Жюль ренар рыжик краткое содержание

Обновлено: 02.07.2024

Двенадцатилетнего мальчика по прозвищу Рыжик, которое он получил благодаря рыжим волосам и веснушкам, не очень любят родители, обижает брат Феликс, дразнит сестра Эрнестина. Чтобы спасти себя, он предается меч­таниям, результатом которых является странное поведение, глупые, а порой и жестокие поступки.
Но время идет быстро. Рыжик подрастает, поступает в лицей и вступает в борьбу за свою независимость. Он проходит суровую школу жизни. Но, мо­жет быть, он станет наконец счастливым.
В конце книги читатель найдет подробный комментарий, который помо­жет преодолеть сложности текста и объяснит незнакомую лексику.

Сегодня наш медиум вызвал дух известного – французского писателя Жюля Ренара (1864–1910).

Вот плата за искренность! Наверняка сам автор “Дневника” считал себя умным, порядочным и достойным человеком. Воистину “нам не дано предугадать, как слово наше отзовется”. Ведь прочие его собратья по перу, включая У.С.Моэма, тоже не были ангельской породы и, в той или иной мере, имели свои душевные изъяны и свои “скелеты в шкафу”, однако не нарушали приличий своими исповедями.
Тем не менее, мы, потомки, должны быть благодарны писателю за то ценное и мудрое наследство, которое он скопил своим трудом и оставил навечно для нашей пользы и радости.

Итак, наш медиум вступил в беседу с Жюлем Ренаром:

М. – Г-н Ренар, Вы прожили недолгую, но плодотворную жизнь. Что Вы думаете о прожитой жизни?

Р. – Жизнь – это ящик, полный колющих и режущих инструментов. Всякий час мы калечим себе руки до крови.

М. – Да, это правда. Особенно неприятно, когда вас критикуют ближние, подчас совершенно несправедливо, не так ли?

Р. – Вся наша критика сводится к упреку ближнему за то, что он не обладает достоинствами, которые мы приписываем себе.

М. – Как же сохранить хорошие отношения со своими близкими и друзьями?

Р. – Чтобы жить в дружбе с теми, с кем живешь постоянно, надо вести себя с ними так, как будто вы видитесь раз в три месяца.

М. – Увы, в наших условиях, за редким исключением, это мудрое правило практически невыполнимо. Может, лучше жить одному?

Р. – Люблю одиночество, даже когда я один.

М. – А чем Вы тогда занимаетесь?

Р. – Записываю мысли, которые будут посмертными. При жизни они мне не нужны: я забываю их даже додумать.

М. – Вероятно, чтобы мыслить для потомства, надо отстраниться от повседневности. Как Вам тогда видится жизнь человека?

Р. – Наша жизнь выглядит, как набросок.

М. – Вы восхитительно точно и ясно выражаете свои мысли. Как Вам это удается?

Р. – Ясный стиль – вежливость литератора.

М. – К великому сожалению, в нашей стране так мало вежливых литераторов, что современную литературу я, например, читаю довольно редко. О стиле большинства наших писателей сегодня вообще говорить не приходится – часто их даже трудно понять.

Р. – Плохой стиль – это неточная мысль.

М. – Совершенная правда. Кажется, многим из них вообще некогда думать. Однако критики иногда и Вас невысоко оценивали. Как Вы к этому относились?

Р. – Что такое критик? Читатель, который причиняет неприятности.

М. – Что следует думать писателю или поэту, когда его не понимают и не признают?

Р. – Поэт, не ищи ничего другого! Ты создан и послан в мир, чтобы стать сознанием всего, что лишено сознания.

М. – Это высокая миссия! Как Вы считаете, поэт и романтик – это синонимы?

Р. – Синонимов не существует. Существуют только необходимые слова, а писатель их знает. Романтики – люди, которые никогда не видели оборотной стороны вещей.

М. – Вот это верно. Я знаю очень умных и проницательных людей, пишущих замечательные стихи. А стихи романтиков мне совсем не близки. Впрочем, это дело вкуса. Вкус – это что-то врожденное или благоприобретенное?

Р. – Вкус зреет за счет счастья.

М. – Значит, только человек поживший и не слишком счастливый обладает хорошим вкусом? Боюсь, с Вами многие не согласятся. Особенно люди удачливые и счастливые – они-то считают себя арбитрами вкуса.

Р. – О своем счастье надо говорить осторожно и признаваться в нем, как в воровстве.

М. – Значит, Вы считаете, что людская зависть может разрушить Ваше счастье?

Р. – Быть счастливым – это значит внушать другим зависть. А ведь всегда есть человек, который нам завидует. Главное, узнать, кто он.

М. – Даже узнав имена завистников, мы не всегда можем уберечься от их тайных и явных происков. Есть ли способ вообще избежать чужой зависти?

Р. – Будь скромным – это тот вид гордости, который меньше всего раздражает окружающих.

М. – Хороший совет. Но люди знаменитые, подобно Вам, наверняка знают себе цену, не так ли?

Р. – По-настоящему знаменит тот писатель, которого знают и никогда не читали.

М. – Ну, в наше время таких знаменитостей, которых знают и не читают, как говорится, пруд пруди. Их в скромности никак не упрекнешь. Зато в своем самолюбовании они вполне искренни, что тоже неплохо, как Вы думаете?

Р. – Быть искренним – значит намеренно наступать другим на ноги.

М. – Конечно, ведь люди грубые и злые тоже искренни, когда обижают ближних. Часто очень трудно на грубость не ответить грубостью, а если сдержишься, потом долго не можешь успокоиться. Поэтому психологи советуют не сдерживать отрицательные эмоции. А Вы что скажете?

Р. – Злость подтачивает. Берегитесь, не то хамы доведут нас до могилы.

М. – И сделают это с превеликим удовольствием, якобы не понимая, что творят. Просто надо по возможности держаться от них как можно дальше. Но ведь есть порядочные люди, друзья, которых можно не опасаться?

Р. – Куда труднее в течение недели быть порядочным человеком, чем героем в течение пятнадцати минут.

М. – Но даже если так, без друзей жить трудно. Человеку всегда нужно с кем-то посоветоваться, разве нет?

Р. – Совета спрашивают лишь для того, чтобы пожаловаться на свои неприятности.

М. – Но это тоже – дело житейское. Каждому нужно, чтобы кто-то его выслушал и пожалел.

Р. – Стремясь поведать другому наши мелкие делишки, мы способны забыть всё на свете, даже собственное равнодушие к чужим бедам.

М. – Однако есть ведь и отзывчивые люди. Наверняка, они и Вам когда-нибудь встречались. Кроме того, вникая в дела других, мы приобретаем жизненный опыт и можем учиться не только на своих ошибках.

Р. – Опыт: полезный подарок, которым никогда не пользуются.

М. – Вот это правда – знаю по себе: вечно наступаю на те же грабли, как у нас говорят. Я думаю, это мой серьезный недостаток.

Р. – Все мы какой-нибудь стороной да не удались.

М. – Судя по всему, Вы не очень высокого мнения о людях?

Р. – Богу недурно удалось создать природу, но с человеком у него произошла осечка.

М. – Вы Верите в Бога?

Р. – Не знаю, существует ли Бог, но для его репутации было бы лучше, если бы он не существовал.

М. – Но ведь человек, верующий в Бога, наверное, более добрый, порядочный и морально чистый, чем атеист?

Р. – Верующий создает Господа Бога по своему подобию. Если он уродлив, то и Бог его нравственный урод.

М. – Действительно, иначе не объяснишь пытки и костры инквизиции, все религиозные войны, крестовые походы и прочие зверства, творимые во славу Бога. Но это в прошлом. В нашей стране сейчас происходит как бы религиозное возрождение, однако на деле многие люди думают только о деньгах, причем алчность “элиты” беспредельна. Что Вы думали, наблюдая современных Вам богачей?

Р. – Видя аппетиты буржуа, чувствую себя способным обходиться самой малостью.

М. – Вы говорите, как философы античности. Впрочем, и у нас есть поговорка: “Не в деньгах счастье”.

Р. – Если деньги не дают счастья, отдайте их!

М. – На такое способны только святые, причем не наших времен. Кто-то умный сказал: “Не в деньгах счастье, но без денег плохо”. Действительно, как жить, не имея самого необходимого?

Р. – Наконец-то я узнал, что отличает человека от животного: денежные неприятности.

М. – Интересная мысль. Но и с деньгами человеку бывает невесело. Не правда ли?

Р. – Жизнь коротка, но все-таки успеваешь поскучать.

М. – Скуку некоторые лечат путешествиями.

Р. – К чему путешествовать? Природа, жизнь и история есть повсюду.

М. – Это верно. И везде есть прекрасные женщины. Что Вы думаете о них?

Р. – Хорошенькая женщина обязана быть опрятной и кокетливой с самого утра и в хозяйственных хлопотах блистать, как новая монета среди кучи мусора.

М. – Согласитесь, это довольно трудно, хоть некоторым дамам и удается. Но ведь и в Ваше время уже были убежденные феминистки.

Р. – Феминизм – это когда уже не рассчитывают на Прекрасного Принца.

М. – Увы, дамы были бы рады на него рассчитывать, но где ж на всех взять? Его давно занесли в Красную книгу. Так что они вынуждены, как и мы, рассчитывать только на себя. И часто, подобно нам, жалуются на жизнь, имея к тому много оснований.

Р. – В нескольких километрах над землей, должно быть, еще слышен рокот наших жалоб.

М. – Похоже, что так. Разрешите, уважаемый мэтр, поблагодарить Вас за столь откровенную и интересную беседу. Что бы Вы на прощание посоветовали нам, потомкам?

Р. – Каждое утро ты обязан говорить: “Я вижу, я слышу, я двигаюсь, я не страдаю! Спасибо! Жизнь прекрасна!”

Двенадцатилетнего мальчика по прозвищу Рыжик, которое он получил благодаря рыжим волосам и веснушкам, не очень любят родители, обижает брат Феликс, дразнит сестраЭрнестина. Чтобы спасти себя, он предается мечтаниям, результатом которых является странное поведение, глупые, а порой и жестокие поступки. Но время идет быстро. Рыжик подрастает, поступает в лицей и вступает в борьбу за свою независимость. Он проходит суровую школу жизни. Но, может быть, он станет наконец счастливым. В конце книги читатель найдет подробный комментарий, который поможет преодолеть сложности текста и объяснит незнакомую лексику. Издание на французском языке.

Издательство: "АСТ" (2008)

Другие книги автора:

Жюль Ренар

Жюль Ренар (фр. Pierre-Jules Renard , 22 февраля 1864, Шалон-дю-Мен, деп. Майенн — 22 мая 1910, Париж) — французский писатель.

Содержание

Биография


Творчество


Признание

Сводные издания

  • Oeuvres / Textes établis, annotés et présentés par Léon Guichard. Paris: Gallimard, 1970-71 (переизд. 1987)

Публикации на русском языке

  • Рыжик. М.: Гос. изд-во художественной лит-ры, 1958
  • [Рассказы]// Французская новелла XIX века. Т. 2. М.-Л.: Гос. Изд-тво художественной литературы, 1959
  • Дневник. Избранные страницы. М.: Художественная литература, 1965 (переизд.: Калининград: Янтарный сказ, 1998)
  • [Рассказы]// Французская новелла двадцатого века, 1900—1939. М.: Художественная литература, 1973, с.64-79

Литература

Ссылки

См. также в других словарях:

Рыжик — Lactarius deliciosus (Fr.) S.F. Gray см. также Род млечник Lactarius S.F. Gray Рыжик [292] L. deliciosus (Fr.) S.F. Gray Шляпка 3 10 см в диаметре, плоско выпуклая, позднее широко воронковидная, со слабо завернутым, затем прямым краем, влажная,… … Грибы России. Справочник

РЫЖИК — (Camelina), род одно или двулетних трав сем. крестоцветных. Листья мелкие цельные, плод более или менее вздутый стручочек. 15 видов, в Европе, Азии, Сев. Африке и Сев. Америке; в СССР 8 видов. Р. посевной, или яровой (С. sativa), и Р. лесной, или … Биологический энциклопедический словарь

рыжик — (сосновый, еловый); рыжичек Словарь русских синонимов. рыжик сущ., кол во синонимов: 11 • апельсин (11) • гриб … Словарь синонимов

РЫЖИК — род однолетних трав семейства крестоцветных. 15 видов, в Евразии, Сев. Африке и Сев. Америке. Рыжик яровой (посевной) и рыжик озимый (лесной) возделывают как масличные культуры … Большой Энциклопедический словарь

РЫЖИК — РЫЖИК, съедобный гриб из рода млечник. Шляпка и ножка рыжеватых оттенков. Мякоть оранжевая (позднее зеленеет). При надломе выделяется желтый млечный сок. Растет обычно группами в хвойных лесах. Лучший гриб для засола … Современная энциклопедия

РЫЖИК — пластинчатый гриб порядка агариковых. Шляпка и ножка рыжеватых оттенков. Мякоть оранжевая (позднее зеленеет). Растет обычно группами в хвойных лесах. Съедобен. Лучший гриб для засола … Большой Энциклопедический словарь

РЫЖИК — РЫЖИК, рыжика, муж. 1. Съедобный гриб с желтовато розовой шляпкой и загнутыми краями, обычно растущий в низких, мшистых местах. Соленые рыжики. 2. Однолетняя трава с желтыми цветками и шаровидными стручками, из семян которой добывается масло,… … Толковый словарь Ушакова

РЫЖИК — РЫЖИК, а, муж. Съедобный пластинчатый гриб с рыжей шляпкой и загнутыми вниз краями. | прил. рыжиковый, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

Рыжик — (Lactarius deliciosus Fr.) съедобный гриб из группыгимениальных. Средней величины. Шляпка у него в молодости плосковатая сзагнутым краем, потом постепенно становится воронкообразной углубленной,мясистая, слегка липкая; оранжевого или кирпично… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

Французские писатели не раз обращались к теме детства. Первым в этом ряду должен быть назван Виктор Гюго, оказавший большое влияние на автора повести "Рыжик". Гюго был великим поэтом детства и его воинствующим защитником; он умел не только вызвать чувство сострадания к маленьким жертвам черствости и несправедливости, но и зажечь нас поэзией юного героизма. Гаврош стал воплощением верности юных душ великому делу освобождения народа. В ту пору, когда выступил Ренар (в последнее десятилетие прошлого века), буржуазная литература стремилась вытравить из памяти французов образы молодых борцов французской буржуазной революции и новые образы, запечатлевшие героизм коммунаров. Гаврошу была противопоставлена целая литература, так называемая "Розовая библиотека", где описывались послушные буржуазным законам барчата. Буржуазная семья прославлялась как храм всяческих добродетелей.

Повесть о Рыжике прозвучала как пощечина этой либеральной идиллии. Жюль Ренар был объявлен "свирепым" писателем, который якобы мстит за свое несчастное детство.

Ренар возмутил буржуазную критику не только "Рыжиком". Выходец из крестьянской семьи, передовой деятель демократического движения в деревне, атеист, Ренар мечтал о таком строе, который "разбудит" крестьянство, освободит простых людей. Его образы крестьян ("Рассказы о моем крае"), его антипоповская пьеса дополняли картину "бунта" Ренара против буржуазного общества и вырыли пропасть между деревенским просветителем, провинциальным литератором Ренаром и светско-декадентским Парижем.

Прошло почти двадцать лет со дня смерти Ренара, когда в 1928 году появился его пятитомный "Дневник".

Буржуазной критике не удалось замолчать "Дневник". Поражающие глубиной анализа и законченностью формы записи читаются как беспощадно правдивая повесть о художнике, который погиб от "удушья" буржуазной среды.

"Стендалю казалось, -- писал Ренар в "Дневнике", -- что он задыхается от буржуазной ограниченности. Побывал бы он у нас в Кламси!"

"Дневник" подтвердил также, что такое произведение, как "Рыжик", не может и не должно быть сведено к автобиографии. Эта повесть освещает прошлое в свете определенных, осознанных итогов идейного развития писателя. Она написана в момент, когда Ренар пришел к острому неприятию буржуазных порядков. Вступив в конфликт с собственническим строем, он всматривается в картины своего детства, ищет и там то "зерно", из которого позднее вырос конфликт.

Семья Лепик,-- как, впрочем, и школа, где учится Рыжик,-- это многоэтажное рабство, целая пирамида угнетателей, под которой распластан Рыжик. Особенно страшна г-жа Лепик. Противоестественная вражда ее к Рыжику воплощает -- в семейном плане -- предел изуродованности человеческих отношений в буржуазном обществе. К знаменитой бальзаковской галерее преступных, развращенных собственнической моралью отцов и матерей Ренар сделал лаконичное, но весьма выразительное добавление. Правда, в отличие от создателя "Человеческой комедии", в отличие от современных передовых писателей Запада, пишущих о детстве, Ренар не выходит за пределы одной семьи. Несколько сцен из школьной жизни не меняют колорита повести.

Читайте также: