Жуковский красный карбункул краткое содержание

Обновлено: 07.07.2024

Кощей

Всмотримся в портрет Кощея. Жемчужины, клешни вместо рук, зеленоглазость — все это портрет царя морского, а не подземного. Возможно, в портрете сохранился намек на героя народной сказки.

Краткое содержание: Сказка о царе Берендее

Три года был женат царь Берендей, но детей у него так и не было. Как-то он простился о своею царицей и на целых восемь месяцев уехал осматривать свои владения. На исходе девятого месяца он, уже на подъезде к столице, остановился отдохнуть. Захотел пить, и тут увидел в поле колодезь с плавающим на поверхности ковшом. Берендей поспешно ухватил ковшик, но тот бросился прочь от руки царя. Царь решил и так напиться, но, пока пил, его схватили за бороду. Голос потребовал отдать ему то, о чем сам царь и не знает. Берендей согласился, и, вернувшись домой, узнал, что у него родился сын.

Вскоре царь Берендей забыл об уговоре, и только радовался, глядя, как растет царевич. А тот как-то въехал в густую чащу и услыхал шум в дупле. Из дупла появился чудной старик с зеленой бородой и передал Берендею, что пора отдавать долг.

Царевич Иван рассказал все отцу, отчего тот побледнел и рассказал сну о произошедшем у колодезя. Иван поехал.

Ехал он три дня, и только на исходе четвертого добрался до озера. На нем плавали тридцать сереньких, хохлатых уточек у самого берега, а на самом берегу лежало тридцать сорочек. Иван подполз и взял одну белую сорочку. Уточки вышли на берег, превратились в девиц, надели сорочки и улетели. И только она осталась на берегу. Она пообещала сослужить Ивану службу, если тот вернет ей сорочку. Она-де — дочь самого Кощея Бессмертного, зовут её Марья-царевна. Посоветовала, едва завидев царя Кощея, падать на колени и ползти.

Они пустились в подземное царство Кощея, сам царь сидел на престоле, увенчанный светлой короной. Иван упал на колени и пополз — Кощей рассмеялся и сказал, что Ивану полагается отслужить три службы. Проспав ночь, на следующий день Иван пришел к Кощею на его зов. Кощей сказал, чтобы тот за ночь построил дворец с золотой кровлей, мраморными стенами, хрустальными окнами, регулярным садом вокруг, а в саду чтобы были пруды с карасями.

Иван вернулся к себе, и тут увидел полетевшую к окну блестящую пчелку. Влетев, пчела обернулась Марьей-царевной. Сказала, чтобы Иван ложился спать, а утра встал пораньше: к тому времени дворец будет готов.

Вторым заданием было выбрать Марью-царевну, младшую дочь, из всех тридцати. По уговору на щеке Марьи-царевны была Мошка, и Иван выбрал правильно.

Но третье задание было сшить сапоги с оторочкой, пока будет гореть соломинка. Иван с Марьей решают бежать, а вслед за ними отправляется погоня. Марья превратила Ивана в железный мостик, а сама стала речкой. Не найдя их, погоня вернулась. Кощей опять послал их, и в этот раз Марь, Иван и конь стали дремучим лесом. Вернулась погоня снова. Тут сам Кошей отправился за беглецами. Марья обратилась церковью, Ивана обратила в монаха, а коня — в колокольню. Кощей вернулся домой.

По пути Ивану захотелось въехать в прекрасный город. Царевна казала, чтобы тот не целовал младенца, и сама осталась ждать белым камнем. Но царевич поцеловал младенца и обо всем забыл.

Царевна обратилась цветком, его вырыл и посадил в своей избушке старик. И начались чудеса. Проснется утром старик — а в избушке все убрано, к полудню всегда состряпан обед. Старуха посоветовала встать до восхода солнца и платком накрыть то, что в доме будет двигаться. Старик так и сделал, и ему явилась Марья. Старик рассказал ей, что Иван вскоре женится. Царевна пошла в город в образе крестьянки, приготовив Ивану пирог. Когда Иван отрезал верхушку, увидел двух голубей — один говорил, чтобы другой не уходил, а то забудет все, как забыл Марью-царевну Иван. Иван тут все вспомнил, и дальше оправился в путь Марьей. Приехали к царю Берендею, царь с царицей приняли их с огромной радостью. Сыграли свадьбу.

Марья-царевна

Образ Берендея в фольклоре

История гласит, что берендеи воевали с половцами и были участниками междоусобиц русских князей. Выступая вассалами, они не хотели подчиняться русским и часто конфликтовали с князьями. Представитель этого племени, царь Берендей стал собирательным образом. Не то оборотень, не то человек, не то животное, этот герой фигурировал в истории Руси. А точнее, его потомки.

Вождь племени берендеев (арт)


Вождь племени берендеев (арт)

Историки утверждают, что берендеи находились в числе служивых в подчинении Юрия Долгорукого. Подчиняясь князю Ярополку Владимировичу, они выступали против Всеволода Ольговича в битве 1139 года. Тридцать тысяч берендеев встали на защиту князя. Свидетельства о них хранятся на Владимиро-Суздальских землях. Исследователи предполагают, что Долгорукий переселил берендеев из Поросья. Люди стали расселяться по русским городам, при этом основывая и свои. Киевские правители наградили берендеев регионом у реки Роси, где некогда находился Ростовец. Теории историков описывают ассимиляцию берендеев в татаро-монгольских племенах после нашествия ига.

Берендеи имели собственную мифологию. Лес был для них священным местом. Племена совершали обряды, поклоняясь природе, чтили ресурсы, дарованные им, и использовали их разумно. Гадания и предсказания – традиция этой народности, поэтому царь Берендей часто предстает героем, наделенным магическими способностями и силой.

Иван-царевич

Индивидуализируя своих героев, Жуковский стремится передать их внутренний мир, сделать их более интересными для читателя. С этой же целью он вводит портрет, пейзаж, описание деталей интерьера. Для народной сказки подобные средства выразительности не характерны.

Приключения царевича

Языковые особенности

Источник: Детская литература: Учебник / Е.Е. Зубарева, В.К. Сигов и др. — М.: Высш. шк., 2004

Что ждало царя дома

Появление царевича во дворце Кощея и первые задания

Иван вошел в светлый каменный дворец Кощея, опустился перед троном на колени. Царь Кощей сначала очень рассердился, а потом рассмеялся. Сказал, что если Иван отслужит ему три службы, то получит свободу. Отправил Кощей царевича отдыхать с дороги и рано утром призвал к себе.

гадание берендеев

Задал первое дело: построить за ночь мраморный дворец с золотой кровлей и хрустальными окнами и разбить вокруг него сад с прудами. Вернулся Иван в свои покои с тяжёлыми думами. Тут к нему в окошко залетела золотая пчёлка. Она превратилась в Марью-царевну. Ей и рассказал Иванушка о своей беде. Девушка утешила его и пообещала, что к утру всё будет сделано, а царевичу надо только ходить и молоточком постукивать. Так оно и случилось. Когда Кощей дворец увидел, то не поверил своим глазам. Рассердился, но дал на завтра новое задание: из 30 его дочерей выбрать младшую. Сидит он в своих покоях, и снова залетает к нему пчёлка и рассказывает, что сёстры все имеет одно лицо, а её он узнает по мошке на щеке.

Кто такие берендеи

С незапамятных времён, как считает историк С. М. Соловьев, это племя служило у князя владимирского Андрея Боголюбского и жило около Переяславля-Залесского. Осталось в памяти людей в этих местах Берендеево болото и следы жилья рядом. Однако часть из них кочевала и охраняла границы Киева от половцев и других князей. Так что племя это было совсем не мифическое, а вполне реальное. Был ли у них царь по имени Берендей? Кто это, историками не установлено. Скорее всего, это был мелкий князь. Он остался в преданиях, как и это малознакомое нам племя. Происходило это в XII веке. Сто лет спустя часть берендеев перебралась в Венгрию и Болгарию. Остатки племени объединились со славянами и превратились в русичей.

сказка о царе берендее жуковский


В мифологии, которую прекрасно использовал писатель Н. Островский, а затем – композитор Н. Римский-Корсаков, есть царь-крестьянин Берендей. Кто это? Человек, который крест целовал на верность своему народу, землепашцам и хлебородам. Он хранитель веры и мудрый наставник своих подданных.

Дедушка рассказывает детям сказку про игрока и пьяницу Вальтера, которому человек в зеленом кафтане проиграл перстень с красным карбункулом. Но не принес Вальтеру счастья волшебный перстень.

За минуту

Дедушка резал табак, когда к нему подошли внуки и попросили рассказать историю. Дети устроились поудобнее, дед закурил трубку и начал рассказывать сказку про красный карбункул.

Жил был на свете красавец, игрок и пьяница Вальтер. И пошла за него замуж девушка Мина. Но перед свадьбой приснился Мине сон — встретила девушка на дороге монаха, который предложил ей достать карты из колоды. Достала Мина туз бубновый (красный карбункул), семерку крести (семь крестов), туз червей (кровавое сердце) и туз виновый (заступ могильный).

Как-то сел Вальтер играть с человеком в зеленом кафтане. Везло Вальтеру и выиграл он перстень с красным карбункулом, который приносил хозяину один золотой в день, кроме праздников. Увидела Мина перстень и заплакала.

Прошло семь тяжелых лет. Вальтер вышел из тюрьмы, пришел домой, зарезал Мину и сбежал. В одном из кабаков сел опять Вальтер за карты. Проигрался, а перстень его подвел. И вонзил Вальтер нож себе в сердце на пустыре, где теперь растет густая крапива.


1. Гусев Д.А. Педагогический потенциал народного творчества в контексте исторического анализа развития образовательных учреждений на селе // Гуманитарные науки и образование. – 2015. – № 1 (21). – С. 44–47.

2. Гусев Д.А. Народное творчество как средство развития духовно-нравственных ценностей в дошкольном и младшем школьном детстве в условиях села // Детский сад от А до Я. – 2015. – № 3. – С. 34–40.

3. Еремеев С.Н. Русская литературная сказка первой половины XIX века: структурно-повествовательный аспект: дис. . канд. филол. наук. – Мичуринск, 2002.

4. Жесткова Е.А. Внеклассная работа по литературному чтению как средство развития читательских интересов младших школьников / Е.А. Жесткова, Е.В. Цуцкова // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6. – С. 1330.

5. Жесткова Е.А. Мир детства в творческом сознании и художественной практике В.И. Даля // Филологические науки. Вопросы теории и практики. – 2014. – № 4–3 (34). – С. 70–74.

6. Жесткова Е.А., Клычёва А.С. Духовно-нравственное развитие младших школьников на уроках литературного чтения посредством русской народной сказки // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2015. – № 1–1. – С. 126–129.

7. Лучина Т.И. Взаимосвязь коммуникативного образования и нравственного воспитания современных школьников // Теория и практика социального государства в Российской Федерации: научно-производственный потенциал и социальные технологии: материалы III всероссийской научно-практической конференции с международным участием. – Омск, 2015. – С. 149–158.

8. Тихомирова О.Б. Содержательно-методический контекст интеллектуального и личностного развития дошкольников в процессе знакомства со сказками Л.Н. Толстого // Вестник угроведения. – 2013. – № 3. – С. 100–106

9. Тихомирова О.Б. Духовно-нравственное развитие дошкольников в условиях детского сада / Тихомирова О.Б., Наумова Т.В. // Наука и мир Международный научный журнал. – 2014. – № 1 (5). – С. 306–310.

К изучению сказок Жуковского в контексте его творчества обращались многие литературные критики, начиная с современных поэту и оканчивая современными сегодняшнему читателю. Это и первые биографы поэта – И. Загарин, А. Зейдлиц, А. Веселовский, А. Архангельский, и литературные деятели – А. Пыпин, И. Полевой, и поэт и журналист Л.Майков. Это и принадлежащие XX веку ученые-литературоведы – Поспелов, Бессараб, Семенко, Маймин и другие (мы приводим лишь наиболее известные фамилии исследователей литературы, занимавшихся изучением литературных сказок поэта как неотъемлемой части его творческого наследия). Как выдающуюся следует отметить работу А.Н. Веселовского, вошедшую в 16-й том Академического собрания сочинений, составителем которого был известный русский фольклорист М.К. Азадовский, поскольку в ней исследуются не только мотивы, образы, язык сказок Жуковского, но и дан развернутый комментарий по каждой сказке.

В центре повествования история человека, поддавшегося дьявольскому искушению нечестной игрой в карты приобрести богатство, беспечную, веселую жизнь. Герой сказки Вальтер наказан за то, что забыл Божьи заповеди и предался силе, но еще более за то, что пытался совратить других людей. Расплата за его грехи – одиночество, горе близких.

Дидактизм сказки, ее Нравоучительный характер смягчены лукавой наивностью, с которой рассуждает юная Луиза о страшном смысле рассказанной истории:

Тут Луиза примолвила: «Бабушка, кто же боится?

Основной идеей сказки является призыв слушаться своей совести, служащей каждому человеку защитой от нечестных поступков, неправедных мыслей, низменных интересов и желаний. Поступать по совести – соблюдать Божий закон. Именно эта мысль в центре внимания автора, и ее он стремится донести до читателя.

В трактовке системы образов Жуковский в основном старается следовать фольклорному источнику, но при этом вносит и свое понимание сказочных образов. Так, образы царя Берендея и Кощея в интерпретации Жуковского мало соответствуют образам народной сказки. Здесь Жуковский дает волю своей поэтической фантазии. Образ царя в народном источнике почти не разработан, эпизодичен. Жуковский его раскрывает и дополняет.

Кроме чисто литературных приемов (портрет, пейзаж), при создании образов Жуковский пользуется характерными приемами фольклорных сказок, такими, как характеристика персонажа через действие. Для раскрытия образов поэт успешно использует диалоги, отражает душевное состояние героев с помощью прямой речи, реплик вслух, внутренних монологов.

Свою последнюю сказку Жуковский старается сделать динамичнее, жертвуя для этих целей некоторыми элементами сказочной обрядности. Это стремление поэта особенно четко прослеживается при сравнении рукописного и опубликованных текстов.

Кощей

Всмотримся в портрет Кощея. Жемчужины, клешни вместо рук, зеленоглазость — все это портрет царя морского, а не подземного. Возможно, в портрете сохранился намек на героя народной сказки.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Путешествие к царю Берендею

Развернутый конспект занятия для учащихся нвчальной школы, с применением здоровьесберегающей технологии. Направлено на формирование физического здоровья учащихся, развитие интереса к спорту и развитие…

Урок 1. Весенняя сказка А.Н.Островского

Форма урока:

Диагностические цели урока:

  1. познакомиться со сказкой А.Н.Островского, определить жанр произведения;
  2. выстроить систему образов;
  3. в выразительном чтении передать авторское отношение к персонажам;
  4. написать синквейн по произведению.

Начинаем урок с просмотра иллюстраций к произведению (слайд-шоу):

  1. Стеллецкий. Пролог. Эскиз декорации к опере.
  2. Палаты царя Берендея. Эскиз декорации. Васнецов, 1885 г.
  3. Васнецов. Весна. Эскиз костюма, 1882 г.
  4. Брусила и берендеи – робята. Эскиз костюмов, 1885 – 1886 гг.
  5. Снегурочка и Лель. Эскизы костюмов, 1885 – 1886 гг.

Вопросы на читательское восприятие:

  1. Какие чувства вы испытывали, просматривая иллюстрации и слушая музыку?
  2. Царство Берендея. Каким вы его увидели?
  3. Какой эпизод вам запомнился? К какому эпизоду захотелось нарисовать иллюстрацию?
  4. Какой вы себе представляете Снегурочку?
  5. Где ещё вы встречались со Снегурочкой? Сравните её с героинями русских народных сказок (см. Приложение 1).
  6. Какие чувства у вас остались после прочтения?

Анализ произведения:

    Знакомство с теорией. Запись на доске:

Драма – Пьеса – Сказка – Конфликт –
Учитель обязательно должен дать толкование незнакомых слов, встречающихся в пьесе (см. Приложение 2).

– Где происходит действие пьесы? Как вы узнали? – Кто герои пьесы? Опишите их. – Какую роль играет описание природы? – Как встречает Весну земля берендеев? Найдите и зачитайте. – Где проходит детство Снегурочки? – Почему Снегурочка хочет уйти к людям? Разве её не любят отец и мать? – В чём суть конфликта между Весной и Морозом? – Мороз с радостью отпускает Снегурочку к людям? От чего он предостерегает Снегурочку? – Как Островский рисует картины народной жизни? – Расскажите о масленице (см. Приложение 3). – Как берендеи воспринимают появление Снегурочки? – Что вы можете рассказать о новой семье Снегурочки? – Кто такой Лель? Что в нём привлекает Снегурочку? – Почему Лель бросает цветок, подаренный Снегурочкой, и убегает к другим девушкам? – Чем отличается Снегурочка от Купавы? На чьей стороне ваши симпатии? – Почему срывается помолвка между Мизгирём и Купавой? – Итак, какой предстаёт Снегурочка в начале пьесы?

Синквейн – один из приёмов, развивающих критическое мышление. Это пятистрочная строфа:

  1. одно ключевое слово (существительное);
  2. два прилагательных, характеризующих слово в первой строке;
  3. три глагола;
  4. короткая фраза, умозаключение, в которых показано отношение к проблеме;
  5. одно существительное (синоним к первой строке).

Домашнее задание.

  1. Составить устный рассказ об одном герое, используя примеры из текста.
  2. Выбрать материал о Берендее, его отношении к народу.
  3. Ответить на вопрос: почему гибнет Снегурочка?

Урок 2. Снегурочка и Берендеево царство

В центре нашего внимания – устройство Берендеева царства, нравы, быт берендеев, жизненные ценности. Отношения между Снегурочкой и берендеями. В чем суть конфликта?

Диагностические цели урока.

  1. Объяснить, в чем состоит конфликт между Снегурочкой и берендеями, морозом и ярилой, богатством и бедностью;
  2. Формировать умение давать характеристику героям;
  3. Учащиеся смогут рассказать о герое;
  4. В результате ученики смогут ответить на вопросы: почему погибает Снегурочка? О чём меня задуматься пьеса Островского?
  5. Учащиеся смогут сравнить сказку Островского и русские народные сказки. Форма урока: беседа чтение, прослушивание отрывков из аудиокниги.
  1. Что мы узнали о героях на прошлом уроке? (Рассказы учащихся, домашнее задание)
  2. Расскажите о берендеях. По каким законам они живут? Подтвердите примерами из текста.
  3. Каким вы представляете царя Берендея?
  4. Как он относится к своим подданным?
  5. Почему берендеи не приняли Снегурочку?
  6. В чем суть конфликта? (Рисуем на доске)

– С какой целью Снег идет к весне? – Как меняется Снегурочка? – Какое наказание царь Берендей выносит Мизгирю? – Любит ли Мизгирь Снегурочку? Почему не слушается её? – Почему гибнет Снегурочка? – Кто виноват в её смерти? – Почему? – Островский позаимствовал сюжет из русских народных сказок.

Домашнее задание:

разделить класс на 4 группы:

Форма урока:

урок – театрализованное представление.

  1. Прививать интерес к литературе.
  2. Учащиеся смогут в театрализованной игре передать характеры героев.

Слово учителя.

Какими же мы представляем себе героев пьесы А.Н.Островского?

Выступления учащихся.

  1. Удалось ли наше представление?
  2. Кто из ребят сыграл лучше всех? Почему?
  3. Если бы вам предложили сыграть в спектакле ещё раз, какую бы роль выбрали?

Вот и закончилась наша встреча со «Снегурочкой А.Н.Островского.

Вариант заключительного урока

Заранее распределить роли.

Снегурочка рассказывает о своей жизни в лесу, о том, зачем пришла к людям.

Прокурор обвиняет берендеев в смерти Снегурочки.

Адвокат составляет оправдательную речь.

Судья ведёт судебное заседание, вызывает свидетелей.

Свидетели: Мороз, Весна, Мизгирь, Купава, Лель, Ярило.

Заключительное слово учителя.

Сегодня в литературном суде мы выслушали обвинение, защиту, свидетелей, Снегурочку. Настала пора и всем нам дать свою оценку произошедшему.

  1. Что вы можете сказать о Снегурочке?
  2. Кто виноват в гибели Снегурочки?

Список литературы

  1. Асов А. Славянские боги и рождение Руси. М., 2006.
  2. Архангельский А. Александр Николаевич Островский. Художественный мир писателя. Литература. 2001. № 33.
  3. Афанасьев А.Н. Древо жизни. М., 1983.
  4. Библиотека всемирной литературы. Т.79. М., 1974.
  5. Васнецов В. Из собрания Государственной Третьяковской галереи. Автор-составитель Л.И. Иовлева. М., 1984.
  6. Виктор Михайлович Васнецов. М., 1987.
  7. История Русской литературы XIX века. Под редакцией С.М.Петрова. М., 1974.
  8. Круглый год. Русский земледельческий календарь. М., 1991.
  9. Науменко Т. И., Алеев В.В. Музыка. 8 класс. М., 2002.
  10. Островский А.Н. Сочинения в 3-х томах. М., 1987.
  11. Островский в школе. М., 2002.
  12. Роговер Е.С. Самая полная история русской литературы XIX века (2-я половина). С-Пб., 2003.
  13. Рыбаков Б.А. Язычество Древней Руси. М., 1987.
  14. Рыжкова Т. Проектирование уроков литературы. Литература. 2007. №№ 17 – 24.
  15. Слово о музыке. Русские композиторы XIX века. Составитель В.Б.Григорович и З.М.Андреева. М., 1990.
  16. Третьякова Л.С. Русская музыка XIX века. М., 1982

В конце пьесы Берендей благословляет влюбленных на восходе солнца. Когда же гибнет Снегурочка, царь не жалеет ее, наоборот, радуется тому, что его народ избавился от стужи.

Таким образом, царь Берендей – мудрый глава государства, заботящийся о своем народе. За это его любят и уважают. Уважение вызывает и то, что он сумел сохранить в государстве мир.

Марья-царевна

Что ждало царя дома

Иван-царевич

Индивидуализируя своих героев, Жуковский стремится передать их внутренний мир, сделать их более интересными для читателя. С этой же целью он вводит портрет, пейзаж, описание деталей интерьера. Для народной сказки подобные средства выразительности не характерны.

Кто такие берендеи

С незапамятных времён, как считает историк С. М. Соловьев, это племя служило у князя владимирского Андрея Боголюбского и жило около Переяславля-Залесского. Осталось в памяти людей в этих местах Берендеево болото и следы жилья рядом. Однако часть из них кочевала и охраняла границы Киева от половцев и других князей. Так что племя это было совсем не мифическое, а вполне реальное. Был ли у них царь по имени Берендей? Кто это, историками не установлено. Скорее всего, это был мелкий князь. Он остался в преданиях, как и это малознакомое нам племя. Происходило это в XII веке. Сто лет спустя часть берендеев перебралась в Венгрию и Болгарию. Остатки племени объединились со славянами и превратились в русичей.

сказка о царе берендее жуковский


Смотреть галерею

В мифологии, которую прекрасно использовал писатель Н. Островский, а затем – композитор Н. Римский-Корсаков, есть царь-крестьянин Берендей. Кто это? Человек, который крест целовал на верность своему народу, землепашцам и хлебородам. Он хранитель веры и мудрый наставник своих подданных.

Языковые особенности

Источник: Детская литература: Учебник / Е.Е. Зубарева, В.К. Сигов и др. — М.: Высш. шк., 2004

Жуковский Повести и сказки

Муж пьяница — беда из бед, муж картёжник — сущее наказание. Да плоха жена, не прилагающая к исправлению мужа старание. Пусть карты сказали достаточно, веры им быть не должно. Самой предстоит судьбу ковать, либо положиться на провидение: всё под одно. Куда не стремись, избежать рока не сможешь никак, ведь достался карбункул, хоть муж и явный дурак. Пить бросать не собирался, сделав послабления, от картёжного азарта отказался, утопая в зелёном змие без совести зазрения. И, однажды, явился к нему Бука — с виду господин приятный. Он-то и пробудил в пропойце азарт к картам стократный.

К чему склонить читателя? Требуется мораль. Надо сделать так, чтобы не было оступника жаль. Он сам взял карты в руки, нарушая жены запрет, горько продолжая пить, не замечая меркнущий свет. Какой же это Бука явился к нему? Жуковский сослался на дьявола подобие. Читатель видел Буку иначе, принимая за разума на человека злобие. Бука — есть тот, кто приходит за ослабший от осознания реальности мир, кто кажется нужным, если для пропойцы алкоголь стался кумир. Оно так, чего Жуковский отрицать полностью не стал, указывая на иное, искушением Василий Буку назвал. Так и есть — искушение злое, горе-горемычное и бедовая беда. Без карт можно сказать, какая ожидает слабовольного человека судьба.

Семёрка треф — тюрьма на семилетний срок. А туз червей? К пролитию крови он. Жена продолжит ждать мужа, запустеет за годы прошедшие дом. Явится муж, свирепый без предела, нож будет в руке, убьёт жену, потянется к картам, утонет в вине. Всё Бука виновен, ибо семь лет назад карбункул ему проиграл, а этот карбункул в кармане пустоту в звонкий талер превращал. Праздная жизнь сгубила человека, ибо губит всегда ощущение дозволенного изрядно. Оттого не получается жить с наслаждением, становится жить неприятно. Следом проступок, наказание, случается беда, сколько не уповай на судьбу, не говори, будто не твоя это вина.

Не простой перевод Жуковскому достался, другого рода Василий мораль искал. Может Горе-Злосчастие ему мнилось быть показано важным, схожую идею в сих строках сообщал. Исключение зримо, туз бубновый жить другим образом не умел, обращая в труху каждый день и всякое мгновение. Если и создавал о себе благостное, то разочаровывающее впоследствии впечатление. В том особенность варианта Василия — наказ жить по совести, соразмеряя возможности и потребность. Ведь и правда, зачем человеку выносить сор из избы, терпеть мира злободневность? Не для себя существовать — мир своим присутствием украшать. Будет трудно, казаться невероятным, но к тому нужно себя направлять.

Всё равно, каждый на собственный лад рассказ за авторством Гебеля поймёт, не каждый читатель задумается над содержанием, особенно, если не привык давать мыслям ход.

Автор: Константин Трунин

Дополнительные метки: жуковский красный карбункул критика, анализ, отзывы, рецензия, книга, Vasily Zhukovsky, analysis, review, book, content, Johann Peter Hebel, Der Karfunkel

Читайте также: