристели любят рябину, голуби любят крупу и хлеб. Клёст очень любит еловые и сосновые шишки, крепкий клюв крестом ловко шелушит шишки. Ещё клёст удивителен тем, что в трескучий мороз выводит птенцов.


О правилах кормления:

Чтобы кормить птиц, необходимо соблюдать некоторые правила:

Во время подкормки не сорить, не оставлять на улице полиэтиленовые пакеты, жестяные банки, коробки;

Подкармливать птиц надо в одном и том же месте, желательно в одно и тоже время, птицы сами будут прилетать к этому времени;

Кормить птиц надо регулярно, ежедневно, нельзя подкармливать время от времени, именно в морозы пища нужна птицам каждый день, чтобы они выжили.

Корма класть немного, именно для того, чтобы подкормить, поддержать в трудное время.

ХПЦ: Ай, да молодцы! И про лесных птиц все знаете. А я вот слышала, что внимательные и наблюдательные люди даже могут с помощью птиц и погоду предсказывать. А вы знаете такие приметы?

Дети рассказывают приметы:

• Вороны садятся на вершины деревьев – к морозу

• Если вороны кружатся стаями – к морозу или снегу, если садятся на землю – к оттепели.

• Если ворона кричит зимой – к метели.

• Если воробьи дружно расчирикались - к оттепели.

• Если воробьи прячутся в хворост – к морозу или к метели.

• Если синицы с утра поднимают писк – к морозу

ХПЦ: Вы молодцы. Много знаете о птицах, помогаете жителям моего царства в самое трудное для них время. Дружите с моими птицами, помогайте, оберегайте их везде и всегда, и тогда окружающий нас мир будет прекрасен.

Покормите птиц зимой,

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Небогаты их корма,

Горсть одна нужна,

Горсть одна – и не страшна

Сколько гибнет их –

Не счесть, видеть тяжело!

А ведь в нашем сердце есть

И для них тепло.

Разве можно забывать :

А остались зимовать

Заодно с людьми. (А. Яшин)

А теперь я прощаюсь с вами. Спасибо Вам, друзья! До свидания!


Выходят дети, на голове шапочки с изображением птиц: воробей, сорока, ворона, снегирь, синица.

1 ребенок.
Среди белых голубей
Скачет шустрый воробей,
Воробушек – пташка
Серая рубашка.
2 ребенок.
Скачет сорока по ельничку,
Бьет хвостом по метельничку
Холодно сороке без шубки скакать,
Плачет сорока,
Да негде взять.
3 ребенок.
Вот ворона сидит на заборе
Все амбары давно на запоре.
Все обозы прошли, все подводы
Наступила пора непогоды.
4 ребенок.
Жили – были две синицы
Чем же будем мы кормиться?
Ведь кругом белым – бело,
Все полянки замело.
5 ребенок.
На ветвях, украшенных
Снежной бахромой,
Яблоки румяные
Выросли зимой

Дети садятся.

Воспитатель: Ребята, послушайте загадку:
Что за стол среди берез
Под открытым небом?
Угощает он в мороз
Птиц зерном и хлебом. (Кормушка)
Воспитатель: Правильно кормушка.
Показываются слайды кормушки
Воспитатель: Как вы думаете, для чего люди мастерят кормушки? (ответы детей)
Воспитатель: Правильно, птицам, которые не улетают в теплые края, зимой голодно. Если птица голодная, то она погибает. И чтобы помочь им выжить в сильные морозы, мы должны о них заботиться.
Снегурушка: Ребята, а на нашем участке есть кормушки? Вы кормите птиц? Молодцы ребята! Я тоже сделаю кормушку, повешу у себя в саду, и буду каждый день кормить птиц.
Воспитатель: А когда наступит весна, птицы порадуют нас своим красивым пением. Давайте послушаем, как они поют.

Снегурушка: Спасибо, ребята, мне с вами было очень интересно. Я сегодня о многом узнала. До свидания!
Снегурушка уходит под музыку
Воспитатель: Вот наше развлечение и закончилось. Ребята, давайте будем любить, и беречь птиц, заботиться о них. Жалейте и подкармливайте птиц зимой.
В конце проводится ритмогимнастика под музыку

Нажмите, чтобы узнать подробности

Они выстраиваются шеренгами спиной друг к другу. Заранее определяется, где у команды домик, куда игроки могут спрятаться. Ведущий выкрикивает название одной из команд, например, значит, воробьи улетают в свой домик, а вороны их ловят. Если подан сигнал, тогда вороны улетают, а воробьи их ловят. Ведущий может намеренно ошибаться, медленно выкрикивая название команды, например ВА-ЛЕН-КИ,ВО-РО-ТА и т.д.

Ведущая: В народе воробьёв нередко называют воришками. Эти

проворные птицы, не боясь, прыгают возле ног человека, клюют из

собачьей миски, подбирают крохи под самым носом сытого

Скажу я слово высоко,

А ты ответишь – низко.

Скажу я слово далеко,

А ты ответишь – близко.

Слова наоборот называй:

Ворона большая, а синица… (маленькая)

У сороки длинный хвост, а у воробья… (короткий)

Голубь тяжелый, а воробей… (легкий)

У синицы клюв тонкий, а у вороны… (толстый)

Сова спит днем, а охотится… (ночью)

Ведущая: Молодцы, ребята. О птицах вы много знаете.

Ведущая называет зимующую птицу – дети летают, а перелетную – садятся на корточки.

Ведущая: Хоть зимой и холодно, но наши птицы радуются каждому

солнечному деньку и с удовольствием поют песни.

Угадайте, какая птица произносит такие звуки:

- кар-кар! (Ворона)

- чик-чирик, чив-чив! (Воробей)

- ча-ча-ча (Сорока)

- свир-свир! (Свиристель)

- рюм-рюм-рюм! (Снегирь)

- синь-синь-синь! (Синица)

Ведущая: Давайте и мы устроим Птичий концерт.

•Воробьи – чирик – чирик

•Синицы – тинь – тинь или (синь)

•Ворона – кар – кар

•Дятел – тррр – тррр

•Снегирь – дю – дю – дю или (рюм)

•Клёст – цок – цок – цок

•Свиристель – тюр – тюр – тюр или (свир)

Ведущая: Славный у нас получился концерт. Вы молодцы. Много

знаете о птицах, помогаете птицам в самое трудное для них

время. Поэтому – я хочу вас наградить.

Вручает детям раскраски.

Ведущая: Ребята, дружите с птицами, помогайте, оберегайте их везде и

Читайте также: