Петрушевская время ночь краткое содержание

Обновлено: 05.07.2024

Дочь убегает из дома, а мать даже не старается ее вернуть. В некоторых случаях мать даже унижала свою дочь. Отношения с сыном были также были не самыми теплыми. Не смотря на то, что мать его обласкивала, по стечению обстоятельств он попадает в тюрьму. Все ее суждения о людях эгоистичные и выделяет она только собственническое начало.

Когда сын возвращается из тюрьмы, она пытается найти в нем поддержку и начинает поливать грязью мужа своей дочери. В конце повести героиня просто пытается оправдаться, рассказывает, почему поместила свою мать в дом престарелых, а также, почему ее никто не печатает. Она одинока, ее бросил муж. В конце читатель вполне может додумать, что ничего хорошего ее детей не ждет.

Данное произведение учит тому, что каждый человек должен переосмыслить свою жизнь. И в жизни людей обязательно должно быть место любви, состраданию, уважению и конечно взаимопониманию.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Краткий анализ

История создания – стихотворение написано в самом начале 20 века, в 1901 году, и приближено к классической традиции века девятнадцатого.
Тема стихотворения – вечная связь между всеми временами, странами и событиями.

Композиция – кольцевая, такая форма закрепляет философскую идею произведения.

Жанр – лирическое стихотворение, которое тематически следует отнести к философской лирике.

Стихотворный размер – шестистопный ямб.

Эпитеты – “звёздный час”, “тайный смысл”, “царственные имена”, “древний путь”, “бледная стать”, “стеклянный столп”, “лазурно-фосфорическая пыль”, “туманная и обманчивая мечта”, “бесполезная мечта”, “тихий прибой”.

Метафоры – “звёздный час над сумраком земли”, “в глубине веков”, “зеркало воды”, “море сыплет лазурно-фосфорическую пыль”.

Сравнения – “как письмена, мерцают Плеяды”, “исчезли, как след среди песков”, “столпом стеклянным светит полоса”, “ищу сочетанья прекрасного и тайного, как сон”.

Метонимия: “мильярды глаз следили”.

Перифраз: “в тверди синей” (в небе), “над бледной сталью Понта” (над поверхностью моря).

— Колокол! — повторил он. — Зачем колокол?

— Благовестят, что ли? На молитву… Церковь… духота… Восковые свечи. Старенький поп, отец Михаил, служит жалобным, надтреснутым голоском; дьячок басит. Хочется спать. В окна едва брезжится рассвет. Отец, стоящий рядом со мной, склоня голову, делает торопливые маленькие кресты; в толпе мужиков и баб сзади нас поминутные земные поклоны… Как давно это было. Так давно, что не верится, что это была действительность, что сам когда-то видел, а не прочитал где-нибудь или не слышал от кого-нибудь. Нет, нет, было это всё, и тогда было лучше. Да и не только лучше, а хорошо было. Если бы теперь так, не нужно бы ездить за револьвером.

— Кончай! — шепнула ему мысль. Он посмотрел на револьвер и протянул к нему руку, но тотчас же отвёл её назад.

— Струсил? — шепнула ему мысль.

— Нет, не струсил; тут не то. Страшного уж ничего нет. Но колокол — зачем он?

Он взглянул на часы.

— Это к заутрене, должно быть. Пойдут люди в церковь; многим из них станет легче. Так говорят по крайней мере. Впрочем, помню, и мне легче становилось. Мальчиком был тогда. Потом это прошло, погибло. И легче мне не становилось уж ни от чего. Это правда.

— Правда! Нашлась правда в такую минуту!

А минута казалась неизбежной. Он медленно повернул голову и опять посмотрел на револьвер. Револьвер был большой, казённого образца, системы Смита и Вессона, когда-то воронёный, но теперь побелевший от долгих скитаний в кобуре доктора. Он лежал на столе ручкою к Алексею Петровичу, которому были видны потёртое дерево ручки с кольцом для шнурка, кусок барабана с взведённым курком да кончик ствола, глядевший в стену.

— Вон там смерть. Нужно взять, повернуть кругом…

На улице было тихо: никто не ехал и не шёл мимо. И из этой тишины издалека раздался другой удар колокола; волны звука ворвались в открытое окно и дошли до Алексея Петровича. Они говорили чужим ему языком, но говорили что-то большое, важное и торжественное. Удар раздавался за ударом, и когда колокол прозвучал последний раз и звук, дрожа, разошёлся в пространстве, Алексей Петрович точно потерял что-то.

Колокол сделал своё дело: он напомнил запутавшемуся человеку, что есть ещё что-то, кроме своего собственного узкого мирка, который его измучил и довёл до самоубийства. Неудержимой волной нахлынули на него воспоминания, отрывочные, бессвязные и все как будто совершенно новые для него. В эту ночь он многое уже передумал и многое вспомнил и воображал, что вспомнил всю свою жизнь, что ясно видел самого себя. Теперь он почувствовал, что в нём есть и другая сторона, та самая, о которой говорил ему робкий голос его души.

Средства выразительности

Философскую идею Бунина поддерживают различные тропы.

  • Эпитеты – “звёздный час”, “тайный смысл”, “царственные имена”, “древний путь”, “бледная стать”, “стеклянный столп”, “лазурно-фосфорическая пыль”, “туманная и обманчивая мечта”, “бесполезная мечта”, “тихий прибой” “.
  • Метафоры – “звёздный час над сумраком земли”, “в глубине веков”, “зеркало воды”, “море сыплет лазурно-фосфорическую пыль” .
  • Сравнения – “как письмена, мерцают Плеяды”, “исчезли, как след среди песков”, “столпом стеклянным светит полоса”, “ищу сочетанья прекрасного и тайного, как сон”.
  • Метонимия – “мильярды глаз следили”.
  • Перифраз – “в тверди синей” (в небе), “над бледной сталью Понта” (над поверхностью моря).

Благодаря им также можно увидеть классическую школу, традиций которой придерживался поэт при создании произведения. Все вместе они создают цельную картину и помогают читателю не только понять, но и прочувствовать всё то, о чём говорит автор.

Краткое содержание: Николай Андреевич Римский-Корсаков. Майская ночь

МАЙСКАЯ НОЧЬ

Опера в трех актах (четырех картинах)

Либретто Н. А. Римского-Корсакова

  • Голова
  • Левко, его сын
  • Свояченица Головы
  • Ганна
  • Писарь
  • Винокур
  • Каленик
  1. бас
  2. тенор
  3. меццо‑сопрано
  4. меццо‑сопрано
  5. бас
  6. тенор
  7. бас
  • Панночка
  • Наседка
  • Ворон
  • Мачеха
  1. сопрано
  2. меццо‑сопрано
  3. сопрано
  4. меццо‑сопрано
  • Парубки, девушки, десятские, утопленницы-русалки.
  • Действие происходит в Малороссии, близ Диканьки, на Троицкой или Русальной неделе.
  • Время: начало XIX века.
  • СЮЖЕТ

Револьвер долго не лез из узкого кармана; потом, когда он лежал уже на столе, оказалось, что все патроны, кроме одного, провалились в маленькую прореху. Алексей Петрович снял шубу и взял было ножик, чтобы распороть карман и вынуть патроны, но опомнился, криво усмехнулся одним концом запёкшихся губ и остановился.

— Зачем трудиться? Довольно и одного.

— О да, очень довольно одного этого крохотного кусочка, чтобы исчезло всё и навсегда. Весь мир исчезнет: не будет ни сожалений, ни уязвлённого самолюбия, ни упрёка самому себе, ни людей, ненавидящих и притворяющихся добрыми и простыми, людей, которых видишь насквозь и презираешь и перед которыми всё-таки притворяешься любящим и желающим добра. Не будет обмана себя и других, будет правда, вечная правда несуществования.

Он услышал свой голос; он уже не думал, а говорил вслух. И то, что он сказал, показалось ему отвратительным.

— Опять то же… Умираешь, убиваешь себя — и тут нельзя обойтись без разговоров. Для кого, перед кем рисуешься? Перед самим собою. Ах, довольно, довольно, довольно… — повторил он измученным, упавшим голосом и дрожащими руками старался открыть непослушный затвор револьвера.

Затвор послушался, наконец открылся; намазанный салом патрон вошёл в отверстие барабана; курок взвёлся будто сам собою. Ничто не могло помешать смерти: револьвер был образцовый, офицерский, дверь была заперта, и никто не мог войти.

— Ну-с, Алексей Петрович! — сказал он, крепко сжав рукоятку.

— А письмо? — вдруг мелькнуло в его голове. — Неужели умереть, не оставив ни строчки?

— Зачем, для кого? Ведь всё исчезнет, ничего не будет: какое же мне дело…

— Так-то оно так. А всё-таки напишу. Неужели не высказаться хоть один раз совершенно свободно, не стесняясь ничем, а главное — собою. Ведь это редкий, очень редкий случай, единственный.

Нужно было только подписать письмо. Но когда он кончил писать, он почувствовал, что ему жарко; кровь прихлынула к голове и застучала в вспотевших висках. И забыв о револьвере и о том, что, избавившись от жизни, он избавится и от жара, он встал, подошёл к окну и отпер форточку. Дымящаяся морозная струя пахнула на него. Снег перестал идти, небо было чисто; на другой стороне улицы ослепительно белый сад, окутанный инеем, сверкал под лунным светом. Несколько звёзд смотрело из далёкого чистого неба, одна из них была ярче всех и горела красноватым сиянием…

— Арктур, — прошептал Алексей Петрович. — Сколько лет я не видал этого Арктура? Ещё в гимназии, когда учился…

Ему не хотелось отвести глаз от звезды. Кто-то быстро прошёл по улице, сильно стуча озябшими ногами по плитам панели и ёжась в холодном пальто; карета провизжала колёсами по подмёрзшему снегу; проехал извозчик с толстым барином, а Алексей Петрович всё стоял, как застывший.

— Нужно же! — сказал он себе наконец.

Он пошёл к столу. От окна до стола было всего две сажени, но ему казалось, что он шёл очень долго. Когда, подойдя, он уже взял револьвер, в открытое окно раздался далёкий, но ясный, дрожащий звук колокола.

— Колокол! — сказал Алексей Петрович, удивившись, и, положив револьвер снова на стол, сел в кресло.

Дочь убегает из дома, а мать даже не старается ее вернуть. В некоторых случаях мать даже унижала свою дочь. Отношения с сыном были также были не самыми теплыми. Не смотря на то, что мать его обласкивала, по стечению обстоятельств он попадает в тюрьму. Все ее суждения о людях эгоистичные и выделяет она только собственническое начало.

Когда сын возвращается из тюрьмы, она пытается найти в нем поддержку и начинает поливать грязью мужа своей дочери. В конце повести героиня просто пытается оправдаться, рассказывает, почему поместила свою мать в дом престарелых, а также, почему ее никто не печатает. Она одинока, ее бросил муж. В конце читатель вполне может додумать, что ничего хорошего ее детей не ждет.

Данное произведение учит тому, что каждый человек должен переосмыслить свою жизнь. И в жизни людей обязательно должно быть место любви, состраданию, уважению и конечно взаимопониманию.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Петрушевская. Все произведения

Время ночь. Картинка к рассказу

Сейчас читают

Весенний день, Петербург. Цирюльник Иван Яковлевич завтракает. Его жена Прасковья только что испекла хлеба к завтраку и поставила его на стол. Откусив приличный кусок от каравая, цирюльник в ужасе находит в хлебе нос.

Вслед за тем как мама приобрела на рынке сливы, и оставила их в комнате, один из сыновей, коего называли Иван не смог сдержаться и съел одну

Рассказ И.С. Тургенева Нищий написан в феврале 1878 года и повествует о некоторой неловкой, но жизненной ситуации между двумя людьми, которая встречается очень часто и в современном мире.

В доме Броуди проживает шесть человек: сам хозяин Джеймс женой Маргарет, трое детей, а также престарелая мать Броуди. Броуди имеет небольшой бизнес - он торгует шляпами.

Это произведение своего рода дневник. В нем главная героиня описывает всю свою жизнь. В основном, она размышляет и пишет в ночное время. Героиня мама двоих детей. Судя по записям в этом дневнике, героиня не знает, что такое любовь. В ее семье такая же ситуация, любви никто не чувствует. Три поколения семьи живут в небольшой квартирке. Героиня бестактная и бессердечная. Она не понимает, как тяжело ее дочери пережить первую любовь.

Дочь сбегает из дома, а беспечную мать, это даже не заботит. Мать вообще пренебрежительно относилась к девочке. С сыном дела обстояли несколько иначе. О нем героиня хоть как-то заботилась. Но видимо любви матери не хватило, и мальчик попал за решетку. Женщина полагала, что дети не нуждаются в ее любви. Героиня самолюбивая личность, всех окружающих людей она считает циниками и эгоистами.

Когда сын вышел на свободу, мать хотела обрести в нем поддержку и опору. Женщина оскорбляла и унижала мужа дочери. Заканчивая свое повествование, героиня объясняет, почему она так поступает со своими родными. Удивляется, почему ее произведения не печатаются. Женщину бросил супруг. Она страдает одиночеством.

Это произведение учит не быть эгоистами, любить и заботиться о своих родных и близких. Нельзя думать только о себе, вокруг еще много людей, которые нуждаются в нашей поддержке и опоре.

Читать краткое содержание Время ночь. Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложений

Петрушевская. Краткие содержания произведений

Картинка или рисунок Время ночь

Другие пересказы и отзывы для читательского дневника

Произведение начинает повествование истории с момента борьбы юноши по имени Тамино со змеем. Он зовёт на помощь, но не получив её, падает в обморок.

Начинается сказка с пробуждения жаворонка. Проснулся. Отряхнулся, взмыл в небо, и запел, приветствуя весну, пробуждая всех. Жаворонка ещё предупреждает лесных обитателей об опасности. Герой соседствует с куропатками

На заграничном курорте Григорий Литвинов встречает свою первую любовь. Когда-то она, соблазнившись богатством и положением, предала его. Теперь Ирина жалеет… и разрушает его отношения с Татьяной. Литвинов бежит в Россию.

В одной стране жил либерал, который, в силу собственных прихотей, весьма скептически относился ко многим вещам. Личные взгляды и убеждения вынуждали его порой высказывать недоверчивые суждения о происходящем вокруг.

Это произведение написано Эрихом Распе о приключениях барона Мюнхаузена. У камина сидит старичок и повествует о своих приключениях, ручаясь, что это происходило на самом деле.

Хроника жизни позднесоветской семьи, написанная от лица матери — пожилой поэтессы. Петрушевская погружает читателя в малометражный ад 1980-х: безденежье, дефицит, семейные склоки, орущие дети и слабоумные старики, — и в её изложении эти бытовые детали начинают выглядеть знаками судьбы, символами человеческой участи, которой не избежит никто.

комментарии: Полина Рыжова

О чём эта книга?

Из личного архива Людмилы Петрушевской

Когда она написана?

Как она написана?

Им не нужна была моя любовь. Вернее, без меня бы они сдохли, но при этом лично я им мешала. Парадоск! Как говорит Нюра, кости долбящая соседка

Как она была опубликована?

Peter Turnley/Corbis/VCG via Getty Images

Peter Turnley/Corbis/VCG via Getty Images

Что на неё повлияло?

Из личного архива Людмилы Петрушевской


Ещё 8 книг, осмысляющих постсоветскую реальность

Что было дальше?

Когда происходит действие повести?

Всё висит, трепыхается, всё в клубочках, дольках, жилах и тягах, как на канатах. Это ещё не старость, перегорелая сладость, вчерашняя сырковая масса, сусло нездешнего кваса, как написала я в молодости от испуга, увидев декольте своей знакомой

У героини действительно ни на что нет денег или она прибедняется?

Анна Андриановна — настоящая поэтесса?

В дневнике Анна Андриановна несколько раз цитирует саму себя. Вот, например, один из её стихотворных пассажей:

Фрагмент очень короткий, чтобы делать по нему далеко идущие выводы, но можно заметить, что стихи сделаны довольно профессионально: хорошие ассонансные рифмы, ритмическая игра, афористичные сравнения. Однако строчки не в меру пафосные и сентенциозные, собственно, как и её дневник.

Почему в повести так важны отношения матери и дочери?


Ещё 8 книг, осмысляющих постсоветскую реальность


Почему Анна Андриановна так одержима внуком? Это нормально?

Дети всё-таки воплощённая совесть. Как ангелы, они тревожно задают свои вопросики, потом перестают и становятся взрослыми. Заткнутся и живут. Понимают, что без сил. Ничего не могут поделать, и никто ничего не может

семья
это то место
где можно
безвозмездно схлопотать по морде

где тебя оскорбят
выдав это
за правду-матку

но где тебя не выдадут
где постелят
накормят
приласкают
утолят жажду

вылечат и похоронят
и будут навещать
на Пасху
и ещё по крайней мере
дважды

Аукцион и Музей АРТ4

Что ещё почитать у Петрушевской?

ответ Елена Макеенко

Читайте также: