Животные и растения ближайшего окружения в детском саду

Обновлено: 05.07.2024

Автор: Побережняк Ирина Аркадьевна

Населенный пункт: Республика Хакасия, г. Саяногорск

Цель: формировать предпосылки экологического сознания через познавательную деятельность детей среднего дошкольного возраста.

Задачи проекта:

  • познакомить детей с разнообразием природных объектов;
  • продолжать формировать элементарные представления о способах взаимодействия с растениями и птицами ( рассматривать растения, не нанося им вред, наблюдать за птицами не беспокоя их, кормить только с разрешения взрослых);
  • формировать умение понимать простейшие взаимосвязи в природе ( если растение не поливать – оно засохнет и погибнет);
  • знакомить с элементарными правилами поведения в природе.

Предполагаемые результаты проекта:

  • развитие познавательно – исследовательской деятельности (развитие элементарного детского экспериментирования с предметами окружающего мира);
  • формирование целостной картины мира, расширение кругозора (расширить представление о природе на основе эмоционального постижения окружающей действительности);
  • развитие сенсорной культуры (цвет, форма и величина предметов окружающего мира);
  • развитие продуктивной деятельности (знакомство с возможностями и способами взаимодействия с природными материалами).

Этапы работы над тематической неделей:

1 этап – подготовительный

Реализация плана темы недели с детьми, родителями, педагогическим коллективом.

Этапы реализации тематической недели

Календарь

тематической недели

Непосредственная совместная воспитательно - образовательная деятельность педагога и детей

Воспитательно -образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов

Понедельник

Цель: познакомить детей со свойствами воды (вкус, цвет, запах, текучесть); уточнить значение её для всего живого.

Задачи:

  • развивать любознательность, мышление и речь детей;
  • ввести в активный словарь детей слова: жидкость, бесцветная, безвкусная, прозрачная;
  • воспитывать бережное отношение к воде.

Чтение художественной литературы

Цель: Учить детей внимательно слушать литературное произведение

Художественное творчество

* познакомить детей с техникой аппликативной мозаики;

*напомнить детям, что даже такой привычный объект, как вода, таит в себе много неизвестного; дать детям элементарные знания о круговороте воды в природе;

* вызывать интерес к созданию выразительного цветового образа;

* развивать мелкую моторику и согласованность в движениях обеих рук;

* воспитывать самостоятельность, уверенность, интерес к художественному экспериментированию.

Цель: прививать детям правила личной гигиены.

Загадывание и отгадывание загадок про воду

Дидактическая игра «Чудесный

Игра малой подвижности

Цель: учить детей копировать движения живущих на болоте обитателей.

Цель: Учить выполнять правила в подвижных играх, развивать активность детей в процессе двигательной деятельности.

Календарь

тематической недели

Непосредственная совместная воспитательно - образовательная деятельность педагога и детей

Воспитательно - образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов

Вторник

Познавательная деятельность

Цель: знакомство с берёзой. её строением ( ствол, ветки, корень, листья).

Задачи:

  • развивать творческие способности детей;
  • воспитание любви к природе;
  • расширить и пополнить словарный запас.

Чтение художественной литературы

Цель:

  • учить детей внимательно слушать литературное произведение;
  • развитие речи, обогащение словаря.

Цель: учить внимательно, слушать текст и в соответствии с ним выполнять движения.

Художественное творчество

Цель:

*учить передавать в рисунке характерные особенности изображения березы;

*совершенствовать технические приемы работы кистью;

* воспитывать эстетический вкус, любовь и бережное отношение к родной природе;

* развивать воображение, мышление, образное восприятие.

Развивающие задачи: развивать внимание, память.

Воспитательные задачи: воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Цель: учить детей бегать легко, не наталкиваясь друг на друга, выполнять движения в соответствии с текстом; учить быстро, реагировать на сигнал, ориентироваться в пространстве.

Социализация

Календарь

тематической недели

Непосредственная совместная воспитательно - образовательная деятельность педагога и детей

Воспитательно - образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов

Среда

Познавательна деятельность

Задачи: уточнить и расширить представления детей о домашних птицах; учить находить признаки сходства и различия, выражать их в речи; развивать умение наблюдать, анализировать и делать выводы.

Чтение художественной литературы

Цель: формировать умение заинтересованно слушать рассказы.

Художественное творчество

Цель: формировать умение составлять рассказ-описание птиц с опорой на план-схему; формировать слуховое внимание, мышление; продолжать учить детей лепить птиц конструктивным способом из четырех-пяти частей, разных по форме и размеру, с использованием дополнительных материалов (спичек, бисера, семечек), развивать чувство формы, способности к композиции; воспитывать интерес к природе, желание помогать зимующим птицам в холодное время года.

Задачи: создать условия для систематизации и обобщения знаний детей о птицах (название, внешний вид – общие и отличительные особенности, поведение, способы добывания пищи); обобщения знаний о зимующих птицах и заботе человека о них; классификации птиц по существенным признакам, используя схему-модель; воспитывать интерес к художественно-популярной литературе о птицах.

Дидактическая игра

Календарь

тематической недели

Непосредственная совместная воспитательно -образовательная деятельность педагога и детей

Воспитательно - образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов

Четверг

Задачи: закрепление элементарных представлений о комнатных растениях: у растения есть стебель, листья; листья зеленые; растение сажают в горшок с землей и дренажем; закреплять знания названий комнатных растений; уметь отличать комнатные растения от садовых; закрепление умения ухаживать за комнатными растениями: поливать, рыхлить землю в горшке, протирать листья; делать все по необходимости; показать детям алгоритм посадки комнатного растения; воспитание самостоятельности, доброжелательности, желания оказать помощь.

Чтение художественной литературы

Чтение стихотворения В. Паспалеевой

Цель: учить слушать, развивать внимание и речь.

Художественное творчество

Задачи: учить детей изготовлению цветов в технике оригами; развивать глазомер, мелкую моторику рук, речь детей; воспитывать стремление доводить начатое дело до конца; любовь и бережное отношение к цветам.

Задачи: познакомить детей со строением цветочных растений (стебель, листья, цветок); показать разнообразие цветочных растений, сравнить цветы (иван-чай и бархатцы); воспитывать бережное отношение к растениям.

Пальчиковые игры:

Привлечь родителей к оформлению клумбы на территории детского сада.

Календарь

тематической недели

Непосредственная совместная воспитательно - образовательная деятельность педагога и детей

Воспитательно - образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов

Пятница

Итоговое мероприятие - развлечение экологической направленности

Задачи: вызвать эмоционально положительное отношение к праздникам; формировать основы досуговой культуры; закреплять умения выразительно и ритмично двигаться в соответствии с характером музыки, выполнять танцевальные движения

Задачи: в игровой форме развивать основные качества: силу, ловкость, быстроту, выносливость, координацию движений, гибкость; развивать умение ориентироваться в пространстве;

закреплять ранее разученные виды ходьбы и бега; воспитывать чувства сопереживания и взаимовыручки, дружбы, организованности.

Задачи: познакомить со способами безопасного взаимодействия с растениями и животными; формировать бережное отношение к природе через игровую деятельность.

Формы деятельности с воспитанниками: беседа, физическая разминка под музыку, эстафета.

Задачи: дать представление о значении растений; показать зависимость всего живого от состояния растительного покрова; воспитывать интерес к растениям, учить понимать происходящие в природе процессы.

Чтение познавательной литературы

Задача: учить понимать происходящие в природе процессы.

Ритмично-речевая игра.


Объяснить, как нужно ухаживать за растениями, для чего нужно их поливать, поворачивать к солнцу или содержать в тени, смахивать с листьев пыль.

Объяснить, для чего люди дома держат комнатные растения, рассказать ребенку, как комнатные растения могут реагировать на изменение погоды, менять внешний вид утром и вечером.

Сравнить кактус и алое, составить небольшой сравнительный рассказ о внешних особенностях этих растений (по возможности показать ребенку несколько видов кактусов).

Упражнения на развитие речи:

Кактус, герань, незабудка, фикус

(Незабудка – лишняя, т.к. не является комнатным растением)

Предложите ребенку самому придумать загадку – описать растение, используя его характерные признаки (форму стебля, листьев, наличие цветов и т.п.)

Развитие речи:

Взрослый называет растение, например: кактус; ребёнок должен сказать: - Нет кактуса.

Герань – нет герани.

Фиалка – нет фиалки.

Бальзамин – нет бальзамина.

Горшок – нет горшка и так далее

цветок – цветочек бутон — …

ветка – ветки бутон — …

один цветок, два цветка, три…, четыре…, пять

одна ветка, две ветки, три…, четыре…, пять…

один горшок, два горшка, три…, четыре…, пять…

корень, стебель, ветка, лист, бутон, цветок

Развитие мышления, памяти внимания

Предложите ребёнку запомнить и повторить 2-3 комнатных растения в Вашем доме, назвать их части (цветок, лист, стебель).

Найди такой же.

Взрослый предлагает ребёнку запомнить расположения предметов. Затем ребёнок закрывает глаза, а взрослый меняет предметы местами или убирает 1 предмет. Задача ребёнку угадать что изменилось.

Угадай растение по описанию

Для игры отберите несколько комнатных растений (2 - 3) с заметными отличительными признаками. Взрослый начинает подробно рассказывать об одном из растений, описывать его, но не называть. Задача ребёнку=а-угадать о каком растении идёт речь и назвать его (показать).

Задачи: расширять знания о жизненных проявлениях всего живого (питание, рост, развитие). Уточнить и систематизировать знания о растениях и животных. Совершенствовать умение рисовать акварелью, передавая в рисунке изображение весенних цветов. Развивать наблюдательность и любознательность, продолжая знакомить их с предметами и явлениями природы. Воспитывать эмоционально-доброжелательное отношение к живым объектам природы.

Ход непосредственно образовательной деятельности:

М: Я принёс вам картинки с изображением живой и неживой природы, но они перепутались между собой. Помогите мне, пожалуйста! (демонстрируются слайды)

М: Молодцы! Спасибо!

В: Мы с вами уже говорили о том, что в природе нет ничего лишнего, всё и все в ней взаимосвязаны. И если исчезает или вымирает определённый вид животных или растений, это ощущают все, в том числе и человек. Животные, растения и человек должны жить по законам добра, любви, взаимопомощи.

М: Какие растения вы знаете? Какие растения есть у вас дома? «Как вы полагаете, растения живые? Почему? (ответы детей)

В: Ребята, какие части можно выделить у растений? (ответы детей)

Закроем глаза и представим, что мы вдыхаем чистый лесной воздух.

В весеннем лесу нас приветливо встречают стройные, раскидистые деревья. Дети отрабатывают правильную осанку: пятки вместе, носки врозь, плечи расправлены, живот подтянут, голову прямо. Руки согнуты, ладони на уровне головы, пальцы широко расставлены.

В: А теперь вернёмся к нам в группу. (дети рассаживаются на места).

Ребята, а могут ли растения жить без воды? Какие водные растения вы знаете? Я хочу вас познакомить с другими водными растениями. (слайды с кратким пояснением).

М: У меня для вас есть посылка. (фигурки диких и домашних животных).

Давайте их назовём и поставим диких животных отдельно от домашних.

Воспитатель называет животного, а ребёнок детёныша.

В: Чем питаются домашние животные? Чем питаются дикие животные?

Какие составные части можно выделить у животных?

Вы наверное, устали? И поэтому все встали

Пошипели, помолчали и как зайки поскакали,

И за кустиком пропали.

В: Чем отличается строение растений от строения животных? У человека есть руки, а что есть у зверей, у рыб, у птиц? Как передвигается человек, а животные? Какую пользу приносят растения? Как вы ухаживаете за растениями и животными в уголке природы? (ответы детей).

В: Ребята, давайте нарисуем для нашего медвежонка красивые цветы на зелёной лужайке и подарим на память о нас. Чтобы наши рисунки получились красивыми сделаем зарядку для пальчиков.

Вырос высокий цветок на поляне, утром весенним раскрыл лепестки,

Всем лепесткам красоту и питанье дружно дают под землёй корешки!

Что растет в нашем огороде? Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста по познавательному развитию на тему:«Что растет.

Приглашаю в нашу группу

Приглашаю в нашу группу В нашем сайте посмотрела очень много фотографий оформления групп, выставок. Мне тоже хочется вам показать, как мы живем. Наша группа называется.

- рассматривание картин с изображением диких животных,
- чтение произведений о животных,
- беседы о лесе.

Можно дышать лесным воздухом?

Можно кричать в лесу?

Можно бросать мусор?

Можно собирать грибы?

Можно жечь костёр?

Можно любоваться деревьями?

Можно ломать деревья?

Можно собирать ягоды?

Полон сказок и чудес!

Ты о чём шумишь листвою

Ночью тёмной, грозовою?

Кто в глуши твоей таится?

Что за зверь? Какая птица?

Всё открой, не утаи

Ты же видишь – мы свои.

Воспитатель: Смотрите сколько в лесу грибов и ягод. У меня есть 2 корзинки: в одну соберём грибы, но не забывайте, что ни все грибы можно брать с собой из леса, а в другую соберём ягоды. Какие грибы нельзя брать из леса домой? (ядовитые)

(Дети собирают ягоды и грибы в корзинки)

Воспитатель: Давайте присядем на полянке и, посмотрим какие ягоды, и грибы мы собрали в лесу.

(Дети усаживаются на стульчики, воспитатель показывает грибы и ягоды – дети их называют)

Воспитатель: Смотрите, а кто тут в лесу на веточке сидит? Это сорока и принесла она нам загадки про зверей, я буду их читать, а вы отгадывать:

Хоть не ёлка – весь в иголках,

Не боится даже волка,

Не страшна ему лиса –

Вот такие чудеса.

Кто осенью спать ложится,

А весной встаёт?

Через поле напрямик скачет серый воротник?

Кто в лесу голодный рыщет,

Под кустом зайчишку ищет?

Жарким днём лесной тропой

Звери шли на водопой

За мамой лосихой топал лосёнок.

За мамой лисицей крался лисёнок.

За мамой ежихой катился ежонок.

За мамой медведицей шёл медвежонок.

За мамой белкой скакали бельчата

За мамой зайчихой косые зайчата.

Волчица вела за собою волчат.

Все мамы и дети напиться хотят.

Воспитатель: В лесу очень много разных звуков. Давайте расскажем, кто какие звуки в лесу издаёт.

-Лягушка что делает?

-Медведь, что делает?

Воспитатель: Давайте присядем с вами на полянку. Понравилось вам в лесу? А теперь я посмотрю, что вы запомнили про лес.

Кто в лесу бурый, косолапый, неуклюжий?

Что в лесу красивое, ароматное, сладкое?

Кто в лесу хитрый, рыжий, пушистый?

Что в лесу вечнозелёное, колючее, высокое?

Кто в лесу серый, зубастый, злой?

Воспитатель подводит итог занятия.

4. Лобынько, Л. В. Современные подходы к образовательному процессу/ Л.В. Лобынько, Т.Ю. Швецова.- Минск: ИВЦ Минфина,2009.- 280 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное занятие на тему "В мире эмоций" для детей средней группы с ОВЗ.

В ходе занятия у детей формируются представления о различных эмоциональных состояниях, развиваются умения по мимике понимать чувства персонажей. Дети знакомятся с различными способоми повышения настро.



Конспект занятия на тему "Творчество К.И.Чуковского" в средней группе детского сада.

Конспект занятия кружка "Читарики" на тему "Творчество К.И.Чуковского" в средней группе детского сада.Образовательная область:"Речевое развитие".

Цели:· учить детей передавать реальное сходство с грузовой машиной с помощью деталей конструктора по типу ЛЕГО; продолжаем учить анализировать.


Конспект НОД по ОО "Познавательное развитие" для детей средней группы с ТНР . Лексическая тема "Домашние животные".


Данное занятие проводиться детям 4-5 лет и предназначено для увеличения знаний детей об окружающем мире живой природы.


Тема: «В мире растений и животных"Программное содержание:-систематизировать представления воспитанников об обитателях леса, о сообществе растений, животных;-развивать внимание, мышление, во.

Читайте также: